Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7471
Скачиваний: 69
Рассказы
обследуемого
записываются
дословно
,
с
фиксацией
пауз
,
интонаций
и
других
выразительных
движений
.
Обычно
при
-
бегают
к
стенограмме
или
скрытому
магнитофону
,
иногда
обсле
-
дуемый
сам
записывает
свой
рассказ
.
Прежде
чем
приступать
к
интерпретации
совокупности
рас
-
сказов
,
экспериментатор
должен
располагать
всеми
возможными
сведениями
об
обследуемом
(
семейное
положение
,
профессия
,
возраст
и
т
.
д
.).
В
случае
,
если
обследуемый
психически
больной
,
необходимо
тщательное
изучение
анамнеза
,
истории
болезни
.
Как
указывает
Н
. A. Murrey,
оптимальным
размером
рассказа
является
наличие
в
нем
около
300
слов
.
Если
рассказ
включает
в
себя
ме
-
нее
300
слов
,
то
полученная
из
него
диагностическая
информация
может
быть
существенно
ограниченной
.
Истории
менее
140
слов
свидетельствуют
об
определенном
негативизме
и
нежелании
со
-
трудничать
,
недостаточной
мотивации
к
исследованию
.
Авторами
методики
разработаны
стандартные
показатели
(Av)
общей
суммы
категорий
интерпретации
,
которые
являются
ценными
для
сравнения
получаемых
индивидуальных
результа
-
тов
,
но
они
мало
известны
в
нашей
психодиагностической
прак
-
тике
;
к
тому
же
их
использование
в
отечественной
психодиагно
-
стике
не
представляется
возможным
из
-
за
выраженных
социо
-
культуральных
различий
США
и
России
,
а
собственные
стан
-
дартные
показатели
у
нас
отсутствуют
.
По
мнению
одного
из
авторов
этого
метода
,
известного
аме
-
риканского
психолога
Н
. A. Murrey,
диагностическая
ценность
ТАТ
основывается
на
признании
существования
в
человеческой
психике
двух
ярко
проявляющихся
тенденций
.
Первая
из
них
вы
-
ражается
в
стремлении
каждую
многозначную
ситуацию
,
с
кото
-
рой
сталкивается
человек
,
истолковывать
в
соответствии
со
сво
-
им
прошлым
опытом
и
личными
потребностями
.
Вторая
тенден
-
ция
состоит
в
том
,
что
во
всяком
литературном
творчестве
автор
опирается
на
собственные
переживания
и
сознательно
или
бес
-
сознательно
изображает
собственные
потребности
,
чувства
в
личностях
и
характерах
выдуманных
героев
.
Таким
образом
,
согласно
гипотезе
Н
. A. Murrey,
обследуемый
будет
говорить
в
созданных
рассказах
о
себе
или
наделять
выду
-
манных
лиц
своими
знаниями
,
приписывать
им
свои
чувства
и
переживания
.
201
Для
объяснения
деятельности
,
поведения
личности
Н
. A. Mur-
rey
использует
понятие
потребности
(
один
из
основных
терминов
в
предложенной
им
теории
личности
),
которая
представляет
собой
«
внутреннюю
силу
организма
»,
часто
выступающую
как
опреде
-
ленного
рода
ответ
на
«
давление
»,
оказываемое
средой
.
Соедине
-
ние
давления
с
вызванной
им
потребностью
называется
темой
,
следовательно
,
тема
является
динамической
структурой
взаимо
-
действия
среды
и
личности
,
или
«
краткого
единства
»,
в
отличие
от
«
продолжительного
»
единства
,
которое
составляет
целую
жизнь
человека
.
Ряды
соединяющихся
между
собой
тем
составляют
сложные
темы
.
Гипотетический
процесс
,
названный
Н
. A. Murrey
по
-
требностью
и
появляющийся
после
стимула
,
толчка
,
предшествует
двигательной
реакции
.
Сами
двигательные
реакции
обособленно
от
ситуации
,
которой
были
вызваны
,
и
цели
,
на
которую
направ
-
лены
,
названы
им
актами
,
которые
подразделяются
на
двигатель
-
ные
(
проявления
мышечной
мускульной
активности
)
и
включаю
-
щие
проявления
вербальной
активности
.
Рассматривая
возникновение
потребностей
,
Н
. A. Murrey
пре
-
дупреждает
,
что
этот
процесс
недостаточно
изучен
,
и
считает
,
что
в
определенной
мере
их
развитие
можно
было
бы
отнести
к
про
-
цессу
образования
условных
рефлексов
.
Рефлекторная
теория
И
.
П
.
Павлова
также
оказала
значительное
влияние
на
выделение
автором
первичных
,
или
висцерогенных
,
и
вторичных
,
или
психо
-
генных
,
потребностей
.
Первые
имеют
наследственно
закреплен
-
ный
механизм
,
вторые
его
не
имеют
.
Другие
источники
возник
-
новения
потребностей
Н
. A. Murrey
ищет
в
таких
явлениях
,
как
со
-
ревнование
,
подражание
и
т
.
п
.
От
S. Freud
перенимается
Н
. A. Murrey
с
некоторыми
измене
-
ниями
деление
личности
на
«
Я
», «
Оно
», «
Сверх
-
Я
».
При
этом
по
-
лагается
,
что
источник
почти
каждого
явления
—
бессознательное
.
Связь
теории
Н
. A. Murrey
с
психоанализом
реализуется
также
в
том
большом
значении
,
которое
автор
приписывает
переживани
-
ям
человека
в
раннем
детстве
.
Однако
,
вопреки
большинству
пси
-
хоаналитиков
,
Н
. A. Murrey
не
считает
импульсы
,
исходящие
из
бессознательного
,
ни
антисоциальными
,
ни
асоциальными
.
Теоретическое
построение
Н
. A. Murrey
направлено
прежде
всего
на
детальное
раскрытие
мотивационного
аспекта
личности
.
В
связи
с
этим
автор
выделяет
(
предупреждая
,
что
не
считает
202
классификацию
совершенной
и
законченной
) 44
переменных
,
со
-
ответствующих
гипотетическим
доминирующим
процессам
в
психике
.
В
их
число
входят
20
явных
потребностей
, 8
скрытых
потребностей
, 4
потребности
отнесены
к
внутренним
состояниям
и
,
наконец
, 12
общих
черт
,
которые
могут
характеризовать
от
-
дельные
личности
.
На
выделение
этих
переменных
и
их
после
-
дующую
интерпретацию
(«
агрессия
», «
эксгибиционизм
»
и
т
.
п
.)
самое
значительное
влияние
,
несомненно
,
оказали
психоаналити
-
ческие
концепции
.
Для
характеристики
отдельных
потребностей
автор
дает
в
своей
работе
описание
лиц
,
которым
эти
потребности
присущи
в
высокой
степени
.
Анализ
полученных
с
применением
ТАТ
данных
строится
следующим
образом
:
первым
этапом
является
выделение
«
героя
»,
с
которым
испытуемый
идентифицирует
себя
(
если
это
вообще
имеет
место
).
Для
решения
этого
вопроса
автор
метода
предлага
-
ет
ряд
критериев
(
половой
признак
,
статус
,
роль
и
др
.).
Первей
-
шая
задача
исследователя
—
детальное
рассмотрение
того
,
что
чувствует
,
думает
или
делает
«
герой
»,
установление
того
,
что
яв
-
ляется
в
некотором
роде
уникальным
.
Каждое
проявление
пере
-
менной
оценивается
по
5-
балльной
шкале
.
Дальнейший
этап
—
изучение
«
давлений
»
среды
,
сила
каждо
-
го
из
них
также
подвергается
количественной
оценке
.
Далее
идет
сравнительная
оценка
сил
,
исходящих
от
«
героя
»,
и
сил
,
исходя
-
щих
от
среды
.
В
руководстве
к
ТАТ
(
Н
. A. Murrey, 1943)
интере
-
сы
и
чувства
рассматриваются
отдельно
.
Особое
значение
имеют
позитивная
и
негативная
оценки
действующих
в
рассказе
лиц
.
Автор
выделяет
и
формальный
анализ
,
куда
включается
рас
-
смотрение
структуры
,
стиля
рассказов
.
Этот
аспект
анализа
,
по
А
.
Н
. Murrey,
весьма
полезен
для
вскрытия
патологических
тенден
-
ций
и
состояний
(
мании
,
депрессии
).
Н
. A. Murrey
подчеркивает
,
что
для
правильного
анализа
содержания
рассказов
необходимы
известные
сведения
об
обследуемом
,
некоторое
знание
его
про
-
шлого
и
настоящего
.
Автор
считает
,
что
заключения
,
полученные
на
основе
анализа
рассказов
ТАТ
,
должны
рассматриваться
как
рабочие
гипотезы
,
которые
необходимо
проверять
другими
методами
,
а
не
как
дока
-
занные
факты
.
Учитывается
и
недостаточно
высокая
надежность
этого
метода
исследования
личности
,
ибо
рассказы
ТАТ
отража
-
ют
как
мимолетные
203
настроения
обследуемого
в
данный
момент
,
так
и
настоящую
жизненную
ситуацию
.
Умелое
использование
биографических
и
других
данных
,
имеющихся
у
психолога
,
позволяет
предполагать
возможность
тех
или
иных
личностных
тенденций
.
Существует
множество
вариантов
,
модификаций
методики
(
их
насчитывается
сегодня
более
50),
а
также
ряд
отличных
от
мюр
-
реевских
интерпретационных
схем
(
Беллака
—
автора
CAT,
Рапа
-
порта
,
Томкинса
и
других
известных
американских
психологов
).
D. Rapaport (1945),
ставя
под
сомнение
выдвинутый
Н
. A. Mur-
rey
принцип
анализа
рассказов
обследуемых
при
исследовании
методикой
ТАТ
как
проявления
фантазирования
,
предлагает
рас
-
сматривать
их
как
продукт
познавательной
деятельности
при
не
-
определенности
стимульного
материала
.
Для
интерпретации
ре
-
зультатов
им
предлагается
анализ
формальных
характеристик
по
-
строения
рассказа
,
в
первую
очередь
любых
отклонений
от
его
стандартного
построения
. D. Rapaport (
цит
.
по
Е
.
Т
.
Соколовой
,
1980)
различает
такие
категории
формальных
характеристик
,
как
чувства
,
переживания
,
возникающие
у
обследуемого
в
ситуации
эксперимента
;
оценка
персонажей
рассказа
;
выделение
стремле
-
ний
и
установок
,
понимаемых
как
основные
показатели
мотивов
личности
;
барьеры
,
возникающие
в
связи
с
реальными
действия
-
ми
других
лиц
или
социальных
норм
,
препятствующих
осуществ
-
лению
стремлений
обследуемого
.
Б
.
В
.
Зейгарник
,
В
.
В
.
Николаева
,
Л
.
Б
.
Филонов
(1972)
приво
-
дят
следующие
основные
категории
анализа
рассказов
обследуе
-
мых
.
«
Уход
» —
уклонение
обследуемого
от
выполнения
задания
.
Да
-
ется
либо
описание
,
иногда
даже
излишне
детализированное
,
либо
сюжет
строится
формально
,
при
этом
отсутствует
конкретное
со
-
держание
,
либо
обследуемый
подменяет
необходимость
собствен
-
ного
построения
сюжета
изложением
готового
материала
,
взятого
из
литературных
произведений
,
кинофильмов
и
т
.
п
.,
либо
обсле
-
дуемый
дает
разветвленный
вариант
сюжета
,
легко
переходя
от
одной
сюжетной
линии
к
другой
,
рассматривая
их
как
рав
-
ноценные
,
равновозможные
. «
Уход
»
на
все
картины
рас
-
сматривается
как
проявление
боязни
испытания
или
затруднений
в
общении
.
Он
может
быть
и
следствием
интеллектуальной
недос
-
таточности
. «
Уход
»
в
случаях
описания
204
отдельных
картин
обозначает
либо
неприятие
изображенной
си
-
туации
вследствие
полного
незнания
особенностей
жизненных
коллизий
такого
рода
(
чуждая
среда
),
либо
особую
значимость
ситуации
для
обследуемого
.
Позиция
персонажей
может
быть
действенной
,
страдательной
,
созерцательной
или
агрессивной
.
Все
эти
виды
отражают
соответ
-
ствующие
тенденции
личности
и
имеют
свои
качественные
харак
-
теристики
.
Например
,
для
действенной
позиции
характерны
пре
-
валирование
глаголов
в
настоящем
времени
,
отражающих
стрем
-
ление
к
изменению
существующего
положения
путем
оперирова
-
ния
собственными
возможностями
,
подчеркивание
хорошего
про
-
гноза
.
Категория
солидаризации
рассматривается
как
проявление
по
-
нимания
одного
из
персонажей
,
разделения
его
взглядов
,
сочувст
-
вия
ему
.
По
особенностям
солидаризации
судят
о
присущей
боль
-
ному
системе
межперсональных
отношений
.
Отступление
от
сюжетной
линии
характеризуется
внезапным
переходом
от
одного
направления
рассказа
к
другому
.
Различают
-
ся
отступления
справочные
,
свидетельствующие
о
резонерских
тенденциях
,
и
мемориальные
,
являющиеся
показателями
эгоцен
-
тричности
.
Частые
отступления
характеризуются
авторами
как
проявление
«
скачки
идей
».
Ошибки
восприятия
(
но
не
конфабуляции
) —
проявление
на
-
рушений
баланса
между
внешними
и
внутренними
факторами
восприятия
,
с
доминированием
последних
.
Количество
деталей
свидетельствует
о
поведении
обследуемого
в
ситуации
экспери
-
мента
.
Например
,
малое
количество
деталей
—
проявление
само
-
стоятельности
обследуемого
,
его
независимости
и
некоторого
иг
-
норирования
окружающего
.
Общее
время
рассказа
характеризует
сферу
сознания
обсле
-
дуемого
,
присущее
ей
богатство
представлений
,
легкость
возник
-
новения
ассоциаций
.
Длинный
рассказ
по
одной
из
картин
свиде
-
тельствует
о
заинтересованности
,
длительные
паузы
—
об
аффек
-
тивных
реакциях
.
Такая
схема
категорий
для
интерпретации
рассказов
по
карти
-
нам
ТАТ
представляется
нам
предпочтительной
для
использова
-
ния
в
патопсихологии
.
Е
.
Т
.
Соколова
(1980),
анализируя
возможности
практического
использования
метода
,
считает
,
что
наибольшее
205