Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7456
Скачиваний: 69
Экстравертированный
Гипертимно
-
конформный
Интровертированный
Шизоидный
Тоже
Сенситивный
-
Неустойчивый
-
Конформный
-
Астеноневротический
А
.
Е
.
Личко
обращает
внимание
на
то
,
что
в
классификации
К
.
Leonhard
отсутствуют
довольно
распространенные
в
подростко
-
вом
возрасте
неустойчивый
и
конформный
типы
,
а
также
астено
-
невротический
тип
.
В
то
же
время
,
по
его
наблюдениям
,
дистими
-
ческий
и
застревающий
типы
(
соответственно
конституциональ
-
но
-
депрессивный
и
паранойяльный
по
П
.
Б
.
Ганнушкину
, 1933)
в
подростковом
возрасте
практически
не
встречаются
.
ПДО
предназначен
для
определения
в
подростковом
возрасте
(14—18
лет
)
типов
характера
при
конституциональных
и
органи
-
ческих
психопатиях
,
психопатических
развитиях
и
акцентуациях
характера
.
Допускается
расширение
возрастного
диапазона
ис
-
пользования
опросника
в
интервале
от
12
до
20
лет
,
однако
точ
-
ность
получаемых
в
этом
случае
результатов
требует
более
тща
-
тельного
сопоставления
с
клиническими
данными
.
В
соответствии
с
концепцией
психологии
отношений
А
.
Ф
.
Лазурского
(1912)
и
В
.
Н
.
Мясищева
(1949, 1953, 1960)
в
опрос
-
ник
включены
основные
,
имеющие
актуальное
значение
для
под
-
ростков
,
проблемы
:
самочувствие
,
настроение
,
сон
и
сновидения
,
пробуждение
,
аппетит
и
отношение
к
одежде
,
деньгам
,
к
родите
-
лям
и
друзьям
,
к
окружающим
и
незнакомым
людям
,
к
одиноче
-
ству
,
будущему
,
новому
,
неудачам
,
приключениям
и
риску
,
ли
-
дерству
,
критике
и
возражениям
,
опеке
и
наставлениям
,
правилам
и
законам
,
оценка
себя
в
детстве
,
отношение
к
школе
,
оценка
себя
в
данный
момент
.
Каждой
проблеме
в
ПДО
соответствует
от
10
до
20
предложений
,
из
которых
на
первом
этапе
исследования
под
-
росток
должен
выбрать
одно
или
несколько
(
до
3,
но
не
больше
3)
утверждений
.
Ему
разрешается
и
отказ
выбора
по
нескольким
проблемам
,
что
,
однако
,
является
нежелательным
,
так
как
может
значимо
снижать
информативность
получаемых
результатов
.
На
втором
этапе
исследования
подростка
просят
выбрать
171
наиболее
неподходящие
,
отвергаемые
ответы
(
тоже
не
более
3).
Такая
свобода
выбора
рассматривается
как
более
предпочтитель
-
ное
явление
по
сравнению
с
альтернативными
ответами
типа
«
да
»
и
«
нет
»,
обычно
применяемыми
в
большинстве
личностных
оп
-
росников
.
Система
оценок
позволяет
выяснить
,
к
какому
типу
ак
-
центуации
подросток
в
действительности
относится
.
Тип
акцентуации
считается
неопределенным
,
если
по
оценоч
-
ным
шкалам
не
достигнут
специально
разработанный
показатель
(
минимальное
диагностическое
число
—
МДЧ
)
ни
по
одному
из
типов
.
В
современном
варианте
ПДО
(1981)
раскодирование
по
шка
-
ле
субъективной
оценки
обычно
не
проводится
,
за
исключением
случаев
,
когда
исследующий
специально
ставит
перед
собой
цель
дать
характеристику
того
,
каким
себя
видит
или
хотел
бы
видеть
подросток
.
В
основном
же
обработка
результатов
начинается
с
раскодирования
по
шкале
объективной
оценки
.
С
этой
целью
строится
график
,
в
котором
по
вертикали
соответственно
каждому
типу
акцентуации
откладываются
баллы
,
полученные
на
обоих
этапах
исследования
.
Оценка
графика
производится
в
следующем
порядке
:
опреде
-
ляются
степень
конформности
,
показатель
негативного
отноше
-
ния
к
обследованию
,
возможная
склонность
к
диссимуляции
,
сте
-
пень
откровенности
,
возможность
органической
природы
психо
-
патии
или
акцентуации
,
отражение
в
самооценке
склонности
к
реакции
эмансипации
,
психологическая
склонность
к
делинквент
-
ному
поведению
и
к
алкоголизации
.
В
практике
патопсихологи
часто
расширяют
возрастной
диа
-
пазон
применения
ПДО
—
от
10
до
25
лет
В
детском
возрасте
возможности
применения
ПДО
ограниче
-
ны
,
особенно
для
обследования
детей
дошкольного
возраста
.
В
этих
случаях
определение
типа
акцентуации
производится
глав
-
ным
образом
путем
опроса
ребенка
и
его
родителей
.
При
массовых
исследованиях
предложена
методика
определения
типа
акцентуа
-
ции
характера
с
помощью
эталонов
(
И
.
В
.
Крук
, 1983).
Эталоны
представляют
собой
карточки
,
содержащие
описания
типов
ак
-
центуации
,
составленные
с
учетом
интересов
и
поведенческих
особенностей
детей
дошкольного
возраста
.
Карточки
-
эталоны
предъявляются
для
ознакомления
родителям
,
и
по
их
выбору
опре
-
деляется
тип
акцентуации
характера
ребенка
.
172
Миннесотский
многопрофильный
личностный
опросник
(MMPI)
Миннесотский
многопрофильный
личностный
опросник
раз
-
работан
S. R. Hathaway
и
J. McKinley (1943)
и
основан
на
анализе
личностных
свойств
психически
больных
.
Он
состоит
из
550
ут
-
верждений
(
в
основном
варианте
),
относящихся
к
общему
само
-
чувствию
обследуемого
,
функционированию
у
него
тех
или
иных
систем
внутренних
органов
,
к
его
отношениям
с
окружающими
,
к
наличию
у
него
психопатологической
симптоматики
,
к
особенно
-
стям
его
самооценки
и
т
.
д
.
Обследуемый
по
каждому
утверждению
выбирает
один
из
трех
вариантов
ответа
: «
верно
», «
неверно
», «
не
могу
сказать
».
Опросник
используется
как
для
индивидуальных
,
так
и
для
групповых
ис
-
следований
.
Американские
исследователи
рекомендуют
исполь
-
зовать
опросник
для
обследования
лиц
в
возрасте
от
16
до
55
лет
при
интеллектуальном
коэффициенте
(
по
Д
.
Векслеру
)
не
ниже
80.
Ответы
на
содержащиеся
в
опроснике
утверждения
распреде
-
ляются
по
3
оценочным
и
10
основным
(
клиническим
)
шкалам
.
Помимо
основных
,
имеется
множество
дополнительных
шкал
(
алкоголизма
,
зрелости
,
тревоги
,
контроля
,
диссимуляции
,
эмо
-
циональной
незрелости
,
контроля
над
враждебностью
,
лидерства
и
т
.
д
.),
базирующихся
на
тех
же
550
утверждениях
.
Помимо
них
к
опроснику
прибавлено
16
повторяющихся
утверждений
—
шкала
ретестирования
,
свидетельствующая
об
отсутствии
противоречи
-
вости
в
ответах
на
одни
и
те
же
утверждения
.
Оценочные
шкалы
дают
характеристику
отношения
обследуе
-
мого
к
самому
факту
исследования
и
в
известной
мере
свидетель
-
ствуют
о
достоверности
результатов
.
Эти
шкалы
существенно
от
-
личают
MMPI
от
всех
других
опросников
.
Шкала
лжи
(
L
)
свидетельствует
о
тенденции
испытуемого
представить
себя
в
наиболее
благоприятном
свете
в
соответствии
с
общепринятыми
социальными
нормами
.
Высокие
показатели
по
этой
шкале
чаще
наблюдаются
у
примитивных
личностей
.
Примеры
утверждений
:
•
Я
не
всегда
говорю
правду
(
учитывается
отрицательный
ответ
).
173
•
Иногда
я
откладываю
на
завтра
то
,
что
должен
сделать
сегодня
(
отрицательный
ответ
).
Шкала
валидности
(
F
)
при
обнаружении
высоких
по
-
казателей
свидетельствует
о
недостоверности
полученных
резуль
-
татов
.
Такое
повышение
может
наблюдаться
при
явно
психотиче
-
ских
состояниях
,
при
непонимании
обследуемым
утверждений
,
содержащихся
в
опроснике
,
а
также
при
намеренном
искажении
результатов
.
Примеры
утверждений
:
•
Временами
я
нахожусь
во
власти
какой
-
то
злой
силы
(
Да
).
•
Было
бы
лучше
,
если
бы
все
законы
отменили
(
да
).
•
Иногда
я
чувствую
,
что
должен
нанести
повреждение
или
са
-
мому
себе
или
кому
-
нибудь
другому
(
да
).
Шкала
коррекции
(
К
)
служит
для
выявления
тенденции
об
-
следуемого
скрыть
или
приуменьшить
присущие
ему
психопато
-
логические
явления
или
,
наоборот
,
выявляет
его
чрезмерную
от
-
кровенность
.
Примеры
утверждений
:
•
Меня
не
беспокоит
,
что
обо
мне
говорят
другие
(
нет
).
•
Я
против
того
,
чтобы
подавать
милостыню
(
нет
).
Шкала
«?»
регистрирует
количество
утверждений
,
на
кото
-
рые
обследуемый
не
смог
ответить
.
Показатели
по
этим
шкалам
оцениваются
не
только
в
отдель
-
ности
,
но
и
в
совокупности
и
в
соотношении
с
показателями
кли
-
нических
шкал
.
При
показателях
по
оценочным
шкалам
свыше
70
Т
-
баллов
профиль
личности
считается
сомнительным
,
а
свыше
80
—
недостоверным
.
Однако
даже
при
высоких
показателях
по
этим
шкалам
профиль
личности
может
быть
проанализирован
опытным
психологом
при
постоянном
сопоставлении
результатов
с
клиническими
данными
.
Высокий
положительный
показатель
F-
K
свидетельствует
о
тенденции
к
утрированию
обследуемым
сво
-
его
болезненного
состояния
,
аггравации
,
симуляции
.
Высокий
отрицательный
показатель
F-K —
признак
диссимуляции
,
стрем
-
ления
обследуемого
продемонстрировать
соблюдение
им
соци
-
альных
норм
поведения
.
Однако
эти
показатели
также
должны
постоянно
соотноситься
с
клиническими
факторами
,
с
данными
наблюдения
.
Например
,
в
судебно
-
экспертной
практике
мы
174
часто
наблюдаем
высокий
положительный
индекс
F-K,
хотя
ни
в
поведении
,
ни
в
выполнении
обследуемым
заданий
по
методикам
,
направленным
на
исследование
познавательных
процессов
,
явле
-
ний
аггравации
или
симуляции
психолог
не
видит
.
Очевидно
,
в
этих
случаях
речь
идет
о
своеобразном
механизме
психологиче
-
ской
защиты
,
который
может
быть
обозначен
как
пред
симуляция
.
Разовьется
или
нет
в
дальнейшем
симуляция
,
зависит
от
того
,
как
будет
складываться
ситуация
.
Оценка
полученных
результатов
производится
по
следующим
основным
шкалам
.
I
—
шкала
ипохондрии
(
сверхконтроля
,
соматизации
тревоги
)
измеряет
степень
фиксированности
обследуемого
на
своих
со
-
матических
функциях
.
Высокий
показатель
по
этой
шкале
сви
-
детельствует
о
частоте
и
неопределенности
соматических
жа
-
лоб
,
о
желании
вызвать
сочувствие
у
окружающих
.
Примеры
утверждений
:
•
Несколько
раз
в
неделю
у
меня
бывает
изжога
(
да
).
•
У
меня
часто
бывает
чувство
,
будто
моя
голова
стянута
обру
-
чем
(
да
).
II
—
шкала
депрессии
(
тревоги
и
депрессивных
тенденций
)
свидетельствует
о
преобладании
депрессивного
настроения
,
пессимизма
,
неудовлетворенности
.
Примеры
утверждений
:
•
Работа
дается
мне
ценою
значительного
напряжения
(
да
).
•
У
меня
прерывистый
и
беспокойный
сон
(
да
).
Временами
я
уверен
в
собственной
бесполезности
(
да
).
III
—
шкала
истерии
(
эмоциональной
лабильности
,
вытеснения
факторов
,
вызывающих
тревогу
).
Высокие
показатели
по
ней
характерны
для
истероидных
личностей
,
склонных
к
механиз
-
мам
психологической
защиты
по
типу
вытеснения
.
Примеры
утверждений
:
•
Я
люблю
читать
о
преступлениях
и
таинственных
при
-
ключениях
(
нет
).
•
Я
никогда
не
падал
в
обморок
(
нет
).
В
шкале
истерии
выделяют
две
подшкалы
(D. N. Wienez, 1948) —
явственных
,
очевидных
,
и
«
тонких
»
проявлений
.
Примеры
утвер
-
ждений
по
первой
подшкале
:
•
Я
часто
ощущаю
«
комок
»
в
горле
(
да
).
175