Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7456

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Экстравертированный

 

Гипертимно

-

конформный

 

Интровертированный

 

Шизоидный

 

Тоже

 

Сенситивный

 

-

 

Неустойчивый

 

-

 

Конформный

 

-

 

Астеноневротический

 

А

Е

Личко

 

обращает

 

внимание

 

на

 

то

что

 

в

 

классификации

 

К

Leonhard 

отсутствуют

 

довольно

 

распространенные

 

в

 

подростко

-

вом

 

возрасте

 

неустойчивый

 

и

 

конформный

 

типы

а

 

также

 

астено

-

невротический

 

тип

В

 

то

 

же

 

время

по

 

его

 

наблюдениям

дистими

-

ческий

 

и

 

застревающий

 

типы

  (

соответственно

 

конституциональ

-

но

-

депрессивный

 

и

 

паранойяльный

 

по

 

П

Б

Ганнушкину

, 1933) 

в

 

подростковом

 

возрасте

 

практически

 

не

 

встречаются

ПДО

 

предназначен

 

для

 

определения

 

в

 

подростковом

 

возрасте

 

(14—18 

лет

типов

 

характера

 

при

 

конституциональных

 

и

 

органи

-

ческих

 

психопатиях

психопатических

 

развитиях

 

и

 

акцентуациях

 

характера

Допускается

 

расширение

 

возрастного

 

диапазона

 

ис

-

пользования

 

опросника

 

в

 

интервале

 

от

 12 

до

 20 

лет

однако

 

точ

-

ность

 

получаемых

 

в

 

этом

 

случае

 

результатов

 

требует

 

более

 

тща

-

тельного

 

сопоставления

 

с

 

клиническими

 

данными

В

 

соответствии

 

с

 

концепцией

 

психологии

 

отношений

 

А

Ф

Лазурского

 (1912) 

и

 

В

Н

Мясищева

 (1949, 1953, 1960) 

в

 

опрос

-

ник

 

включены

 

основные

имеющие

 

актуальное

 

значение

 

для

 

под

-

ростков

проблемы

самочувствие

настроение

сон

 

и

 

сновидения

пробуждение

аппетит

 

и

 

отношение

 

к

 

одежде

деньгам

к

 

родите

-

лям

 

и

 

друзьям

к

 

окружающим

 

и

 

незнакомым

 

людям

к

 

одиноче

-

ству

будущему

новому

неудачам

приключениям

 

и

 

риску

ли

-

дерству

критике

 

и

 

возражениям

опеке

 

и

 

наставлениям

правилам

 

и

 

законам

оценка

 

себя

 

в

 

детстве

отношение

 

к

 

школе

оценка

 

себя

 

в

 

данный

 

момент

Каждой

 

проблеме

 

в

 

ПДО

 

соответствует

 

от

 10 

до

 

20 

предложений

из

 

которых

 

на

 

первом

 

этапе

 

исследования

 

под

-

росток

 

должен

 

выбрать

 

одно

 

или

 

несколько

 (

до

 3, 

но

 

не

 

больше

 3) 

утверждений

Ему

 

разрешается

 

и

 

отказ

 

выбора

 

по

 

нескольким

 

проблемам

что

однако

является

 

нежелательным

так

 

как

 

может

 

значимо

 

снижать

 

информативность

 

получаемых

 

результатов

На

 

втором

 

этапе

 

исследования

 

подростка

 

просят

 

выбрать

 

171

 


background image

наиболее

 

неподходящие

отвергаемые

 

ответы

  (

тоже

 

не

 

более

 3). 

Такая

 

свобода

 

выбора

 

рассматривается

 

как

 

более

 

предпочтитель

-

ное

 

явление

 

по

 

сравнению

 

с

 

альтернативными

 

ответами

 

типа

 «

да

» 

и

  «

нет

», 

обычно

 

применяемыми

 

в

 

большинстве

 

личностных

 

оп

-

росников

.

 

Система

 

оценок

 

позволяет

 

выяснить

к

 

какому

 

типу

 

ак

-

центуации

 

подросток

 

в

 

действительности

 

относится

.

 

Тип

 

акцентуации

 

считается

 

неопределенным

если

 

по

 

оценоч

-

ным

 

шкалам

 

не

 

достигнут

 

специально

 

разработанный

 

показатель

 

(

минимальное

 

диагностическое

 

число

 — 

МДЧ

ни

 

по

 

одному

 

из

 

типов

.

 

В

 

современном

 

варианте

 

ПДО

 (1981) 

раскодирование

 

по

 

шка

-

ле

 

субъективной

 

оценки

 

обычно

 

не

 

проводится

за

 

исключением

 

случаев

когда

 

исследующий

 

специально

 

ставит

 

перед

 

собой

 

цель

 

дать

 

характеристику

 

того

каким

 

себя

 

видит

 

или

 

хотел

 

бы

 

видеть

 

подросток

В

 

основном

 

же

 

обработка

 

результатов

 

начинается

 

с

 

раскодирования

 

по

 

шкале

 

объективной

 

оценки

С

 

этой

 

целью

 

строится

 

график

в

 

котором

 

по

 

вертикали

 

соответственно

 

каждому

 

типу

 

акцентуации

 

откладываются

 

баллы

полученные

 

на

 

обоих

 

этапах

 

исследования

.

 

Оценка

 

графика

 

производится

 

в

 

следующем

 

порядке

опреде

-

ляются

 

степень

 

конформности

показатель

 

негативного

 

отноше

-

ния

 

к

 

обследованию

возможная

 

склонность

 

к

 

диссимуляции

сте

-

пень

 

откровенности

возможность

 

органической

 

природы

 

психо

-

патии

 

или

 

акцентуации

отражение

 

в

 

самооценке

 

склонности

 

к

 

реакции

 

эмансипации

психологическая

 

склонность

 

к

 

делинквент

-

ному

 

поведению

 

и

 

к

 

алкоголизации

.

 

В

 

практике

 

патопсихологи

 

часто

 

расширяют

 

возрастной

 

диа

-

пазон

 

применения

 

ПДО

 — 

от

 10 

до

 25 

лет

 

В

 

детском

 

возрасте

 

возможности

 

применения

 

ПДО

 

ограниче

-

ны

особенно

 

для

 

обследования

 

детей

 

дошкольного

 

возраста

В

 

этих

 

случаях

 

определение

 

типа

 

акцентуации

 

производится

 

глав

-

ным

 

образом

 

путем

 

опроса

 

ребенка

 

и

 

его

 

родителей

При

 

массовых

 

исследованиях

 

предложена

 

методика

 

определения

 

типа

 

акцентуа

-

ции

 

характера

 

с

 

помощью

 

эталонов

  (

И

В

Крук

, 1983). 

Эталоны

 

представляют

 

собой

 

карточки

содержащие

 

описания

 

типов

 

ак

-

центуации

составленные

 

с

 

учетом

 

интересов

 

и

 

поведенческих

 

особенностей

 

детей

 

дошкольного

 

возраста

Карточки

-

эталоны

 

предъявляются

 

для

 

ознакомления

 

родителям

и

 

по

 

их

 

выбору

 

опре

-

деляется

 

тип

 

акцентуации

 

характера

 

ребенка

.

 

172

 


background image

Миннесотский

 

многопрофильный

 

личностный

 

опросник

 (MMPI)

 

Миннесотский

 

многопрофильный

 

личностный

 

опросник

 

раз

-

работан

 S. R. Hathaway 

и

 J. McKinley (1943) 

и

 

основан

 

на

 

анализе

 

личностных

 

свойств

 

психически

 

больных

Он

 

состоит

 

из

 550 

ут

-

верждений

  (

в

 

основном

 

варианте

), 

относящихся

 

к

 

общему

 

само

-

чувствию

 

обследуемого

функционированию

 

у

 

него

 

тех

 

или

 

иных

 

систем

 

внутренних

 

органов

к

 

его

 

отношениям

 

с

 

окружающими

к

 

наличию

 

у

 

него

 

психопатологической

 

симптоматики

к

 

особенно

-

стям

 

его

 

самооценки

 

и

 

т

д

.

 

Обследуемый

 

по

 

каждому

 

утверждению

 

выбирает

 

один

 

из

 

трех

 

вариантов

 

ответа

: «

верно

», «

неверно

», «

не

 

могу

 

сказать

». 

Опросник

 

используется

 

как

 

для

 

индивидуальных

так

 

и

 

для

 

групповых

 

ис

-

следований

Американские

 

исследователи

 

рекомендуют

 

исполь

-

зовать

 

опросник

 

для

 

обследования

 

лиц

 

в

 

возрасте

 

от

 16 

до

 55 

лет

 

при

 

интеллектуальном

 

коэффициенте

  (

по

 

Д

Векслеру

не

 

ниже

 

80.

 

Ответы

 

на

 

содержащиеся

 

в

 

опроснике

 

утверждения

 

распреде

-

ляются

 

по

 3 

оценочным

 

и

 10 

основным

  (

клиническим

шкалам

Помимо

 

основных

имеется

 

множество

 

дополнительных

 

шкал

 

(

алкоголизма

зрелости

тревоги

контроля

диссимуляции

эмо

-

циональной

 

незрелости

контроля

 

над

 

враждебностью

лидерства

 

и

 

т

д

.), 

базирующихся

 

на

 

тех

 

же

 550 

утверждениях

Помимо

 

них

 

к

 

опроснику

 

прибавлено

 16 

повторяющихся

 

утверждений

 — 

шкала

 

ретестирования

свидетельствующая

 

об

 

отсутствии

 

противоречи

-

вости

 

в

 

ответах

 

на

 

одни

 

и

 

те

 

же

 

утверждения

.

 

Оценочные

 

шкалы

 

дают

 

характеристику

 

отношения

 

обследуе

-

мого

 

к

 

самому

 

факту

 

исследования

 

и

 

в

 

известной

 

мере

 

свидетель

-

ствуют

 

о

 

достоверности

 

результатов

Эти

 

шкалы

 

существенно

 

от

-

личают

 MMPI 

от

 

всех

 

других

 

опросников

.

 

Шкала

 

лжи

  (

L

свидетельствует

 

о

 

тенденции

 

испытуемого

 

представить

 

себя

 

в

 

наиболее

 

благоприятном

 

свете

 

в

 

соответствии

 

с

 

общепринятыми

 

социальными

 

нормами

Высокие

 

показатели

 

по

 

этой

 

шкале

 

чаще

 

наблюдаются

 

у

 

примитивных

 

личностей

.

 

Примеры

 

утверждений

:  

•   

Я

 

не

 

всегда

 

говорю

 

правду

 (

учитывается

 

отрицательный

 

ответ

).

 

173

 


background image

• 

Иногда

 

я

 

откладываю

 

на

 

завтра

 

то

что

 

должен

 

сделать

 

сегодня

 (

отрицательный

 

ответ

). 

Шкала

 

валидности

  (

F

при

 

обнаружении

 

высоких

 

по

-

казателей

 

свидетельствует

 

о

 

недостоверности

 

полученных

 

резуль

-

татов

Такое

 

повышение

 

может

 

наблюдаться

 

при

 

явно

 

психотиче

-

ских

 

состояниях

при

 

непонимании

 

обследуемым

 

утверждений

содержащихся

 

в

 

опроснике

а

 

также

 

при

 

намеренном

 

искажении

 

результатов

Примеры

 

утверждений

 

Временами

 

я

 

нахожусь

 

во

 

власти

 

какой

-

то

 

злой

 

силы

 (

Да

). 

 

Было

 

бы

 

лучше

если

 

бы

 

все

 

законы

 

отменили

 (

да

). 

 

Иногда

 

я

 

чувствую

что

 

должен

 

нанести

 

повреждение

 

или

 

са

-

мому

 

себе

 

или

 

кому

-

нибудь

 

другому

 (

да

). 

Шкала

 

коррекции

 (

К

служит

 

для

 

выявления

 

тенденции

 

об

-

следуемого

 

скрыть

 

или

 

приуменьшить

 

присущие

 

ему

 

психопато

-

логические

 

явления

 

или

наоборот

выявляет

 

его

 

чрезмерную

 

от

-

кровенность

Примеры

 

утверждений

 

Меня

 

не

 

беспокоит

что

 

обо

 

мне

 

говорят

 

другие

 (

нет

). 

 

Я

 

против

 

того

чтобы

 

подавать

 

милостыню

 (

нет

). 

Шкала

 «?»

 

регистрирует

 

количество

 

утверждений

на

 

кото

-

рые

 

обследуемый

 

не

 

смог

 

ответить

Показатели

 

по

 

этим

 

шкалам

 

оцениваются

 

не

 

только

 

в

 

отдель

-

ности

но

 

и

 

в

 

совокупности

 

и

 

в

 

соотношении

 

с

 

показателями

 

кли

-

нических

 

шкал

При

 

показателях

 

по

 

оценочным

 

шкалам

 

свыше

 70 

Т

-

баллов

 

профиль

 

личности

 

считается

 

сомнительным

а

 

свыше

 80 

— 

недостоверным

Однако

 

даже

 

при

 

высоких

 

показателях

 

по

 

этим

 

шкалам

 

профиль

 

личности

 

может

 

быть

 

проанализирован

 

опытным

 

психологом

 

при

 

постоянном

 

сопоставлении

 

результатов

 

с

 

клиническими

 

данными

Высокий

 

положительный

 

показатель

 F-

свидетельствует

 

о

 

тенденции

 

к

 

утрированию

 

обследуемым

 

сво

-

его

 

болезненного

 

состояния

аггравации

симуляции

Высокий

 

отрицательный

 

показатель

 F-K — 

признак

 

диссимуляции

стрем

-

ления

 

обследуемого

 

продемонстрировать

 

соблюдение

 

им

 

соци

-

альных

 

норм

 

поведения

Однако

 

эти

 

показатели

 

также

 

должны

 

постоянно

 

соотноситься

 

с

 

клиническими

 

факторами

с

 

данными

 

наблюдения

Например

в

 

судебно

-

экспертной

 

практике

 

мы

 

174

 


background image

часто

 

наблюдаем

 

высокий

 

положительный

 

индекс

 F-K, 

хотя

 

ни

 

в

 

поведении

ни

 

в

 

выполнении

 

обследуемым

 

заданий

 

по

 

методикам

направленным

 

на

 

исследование

 

познавательных

 

процессов

явле

-

ний

 

аггравации

 

или

 

симуляции

 

психолог

 

не

 

видит

Очевидно

в

 

этих

 

случаях

 

речь

 

идет

 

о

 

своеобразном

 

механизме

 

психологиче

-

ской

 

защиты

который

 

может

 

быть

 

обозначен

 

как

 

пред

 

симуляция

Разовьется

 

или

 

нет

 

в

 

дальнейшем

 

симуляция

зависит

 

от

 

того

как

 

будет

 

складываться

 

ситуация

.

 

Оценка

 

полученных

 

результатов

 

производится

 

по

 

следующим

 

основным

 

шкалам

.

 

I

 — 

шкала

 

ипохондрии

 (

сверхконтроля

соматизации

 

тревоги

измеряет

 

степень

 

фиксированности

 

обследуемого

 

на

 

своих

 

со

-

матических

 

функциях

Высокий

 

показатель

 

по

 

этой

 

шкале

 

сви

-

детельствует

 

о

 

частоте

 

и

 

неопределенности

 

соматических

 

жа

-

лоб

о

 

желании

 

вызвать

 

сочувствие

 

у

 

окружающих

.

 

Примеры

 

утверждений

:

 

 

Несколько

 

раз

 

в

 

неделю

 

у

 

меня

 

бывает

 

изжога

 (

да

). 

 

У

 

меня

 

часто

 

бывает

 

чувство

будто

 

моя

 

голова

 

стянута

 

обру

-

чем

 (

да

). 

II

 — 

шкала

 

депрессии

  (

тревоги

 

и

 

депрессивных

 

тенденций

свидетельствует

 

о

 

преобладании

 

депрессивного

 

настроения

пессимизма

неудовлетворенности

 

Примеры

 

утверждений

:

 

 

Работа

 

дается

 

мне

 

ценою

 

значительного

 

напряжения

 (

да

). 

 

У

 

меня

 

прерывистый

 

и

 

беспокойный

 

сон

  (

да

). 

Временами

 

я

 

уверен

 

в

 

собственной

 

бесполезности

 (

да

). 

III

 — 

шкала

 

истерии

  (

эмоциональной

 

лабильности

вытеснения

 

факторов

вызывающих

 

тревогу

). 

Высокие

 

показатели

 

по

 

ней

 

характерны

 

для

 

истероидных

 

личностей

склонных

 

к

 

механиз

-

мам

 

психологической

 

защиты

 

по

 

типу

 

вытеснения

.

 

Примеры

 

утверждений

:

 

 

Я

 

люблю

 

читать

 

о

 

преступлениях

 

и

 

таинственных

 

при

-

ключениях

 (

нет

). 

 

Я

 

никогда

 

не

 

падал

 

в

 

обморок

 (

нет

). 

В

 

шкале

 

истерии

 

выделяют

 

две

 

подшкалы

 (D. N. Wienez, 1948) — 

явственных

очевидных

и

 

«

тонких

» 

проявлений

Примеры

 

утвер

-

ждений

 

по

 

первой

 

подшкале

:

 

• 

Я

 

часто

 

ощущаю

 «

комок

» 

в

 

горле

 (

да

).

 

175