Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7445

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

головы

анфас

 

и

 

профиль

 

фигуры

нос

 

двумерный

пропорции

 

глаз

присоединение

 

рук

 — 

два

 

пункта

руки

плечи

руки

 

двумер

-

ные

пропорции

 

рук

симметрия

 

рук

локтевой

 

сгиб

пальцы

 

дву

-

мерные

туловище

присоединение

 

ног

 

к

 

туловищу

ноги

 

двумер

-

ные

пропорции

 

ног

симметрия

 

ног

пропорции

 

ступней

ступня

 

разделена

Каждое

 

соответствие

 

пункту

 

шкалы

 

оценивается

 

од

-

ним

 

баллом

.

 

По

 

результатам

 

исследования

 

испытуемые

 

получают

 

три

 

оценки

 — 

содержательную

формальную

 

и

 

общую

со

-

поставляемые

 

в

 

дальнейшем

 

с

 

приводимыми

 

возрастными

 

норма

-

тивами

.

 

Согласно

 

авторам

 

русскоязычной

 

адаптации

высокий

 

общий

 

балл

как

 

правило

имеют

 

зрелые

интеллектуально

 

развитые

 

дети

аккуратные

усидчивые

спокойные

с

 

высокой

 

мотивацией

 

к

 

ри

-

сованию

Часто

 

высокий

 

общий

 

балл

 

имеют

 

девочки

а

 

также

 

глу

-

хие

 

дети

Низкий

 

балл

 

характерен

 

для

 

детей

 

с

 

органическими

 

на

-

рушениями

а

 

также

 

с

 

низким

 

уровнем

 

интеллектуальных

 

способ

-

ностей

с

 

нарушениями

 

зрения

Более

 

высокая

 

содержательная

 

оценка

 

по

 

сравнению

 

с

 

формальной

 

говорит

 

о

 

том

что

 

у

 

детей

 

могут

 

быть

 

различного

 

рода

 

нарушения

 

нервной

 

системы

может

 

быть

 

снижен

 

интеллект

могут

 

быть

 

зрительные

 

дефекты

Высо

-

кий

 

балл

 

по

 

содержательным

 

пунктам

 

характерен

 

для

 

глухих

 

де

-

тей

Если

 

формальная

 

оценка

 

значительно

 

выше

 

содержательной

значит

рисунки

 

делались

 

или

 

при

 

низкой

 

мотивации

 

рисующих

или

 

детьми

 

с

 

невротическими

 

нарушениями

или

 

детьми

 

с

 

задерж

-

кой

 

психического

 

развития

 

из

-

за

 

педагогической

 

запущенности

.

 

У

 

детей

 

с

 

поражениями

 

ЦНС

 

и

 

поражениями

 

зрения

 

авторы

 

ни

 

в

 

одном

 

случае

 

не

 

обнаружили

 

высокой

 

формальной

 

оценки

.

 

Помимо

 

рассмотренных

в

 

зарубежной

 

патопсихологической

 

диагностике

 

применяется

 

еще

 

целый

 

ряд

 

других

 

рисуночных

 

ме

-

тодик

По

 

классификации

 

Й

Шванцары

 

и

 

соавторов

. (1978), 

все

 

они

 

могут

 

быть

 

разделены

 

на

 

три

 

большие

 

группы

:

 

1)

 

рисунок

 

человеческой

 

фигуры

2)

 

тематический

 

рисунок

3)

 

атематические

 

рисовальные

 

и

 

письменные

 

тесты

В

 

свою

 

очередь

 

каждая

 

из

 

трех

 

групп

 

в

 

зависимости

 

от

 

кон

-

кретного

 

замысла

 

создания

 

и

 

использования

 

методики

 

подразде

-

ляется

 

на

 

отдельные

 

подгруппы

,  

содержащие

 

141

 


background image

от

 

одной

 

до

 

нескольких

 

конкретных

 

методик

Так

рисунок

 

чело

-

веческой

 

фигуры

 

может

 

быть

 

использован

 

с

 

целью

 

диагностики

 

интеллекта

  (

методики

 

Гудинаф

Гудинаф

 — 

Харрис

Зерингер

Мергю

 

и

 

др

.), 

аспектов

 

развития

 (

методики

 

Шуйтен

Винтш

Ма

-

тейчек

 

и

 

др

.), 

как

 

проективная

 

методика

 (

Маховер

Гаммер

Якаб

 

и

 

др

.), 

с

 

целью

 

формального

 

анализа

 (

Люрса

 

и

 

Баллон

Нилсен

 

и

 

др

.), 

для

 

оценки

 

отношения

 

к

 

соматотипу

 (

Фишер

Шнайдер

). 

Тематические

 

рисунки

 

подразделяются

 

на

 

рисунки

  «

Дама

 

гу

-

ляет

 

и

 

идет

 

дождь

», «

Дом

-

дерево

-

человек

», «

Дерево

», «

Семья

» (

в

 

различных

 

модификациях

), «

Дом

», 

а

 

также

 

рисунки

 

с

 

другими

 

сюжетами

 

и

 

свободные

 

рисунки

К

 

числу

 

атематических

 

рисовальных

 

и

 

письменных

 

тестов

 

от

-

носят

в

 

частности

методики

 

Бендер

Вартегга

Прюдоммо

 

и

 

др

Если

 

рисунок

 

используется

 

с

 

проективной

 

целью

то

 

обнару

-

живаемые

 

при

 

этом

 

тенденции

 

необходимо

 

в

 

каждом

 

случае

 

со

-

поставлять

 

с

 

данными

 

других

 

исследований

беседы

 (

в

 

том

 

числе

 

и

 

с

 

родственниками

 

и

 

знакомыми

 

испытуемого

). 

Следует

 

еще

 

раз

 

подчеркнуть

что

 

использование

 

рисуночных

 

методик

 

с

 

целью

 

проективной

 

диагностики

 

в

 

настоящее

 

время

 

не

 

имеет

 

строгих

 

обоснований

поэтому

 

ведущие

 

зарубежные

 

специалисты

 

в

 

облас

-

ти

 

рисуночной

 

диагностики

 

указывают

 

на

 

то

что

 

существует

 

большая

 

опасность

 

не

 

проекции

 

испытуемого

 

в

 

рисунке

а

  «

про

-

екции

 

диагноста

направленность

 

которого

 

отображается

 

во

 

всей

 

интерпретации

» (

Й

Шванцара

 

и

 

соавт

., 1978). 

В

 

целом

 

же

 

круг

 

решаемых

 

с

 

помощью

 

рисуночных

 

методик

 

диагностических

 

задач

 

в

 

настоящее

 

время

 

достаточно

 

велик

 — 

от

 

оценки

 

уровня

 

умственного

 

развития

 

ребенка

 

до

 

использования

 

методик

 

в

 

целях

 

создания

 

оптимальной

 

направленности

 

лечебно

-

реабилитационных

 (

в

 

первую

 

очередь

 — 

социопсихотерапевтиче

-

ских

мероприятий

Методы

 (

методики

для

 

исследования

 

личности

 

Личность

 

является

 

наиболее

 

сложным

 

психическим

 

конструк

-

том

в

 

котором

 

тесно

 

переплетаются

 

множество

 

социальных

 

и

 

биологических

 

факторов

Изменение

 

даже

 

одного

 

из

 

этих

 

факто

-

ров

 

существенно

 

отражается

 

на

 

его

 

взаимоотношениях

 

с

 

другими

 

факторами

 

и

 

на

 

личности

 

в

 

целом

С

 

этим

 

связано

 

многообразие

 

подходов

 

к

 

изучению

 

142

 


background image

личности

 — 

различные

 

аспекты

 

изучения

 

личности

 

исходят

 

из

 

разных

 

концепций

они

 

отличаются

 

методологически

 

соответст

-

венно

 

тому

объектом

 

какой

 

науки

 

оказывается

 

исследование

 

личности

.

 

В

 

последние

 

годы

 

значительно

 

возрос

 

интерес

 

к

 

иссле

-

дованиям

 

личностных

 

особенностей

 

психически

 

больных

 

как

 

в

 

патопсихологии

так

 

и

 

в

 

клинической

 

психиатрии

Это

 

объясня

-

ется

 

рядом

 

обстоятельств

во

-

первых

изменения

 

личности

 

обла

-

дают

 

в

 

известной

 

мере

 

нозологической

 

специфичностью

 

и

 

могут

 

быть

 

использованы

 

для

 

решения

 

вопросов

 

дифференциальной

 

диагностики

во

-

вторых

анализ

 

преморбидных

 

свойств

 

лично

-

сти

 

может

 

оказаться

 

полезным

 

в

 

установлении

 

возможных

 

при

-

чин

 

происхождения

 

ряда

 

заболеваний

 (

и

 

не

 

только

 

психических

но

 

и

 

соматических

например

 

язвенной

 

болезни

заболеваний

 

сердечно

-

сосудистой

 

системы

); 

в

-

третьих

характеристика

 

лично

-

стных

 

изменений

 

в

 

течении

 

заболевания

 

обогащает

 

наши

 

пред

-

ставления

 

о

 

его

 

патогенетических

 

механизмах

в

-

четвертых

учет

 

особенностей

 

личности

 

очень

 

важен

 

для

 

рационального

 

построе

-

ния

 

комплекса

 

реабилитационных

 

мероприятий

Учитывая

 

сложность

 

понятия

 

личности

следует

 

сразу

 

же

 

согласиться

 

с

 

тем

что

 

нет

 

какого

-

либо

 

одного

 

метода

 

ее

 

исследования

каким

 

бы

 

полным

 

и

 

разносторонним

 

он

 

нам

 

ни

 

представлялся

который

 

может

 

дать

 

целостную

 

характеристику

 

личности

С

 

помощью

 

экспериментального

 

исследования

 

мы

 

получаем

 

лишь

 

частич

-

ную

 

характеристику

 

личности

которая

 

нас

 

удовлетворяет

 

по

-

стольку

поскольку

 

она

 

оценивает

 

определенные

 

личностные

 

про

-

явления

имеющие

 

значение

 

для

 

решения

 

конкретной

 

задачи

.

 

В

 

настоящее

 

время

 

известно

 

множество

 

экспериментально

-

психологических

 

приемов

методов

методик

направленных

 

на

 

исследование

 

личности

Они

как

 

уже

 

указывалось

различаются

 

особенностями

 

подхода

 

к

 

самой

 

проблеме

 (

речь

 

идет

 

о

 

различии

 

принципиальном

методологическом

), 

разнообразием

 

интересов

 

исследователей

  (

личность

 

изучается

 

в

 

педагогической

 

психоло

-

гии

в

 

психологии

 

труда

в

 

социальной

 

и

 

патологической

 

психоло

-

гии

 

и

 

т

д

.) 

и

 

направленностью

 

на

 

различные

 

проявления

 

лич

-

ности

Конечно

интересы

 

исследователей

 

и

 

стоящие

 

перед

 

ними

 

задачи

 

нередко

 

совпадают

и

 

этим

 

объясняется

 

то

что

 

методики

 

исследования

 

личности

 

в

 

социальной

 

психологии

 

берутся

 

на

 

вооружение

 

патопсихологами

методики

 

143

 


background image

патопсихологии

 

заимствуются

 

специалистами

работающими

 

в

 

области

 

психологии

 

труда

.

 

Не

 

существует

 

даже

 

сколько

-

нибудь

 

четкой

 

и

 

тем

 

более

 

обще

-

принятой

 

классификации

 

методов

используемых

 

для

 

исследова

-

ния

 

личности

В

М

Блейхером

 

и

 

Л

Ф

Бурлачуком

 (1978) 

пред

-

ложена

 

в

 

качестве

 

условной

 

следующая

 

классификация

 

методов

 

исследования

 

личности

:

 

1)

 

наблюдение

 

и

 

близкие

 

к

 

нему

 

методы

  (

изучение

 

биографий

клиническая

 

беседа

анализ

 

субъективного

 

и

 

объективного

 

анамнеза

 

и

 

т

д

.); 

2)

 

специальные

 

экспериментальные

 

методы

  (

моделирование

 

оп

-

ределенных

 

видов

 

деятельности

ситуаций

некоторые

 

аппара

-

турные

 

методики

 

и

 

т

д

.); 

3)

 

личностные

 

опросники

 

и

 

другие

 

методы

базирующиеся

 

на

 

оценке

 

и

 

самооценке

4)

 

проективные

 

методы

Как

 

будет

 

видно

 

из

 

дальнейшего

разграничение

 

этих

 

четырех

 

групп

 

методов

 

весьма

 

условно

 

и

 

может

 

быть

 

использовано

 

глав

-

ным

 

образом

 

в

 

прагматических

 

и

 

дидактических

 

целях

.

 

К

. Leonhard (1968) 

считал

 

наблюдение

 

одним

 

из

 

важнейших

 

методов

 

диагностики

 

личности

отдавая

 

ему

 

предпочтение

 

в

 

срав

-

нении

 

с

 

методиками

 

типа

 

личностных

 

опросников

При

 

этом

 

он

 

придает

 

особое

 

значение

 

возможности

 

наблюдать

 

человека

 

непо

-

средственно

изучать

 

его

 

поведение

 

на

 

работе

 

и

 

в

 

домашней

 

обста

-

новке

в

 

семье

среди

 

друзей

 

и

 

знакомых

в

 

узком

 

кругу

 

и

 

при

 

большом

 

количестве

 

собравшихся

Подчеркивается

 

особенная

 

важность

 

наблюдения

 

над

 

мимикой

жестикуляцией

 

и

 

интона

-

циями

 

обследуемого

являющимися

 

часто

 

более

 

объективными

 

критериями

 

личностных

 

проявлений

чем

 

слова

Наблюдение

 

не

 

должно

 

быть

 

пассивно

-

созерцательным

В

 

процессе

 

наблюдения

 

патопсихолог

 

анализирует

 

те

 

явления

которые

 

он

 

видит

с

 

точки

 

зрения

 

деятельности

 

больного

 

в

 

определенной

 

ситуации

 

и

 

с

 

этой

 

целью

 

оказывает

 

известное

 

влияние

 

на

 

складывающуюся

 

ситуа

-

цию

 

с

 

тем

чтобы

 

стимулировать

 

определенные

 

поведенческие

 

реакции

 

обследуемого

Наблюдение

 — 

это

 

преднамеренное

 

и

 

це

-

ленаправленное

 

восприятие

обусловленное

 

задачей

 

деятельности

 

(

М

С

Роговин

, 1979). 

В

 

клинической

 

беседе

 

анализируются

 

осо

-

бенности

 

биографии

 

больного

присущие

 

ему

 

особенности

 

лично

-

стных

 

реакций

его

 

отношение

 

144

 


background image

к

 

собственному

 

характеру

особенности

 

поведения

 

обследуемого

 

в

 

конкретных

 

ситуациях

Последние

 

К

. Leonhard 

рассматривал

 

как

 

важнейший

 

методический

 

пункт

 

в

 

анализе

 

личности

М

С

Лебе

-

динский

 (1971) 

особое

 

внимание

 

в

 

исследовании

 

личности

 

боль

-

ного

 

уделял

 

изучению

 

дневников

 

и

 

автобиографий

составляемых

 

им

 

по

 

просьбе

 

врача

либо

 

ведущихся

 

и

 

раньше

.

 

Для

 

исследования

 

личности

 

в

 

процессе

 

деятельности

 

приме

-

няются

 

специальные

 

методики

о

 

которых

 

речь

 

будет

 

идти

 

ниже

Следует

 

лишь

 

отметить

что

 

для

 

опытного

 

психолога

 

такой

 

мате

-

риал

 

дают

 

и

 

любые

 

психологические

 

методики

направленные

 

на

 

исследование

 

познавательной

 

деятельность

Например

по

 

резуль

-

татам

 

пробы

 

на

 

заучивание

 10 

слов

 

можно

 

судить

 

о

 

наличии

 

апа

-

тических

 

изменений

 

у

 

больного

 

шизофренией

  (

кривая

 

запомина

-

ния

 

типа

  «

плато

»), 

о

 

завышенном

 

или

 

заниженном

 

уровне

 

при

-

тязаний

 

и

 

т

п

.

 

Значительные

 

методические

 

и

 

методологические

 

трудности

 

возникают

 

перед

 

психологом

 

в

 

связи

 

с

 

использованием

 

личност

-

ных

 

опросников

Личностные

 

характеристики

получаемые

 

в

 

пла

-

не

 

самооценки

представляют

 

значительный

 

интерес

 

для

 

патопси

-

холога

однако

 

при

 

этом

 

нередко

 

упускается

 

из

 

виду

 

необходи

-

мость

 

сопоставления

 

данных

 

самооценки

 

с

 

показателями

объек

-

тивно

 

представляющими

 

личность

Из

 

наиболее

 

часто

 

употреб

-

ляемых

 

личностных

 

опросников

 

только

 MMPI 

располагает

 

удов

-

летворительными

 

оценочными

 

шкалами

позволяющими

 

судить

 

об

 

адекватности

 

самооценки

 

обследуемого

Недостатком

 

конст

-

рукции

 

многих

 

личностных

 

опросников

 

следует

 

считать

 

их

 

явную

 

для

 

обследуемого

 

целенаправленность

Это

 

в

 

первую

 

очередь

 

от

-

носится

 

к

 

монотематическим

 

опросникам

 

типа

 

шкалы

 

тревоги

.

 

Таким

 

образом

информацию

получаемую

 

с

 

помощью

 

лично

-

стных

 

опросников

можно

 

адекватно

 

оценить

 

лишь

 

при

 

сравнении

 

ее

 

с

 

данными

 

объективной

 

оценки

 

личности

а

 

также

 

при

 

допол

-

нении

 

ее

 

результатами

 

исследования

 

личности

 

в

 

процессе

 

дея

-

тельности

проективными

 

методами

Подбор

 

методик

дополняю

-

щих

 

тот

 

или

 

иной

 

личностный

 

опросник

определяется

 

во

 

многом

 

задачей

 

исследования

Например

при

 

изучении

 

внутренней

 

кар

-

тины

 

болезни

 

позиция

 

больного

 

по

 

отношению

 

к

 

своему

 

заболе

-

ванию

 

существенно

 

уточняется

 

введением

 

в

 

эксперимент

 

методик

 

типа

 

незаконченных

 

предложений

.

 

145