Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7466

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

(

В

Н

Мясищев

И

Г

Беспалько

И

Н

Гильяшева

, 1969).

 

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

отечественной

 

патопсихологии

 

наблюда

-

ется

 

все

 

более

 

частое

 

использование

 

метода

 

Роршаха

 

для

 

решения

 

некоторых

 

теоретических

 

и

 

практических

 

задач

Это

 

связано

 

с

 

преодолением

 

ряда

 

трудностей

Так

И

Г

Беспалько

 (1978) 

к

 

сла

-

бым

 

сторонам

 

метода

 

относит

 

сравнительно

 

большой

 

субъекти

-

визм

 

в

 

обобщающей

 

интерпретации

 

экспериментальных

 

данных

Е

Т

Соколова

 (1980) 

указывает

 

на

 

эмпиричность

 

соотнесения

 

от

-

дельных

 

показателей

 

с

 

определенными

 

параметрами

 

личности

Она

 

же

 

считает

 

дискуссионным

 

вопрос

 

о

 

том

что

 

выявляет

 

тест

 

Роршаха

 — 

структуру

 

личности

 

или

 

частные

 

индивидуальные

 

осо

-

бенности

.

 

Более

 

широкому

 

использованию

 

метода

 

Роршаха

 

у

 

нас

 

должно

 

предшествовать

 

серьезное

 

его

 

изучение

 

в

 

аспекте

 

практического

 

использования

 

при

 

обязательном

 

сопоставлении

 

с

 

данными

по

-

лучаемыми

 

с

 

помощью

 

других

 

методов

и

 

теоретическая

 

разра

-

ботка

 

его

 

методологических

 

основ

.

 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

можно

 

указать

 

на

 

работы

авторы

 

которых

 

со

-

общили

 

результаты

полученные

 

с

 

помощью

 

метода

 

Роршаха

 

при

 

исследовании

 

реактивных

 

состояний

  (

Н

Н

Станишевская

, 1970, 

1971), 

эпилепсии

 (

В

М

Блейхер

Л

Ф

Бурлачук

, 1971; 

Л

Ф

Бур

-

лачук

, 1972; 

И

И

Белая

, 1978; 

И

И

Белая

В

А

Торба

, 1978), 

при

 

патологии

 

лимбико

-

ретикулярного

 

комплекса

 (

А

М

Вейн

П

И

Власова

О

А

Колосова

, 1971).

 

Значительным

 

вкладом

 

в

 

разработку

 

теоретических

 

и

 

практи

-

ческих

 

основ

 

метода

 

Роршаха

способствующим

 

его

 

практическо

-

му

 

применению

являются

 

монография

 

Л

.

Ф

Бурлачука

 (1979) 

и

 

методическое

 

пособие

 

И

И

Белой

 (1978).

 

Анализ

 

проблемы

 

дает

 

основания

 

думать

что

 

метод

 

Роршаха

 

в

 

патопсихологии

 

окажется

 

полезным

 

главным

 

образом

 

в

 

плане

 

диаг

-

ностики

 

индивидуальных

 

свойств

 

личности

особенно

 

в

 

психоте

-

рапевтической

 

и

 

реабилитационной

 

работе

Использование

 

его

 

в

 

целях

 

нозологической

 

диагностики

 

представляется

 

нам

 

менее

 

пер

-

спективным

однако

 

и

 

здесь

 

данные

получаемые

 

с

 

помощью

 

метода

 

Роршаха

 

в

 

комплексе

 

с

 

другими

 

экспериментально

-

психологическими

 

методами

 

и

 

методиками

существенно

 

дополня

-

ют

 

картину

 

патопсихологического

 

синдрома

.

 

196

 


background image

Тематический

 

апперцептивный

 

тест

 (

ТАТ

)

 

Тематический

 

апперцептивный

 

тест

 

предложен

 

Н

. A. Murrey 

и

 

С

. Morgan (1935; 

свою

 

современную

 

форму

 

ТАТ

 

приобрел

 

в

 1943 

году

и

 

состоит

 

из

 29 

черно

-

белых

 

картин

 

с

 

определенными

 

изо

-

бражениями

 (

рис

. 19) 

и

 

одной

 

белой

 

карты

которую

 

предъявляют

 

обследуемому

 

для

 

того

чтобы

 

он

 

вообразил

 

на

 

ней

 

любую

 

карти

-

ну

Всего

 

обследуемому

в

 

зависимости

 

от

 

пола

 

и

 

возраста

при

 

проведении

 

исследования

 

предлагается

как

 

правило

, 20 

картин

 

в

 

сеанса

Однако

 

допускаются

 

и

 

отступления

 

от

 

этих

 

правил

по

-

скольку

 

существуют

 

различные

 

модификации

 

исследования

.

 

ТАТ

 

был

 

первой

 

методикой

при

 

разработке

 

которой

 

понятие

 

проекции

 

впервые

 

было

 

использовано

 

для

 

объяснения

 

явления

 

приписывания

 

своих

 

чувств

 

и

 

мыслей

 

вымышленному

 

персонажу

 

созданной

 

по

 

просьбе

 

экспериментатора

 

истории

.

 

Задача

 

обследуемого

 — 

по

 

каждой

 

из

 

предъявляемых

 

картин

 

составить

 

небольшой

 

связный

 

рассказ

 (

из

 

расчета

 

в

 

среднем

 5 

мин

 

на

 

картину

). 

Проводя

 

исследование

 

по

 

ТАТ

обычно

 

предупрежда

-

ют

что

 

речь

 

идет

 

об

 

исследовании

 

воображения

 

или

 

же

 

об

 

особен

-

ностях

 

литературного

 

творчества

В

 

действительности

 

же

 

главное

на

 

что

 

обращается

 

внимание

 

в

 

рассказах

 

обследуемого

, — 

о

 

ком

 

и

 

о

 

чем

 

он

 

будет

 

говорить

какие

 

ситуации

 

создаст

как

 

разрешит

 

в

 

со

-

держании

 

рассказов

 

конфликты

 

и

 

в

 

случае

 

их

 

наличия

 

выявится

 

ли

 

в

 

рассказах

 

определенная

 

типическая

многократно

 

повторяе

-

мая

 

ситуация

.

 

Так

 

как

 

авторы

 

методики

 

исследовали

 

при

 

ее

 

создании

 

возрас

-

тной

 

контингент

 

от

 14 

до

 40 

лет

то

 

целесообразно

 

при

 

работе

 

с

 

ТАТ

 

ограничиваться

 

именно

 

этими

 

возрастными

 

рамками

хотя

 

имеются

 

работы

 

о

 

возможности

 

применения

 

ее

 

и

 

в

 

более

 

широких

 

возрастных

 

границах

.

 

В

 

процессе

 

исследования

 

в

 

зависимости

 

от

 

целей

 

об

-

следуемому

 

могут

 

быть

 

заданы

 

вопросы

 

типа

: «

О

 

чем

 

сейчас

 

ду

-

мает

 

этот

 

человек

?», «

Какова

 

его

 

профессия

?» 

и

 

т

п

В

 

целом

как

 

правило

в

 

задачу

 

обследуемого

 

включается

 

условие

требующее

 

осветить

 

в

 

рассказе

 

три

 

основных

 

момента

что

 

привело

 

к

 

ситуа

-

ции

изображенной

 

на

 

картине

что

 

происходит

 

в

 

настоящий

 

мо

-

мент

чем

 

эта

 

ситуация

 

закончится

?

 

197

 


background image

background image

 

 

199

 


background image

 

 

200