Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7469
Скачиваний: 69
применение
он
находит
в
клинике
неврозов
и
других
погранич
-
ных
состояний
для
выявления
аффективных
конфликтов
и
спон
-
танно
,
часто
неосознанно
,
складывающихся
у
больного
способов
их
разрешения
.
При
этом
для
клинициста
могут
представлять
особый
интерес
такие
особенности
аффективной
сферы
личности
,
диагностируемые
с
помощью
ТАТ
,
как
определение
ведущих
мо
-
тивов
,
отношений
,
ценностей
,
обнаружение
аффективных
кон
-
фликтов
,
характерных
для
больного
механизмов
психологической
защиты
,
характеристика
ряда
индивидуально
-
личностных
особен
-
ностей
(
импульсивность
—
подконтрольность
,
эмоциональная
устойчивость
—
лабильность
,
эмоциональная
зрелость
—
инфан
-
тильность
),
самооценка
обследуемого
(
соотношения
между
«
Я
»
идеальным
и
реальным
,
степень
принятия
себя
).
Существенный
недостаток
ТАТ
Б
.
Д
.
Карвасарский
(1982)
ви
-
дит
в
существующем
уровне
техники
интерпретации
,
который
еще
не
обеспечивает
достаточной
надежности
заключения
,
его
полной
независимости
от
исследующего
.
Исключительно
важно
подчер
-
киваемое
Е
.
Т
.
Соколовой
обстоятельство
,
без
учета
которого
не
-
возможно
использование
ТАТ
в
практике
:
все
выявляемые
этой
методикой
закономерности
—
это
не
более
чем
потенциальные
возможности
,
тенденции
,
установки
личности
.
Поэтому
неправо
-
мерен
прямой
перенос
данных
ТАТ
на
характеристику
личности
и
поведения
больного
.
В
патопсихологической
практике
,
нам
представляется
,
воз
-
можности
применения
ТАТ
не
ограничиваются
психогенными
заболеваниями
.
С
помощью
метода
мы
получаем
интересные
личностные
характеристики
при
аффективных
психозах
,
алко
-
гольной
деградации
личности
.
Показано
значение
метода
для
оценки
аффективной
сферы
больных
шизофренией
(
Н
.
К
.
Кия
-
щенко
, 1965;
Т
.
Н
.
Бояршинова
, 1975).
Теоретические
и
практиче
-
ские
аспекты
применения
ТАТ
в
патопсихологии
разрабаты
-
вались
И
.
Н
.
Гильяшевой
(1967),
С
.
В
.
Цуладзе
(1969).
Вербальный
проективный
тест
(
ВПТ
)
Методика
предложена
в
1991
г
.
В
.
М
.
Блейхером
и
С
.
Н
.
Боко
-
вым
.
Относится
к
методикам
ряда
ТАТ
.
В
отличие
ото
всех
ныне
существующих
проективных
методик
этой
группы
стимульный
материал
ВПТ
носит
вербальный
характер
,
что
позволяет
избе
-
жать
одного
из
этапов
апперцепции
206
стимула
—
интериоризации
стимульного
материала
во
внутрен
-
нюю
речь
,
а
это
,
в
свою
очередь
,
значительно
укорачивает
и
об
-
легчает
процесс
восприятия
стимула
.
Второй
особенностью
ВПТ
является
его
большая
предуготованность
для
работы
с
группами
испытуемых
с
теми
или
иными
расстройствами
мышления
и
эмо
-
ций
.
Связано
это
с
тем
,
что
восприятие
смыслового
и
эмоцио
-
нального
значения
слов
при
многих
патопсихологических
состоя
-
ниях
существенно
нарушается
.
В
наибольшей
степени
это
каса
-
ется
шизофрении
.
Таким
образом
,
ВПТ
предоставляет
клиницисту
и
большие
возможности
для
своевременной
диагностики
рас
-
стройств
эмоциональности
и
мышления
,
что
в
свою
очередь
вле
-
чет
за
собой
и
более
своевременные
мероприятия
по
лечению
и
реабилитации
.
Наконец
,
еще
одной
особенностью
и
важным
пре
-
имуществом
ВПТ
служит
его
практически
вневременной
харак
-
тер
,
так
как
процесс
постарения
языка
происходит
значительно
бо
-
лее
медленно
,
чем
изменение
атрибутов
материальной
жизни
лю
-
дей
.
К
тому
же
и
в
случае
устаревания
некоторых
лексических
еди
-
ниц
стимульного
материала
методики
их
замена
не
будет
сопряже
-
на
с
такими
серьезнейшими
трудностями
,
с
какими
,
вероятнее
всего
,
может
быть
сопряжена
замена
стимульных
таблиц
ТАТ
.
Правда
,
именно
такая
особенность
ВПТ
ставит
необходимость
проведения
данной
методики
только
у
лиц
,
хорошо
владеющих
тем
языком
,
на
котором
составлены
стимульные
карточки
.
Стимульный
материал
ВПТ
состоит
из
двух
серий
карточек
—
основной
и
для
проведения
параллельного
исследования
.
Каждая
серия
содержит
по
19
предложений
и
1
белую
карточ
-
ку
.
Кроме
того
,
в
каждой
серии
содержатся
мужской
и
женский
варианты
,
отличающиеся
друг
от
друга
по
личным
местоимениям
и
личным
глагольным
окончаниям
.
Все
предложения
ВПТ
отвечают
следующим
основным
требо
-
ваниям
:
1)
неструктурированность
,
неопределенность
их
в
сюжетном
от
-
ношении
,
2)
ярко
выраженная
эмоциональная
насыщенность
,
3)
краткость
.
Предложения
напечатаны
на
карточках
пря
-
моугольной
формы
размером
18 x 3
см
.
207
На
оборотной
стороне
каждой
карточки
находится
ее
порядко
-
вый
номер
в
наборе
.
Каждому
номеру
карточки
соответствует
оп
-
ределенная
,
теоретически
обоснованная
тема
,
отражающая
ту
или
иную
сторону
функционирования
личности
.
Темы
эти
следую
-
щие
:
1)
отношение
к
долгу
,
2)
депрессивные
,
суицидальные
тенденции
,
3)
семейные
взаимоотношения
,
4)
отношение
к
успеху
,
удаче
,
5)
отношение
к
матери
,
6)
отношение
к
потере
объекта
любви
,
7)
агрессивные
тенденции
,
8)
отношение
к
авторитетам
,
вышестоящим
лицам
,
9)
переживание
радости
,
удовольствия
,
10)
отношение
к
будущему
,
11)
взаимоотношения
между
мужчинами
(
женщинами
),
12)
взаимоотношения
между
матерью
и
сыном
(
дочерью
),
13)
страхи
,
тревожность
,
14)
сексуальные
установки
,
конфликтность
,
15)
отношение
к
смерти
,
16)
взаимоотношения
между
отцом
и
сыном
(
дочерью
),
17)
ожидания
в
отношении
какой
-
то
сложной
ситуации
,
18)
страхи
и
опасения
(
к
опасности
извне
),
19)
белая
карточка
—
актуальные
переживания
и
проблемы
,
20)
чувство
одиночества
,
страхи
.
Примеры
стимульных
предложений
(
мужской
вариант
):
1.
Мысль
об
обещанном
терзала
его
.
3.
Окаменевший
,
пошел
он
навстречу
семье
.
6.
С
ней
он
потерял
всякую
опору
10.
С
замиранием
сердца
думал
он
о
поездке
.
13.
Тревожный
трепет
пробежал
по
его
телу
15.
Он
поднялся
на
холм
к
вырытым
могилам
.
18.
Он
вздрогнул
,
заметив
шевелящиеся
в
развалинах
тени
.
20.
Потянулись
заборы
,
заколоченные
окна
,
фонари
,
углы
.
Техника
проведения
исследования
сходна
с
таковой
при
клас
-
сической
методике
ТАТ
.
Особо
надо
вновь
подчеркнуть
,
что
все
-
гда
необходимо
индивидуальное
проведение
исследования
с
запи
-
сыванием
рассказов
испытуемого
исследователем
;
случаи
,
когда
испытуемые
записывают
свои
рассказы
сами
,
возможны
лишь
как
крайнее
исключение
.
208
Если
испытуемый
говорит
слишком
быстро
,
так
,
что
за
ним
очень
трудно
записывать
,
то
следует
(
ни
в
коем
случае
не
преры
-
вая
его
)
начать
повторять
вслух
то
,
что
он
произносит
.
Как
прави
-
ло
,
в
подобных
случаях
темп
речи
испытуемого
замедляется
.
Когда
испытуемый
по
одному
предложению
составляет
не
-
сколько
рассказов
,
то
все
они
записываются
,
затем
просят
вы
-
брать
тот
из
них
,
который
он
считает
самым
значимым
.
Опрос
испытуемого
в
связи
с
проведением
ВПТ
осуще
-
ствляется
двукратно
.
Во
-
первых
,
перед
началом
проведения
мето
-
дики
собирают
об
испытуемом
подробные
сведения
.
Затем
,
уже
имея
их
,
проводят
ВПТ
.
После
проведения
методики
уточняют
некоторые
обнаруживающиеся
в
ходе
ее
проведения
интересую
-
щие
исследующего
моменты
.
Такой
порядок
дает
возможность
оптимально
подойти
к
оценке
личностных
особенностей
испы
-
туемого
и
,
как
правило
,
очень
положительно
воспринимается
им
,
так
как
показывает
,
по
его
мнению
,
более
полное
соучастие
врача
или
психолога
в
решении
проблем
пациента
.
Интерпретация
результатов
исследования
проводится
в
рам
-
ках
,
традиционных
для
методик
ряда
ТАТ
.
При
этом
выделяются
следующие
опорные
пункты
:
1)
«
момент
» («
настоящее
») —
о
его
наличии
говорят
в
том
случае
,
когда
в
сюжете
рассказа
отражена
сама
ситуация
предложе
-
ния
;
2)
«
прошлое
» —
исток
ситуации
,
отображенной
в
сюжете
расска
-
за
в
его
связи
с
настоящим
;
3)
«
будущее
» —
исход
ситуации
,
отображенной
в
сюжете
в
его
свя
-
зи
с
настоящим
;
4)
«
мысли
» —
отражают
размышления
,
планы
героя
рассказа
;
5)
«
чувства
» —
отражают
переживания
,
эмоции
героя
рассказа
;
6)
«
идентификация
»
и
«
солидаризация
» —
две
очень
тесно
взаимо
-
действующих
и
взаимосвязанных
друг
с
другом
категории
.
Понятие
«
солидаризации
»
несколько
шире
и
позволяет
судить
о
том
,
кто
из
героев
рассказа
ближе
всего
испытуемому
,
кому
он
отдает
предпочтение
,
на
кого
он
хотел
бы
быть
похожим
;
209
7)
«
сферы
» —
интимная
,
сексуальная
,
семейная
,
профес
-
сиональная
,
морально
-
этическая
,
общественно
-
политическая
,
личная
,
религиозно
-
мистическая
;
8)
«
позиция
» —
может
быть
активной
,
пассивной
,
неоп
-
ределенной
и
амбивалентной
;
9)
«
конфликт
» —
может
быть
внешним
,
внутренним
и
так
назы
-
ваемого
общего
типа
(
экзистенциальный
);
10)
«
система
ценностей
» —
уверенность
в
себе
;
смелость
,
дерза
-
ния
;
успехи
по
службе
;
спокойствие
;
мужество
,
самолюбие
;
правильное
воспитание
детей
;
радость
материнства
;
готов
-
ность
к
помощи
;
доброта
;
человеческое
участие
;
собственная
значимость
,
одаренность
;
рациональность
;
общественный
пре
-
стиж
;
тактичность
,
тонкость
;
порядочность
;
духовная
близость
в
браке
;
любовь
;
альтруизм
,
чуткость
,
внимание
к
людям
и
т
.
д
.;
11)
«
общий
фон
настроения
» —
должен
обязательно
определяться
на
момент
проведения
исследования
;
12)
«
комментарии
» —
подразделяются
на
оценочные
,
справочные
и
мемориальные
;
13)
«
пубертатные
темы
» —
характеризуются
упоминанием
о
даль
-
них
путешествиях
,
описанием
или
упоминанием
об
экзотиче
-
ских
местах
,
экзотических
профессиях
,
именах
и
т
.
п
.,
отрица
-
тельными
характеристиками
старших
по
возрасту
и
положе
-
нию
(«
злой
», «
косный
»
и
т
.
п
.)
и
свидетельствуют
об
эмоцио
-
нальной
незрелости
личности
,
ее
инфантильности
,
истероид
-
ности
;
14)
«
особые
темы
» —
проявление
глубоких
личностных
дисгар
-
моний
.
К
разряду
особых
относятся
следующие
темы
:
смерть
,
суицид
,
симптоматика
соматических
хронических
,
неизлечи
-
мых
заболеваний
,
симптоматика
психических
расстройств
;
15)
«
перенос
в
условность
» —
нозологически
неспецифическое
патопсихологическое
выражение
иррациональности
в
мышле
-
нии
;
16)
«
переуточнения
» —
все
имена
собственные
,
дни
недели
,
циф
-
ры
,
национальность
и
т
.
п
.;
17)
«
символизация
» —
бывает
личностной
(
непатологической
)
и
патологической
;
18)
«
нарушения
логики
» —
представляют
собой
сборную
группу
различных
родственных
феноменов
и
разделяются
на
явные
нарушения
логики
;
скрытые
нарушения
логики
;
нарушения
ло
-
гики
,
нуждающиеся
в
проверке
;
уход
от
сюжета
;
невосприятие
эмоционального
подтекста
сти
-