Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7461
Скачиваний: 69
облегчающей
возникновение
реакций
тревоги
.
Шкала
тревоги
Тейлор
,
в
сущности
,
направлена
на
измерение
личностной
тре
-
вожности
,
а
не
состояний
реактивной
тревоги
.
Шкала
Ч
.
Д
.
Спилбергера
учитывает
дифференциацию
факто
-
ров
личностной
тревожности
и
реактивной
тревоги
.
Она
пред
-
ставляет
собой
опросник
,
состоящий
из
двух
подшкал
.
Подшкала
личностной
тревожности
включает
в
себя
20
утвер
-
ждений
,
которые
обследуемый
должен
оценить
по
4-
балльной
системе
: «
почти
никогда
», «
иногда
», «
часто
», «
почти
всегда
».
Примеры
утверждений
по
этой
подшкале
:
я
слишком
переживаю
из
-
за
пустяков
;
я
стараюсь
избегать
критических
ситуаций
и
трудностей
.
Подшкала
реактивной
тревоги
также
состоит
из
20
утвержде
-
ний
.
Из
них
10
констатируют
,
а
10
отрицают
наличие
тревоги
.
Оценка
утверждений
: «
нет
,
это
совсем
не
так
», «
пожалуй
,
так
»,
«
верно
», «
совершенно
верно
».
Примеры
утверждений
по
подшка
-
ле
реактивной
тревоги
:
я
не
нахожу
себе
места
;
мне
ничто
не
уг
-
рожает
.
Шкала
Ч
.
Д
.
Спилбергера
крайне
проста
,
она
относится
к
экс
-
пресс
-
методикам
,
и
применение
ее
требует
очень
мало
времени
.
В
СССР
шкалу
Ч
.
Д
.
Спилбергера
модифицировал
,
адаптировал
и
стандартизировал
Ю
.
Л
.
Ханин
(1976, 1978).
Им
же
получены
ориентировочные
нормативы
:
низкий
уровень
тревоги
— 20—34
балла
,
средний
уровень
— 35—44
балла
,
высокий
уровень
— 46
баллов
и
выше
.
Суммарные
оценки
получаются
путем
подсчета
результатов
с
помощью
ключа
,
учитывающего
инвертированные
утверждения
.
Методика
может
представить
интерес
для
обследо
-
вания
лиц
с
широким
спектром
различных
расстройств
,
особенно
больных
с
депрессивными
и
тревожно
-
депрессивными
состоя
-
ниями
различного
генеза
.
В
настоящее
время
разработаны
многочисленные
тесты
тре
-
вожности
,
направленные
на
изучение
различных
аспектов
со
-
стояний
тревожности
и
тревоги
.
По
-
прежнему
высокоактуальным
остается
исследование
взаимосвязи
черт
и
состояний
тревожно
-
сти
/
озабоченности
.
Наиболее
применяемыми
являются
следую
-
щие
методики
:
Интегративный
тест
тревожности
—
ИТТ
(
Л
.
И
.
Вассерман
и
соавт
.,
Россия
),
Тест
тревожности
для
детей
(TASC),
Специфический
кардиологический
тест
тревожности
— SCAI
186
(
Румыния
), «
Картиночный
»
тест
PETER — Pictorial Evaluation of
Test Reactions (
Израиль
).
Метод
Бекмана
—
Рихтера
Разработан
D. Beckmann
и
Н
.
Е
. Richter (1972)
для
ис
-
следования
личности
и
анализа
социальных
отношений
,
в
особен
-
ности
отношений
в
малых
группах
.
Тест
дает
представление
о
том
,
какими
обследуемые
видят
себя
,
какими
бы
они
хотели
ви
-
деть
себя
,
какими
они
видят
других
,
какими
их
видят
окружаю
-
щие
,
каким
,
по
их
мнению
,
должен
быть
идеальный
представи
-
тель
той
или
иной
группы
.
Тест
стандартизован
на
лицах
в
возрасте
18
лет
и
включает
3
варианта
40
одних
и
тех
же
биполярных
утверждений
(«
Я
», «
Он
»,
«
Она
»).
В
опроснике
выделяются
6
основных
шкал
и
2
шкалы
тенденций
.
I.
Шкала
социального
резонанса
(
от
негативного
к
позитивному
).
Отрицательный
полюс
характеризуется
непривлекательно
-
стью
,
малым
интересом
к
своей
внешности
,
неуважением
ок
-
ружающих
,
их
нелюбовью
.
Соответственно
на
положительном
полюсе
располагаются
лица
привлекательные
,
умеющие
по
-
стоять
за
себя
,
уважаемые
и
ценимые
другими
людьми
.
Итак
,
в
первой
шкале
изучается
вопрос
о
взаимоотношении
с
окруже
-
нием
,
определенный
аспект
социальной
роли
.
Пример
утверждений
:
II.
Шкала
доминантности
(
уступчивости
).
На
одном
полюсе
—
лица
,
легко
вступающие
в
споры
,
своенравные
,
нетерпеливые
,
склонные
к
доминированию
,
на
другом
—
уступчивые
,
редко
вступающие
в
споры
,
терпеливые
.
Пример
утверждений
:
III.
Шкала
контроля
(
недостаточно
контролирующие
себя
—
упорядоченные
,
с
высоким
уровнем
самоконтроля
).
Для
пер
-
вых
характерны
неупорядоченность
,
непостоянство
,
187
склонность
к
шалостям
,
легкомысленным
поступкам
,
неуме
-
ние
распоряжаться
деньгами
.
Для
«
сверхконтрольных
»
харак
-
терны
выраженная
упорядоченность
,
усердие
,
правдивость
до
фанатичности
,
неспособность
к
шалостям
и
беззаботному
по
-
ведению
.
Пример
утверждений
:
IV.
Шкала
преобладающего
настроения
(
гипоманиакальные
—
депрессивные
).
На
крайних
полюсах
этой
шкалы
находятся
:
редко
бывающие
удрученными
,
мало
склонные
к
самоанализу
,
почти
несамокритичные
,
не
скрывающие
раздражения
,
часто
удрученные
,
склонные
к
чрезмерному
самоанализу
,
самокри
-
тичные
,
не
проявляющие
раздражения
.
Пример
утверждений
:
V.
Шкала
открытости
—
замкнутости
.
Лица
,
демонстри
-
рующие
высокие
показатели
по
этой
шкале
,
характеризуются
на
одном
полюсе
доверчивостью
,
открытостью
перед
другими
людьми
,
потребностью
в
любви
;
на
другом
—
замкнутостью
,
недоверчивостью
,
отстраненностью
от
других
людей
,
тенден
-
цией
скрывать
собственную
потребность
в
любви
.
Пример
утверждений
:
VI.
Шкала
социальных
возможностей
(
социально
слабые
—
со
-
циально
сильные
).
Социальная
слабость
,
по
мнению
авторов
,
характеризуется
необщительностью
,
слабой
способностью
к
самоотдаче
,
неспособностью
к
длительным
привязанностям
,
бедной
фантазией
.
И
,
наоборот
,
противоположный
полюс
—
лица
,
любящие
бывать
в
обществе
,
склонные
к
самоотдаче
и
длительным
привязанностям
,
с
богатой
фантазией
.
188
Пример
утверждений
:
Две
дополнительные
шкалы
основаны
на
подсчете
зачеркнутых
обследуемым
нулей
и
зачеркнутых
троек
.
В
первом
случае
высокий
показатель
рассматривается
как
проявление
эмоционального
без
-
различия
к
выполняемому
заданию
,
во
втором
—
указывает
,
на
-
пример
,
на
возбужденное
состояние
,
низкий
самоконтроль
.
Эти
шкалы
играют
роль
оценочных
,
они
характеризуют
установку
лич
-
ности
на
ситуацию
исследования
,
в
каждом
отдельном
случае
по
-
вышение
количества
такого
рода
ответов
требует
тщательного
ана
-
лиза
.
Обследуемый
по
каждому
утверждению
отмечает
свою
лично
-
стную
позицию
.
Сумма
этих
«
сырых
»
оценок
переносится
на
бланк
протокола
с
помощью
специального
ключа
.
Сверху
на
бланке
про
-
токола
обозначены
соответствующие
«
сырым
»
оценкам
стандарт
-
ные
единицы
.
При
групповых
исследованиях
,
когда
нет
необходимо
-
сти
вычерчивать
индивидуальные
профили
,
перевод
оценок
в
стан
-
дартные
осуществляется
с
помощью
таблицы
.
Авторы
подвергали
результаты
исследования
психоана
-
литической
интерпретации
,
однако
они
указывают
,
что
такая
трак
-
товка
данных
не
обязательна
,
сам
по
себе
диагностический
про
-
филь
не
требует
каких
-
либо
концептуальных
трактовок
,
он
пред
-
ставляет
просто
цепь
подтвержденных
математическим
анализом
связей
между
отдельными
признаками
.
При
повторном
использовании
теста
в
ходе
психотерапии
можно
убедиться
в
изменении
взаимоотношений
между
врачом
и
больным
.
Так
,
при
успешности
лечения
самооценка
больного
все
больше
будет
приближаться
к
оценке
его
врачом
и
,
наоборот
,
бу
-
дет
все
больше
отличаться
,
если
терапия
не
приносит
больному
облегчения
.
Оценка
врача
больным
содержит
ожидания
и
уста
-
новки
,
определяемые
социальными
и
социально
-
психологическими
факторами
.
В
ходе
лечения
эта
оценка
также
может
меняться
.
Эта
возможность
применения
теста
Бекмана
—
Рихтера
была
убедительно
показана
X.
Гоза
Леоном
(1982),
проводившим
исследо
-
вание
взаимоотношений
между
врачом
и
больным
в
клинике
неко
-
торых
психосоматических
заболеваний
.
Он
обследовал
больных
,
страдающих
,
по
М
. Bleuler,
истинными
психосоматозами
—
язвенной
болезнью
желудка
и
двенад
-
цатиперстной
кишки
,
ишемической
болезнью
сердца
,
бронхиальной
астмой
.
В
качестве
основных
методов
исследования
автор
использо
-
вал
тест
Бекмана
—
Рихтера
и
применявшийся
ранее
В
.
А
.
Ташлыко
-
вым
(1974)
метод
оценочного
конструирования
,
в
котором
характе
-
ристика
личности
воссоздается
путем
оценки
ее
по
стандартному
на
-
бору
личностных
свойств
.
Исследования
X.
Гоза
Леона
показали
вы
-
сокую
степень
корреляции
между
этими
методиками
.
Анализ
полу
-
ченных
данных
позволил
автору
выделить
два
образа
лечащего
врача
—
сопереживающий
и
эмоционально
нейтральный
.
Из
них
первый
является
идеальным
образом
лечащего
врача
,
а
второй
—
нежела
-
тельным
.
Соответственно
были
выделены
основные
типы
эмоцио
-
нального
контакта
между
врачом
и
больным
и
формы
ролевого
по
-
ведения
врача
(
руководство
,
партнерство
,
руководство
—
партнерст
-
во
).
Автор
показал
,
что
система
взаимоотношений
врача
и
больного
в
процессе
лечения
не
является
стабильной
,
она
представляет
крайне
подвижный
процесс
,
отражающий
роль
множества
факторов
и
имеющий
большое
значение
для
эффективности
лечения
,
особенно
психотерапии
.
Аналогичные
данные
были
получены
В
.
А
.
Ташлыко
-
вым
(1974, 1978),
изучавшим
взаимоотношения
между
психотера
-
певтом
и
больными
неврозами
.
Важность
таких
исследований
заключается
в
том
,
что
знание
установок
больного
в
отношении
лечащего
врача
,
своей
болезни
и
ее
лечения
позволяет
врачу
управлять
процессом
установления
оптимального
эмоционального
контакта
,
разрабатывать
и
осуще
-
ствлять
реабилитационные
мероприятия
.
Метод
Роршаха
Стимульный
материал
метода
Роршаха
(
Н
. Rorschach, 1921)
состоит
из
10
таблиц
с
полихромными
и
одноцветными
симмет
-
ричными
изображениями
, «
пятнами
»
(
рис
. 18.).
Каждое
изобра
-
жение
демонстрируется
обследуемому
последовательно
,
при
этом
ему
предлагается
ответить
на
вопросы
: «
Что
это
может
быть
?
На
что
это
похоже
?».
В
процессе
исследования
обследуемый
не
по
-
лучает
никакой
дополнительной
информации
.
Все
интересующие
экспериментатора
вопросы
могут
быть
заданы
только
после
окон
-
чания
исследования
.
190