Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7461

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

облегчающей

 

возникновение

 

реакций

 

тревоги

Шкала

 

тревоги

 

Тейлор

в

 

сущности

направлена

 

на

 

измерение

 

личностной

 

тре

-

вожности

а

 

не

 

состояний

 

реактивной

 

тревоги

.

 

Шкала

 

Ч

Д

Спилбергера

 

учитывает

 

дифференциацию

 

факто

-

ров

 

личностной

 

тревожности

 

и

 

реактивной

 

тревоги

Она

 

пред

-

ставляет

 

собой

 

опросник

состоящий

 

из

 

двух

 

подшкал

.

 

Подшкала

 

личностной

 

тревожности

 

включает

 

в

 

себя

 20 

утвер

-

ждений

которые

 

обследуемый

 

должен

 

оценить

 

по

 4-

балльной

 

системе

: «

почти

 

никогда

», «

иногда

», «

часто

», «

почти

 

всегда

». 

Примеры

 

утверждений

 

по

 

этой

 

подшкале

я

 

слишком

 

переживаю

 

из

-

за

 

пустяков

я

 

стараюсь

 

избегать

 

критических

 

ситуаций

 

и

 

трудностей

.

 

Подшкала

 

реактивной

 

тревоги

 

также

 

состоит

 

из

 20 

утвержде

-

ний

Из

 

них

 10 

констатируют

а

 10 

отрицают

 

наличие

 

тревоги

Оценка

 

утверждений

: «

нет

это

 

совсем

 

не

 

так

», «

пожалуй

так

», 

«

верно

», «

совершенно

 

верно

». 

Примеры

 

утверждений

 

по

 

подшка

-

ле

 

реактивной

 

тревоги

я

 

не

 

нахожу

 

себе

 

места

мне

 

ничто

 

не

 

уг

-

рожает

.

 

Шкала

 

Ч

Д

Спилбергера

 

крайне

 

проста

она

 

относится

 

к

 

экс

-

пресс

-

методикам

и

 

применение

 

ее

 

требует

 

очень

 

мало

 

времени

В

 

СССР

 

шкалу

 

Ч

Д

Спилбергера

 

модифицировал

адаптировал

 

и

 

стандартизировал

 

Ю

Л

Ханин

 (1976, 1978). 

Им

 

же

 

получены

 

ориентировочные

 

нормативы

низкий

 

уровень

 

тревоги

 — 20—34 

балла

средний

 

уровень

 — 35—44 

балла

высокий

 

уровень

 — 46 

баллов

 

и

 

выше

Суммарные

 

оценки

 

получаются

 

путем

 

подсчета

 

результатов

 

с

 

помощью

 

ключа

учитывающего

 

инвертированные

 

утверждения

Методика

 

может

 

представить

 

интерес

 

для

 

обследо

-

вания

 

лиц

 

с

 

широким

 

спектром

 

различных

 

расстройств

особенно

 

больных

 

с

 

депрессивными

 

и

 

тревожно

-

депрессивными

 

состоя

-

ниями

 

различного

 

генеза

.

 

В

 

настоящее

 

время

 

разработаны

 

многочисленные

 

тесты

 

тре

-

вожности

направленные

 

на

 

изучение

 

различных

 

аспектов

 

со

-

стояний

 

тревожности

 

и

 

тревоги

По

-

прежнему

 

высокоактуальным

 

остается

 

исследование

 

взаимосвязи

 

черт

 

и

 

состояний

 

тревожно

-

сти

/

озабоченности

Наиболее

 

применяемыми

 

являются

 

следую

-

щие

 

методики

Интегративный

 

тест

 

тревожности

 — 

ИТТ

  (

Л

И

Вассерман

 

и

 

соавт

., 

Россия

), 

Тест

 

тревожности

 

для

 

детей

 (TASC), 

Специфический

 

кардиологический

 

тест

 

тревожности

 — SCAI 

 

186

 


background image

(

Румыния

), «

Картиночный

» 

тест

 PETER — Pictorial Evaluation of 

Test Reactions (

Израиль

).

 

Метод

 

Бекмана

 — 

Рихтера

 

Разработан

 D. Beckmann 

и

 

Н

Е

. Richter (1972) 

для

 

ис

-

следования

 

личности

 

и

 

анализа

 

социальных

 

отношений

в

 

особен

-

ности

 

отношений

 

в

 

малых

 

группах

Тест

 

дает

 

представление

 

о

 

том

какими

 

обследуемые

 

видят

 

себя

какими

 

бы

 

они

 

хотели

 

ви

-

деть

 

себя

какими

 

они

 

видят

 

других

какими

 

их

 

видят

 

окружаю

-

щие

каким

по

 

их

 

мнению

должен

 

быть

 

идеальный

 

представи

-

тель

 

той

 

или

 

иной

 

группы

.

 

Тест

 

стандартизован

 

на

 

лицах

 

в

 

возрасте

 18 

лет

 

и

 

включает

 3 

варианта

 40 

одних

 

и

 

тех

 

же

 

биполярных

 

утверждений

 («

Я

», «

Он

», 

«

Она

»). 

В

 

опроснике

 

выделяются

 6 

основных

 

шкал

 

и

 2 

шкалы

 

тенденций

.

 

I. 

Шкала

 

социального

 

резонанса

 (

от

 

негативного

 

к

 

позитивному

). 

Отрицательный

 

полюс

 

характеризуется

 

непривлекательно

-

стью

малым

 

интересом

 

к

 

своей

 

внешности

неуважением

 

ок

-

ружающих

их

 

нелюбовью

Соответственно

 

на

 

положительном

 

полюсе

 

располагаются

 

лица

 

привлекательные

умеющие

 

по

-

стоять

 

за

 

себя

уважаемые

 

и

 

ценимые

 

другими

 

людьми

Итак

в

 

первой

 

шкале

 

изучается

 

вопрос

 

о

 

взаимоотношении

 

с

 

окруже

-

нием

определенный

 

аспект

 

социальной

 

роли

 

Пример

 

утверждений

:

 

 

II. 

Шкала

 

доминантности

  (

уступчивости

). 

На

 

одном

 

полюсе

 — 

лица

легко

 

вступающие

 

в

 

споры

своенравные

нетерпеливые

склонные

 

к

 

доминированию

на

 

другом

 — 

уступчивые

редко

 

вступающие

 

в

 

споры

терпеливые

.

 

Пример

 

утверждений

:

 

 

III.  

Шкала

 

контроля

  (

недостаточно

 

контролирующие

 

себя

 — 

упорядоченные

с

 

высоким

 

уровнем

 

самоконтроля

). 

Для

 

пер

-

вых

 

характерны

 

неупорядоченность

непостоянство

,

 

187

 


background image

склонность

 

к

 

шалостям

легкомысленным

 

поступкам

неуме

-

ние

 

распоряжаться

 

деньгами

Для

  «

сверхконтрольных

» 

харак

-

терны

 

выраженная

 

упорядоченность

усердие

правдивость

 

до

 

фанатичности

неспособность

 

к

 

шалостям

 

и

 

беззаботному

 

по

-

ведению

Пример

 

утверждений

:

 

 

IV. 

Шкала

 

преобладающего

 

настроения

  (

гипоманиакальные

 — 

депрессивные

). 

На

 

крайних

 

полюсах

 

этой

 

шкалы

 

находятся

редко

 

бывающие

 

удрученными

мало

 

склонные

 

к

 

самоанализу

почти

 

несамокритичные

не

 

скрывающие

 

раздражения

часто

 

удрученные

склонные

 

к

 

чрезмерному

 

самоанализу

самокри

-

тичные

не

 

проявляющие

 

раздражения

Пример

 

утверждений

:

 

 

V. 

Шкала

 

открытости

 — 

замкнутости

Лица

демонстри

-

рующие

 

высокие

 

показатели

 

по

 

этой

 

шкале

характеризуются

 

на

 

одном

 

полюсе

 

доверчивостью

открытостью

 

перед

 

другими

 

людьми

потребностью

 

в

 

любви

на

 

другом

 — 

замкнутостью

недоверчивостью

отстраненностью

 

от

 

других

 

людей

тенден

-

цией

 

скрывать

 

собственную

 

потребность

 

в

 

любви

.

 

Пример

 

утверждений

:

 

 

VI.  

Шкала

 

социальных

 

возможностей

  (

социально

 

слабые

 — 

со

-

циально

 

сильные

). 

Социальная

 

слабость

по

 

мнению

 

авторов

характеризуется

 

необщительностью

слабой

 

способностью

 

к

 

самоотдаче

неспособностью

 

к

 

длительным

 

привязанностям

бедной

 

фантазией

И

наоборот

противоположный

 

полюс

 — 

лица

любящие

 

бывать

 

в

 

обществе

склонные

 

к

 

самоотдаче

 

и

 

длительным

 

привязанностям

с

 

богатой

 

фантазией

.

 

188

 


background image

Пример

 

утверждений

:

 

 

Две

 

дополнительные

 

шкалы

 

основаны

 

на

 

подсчете

 

зачеркнутых

 

обследуемым

 

нулей

 

и

 

зачеркнутых

 

троек

В

 

первом

 

случае

 

высокий

 

показатель

 

рассматривается

 

как

 

проявление

 

эмоционального

 

без

-

различия

 

к

 

выполняемому

 

заданию

во

 

втором

 — 

указывает

на

-

пример

на

 

возбужденное

 

состояние

низкий

 

самоконтроль

Эти

 

шкалы

 

играют

 

роль

 

оценочных

они

 

характеризуют

 

установку

 

лич

-

ности

 

на

 

ситуацию

 

исследования

в

 

каждом

 

отдельном

 

случае

 

по

-

вышение

 

количества

 

такого

 

рода

 

ответов

 

требует

 

тщательного

 

ана

-

лиза

.

 

Обследуемый

 

по

 

каждому

 

утверждению

 

отмечает

 

свою

 

лично

-

стную

 

позицию

Сумма

 

этих

 «

сырых

» 

оценок

 

переносится

 

на

 

бланк

 

протокола

 

с

 

помощью

 

специального

 

ключа

Сверху

 

на

 

бланке

 

про

-

токола

 

обозначены

 

соответствующие

  «

сырым

» 

оценкам

 

стандарт

-

ные

 

единицы

При

 

групповых

 

исследованиях

когда

 

нет

 

необходимо

-

сти

 

вычерчивать

 

индивидуальные

 

профили

перевод

 

оценок

 

в

 

стан

-

дартные

 

осуществляется

 

с

 

помощью

 

таблицы

.

 

Авторы

 

подвергали

 

результаты

 

исследования

 

психоана

-

литической

 

интерпретации

однако

 

они

 

указывают

что

 

такая

 

трак

-

товка

 

данных

 

не

 

обязательна

сам

 

по

 

себе

 

диагностический

 

про

-

филь

 

не

 

требует

 

каких

-

либо

 

концептуальных

 

трактовок

он

 

пред

-

ставляет

 

просто

 

цепь

 

подтвержденных

 

математическим

 

анализом

 

связей

 

между

 

отдельными

 

признаками

.

 

При

 

повторном

 

использовании

 

теста

 

в

 

ходе

 

психотерапии

 

можно

 

убедиться

 

в

 

изменении

 

взаимоотношений

 

между

 

врачом

 

и

 

больным

Так

при

 

успешности

 

лечения

 

самооценка

 

больного

 

все

 

больше

 

будет

 

приближаться

 

к

 

оценке

 

его

 

врачом

 

и

наоборот

бу

-

дет

 

все

 

больше

 

отличаться

если

 

терапия

 

не

 

приносит

 

больному

 

облегчения

Оценка

 

врача

 

больным

 

содержит

 

ожидания

 

и

 

уста

-

новки

определяемые

 

социальными

 

и

 

социально

-

психологическими

 

факторами

В

 

ходе

 

лечения

 

эта

 

оценка

 

также

 

может

 

меняться

.

 

Эта

 

возможность

 

применения

 

теста

 

Бекмана

 — 

Рихтера

 

была

 

убедительно

 

показана

 X. 

Гоза

 

Леоном

 (1982), 

проводившим

 

исследо

-

вание

 

взаимоотношений

 

между

 

врачом

 

и

 

больным

 

в

 

клинике

 

неко

-

торых

 

психосоматических

 

заболеваний

.

 


background image

Он

 

обследовал

 

больных

страдающих

по

 

М

. Bleuler, 

истинными

 

психосоматозами

 — 

язвенной

 

болезнью

 

желудка

 

и

 

двенад

-

цатиперстной

 

кишки

ишемической

 

болезнью

 

сердца

бронхиальной

 

астмой

В

 

качестве

 

основных

 

методов

 

исследования

 

автор

 

использо

-

вал

 

тест

 

Бекмана

 — 

Рихтера

 

и

 

применявшийся

 

ранее

 

В

А

Ташлыко

-

вым

 (1974) 

метод

 

оценочного

 

конструирования

в

 

котором

 

характе

-

ристика

 

личности

 

воссоздается

 

путем

 

оценки

 

ее

 

по

 

стандартному

 

на

-

бору

 

личностных

 

свойств

Исследования

 X. 

Гоза

 

Леона

 

показали

 

вы

-

сокую

 

степень

 

корреляции

 

между

 

этими

 

методиками

Анализ

 

полу

-

ченных

 

данных

 

позволил

 

автору

 

выделить

 

два

 

образа

 

лечащего

 

врача

 

— 

сопереживающий

 

и

 

эмоционально

 

нейтральный

Из

 

них

 

первый

 

является

 

идеальным

 

образом

 

лечащего

 

врача

а

 

второй

 — 

нежела

-

тельным

Соответственно

 

были

 

выделены

 

основные

 

типы

 

эмоцио

-

нального

 

контакта

 

между

 

врачом

 

и

 

больным

 

и

 

формы

 

ролевого

 

по

-

ведения

 

врача

  (

руководство

партнерство

руководство

 — 

партнерст

-

во

). 

Автор

 

показал

что

 

система

 

взаимоотношений

 

врача

 

и

 

больного

 

в

 

процессе

 

лечения

 

не

 

является

 

стабильной

она

 

представляет

 

крайне

 

подвижный

 

процесс

отражающий

 

роль

 

множества

 

факторов

 

и

 

имеющий

 

большое

 

значение

 

для

 

эффективности

 

лечения

особенно

 

психотерапии

Аналогичные

 

данные

 

были

 

получены

 

В

А

Ташлыко

-

вым

 (1974, 1978), 

изучавшим

 

взаимоотношения

 

между

 

психотера

-

певтом

 

и

 

больными

 

неврозами

.

 

Важность

 

таких

 

исследований

 

заключается

 

в

 

том

что

 

знание

 

установок

 

больного

 

в

 

отношении

 

лечащего

 

врача

своей

 

болезни

 

и

 

ее

 

лечения

 

позволяет

 

врачу

 

управлять

 

процессом

 

установления

 

оптимального

 

эмоционального

 

контакта

разрабатывать

 

и

 

осуще

-

ствлять

 

реабилитационные

 

мероприятия

.

 

Метод

 

Роршаха

 

Стимульный

 

материал

 

метода

 

Роршаха

  (

Н

. Rorschach, 1921) 

состоит

 

из

 10 

таблиц

 

с

 

полихромными

 

и

 

одноцветными

 

симмет

-

ричными

 

изображениями

, «

пятнами

» 

(

рис

. 18.). 

Каждое

 

изобра

-

жение

 

демонстрируется

 

обследуемому

 

последовательно

при

 

этом

 

ему

 

предлагается

 

ответить

 

на

 

вопросы

: «

Что

 

это

 

может

 

быть

На

 

что

 

это

 

похоже

?». 

В

 

процессе

 

исследования

 

обследуемый

 

не

 

по

-

лучает

 

никакой

 

дополнительной

 

информации

Все

 

интересующие

 

экспериментатора

 

вопросы

 

могут

 

быть

 

заданы

 

только

 

после

 

окон

-

чания

 

исследования

.

 

190