Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7152

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Под

 

проективными

 

мы

 

понимаем

 

такие

 

методики

 

опо

-

средованного

 

изучения

 

личности

которые

 

базируются

 

на

 

по

-

строении

 

специфической

пластичной

 

ситуации

создающей

 

в

 

си

-

лу

 

активности

 

процесса

 

восприятия

 

наиболее

 

благоприятные

 

ус

-

ловия

 

для

 

проявления

 

тенденций

установок

эмоциональных

 

со

-

стояний

 

и

 

других

 

особенностей

 

личности

  (

В

М

Блейхер

Л

Ф

Бурлачук

, 1976, 1978). 

Е

Т

Соколова

 (1980) 

считает

что

 

проектив

-

ный

 

метод

ориентированный

 

на

 

изучение

 

неосознаваемых

 

или

 

не

 

вполне

 

осознанных

 

форм

 

мотивации

является

 

практически

 

един

-

ственным

 

собственно

 

психологическим

 

методом

 

проникновения

 

в

 

наиболее

 

интимную

 

область

 

человеческой

 

психики

Если

 

боль

-

шинство

 

психологических

 

приемов

считает

 

Е

Т

Соколова

на

-

правлено

 

на

 

изучение

 

того

как

 

и

 

за

 

счет

 

чего

 

достигается

 

объек

-

тивный

 

характер

 

отражения

 

человеком

 

внешнего

 

мира

то

 

проек

-

тивные

 

методики

 

ставят

 

своей

 

целью

 

выявление

 

своеобразных

 

«

субъективных

 

отклонений

», 

личностных

  «

интерпретаций

», 

при

-

чем

 

последние

 

далеко

 

не

 

всегда

 

объективны

не

 

всегда

как

 

прави

-

ло

личностно

 

значимы

.

 

Следует

 

помнить

что

 

диапазон

 

проективных

 

методик

 

значи

-

тельно

 

шире

 

того

 

перечня

 

методических

 

приемов

которые

 

тради

-

ционно

 

включаются

 

в

 

эту

 

группу

 

методик

  (

В

М

Блейхер

Л

И

Завилянская

, 1970, 1976). 

Элементы

 

проективности

 

можно

 

найти

 

в

 

большинстве

 

патопсихологических

 

методов

 

и

 

методик

Более

 

того

есть

 

основания

 

полагать

что

 

беседа

 

с

 

обследуемым

направ

-

ленная

 

особым

 

образом

может

 

содержать

 

элементы

 

проективно

-

сти

В

 

частности

это

 

может

 

быть

 

достигнуто

 

при

 

обсуждении

 

с

 

больным

 

тех

 

или

 

иных

 

жизненных

 

коллизий

 

или

 

содержащих

 

глу

-

бокий

 

подтекст

 

произведений

 

искусства

явлений

 

общественной

 

жизни

.

 

Патопсихологические

 

методики

 

в

 

аспекте

 

проблемы

 

проек

-

тивности

 

проанализированы

 

В

Э

Реньге

 (1976). 

При

 

этом

 

уста

-

новлено

что

 

ряд

 

методик

 (

пиктограммы

исследование

 

самооцен

-

ки

уровень

 

притязаний

 

и

 

др

.) 

имеет

 

в

 

основе

 

неоднозначную

 

для

 

больного

 

стимуляцию

 

и

 

не

 

ограничивает

 

рамки

 «

выбора

» 

ответов

Возможность

 

получения

 

относительно

 

большого

 

количества

 

отве

-

тов

 

обследуемого

 

в

 

значительной

 

мере

 

зависит

 

от

 

особенностей

 

проведения

 

патопсихологического

 

эксперимента

Важным

 

факто

-

ром

 

при

 

этом

 

является

по

 

В

Э

Реньге

неосознанность

 

обследуе

-

мым

 

истинных

 

целей

 

применения

 

методик

.

 

146

 


background image

Это

 

обстоятельство

например

было

 

учтено

 

в

 

модификации

 

мето

-

дики

 TAT H. 

К

Киященко

 (1965). 

По

 

нашим

 

наблюдениям

в

 

зна

-

чительной

 

мере

 

принцип

 

проективности

 

присущ

 

методике

 

клас

-

сификации

В

 

связи

 

с

 

этим

 

следует

 

согласиться

 

с

 

В

Э

Реньге

что

 

не

 

существует

 

методик

 

для

 

исследования

 

только

 

личностных

 

осо

-

бенностей

 

или

 

только

 

познавательных

 

процессов

Основную

 

роль

 

играет

 

создание

 

возможно

 

более

 

благоприятных

 

условий

 

для

 

ак

-

туализации

 

в

 

процессе

 

выполнения

 

задания

 

фактора

 

проек

-

тивности

что

 

в

 

известной

 

мере

 

определяется

 

не

 

только

 

знаниями

умением

 

психолога

но

 

и

 

является

 

особым

 

искусством

.

 

Исследование

 

уровня

 

притязаний

 

Понятие

 

уровня

 

притязаний

 

разрабатывалось

 

психологами

 

школы

 

К

. Lewin. 

В

 

частности

была

 

создана

 

методика

 

эксперимен

-

тального

 

исследования

 

уровня

 

притязаний

 

Р

Норре

 (1930). 

В

 

экс

-

перименте

 

установлено

что

 

уровень

 

притязаний

 

зависит

 

от

 

того

насколько

 

успешно

 

выполняются

 

обследуемым

 

эксперименталь

-

ные

 

задания

В

Н

Мясищев

 (1935) 

различал

 

две

 

стороны

 

уровня

 

притязаний

 — 

объективно

-

принципиальную

 

и

 

субъективно

-

личностную

Последняя

 

тесно

 

связана

 

с

 

самооценкой

чувством

 

неполноценности

тенденцией

 

самоутверждения

 

и

 

стремлением

 

видеть

 

в

 

показателях

 

своей

 

деятельности

 

снижение

 

или

 

повыше

-

ние

 

трудоспособности

Автор

 

указывал

что

 

соотношением

 

этих

 

моментов

 

и

 

определяется

 

уровень

 

притязания

 

больных

особенно

 

при

 

психогенных

 

заболеваниях

.

 

Уровень

 

притязаний

 

не

 

является

 

однозначной

стабильной

 

личностной

 

характеристикой

  (

Б

В

Зейгарник

, 1969, 1972; 

В

С

Мерлин

, 1970). 

Можно

 

различить

 

исходный

 

уровень

 

притязаний

определяющийся

 

степенью

 

трудности

 

заданий

которые

 

человек

 

считает

 

выполнимыми

 

для

 

себя

соответствующими

 

его

 

возмож

-

ностям

Далее

 

можно

 

говорить

 

об

 

известной

 

динамике

 

уровня

 

притязаний

 

в

 

соответствии

 

с

 

тем

насколько

 

уровень

 

притязаний

 

оказался

 

адекватным

 

уровню

 

достижений

В

 

результате

 

де

-

ятельности

 

человека

  (

это

 

относится

 

и

 

к

 

условиям

 

экспери

-

ментальной

 

ситуации

устанавливается

наконец

некоторый

 

ти

-

пичный

 

для

 

данной

 

личности

 

уровень

 

притязаний

.

 

В

 

формировании

 

уровня

 

притязаний

 

большую

 

роль

 

играет

 

со

-

ответствие

 

деятельности

 

обследуемого

 

его

 

предположениям

 

147

 


background image

о

 

степени

 

сложности

 

заданий

выполнение

 

которых

 

приносило

 

бы

 

ему

 

удовлетворение

В

С

Мерлин

 (1970) 

придавал

 

большое

 

зна

-

чение

 

социальным

 

факторам

считая

что

 

в

 

одной

 

и

 

той

 

же

 

дея

-

тельности

 

существуют

 

различные

 

социальные

 

нормы

 

достижений

 

для

 

разных

 

социальных

 

категорий

 

в

 

зависимости

 

от

 

должности

специальности

квалификации

 

индивида

Этот

 

фактор

 

играет

 

из

-

вестную

 

роль

 

и

 

в

 

условиях

 

экспериментального

 

исследования

 

уровня

 

притязаний

 — 

даже

 

правильное

 

выполнение

 

эксперимен

-

тальных

 

заданий

 

при

 

определенной

 

самооценке

 

обследуемого

 

может

 

не

 

восприниматься

 

им

 

как

 

успешное

Отсюда

 

вытекает

 

принцип

 

важности

 

значения

 

подбора

 

экспериментальных

 

заданий

.

 

Характер

 

реакции

 

обследуемого

 

на

 

успех

 

или

 

неуспех

 

в

 

пер

-

вую

 

очередь

 

определяется

 

тем

насколько

 

устойчива

 

у

 

него

 

само

-

оценка

Анализируя

 

динамику

 

уровня

 

притязаний

В

С

Мерлин

 

находил

что

 

легкость

 

или

 

трудность

 

приспособления

 

личности

 

к

 

деятельности

 

путем

 

изменения

 

уровня

 

притязаний

 

зависит

 

от

 

свойств

 

темперамента

  (

тревожность

экстра

или

 

интровертиро

-

ванность

эмоциональность

и

 

от

 

таких

 

сугубо

 

личностных

 

свойств

как

 

начальный

 

уровень

 

притязаний

адекватность

 

или

 

неадекватность

 

самооценки

степень

 

ее

 

устойчивости

мотивы

 

са

-

моутверждения

 .

 

Помимо

 

самооценки

в

 

динамике

 

уровня

 

притязаний

 

сущест

-

венную

 

роль

 

играют

 

такие

 

моменты

как

 

отношение

 

обследуемого

 

к

 

ситуации

 

эксперимента

 

и

 

исследующему

оценка

 

деятельности

 

обследуемого

 

экспериментатором

регистрирующим

 

в

 

ходе

 

опыта

 

успех

 

или

 

неуспех

характер

 

экспериментальных

 

заданий

.

 

В

 

лаборатории

 

Б

В

Зейгарник

 

разработан

 

вариант

 

методики

 

исследования

 

уровня

 

притязаний

 (

Б

И

Бежанишвили

, 1967). 

Пе

-

ред

 

больным

 

двумя

 

рядами

 

раскладывают

 

оборотной

 

стороной

 

вверх

 24 

карточки

В

 

каждом

 

ряду

 (

от

 1 

к

 12 

и

 

от

 1 

а

 

к

 12

а

карточки

 

содержат

 

вопросы

 

нарастающей

 

сложности

например

:

 

1. 

Написать

 3 

слова

 

на

 

букву

 «

Ш

».

 

а

Написать

 5 

слов

 

на

 

букву

 «

Н

». 

3. 

Написать

 

названия

 5 

городов

 

на

 

букву

 «

Л

».

 

3

а

Написать

 6 

имен

 

на

 

букву

 «

Б

». 

10. 

Написать

 

фамилии

 5 

писателей

 

на

 

букву

 «

С

».

 

148

 


background image

10

а

Написать

 

фамилии

 5 

известных

 

советских

 

киноартистов

  

на

 

букву

 «

Л

». 

12. 

Написать

 

фамилии

 7 

французских

 

художников

.

 

12

а

Написать

 

фамилии

 

известных

 

русских

 

художников

 

на

 

букву

 «

К

».

 

Обследуемому

 

сообщают

что

 

в

 

каждом

 

ряду

 

карточки

 

распо

-

ложены

 

по

 

возрастающей

 

степени

 

сложности

 

задания

что

 

парал

-

лельно

 

в

 

двух

 

рядах

 

лежат

 

карточки

 

одинаковой

 

трудности

Затем

 

ему

 

предлагают

 

соответственно

 

своим

 

возможностям

 

выбирать

 

задания

 

той

 

или

 

иной

 

сложности

 

и

 

выполнить

 

их

Обследуемого

 

предупреждают

 

о

 

том

что

 

на

 

каждое

 

задание

 

отпускается

 

опреде

-

ленное

 

время

но

 

какое

 — 

ему

 

не

 

говорят

Включая

 

секундомер

 

каждый

 

раз

когда

 

обследуемый

 

берет

 

новую

 

карточку

ис

-

следующий

 

при

 

желании

 

может

 

сказать

 

обследуемому

что

 

он

 

не

 

уложился

 

в

 

положенное

 

время

 

и

 

поэтому

 

задание

 

считается

 

невы

-

полненным

Это

 

позволяет

 

исследующему

 

искусственно

 

создавать

 

«

неуспех

».

 

Опыт

 

тщательно

 

протоколируется

Обращается

 

внимание

 

на

 

то

насколько

 

уровень

 

притязаний

 

больного

 

соответствует

 

его

 

возможностям

  (

интеллектуальному

 

уровню

образованию

и

 

как

 

он

 

реагирует

 

на

 

успех

 

или

 

неуспех

.

 

Одни

 

больные

 

после

 

успешного

 

выполнения

например

третьего

 

задания

 

сразу

 

же

 

берут

 8-

ю

 

или

 9-

ю

 

карточку

другие

на

-

оборот

крайне

 

осторожны

 — 

правильно

 

выполнив

 

задание

они

 

берут

 

карточку

 

либо

 

той

 

же

 

степени

 

сложности

либо

 

следующую

То

 

же

 

самое

 

при

 

неуспехе

 — 

одни

 

обследуемые

 

берут

 

карточку

 

той

 

же

 

сложности

 

либо

 

незначительно

 

менее

 

трудную

тогда

 

как

 

другие

не

 

выполнив

 

девятое

 

задание

переходят

 

на

 

второе

 

или

 

третье

что

 

свидетельствует

 

о

 

крайней

 

хрупкости

 

у

 

них

 

уровня

 

притязаний

Возможно

 

и

 

такое

 

поведение

 

больного

когда

не

-

смотря

 

на

 

неуспех

он

 

продолжает

 

выбирать

 

задания

 

все

 

более

 

сложные

Это

 

свидетельствует

 

о

 

недостаточности

 

критичности

 

мышления

.

 

Н

К

Калита

 (1971) 

установила

что

 

применяемые

 

в

 

варианте

 

Б

И

Бежанишвили

 

вопросы

направленные

 

на

 

выявление

 

обще

-

образовательного

 

уровня

трудно

 

поддаются

 

ранжированию

Сте

-

пень

 

их

 

трудности

 

определяется

 

не

 

только

 

объемом

 

жизненных

 

знаний

 

и

 

уровнем

 

образования

 

обследуемого

но

 

во

 

многом

 

зави

-

сит

 

и

 

от

 

круга

 

его

 

интересов

В

 

поисках

 

более

 

объективных

 

кри

-

териев

 

установления

 

149

 


background image

степени

 

сложности

 

заданий

 

Н

К

Калита

 

предложила

 

использо

-

вать

 

картинки

отличающиеся

 

друг

 

от

 

друга

 

количеством

 

элемен

-

тов

Здесь

 

критерием

 

сложности

 

является

 

количество

 

различий

 

между

 

сравниваемыми

 

картинками

Кроме

 

того

контрольными

 

обследованиями

 

можно

 

установить

 

время

затрачиваемое

 

здоро

-

выми

 

на

 

выполнение

 

задания

 

различной

 

степени

 

сложности

В

 

остальном

 

проведение

 

исследования

 

уровня

 

притязаний

 

в

 

моди

-

фикации

 

Н

К

Калиты

 

не

 

изменилось

Для

 

проведения

 

исследования

 

могут

 

быть

 

использованы

 

и

 

за

-

дачи

 

другого

 

рода

при

 

подборе

 

которых

 

можно

 

относительно

 

объективно

 

установить

 

их

 

градацию

 

по

 

степени

 

сложности

куби

-

ки

 

Кооса

одна

 

из

 

серий

 

таблиц

 

Рейвена

К

 

каждому

 

из

 

заданий

 

необходимо

 

подобрать

 

параллельное

примерно

 

равное

 

по

 

степе

-

ни

 

трудности

Результаты

 

исследования

 

могут

 

быть

 

представлены

 

для

 

боль

-

шей

 

наглядности

 

и

 

облегчения

 

их

 

анализа

 

в

 

виде

 

графика

Представляют

 

интерес

 

исследования

 

уровня

 

притязаний

 

с

 

оценкой

 

некоторых

 

количественных

 

показателей

Такое

 

исследо

-

вание

 

может

 

иметь

 

значение

 

для

 

объективной

 

характеристики

 

степени

 

психического

 

дефекта

 

обследуемого

Попытка

 

модифи

-

кации

 

методики

 

исследования

 

уровня

 

притязаний

 

была

 

предпри

-

нята

 

В

К

Гербачевским

 (1969), 

использовавшим

 

для

 

этого

 

все

 

субтесты

 

шкалы

 

Д

Векслера

 (WAIS). 

Однако

 

модификация

 

В

К

Гербачевского

 

представляется

 

нам

 

сложной

 

для

 

патопсихологиче

-

ского

 

исследования

и

 

поэтому

 

мы

 

несколько

 

модифицировали

 

вариант

 

методики

 

Зейгарник

 — 

Бежанишвили

Согласно

 

инст

-

рукции

 

обследуемый

 

должен

 

из

 24 

карточек

содержащих

 

различ

-

ные

 

по

 

своей

 

трудности

 

вопросы

выбрать

 

соответственно

 

своим

 

возможностям

 11 (

из

 

них

 

учитываются

 

первые

 10). 

Время

 

ответа

 

не

 

регламентируется

то

 

есть

 

важно

 

учесть

 

фактическое

 

выполне

-

ние

 

заданий

однако

 

обследуемому

 

советуют

 

при

 

невозможности

 

ответить

 

на

 

вопрос

 

сразу

 

же

 

сказать

 

об

 

этом

Учитывая

 

известное

 

нарастание

 

трудности

 

заключенных

 

в

 

карточках

 

вопросов

ответы

 

соответственно

 

оцениваются

 

в

 

баллах

например

правильный

 

от

-

вет

 

на

 

карточке

 

 1 

и

 

 1

а

 — 

в

 1 

балл

 2 

и

 

 2

а

 — 

в

 2 

балла

 8 

и

 

 8

а

 — 

в

 8 

баллов

 

и

 

т

д

При

 

этом

 

так

 

же

как

 

и

 

по

 

В

К

Гербачевскому

определяется

 

величина

 

уровня

 

притязаний

  (

сум

-

марная

 

оценка

 

выбранных

 

карточек

и

 

уровня

 

достижений

 (

сумма

 

набранных

 

150