Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7489
Скачиваний: 69
мульного
предложения
;
19)
«
патология
речи
»;
20)
«
реминисценции
»;
21)
«
штампы
»;
22)
«
оценки
представителям
полов
»;
23)
«
антисоциальным
проявления
в
рассказах
»;
24)
«
подробное
описание
внешних
и
внутренних
страданий
»;
25)
«
защита
» —
отражает
обеспечение
себе
испытуемым
наиболее
удобного
и
результативного
способа
действия
.
Помимо
подробно
изложенных
пунктов
контент
-
анализа
ре
-
зультатов
выполнения
испытуемыми
методики
может
быть
пред
-
принят
и
лексико
-
грамматический
анализ
их
рассказов
с
целью
выяснения
особенностей
речи
испытуемых
,
что
имеет
большое
диагностическое
значение
.
Однако
такой
психолингвистический
подход
в
настоящее
время
используется
преимущественно
только
в
сугубо
научных
целях
,
требуя
наличия
специальных
знаний
,
вы
-
ходящих
за
рамки
освещаемых
в
данном
руководстве
.
При
анализе
результатов
выполнения
испытуемыми
методики
подробно
,
по
каждому
из
приведенных
выше
пунктов
оценивается
каждый
из
рассказов
,
а
затем
составляется
сводная
комплексная
характеристика
обнаруженных
личностно
-
мотивационных
осо
-
бенностей
конкретного
испытуемого
.
Опыт
использования
методики
ВПТ
в
психиатрической
кли
-
нике
с
целью
диагностики
разнообразных
нервно
-
психических
нарушений
в
течение
пяти
лет
позволяет
сделать
следующие
вы
-
воды
:
1)
методика
успешно
функционирует
как
новая
проективная
ме
-
тодика
исследования
личности
;
2)
методика
имеет
особую
чувствительность
к
выявлению
эмо
-
циональных
нарушений
,
позволяет
диагностировать
их
харак
-
тер
и
степень
выраженности
,
что
дает
возможность
примене
-
ния
ВПТ
при
различных
расстройствах
эмоциональной
сферы
,
особенно
с
дифференциально
-
диагностическими
целями
.
211
Детской
апперцепции
тест
(CAT)
Предложен
Л
.
Беллаком
и
С
.
Беллак
в
1949
г
. (L. Bellak, S. Bel-
lak).
Является
родственной
ТАТ
методикой
исследования
личности
и
предназначен
для
обследования
детей
в
возрасте
от
3
до
10
лет
.
Впер
-
вые
идея
создания
методики
была
выдвинута
Э
.
Криссом
,
который
считал
,
что
дети
гораздо
легче
и
лучше
идентифицируют
себя
с
жи
-
вотными
,
чем
с
людьми
.
В
соответствии
с
этими
представлениями
В
.
Ламонт
создала
картинки
с
изображениями
различных
живот
-
ных
,
причем
часть
из
них
содержит
изображения
животных
в
антро
-
поморфическом
стиле
,
другая
часть
—
такими
,
как
они
есть
в
природе
.
Стимульный
материал
методики
представлен
10
черно
-
белыми
ри
-
сунками
.
Все
они
выполнены
в
манере
,
характерной
для
детских
книг
.
Содержание
рисунков
следующее
(
рис
. 20):
рисунок
1 —
цыплята
рассажены
вокруг
стола
,
на
котором
сто
-
ит
большая
миска
с
едой
.
Сбоку
—
неясно
очерченная
большая
курица
;
рисунок
2 —
один
медведь
тянет
канат
с
одной
стороны
,
а
дру
-
гой
медведь
и
маленький
медвежонок
—
с
другой
;
рисунок
3 —
лев
с
трубкой
и
тростью
сидит
в
кресле
,
в
правом
нижнем
углу
из
норки
высовывается
мышонок
;
рисунок
4 —
кенгуру
с
капором
на
голове
несет
корзину
с
бу
-
тылкой
молока
,
в
ее
сумке
—
малыш
-
кенгуренок
с
воздушным
шаром
.
На
велосипеде
едет
малыш
-
кенгуру
,
по
размерам
больше
того
,
который
сидит
в
сумке
;
рисунок
5 —
затемненная
комната
:
вдали
большая
кровать
,
пе
-
ред
ней
—
колыбелька
,
в
которой
находятся
два
медвежонка
;
рисунок
6 —
темная
пещера
с
двумя
неясно
очерченными
фигу
-
рами
,
на
дальнем
плане
—
медведь
,
на
переднем
плане
—
лежа
-
щий
медвежонок
;
рисунок
7 —-
тигр
с
выпущенными
когтями
и
клыками
прыга
-
ет
на
обезьяну
,
которая
в
это
время
тоже
прыгает
и
находится
в
воздухе
;
рисунок
8 —
две
взрослые
обезьяны
сидят
на
диване
и
пьют
чай
из
чашек
.
На
переднем
плане
одна
взрослая
обезьяна
сидит
и
разговаривает
с
маленькой
;
рисунок
9 —
через
открытую
дверь
освещенной
комнаты
видна
темная
комната
,
в
ней
—
детская
кроватка
,
в
которой
сидит
кро
-
лик
и
смотрит
в
открытую
дверь
;
рисунок
10 —
щенок
лежит
между
лапами
большой
собаки
,
обе
фигуры
изображены
с
минимальным
числом
внешне
выраженных
черт
.
Фигуры
находятся
в
ванной
комнате
.
212
По
мнению
авторов
методики
,
каждой
из
картин
соот
-
ветствует
определенная
тема
.
Это
:
1)
проблема
питания
,
удовлетворение
или
фрустрация
;
2)
проблема
борьбы
со
страхом
,
сопровождающимся
агрес
-
сией
;
3)
проблема
взаимоотношений
с
отцом
,
власти
,
агрессия
;
4)
проблема
взаимоотношений
с
матерью
,
детей
между
со
-
бой
,
темы
питания
,
кормления
;
5)
тема
догадок
,
наблюдений
,
смущения
,
взаимодействия
и
взаимоисследования
детьми
друг
друга
;
6)
проблема
ревности
,
отношений
между
родителями
;
7)
тема
страха
агрессии
и
способов
его
предупреждения
,
возможность
избежать
агрессии
;
8)
проблема
места
ребенка
в
системе
семейных
отношений
;
9)
тема
боязни
темноты
,
страха
остаться
одному
,
ухода
ро
-
дителей
,
любопытства
;
10)
тема
моральных
отношений
,
умения
следить
за
собой
.
214
Техника
проведения
методики
близка
к
технике
проведения
классического
ТАТ
.
Необходимо
перед
началом
исследования
установить
с
ребенком
хорошую
эмоциональную
связь
.
Однако
это
не
всегда
легко
,
особенно
,
если
ребенок
маленький
или
у
него
наблюдаются
различные
отклонения
в
развитии
.
Лучше
,
когда
удается
представить
исследование
в
виде
своего
рода
игры
.
В
ин
-
струкции
ребенку
предлагается
рассказать
,
что
происходит
на
картинке
,
что
делают
животные
в
данный
момент
,
что
предшест
-
вовало
данной
ситуации
и
что
случится
позже
.
Целесообразно
во
время
исследования
поощрять
ребенка
.
При
проведении
исследо
-
вания
все
картинки
,
не
участвующие
непосредственно
в
работе
,
должны
быть
вне
поля
зрения
ребенка
.
Необходимо
предъявлять
картинки
в
строгой
последовательности
,
в
соответствии
с
их
ну
-
мерацией
.
Все
рассказы
ребенка
записываются
либо
самим
исследующим
,
либо
с
помощью
скрытого
микрофона
на
магнитофон
.
В
отличие
от
техники
проведения
ТАТ
и
родственных
ему
ме
-
тодик
у
взрослых
,
в
случае
проведения
САГ
ребенка
можно
пре
-
рвать
,
если
,
конечно
,
в
этом
возникает
крайняя
необходимость
.
Интерпретация
САГ
имеет
свои
особенности
.
Это
прежде
все
-
го
касается
того
,
что
на
первом
месте
при
интерпретации
CAT
вы
-
деляют
актуализируемую
ребенком
тему
—
необходимо
понять
,
почему
он
составляет
именно
такой
,
а
не
другой
рассказ
.
Надо
проследить
,
не
повторяются
ли
сходные
темы
из
рассказа
в
рас
-
сказ
.
Далее
выделяют
главного
героя
рассказа
;
отмечают
случаи
,
когда
испытуемые
идентифицируют
себя
с
героями
другого
пола
,
что
может
косвенно
указывать
на
нарушения
полоролевой
ориен
-
тировки
.
Устанавливают
главные
потребности
и
побуждения
ге
-
роя
.
Авторы
методики
предлагают
также
обращать
внимание
на
отражение
в
рассказах
ребенка
самовоображения
,
под
которым
они
понимают
представление
испытуемого
о
своем
внешнем
ви
-
де
,
своем
теле
и
своей
социальной
роли
.
Следующими
опорными
пунктами
при
интерпретации
рассказов
является
анализ
представ
-
ления
в
них
лиц
,
объектов
,
обстоятельств
;
пропущенных
лиц
,
объ
-
ектов
и
установить
,
с
кем
идентифицирует
себя
ребенок
,
каким
способом
он
реагирует
на
окружающих
,
какие
важнейшие
кон
-
фликты
актуализирует
он
в
своих
рассказах
.
Выясняют
природу
беспокойства
и
тревоги
и
основные
средства
защиты
,
используе
-
мые
ребенком
.
215