Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7471

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рассказы

 

обследуемого

 

записываются

 

дословно

с

 

фиксацией

 

пауз

интонаций

 

и

 

других

 

выразительных

 

движений

Обычно

 

при

-

бегают

 

к

 

стенограмме

 

или

 

скрытому

 

магнитофону

иногда

 

обсле

-

дуемый

 

сам

 

записывает

 

свой

 

рассказ

.

 

Прежде

 

чем

 

приступать

 

к

 

интерпретации

 

совокупности

 

рас

-

сказов

экспериментатор

 

должен

 

располагать

 

всеми

 

возможными

 

сведениями

 

об

 

обследуемом

  (

семейное

 

положение

профессия

возраст

 

и

 

т

д

.). 

В

 

случае

если

 

обследуемый

 

психически

 

больной

необходимо

 

тщательное

 

изучение

 

анамнеза

истории

 

болезни

Как

 

указывает

 

Н

. A. Murrey, 

оптимальным

 

размером

 

рассказа

 

является

 

наличие

 

в

 

нем

 

около

 300 

слов

Если

 

рассказ

 

включает

 

в

 

себя

 

ме

-

нее

 300 

слов

то

 

полученная

 

из

 

него

 

диагностическая

 

информация

 

может

 

быть

 

существенно

 

ограниченной

Истории

 

менее

 140 

слов

 

свидетельствуют

 

об

 

определенном

 

негативизме

 

и

 

нежелании

 

со

-

трудничать

недостаточной

 

мотивации

 

к

 

исследованию

.

 

Авторами

 

методики

 

разработаны

 

стандартные

 

показатели

 

(Av) 

общей

 

суммы

 

категорий

 

интерпретации

которые

 

являются

 

ценными

 

для

 

сравнения

 

получаемых

 

индивидуальных

 

результа

-

тов

но

 

они

 

мало

 

известны

 

в

 

нашей

 

психодиагностической

 

прак

-

тике

к

 

тому

 

же

 

их

 

использование

 

в

 

отечественной

 

психодиагно

-

стике

 

не

 

представляется

 

возможным

 

из

-

за

 

выраженных

 

социо

-

культуральных

 

различий

 

США

 

и

 

России

а

 

собственные

 

стан

-

дартные

 

показатели

 

у

 

нас

 

отсутствуют

.

 

По

 

мнению

 

одного

 

из

 

авторов

 

этого

 

метода

известного

 

аме

-

риканского

 

психолога

 

Н

. A. Murrey, 

диагностическая

 

ценность

 

ТАТ

 

основывается

 

на

 

признании

 

существования

 

в

 

человеческой

 

психике

 

двух

 

ярко

 

проявляющихся

 

тенденций

Первая

 

из

 

них

 

вы

-

ражается

 

в

 

стремлении

 

каждую

 

многозначную

 

ситуацию

с

 

кото

-

рой

 

сталкивается

 

человек

истолковывать

 

в

 

соответствии

 

со

 

сво

-

им

 

прошлым

 

опытом

 

и

 

личными

 

потребностями

Вторая

 

тенден

-

ция

 

состоит

 

в

 

том

что

 

во

 

всяком

 

литературном

 

творчестве

 

автор

 

опирается

 

на

 

собственные

 

переживания

 

и

 

сознательно

 

или

 

бес

-

сознательно

 

изображает

 

собственные

 

потребности

чувства

 

в

 

личностях

 

и

 

характерах

 

выдуманных

 

героев

.

 

Таким

 

образом

согласно

 

гипотезе

 

Н

. A. Murrey, 

обследуемый

 

будет

 

говорить

 

в

 

созданных

 

рассказах

 

о

 

себе

 

или

 

наделять

 

выду

-

манных

 

лиц

 

своими

 

знаниями

приписывать

 

им

 

свои

 

чувства

 

и

 

переживания

.

 

201

 


background image

Для

 

объяснения

 

деятельности

поведения

 

личности

 

Н

. A. Mur-

rey 

использует

 

понятие

 

потребности

 (

один

 

из

 

основных

 

терминов

 

в

 

предложенной

 

им

 

теории

 

личности

), 

которая

 

представляет

 

собой

 

«

внутреннюю

 

силу

 

организма

», 

часто

 

выступающую

 

как

 

опреде

-

ленного

 

рода

 

ответ

 

на

 «

давление

», 

оказываемое

 

средой

Соедине

-

ние

 

давления

 

с

 

вызванной

 

им

 

потребностью

 

называется

 

темой

следовательно

тема

 

является

 

динамической

 

структурой

 

взаимо

-

действия

 

среды

 

и

 

личности

или

 «

краткого

 

единства

», 

в

 

отличие

 

от

 

«

продолжительного

» 

единства

которое

 

составляет

 

целую

 

жизнь

 

человека

Ряды

 

соединяющихся

 

между

 

собой

 

тем

 

составляют

 

сложные

 

темы

.

 

Гипотетический

 

процесс

названный

 

Н

. A. Murrey 

по

-

требностью

 

и

 

появляющийся

 

после

 

стимула

толчка

предшествует

 

двигательной

 

реакции

Сами

 

двигательные

 

реакции

 

обособленно

 

от

 

ситуации

которой

 

были

 

вызваны

и

 

цели

на

 

которую

 

направ

-

лены

названы

 

им

 

актами

которые

 

подразделяются

 

на

 

двигатель

-

ные

 (

проявления

 

мышечной

 

мускульной

 

активности

и

 

включаю

-

щие

 

проявления

 

вербальной

 

активности

.

 

Рассматривая

 

возникновение

 

потребностей

Н

. A. Murrey 

пре

-

дупреждает

что

 

этот

 

процесс

 

недостаточно

 

изучен

и

 

считает

что

 

в

 

определенной

 

мере

 

их

 

развитие

 

можно

 

было

 

бы

 

отнести

 

к

 

про

-

цессу

 

образования

 

условных

 

рефлексов

Рефлекторная

 

теория

 

И

П

Павлова

 

также

 

оказала

 

значительное

 

влияние

 

на

 

выделение

 

автором

 

первичных

или

 

висцерогенных

и

 

вторичных

или

 

психо

-

генных

потребностей

Первые

 

имеют

 

наследственно

 

закреплен

-

ный

 

механизм

вторые

 

его

 

не

 

имеют

Другие

 

источники

 

возник

-

новения

 

потребностей

 

Н

. A. Murrey 

ищет

 

в

 

таких

 

явлениях

как

 

со

-

ревнование

подражание

 

и

 

т

п

.

 

От

 S. Freud 

перенимается

 

Н

. A. Murrey 

с

 

некоторыми

 

измене

-

ниями

 

деление

 

личности

 

на

 «

Я

», «

Оно

», «

Сверх

-

Я

». 

При

 

этом

 

по

-

лагается

что

 

источник

 

почти

 

каждого

 

явления

 — 

бессознательное

Связь

 

теории

 

Н

. A. Murrey 

с

 

психоанализом

 

реализуется

 

также

 

в

 

том

 

большом

 

значении

которое

 

автор

 

приписывает

 

переживани

-

ям

 

человека

 

в

 

раннем

 

детстве

Однако

вопреки

 

большинству

 

пси

-

хоаналитиков

Н

. A. Murrey 

не

 

считает

 

импульсы

исходящие

 

из

 

бессознательного

ни

 

антисоциальными

ни

 

асоциальными

.

 

Теоретическое

 

построение

 

Н

. A. Murrey 

направлено

 

прежде

 

всего

 

на

 

детальное

 

раскрытие

 

мотивационного

 

аспекта

 

личности

В

 

связи

 

с

 

этим

 

автор

 

выделяет

 (

предупреждая

что

 

не

 

считает

 

202

 


background image

классификацию

 

совершенной

 

и

 

законченной

) 44 

переменных

со

-

ответствующих

 

гипотетическим

 

доминирующим

 

процессам

 

в

 

психике

В

 

их

 

число

 

входят

 20 

явных

 

потребностей

, 8 

скрытых

 

потребностей

, 4 

потребности

 

отнесены

 

к

 

внутренним

 

состояниям

 

и

наконец

, 12 

общих

 

черт

которые

 

могут

 

характеризовать

 

от

-

дельные

 

личности

На

 

выделение

 

этих

 

переменных

 

и

 

их

 

после

-

дующую

 

интерпретацию

 («

агрессия

», «

эксгибиционизм

» 

и

 

т

п

.) 

самое

 

значительное

 

влияние

несомненно

оказали

 

психоаналити

-

ческие

 

концепции

Для

 

характеристики

 

отдельных

 

потребностей

 

автор

 

дает

 

в

 

своей

 

работе

 

описание

 

лиц

которым

 

эти

 

потребности

 

присущи

 

в

 

высокой

 

степени

.

 

Анализ

 

полученных

 

с

 

применением

 

ТАТ

 

данных

 

строится

 

следующим

 

образом

первым

 

этапом

 

является

 

выделение

 «

героя

», 

с

 

которым

 

испытуемый

 

идентифицирует

 

себя

  (

если

 

это

 

вообще

 

имеет

 

место

). 

Для

 

решения

 

этого

 

вопроса

 

автор

 

метода

 

предлага

-

ет

 

ряд

 

критериев

  (

половой

 

признак

статус

роль

 

и

 

др

.). 

Первей

-

шая

 

задача

 

исследователя

 — 

детальное

 

рассмотрение

 

того

что

 

чувствует

думает

 

или

 

делает

 «

герой

», 

установление

 

того

что

 

яв

-

ляется

 

в

 

некотором

 

роде

 

уникальным

Каждое

 

проявление

 

пере

-

менной

 

оценивается

 

по

 5-

балльной

 

шкале

.

 

Дальнейший

 

этап

 — 

изучение

 «

давлений

» 

среды

сила

 

каждо

-

го

 

из

 

них

 

также

 

подвергается

 

количественной

 

оценке

Далее

 

идет

 

сравнительная

 

оценка

 

сил

исходящих

 

от

 «

героя

», 

и

 

сил

исходя

-

щих

 

от

 

среды

В

 

руководстве

 

к

 

ТАТ

 (

Н

. A. Murrey, 1943) 

интере

-

сы

 

и

 

чувства

 

рассматриваются

 

отдельно

Особое

 

значение

 

имеют

 

позитивная

 

и

 

негативная

 

оценки

 

действующих

 

в

 

рассказе

 

лиц

.

 

Автор

 

выделяет

 

и

 

формальный

 

анализ

куда

 

включается

 

рас

-

смотрение

 

структуры

стиля

 

рассказов

Этот

 

аспект

 

анализа

по

 

А

Н

. Murrey, 

весьма

 

полезен

 

для

 

вскрытия

 

патологических

 

тенден

-

ций

 

и

 

состояний

  (

мании

депрессии

). 

Н

. A. Murrey 

подчеркивает

что

 

для

 

правильного

 

анализа

 

содержания

 

рассказов

 

необходимы

 

известные

 

сведения

 

об

 

обследуемом

некоторое

 

знание

 

его

 

про

-

шлого

 

и

 

настоящего

.

 

Автор

 

считает

что

 

заключения

полученные

 

на

 

основе

 

анализа

 

рассказов

 

ТАТ

должны

 

рассматриваться

 

как

 

рабочие

 

гипотезы

которые

 

необходимо

 

проверять

 

другими

 

методами

а

 

не

 

как

 

дока

-

занные

 

факты

Учитывается

 

и

 

недостаточно

 

высокая

 

надежность

 

этого

 

метода

 

исследования

 

личности

ибо

 

рассказы

 

ТАТ

 

отража

-

ют

 

как

 

мимолетные

 

203

 


background image

настроения

 

обследуемого

 

в

 

данный

 

момент

так

 

и

 

настоящую

 

жизненную

 

ситуацию

Умелое

 

использование

 

биографических

 

и

 

других

 

данных

имеющихся

 

у

 

психолога

позволяет

 

предполагать

 

возможность

 

тех

 

или

 

иных

 

личностных

 

тенденций

.

 

Существует

 

множество

 

вариантов

модификаций

 

методики

 (

их

 

насчитывается

 

сегодня

 

более

 50), 

а

 

также

 

ряд

 

отличных

 

от

 

мюр

-

реевских

 

интерпретационных

 

схем

 (

Беллака

 — 

автора

 CAT, 

Рапа

-

порта

Томкинса

 

и

 

других

 

известных

 

американских

 

психологов

).

 

D. Rapaport (1945), 

ставя

 

под

 

сомнение

 

выдвинутый

 

Н

. A. Mur-

rey 

принцип

 

анализа

 

рассказов

 

обследуемых

 

при

 

исследовании

 

методикой

 

ТАТ

 

как

 

проявления

 

фантазирования

предлагает

 

рас

-

сматривать

 

их

 

как

 

продукт

 

познавательной

 

деятельности

 

при

 

не

-

определенности

 

стимульного

 

материала

Для

 

интерпретации

 

ре

-

зультатов

 

им

 

предлагается

 

анализ

 

формальных

 

характеристик

 

по

-

строения

 

рассказа

в

 

первую

 

очередь

 

любых

 

отклонений

 

от

 

его

 

стандартного

 

построения

. D. Rapaport (

цит

по

 

Е

Т

Соколовой

1980) 

различает

 

такие

 

категории

 

формальных

 

характеристик

как

 

чувства

переживания

возникающие

 

у

 

обследуемого

 

в

 

ситуации

 

эксперимента

оценка

 

персонажей

 

рассказа

выделение

 

стремле

-

ний

 

и

 

установок

понимаемых

 

как

 

основные

 

показатели

 

мотивов

 

личности

барьеры

возникающие

 

в

 

связи

 

с

 

реальными

 

действия

-

ми

 

других

 

лиц

 

или

 

социальных

 

норм

препятствующих

 

осуществ

-

лению

 

стремлений

 

обследуемого

.

 

Б

В

Зейгарник

В

В

Николаева

Л

Б

Филонов

 (1972) 

приво

-

дят

 

следующие

 

основные

 

категории

 

анализа

 

рассказов

 

обследуе

-

мых

.

 

«

Уход

» — 

уклонение

 

обследуемого

 

от

 

выполнения

 

задания

Да

-

ется

 

либо

 

описание

иногда

 

даже

 

излишне

 

детализированное

либо

 

сюжет

 

строится

 

формально

при

 

этом

 

отсутствует

 

конкретное

 

со

-

держание

либо

 

обследуемый

 

подменяет

 

необходимость

 

собствен

-

ного

 

построения

 

сюжета

 

изложением

 

готового

 

материала

взятого

 

из

 

литературных

 

произведений

кинофильмов

 

и

 

т

п

., 

либо

 

обсле

-

дуемый

 

дает

 

разветвленный

 

вариант

 

сюжета

легко

 

переходя

 

от

 

одной

 

сюжетной

 

линии

 

к

 

другой

рассматривая

 

их

 

как

 

рав

-

ноценные

равновозможные

. «

Уход

» 

на

 

все

 

картины

 

рас

-

сматривается

 

как

 

проявление

 

боязни

 

испытания

 

или

 

затруднений

 

в

 

общении

Он

 

может

 

быть

 

и

 

следствием

 

интеллектуальной

 

недос

-

таточности

. «

Уход

» 

в

 

случаях

 

описания

 

204

 


background image

отдельных

 

картин

 

обозначает

 

либо

 

неприятие

 

изображенной

 

си

-

туации

 

вследствие

 

полного

 

незнания

 

особенностей

 

жизненных

 

коллизий

 

такого

 

рода

  (

чуждая

 

среда

), 

либо

 

особую

 

значимость

 

ситуации

 

для

 

обследуемого

.

 

Позиция

 

персонажей

 

может

 

быть

 

действенной

страдательной

созерцательной

 

или

 

агрессивной

Все

 

эти

 

виды

 

отражают

 

соответ

-

ствующие

 

тенденции

 

личности

 

и

 

имеют

 

свои

 

качественные

 

харак

-

теристики

Например

для

 

действенной

 

позиции

 

характерны

 

пре

-

валирование

 

глаголов

 

в

 

настоящем

 

времени

отражающих

 

стрем

-

ление

 

к

 

изменению

 

существующего

 

положения

 

путем

 

оперирова

-

ния

 

собственными

 

возможностями

подчеркивание

 

хорошего

 

про

-

гноза

.

 

Категория

 

солидаризации

 

рассматривается

 

как

 

проявление

 

по

-

нимания

 

одного

 

из

 

персонажей

разделения

 

его

 

взглядов

сочувст

-

вия

 

ему

По

 

особенностям

 

солидаризации

 

судят

 

о

 

присущей

 

боль

-

ному

 

системе

 

межперсональных

 

отношений

.

 

Отступление

 

от

 

сюжетной

 

линии

 

характеризуется

 

внезапным

 

переходом

 

от

 

одного

 

направления

 

рассказа

 

к

 

другому

Различают

-

ся

 

отступления

 

справочные

свидетельствующие

 

о

 

резонерских

 

тенденциях

и

 

мемориальные

являющиеся

 

показателями

 

эгоцен

-

тричности

Частые

 

отступления

 

характеризуются

 

авторами

 

как

 

проявление

 «

скачки

 

идей

».

 

Ошибки

 

восприятия

 (

но

 

не

 

конфабуляции

) — 

проявление

 

на

-

рушений

 

баланса

 

между

 

внешними

 

и

 

внутренними

 

факторами

 

восприятия

с

 

доминированием

 

последних

Количество

 

деталей

 

свидетельствует

 

о

 

поведении

 

обследуемого

 

в

 

ситуации

 

экспери

-

мента

Например

малое

 

количество

 

деталей

 — 

проявление

 

само

-

стоятельности

 

обследуемого

его

 

независимости

 

и

 

некоторого

 

иг

-

норирования

 

окружающего

.

 

Общее

 

время

 

рассказа

 

характеризует

 

сферу

 

сознания

 

обсле

-

дуемого

присущее

 

ей

 

богатство

 

представлений

легкость

 

возник

-

новения

 

ассоциаций

Длинный

 

рассказ

 

по

 

одной

 

из

 

картин

 

свиде

-

тельствует

 

о

 

заинтересованности

длительные

 

паузы

 — 

об

 

аффек

-

тивных

 

реакциях

.

 

Такая

 

схема

 

категорий

 

для

 

интерпретации

 

рассказов

 

по

 

карти

-

нам

 

ТАТ

 

представляется

 

нам

 

предпочтительной

 

для

 

использова

-

ния

 

в

 

патопсихологии

.

 

Е

Т

Соколова

 (1980), 

анализируя

 

возможности

 

практического

 

использования

 

метода

считает

что

 

наибольшее

 

205