Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7490

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Опыт

 

применения

 CAT 

в

 

течение

 

длительного

 

времени

 

и

 

спе

-

циально

 

проведенные

 

исследования

 

показали

что

 

первоначальная

 

гипотеза

 

о

 

том

что

 

ребенок

 

лучше

 

идентифицирует

 

себя

 

с

 

живот

-

ными

а

 

не

 

с

 

людьми

не

 

получила

 

подтверждения

Это

 

послужило

 

основанием

 

для

 

создания

 

авторами

 

методики

 

в

 1966 

г

нового

 

вари

-

анта

 CAT 

с

 

изображениями

 

людей

 (

САТ

-

Н

).

 

Детский

 

тест

 

апперцепции

 

может

 

быть

 

использован

 

в

 

опреде

-

лении

 

того

какие

 

динамические

 

факторы

 

определяют

 

поведение

 

ребенка

 

в

 

различных

 

ситуациях

в

 

научных

 

исследованиях

как

 

игровая

 

методика

.

 

Метод

 

исследования

 

фрустрационной

 

толерантности

 

Метод

 

исследования

 

фрустрационной

 

толерантности

 

впервые

 

описан

 S. Rosenzweig (1954) 

под

 

названием

  «

Метод

 

рисуночной

 

фрустрации

» (frustratio — 

напрасные

 

ожидания

провал

неудача

). 

Позже

 

было

 

издано

 

специальное

 

руководство

 

по

 

использованию

 

этого

 

метода

 

с

 

соответствующими

 

стандартизованными

 

нормами

 

(S. Rosenzweig, 

Е

. Hemming, H. Clark, 1947), 

которое

 

и

 

в

 

настоя

-

щее

 

время

 

остается

 

основным

.

 

Взрослый

 

вариант

 

методики

 

предназначен

 

для

 

исследования

 

испытуемых

 

начиная

 

с

 15-

летнего

 

возраста

По

 

мнению

 S. 

Rosenzweig, 

детский

 

вариант

 

может

 

применяться

 

у

 

детей

 

от

 4 

до

 

13 

лет

В

 

интервале

 13—15 

лет

 

возможно

 

использование

 

как

 

дет

-

ской

так

 

и

 

взрослой

 

форм

Однако

по

 

данным

 

отечественных

 

ис

-

следователей

  (

И

А

Коробейников

Е

Е

Данилова

), 

в

 

современ

-

ных

 

условиях

 

оптимальный

 

вариант

 

использования

 

детской

 

фор

-

мы

 — 

от

 6 

до

 10—11 

лет

так

 

как

 

для

 

более

 

старших

 

подростков

 

содержание

 

картинок

 

детского

 

теста

 

перестает

 

быть

 

актуальным

.

 

Как

 

видно

 

из

 

названия

 

метода

его

 

задача

 — 

изучение

 

особого

 

аспекта

 

личности

 — 

реакций

 

на

 

фрустрацию

В

 

качестве

 

стимуль

-

ного

 

материала

 

используются

 

рисунки

изображающие

 

наиболее

 

часто

 

возникающие

 

конфликтные

 

ситуации

ситуации

которые

 

могут

 

фрустрировать

 

личность

 

(

рис

. 21).

 

Пол

возраст

 

и

 

сфера

 

деятельности

 

не

 

являются

 

решающими

 

для

 

возникновения

 

этих

 

ситуаций

.

 

216

 


background image

 

217

 


background image

 

В

 

отличие

 

от

 

картин

 

ТАТ

предлагаемые

 

здесь

 

рисунки

 

достаточно

 

однообразны

 

по

 

своему

 

характеру

 

и

что

 

является

 

наиболее

 

существенным

служат

 

для

 

того

чтобы

 

получить

 

от

 

обследуемого

 

сравнительно

 

простые

 

ответы

ограниченные

 

по

 

содержанию

 

и

 

размеру

 

Таким

 

образом

настоящий

 

метод

 

со

-

храняет

 

некоторые

 

из

 

объективных

 

преимуществ

 

теста

 

сло

-

весной

 

ассоциации

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

приближается

 

к

 

возмож

-

ному

 

раскрытию

 

тех

 

аспектов

 

личности

которые

 

исследова

-

тели

 

пытаются

 

выявить

 

с

 

помощью

 

ТАТ

.

 

Материал

 

методики

 

состоит

 

из

 24 

рисунков

где

 

изоб

-

ражены

 

лица

находящиеся

 

во

 

фрустрационной

 

ситуации

 

пре

-

ходящего

 

типа

На

 

каждом

 

рисунке

 

персонаж

 

слева

 

изобра

-

жен

 

произносящим

 

слова

которыми

 

описывается

 

фрустрация

 

собственная

 

или

 

другого

 

индивида

Над

 

персонажем

 

справа

 

имеется

 

пустой

 

квадрат

в

 

который

 

обследуемый

 

должен

 

впи

-

сать

 

собственный

 

ответ

Черты

 

и

 

мимика

 

персонажей

 

из

 

ри

-

сунков

 

устранены

.

 

Те

 

ситуации

которые

 

наличествуют

 

в

 

методике

можно

 

подразделить

 

на

 

две

 

основные

 

группы

Первая

 — 

ситуации

 

препятствия

или

по

 

терминологии

 S. Rosenzweig, «

эгобло

-

кинговые

».

 


background image

В

 

этих

 

ситуациях

 

какое

-

либо

 

препятствие

действующее

 

в

 

си

-

туации

обследуемого

 

обескураживает

сбивает

 

с

 

толку

фрустри

-

рует

 

любым

 

прямым

 

способом

Существует

 16 

ситуаций

 

этого

 

типа

  (

например

, 1, 3, 6, 8 

и

 

др

.). 

Вторая

 — 

ситуации

 

обвинения

или

 «

суперэгоблокинговые

». 

Здесь

 

субъект

 

является

 

объектом

 

об

-

винения

 (

например

, 2, 5, 7 

и

 

др

.).

 

В

 

процессе

 

эксперимента

 

обследуемому

 

предъявляется

 

серия

 

рисунков

 

и

 

предлагается

 

инструкция

 

следующего

 

содержания

«

На

 

каждом

 

из

 

рисунков

 

изображены

 

двое

 

или

 

более

 

лиц

Один

 

всегда

 

изображен

 

говорящим

 

определенные

 

слова

Представьте

 

себе

что

 

будет

 

отвечать

 

другой

 

человек

 

и

 

запишите

 (

или

 — 

ска

-

жите

первый

 

ответ

который

 

приходит

 

вам

 

на

 

ум

Не

 

старайтесь

 

отделаться

 

шуткой

 

и

 

действуйте

 

по

 

возможности

 

быстрее

». 

Об

-

следуемому

 

на

 

примере

 

первого

 

рисунка

 

демонстрируется

как

 

он

 

должен

 

давать

 

ответ

Методика

 

может

 

быть

 

использована

 

и

 

при

 

ин

-

дивидуальном

и

 

при

 

групповом

 

эксперименте

однако

 

ин

-

дивидуальное

 

проведение

 

является

несомненно

более

 

предпоч

-

тительным

.

 

Каждый

 

ответ

 

обследуемого

 

оценивается

 

с

 

точки

 

зрения

 

двух

 

критериев

направленности

 

и

 

типа

 

реакции

 

личности

По

 

направ

-

ленности

 

выделяются

:

 

1)

 

экстрапунитивные

 

реакции

 (

Е

) — 

обвиняются

 

внешние

 

пре

-

пятствия

обстоятельства

 

или

 

лица

вызвавшие

 

у

 

субъекта

 

непри

-

ятности

при

 

этом

 

иногда

 

кому

-

то

 

вменяется

 

в

 

обязанность

 

раз

-

решение

 

сложившейся

 

ситуации

2)

 

интрапунитивные

 

реакции

  (

I

) — 

обвинение

 

себя

об

-

следуемый

 

берет

 

на

 

себя

 

ответственность

 

за

 

исправление

 

си

-

туации

 

или

 

же

 

воспринимает

 

фрустрационную

 

ситуацию

 

как

 

благоприятную

 

для

 

себя

3)

 

импунитивные

 

реакции

  (

М

) — 

обследуемый

 

уклоняется

 

от

 

упреков

 

другим

 

людям

 

и

 

рассматривает

 

ситуацию

 

примиряю

-

щим

 

образом

как

 

нечто

что

 

может

 

быть

 

исправлено

стоит

 

только

 

подождать

 

и

 

подумать

По

 

типу

 

реакции

 

подразделяются

:

 

1) 

на

 

препятственно

-

доминантные

  (

OD

) — 

в

 

ответе

 

об

-

следуемого

 

вызвавшее

 

фрустрацию

 

препятствие

 

всячески

 

под

-

черкивается

  (

это

 

препятствие

 

представляется

 

как

 

неблагопри

-

ятное

благоприятное

 

или

 

незначительное

);

 

219

 


background image

2)

 

самозащитные

  (

ED

) — 

главную

 

роль

 

в

 

ответе

 

обследуемого

 

играет

 

способ

 

защиты

 «

Я

», 

обследуемый

 

осуждает

 

кого

-

нибудь

признает

 

свою

 

вину

отрицает

 

ответственность

 

вообще

3)

 

необходимостно

-

упорствующие

  (

разрешающие

) (

NP

) — 

ак

-

цент

 

делается

 

на

 

потребности

 

разрешить

 

возникшую

 

ситуацию

обследуемый

 

требует

 

помощи

 

от

 

других

 

лиц

сам

 

берется

 

за

 

раз

-

решение

 

проблемы

 

или

 

полагает

что

 

время

 

и

 

ход

 

событий

 

при

-

ведут

 

к

 

ее

 

исправлению

Из

 

комбинации

 

этих

 6 

категорий

каждая

 

из

 

которых

 

имеет

 

свое

 

условное

 

обозначение

получают

 9 

возможных

 

факторов

 

оценки

 (

и

 2 

дополнительных

 

варианта

).

 

При

 

оценке

 

результатов

 

ответы

 

обследуемого

 

сравнивают

 

со

 

стандартными

Несовпадающие

 

ответы

 

не

 

получают

 

оценки

а

 

совпадающие

 

оцениваются

 

в

 1 

или

 0,5 

балла

 (

последнее

если

 

от

-

вет

 

содержит

 

двойную

 

оценку

а

 

совпадает

 

со

 

стандартной

 

только

 

одна

 

из

 

них

). 

По

 

оценке

 

ответов

 

составляются

 

профили

 

числовых

 

данных

а

 

по

 

ним

 — 

три

 

основных

 

образца

 

и

 

один

 

дополнитель

-

ный

.

 

В

 

процессе

 

исследования

 

нередко

 

обследуемый

 

изменяет

 

тен

-

денцию

 

ответов

Для

 

учета

 

этого

 

тенденции

 

анализируются

При

 

интерпретации

 

обращается

 

внимание

 

на

 

научение

 

социальной

 

адаптации

 

обследуемого

частоты

 

его

 

конфликтов

 

с

 

окружающи

-

ми

производится

 

оценка

 

факторов

 

таблицы

 

профилей

изучаются

 

образцы

 

и

 

тенденции

Обращается

 

внимание

 

на

 

то

как

 

понимает

 

обследуемый

 

свои

 

реакции

В

 

норме

  (

данные

 

Н

В

Тарабриной

наиболее

 

часты

 (40 %) 

экстрапунитивные

 

реакции

на

 

втором

 

мес

-

те

 (30 %) — 

импунитивные

 

и

 

интрапунитивные

 (30 %) 

реакции

Таким

 

образом

здоровый

 

человек

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

или

 

на

-

правляет

 

свои

 

реакции

 

на

 

внешнее

 

окружение

 

и

 

обвиняет

 

в

 

пре

-

пятствиях

 

внешние

 

причины

или

 

же

 

уклоняется

 

от

 

высказывания

 

упреков

 

как

 

другим

 

людям

так

 

и

 

самому

 

себе

то

 

есть

 

рассматри

-

вает

 

фрустрирующую

 

ситуацию

 

примиряющим

 

образом

Наибо

-

лее

 

адаптивным

 

является

 

сочетание

 

интрапунитивной

 

на

-

правленности

 

с

 

разрешающим

 

типом

.

 

Установление

 

показателя

на

 

основании

 

которого

 

можно

 

су

-

дить

 

о

 

степени

 

социальной

 

адаптации

 

индивида

 (GCR), 

возможно

 

при

 

наличии

 

среднегрупповых

 

данных

Однако

 

имеющиеся

 

в

 

за

-

рубежной

 

литературе

 

стандарты

 

не

 

могут

 

быть

 

заимствованы

 

с

 

этой

 

целью

.

 

220