Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7454
Скачиваний: 69
(
Е
.
Б
.
Клубова
,
О
.
Ф
.
Ерышев
,
Н
.
Н
.
Петрова
,
И
.
Г
.
Беспалько
и
др
.)
и
опубликована
в
1998
г
.
Теоретической
основой
методики
является
концепция
Р
.
Плу
-
чека
—X.
Келлермана
,
предполагающая
специфическую
сеть
взаимосвязей
между
различными
уровнями
личности
:
уровнем
эмоций
,
защитой
и
диспозицией
(
то
есть
наследственной
предрас
-
положенностью
к
психическим
заболеваниям
).
Определенные
ме
-
ханизмы
защиты
предназначены
для
регуляции
определенных
эмоций
.
Выделяют
восемь
основных
механизмов
защиты
(
отри
-
цание
,
вытеснение
,
регрессия
,
компенсация
,
проекция
,
замещение
,
интеллектуализация
,
реактивные
образования
),
которые
взаимо
-
действуют
с
восемью
основными
эмоциями
(
принятие
,
гнев
,
удивление
,
печаль
,
отвращение
,
страх
,
ожидание
,
радость
).
Меха
-
низмы
защиты
проявляют
качества
и
полярности
,
и
схожести
.
Ос
-
новные
диагностические
типы
образованы
характерными
для
них
стилями
защиты
,
личность
может
пользоваться
любой
комбина
-
цией
механизмов
защиты
,
все
защиты
в
своей
основе
имеют
ме
-
ханизм
подавления
,
который
первоначально
возник
для
того
,
что
-
бы
победить
чувство
страха
.
Предполагаемые
взаимосвязи
личностных
черт
,
расстройств
личности
и
механизмов
защиты
Для
диагностики
всей
системы
механизмов
психологической
защиты
,
выявления
как
ведущих
,
основных
механизмов
,
так
и
оценки
степени
напряженности
каждого
механизма
Личностные
черты
Расстройства
личности
Механизмы
Робкий
Пассивно
-
агрессивный
пассивный
тип
Вытеснение
Агрессивный
Пассивно
-
агрессивный
агрессивный
тип
Замещение
Общительный
Маниакальный
тип
Реактивные
образования
Унылый
Депрессивный
тип
Компенсация
Доверяющий
Истероидный
тип
Отрицание
Подозрительный
Параноидный
тип
Проекция
Контролирующий
Обсессивно
-
компульсивный
тип
Интеллектуализация
Бесконтрольный
Психопатический
тип
Регрессия
161
психологической
защиты
в
1979
г
.
была
разработана
методика
диагностики
индекса
жизненного
стиля
(LSI).
Методика
состоит
из
97
утверждений
,
на
которые
испытуемый
должен
ответить
утвердительно
или
отрицательно
.
Примеры
ут
-
верждений
:
1.
Я
очень
легкий
человек
,
и
со
мной
легко
ужиться
.
10.
В
мечтах
я
всегда
в
центре
внимания
.
46.
Беспорядочность
отвратительна
.
71.
В
основном
люди
несносны
.
91.
Я
много
кричу
на
людей
.
97.
Я
говорю
много
неприличных
слов
.
Первоначальный
подсчет
с
помощью
ключа
первичных
(
сы
-
рых
)
баллов
несложен
и
занимает
немного
времени
.
До
настоящего
времени
методика
на
русском
языке
не
стан
-
дартизирована
,
получены
лишь
предварительные
результаты
(
средние
величины
нормативных
данных
М
± m
и
процентили
).
Проведенные
исследования
показали
особенности
структуры
психологической
защиты
у
больных
различными
формами
невро
-
зов
,
психосоматических
расстройств
(
язвенной
болезнью
,
хрони
-
ческой
сердечной
недостаточностью
при
ишемической
болезни
сердца
,
ревматоидном
артрите
),
хронической
почечной
недоста
-
точности
,
хроническом
алкоголизме
(
Е
.
Б
.
Клубова
, 1995),
вяло
-
текущей
шизофрении
.
Опросник
для
исследования
акцентуированных
свойств
личности
Опросник
для
исследования
акцентуированных
свойств
лич
-
ности
разработан
Н
. Schmieschek (1970)
на
основе
концепции
ак
-
центуированных
личностей
К
. Leonhard, (1964, 1968).
Согласно
ей
существуют
черты
личности
(
акцентуированные
),
которые
сами
по
себе
еще
не
являются
патологическими
,
однако
могут
при
оп
-
ределенных
условиях
развиваться
в
положительном
и
отри
-
цательном
направлениях
.
Эти
черты
являются
как
бы
заострением
некоторых
,
присущих
каждому
человеку
,
неповторимых
,
индиви
-
дуальных
свойств
,
крайним
вариантом
нормы
.
У
психопатов
эти
черты
достигают
особенно
большой
выраженности
.
По
наблюде
-
ниям
К
. Leonhard,
неврозы
,
как
правило
,
возникают
у
акцентуиро
-
ванных
162
личностей
.
Э
.
Я
.
Штернберг
(1970)
проводит
аналогию
между
по
-
нятиями
«
акцентуированная
личность
»
К
. Leonhard
и
«
шизоти
-
мия
»
Е
. Kretschmer.
Выделение
группы
акцентуированных
лично
-
стей
может
оказаться
плодотворным
для
разработки
вопросов
клиники
и
этиопатогенеза
в
пограничной
психиатрии
,
в
том
числе
и
при
изучении
соматопсихических
коррелятов
при
некоторых
соматических
заболеваниях
,
в
происхождении
которых
видную
роль
играют
личностные
особенности
заболевшего
.
По
мнению
Э
.
Я
.
Штернберга
,
концепция
акцентуированных
личностей
может
оказаться
полезной
и
для
изучения
свойств
личности
родственни
-
ков
психически
больных
.
К
. Leonhard
выделял
10
основных
типов
акцентуации
:
1.
Гипертимные
личности
,
характеризующиеся
склонностью
к
повышенному
настроению
.
2.
«
Застревающие
»
личности
—
со
склонностью
к
задержке
, «
за
-
стреванию
»
аффекта
и
бредовым
(
паранойяльным
)
реакциям
.
3.
Эмотивные
,
аффективно
-
лабильные
личности
.
4.
Педантичные
личности
,
с
преобладанием
черт
ригидности
,
малой
подвижности
нервных
процессов
,
педантизма
.
5.
Тревожные
личности
,
с
преобладанием
в
характере
черт
тре
-
вожности
.
6.
Циклотимные
личности
,
со
склонностью
к
фазным
ко
-
лебаниям
настроения
.
7.
Демонстративные
личности
—
с
истерическими
чертами
ха
-
рактера
.
8.
Возбудимые
личности
—
со
склонностью
к
повышенной
,
им
-
пульсивной
реактивности
в
сфере
влечений
.
9.
Дистимические
личности
—
со
склонностью
к
расстройствам
настроения
,
субдепрессивные
.
10.
Экзальтированные
личности
,
склонные
к
аффективной
эк
-
зальтации
.
Все
эти
группы
акцентуированных
личностей
объединяются
К
.
Leonhard
по
принципу
акцентуации
свойств
характера
или
темпе
-
рамента
.
К
акцентуации
свойств
характера
, «
особенностей
стрем
-
лений
»
относятся
демонстративность
(
в
патологии
—
психопатия
истерического
круга
),
педантичность
(
в
патологии
—
ананкастиче
-
ская
психопатия
),
склонность
к
«
застреванию
» (
в
патологии
—
паранойяльные
163
психопаты
)
и
возбудимость
(
в
патологии
—
эпилептоидные
пси
-
хопаты
).
Остальные
виды
акцентуации
К
. Leonhard
относит
к
осо
-
бенностям
темперамента
,
они
отражают
темп
и
глубину
аффек
-
тивных
реакций
.
Опросник
Шмишека
состоит
из
88
вопросов
.
Приводим
харак
-
терные
вопросы
:
Для
выявления
гипертимности
:
•
Предприимчивы
ли
вы
? (
Да
).
•
Можете
ли
вы
развлекать
общество
,
быть
душой
компании
?
(
Да
).
Для
выявления
склонности
к
«
застреванию
»
:
•
Отстаиваете
ли
вы
энергично
свои
интересы
,
когда
по
отноше
-
нию
к
вам
допускают
несправедливость
? (
Да
).
•
Заступаетесь
ли
вы
за
людей
,
по
отношению
к
которым
допу
-
щена
несправедливость
? (
Да
).
•
Упорствуете
ли
вы
в
достижении
цели
,
если
на
пути
встреча
-
ется
много
препятствий
? (
Да
).
Для
выявления
педантичности
:
•
Не
возникают
ли
у
вас
по
окончании
какой
-
нибудь
работы
со
-
мнения
в
качестве
ее
исполнения
и
не
прибегаете
ли
вы
к
про
-
верке
—
правильно
ли
все
было
сделано
? (
Да
).
•
Раздражает
ли
вас
,
если
занавес
или
скатерть
висят
неровно
,
стараетесь
ли
вы
это
поправить
? (
Да
).
Для
выявления
тревожности
:
•
Не
боялись
ли
вы
в
детские
годы
грозы
,
собак
? (
Да
).
•
Беспокоит
ли
вас
необходимость
спуститься
в
темный
погреб
,
войти
в
пустую
неосвещенную
комнату
? (
Да
).
Для
выявления
циклотимности
:
•
Бывают
ли
у
вас
переходы
от
веселого
настроения
к
очень
тоскливому
? (
Да
).
•
Случается
ли
с
вами
,
что
,
ложась
спать
в
отменном
на
-
строении
,
утром
вы
встаете
в
плохом
расположении
духа
,
ко
-
торое
длится
несколько
часов
? (
Да
).
Для
выявления
демонстративности
:
•
Случалось
ли
вам
рыдать
,
переживая
тяжелое
нервное
потря
-
сение
? (
Да
).
•
Охотно
ли
вы
в
школе
декламировали
стихи
? (
Да
).
•
Не
трудно
ли
вам
выступать
на
сцене
или
с
кафедры
перед
большой
аудиторией
? (
Нет
).
164
Для
выявления
возбудимости
:
•
Легко
ли
вы
впадаете
в
гнев
? (
Да
).
•
Можете
ли
вы
,
сердясь
на
кого
-
нибудь
,
пустить
в
ход
руки
?
(
Да
).
•
Совершаете
ли
вы
под
влиянием
алкоголя
внезапные
,
импуль
-
сивные
поступки
? (
Да
).
Для
выявления
дистимичности
:
•
Способны
ли
вы
быть
шаловливо
-
веселым
? (
Нет
).
•
Нравится
ли
вам
бывать
в
обществе
? (
Нет
).
Для
выявления
экзальтированности
:
•
Бывают
ли
у
вас
состояния
,
когда
вы
преисполнены
счастья
?
(
Да
).
•
Можете
ли
вы
под
влиянием
разочарования
впасть
в
отчаяние
?
(
Да
).
Ответы
на
вопросы
заносятся
в
регистрационный
лист
,
а
затем
с
помощью
специально
подготовленных
ключей
подсчитывается
показатель
по
каждому
из
видов
личностной
акцентуации
.
Ис
-
пользование
соответствующих
коэффициентов
делает
эти
показа
-
тели
сопоставимыми
.
Максимальный
показатель
по
каждому
виду
акцентуации
— 24
балла
.
Признаком
акцентуации
считается
пока
-
затель
,
превосходящий
12
баллов
.
Результаты
можно
выразить
графически
в
виде
профиля
личностной
акцентуации
.
Можно
подсчитать
и
средний
показатель
акцентуации
,
равный
частному
от
деления
суммы
всех
показателей
по
отдельным
видам
акцен
-
туации
на
10.
Методика
Шмишека
была
адаптирована
и
для
ис
-
следования
детей
и
подростков
с
учетом
их
возрастных
особенно
-
стей
и
интересов
(
И
.
В
.
Крук
, 1975).
Одним
из
вариантов
опросника
Шмишека
является
опросник
Литтманн
—
Шмишека
(
Е
. Littmann,
К
. G. Schmieschek, 1982).
Он
включает
в
себя
9
шкал
из
опросника
Шмишека
(
исключена
шкала
экзальтированности
)
с
добавлением
шкал
экстра
-
интроверсии
и
искренности
(
лжи
)
по
Н
. J. Eysenck.
Этот
опросник
был
адаптирован
и
стандартизован
нами
(
В
.
М
.
Блейхер
,
Н
.
Б
.
Фельдман
, 1985).
Оп
-
росник
состоит
из
114
вопросов
.
Оценка
ответов
производится
с
по
-
мощью
специальных
коэффициентов
.
Результаты
по
отдельным
шкалам
от
1
до
6
баллов
рассматриваются
как
норма
,
в
7
баллов
—
как
тенденция
к
акцентуации
,
в
8
баллов
—
как
проявление
явной
личностной
акцентуации
.
165