Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7506
Скачиваний: 69
В
нашей
стране
методика
была
адаптирована
для
взрослых
Н
.
В
.
Тарабриной
(1984),
а
для
детей
—
Е
.
В
.
Ивановой
(1987),
Е
.
Е
.
Даниловой
(1997).
Коэффициент
ретестовой
надежности
достаточно
высок
и
со
-
ставляет
0,60—0,80.
Валидность
методики
по
некоторым
парамет
-
рам
составляет
0,747.
Рассмотрение
метода
,
посвященного
изучению
фрустрации
как
личностной
характеристики
,
заставляет
нас
обратиться
к
не
-
которым
теоретическим
аспектам
проблемы
фрустрации
в
целом
.
Интерес
к
фрустрации
как
к
одной
из
реальных
жизненных
про
-
блем
возник
в
30-
х
годах
нашего
столетия
,
и
,
несомненно
,
толчком
к
этому
послужили
работы
S. Freud.
Но
психологи
,
которые
зани
-
мались
этой
проблемой
,
быстро
обнаружили
,
что
признание
фрей
-
довских
принципов
—
это
одна
сторона
дела
,
а
использование
их
в
качестве
основы
для
экспериментальных
исследований
—
нечто
другое
.
Это
и
послужило
стимулом
для
развития
теорий
фрустра
-
ции
.
В
настоящее
время
можно
говорить
о
следующих
основных
в
современной
зарубежной
психологии
теориях
фрустрации
:
теория
фрустрационной
фиксации
(N.
К
. Maier, 1949);
теория
фрустраци
-
онной
регрессии
(
К
.
Вагкег
,
Т
. Dembo,
К
. Lewin, 1943);
теория
фрустрационной
агрессии
(J. Dollard, 1939);
эвристическая
теория
фрустрации
(S. Rosenzweig, 1949).
Наиболее
завершенной
и
инте
-
ресной
нам
представляется
созданная
S. Rosenzweig
эвристиче
-
ская
теория
фрустрации
.
Согласно
этой
теории
фрустрация
имеет
место
в
тех
случаях
,
когда
организм
встречает
более
или
менее
непреодолимые
препятствия
на
пути
к
удовлетворению
какой
-
либо
жизненной
потребности
.
Фрустрация
,
по
S. Rosenzweig, —
это
способность
приспособления
к
ситуации
стресса
,
характерный
способ
поведения
.
Защита
организма
,
согласно
этой
теории
осуществляется
,
на
трех
уровнях
:
клеточном
(
защита
основана
на
действии
фагоци
-
тов
,
антител
и
т
.
п
.,
например
,
защита
от
инфекционных
воздей
-
ствий
);
автономном
—
защита
организма
в
целом
от
физических
«
агрессий
» (
соответствует
в
психологическом
плане
состояниям
страха
,
страданиям
,
в
физиологическом
—
изменениям
,
происхо
-
дящим
в
организме
при
стрессе
);
кортикальном
(
психологиче
-
ском
)
уровне
.
На
этом
уровне
и
строится
,
главным
образом
,
тео
-
рия
фрустрации
,
выделение
соответствующих
критериев
с
точки
221
зрения
направленности
и
типа
реакции
личности
,
о
которых
мы
говорили
ранее
.
Это
разграничение
схематично
и
подчеркивает
,
что
в
широком
смысле
теория
фрустрации
включает
все
три
уровня
как
взаимо
-
проникающие
.
Таким
образом
,
можно
сделать
вывод
о
том
,
что
фрустрация
толкуется
чрезвычайно
широко
(
хотя
разработанный
S. Rosenzweig
метод
и
предназначен
для
изучения
третьего
уровня
защиты
),
вбирает
в
себя
понятие
стресса
,
а
не
ограничивается
изучением
только
лишь
реализации
этого
явления
на
уровне
пси
-
хического
.
В
этом
плане
нам
представляется
более
психологическим
оп
-
ределение
Н
.
Д
.
Левитова
(1967),
который
под
фрустрацией
пони
-
мает
состояние
человека
,
выражающееся
в
характерных
особен
-
ностях
переживаний
в
поведении
и
вызываемое
объективно
не
-
преодолимыми
(
или
субъективно
так
понимаемыми
)
трудностя
-
ми
,
возникающими
на
пути
к
достижению
цели
или
к
решению
задачи
.
С
целью
большей
объективизации
возможного
поведения
че
-
ловека
в
ситуациях
фрустрации
различного
рода
и
тем
самым
для
выработки
более
направленных
психокоррекционно
-
реабилитационных
мероприятий
можно
использовать
предложен
-
ные
У
.
Раухфляйшем
(U. Rauchfleisch, 1971)
специальные
диагно
-
стические
индексы
:
направленности
агрессии
,
трансформации
агрессии
и
решения
проблем
.
Техника
их
расчета
следующая
:
Первый
из
этих
индексов
—
направленности
агрессии
,
опреде
-
ляя
соотношение
экстрапунитивных
и
интрапунитивных
реакций
,
дает
возможность
установить
преимущественную
направленность
агрессии
субъекта
во
фрустрирующих
ситуациях
:
на
окружение
(
при
индексе
,
большем
1)
или
на
себя
(
при
показателе
индекса
,
меньшем
1).
Индекс
трансформации
агрессии
отражает
соотно
-
шение
222
прямых
реакций
враждебности
и
агрессивности
и
стремления
раз
-
решить
фрустрирующую
ситуацию
с
помощью
других
лиц
,
то
есть
в
социально
приемлемой
для
субъекта
форме
:
при
показате
-
лях
,
больших
1,
преобладают
прямая
агрессия
и
враждебность
;
в
случаях
показателей
,
меньших
1,
можно
предполагать
возмож
-
ность
более
социально
приемлемых
форм
реагирования
во
фруст
-
рирующих
ситуациях
—
путем
аппелирования
к
окружению
.
На
-
конец
,
индекс
решения
проблем
определяет
способность
личности
самостоятельно
действовать
в
ситуациях
фрустрации
(
показатель
индекса
,
превышающий
1)
или
стремление
надеяться
на
помощь
и
содействие
окружающих
(
показатель
индекса
,
меньше
1).
Метод
исследования
фрустрации
может
и
должен
сыграть
свою
роль
в
патопсихологических
исследованиях
.
Изучение
фру
-
страционных
реакций
помогает
понять
происхождение
неврозов
,
способствовать
правильной
организации
психотерапии
.
Проблема
фрустрации
имеет
прямое
отношение
к
проблеме
психопатий
и
психогений
.
В
отечественных
исследованиях
отмечается
возмож
-
ность
применения
его
для
дифференциальной
диагностики
невро
-
зов
(
Н
.
В
.
Тарабрина
,
Г
.
В
.
Шеряков
,
В
.
Д
.
Дмитриев
, 1971)
и
нев
-
розоподобных
состояний
(
Л
.
И
.
Завилянская
,
Г
.
С
.
Гри
-
горова
,
1976).
Тест
«
Рука
»
Тест
«
Рука
» (Hand-test) —
одна
из
проективных
методик
ис
-
следования
личности
.
Была
предложена
в
1962
г
.
Э
.
Вагнером
,
система
подсчета
очков
и
коэффициенты
разработаны
3.
Пиотров
-
ским
и
Б
.
Бриклин
.
При
создании
методики
авторы
исходили
из
того
положения
,
что
превосходство
человека
над
животными
обу
-
словлено
уровнем
развития
человеческого
мозга
и
человеческой
руки
.
Перестав
выполнять
функцию
опоры
при
передвижении
,
рука
приобрела
свободу
,
стала
использоваться
для
выполнения
разнообразных
функций
и
тем
самым
внесла
определяющий
вклад
в
развитие
мышления
.
Рука
непосредственно
вовлечена
не
только
во
внешнюю
,
но
и
в
собственную
(
интроспективную
)
активность
человека
.
Методика
занимает
промежуточное
положение
по
степени
не
-
определенности
стимульного
материала
между
тестом
Роршаха
и
ТАТ
.
По
возможности
прогнозировать
реальное
поведение
мето
-
дика
,
по
мнению
ее
авторов
,
превосходит
223
тест
Роршаха
и
ТАТ
вследствие
того
,
что
ответы
по
ней
более
тесно
связаны
с
моторной
сферой
человека
.
Методика
предназначена
для
прогнозирования
и
оценивания
такого
свойства
личности
,
как
открытое
агрессивное
поведение
,
под
которым
следует
понимать
поведение
,
противоречащее
нор
-
мативно
-
социальному
и
обращающее
на
себя
внимание
окру
-
жающих
.
Стимульный
материал
представляет
собой
10
карточек
,
сле
-
дующих
друг
за
другом
в
определенном
порядке
,
на
каждой
из
которых
изображены
контуры
руки
в
определенном
положении
,
причем
последняя
(
десятая
)
карточка
—
пустая
,
белая
.
Все
карточ
-
ки
пронумерованы
.
Испытуемому
предлагается
ответить
,
что
,
по
его
мнению
,
делает
рука
,
изображенная
на
каждой
из
предъявляе
-
мых
карточек
.
Все
ответы
испытуемого
тщательно
протоколиру
-
ются
.
В
классическом
варианте
теста
для
взрослых
предложена
фор
-
мализованная
оценка
и
отнесение
ответов
к
одной
из
14
оценоч
-
ных
категорий
.
При
этом
подсчитывается
общее
количество
отве
-
тов
,
количество
ответов
по
каждой
категории
,
процент
ответов
каждой
категории
по
отношению
к
общему
количеству
ответов
.
Дополнительно
по
специальным
формулам
можно
определить
та
-
кие
показатели
,
как
склонность
к
открытому
агрессивному
пове
-
дению
,
степень
личностной
дезадаптации
,
тенденция
к
уходу
от
реальности
,
показатель
возможного
наличия
психопатологии
.
Оценочные
категории
методики
следующие
:
1.
Агрессивность
.
8.
Калечность
.
2.
Директивность
.
9.
Описание
.
3.
Аффектация
.
10.
Напряжение
.
4.
Коммуникация
.
11.
Активные
безличные
ответы
.
5.
Зависимость
.
12.
Пассивные
безличные
ответы
.
6.
Страх
.
13.
Галлюцинации
.
7.
Эксгибиционизм
.
14.
Отказ
от
ответов
.
Т
.
Н
.
Курбатова
и
О
.
И
.
Муляр
(1995)
приводят
сведения
о
дос
-
таточной
валидности
методики
.
В
модифицированном
Н
.
Я
.
Семаго
для
нашей
страны
детском
варианте
методики
в
качестве
оценочных
использованы
:
224
1.
Активность
.
6.
Коммуникация
.
2.
Пассивность
.
7.
Демонстративность
.
3.
Тревожность
.
8.
Зависимость
.
4.
Агрессивность
.
9.
Физическая
дефицитарность
5.
Директивность
.
(
ущербность
).
При
этом
,
по
мнению
автора
модификации
,
основным
предна
-
значением
данного
проективного
теста
для
детей
является
выяв
-
ление
,
во
-
первых
,
тревожности
(
ожидаемой
агрессии
извне
и
со
-
отнесение
этой
категории
с
конкретными
лицами
,
то
есть
с
теми
,
от
кого
ожидается
агрессия
),
во
-
вторых
,
активности
или
пассив
-
ности
ответов
на
предъявляемые
стимулы
(
что
является
отраже
-
нием
состояния
общей
психической
активности
ребенка
и
форм
психологической
защиты
),
а
также
коммуникативности
.
Клиническая
интерпретация
методики
является
творческим
процессом
,
который
определяется
как
теоретическими
взглядами
психолога
,
так
и
опытом
его
работы
в
области
психодиагностики
,
в
частности
—
с
данной
методикой
.
Необходимо
особо
подчерк
-
нуть
,
что
отнесение
ответов
к
той
или
иной
категории
желательно
производить
только
после
уточняющих
вопросов
,
выяснения
си
-
туации
,
в
которой
происходит
деятельность
,
связанная
с
положе
-
нием
изображенной
руки
.
Все
выявляемые
тенденции
взаимосвязаны
и
предопределяют
друг
друга
,
поэтому
необходимо
говорить
не
об
абсолютных
пока
-
зателях
(
ответах
)
по
каждой
категории
,
а
о
соотношении
ответов
,
для
чего
абсолютные
их
значения
по
каждой
категории
должны
быть
переведены
в
проценты
от
общего
количества
ответов
.
При
интерпретации
результатов
имеет
значение
не
только
ко
-
личество
ответов
определенного
типа
,
но
и
их
соотношение
с
ко
-
личеством
ответов
других
типов
.
Например
,
два
-
три
ответа
по
ка
-
тегории
«
Агрессивность
»
на
фоне
полного
отсутствия
ответов
,
отражающих
дружеские
отношения
и
желание
сотрудничать
(«
Коммуникация
», «
Зависимость
»),
свидетельствуют
о
большей
враждебности
,
чем
пять
-
шесть
«
агрессивных
»
ответов
в
сочета
-
нии
с
пятью
«
доброжелательными
»
ответами
.
Для
адекватной
оценки
эмоционально
-
личностной
сферы
ис
-
пытуемого
необходимо
получаемые
в
данной
методике
данные
со
-
поставлять
с
результатами
,
показанными
в
225