Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7469

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

применение

 

он

 

находит

 

в

 

клинике

 

неврозов

 

и

 

других

 

погранич

-

ных

 

состояний

 

для

 

выявления

 

аффективных

 

конфликтов

 

и

 

спон

-

танно

часто

 

неосознанно

складывающихся

 

у

 

больного

 

способов

 

их

 

разрешения

При

 

этом

 

для

 

клинициста

 

могут

 

представлять

 

особый

 

интерес

 

такие

 

особенности

 

аффективной

 

сферы

 

личности

диагностируемые

 

с

 

помощью

 

ТАТ

как

 

определение

 

ведущих

 

мо

-

тивов

отношений

ценностей

обнаружение

 

аффективных

 

кон

-

фликтов

характерных

 

для

 

больного

 

механизмов

 

психологической

 

защиты

характеристика

 

ряда

 

индивидуально

-

личностных

 

особен

-

ностей

  (

импульсивность

 — 

подконтрольность

эмоциональная

 

устойчивость

 — 

лабильность

эмоциональная

 

зрелость

 — 

инфан

-

тильность

), 

самооценка

 

обследуемого

  (

соотношения

 

между

  «

Я

» 

идеальным

 

и

 

реальным

степень

 

принятия

 

себя

).

 

Существенный

 

недостаток

 

ТАТ

 

Б

Д

Карвасарский

 (1982) 

ви

-

дит

 

в

 

существующем

 

уровне

 

техники

 

интерпретации

который

 

еще

 

не

 

обеспечивает

 

достаточной

 

надежности

 

заключения

его

 

полной

 

независимости

 

от

 

исследующего

Исключительно

 

важно

 

подчер

-

киваемое

 

Е

Т

Соколовой

 

обстоятельство

без

 

учета

 

которого

 

не

-

возможно

 

использование

 

ТАТ

 

в

 

практике

все

 

выявляемые

 

этой

 

методикой

 

закономерности

 — 

это

 

не

 

более

 

чем

 

потенциальные

 

возможности

тенденции

установки

 

личности

Поэтому

 

неправо

-

мерен

 

прямой

 

перенос

 

данных

 

ТАТ

 

на

 

характеристику

 

личности

 

и

 

поведения

 

больного

.

 

В

 

патопсихологической

 

практике

нам

 

представляется

воз

-

можности

 

применения

 

ТАТ

 

не

 

ограничиваются

 

психогенными

 

заболеваниями

С

 

помощью

 

метода

 

мы

 

получаем

 

интересные

 

личностные

 

характеристики

 

при

 

аффективных

 

психозах

алко

-

гольной

 

деградации

 

личности

Показано

 

значение

 

метода

 

для

 

оценки

 

аффективной

 

сферы

 

больных

 

шизофренией

  (

Н

К

Кия

-

щенко

, 1965; 

Т

Н

Бояршинова

, 1975). 

Теоретические

 

и

 

практиче

-

ские

 

аспекты

 

применения

 

ТАТ

 

в

 

патопсихологии

 

разрабаты

-

вались

 

И

Н

Гильяшевой

 (1967), 

С

В

Цуладзе

 (1969).

 

Вербальный

 

проективный

 

тест

 (

ВПТ

)

 

Методика

 

предложена

 

в

 1991 

г

В

М

Блейхером

 

и

 

С

Н

Боко

-

вым

Относится

 

к

 

методикам

 

ряда

 

ТАТ

В

 

отличие

 

ото

 

всех

 

ныне

 

существующих

 

проективных

 

методик

 

этой

 

группы

 

стимульный

 

материал

 

ВПТ

 

носит

 

вербальный

 

характер

что

 

позволяет

 

избе

-

жать

 

одного

 

из

 

этапов

 

апперцепции

 

206

 


background image

стимула

 — 

интериоризации

 

стимульного

 

материала

 

во

 

внутрен

-

нюю

 

речь

а

 

это

в

 

свою

 

очередь

значительно

 

укорачивает

 

и

 

об

-

легчает

 

процесс

 

восприятия

 

стимула

Второй

 

особенностью

 

ВПТ

 

является

 

его

 

большая

 

предуготованность

 

для

 

работы

 

с

 

группами

 

испытуемых

 

с

 

теми

 

или

 

иными

 

расстройствами

 

мышления

 

и

 

эмо

-

ций

Связано

 

это

 

с

 

тем

что

 

восприятие

 

смыслового

 

и

 

эмоцио

-

нального

 

значения

 

слов

 

при

 

многих

 

патопсихологических

 

состоя

-

ниях

 

существенно

 

нарушается

В

 

наибольшей

 

степени

 

это

 

каса

-

ется

 

шизофрении

Таким

 

образом

ВПТ

 

предоставляет

 

клиницисту

 

и

 

большие

 

возможности

 

для

 

своевременной

 

диагностики

 

рас

-

стройств

 

эмоциональности

 

и

 

мышления

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

вле

-

чет

 

за

 

собой

 

и

 

более

 

своевременные

 

мероприятия

 

по

 

лечению

 

и

 

реабилитации

Наконец

еще

 

одной

 

особенностью

 

и

 

важным

 

пре

-

имуществом

 

ВПТ

 

служит

 

его

 

практически

 

вневременной

 

харак

-

тер

так

 

как

 

процесс

 

постарения

 

языка

 

происходит

 

значительно

 

бо

-

лее

 

медленно

чем

 

изменение

 

атрибутов

 

материальной

 

жизни

 

лю

-

дей

К

 

тому

 

же

 

и

 

в

 

случае

 

устаревания

 

некоторых

 

лексических

 

еди

-

ниц

 

стимульного

 

материала

 

методики

 

их

 

замена

 

не

 

будет

 

сопряже

-

на

 

с

 

такими

 

серьезнейшими

 

трудностями

с

 

какими

вероятнее

 

всего

может

 

быть

 

сопряжена

 

замена

 

стимульных

 

таблиц

 

ТАТ

Правда

именно

 

такая

 

особенность

 

ВПТ

 

ставит

 

необходимость

 

проведения

 

данной

 

методики

 

только

 

у

 

лиц

хорошо

 

владеющих

 

тем

 

языком

на

 

котором

 

составлены

 

стимульные

 

карточки

.

 

Стимульный

 

материал

 

ВПТ

 

состоит

 

из

 

двух

 

серий

 

карточек

 — 

основной

 

и

 

для

 

проведения

 

параллельного

 

исследования

.

 

Каждая

 

серия

 

содержит

 

по

 19 

предложений

 

и

 1 

белую

 

карточ

-

ку

Кроме

 

того

в

 

каждой

 

серии

 

содержатся

 

мужской

 

и

 

женский

 

варианты

отличающиеся

 

друг

 

от

 

друга

 

по

 

личным

 

местоимениям

 

и

 

личным

 

глагольным

 

окончаниям

.

 

Все

 

предложения

 

ВПТ

 

отвечают

 

следующим

 

основным

 

требо

-

ваниям

:

 

1)

 

неструктурированность

неопределенность

 

их

 

в

 

сюжетном

 

от

-

ношении

2)

 

ярко

 

выраженная

 

эмоциональная

 

насыщенность

3)

 

краткость

Предложения

 

напечатаны

 

на

 

карточках

 

пря

-

моугольной

 

формы

 

размером

 18 x 3 

см

207

 


background image

На

 

оборотной

 

стороне

 

каждой

 

карточки

 

находится

 

ее

 

порядко

-

вый

 

номер

 

в

 

наборе

Каждому

 

номеру

 

карточки

 

соответствует

 

оп

-

ределенная

теоретически

 

обоснованная

 

тема

отражающая

 

ту

 

или

 

иную

 

сторону

 

функционирования

 

личности

Темы

 

эти

 

следую

-

щие

:

 

1)

 

отношение

 

к

 

долгу

2)

 

депрессивные

суицидальные

 

тенденции

3)

 

семейные

 

взаимоотношения

4)

 

отношение

 

к

 

успеху

удаче

5)

 

отношение

 

к

 

матери

6)

 

отношение

 

к

 

потере

 

объекта

 

любви

7)

 

агрессивные

 

тенденции

8)

 

отношение

 

к

 

авторитетам

вышестоящим

 

лицам

9)

 

переживание

 

радости

удовольствия

10)

 

отношение

 

к

 

будущему

11)

 

взаимоотношения

 

между

 

мужчинами

 (

женщинами

), 

12)

 

взаимоотношения

 

между

 

матерью

 

и

 

сыном

 (

дочерью

), 

13)

 

страхи

тревожность

14)

 

сексуальные

 

установки

конфликтность

15)

 

отношение

 

к

 

смерти

16)

 

взаимоотношения

 

между

 

отцом

 

и

 

сыном

 (

дочерью

), 

17)

 

ожидания

 

в

 

отношении

 

какой

-

то

 

сложной

 

ситуации

18)

 

страхи

 

и

 

опасения

 (

к

 

опасности

 

извне

), 

 

19)

 

белая

 

карточка

 — 

актуальные

 

переживания

 

и

 

проблемы

20)

 

чувство

 

одиночества

страхи

Примеры

 

стимульных

 

предложений

 (

мужской

 

вариант

):

 

1. 

Мысль

 

об

 

обещанном

 

терзала

 

его

.

 

3. 

Окаменевший

пошел

 

он

 

навстречу

 

семье

.

 

6. 

С

 

ней

 

он

 

потерял

 

всякую

 

опору

 

10. 

С

 

замиранием

 

сердца

 

думал

 

он

 

о

 

поездке

13. 

Тревожный

 

трепет

 

пробежал

 

по

 

его

 

телу

 

15. 

Он

 

поднялся

 

на

 

холм

 

к

 

вырытым

 

могилам

18. 

Он

 

вздрогнул

заметив

 

шевелящиеся

 

в

 

развалинах

 

тени

20. 

Потянулись

 

заборы

заколоченные

 

окна

фонари

углы

.

 

Техника

 

проведения

 

исследования

 

сходна

 

с

 

таковой

 

при

 

клас

-

сической

 

методике

 

ТАТ

Особо

 

надо

 

вновь

 

подчеркнуть

что

 

все

-

гда

 

необходимо

 

индивидуальное

 

проведение

 

исследования

 

с

 

запи

-

сыванием

 

рассказов

 

испытуемого

 

исследователем

случаи

когда

 

испытуемые

 

записывают

 

свои

 

рассказы

 

сами

возможны

 

лишь

 

как

 

крайнее

 

исключение

.

 

208

 


background image

Если

 

испытуемый

 

говорит

 

слишком

 

быстро

так

что

 

за

 

ним

 

очень

 

трудно

 

записывать

то

 

следует

 (

ни

 

в

 

коем

 

случае

 

не

 

преры

-

вая

 

его

начать

 

повторять

 

вслух

 

то

что

 

он

 

произносит

Как

 

прави

-

ло

в

 

подобных

 

случаях

 

темп

 

речи

 

испытуемого

 

замедляется

.

 

Когда

 

испытуемый

 

по

 

одному

 

предложению

 

составляет

 

не

-

сколько

 

рассказов

то

 

все

 

они

 

записываются

затем

 

просят

 

вы

-

брать

 

тот

 

из

 

них

который

 

он

 

считает

 

самым

 

значимым

.

 

Опрос

 

испытуемого

 

в

 

связи

 

с

 

проведением

 

ВПТ

 

осуще

-

ствляется

 

двукратно

Во

-

первых

перед

 

началом

 

проведения

 

мето

-

дики

 

собирают

 

об

 

испытуемом

 

подробные

 

сведения

Затем

уже

 

имея

 

их

проводят

 

ВПТ

После

 

проведения

 

методики

 

уточняют

 

некоторые

 

обнаруживающиеся

 

в

 

ходе

 

ее

 

проведения

 

интересую

-

щие

 

исследующего

 

моменты

Такой

 

порядок

 

дает

 

возможность

 

оптимально

 

подойти

 

к

 

оценке

 

личностных

 

особенностей

 

испы

-

туемого

 

и

как

 

правило

очень

 

положительно

 

воспринимается

 

им

так

 

как

 

показывает

по

 

его

 

мнению

более

 

полное

 

соучастие

 

врача

 

или

 

психолога

 

в

 

решении

 

проблем

 

пациента

.

 

Интерпретация

 

результатов

 

исследования

 

проводится

 

в

 

рам

-

ках

традиционных

 

для

 

методик

 

ряда

 

ТАТ

При

 

этом

 

выделяются

 

следующие

 

опорные

 

пункты

:

 

1)

 

«

момент

» («

настоящее

») — 

о

 

его

 

наличии

 

говорят

 

в

 

том

 

случае

когда

 

в

 

сюжете

 

рассказа

 

отражена

 

сама

 

ситуация

 

предложе

-

ния

2)

 

«

прошлое

» — 

исток

 

ситуации

отображенной

 

в

 

сюжете

 

расска

-

за

 

в

 

его

 

связи

 

с

 

настоящим

3)

 

«

будущее

» — 

исход

 

ситуации

отображенной

 

в

 

сюжете

 

в

 

его

 

свя

-

зи

 

с

 

настоящим

4)

 

«

мысли

» — 

отражают

 

размышления

планы

 

героя

 

рассказа

5)

 

«

чувства

» — 

отражают

 

переживания

эмоции

 

героя

 

рассказа

6)

 

«

идентификация

» 

и

 «

солидаризация

» — 

две

 

очень

 

тесно

 

взаимо

-

действующих

 

и

 

взаимосвязанных

 

друг

 

с

 

другом

 

категории

Понятие

 «

солидаризации

» 

несколько

 

шире

 

и

 

позволяет

 

судить

 

о

 

том

кто

 

из

 

героев

 

рассказа

 

ближе

 

всего

 

испытуемому

кому

 

он

 

отдает

 

предпочтение

на

 

кого

 

он

 

хотел

 

бы

 

быть

 

похожим

209

 


background image

7)

 

«

сферы

» — 

интимная

сексуальная

семейная

профес

-

сиональная

морально

-

этическая

общественно

-

политическая

личная

религиозно

-

мистическая

8)

 

«

позиция

» — 

может

 

быть

 

активной

пассивной

неоп

-

ределенной

 

и

 

амбивалентной

9)

 

«

конфликт

» — 

может

 

быть

 

внешним

внутренним

 

и

 

так

 

назы

-

ваемого

 

общего

 

типа

 (

экзистенциальный

); 

 

10)

 

«

система

 

ценностей

» — 

уверенность

 

в

 

себе

смелость

дерза

-

ния

успехи

 

по

 

службе

спокойствие

мужество

самолюбие

правильное

 

воспитание

 

детей

радость

 

материнства

готов

-

ность

 

к

 

помощи

доброта

человеческое

 

участие

собственная

 

значимость

одаренность

рациональность

общественный

 

пре

-

стиж

тактичность

тонкость

порядочность

духовная

 

близость

 

в

 

браке

любовь

альтруизм

чуткость

внимание

 

к

 

людям

 

и

 

т

д

.; 

11)

 

«

общий

 

фон

 

настроения

» — 

должен

 

обязательно

 

определяться

 

на

 

момент

 

проведения

 

исследования

12)

 

«

комментарии

» — 

подразделяются

 

на

 

оценочные

справочные

 

и

 

мемориальные

13)

 

«

пубертатные

 

темы

» — 

характеризуются

 

упоминанием

 

о

 

даль

-

них

 

путешествиях

описанием

 

или

 

упоминанием

 

об

 

экзотиче

-

ских

 

местах

экзотических

 

профессиях

именах

 

и

 

т

п

., 

отрица

-

тельными

 

характеристиками

 

старших

 

по

 

возрасту

 

и

 

положе

-

нию

 («

злой

», «

косный

» 

и

 

т

п

.) 

и

 

свидетельствуют

 

об

 

эмоцио

-

нальной

 

незрелости

 

личности

ее

 

инфантильности

истероид

-

ности

14)

 

«

особые

 

темы

» — 

проявление

 

глубоких

 

личностных

 

дисгар

-

моний

К

 

разряду

 

особых

 

относятся

 

следующие

 

темы

смерть

суицид

симптоматика

 

соматических

 

хронических

неизлечи

-

мых

 

заболеваний

симптоматика

 

психических

 

расстройств

15)

 

«

перенос

 

в

 

условность

» — 

нозологически

 

неспецифическое

 

патопсихологическое

 

выражение

 

иррациональности

 

в

 

мышле

-

нии

16)

 

«

переуточнения

» — 

все

 

имена

 

собственные

дни

 

недели

циф

-

ры

национальность

 

и

 

т

п

.; 

17)

 

«

символизация

» — 

бывает

 

личностной

  (

непатологической

и

 

патологической

18)

 

«

нарушения

 

логики

» — 

представляют

 

собой

 

сборную

 

группу

 

различных

 

родственных

 

феноменов

 

и

 

разделяются

 

на

 

явные

 

нарушения

 

логики

скрытые

 

нарушения

 

логики

нарушения

 

ло

-

гики

нуждающиеся

 

в

 

проверке

уход

 

от

 

сюжета

невосприятие

 

эмоционального

 

подтекста

 

сти

-