Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7147

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

больного

 

на

 

то

 

обстоятельство

что

может

 

быть

следует

прежде

 

всего

вызвать

 

скорую

 

помощь

он

 

отвечает

: «...

Может

нужно

 

бы

-

ло

 «

скорую

» 

выбрать

... 

Ну

нет

В

 

следующий

 

раз

» 

и

 

т

д

.

 

Суммируя

 

особенности

 

качественного

 

анализа

 

результатов

 

вы

-

полнения

 

больными

 

шизофренией

 

методики

 

Титце

можно

 

говорить

 

о

 

том

что

 

для

 

них

в

 

отличие

 

от

 

испытуемых

 

других

 

нозологических

 

групп

свойственно

в

 

большинстве

 

случаев

формально

 

правильное

 

восприятие

сущности

 

происходящего

 

на

 

больших

 

картинах

 

собы

-

тия

но

 

при

 

этом

 

одновременное

 

нарушение

вследствие

 

присущих

 

шизофрении

 

амотивационных

 

патогенетических

 

клинико

-

психологических

 

механизмов

планирования

 

и

 

выполнения

 

после

-

дующих

 

действий

 — 

соответствующего

 

правильно

 

воспринятому

 

сюжету

 

картины

 

выбору

 

необходимого

 

дополняющего

 

фрагмента

 

для

 

восстановления

 

целостности

 

общего

 

сюжета

.

 

В

 

отличие

 

от

 

больных

 

шизофренией

формально

 

правильно

 

воспринимающих

 

сюжет

 

больших

 

картин

у

 

больных

 

эпилепсией

неэпилептическими

 

органическими

 

поражениями

 

головного

 

моз

-

га

испытуемых

 

с

 

пограничной

 

интеллектуальной

 

недостаточно

-

стью

 

и

 

умственным

 

недоразвитием

 

различных

 

степеней

 

уже

 

на

 

этапе

 

восприятия

 

отмечаются

 

той

 

или

 

иной

 

степени

 

выраженно

-

сти

 

нарушения

 

критичности

Например

один

 

из

 

больных

 

эпилеп

-

сией

оценивая

 

картину

 

 6, 

на

 

которой

 

изображена

 

сцена

 

ограб

-

ления

видит

 

на

 

ней

 

бег

 

по

 

льду

: «...

По

 

льду

 

бегут

Здесь

 

как

 

по

 

льду

... 

Это

 

чистое

 

место

что

 

туда

 

можно

 

поставить

Ничего

 

здесь

 

нет

»; 

испытуемый

 

с

 

пограничной

 

интеллектуальной

 

недостаточ

-

ностью

 

оценивает

 

картину

 

 7 (

комната

 

с

 

разбитым

 

телевизором

так

: «...

Комната

дымок

 

из

 

печки

Кроме

 

кресла

ничего

 

не

 

подхо

-

дит

..».

 

По

 

результатам

 

наших

 

исследований

 

методика

 

Титце

будучи

 

в

 

достаточной

 

степени

 

пригодной

 

для

 

диагностики

 

нарушений

 

мыш

-

ления

 

при

 

шизофрении

может

 

быть

 

использована

 

и

 

с

 

целью

 

полу

-

чения

 

полезной

 

патопсихологической

 

информации

 

при

 

других

 

ви

-

дах

 

психической

 

патологии

.

 

Шкала

 «

домино

»

 

Предложена

 A. Anstey (1943) 

как

 

альтернатива

 

матриц

 

Рейве

-

на

 

для

 

исследования

 

невербального

 

интеллекта

 

у

 

детей

 

старше

 12 

лет

Статистически

 

было

 

показано

что

 

тест

 «

домино

» 

более

 

чем

 

по

 20 

показателям

 

гомогенен

 

по

 

отношению

 

к

 

так

 

называемому

 

фактору

 G 

по

 

С

. Spearmen (1904), 

который

 

экспериментально

 

об

-

наружил

что

 

136

 


background image

тесты

направленные

 

на

 

выявление

 

отдельных

 

способностей

связаны

 

между

 

собой

 

значимыми

 

положительными

 

корреляция

-

ми

и

 

пришел

 

к

 

выводу

 

о

 

существовании

 

некоего

 

общего

гене

-

рального

 

фактора

 G, 

оказывающего

 

влияние

 

на

 

все

 

изучаемые

 

переменные

 (

тесты

). 

Выделенный

 

С

. Spearmen 

генеральный

 

фак

-

тор

 

трактуется

 

как

 

пластическая

 

функция

 

центральной

 

нервной

 

системы

Таким

 

образом

общий

 

интеллект

 

рассматривается

 

как

 

биологически

 

обусловленное

 

свойство

Понятие

 

генерального

 

фактора

 

до

 

сих

 

пор

 

является

 

предметом

 

дискуссий

 

сторонников

 

различных

 

направлений

 

137


background image

В

 

тестологии

 

шкала

  «

домино

» 

до

 

сих

 

пор

 

считается

 

на

-

правленной

 

на

 

измерение

 

общего

 (

врожденного

интеллекта

По

-

скольку

 

считается

что

 

генеральный

 

фактор

 

особенно

 

чувствите

-

лен

 

к

 

патологическим

 

нарушениям

 

психической

 

деятельности

шкала

 «

домино

» 

рассматривается

 

как

 

тест

особенно

 

приемлемый

 

для

 

исследования

 

интеллекта

 

в

 

психиатрической

 

практике

При

 

этом

 

также

 

считается

что

 

в

 

отличие

 

от

 

вербальных

 

тестов

отра

-

жающих

 

и

 

интеллектуальный

 

уровень

предшествовавший

 

забо

-

леванию

шкала

  «

домино

» 

отражает

 

уровень

 

в

 

момент

 

исследо

-

вания

то

 

есть

 

речь

 

опять

-

таки

 

идет

 

о

 

тестах

 

с

 

неизменными

 

и

 

пе

-

ременными

 

результатами

.

 

Шкала

 «

домино

» 

состоит

 

из

 4 

примеров

 

и

 44 

заданий

распо

-

ложенных

 

по

 

степени

 

нарастания

 

трудности

На

 

предлагаемых

 

об

-

следуемому

 

карточках

 

или

 

листах

 

нарисованы

 

прямоугольники

 

с

 

точками

наподобие

 

употребляемых

 

при

 

игре

 

в

 

домино

Эти

 

прямо

-

угольники

 

расположены

 

в

 

определенной

 

последовательности

ана

-

лиз

 

которой

 

позволяет

 

установить

 

известную

 

закономерность

 

и

 

продолжить

 

общий

 

ряд

 

(

рис

. 17). 

Обследуемый

 

должен

 

сказать

сколько

 

точек

по

 

его

 

мнению

должно

 

быть

 

в

 

прямоугольнике

кон

-

тур

 

которого

 

обозначен

 

только

 

штриховой

 

линией

.

 

Методика

 

используется

 

для

 

психометрического

 

исследования

 

интеллекта

при

 

этом

 

на

 

выполнение

 

всех

 44 

заданий

 

отводится

 25 

мин

С

 

помощью

 

специальных

 

таблиц

 

суммарные

 

показатели

 

пе

-

реводятся

 

в

 

процентные

соответствующие

 

определенному

 

уров

-

ню

 

интеллекта

:

 

 

Количество

 

выполненных

 

заданий

 

(

процент

)

 

Уровень

 

интеллекта

 

31-44 (91-100)

 

Очень

 

высокий

 

25-30 (71-90)

 

Высокий

 

17-24 (31-70)

 

Средний

 

6-16 (11-30)

 

Ниже

 

среднего

 

0-5 (1-10)

 

Низкий

 

Конечно

оценка

 

результатов

 

выполнения

 

заданий

 

по

 

тесту

 

является

 

весьма

 

односторонней

 

и

 

не

 

может

 

характеризовать

 

ин

-

теллект

 

во

 

всех

 

его

 

проявлениях

Однако

 

методика

 

эта

 

отличается

 

большой

 

простотой

она

 

мало

 

зависит

 

от

 

уровня

 

общеобразова

-

тельной

 

подготовки

легко

 

может

 

138

 


background image

быть

 

использована

 

не

 

только

 

для

 

индивидуальных

но

 

и

 

для

 

мас

-

совых

 

исследований

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

может

 

применяться

 

в

 

ком

-

плексе

 

методик

направленных

 

на

 

характеристику

 

уровня

 

обоб

-

щения

.

 

Кроме

 

того

шкала

  «

домино

» 

может

 

быть

 

использована

 

для

 

предварительной

 

доврачебной

 

скрининг

-

диагностики

 

нерезко

 

вы

-

раженных

 

олигофрении

 

в

 

практике

 

медико

-

социальной

 

эксперти

-

зы

.

 

В

 

последние

 

годы

 

все

 

большее

 

распространение

 

в

 

оте

-

чественной

 

патопсихологической

 

диагностике

 

получают

 

рису

-

ночные

 

методики

Из

 

них

 

наиболее

 

известны

 

у

 

нас

 

тест

 «

Нарисуй

 

человека

» (F. Goodenough, 1926), 

тест

  «

Дерево

» (Baum Test, 

К

Koch, 1949), 

тест

 «

Дом

-

дерево

-

человек

» (House-Tree-Person Test, J. 

N. Buck, 1948), 

тест

  «

Нарисуй

 

человека

» (Draw-Person Test, K. 

Machover, 1948). 

Чаще

 

всего

 

эти

 

методики

 

пытаются

 

использовать

 

в

 

качестве

 

проективных

 

методов

 

исследования

 

личности

однако

 

их

 

теоретическая

 

обоснованность

 

и

 

валидность

 

в

 

данных

 

случаях

 

сомнительны

.

 

Наиболее

 

разработанным

 

и

 

надежным

 

в

 

практическом

 

плане

 

является

 

Гудинаф

 

тест

 «

Нарисуй

 

человека

». 

Методика

 

была

 

пред

-

ложена

 

Ф

Гудинаф

 

в

 1926 

г

и

 

предназначена

 

для

 

исследования

 

уровня

 

интеллектуального

 

развития

 

детей

 

и

 

подростков

 

в

 

возрасте

 

от

 3 

до

 13 (

в

 

модификациях

 — 

до

 15) 

лет

.

 

В

 

оригинальной

 

методике

 

исследуемого

 

просят

 

как

 

можно

 

лучше

 

нарисовать

 

на

 

листе

 

бумаги

 

мужчину

Методика

 

может

 

про

-

водиться

 

как

 

индивидуальным

так

 

и

 

групповым

 

способом

Реко

-

мендуют

 

проводить

 

данное

 

исследование

 

в

 

начале

 

других

 

психо

-

диагностических

 

процедур

особенно

 

у

 

маленьких

 

детей

так

 

как

 

ее

 

специфика

 

позволяет

 

во

 

многих

 

случаях

 

создавать

 

соответст

-

вующую

 

рабочую

 

мотивацию

При

 

групповом

 

проведении

 

иссле

-

дования

 

размер

 

группы

 

не

 

должен

 

быть

 

слишком

 

велик

 — 

необ

-

ходимо

 

устанавливать

 

его

 

таким

 

образом

чтобы

 

постоянно

 

иметь

 

возможность

 

поддержания

 

эмоционального

 

контакта

 

с

 

каждым

 

ребенком

У

 

каждого

 

испытуемого

 

должны

 

быть

 

лист

 

бумаги

 

и

 

карандаш

Для

 

поддержания

 

доверительной

доброжелательной

 

игровой

 

атмосферы

 

исследования

 

у

 

маленьких

 

детей

 

им

 

можно

 

предлагать

 

также

 

для

 

раскрашивания

 

рисунка

 

цветные

 

карандаши

хотя

 

существенного

 

значения

 

для

 

данного

 

исследования

 

это

 

не

 

имеет

Время

 

исследования

 

не

 

ограничивается

.

 

139

 


background image

С

 

целью

 

более

 

полной

 

оценки

 

рисунков

 

целесообразно

 

наблю

-

дать

 

за

 

поведением

 

ребенка

 

во

 

время

 

рисования

 

и

 

особенностями

 

самого

 

процесса

 

рисования

фиксируя

 

такие

 

сопровождающие

 

исследование

 

проявления

как

 

спонтанные

 

высказывания

 

испы

-

туемого

поворачивание

 

листа

 

бумаги

способ

 

держания

 

каранда

-

ша

 

и

 

т

 

д

.

 

Оценка

 

уровня

 

интеллектуального

 

развития

 

проводится

 

по

 

разработанной

 

Ф

Гудинаф

 

шкале

содержащей

 

критерии

 

выпол

-

нения

 51 

элемента

 

рисунка

 — 

какие

 

части

 

тела

 

и

 

детали

 

одежды

 

изображены

как

 

соблюдены

 

пропорции

 

и

 

т

д

Имеются

 

возрас

-

тные

 

нормы

сопоставленные

 

с

 

умственным

 

возрастом

.

 

Надежность

 

методики

 

высокая

но

 

чем

 

старше

 

ребенок

тем

 

ме

-

нее

 

надежным

 

указателем

 

его

 

умственного

 

развития

 

является

 

ри

-

сунок

.

 

В

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

других

 

республиках

 

бывшего

 

СССР

 

Гудинаф

 

тест

 «

Нарисуй

 

человека

» 

не

 

адаптирован

.

 

В

 1963 

г

Д

Харрисом

 

методика

 

была

 

пересмотрена

 

и

 

расширена

 

под

 

названием

 «

Гудинаф

 — 

Харрис

 

тест

 

рисования

». 

Она

 

была

 

адап

-

тирована

 

на

 

русском

 

языке

 

в

 1992 

г

в

 

Ярославском

 

государственном

 

университете

 

В

И

Чирковым

И

Г

Демидовой

 

и

 

О

Л

Соколовой

 

на

 

выборке

 

из

 380 

детей

 

от

 3 

до

 7 

лет

посещающих

 

массовые

 

до

-

школьные

 

учреждения

Предложенная

 

модификация

 

методики

 

мо

-

жет

 

быть

 

использована

 

для

 

оценки

 

у

 

детей

 

зрительной

 

перцепции

тонкой

 

моторики

уровня

 

развития

 

сенсомоторики

примерной

 

оценки

 

уровня

 

умственных

 

способностей

успешности

 

обучения

 

в

 

школе

 

в

 

течение

 

первых

 

лет

определения

 

школьной

 

зрелости

уровня

 

концентрации

 

внимания

Чаще

 

всего

 

методика

 

используется

 

как

 

один

 

из

 

компонентов

 

батареи

 

методик

определяющих

 

школь

-

ную

 

зрелость

.

 

Авторы

 

выделяют

 37 

пунктов

 

оценки

 

методики

рас

-

пределенные

 

на

 

содержательные

связанные

 

с

 

характеристикой

 

деталей

 (17 

пунктов

), 

и

 

формальные

касающиеся

 

пропорций

 

час

-

тей

 

тела

 (20 

пунктов

). 

Первые

 

включают

 

в

 

себя

уши

глаза

туло

-

вище

шею

рот

нос

детали

 

глаз

 — 

брови

 

и

 

ресницы

детали

 

глаз

 

— 

зрачок

волосы

 — 

два

 

пункта

руку

пальцы

 — 

два

 

пункта

ступни

 

или

 

ботинки

одежду

 — 

три

 

пункта

Каждый

 

пункт

 

содер

-

жит

 

в

 

себе

 

описание

 

эталона

 

выполнения

например

нос

 —

должен

 

быть

 

ясно

 

различим

Может

 

быть

 

любым

 

по

 

форме

 

изображения

в

 

виде

 

точки

двумерным

одномерным

Формальная

 

часть

 

содер

-

жит

 

описание

 

следующих

 

пунктов

пропорции

 

140