Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7466
Скачиваний: 69
(
В
.
Н
.
Мясищев
,
И
.
Г
.
Беспалько
,
И
.
Н
.
Гильяшева
, 1969).
В
настоящее
время
в
отечественной
патопсихологии
наблюда
-
ется
все
более
частое
использование
метода
Роршаха
для
решения
некоторых
теоретических
и
практических
задач
.
Это
связано
с
преодолением
ряда
трудностей
.
Так
,
И
.
Г
.
Беспалько
(1978)
к
сла
-
бым
сторонам
метода
относит
сравнительно
большой
субъекти
-
визм
в
обобщающей
интерпретации
экспериментальных
данных
.
Е
.
Т
.
Соколова
(1980)
указывает
на
эмпиричность
соотнесения
от
-
дельных
показателей
с
определенными
параметрами
личности
.
Она
же
считает
дискуссионным
вопрос
о
том
,
что
выявляет
тест
Роршаха
—
структуру
личности
или
частные
индивидуальные
осо
-
бенности
.
Более
широкому
использованию
метода
Роршаха
у
нас
должно
предшествовать
серьезное
его
изучение
в
аспекте
практического
использования
при
обязательном
сопоставлении
с
данными
,
по
-
лучаемыми
с
помощью
других
методов
,
и
теоретическая
разра
-
ботка
его
методологических
основ
.
В
связи
с
этим
можно
указать
на
работы
,
авторы
которых
со
-
общили
результаты
,
полученные
с
помощью
метода
Роршаха
при
исследовании
реактивных
состояний
(
Н
.
Н
.
Станишевская
, 1970,
1971),
эпилепсии
(
В
.
М
.
Блейхер
,
Л
.
Ф
.
Бурлачук
, 1971;
Л
.
Ф
.
Бур
-
лачук
, 1972;
И
.
И
.
Белая
, 1978;
И
.
И
.
Белая
,
В
.
А
.
Торба
, 1978),
при
патологии
лимбико
-
ретикулярного
комплекса
(
А
.
М
.
Вейн
,
П
.
И
.
Власова
,
О
.
А
.
Колосова
, 1971).
Значительным
вкладом
в
разработку
теоретических
и
практи
-
ческих
основ
метода
Роршаха
,
способствующим
его
практическо
-
му
применению
,
являются
монография
Л
.
Ф
.
Бурлачука
(1979)
и
методическое
пособие
И
.
И
.
Белой
(1978).
Анализ
проблемы
дает
основания
думать
,
что
метод
Роршаха
в
патопсихологии
окажется
полезным
главным
образом
в
плане
диаг
-
ностики
индивидуальных
свойств
личности
,
особенно
в
психоте
-
рапевтической
и
реабилитационной
работе
.
Использование
его
в
целях
нозологической
диагностики
представляется
нам
менее
пер
-
спективным
,
однако
и
здесь
данные
,
получаемые
с
помощью
метода
Роршаха
в
комплексе
с
другими
экспериментально
-
психологическими
методами
и
методиками
,
существенно
дополня
-
ют
картину
патопсихологического
синдрома
.
196
Тематический
апперцептивный
тест
(
ТАТ
)
Тематический
апперцептивный
тест
предложен
Н
. A. Murrey
и
С
. Morgan (1935;
свою
современную
форму
ТАТ
приобрел
в
1943
году
)
и
состоит
из
29
черно
-
белых
картин
с
определенными
изо
-
бражениями
(
рис
. 19)
и
одной
белой
карты
,
которую
предъявляют
обследуемому
для
того
,
чтобы
он
вообразил
на
ней
любую
карти
-
ну
.
Всего
обследуемому
,
в
зависимости
от
пола
и
возраста
,
при
проведении
исследования
предлагается
,
как
правило
, 20
картин
в
2
сеанса
.
Однако
допускаются
и
отступления
от
этих
правил
,
по
-
скольку
существуют
различные
модификации
исследования
.
ТАТ
был
первой
методикой
,
при
разработке
которой
понятие
проекции
впервые
было
использовано
для
объяснения
явления
приписывания
своих
чувств
и
мыслей
вымышленному
персонажу
созданной
по
просьбе
экспериментатора
истории
.
Задача
обследуемого
—
по
каждой
из
предъявляемых
картин
составить
небольшой
связный
рассказ
(
из
расчета
в
среднем
5
мин
на
картину
).
Проводя
исследование
по
ТАТ
,
обычно
предупрежда
-
ют
,
что
речь
идет
об
исследовании
воображения
или
же
об
особен
-
ностях
литературного
творчества
.
В
действительности
же
главное
,
на
что
обращается
внимание
в
рассказах
обследуемого
, —
о
ком
и
о
чем
он
будет
говорить
,
какие
ситуации
создаст
,
как
разрешит
в
со
-
держании
рассказов
конфликты
и
в
случае
их
наличия
выявится
ли
в
рассказах
определенная
типическая
,
многократно
повторяе
-
мая
ситуация
.
Так
как
авторы
методики
исследовали
при
ее
создании
возрас
-
тной
контингент
от
14
до
40
лет
,
то
целесообразно
при
работе
с
ТАТ
ограничиваться
именно
этими
возрастными
рамками
,
хотя
имеются
работы
о
возможности
применения
ее
и
в
более
широких
возрастных
границах
.
В
процессе
исследования
в
зависимости
от
целей
об
-
следуемому
могут
быть
заданы
вопросы
типа
: «
О
чем
сейчас
ду
-
мает
этот
человек
?», «
Какова
его
профессия
?»
и
т
.
п
.
В
целом
,
как
правило
,
в
задачу
обследуемого
включается
условие
,
требующее
осветить
в
рассказе
три
основных
момента
:
что
привело
к
ситуа
-
ции
,
изображенной
на
картине
,
что
происходит
в
настоящий
мо
-
мент
,
чем
эта
ситуация
закончится
?
197
199
200