Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7506

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В

 

нашей

 

стране

 

методика

 

была

 

адаптирована

 

для

 

взрослых

 

Н

В

Тарабриной

 (1984), 

а

 

для

 

детей

 — 

Е

В

Ивановой

 (1987), 

Е

Е

Даниловой

 (1997).

 

Коэффициент

 

ретестовой

 

надежности

 

достаточно

 

высок

 

и

 

со

-

ставляет

 0,60—0,80.

Валидность

 

методики

 

по

 

некоторым

 

парамет

-

рам

 

составляет

 0,747.

 

Рассмотрение

 

метода

посвященного

 

изучению

 

фрустрации

 

как

 

личностной

 

характеристики

заставляет

 

нас

 

обратиться

 

к

 

не

-

которым

 

теоретическим

 

аспектам

 

проблемы

 

фрустрации

 

в

 

целом

.

 

Интерес

 

к

 

фрустрации

 

как

 

к

 

одной

 

из

 

реальных

 

жизненных

 

про

-

блем

 

возник

 

в

 30-

х

 

годах

 

нашего

 

столетия

и

несомненно

толчком

 

к

 

этому

 

послужили

 

работы

 S. Freud. 

Но

 

психологи

которые

 

зани

-

мались

 

этой

 

проблемой

быстро

 

обнаружили

что

 

признание

 

фрей

-

довских

 

принципов

 — 

это

 

одна

 

сторона

 

дела

а

 

использование

 

их

 

в

 

качестве

 

основы

 

для

 

экспериментальных

 

исследований

 — 

нечто

 

другое

Это

 

и

 

послужило

 

стимулом

 

для

 

развития

 

теорий

 

фрустра

-

ции

.

 

В

 

настоящее

 

время

 

можно

 

говорить

 

о

 

следующих

 

основных

 

в

 

современной

 

зарубежной

 

психологии

 

теориях

 

фрустрации

теория

 

фрустрационной

 

фиксации

 (N. 

К

. Maier, 1949); 

теория

 

фрустраци

-

онной

 

регрессии

  (

К

Вагкег

Т

. Dembo, 

К

. Lewin, 1943); 

теория

 

фрустрационной

 

агрессии

 (J. Dollard, 1939); 

эвристическая

 

теория

 

фрустрации

 (S. Rosenzweig, 1949). 

Наиболее

 

завершенной

 

и

 

инте

-

ресной

 

нам

 

представляется

 

созданная

 S. Rosenzweig 

эвристиче

-

ская

 

теория

 

фрустрации

Согласно

 

этой

 

теории

 

фрустрация

 

имеет

 

место

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

организм

 

встречает

 

более

 

или

 

менее

 

непреодолимые

 

препятствия

 

на

 

пути

 

к

 

удовлетворению

 

какой

-

либо

 

жизненной

 

потребности

Фрустрация

по

 S. Rosenzweig, — 

это

 

способность

 

приспособления

 

к

 

ситуации

 

стресса

характерный

 

способ

 

поведения

.

 

Защита

 

организма

согласно

 

этой

 

теории

 

осуществляется

на

 

трех

 

уровнях

клеточном

  (

защита

 

основана

 

на

 

действии

 

фагоци

-

тов

антител

 

и

 

т

п

., 

например

защита

 

от

 

инфекционных

 

воздей

-

ствий

); 

автономном

 — 

защита

 

организма

 

в

 

целом

 

от

 

физических

 

«

агрессий

» (

соответствует

 

в

 

психологическом

 

плане

 

состояниям

 

страха

страданиям

в

 

физиологическом

 — 

изменениям

происхо

-

дящим

 

в

 

организме

 

при

 

стрессе

); 

кортикальном

  (

психологиче

-

ском

уровне

На

 

этом

 

уровне

 

и

 

строится

главным

 

образом

тео

-

рия

 

фрустрации

выделение

 

соответствующих

 

критериев

 

с

 

точки

 

221

 


background image

зрения

 

направленности

 

и

 

типа

 

реакции

 

личности

о

 

которых

 

мы

 

говорили

 

ранее

.

 

Это

 

разграничение

 

схематично

 

и

 

подчеркивает

что

 

в

 

широком

 

смысле

 

теория

 

фрустрации

 

включает

 

все

 

три

 

уровня

 

как

 

взаимо

-

проникающие

Таким

 

образом

можно

 

сделать

 

вывод

 

о

 

том

что

 

фрустрация

 

толкуется

 

чрезвычайно

 

широко

  (

хотя

 

разработанный

 

S. Rosenzweig 

метод

 

и

 

предназначен

 

для

 

изучения

 

третьего

 

уровня

 

защиты

), 

вбирает

 

в

 

себя

 

понятие

 

стресса

а

 

не

 

ограничивается

 

изучением

 

только

 

лишь

 

реализации

 

этого

 

явления

 

на

 

уровне

 

пси

-

хического

.

 

В

 

этом

 

плане

 

нам

 

представляется

 

более

 

психологическим

 

оп

-

ределение

 

Н

Д

Левитова

 (1967), 

который

 

под

 

фрустрацией

 

пони

-

мает

 

состояние

 

человека

выражающееся

 

в

 

характерных

 

особен

-

ностях

 

переживаний

 

в

 

поведении

 

и

 

вызываемое

 

объективно

 

не

-

преодолимыми

  (

или

 

субъективно

 

так

 

понимаемыми

трудностя

-

ми

возникающими

 

на

 

пути

 

к

 

достижению

 

цели

 

или

 

к

 

решению

 

задачи

.

 

С

 

целью

 

большей

 

объективизации

 

возможного

 

поведения

 

че

-

ловека

 

в

 

ситуациях

 

фрустрации

 

различного

 

рода

 

и

 

тем

 

самым

 

для

 

выработки

 

более

 

направленных

 

психокоррекционно

-

реабилитационных

 

мероприятий

 

можно

 

использовать

 

предложен

-

ные

 

У

Раухфляйшем

 (U. Rauchfleisch, 1971) 

специальные

 

диагно

-

стические

 

индексы

направленности

 

агрессии

трансформации

 

агрессии

 

и

 

решения

 

проблем

Техника

 

их

 

расчета

 

следующая

:

 

 

Первый

 

из

 

этих

 

индексов

 — 

направленности

 

агрессии

опреде

-

ляя

 

соотношение

 

экстрапунитивных

 

и

 

интрапунитивных

 

реакций

дает

 

возможность

 

установить

 

преимущественную

 

направленность

 

агрессии

 

субъекта

 

во

 

фрустрирующих

 

ситуациях

на

 

окружение

 

(

при

 

индексе

большем

 1) 

или

 

на

 

себя

  (

при

 

показателе

 

индекса

меньшем

 1). 

Индекс

 

трансформации

 

агрессии

 

отражает

 

соотно

-

шение

 

222

 


background image

прямых

 

реакций

 

враждебности

 

и

 

агрессивности

 

и

 

стремления

 

раз

-

решить

 

фрустрирующую

 

ситуацию

 

с

 

помощью

 

других

 

лиц

то

 

есть

 

в

 

социально

 

приемлемой

 

для

 

субъекта

 

форме

при

 

показате

-

лях

больших

 1, 

преобладают

 

прямая

 

агрессия

 

и

 

враждебность

в

 

случаях

 

показателей

меньших

 1, 

можно

 

предполагать

 

возмож

-

ность

 

более

 

социально

 

приемлемых

 

форм

 

реагирования

 

во

 

фруст

-

рирующих

 

ситуациях

 — 

путем

 

аппелирования

 

к

 

окружению

На

-

конец

индекс

 

решения

 

проблем

 

определяет

 

способность

 

личности

 

самостоятельно

 

действовать

 

в

 

ситуациях

 

фрустрации

 (

показатель

 

индекса

превышающий

 1) 

или

 

стремление

 

надеяться

 

на

 

помощь

 

и

 

содействие

 

окружающих

 (

показатель

 

индекса

меньше

 1). 

Метод

 

исследования

 

фрустрации

 

может

 

и

 

должен

 

сыграть

 

свою

 

роль

 

в

 

патопсихологических

 

исследованиях

Изучение

 

фру

-

страционных

 

реакций

 

помогает

 

понять

 

происхождение

 

неврозов

способствовать

 

правильной

 

организации

 

психотерапии

Проблема

 

фрустрации

 

имеет

 

прямое

 

отношение

 

к

 

проблеме

 

психопатий

 

и

 

психогений

В

 

отечественных

 

исследованиях

 

отмечается

 

возмож

-

ность

 

применения

 

его

 

для

 

дифференциальной

 

диагностики

 

невро

-

зов

 (

Н

В

Тарабрина

Г

В

Шеряков

В

Д

Дмитриев

, 1971) 

и

 

нев

-

розоподобных

 

состояний

  (

Л

И

Завилянская

Г

С

Гри

-

горова

1976). 

Тест

 «

Рука

»

 

Тест

  «

Рука

» (Hand-test) — 

одна

 

из

 

проективных

 

методик

 

ис

-

следования

 

личности

Была

 

предложена

 

в

 1962 

г

Э

Вагнером

система

 

подсчета

 

очков

 

и

 

коэффициенты

 

разработаны

 3. 

Пиотров

-

ским

 

и

 

Б

Бриклин

При

 

создании

 

методики

 

авторы

 

исходили

 

из

 

того

 

положения

что

 

превосходство

 

человека

 

над

 

животными

 

обу

-

словлено

 

уровнем

 

развития

 

человеческого

 

мозга

 

и

 

человеческой

 

руки

Перестав

 

выполнять

 

функцию

 

опоры

 

при

 

передвижении

рука

 

приобрела

 

свободу

стала

 

использоваться

 

для

 

выполнения

 

разнообразных

 

функций

 

и

 

тем

 

самым

 

внесла

 

определяющий

 

вклад

 

в

 

развитие

 

мышления

Рука

 

непосредственно

 

вовлечена

 

не

 

только

 

во

 

внешнюю

но

 

и

 

в

 

собственную

 (

интроспективную

активность

 

человека

Методика

 

занимает

 

промежуточное

 

положение

 

по

 

степени

 

не

-

определенности

 

стимульного

 

материала

 

между

 

тестом

 

Роршаха

 

и

 

ТАТ

По

 

возможности

 

прогнозировать

 

реальное

 

поведение

 

мето

-

дика

по

 

мнению

 

ее

 

авторов

превосходит

 

223

 


background image

тест

 

Роршаха

 

и

 

ТАТ

 

вследствие

 

того

что

 

ответы

 

по

 

ней

 

более

 

тесно

 

связаны

 

с

 

моторной

 

сферой

 

человека

.

 

Методика

 

предназначена

 

для

 

прогнозирования

 

и

 

оценивания

 

такого

 

свойства

 

личности

как

 

открытое

 

агрессивное

 

поведение

под

 

которым

 

следует

 

понимать

 

поведение

противоречащее

 

нор

-

мативно

-

социальному

 

и

 

обращающее

 

на

 

себя

 

внимание

 

окру

-

жающих

.

 

Стимульный

 

материал

 

представляет

 

собой

 10 

карточек

сле

-

дующих

 

друг

 

за

 

другом

 

в

 

определенном

 

порядке

на

 

каждой

 

из

 

которых

 

изображены

 

контуры

 

руки

 

в

 

определенном

 

положении

причем

 

последняя

 (

десятая

карточка

 — 

пустая

белая

Все

 

карточ

-

ки

 

пронумерованы

Испытуемому

 

предлагается

 

ответить

что

по

 

его

 

мнению

делает

 

рука

изображенная

 

на

 

каждой

 

из

 

предъявляе

-

мых

 

карточек

Все

 

ответы

 

испытуемого

 

тщательно

 

протоколиру

-

ются

.

 

В

 

классическом

 

варианте

 

теста

 

для

 

взрослых

 

предложена

 

фор

-

мализованная

 

оценка

 

и

 

отнесение

 

ответов

 

к

 

одной

 

из

 14 

оценоч

-

ных

 

категорий

При

 

этом

 

подсчитывается

 

общее

 

количество

 

отве

-

тов

количество

 

ответов

 

по

 

каждой

 

категории

процент

 

ответов

 

каждой

 

категории

 

по

 

отношению

 

к

 

общему

 

количеству

 

ответов

Дополнительно

 

по

 

специальным

 

формулам

 

можно

 

определить

 

та

-

кие

 

показатели

как

 

склонность

 

к

 

открытому

 

агрессивному

 

пове

-

дению

степень

 

личностной

 

дезадаптации

тенденция

 

к

 

уходу

 

от

 

реальности

показатель

 

возможного

 

наличия

 

психопатологии

.

 

Оценочные

 

категории

 

методики

 

следующие

:

 

1.

 

Агрессивность

.

 

8. 

Калечность

2.

 

Директивность

.

 

9. 

Описание

3.

 

Аффектация

.

 

10. 

Напряжение

4.

 

Коммуникация

.

 

11. 

Активные

 

безличные

 

ответы

5.

 

Зависимость

.

 

12. 

Пассивные

 

безличные

 

ответы

6.

 

Страх

.

 

13. 

Галлюцинации

7.

 

Эксгибиционизм

.

 

14. 

Отказ

 

от

 

ответов

Т

Н

Курбатова

 

и

 

О

И

Муляр

 (1995) 

приводят

 

сведения

 

о

 

дос

-

таточной

 

валидности

 

методики

.

 

В

 

модифицированном

 

Н

Я

Семаго

 

для

 

нашей

 

страны

 

детском

 

варианте

 

методики

 

в

 

качестве

 

оценочных

 

использованы

:

 

224

 


background image

1.

 

Активность

.

 

6. 

Коммуникация

2.

 

Пассивность

.

 

7. 

Демонстративность

3.

 

Тревожность

.

 

8. 

Зависимость

4.

 

Агрессивность

.

 

9. 

Физическая

 

дефицитарность

 

5.

 

Директивность

.

 

(

ущербность

). 

При

 

этом

по

 

мнению

 

автора

 

модификации

основным

 

предна

-

значением

 

данного

 

проективного

 

теста

 

для

 

детей

 

является

 

выяв

-

ление

во

-

первых

тревожности

  (

ожидаемой

 

агрессии

 

извне

 

и

 

со

-

отнесение

 

этой

 

категории

 

с

 

конкретными

 

лицами

то

 

есть

 

с

 

теми

от

 

кого

 

ожидается

 

агрессия

), 

во

-

вторых

активности

 

или

 

пассив

-

ности

 

ответов

 

на

 

предъявляемые

 

стимулы

  (

что

 

является

 

отраже

-

нием

 

состояния

 

общей

 

психической

 

активности

 

ребенка

 

и

 

форм

 

психологической

 

защиты

), 

а

 

также

 

коммуникативности

.

 

Клиническая

 

интерпретация

 

методики

 

является

 

творческим

 

процессом

который

 

определяется

 

как

 

теоретическими

 

взглядами

 

психолога

так

 

и

 

опытом

 

его

 

работы

 

в

 

области

 

психодиагностики

в

 

частности

 — 

с

 

данной

 

методикой

Необходимо

 

особо

 

подчерк

-

нуть

что

 

отнесение

 

ответов

 

к

 

той

 

или

 

иной

 

категории

 

желательно

 

производить

 

только

 

после

 

уточняющих

 

вопросов

выяснения

 

си

-

туации

в

 

которой

 

происходит

 

деятельность

связанная

 

с

 

положе

-

нием

 

изображенной

 

руки

.

 

Все

 

выявляемые

 

тенденции

 

взаимосвязаны

 

и

 

предопределяют

 

друг

 

друга

поэтому

 

необходимо

 

говорить

 

не

 

об

 

абсолютных

 

пока

-

зателях

 (

ответах

по

 

каждой

 

категории

а

 

о

 

соотношении

 

ответов

для

 

чего

 

абсолютные

 

их

 

значения

 

по

 

каждой

 

категории

 

должны

 

быть

 

переведены

 

в

 

проценты

 

от

 

общего

 

количества

 

ответов

.

 

При

 

интерпретации

 

результатов

 

имеет

 

значение

 

не

 

только

 

ко

-

личество

 

ответов

 

определенного

 

типа

но

 

и

 

их

 

соотношение

 

с

 

ко

-

личеством

 

ответов

 

других

 

типов

Например

два

-

три

 

ответа

 

по

 

ка

-

тегории

  «

Агрессивность

» 

на

 

фоне

 

полного

 

отсутствия

 

ответов

отражающих

 

дружеские

 

отношения

 

и

 

желание

 

сотрудничать

 

Коммуникация

», «

Зависимость

»), 

свидетельствуют

 

о

 

большей

 

враждебности

чем

 

пять

-

шесть

  «

агрессивных

» 

ответов

 

в

 

сочета

-

нии

 

с

 

пятью

 «

доброжелательными

» 

ответами

.

 

Для

 

адекватной

 

оценки

 

эмоционально

-

личностной

 

сферы

 

ис

-

пытуемого

 

необходимо

 

получаемые

 

в

 

данной

 

методике

 

данные

 

со

-

поставлять

 

с

 

результатами

показанными

 

в

 

225