Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7440
Скачиваний: 69
III
степень
— 25—74 % —
средний
интеллект
;
IV
степень
— 5—24 % —
интеллект
ниже
среднего
;
V
степень
—
ниже
5 % —
интеллектуальный
дефект
.
Приведенная
градация
относится
к
определенной
возрастной
группе
и
свидетельствует
об
интеллектуальном
уровне
обследуе
-
мого
относительно
той
возрастной
группы
,
к
которой
он
принад
-
лежит
.
С
помощью
специальной
таблицы
абсолютный
показатель
может
быть
переведен
в
интеллектуальный
коэффициент
(IQ).
Методика
Титце
Была
опубликована
М
.
Титце
в
1974
г
. (
М
. Titze, 1974)
и
пред
-
назначалась
для
изучения
нарушений
мышления
при
шизофре
-
нии
.
Стимульный
материал
методики
представлен
семью
боль
-
шими
картинами
размером
23x20
см
,
на
которых
изображены
раз
-
личные
объекты
или
ситуации
:
1)
бензозаправочная
станция
с
заправляющимся
автомобилем
;
2)
группа
людей
,
наблюдающих
за
спуском
с
самолета
парашю
-
тистов
;
3)
интерьер
делового
помещения
с
изображенным
на
переднем
плане
разговаривающим
по
телефону
мужчиной
;
4)
несчастный
случай
на
улице
,
на
переднем
плане
врач
оказыва
-
ет
помощь
лежащему
на
проезжей
части
человеку
;
5)
расстрел
;
6)
ограбление
в
малолюдном
месте
;
7)
жилая
комната
с
экраном
телевизора
,
разбитым
мячом
и
него
-
дующей
женщиной
.
На
каждой
из
таких
больших
картин
имеется
прямоугольной
формы
«
белый
»
участок
с
отсутствующим
изображением
,
которое
надо
восстановить
испытуемому
.
Для
этого
одновременно
пред
-
лагается
42
общих
для
всех
семи
больших
картин
фрагмента
,
по
величине
и
форме
точно
соответствующих
участку
большой
кар
-
тины
;
фрагменты
содержат
изображения
отдельных
живых
или
неодушевленных
предметов
—
велосипедист
,
книжный
шкаф
,
танк
,
легковой
автомобиль
,
автомобиль
«
скорой
помощи
»,
кресло
,
собака
,
бегущий
полицейский
и
т
.
д
.
(
рис
. 16).
131
132
133
Техника
проведения
исследования
сводится
к
следующему
.
1.
Инструкция
: «
Сейчас
Вам
будут
показаны
несколько
больших
картин
,
на
которых
изображены
различные
реальные
сцены
.
На
каждой
из
картин
имеется
участок
отсутствующего
изо
-
бражения
.
Одновременно
Вам
будут
предложены
различные
варианты
этих
отсутствующих
изображений
,
общие
для
всех
больших
картин
.
Необходимо
к
каждой
из
больших
картин
по
-
добрать
соответствующий
целостности
ее
сюжета
до
-
полняющий
фрагмент
.
Если
Вы
сочтете
,
что
таких
фрагмен
-
тов
,
восстанавливающих
целостность
изображения
на
большой
картине
,
может
быть
несколько
,
то
выберите
все
,
но
первым
все
равно
тот
из
них
,
который
больше
всего
подходит
по
смыслу
.
Скажите
номер
этого
фрагмента
(
он
написан
на
обо
-
роте
карточки
)
и
положите
выбранный
(-
е
)
фрагмент
(-
ы
)
на
место
,
переходя
к
следующей
большой
картине
.
Чувствуйте
себя
совершенно
свободно
.
Ваш
интеллект
при
этом
не
прове
-
ряется
.
Время
Ваших
выборов
не
ограничено
.
2.
На
регистрационном
бланке
фиксируются
все
выборы
испы
-
туемых
,
время
каждого
выбора
,
а
также
все
спонтанные
вы
-
сказывания
испытуемых
во
время
выполнения
134
исследования
.
Кроме
того
,
необходимо
просить
испытуемых
дать
пояснение
каждого
их
выбора
,
оно
также
заносится
в
про
-
токол
.
Таким
образом
,
методика
Титце
в
определенном
смысле
может
быть
сравнима
с
матрицами
Рейвена
,
а
также
позволяет
исследо
-
вать
деятельность
испытуемых
.
Методика
была
апробирована
автором
на
группах
больных
ши
-
зофренией
,
депрессиями
,
неврозами
,
алкоголизмом
,
а
также
на
здоровых
испытуемых
.
Установлено
,
что
больные
шизофренией
на
одну
большую
картину
выбирают
больше
дополнений
,
чем
представители
других
исследуемых
групп
.
Указано
на
необходи
-
мость
анализа
высказываний
испытуемых
,
объясняющих
выбор
того
или
иного
дополняющего
фрагмента
.
Отмечена
высокая
чув
-
ствительность
методики
в
отношении
выявления
шизофрениче
-
ских
расстройств
мышления
.
Комплексная
апробация
методики
на
русскоязычном
контин
-
генте
была
проведена
В
.
М
.
Блейхером
и
С
.
Н
.
Боковым
(1995).
Методика
предлагалась
для
выполнения
психически
здоровым
испытуемым
,
больным
неврозами
и
невротическими
развитиями
,
шизофренией
,
эпилепсией
,
различными
неэпилептическими
ор
-
ганическими
поражениями
головного
мозга
,
лицам
с
ак
-
центуациями
характера
и
психопатиями
,
пограничной
интеллек
-
туальной
недостаточностью
,
умственным
недоразвитием
различ
-
ных
степеней
.
Психиатрический
диагноз
у
всех
испытуемых
не
вызывал
сомнений
и
имел
давность
не
менее
2
лет
.
Установлено
,
что
для
больных
шизофренией
характерно
наи
-
большее
среднее
количество
выборов
на
одну
большую
картину
.
Качественный
анализ
особенностей
выполнений
испытуемыми
отдельных
заданий
методики
позволил
обнаружить
у
них
значи
-
тельный
спектр
расстройств
мышления
при
формально
сохранной
критичности
восприятия
сюжета
больших
картин
.
Например
,
оценивая
картину
№
6 (
ограбление
),
больная
выбирает
в
качестве
ответа
парашют
: «...
Чтобы
спустился
кто
-
нибудь
и
разобрался
в
ситуации
.
Ведь
здесь
воровство
...»;
другой
больной
,
оценивая
картину
№
4 (
несчастный
случай
на
улице
),
выбирает
памятник
:
«...
Подходит
памятник
.
Произошла
авария
—
человек
лежит
...»,
при
обращении
внимания
135