Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7159

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Для

 

определения

 

надежности

 

результатов

их

 

достоверности

 

в

 

статистически

 

значимой

 

группе

 

больных

 

обследование

 

проводи

-

лось

 

по

 

опроснику

 

и

 

с

 

помощью

 

эталонов

 — 

карт

содержащих

 

перечень

 

основных

 

признаков

 

видов

 

акцентуации

Отбор

 

этало

-

нов

 

производился

 

близкими

 

больному

 

людьми

При

 

этом

 

совпа

-

дение

 

было

 

обнаружено

 

в

 95 % 

случаев

Такой

 

результат

 

свиде

-

тельствует

 

о

 

достаточной

 

точности

 

опросника

.

 

Общее

 

число

 

акцентуированных

 

личностей

 

среди

 

здоровых

 

обследуемых

 

составляло

 39 %. 

По

 

К

. Leonhard, 

акцентуация

 

на

-

блюдается

 

примерно

 

у

 

половины

 

здоровых

.

 

По

 

данным

 

исследования

 

здоровых

 

близнецовым

 

методом

  (

В

М

Блейхер

Н

Б

Фельдман

, 1986) 

обнаружена

 

значительная

 

на

-

следуемость

 

типов

 

личностной

 

акцентуации

их

 

значительная

 

ге

-

нетическая

 

детерминированность

.

 

Торонтская

 

алекситимическая

 

шкала

 

Термин

  «

алекситимия

» 

был

 

введен

 

в

 1972 

г

. P. E. Sifheos 

для

 

обозначения

 

определенных

 

личностных

 

особенностей

 

пациентов

 

с

 

психосоматическими

 

расстройствами

 — 

трудности

 

нахождения

 

подходящих

 

слов

 

для

 

описания

 

собственных

 

чувств

обеднения

 

фантазии

утилитарном

 

способе

 

мышления

тенденции

 

к

 

исполь

-

зованию

 

действий

 

в

 

конфликтных

 

и

 

стрессовых

 

ситуациях

В

 

до

-

словном

 

переводе

 

термин

 «

алекситимия

» 

обозначает

: «

нет

 

слов

 

для

 

обозначения

 

чувств

». 

В

 

дальнейшем

 

этот

 

термин

 

занял

 

прочное

 

положение

 

в

 

специальной

 

литературе

а

 

концепция

 

алекситимии

 

получила

 

большое

 

распространение

 

и

 

творческое

 

развитие

.

 

J. Ruesch (1948), P. Marty 

и

 de M. M'Uzan (1963) 

установили

что

 

пациенты

страдающие

 

классическими

 

психосоматическими

 

заболеваниями

часто

 

проявляют

 

трудности

 

в

 

вербальном

 

и

 

сим

-

волическом

 

выражении

 

эмоций

В

 

настоящее

 

время

 

алекситимия

 

определяется

 

следующими

 

когнитивно

-

аффективными

 

психоло

-

гическими

 

особенностями

:

 

1)

 

трудностью

 

в

 

определении

 (

идентификации

и

 

описании

 

соб

-

ственных

 

чувств

2)

 

трудностью

 

в

 

проведении

 

различий

 

между

 

чувствами

 

и

 

телес

-

ными

 

ощущениями

3)

 

снижением

 

способности

 

к

 

символизации

 (

бедность

 

фантазии

 

и

 

других

 

проявлений

воображения

); 

166

 


background image

4)   

фокусированием

 

в

 

большей

 

мере

 

на

 

внешних

 

событиях

чем

 

на

 

внутренних

 

переживаниях

.

 

Как

 

показывает

 

клинический

 

опыт

у

 

большинства

 

больных

 

с

 

психосоматическими

 

нарушениями

 

алекситимические

 

проявления

 

необратимы

несмотря

 

на

 

длительно

 

проводимую

 

и

 

интенсивную

 

психотерапию

.

 

Помимо

 

больных

 

с

 

психосоматическими

 

расстройствами

алекситимия

 

может

 

встречаться

 

и

 

у

 

здоровых

 

людей

.

 

Из

 

достаточно

 

многочисленных

 

методик

 

измерения

 

алексити

-

мии

 

на

 

русскоязычном

 

контингенте

 

адаптирована

 

только

 

одна

 — 

Торонтская

 

алекситимическая

 

шкала

 

(

Психоневрологический

 

институт

 

им

В

М

Бехтерева

, 1994). 

Она

 

была

 

создана

 G. J. Taylor 

и

 

соавторами

 

в

 1985 

г

с

 

применени

-

ем

 

концептуально

-

ориентированного

факторного

 

подхода

В

 

со

-

временном

 

виде

 

шкала

 

состоит

 

из

 26 

утверждений

с

 

помощью

 

которых

 

испытуемый

 

может

 

характеризовать

 

себя

применяя

 

пять

 

градаций

 

ответов

: «

совершенно

 

не

 

согласен

», «

скорее

 

не

 

согла

-

сен

», «

ни

 

то

ни

 

другое

», «

скорее

 

согласен

», «

совершенно

 

согла

-

сен

». 

Примеры

 

утверждений

 

шкалы

:

 

1. 

Когда

 

я

 

плачу

я

 

всегда

 

знаю

почему

.

 

8. 

Мне

 

трудно

 

находить

 

правильные

 

слова

 

для

 

моих

 

чувств

.

 

18. 

Я

 

редко

 

мечтаю

21. 

Очень

 

важно

 

уметь

 

разбираться

 

в

 

эмоциях

.

 

В

 

ходе

 

исследования

 

испытуемому

 

предлагается

 

выбрать

 

на

 

каждое

 

из

 

утверждений

 

наиболее

 

подходящий

 

для

 

него

 

из

 

пред

-

ложенных

 

ответ

при

 

этом

 

цифровое

 

обозначение

 

ответа

 

есть

 

ко

-

личество

 

набранных

 

испытуемым

 

баллов

 

по

 

данному

 

утвержде

-

нию

 

в

 

случае

 

так

 

называемых

 

положительных

 

пунктов

 

шкалы

Шкала

 

содержит

 

и

 10 

отрицательных

 

пунктов

для

 

получения

 

итоговой

 

оценки

 

в

 

баллах

по

 

которым

 

следует

 

проставить

 

проти

-

воположную

 

оценку

 

по

 

этим

 

пунктам

выдержанным

 

в

 

отрица

-

тельном

 

ключе

например

оценка

 1 

получает

 5 

баллов

, 2—4, 3—

3, 4—2, 5—1. 

Подсчитывается

 

общая

 

сумма

 

положительных

 

и

 

отри

-

цательных

 

пунктов

.

 

По

 

данным

 

сотрудников

 

Психоневрологического

 

института

 

им

В

М

Бехтерева

  (

Д

Б

Ересько

Г

Л

Исурина

Е

В

Кайда

-

новская

Б

Д

Карвасарский

 

и

 

др

., 1994), 

адаптировавших

 

мето

-

дику

 

на

 

русском

 

языке

здоровые

 

лица

 

167

 


background image

имеют

 

показатели

 

по

 

данной

 

методике

 59.3±1.3 

балла

Больные

 

психосоматическими

 

заболеваниями

 (

исследованы

 

пациенты

 

с

 

ги

-

пертонической

 

болезнью

бронхиальной

 

астмой

язвенной

 

болез

-

нью

имели

 

усредненный

 

показатель

 72.09±0.82, 

причем

 

досто

-

верных

 

различий

 

внутри

 

этой

 

группы

 

обнаружено

 

не

 

было

Боль

-

ные

 

неврозами

  (

неврастения

истерия

обсессивно

-

фобический

 

невроз

имели

 

показатель

 

по

 

шкале

 70.1±1.3, 

достоверно

 

не

 

отли

-

чаясь

 

от

 

группы

 

больных

 

психосоматическими

 

заболеваниями

Таким

 

образом

с

 

помощью

 

Торонтской

 

алекситимической

 

шкалы

 

можно

 

только

 

диагностировать

  «

сборную

» 

группу

 

неврозов

 

и

 

психосоматических

 

заболеваний

ее

 

дифференциация

 

требует

 

про

-

ведения

 

дальнейших

 

направленных

 

клинико

-

психологических

 

ис

-

следований

.

 

Методика

 «

Тип

 

поведенческой

 

активности

» (

ТПА

)

 

Предложена

 

в

 1979 

г

К

Д

Дженкинсом

 

и

 

соавторами

  (

С

. D. 

Jenkins et al.). 

В

 

СССР

 

была

 

адаптирована

 

А

А

Гоштаутасом

 

(1982) 

в

 

отделе

 

медицинской

 

психологии

 

Каунасского

 

НИИ

 

кар

-

диологии

а

 

в

 

дальнейшем

 — 

в

 

лаборатории

 

клинической

 

психо

-

логии

 

ленинградского

 

Психоневрологического

 

института

 

им

В

М

Бехтерева

.

 

Теоретической

 

основой

 

методики

 

являются

 

представления

 

о

 

поведенческом

 

типе

 A (Friedman M., Rosenman R. 

Н

., 1959), 

ха

-

рактерном

 

для

 

лиц

отличающихся

 

повышенной

 

склонностью

 

к

 

коронарному

 

атеросклерозу

хроническая

 

и

 

избыточная

 

борьба

 

ради

 

получения

 

неограниченного

 

числа

 

результатов

чрезвычай

-

ная

 

соревновательность

 

и

 

агрессивность

хроническое

 

беспокой

-

ство

У

 

лиц

 

с

 

такими

 

поведенческими

 

особенностями

 

значительно

 

чаще

 

наблюдались

 

биохимические

 

изменения

способствующие

 

развитию

 

ишемической

 

болезни

 

сердца

 (

ИБС

).

 

Методика

 

состоит

 

из

 61-

го

 

утверждения

касающегося

 

различ

-

ных

 

аспектов

 

повседневного

 

поведения

 

человека

например

:

 

1.

 

Бывает

 

ли

что

 

вам

 

трудно

 

выбрать

 

время

чтобы

 

сходить

 

в

 

па

-

рикмахерскую

2.

 

У

 

вас

 

такая

 

работа

которая

  «

взбадривает

» (

понукает

будора

-

жит

)? 

168

 


background image

3.

 

Как

 

часто

 

ваши

 

близкие

 

и

 

друзья

 

замечают

что

 

вы

 

невнима

-

тельны

если

 

вам

 

говорят

 

о

 

чем

-

то

 

слишком

 

подробно

4.

 

Бывает

 

ли

что

 

вы

 

торопитесь

 

к

 

месту

 

назначения

хотя

 

време

-

ни

 

еще

 

достаточно

36. 

Вы

 

сами

 

себе

 

определяете

 

сроки

 

выполнения

 

работы

 

на

 

службе

 

и

 

дома

и

 

т

д

.

 

Каждое

 

утверждение

 

предусматривает

 

от

 2 

до

 5 

вариантов

 

от

-

ветов

один

 

из

 

которых

 

и

 

предлагают

 

выбрать

 

испытуемому

.

 

При

 

обработке

 

результатов

 

исследования

 

по

 

ключу

 

подсчиты

-

вается

 

набранное

 

испытуемым

 

общее

 

количество

 

баллов

.

 

Оценка

 

результатов

 

исследования

:

 

до

 167 

баллов

 

и

 

с

 

высокой

 

вероятностью

 

диагностируется

 

вы

-

раженный

 

тип

 

поведенческой

 

активности

 

А

,

 

168—335 

баллов

 — 

диагностируется

 

определенная

 

тенденция

 

к

 

поведенческой

 

активности

 

типа

 

А

,

 

336—459 

баллов

 — 

диагностируется

 

промежуточный

  (

пере

-

ходный

тип

 

личностной

 

активности

 

АВ

,

 

460—626 — 

диагностируется

 

определенная

 

тенденция

 

к

 

пове

-

денческой

 

активности

 

типа

 

В

,

 

627 

баллов

 

и

 

выше

 — 

с

 

высокой

 

вероятностью

 

диагностируется

 

выраженный

 

поведенческий

 

тип

 

личностной

 

активности

 

В

 (

тип

 

В

 

противоположен

 

типу

 

А

 

и

 

характеризуется

 

чрезмерной

 

нетороп

-

ливостью

взвешенностью

 

и

 

рациональностью

 

в

 

работе

 

и

 

других

 

сферах

 

жизнедеятельности

надежностью

 

и

 

предсказуемостью

 

в

 

поведении

сверхобязательностью

 

и

 

т

п

.).

 

В

 

лаборатории

 

клинической

 

психологии

 

Психоневрологиче

-

ского

 

института

 

им

В

М

Бехтерева

 (

Санкт

-

Петербург

разрабо

-

тана

 

компьютерная

 

версия

 

опросника

 

ТПА

.

 

Опросник

 

ТПА

 

широко

 

применяется

 

в

 

исследованиях

 

по

 

про

-

блемам

 

кардиологии

психосоматики

для

 

выявления

 

лиц

 

с

 

пове

-

денческим

 

типом

 

А

  (

опосредованно

 — 

групп

 

риска

 

по

 

развитию

 

ИБС

), 

первичной

 

и

 

вторичной

 

профилактики

 

ИБС

.

 

С

Д

Положенцев

 

и

 

Д

А

Руднев

 (1990) 

показали

 

возможность

 

психологической

 

коррекции

 

поведенческой

 

активности

 

больных

 

ИБС

 

со

 

сменой

 

типа

 

поведения

 

А

 

на

 

В

что

 

может

 

существенно

 

улучшить

 

прогноз

 

и

 

исходы

 

ИБС

.

 

169

 


background image

Патохарактерологический

 

диагностический

 

опросник

 (

ПДО

)

 

Патохарактерологический

 

диагностический

 

опросник

 

разрабо

-

тан

 

Н

Я

Ивановым

 

и

 

А

Е

Личко

 (1976, 1981) 

и

 

предназначен

 

для

 

исследования

 

характерологических

 

отклонений

 

у

 

подростков

 

при

 

психопатиях

 

и

 

акцентуациях

 

характера

.

 

В

 

отличие

 

от

 

К

. Leonhard A. E. 

Личко

 (1977) 

рассматривает

 

ак

-

центуацию

 

не

 

в

 

личностном

 

плане

а

 

соотносит

 

ее

 

с

 

характером

так

 

как

 

личность

 

является

 

более

 

широким

 

понятием

включаю

-

щим

 

в

 

себя

помимо

 

характера

 

и

 

темперамента

интеллект

спо

-

собности

мировоззрение

 

и

 

т

д

Характер

 

автор

 

рассматривает

 

как

 

базис

 

личности

Кроме

 

того

существенное

 

значение

по

 

А

Е

Личко

имеет

 

и

 

то

 

обстоятельство

что

 

характер

 

формируется

 

в

 

основном

 

в

 

подростковом

 

возрасте

личность

 

как

 

целое

 — 

уже

 

при

    

повзрослении

.

 

По

 

количественным

 

показателям

 (

тяжесть

продолжительность

 

и

 

частота

 

декомпенсаций

 

и

 

фаз

психогенных

 

реакций

соответст

-

вие

 

этих

 

реакций

 

силе

 

и

 

особенностям

 

патогенных

 

факторов

сте

-

пень

 

выраженности

 

крайних

 

форм

 

нарушений

 

поведения

оценка

 

социальной

 

дезадаптации

глубина

 

нарушений

 

самооценки

выде

-

ляются

 

различные

 

степени

 

тяжести

 

психопатии

 

и

 

акцентуации

 

ха

-

рактера

тяжелая

выраженная

 

и

 

умеренная

 

психопатия

явная

 

и

 

скрытая

 

акцентуация

.

 

Приводим

 

сопоставление

 

типов

 

акцентуации

по

 

К

. Leonhard 

(1976) 

и

 

А

Е

Личко

 (1983):

 

 

по

 

К

. Leonhard

 

по

 

А

Е

Личко

 

Демонстративный

 

Истероидный

 

Педантичный

 

Психастенический

 

Застревающий

 

-

 

Возбудимый

 

Эпилептоидный

 

Гипертимический

 

Гипертимный

 

Дистимический

 

-

 

Аффективно

-

лабильный

 

Циклоидный

 

Аффективно

-

экзальтированный

 

Лабильный

 

Эмотивный

 

Лабильный

 

Тревожный

 (

боязливый

)

 

Сенситивный

 

170