Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7442
Скачиваний: 69
больного
на
то
обстоятельство
,
что
,
может
быть
,
следует
,
прежде
всего
,
вызвать
скорую
помощь
,
он
отвечает
: «...
Может
,
нужно
бы
-
ло
«
скорую
»
выбрать
...
Ну
,
нет
.
В
следующий
раз
»
и
т
.
д
.
Суммируя
особенности
качественного
анализа
результатов
вы
-
полнения
больными
шизофренией
методики
Титце
,
можно
говорить
о
том
,
что
для
них
,
в
отличие
от
испытуемых
других
нозологических
групп
,
свойственно
,
в
большинстве
случаев
,
формально
правильное
восприятие
,
сущности
происходящего
на
больших
картинах
собы
-
тия
,
но
при
этом
одновременное
нарушение
,
вследствие
присущих
шизофрении
амотивационных
патогенетических
клинико
-
психологических
механизмов
,
планирования
и
выполнения
после
-
дующих
действий
—
соответствующего
правильно
воспринятому
сюжету
картины
выбору
необходимого
дополняющего
фрагмента
для
восстановления
целостности
общего
сюжета
.
В
отличие
от
больных
шизофренией
,
формально
правильно
воспринимающих
сюжет
больших
картин
,
у
больных
эпилепсией
,
неэпилептическими
органическими
поражениями
головного
моз
-
га
,
испытуемых
с
пограничной
интеллектуальной
недостаточно
-
стью
и
умственным
недоразвитием
различных
степеней
уже
на
этапе
восприятия
отмечаются
той
или
иной
степени
выраженно
-
сти
нарушения
критичности
.
Например
,
один
из
больных
эпилеп
-
сией
,
оценивая
картину
№
6,
на
которой
изображена
сцена
ограб
-
ления
,
видит
на
ней
бег
по
льду
: «...
По
льду
бегут
?
Здесь
как
по
льду
...
Это
чистое
место
,
что
туда
можно
поставить
?
Ничего
здесь
нет
»;
испытуемый
с
пограничной
интеллектуальной
недостаточ
-
ностью
оценивает
картину
№
7 (
комната
с
разбитым
телевизором
)
так
: «...
Комната
,
дымок
из
печки
.
Кроме
кресла
,
ничего
не
подхо
-
дит
..».
По
результатам
наших
исследований
методика
Титце
,
будучи
в
достаточной
степени
пригодной
для
диагностики
нарушений
мыш
-
ления
при
шизофрении
,
может
быть
использована
и
с
целью
полу
-
чения
полезной
патопсихологической
информации
при
других
ви
-
дах
психической
патологии
.
Шкала
«
домино
»
Предложена
A. Anstey (1943)
как
альтернатива
матриц
Рейве
-
на
для
исследования
невербального
интеллекта
у
детей
старше
12
лет
.
Статистически
было
показано
,
что
тест
«
домино
»
более
чем
по
20
показателям
гомогенен
по
отношению
к
так
называемому
фактору
G
по
С
. Spearmen (1904),
который
экспериментально
об
-
наружил
,
что
136
тесты
,
направленные
на
выявление
отдельных
способностей
,
связаны
между
собой
значимыми
положительными
корреляция
-
ми
,
и
пришел
к
выводу
о
существовании
некоего
общего
,
гене
-
рального
фактора
G,
оказывающего
влияние
на
все
изучаемые
переменные
(
тесты
).
Выделенный
С
. Spearmen
генеральный
фак
-
тор
трактуется
как
пластическая
функция
центральной
нервной
системы
.
Таким
образом
,
общий
интеллект
рассматривается
как
биологически
обусловленное
свойство
.
Понятие
генерального
фактора
до
сих
пор
является
предметом
дискуссий
сторонников
различных
направлений
.
137
В
тестологии
шкала
«
домино
»
до
сих
пор
считается
на
-
правленной
на
измерение
общего
(
врожденного
)
интеллекта
.
По
-
скольку
считается
,
что
генеральный
фактор
особенно
чувствите
-
лен
к
патологическим
нарушениям
психической
деятельности
,
шкала
«
домино
»
рассматривается
как
тест
,
особенно
приемлемый
для
исследования
интеллекта
в
психиатрической
практике
.
При
этом
также
считается
,
что
в
отличие
от
вербальных
тестов
,
отра
-
жающих
и
интеллектуальный
уровень
,
предшествовавший
забо
-
леванию
,
шкала
«
домино
»
отражает
уровень
в
момент
исследо
-
вания
,
то
есть
речь
опять
-
таки
идет
о
тестах
с
неизменными
и
пе
-
ременными
результатами
.
Шкала
«
домино
»
состоит
из
4
примеров
и
44
заданий
,
распо
-
ложенных
по
степени
нарастания
трудности
.
На
предлагаемых
об
-
следуемому
карточках
или
листах
нарисованы
прямоугольники
с
точками
,
наподобие
употребляемых
при
игре
в
домино
.
Эти
прямо
-
угольники
расположены
в
определенной
последовательности
,
ана
-
лиз
которой
позволяет
установить
известную
закономерность
и
продолжить
общий
ряд
(
рис
. 17).
Обследуемый
должен
сказать
,
сколько
точек
,
по
его
мнению
,
должно
быть
в
прямоугольнике
,
кон
-
тур
которого
обозначен
только
штриховой
линией
.
Методика
используется
для
психометрического
исследования
интеллекта
,
при
этом
на
выполнение
всех
44
заданий
отводится
25
мин
.
С
помощью
специальных
таблиц
суммарные
показатели
пе
-
реводятся
в
процентные
,
соответствующие
определенному
уров
-
ню
интеллекта
:
Количество
выполненных
заданий
(
процент
)
Уровень
интеллекта
31-44 (91-100)
Очень
высокий
25-30 (71-90)
Высокий
17-24 (31-70)
Средний
6-16 (11-30)
Ниже
среднего
0-5 (1-10)
Низкий
Конечно
,
оценка
результатов
выполнения
заданий
по
тесту
является
весьма
односторонней
и
не
может
характеризовать
ин
-
теллект
во
всех
его
проявлениях
.
Однако
методика
эта
отличается
большой
простотой
,
она
мало
зависит
от
уровня
общеобразова
-
тельной
подготовки
,
легко
может
138
быть
использована
не
только
для
индивидуальных
,
но
и
для
мас
-
совых
исследований
и
в
связи
с
этим
может
применяться
в
ком
-
плексе
методик
,
направленных
на
характеристику
уровня
обоб
-
щения
.
Кроме
того
,
шкала
«
домино
»
может
быть
использована
для
предварительной
доврачебной
скрининг
-
диагностики
нерезко
вы
-
раженных
олигофрении
в
практике
медико
-
социальной
эксперти
-
зы
.
В
последние
годы
все
большее
распространение
в
оте
-
чественной
патопсихологической
диагностике
получают
рису
-
ночные
методики
.
Из
них
наиболее
известны
у
нас
тест
«
Нарисуй
человека
» (F. Goodenough, 1926),
тест
«
Дерево
» (Baum Test,
К
.
Koch, 1949),
тест
«
Дом
-
дерево
-
человек
» (House-Tree-Person Test, J.
N. Buck, 1948),
тест
«
Нарисуй
человека
» (Draw-Person Test, K.
Machover, 1948).
Чаще
всего
эти
методики
пытаются
использовать
в
качестве
проективных
методов
исследования
личности
,
однако
их
теоретическая
обоснованность
и
валидность
в
данных
случаях
сомнительны
.
Наиболее
разработанным
и
надежным
в
практическом
плане
является
Гудинаф
тест
«
Нарисуй
человека
».
Методика
была
пред
-
ложена
Ф
.
Гудинаф
в
1926
г
.
и
предназначена
для
исследования
уровня
интеллектуального
развития
детей
и
подростков
в
возрасте
от
3
до
13 (
в
модификациях
—
до
15)
лет
.
В
оригинальной
методике
исследуемого
просят
как
можно
лучше
нарисовать
на
листе
бумаги
мужчину
.
Методика
может
про
-
водиться
как
индивидуальным
,
так
и
групповым
способом
.
Реко
-
мендуют
проводить
данное
исследование
в
начале
других
психо
-
диагностических
процедур
,
особенно
у
маленьких
детей
,
так
как
ее
специфика
позволяет
во
многих
случаях
создавать
соответст
-
вующую
рабочую
мотивацию
.
При
групповом
проведении
иссле
-
дования
размер
группы
не
должен
быть
слишком
велик
—
необ
-
ходимо
устанавливать
его
таким
образом
,
чтобы
постоянно
иметь
возможность
поддержания
эмоционального
контакта
с
каждым
ребенком
.
У
каждого
испытуемого
должны
быть
лист
бумаги
и
карандаш
.
Для
поддержания
доверительной
,
доброжелательной
игровой
атмосферы
исследования
у
маленьких
детей
им
можно
предлагать
также
для
раскрашивания
рисунка
цветные
карандаши
,
хотя
существенного
значения
для
данного
исследования
это
не
имеет
.
Время
исследования
не
ограничивается
.
139
С
целью
более
полной
оценки
рисунков
целесообразно
наблю
-
дать
за
поведением
ребенка
во
время
рисования
и
особенностями
самого
процесса
рисования
,
фиксируя
такие
сопровождающие
исследование
проявления
,
как
спонтанные
высказывания
испы
-
туемого
,
поворачивание
листа
бумаги
,
способ
держания
каранда
-
ша
и
т
д
.
Оценка
уровня
интеллектуального
развития
проводится
по
разработанной
Ф
.
Гудинаф
шкале
,
содержащей
критерии
выпол
-
нения
51
элемента
рисунка
—
какие
части
тела
и
детали
одежды
изображены
,
как
соблюдены
пропорции
и
т
.
д
.
Имеются
возрас
-
тные
нормы
,
сопоставленные
с
умственным
возрастом
.
Надежность
методики
высокая
,
но
чем
старше
ребенок
,
тем
ме
-
нее
надежным
указателем
его
умственного
развития
является
ри
-
сунок
.
В
Российской
Федерации
и
других
республиках
бывшего
СССР
Гудинаф
тест
«
Нарисуй
человека
»
не
адаптирован
.
В
1963
г
.
Д
.
Харрисом
методика
была
пересмотрена
и
расширена
под
названием
«
Гудинаф
—
Харрис
тест
рисования
».
Она
была
адап
-
тирована
на
русском
языке
в
1992
г
.
в
Ярославском
государственном
университете
В
.
И
.
Чирковым
,
И
.
Г
.
Демидовой
и
О
.
Л
.
Соколовой
на
выборке
из
380
детей
от
3
до
7
лет
,
посещающих
массовые
до
-
школьные
учреждения
.
Предложенная
модификация
методики
мо
-
жет
быть
использована
для
оценки
у
детей
зрительной
перцепции
,
тонкой
моторики
,
уровня
развития
сенсомоторики
,
примерной
оценки
уровня
умственных
способностей
,
успешности
обучения
в
школе
в
течение
первых
лет
,
определения
школьной
зрелости
,
уровня
концентрации
внимания
.
Чаще
всего
методика
используется
как
один
из
компонентов
батареи
методик
,
определяющих
школь
-
ную
зрелость
.
Авторы
выделяют
37
пунктов
оценки
методики
,
рас
-
пределенные
на
содержательные
,
связанные
с
характеристикой
деталей
(17
пунктов
),
и
формальные
,
касающиеся
пропорций
час
-
тей
тела
(20
пунктов
).
Первые
включают
в
себя
:
уши
,
глаза
,
туло
-
вище
,
шею
,
рот
,
нос
,
детали
глаз
—
брови
и
ресницы
,
детали
глаз
—
зрачок
,
волосы
—
два
пункта
,
руку
,
пальцы
—
два
пункта
,
ступни
или
ботинки
,
одежду
—
три
пункта
.
Каждый
пункт
содер
-
жит
в
себе
описание
эталона
выполнения
,
например
:
нос
—
должен
быть
ясно
различим
.
Может
быть
любым
по
форме
изображения
:
в
виде
точки
,
двумерным
,
одномерным
.
Формальная
часть
содер
-
жит
описание
следующих
пунктов
:
пропорции
140