Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7450
Скачиваний: 69
очков
).
Кроме
того
,
вычисляется
средний
показатель
,
определяю
-
щий
тенденцию
деятельности
после
успешного
или
неуспешного
ответа
.
Например
,
если
обследуемый
ответил
на
7
из
10
вопросов
,
подсчитывается
отдельно
сумма
баллов
по
карточкам
,
выбранным
после
успешного
ответа
,
и
делится
на
7.
Аналогично
определяется
средний
показатель
тенденции
деятельности
после
3
неуспешных
ответов
.
Для
оценки
выбора
карточки
после
последнего
ответа
об
-
следуемому
предлагают
неучитываемое
11-
е
задание
.
Методика
исследования
уровня
притязаний
,
как
показывает
практический
опыт
,
позволяет
обнаружить
личностные
особенно
-
сти
больных
при
шизофрении
,
маниакально
-
депрессивном
(
цир
-
кулярном
)
психозе
,
эпилепсии
,
психопатиях
,
церебральном
атеро
-
склерозе
,
других
органических
поражениях
головного
мозга
,
про
-
текающих
с
характерологическими
изменениями
.
Исследование
самооценки
по
методике
Т
.
Дембо
—
С
.
Я
.
Рубинштейн
Методика
предложена
С
.
Я
.
Рубинштейн
(1970)
для
ис
-
следования
самооценки
.
В
ней
использован
прием
Т
. Dembo,
с
помощью
которого
обнаруживались
представления
обследуемого
о
своем
счастье
.
С
.
Я
.
Рубинштейн
значительно
изменила
эту
ме
-
тодику
,
расширила
ее
,
ввела
вместо
одной
шкалы
отсчета
четыре
(
здоровье
,
умственное
развитие
,
характер
и
счастье
).
Следует
за
-
метить
,
что
использование
шкалы
отсчета
для
характеристики
ка
-
кого
-
либо
личностного
свойства
значительно
больше
способству
-
ет
выявлению
позиции
обследуемого
,
чем
применение
аль
-
тернативных
методик
типа
профиля
полярностей
и
листа
прилага
-
тельных
,
когда
испытуемому
предлагают
набор
определений
(
уве
-
ренный
—
робкий
,
здоровый
—
больной
)
и
просят
обозначить
свое
состояние
(
Н
. Heimann, 1967).
В
методике
Т
.
Дембо
—
С
.
Я
.
Рубинштейн
обследуемому
представляется
возможность
опреде
-
лить
свое
состояние
по
избранным
для
самооценки
шкалам
с
уче
-
том
ряда
нюансов
,
отражающих
степень
выраженности
того
или
иного
личностного
свойства
.
Методика
отличается
крайней
простотой
.
На
листе
бумаги
проводится
вертикальная
черта
,
о
которой
обследуемому
говорят
,
что
она
обозначает
счастье
,
причем
верхний
полюс
соответствует
состоянию
полного
счастья
,
а
нижний
занимают
самые
несчаст
-
ливые
люди
.
Обследуемого
151
просят
обозначить
на
этой
линии
чертой
или
кружочком
свое
ме
-
сто
.
Такие
же
вертикальные
линии
проводятся
и
для
выражения
самооценки
больного
по
шкалам
здоровья
,
умственного
развития
,
характера
.
Затем
приступают
к
беседе
с
больным
,
в
которой
выяс
-
няют
его
представление
о
счастье
и
несчастье
,
здоровье
и
нездо
-
ровье
,
хорошем
и
плохом
характере
и
т
.
д
.
Выясняется
,
почему
больной
сделал
отметку
в
определенном
месте
шкалы
для
обозна
-
чения
своих
особенностей
.
Например
,
что
побудило
его
поставить
отметку
в
данном
месте
шкалы
здоровья
,
считает
ли
он
себя
здо
-
ровым
или
больным
,
если
больным
,
то
какой
болезнью
,
кого
он
считает
больными
.
Своеобразный
вариант
методики
описан
Т
.
М
.
Габриял
(1972)
с
использованием
каждой
из
шкал
с
семью
категориями
,
например
:
самый
больной
,
весьма
больной
,
более
или
менее
больной
,
средне
больной
,
более
или
менее
здоровый
,
весьма
здоровый
,
самый
здо
-
ровый
.
Использование
шкал
с
такой
градацией
,
по
наблюдению
автора
,
обеспечивает
более
тонкие
различия
в
выявлении
позиции
обследуемых
.
В
зависимости
от
конкретной
задачи
,
стоящей
перед
иссле
-
дующим
,
в
методику
можно
вводить
и
другие
шкалы
.
Так
,
при
об
-
следовании
больных
алкоголизмом
мы
пользуемся
шкалами
на
-
строения
,
семейного
благополучия
и
служебных
достижений
.
При
обследовании
больных
в
депрессивном
состоянии
вводятся
шкалы
настроения
,
представления
о
будущем
(
оптимистического
или
пессимистического
),
тревоги
,
уверенности
в
себе
и
т
.
п
.
В
анализе
полученных
результатов
С
.
Я
.
Рубинштейн
уделяет
-
ся
основное
внимание
не
столько
расположению
отметок
на
шка
-
лах
,
сколько
обсуждению
этих
отметок
.
Психически
здоровым
людям
,
по
наблюдениям
С
.
Я
.
Рубинштейн
,
присуща
тенденция
определять
свое
место
по
всем
шкалам
точкой
«
чуть
выше
сере
-
дины
».
У
психически
больных
отмечается
тенденция
относить
точки
отметок
к
полюсам
линий
и
исчезает
«
позиционное
»
отно
-
шение
к
исследующему
,
играющее
,
по
мнению
С
.
Я
.
Рубинштейн
,
важную
роль
в
определении
своего
места
на
линиях
шкал
психи
-
чески
здоровыми
,
независимо
от
их
самооценки
и
реальной
жиз
-
ненной
ситуации
.
Получаемые
с
помощью
этой
методики
данные
приобретают
особый
интерес
при
сопоставлении
с
результатами
обследования
у
данного
больного
особенностей
мышления
152
и
эмоционально
-
волевой
сферы
.
При
этом
могут
быть
выявлены
нарушение
критичности
к
себе
,
депрессивная
самооценка
,
эйфо
-
ричность
.
Сопоставление
данных
о
самооценке
с
объективными
показателями
по
ряду
экспериментально
-
психологических
мето
-
дик
в
известной
мере
позволяет
судить
о
присущем
больному
уровне
притязаний
,
степени
его
адекватности
.
Можно
думать
,
что
самооценка
при
некоторых
психических
заболеваниях
не
остается
постоянной
и
характер
ее
зависит
не
только
от
специфичности
психопатологических
проявлений
,
но
и
от
стадии
болезни
.
Личностный
опросник
Айзенка
Личностный
опросник
Айзенка
является
вариантом
,
создан
-
ным
автором
(
Н
. J. Eysenck, 1964)
в
процессе
переработки
им
же
предложенного
Маудслейского
опросника
(1952)
и
так
же
,
как
и
предыдущий
,
направлен
на
исследование
факторов
экстра
-
и
ин
-
троверсии
,
нейротизма
.
Понятия
экстра
-
и
интроверсии
были
введены
представителями
психоаналитической
школы
.
С
. Jung
различал
экстра
-
и
интровертированные
рациональные
(
мыслительный
и
эмоциональный
)
и
иррациональные
(
сенсорный
и
интуитивный
)
психологические
типы
.
По
мнению
К
. Leonhard
(1970),
критерии
различения
экстра
-
и
интроверсии
С
. Jung
в
ос
-
новном
сводились
к
субъективности
и
объективности
мышления
.
Н
. J. Eysenck (1964)
связывает
экстра
-
и
интроверсию
со
степенью
возбуждения
и
торможения
в
центральной
нервной
системе
,
рас
-
сматривая
этот
фактор
,
являющийся
в
значительной
мере
врож
-
денным
,
как
результат
баланса
процессов
возбуждения
и
тормо
-
жения
.
При
этом
особая
роль
придается
влиянию
состояния
рети
-
кулярной
формации
на
соотношения
основных
нервных
процес
-
сов
.
Н
. J. Eysenck
указывает
также
на
значение
в
этом
биологиче
-
ских
факторов
:
некоторые
наркотики
интровертируют
человека
,
тогда
как
антидепрессанты
его
экстравертируют
.
Типичные
экст
-
раверт
и
интраверт
рассматриваются
Н
. J. Eysenck
как
личности
-
противоположные
края
континуума
,
к
которым
разные
люди
в
той
или
иной
мере
приближаются
.
По
Н
. J. Eysenck,
экстраверт
общителен
,
любит
вечеринки
,
имеет
много
друзей
,
нуждается
в
людях
,
чтобы
поговорить
с
ни
-
ми
,
не
любит
сам
читать
и
учиться
.
Он
жаждет
возбуждения
,
рис
-
кует
,
действует
под
влиянием
,
момента
,
импульсивен
.
153
Экстраверт
любит
каверзные
шутки
,
не
лезет
в
карман
за
сло
-
вом
,
обычно
любит
перемены
.
Он
беззаботен
,
добродушно
весел
,
оптимистичен
,
любит
смеяться
,
предпочитает
движение
и
дейст
-
вие
,
имеет
тенденцию
к
агрессивности
,
вспыльчив
.
Его
эмоции
и
чувства
строго
не
контролируются
,
и
на
него
не
всегда
можно
по
-
ложиться
.
В
противоположность
экстраверту
интраверт
спокоен
,
застен
-
чив
,
интроспективен
.
Он
предпочитает
общению
с
людьми
книгу
.
Сдержан
и
отдален
от
всех
,
кроме
близких
друзей
.
Планирует
свои
действия
заранее
.
Не
доверяет
внезапным
побуждениям
.
Серьезно
относится
к
принятию
решений
,
любит
во
всем
порядок
.
Контролирует
свои
чувства
,
редко
поступает
агрессивно
,
не
вы
-
ходит
из
себя
.
На
интраверта
можно
положиться
.
Он
несколько
пессимистичен
,
высоко
ценит
этические
нормы
.
Сам
Н
. J. Eysenck
считает
,
что
описанная
им
характеристика
интро
-
и
экстраверта
лишь
напоминает
описанную
С
. Jung,
но
не
является
идентичной
ей
.
К
. Leonhard
считал
,
что
описание
Н
. J.
Eysenck
экстраверта
соответствует
картине
гипоманиакального
состояния
и
полагает
,
что
фактор
экстра
-
и
интроверсии
нельзя
связывать
с
чертами
темперамента
.
По
мнению
К
. Leonhard,
поня
-
тия
интро
-
и
экстраверсии
представляют
собой
собственную
пси
-
хическую
сферу
,
причем
для
экстраверта
определяющее
влияние
имеет
мир
ощущений
,
а
для
интраверта
—
мир
представлений
,
так
что
один
побуждается
и
управляется
больше
снаружи
,
а
дру
-
гой
—
больше
изнутри
.
Следует
отметить
,
что
точка
зрения
К
. Leonhard
в
зна
-
чительной
мере
соответствует
взглядам
В
.
Н
.
Мясищева
(1926),
определившим
эти
типы
личности
с
клинико
-
психологической
точки
зрения
как
экспансивный
и
импрессивный
,
а
с
нейрофизио
-
логической
стороны
—
возбудимый
и
заторможенный
.
J. Gray (1968)
ставит
вопрос
об
идентичности
параметров
силы
нервной
системы
и
интро
-
и
экстраверсии
,
причем
полюсу
слабо
-
сти
нервной
системы
соответствует
полюс
интроверсии
.
При
этом
J. Gray
параметр
силы
нервной
системы
рассматривает
в
аспекте
уровней
активации
—
слабая
нервная
система
рассматривается
им
как
система
более
высокого
уровня
реакции
по
сравнению
с
силь
-
ной
нервной
системой
при
условии
воздействия
на
них
объектив
-
но
одинаковых
физических
стимулов
.
154
J. Strelau (1970)
установил
,
что
экстраверсия
положительно
связана
с
силой
процесса
возбуждения
и
подвижностью
нервных
процессов
.
В
то
же
время
не
существует
связи
между
экстравер
-
сией
и
силой
торможения
(
в
типологии
И
.
П
.
Павлова
сила
тор
-
можения
устанавливается
исключительно
для
условного
тормо
-
жения
,
в
концепции
J. Strelau
речь
идет
о
«
временном
»
торможе
-
нии
,
состоящем
из
условного
и
охранительного
,
то
есть
из
двух
различных
видов
торможения
).
Все
три
свойства
нервной
системы
(
сила
возбуждения
,
сила
торможения
и
подвижность
нервных
процессов
),
по
данным
J. Strelau,
отрицательно
связаны
с
пара
-
метром
нейротизма
.
Все
это
свидетельствует
о
неправомерности
сопоставления
типологии
личности
по
Н
. J. Eysenck
с
типами
высшей
нервной
деятельности
по
И
.
П
.
Павлову
.
Фактор
нейротизма
(
или
нейротицизма
)
свидетельствует
,
по
Н
.
J. Eysenck,
об
эмоционально
-
психологической
устойчивости
ини
неустойчивости
,
стабильности
—
нестабильности
и
рассматрива
-
ется
в
связи
с
врожденной
лабильностью
вегетативной
нервной
системы
.
В
этой
шкале
личностных
свойств
противоположные
тенденции
выражены
дискордантностью
и
конкордантностью
.
При
этом
на
одном
полюсе
оказывается
человек
«
внешней
нор
-
мы
»,
за
которой
скрывается
подверженность
всевозможным
пси
-
хологическим
пертурбациям
,
влекущим
к
неуравновешенности
нервно
-
психической
деятельности
.
На
другом
полюсе
—
лично
-
сти
,
психологически
устойчивые
,
хорошо
адаптирующиеся
к
ок
-
ружающей
социальной
микросреде
.
Фактору
нейротизма
отводится
исключительно
важная
роль
в
созданной
Н
. J. Eysenck
диатезно
-
стрессовой
гипотезе
этиопато
-
генеза
неврозов
,
согласно
которой
невроз
рассматривается
как
следствие
констелляции
стресса
и
предрасположения
к
неврозу
.
Нейротизм
отражает
предрасположение
к
неврозу
,
предиспози
-
цию
.
При
выраженном
нейротизме
,
по
Н
. J. Eysenck,
достаточно
незначительного
стресса
,
и
,
наоборот
,
при
невысоком
показателе
нейротизма
для
возникновения
невроза
требуется
сильный
стресс
,
чтобы
развился
невроз
.
Кроме
того
,
в
опросник
Айзенка
введена
контрольная
шкала
(
шкала
лжи
).
Она
служит
для
выявления
обследуемых
с
«
жела
-
тельной
реактивной
установкой
»,
то
есть
с
тенденцией
реагировать
на
вопросы
таким
образом
,
чтобы
получились
желаемые
для
об
-
следуемого
результаты
.
155