Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7489

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

мульного

 

предложения

;

 

19)

 

«

патология

 

речи

»; 

20)

 

«

реминисценции

»; 

21)

 

«

штампы

»; 

22)

 

«

оценки

 

представителям

 

полов

»; 

23)

 

«

антисоциальным

 

проявления

 

в

 

рассказах

»; 

24)

 

«

подробное

 

описание

 

внешних

 

и

 

внутренних

 

страданий

»; 

25)

 

«

защита

» — 

отражает

 

обеспечение

 

себе

 

испытуемым

 

наиболее

 

удобного

 

и

 

результативного

 

способа

 

действия

Помимо

 

подробно

 

изложенных

 

пунктов

 

контент

-

анализа

 

ре

-

зультатов

 

выполнения

 

испытуемыми

 

методики

 

может

 

быть

 

пред

-

принят

 

и

 

лексико

-

грамматический

 

анализ

 

их

 

рассказов

 

с

 

целью

 

выяснения

 

особенностей

 

речи

 

испытуемых

что

 

имеет

 

большое

 

диагностическое

 

значение

Однако

 

такой

 

психолингвистический

 

подход

 

в

 

настоящее

 

время

 

используется

 

преимущественно

 

только

 

в

 

сугубо

 

научных

 

целях

требуя

 

наличия

 

специальных

 

знаний

вы

-

ходящих

 

за

 

рамки

 

освещаемых

 

в

 

данном

 

руководстве

.

 

При

 

анализе

 

результатов

 

выполнения

 

испытуемыми

 

методики

 

подробно

по

 

каждому

 

из

 

приведенных

 

выше

 

пунктов

 

оценивается

 

каждый

 

из

 

рассказов

а

 

затем

 

составляется

 

сводная

 

комплексная

 

характеристика

 

обнаруженных

 

личностно

-

мотивационных

 

осо

-

бенностей

 

конкретного

 

испытуемого

.

 

Опыт

 

использования

 

методики

 

ВПТ

 

в

 

психиатрической

 

кли

-

нике

 

с

 

целью

 

диагностики

 

разнообразных

 

нервно

-

психических

 

нарушений

 

в

 

течение

 

пяти

 

лет

 

позволяет

 

сделать

 

следующие

 

вы

-

воды

:

 

1)

 

методика

 

успешно

 

функционирует

 

как

 

новая

 

проективная

 

ме

-

тодика

 

исследования

 

личности

2)

 

методика

 

имеет

 

особую

 

чувствительность

 

к

 

выявлению

 

эмо

-

циональных

 

нарушений

позволяет

 

диагностировать

 

их

 

харак

-

тер

 

и

 

степень

 

выраженности

что

 

дает

 

возможность

 

примене

-

ния

 

ВПТ

 

при

 

различных

 

расстройствах

 

эмоциональной

 

сферы

особенно

 

с

 

дифференциально

-

диагностическими

 

целями

211

 


background image

Детской

 

апперцепции

 

тест

 (CAT)

 

Предложен

 

Л

Беллаком

 

и

 

С

Беллак

 

в

 1949 

г

. (L. Bellak, S. Bel-

lak). 

Является

 

родственной

 

ТАТ

 

методикой

 

исследования

 

личности

 

и

 

предназначен

 

для

 

обследования

 

детей

 

в

 

возрасте

 

от

 3 

до

 10 

лет

Впер

-

вые

 

идея

 

создания

 

методики

 

была

 

выдвинута

 

Э

Криссом

который

 

считал

что

 

дети

 

гораздо

 

легче

 

и

 

лучше

 

идентифицируют

 

себя

 

с

 

жи

-

вотными

чем

 

с

 

людьми

В

 

соответствии

 

с

 

этими

 

представлениями

 

В

Ламонт

 

создала

 

картинки

 

с

 

изображениями

 

различных

 

живот

-

ных

причем

 

часть

 

из

 

них

 

содержит

 

изображения

 

животных

 

в

 

антро

-

поморфическом

 

стиле

другая

 

часть

 — 

такими

как

 

они

 

есть

 

в

 

природе

Стимульный

 

материал

 

методики

 

представлен

 10 

черно

-

белыми

 

ри

-

сунками

Все

 

они

 

выполнены

 

в

 

манере

характерной

 

для

 

детских

 

книг

Содержание

 

рисунков

 

следующее

 

(

рис

. 20):

 

рисунок

 1 — 

цыплята

 

рассажены

 

вокруг

 

стола

на

 

котором

 

сто

-

ит

 

большая

 

миска

 

с

 

едой

Сбоку

 — 

неясно

 

очерченная

 

большая

 

курица

;

 

рисунок

 2 — 

один

 

медведь

 

тянет

 

канат

 

с

 

одной

 

стороны

а

 

дру

-

гой

 

медведь

 

и

 

маленький

 

медвежонок

 — 

с

 

другой

;

 

рисунок

 3 — 

лев

 

с

 

трубкой

 

и

 

тростью

 

сидит

 

в

 

кресле

в

 

правом

 

нижнем

 

углу

 

из

 

норки

 

высовывается

 

мышонок

;

 

рисунок

 4 — 

кенгуру

 

с

 

капором

 

на

 

голове

 

несет

 

корзину

 

с

 

бу

-

тылкой

 

молока

в

 

ее

 

сумке

 — 

малыш

-

кенгуренок

 

с

 

воздушным

 

шаром

На

 

велосипеде

 

едет

 

малыш

-

кенгуру

по

 

размерам

 

больше

 

того

который

 

сидит

 

в

 

сумке

;

 

рисунок

 5 — 

затемненная

 

комната

вдали

 

большая

 

кровать

пе

-

ред

 

ней

 — 

колыбелька

в

 

которой

 

находятся

 

два

 

медвежонка

;

 

рисунок

 6 — 

темная

 

пещера

 

с

 

двумя

 

неясно

 

очерченными

 

фигу

-

рами

на

 

дальнем

 

плане

 — 

медведь

на

 

переднем

 

плане

 — 

лежа

-

щий

 

медвежонок

;

 

рисунок

 7 —- 

тигр

 

с

 

выпущенными

 

когтями

 

и

 

клыками

 

прыга

-

ет

 

на

 

обезьяну

которая

 

в

 

это

 

время

 

тоже

 

прыгает

 

и

 

находится

 

в

 

воздухе

;

 

рисунок

 8 — 

две

 

взрослые

 

обезьяны

 

сидят

 

на

 

диване

 

и

 

пьют

 

чай

 

из

 

чашек

На

 

переднем

 

плане

 

одна

 

взрослая

 

обезьяна

 

сидит

 

и

 

разговаривает

 

с

 

маленькой

;

 

рисунок

 9 — 

через

 

открытую

 

дверь

 

освещенной

 

комнаты

 

видна

 

темная

 

комната

в

 

ней

 — 

детская

 

кроватка

в

 

которой

 

сидит

 

кро

-

лик

 

и

 

смотрит

 

в

 

открытую

 

дверь

;

 

рисунок

 10 — 

щенок

 

лежит

 

между

 

лапами

 

большой

 

собаки

обе

 

фигуры

 

изображены

 

с

 

минимальным

 

числом

 

внешне

 

выраженных

 

черт

Фигуры

 

находятся

 

в

 

ванной

 

комнате

.

 

212

 


background image

background image

 

По

 

мнению

 

авторов

 

методики

каждой

 

из

 

картин

 

соот

-

ветствует

 

определенная

 

тема

Это

:

 

1) 

проблема

 

питания

удовлетворение

 

или

 

фрустрация

2) 

проблема

 

борьбы

 

со

 

страхом

сопровождающимся

 

агрес

-

сией

;

 

3)

 

 

проблема

 

взаимоотношений

 

с

 

отцом

власти

агрессия

4)

 

 

проблема

 

взаимоотношений

 

с

 

матерью

детей

 

между

 

со

-

бой

темы

 

питания

кормления

5)

 

 

тема

 

догадок

наблюдений

смущения

взаимодействия

 

и

 

взаимоисследования

 

детьми

 

друг

 

друга

6)

 

 

проблема

 

ревности

отношений

 

между

 

родителями

7)

 

 

тема

 

страха

 

агрессии

 

и

 

способов

 

его

 

предупреждения

возможность

 

избежать

 

агрессии

8)

 

 

проблема

 

места

 

ребенка

 

в

 

системе

 

семейных

 

отношений

9)

 

 

тема

 

боязни

 

темноты

страха

 

остаться

 

одному

ухода

 

ро

-

дителей

любопытства

10) 

тема

 

моральных

 

отношений

умения

 

следить

 

за

 

собой

.

 

214

 


background image

Техника

 

проведения

 

методики

 

близка

 

к

 

технике

 

проведения

 

классического

 

ТАТ

Необходимо

 

перед

 

началом

 

исследования

 

установить

 

с

 

ребенком

 

хорошую

 

эмоциональную

 

связь

Однако

 

это

 

не

 

всегда

 

легко

особенно

если

 

ребенок

 

маленький

 

или

 

у

 

него

 

наблюдаются

 

различные

 

отклонения

 

в

 

развитии

Лучше

когда

 

удается

 

представить

 

исследование

 

в

 

виде

 

своего

 

рода

 

игры

В

 

ин

-

струкции

 

ребенку

 

предлагается

 

рассказать

что

 

происходит

 

на

 

картинке

что

 

делают

 

животные

 

в

 

данный

 

момент

что

 

предшест

-

вовало

 

данной

 

ситуации

 

и

 

что

 

случится

 

позже

Целесообразно

 

во

 

время

 

исследования

 

поощрять

 

ребенка

При

 

проведении

 

исследо

-

вания

 

все

 

картинки

не

 

участвующие

 

непосредственно

 

в

 

работе

должны

 

быть

 

вне

 

поля

 

зрения

 

ребенка

Необходимо

 

предъявлять

 

картинки

 

в

 

строгой

 

последовательности

в

 

соответствии

 

с

 

их

 

ну

-

мерацией

.

 

Все

 

рассказы

 

ребенка

 

записываются

 

либо

 

самим

 

исследующим

либо

 

с

 

помощью

 

скрытого

 

микрофона

 

на

 

магнитофон

.

 

В

 

отличие

 

от

 

техники

 

проведения

 

ТАТ

 

и

 

родственных

 

ему

 

ме

-

тодик

 

у

 

взрослых

в

 

случае

 

проведения

 

САГ

 

ребенка

 

можно

 

пре

-

рвать

если

конечно

в

 

этом

 

возникает

 

крайняя

 

необходимость

.

 

Интерпретация

 

САГ

 

имеет

 

свои

 

особенности

Это

 

прежде

 

все

-

го

 

касается

 

того

что

 

на

 

первом

 

месте

 

при

 

интерпретации

 CAT 

вы

-

деляют

 

актуализируемую

 

ребенком

 

тему

 — 

необходимо

 

понять

почему

 

он

 

составляет

 

именно

 

такой

а

 

не

 

другой

 

рассказ

Надо

 

проследить

не

 

повторяются

 

ли

 

сходные

 

темы

 

из

 

рассказа

 

в

 

рас

-

сказ

Далее

 

выделяют

 

главного

 

героя

 

рассказа

отмечают

 

случаи

когда

 

испытуемые

 

идентифицируют

 

себя

 

с

 

героями

 

другого

 

пола

что

 

может

 

косвенно

 

указывать

 

на

 

нарушения

 

полоролевой

 

ориен

-

тировки

Устанавливают

 

главные

 

потребности

 

и

 

побуждения

 

ге

-

роя

Авторы

 

методики

 

предлагают

 

также

 

обращать

 

внимание

 

на

 

отражение

 

в

 

рассказах

 

ребенка

 

самовоображения

под

 

которым

 

они

 

понимают

 

представление

 

испытуемого

 

о

 

своем

 

внешнем

 

ви

-

де

своем

 

теле

 

и

 

своей

 

социальной

 

роли

Следующими

 

опорными

 

пунктами

 

при

 

интерпретации

 

рассказов

 

является

 

анализ

 

представ

-

ления

 

в

 

них

 

лиц

объектов

обстоятельств

пропущенных

 

лиц

объ

-

ектов

 

и

 

установить

с

 

кем

 

идентифицирует

 

себя

 

ребенок

каким

 

способом

 

он

 

реагирует

 

на

 

окружающих

какие

 

важнейшие

 

кон

-

фликты

 

актуализирует

 

он

 

в

 

своих

 

рассказах

Выясняют

 

природу

 

беспокойства

 

и

 

тревоги

 

и

 

основные

 

средства

 

защиты

используе

-

мые

 

ребенком

.

 

215