Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7445
Скачиваний: 69
головы
,
анфас
и
профиль
фигуры
,
нос
двумерный
,
пропорции
глаз
,
присоединение
рук
—
два
пункта
,
руки
,
плечи
,
руки
двумер
-
ные
,
пропорции
рук
,
симметрия
рук
,
локтевой
сгиб
,
пальцы
дву
-
мерные
,
туловище
,
присоединение
ног
к
туловищу
,
ноги
двумер
-
ные
,
пропорции
ног
,
симметрия
ног
,
пропорции
ступней
,
ступня
разделена
.
Каждое
соответствие
пункту
шкалы
оценивается
од
-
ним
баллом
.
По
результатам
исследования
испытуемые
получают
три
оценки
—
содержательную
,
формальную
и
общую
,
со
-
поставляемые
в
дальнейшем
с
приводимыми
возрастными
норма
-
тивами
.
Согласно
авторам
русскоязычной
адаптации
,
высокий
общий
балл
,
как
правило
,
имеют
зрелые
,
интеллектуально
развитые
дети
;
аккуратные
,
усидчивые
,
спокойные
,
с
высокой
мотивацией
к
ри
-
сованию
.
Часто
высокий
общий
балл
имеют
девочки
,
а
также
глу
-
хие
дети
.
Низкий
балл
характерен
для
детей
с
органическими
на
-
рушениями
,
а
также
с
низким
уровнем
интеллектуальных
способ
-
ностей
,
с
нарушениями
зрения
.
Более
высокая
содержательная
оценка
по
сравнению
с
формальной
говорит
о
том
,
что
у
детей
могут
быть
различного
рода
нарушения
нервной
системы
,
может
быть
снижен
интеллект
,
могут
быть
зрительные
дефекты
.
Высо
-
кий
балл
по
содержательным
пунктам
характерен
для
глухих
де
-
тей
.
Если
формальная
оценка
значительно
выше
содержательной
,
значит
,
рисунки
делались
или
при
низкой
мотивации
рисующих
,
или
детьми
с
невротическими
нарушениями
,
или
детьми
с
задерж
-
кой
психического
развития
из
-
за
педагогической
запущенности
.
У
детей
с
поражениями
ЦНС
и
поражениями
зрения
авторы
ни
в
одном
случае
не
обнаружили
высокой
формальной
оценки
.
Помимо
рассмотренных
,
в
зарубежной
патопсихологической
диагностике
применяется
еще
целый
ряд
других
рисуночных
ме
-
тодик
.
По
классификации
Й
.
Шванцары
и
соавторов
. (1978),
все
они
могут
быть
разделены
на
три
большие
группы
:
1)
рисунок
человеческой
фигуры
,
2)
тематический
рисунок
,
3)
атематические
рисовальные
и
письменные
тесты
.
В
свою
очередь
каждая
из
трех
групп
в
зависимости
от
кон
-
кретного
замысла
создания
и
использования
методики
подразде
-
ляется
на
отдельные
подгруппы
,
содержащие
141
от
одной
до
нескольких
конкретных
методик
.
Так
,
рисунок
чело
-
веческой
фигуры
может
быть
использован
с
целью
диагностики
интеллекта
(
методики
Гудинаф
,
Гудинаф
—
Харрис
,
Зерингер
,
Мергю
и
др
.),
аспектов
развития
(
методики
Шуйтен
,
Винтш
,
Ма
-
тейчек
и
др
.),
как
проективная
методика
(
Маховер
,
Гаммер
,
Якаб
и
др
.),
с
целью
формального
анализа
(
Люрса
и
Баллон
,
Нилсен
и
др
.),
для
оценки
отношения
к
соматотипу
(
Фишер
,
Шнайдер
).
Тематические
рисунки
подразделяются
на
рисунки
«
Дама
гу
-
ляет
и
идет
дождь
», «
Дом
-
дерево
-
человек
», «
Дерево
», «
Семья
» (
в
различных
модификациях
), «
Дом
»,
а
также
рисунки
с
другими
сюжетами
и
свободные
рисунки
.
К
числу
атематических
рисовальных
и
письменных
тестов
от
-
носят
,
в
частности
,
методики
Бендер
,
Вартегга
,
Прюдоммо
и
др
.
Если
рисунок
используется
с
проективной
целью
,
то
обнару
-
живаемые
при
этом
тенденции
необходимо
в
каждом
случае
со
-
поставлять
с
данными
других
исследований
,
беседы
(
в
том
числе
и
с
родственниками
и
знакомыми
испытуемого
).
Следует
еще
раз
подчеркнуть
,
что
использование
рисуночных
методик
с
целью
проективной
диагностики
в
настоящее
время
не
имеет
строгих
обоснований
,
поэтому
ведущие
зарубежные
специалисты
в
облас
-
ти
рисуночной
диагностики
указывают
на
то
,
что
существует
большая
опасность
не
проекции
испытуемого
в
рисунке
,
а
«
про
-
екции
диагноста
,
направленность
которого
отображается
во
всей
интерпретации
» (
Й
.
Шванцара
и
соавт
., 1978).
В
целом
же
круг
решаемых
с
помощью
рисуночных
методик
диагностических
задач
в
настоящее
время
достаточно
велик
—
от
оценки
уровня
умственного
развития
ребенка
до
использования
методик
в
целях
создания
оптимальной
направленности
лечебно
-
реабилитационных
(
в
первую
очередь
—
социопсихотерапевтиче
-
ских
)
мероприятий
.
Методы
(
методики
)
для
исследования
личности
Личность
является
наиболее
сложным
психическим
конструк
-
том
,
в
котором
тесно
переплетаются
множество
социальных
и
биологических
факторов
.
Изменение
даже
одного
из
этих
факто
-
ров
существенно
отражается
на
его
взаимоотношениях
с
другими
факторами
и
на
личности
в
целом
.
С
этим
связано
многообразие
подходов
к
изучению
142
личности
—
различные
аспекты
изучения
личности
исходят
из
разных
концепций
,
они
отличаются
методологически
соответст
-
венно
тому
,
объектом
какой
науки
оказывается
исследование
личности
.
В
последние
годы
значительно
возрос
интерес
к
иссле
-
дованиям
личностных
особенностей
психически
больных
как
в
патопсихологии
,
так
и
в
клинической
психиатрии
.
Это
объясня
-
ется
рядом
обстоятельств
:
во
-
первых
,
изменения
личности
обла
-
дают
в
известной
мере
нозологической
специфичностью
и
могут
быть
использованы
для
решения
вопросов
дифференциальной
диагностики
;
во
-
вторых
,
анализ
преморбидных
свойств
лично
-
сти
может
оказаться
полезным
в
установлении
возможных
при
-
чин
происхождения
ряда
заболеваний
(
и
не
только
психических
,
но
и
соматических
,
например
язвенной
болезни
,
заболеваний
сердечно
-
сосудистой
системы
);
в
-
третьих
,
характеристика
лично
-
стных
изменений
в
течении
заболевания
обогащает
наши
пред
-
ставления
о
его
патогенетических
механизмах
;
в
-
четвертых
,
учет
особенностей
личности
очень
важен
для
рационального
построе
-
ния
комплекса
реабилитационных
мероприятий
.
Учитывая
сложность
понятия
личности
,
следует
сразу
же
согласиться
с
тем
,
что
нет
какого
-
либо
одного
метода
ее
исследования
,
каким
бы
полным
и
разносторонним
он
нам
ни
представлялся
,
который
может
дать
целостную
характеристику
личности
.
С
помощью
экспериментального
исследования
мы
получаем
лишь
частич
-
ную
характеристику
личности
,
которая
нас
удовлетворяет
по
-
стольку
,
поскольку
она
оценивает
определенные
личностные
про
-
явления
,
имеющие
значение
для
решения
конкретной
задачи
.
В
настоящее
время
известно
множество
экспериментально
-
психологических
приемов
,
методов
,
методик
,
направленных
на
исследование
личности
.
Они
,
как
уже
указывалось
,
различаются
особенностями
подхода
к
самой
проблеме
(
речь
идет
о
различии
принципиальном
,
методологическом
),
разнообразием
интересов
исследователей
(
личность
изучается
в
педагогической
психоло
-
гии
,
в
психологии
труда
,
в
социальной
и
патологической
психоло
-
гии
и
т
.
д
.)
и
направленностью
на
различные
проявления
лич
-
ности
.
Конечно
,
интересы
исследователей
и
стоящие
перед
ними
задачи
нередко
совпадают
,
и
этим
объясняется
то
,
что
методики
исследования
личности
в
социальной
психологии
берутся
на
вооружение
патопсихологами
,
методики
143
патопсихологии
заимствуются
специалистами
,
работающими
в
области
психологии
труда
.
Не
существует
даже
сколько
-
нибудь
четкой
и
тем
более
обще
-
принятой
классификации
методов
,
используемых
для
исследова
-
ния
личности
.
В
.
М
.
Блейхером
и
Л
.
Ф
.
Бурлачуком
(1978)
пред
-
ложена
в
качестве
условной
следующая
классификация
методов
исследования
личности
:
1)
наблюдение
и
близкие
к
нему
методы
(
изучение
биографий
,
клиническая
беседа
,
анализ
субъективного
и
объективного
анамнеза
и
т
.
д
.);
2)
специальные
экспериментальные
методы
(
моделирование
оп
-
ределенных
видов
деятельности
,
ситуаций
,
некоторые
аппара
-
турные
методики
и
т
.
д
.);
3)
личностные
опросники
и
другие
методы
,
базирующиеся
на
оценке
и
самооценке
;
4)
проективные
методы
.
Как
будет
видно
из
дальнейшего
,
разграничение
этих
четырех
групп
методов
весьма
условно
и
может
быть
использовано
глав
-
ным
образом
в
прагматических
и
дидактических
целях
.
К
. Leonhard (1968)
считал
наблюдение
одним
из
важнейших
методов
диагностики
личности
,
отдавая
ему
предпочтение
в
срав
-
нении
с
методиками
типа
личностных
опросников
.
При
этом
он
придает
особое
значение
возможности
наблюдать
человека
непо
-
средственно
,
изучать
его
поведение
на
работе
и
в
домашней
обста
-
новке
,
в
семье
,
среди
друзей
и
знакомых
,
в
узком
кругу
и
при
большом
количестве
собравшихся
.
Подчеркивается
особенная
важность
наблюдения
над
мимикой
,
жестикуляцией
и
интона
-
циями
обследуемого
,
являющимися
часто
более
объективными
критериями
личностных
проявлений
,
чем
слова
.
Наблюдение
не
должно
быть
пассивно
-
созерцательным
.
В
процессе
наблюдения
патопсихолог
анализирует
те
явления
,
которые
он
видит
,
с
точки
зрения
деятельности
больного
в
определенной
ситуации
и
с
этой
целью
оказывает
известное
влияние
на
складывающуюся
ситуа
-
цию
с
тем
,
чтобы
стимулировать
определенные
поведенческие
реакции
обследуемого
.
Наблюдение
—
это
преднамеренное
и
це
-
ленаправленное
восприятие
,
обусловленное
задачей
деятельности
(
М
.
С
.
Роговин
, 1979).
В
клинической
беседе
анализируются
осо
-
бенности
биографии
больного
,
присущие
ему
особенности
лично
-
стных
реакций
,
его
отношение
144
к
собственному
характеру
,
особенности
поведения
обследуемого
в
конкретных
ситуациях
.
Последние
К
. Leonhard
рассматривал
как
важнейший
методический
пункт
в
анализе
личности
.
М
.
С
.
Лебе
-
динский
(1971)
особое
внимание
в
исследовании
личности
боль
-
ного
уделял
изучению
дневников
и
автобиографий
,
составляемых
им
по
просьбе
врача
,
либо
ведущихся
и
раньше
.
Для
исследования
личности
в
процессе
деятельности
приме
-
няются
специальные
методики
,
о
которых
речь
будет
идти
ниже
.
Следует
лишь
отметить
,
что
для
опытного
психолога
такой
мате
-
риал
дают
и
любые
психологические
методики
,
направленные
на
исследование
познавательной
деятельность
.
Например
,
по
резуль
-
татам
пробы
на
заучивание
10
слов
можно
судить
о
наличии
апа
-
тических
изменений
у
больного
шизофренией
(
кривая
запомина
-
ния
типа
«
плато
»),
о
завышенном
или
заниженном
уровне
при
-
тязаний
и
т
.
п
.
Значительные
методические
и
методологические
трудности
возникают
перед
психологом
в
связи
с
использованием
личност
-
ных
опросников
.
Личностные
характеристики
,
получаемые
в
пла
-
не
самооценки
,
представляют
значительный
интерес
для
патопси
-
холога
,
однако
при
этом
нередко
упускается
из
виду
необходи
-
мость
сопоставления
данных
самооценки
с
показателями
,
объек
-
тивно
представляющими
личность
.
Из
наиболее
часто
употреб
-
ляемых
личностных
опросников
только
MMPI
располагает
удов
-
летворительными
оценочными
шкалами
,
позволяющими
судить
об
адекватности
самооценки
обследуемого
.
Недостатком
конст
-
рукции
многих
личностных
опросников
следует
считать
их
явную
для
обследуемого
целенаправленность
.
Это
в
первую
очередь
от
-
носится
к
монотематическим
опросникам
типа
шкалы
тревоги
.
Таким
образом
,
информацию
,
получаемую
с
помощью
лично
-
стных
опросников
,
можно
адекватно
оценить
лишь
при
сравнении
ее
с
данными
объективной
оценки
личности
,
а
также
при
допол
-
нении
ее
результатами
исследования
личности
в
процессе
дея
-
тельности
,
проективными
методами
.
Подбор
методик
,
дополняю
-
щих
тот
или
иной
личностный
опросник
,
определяется
во
многом
задачей
исследования
.
Например
,
при
изучении
внутренней
кар
-
тины
болезни
позиция
больного
по
отношению
к
своему
заболе
-
ванию
существенно
уточняется
введением
в
эксперимент
методик
типа
незаконченных
предложений
.
145