Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7505
Скачиваний: 69
других
методиках
(
теста
рисуночной
фрустрации
С
.
Розенцвейга
;
методик
,
направленных
на
изучение
эмпатии
,
и
т
.
д
.).
В
связи
с
отсутствием
в
настоящее
время
каких
-
либо
норма
-
тивных
оценок
для
различных
этносоциальных
общностей
в
раз
-
личных
регионах
нашей
страны
более
адекватно
рассматривать
не
абсолютные
количественные
оценки
и
параметры
выполнения
теста
,
а
различные
относительные
характеристики
—
коэффици
-
енты
.
Методика
находит
применение
в
прогнозировании
правона
-
рушающего
поведения
,
рецидивизма
среди
правонарушителей
(
Т
.
Н
.
Курбатова
,
О
.
И
.
Муляр
, 1995),
для
уточнения
клинической
картины
различных
форм
психопатологии
.
В
нашей
стране
методика
адаптирована
Т
.
Н
.
Курбатовой
для
взрослых
испытуемых
(
старше
16
лет
)
и
Н
.
Я
.
Семаго
для
детей
от
4,5
до
11
лет
.
Методика
диагностики
межличностных
(
интерперсональных
)
взаимоотношений
Т
.
Лири
Усиление
внимания
к
методикам
исследования
меж
-
личностных
отношений
в
психодиагностике
в
первую
очередь
связано
с
утверждением
в
науке
таких
теорий
личности
,
в
кото
-
рых
межличностным
отношениям
приписывается
значение
ее
главных
составляющих
.
Прежде
всего
это
теории
личности
,
соз
-
данные
Н
. S. Sullivan (1953)
и
В
.
Н
.
Мясищевым
(1960).
Н
. S. Sullivan
указывает
на
то
,
что
для
индивида
чрезвычайно
важную
роль
играют
оценки
и
мнения
значимых
для
него
окру
-
жающих
;
именно
под
влиянием
этих
оценок
и
мнений
происходит
персонификация
индивида
,
формируется
его
личность
.
В
процессе
взаимодействия
с
окружением
личность
проявляет
себя
в
стиле
межличностных
отношений
,
стремясь
постоянно
сообразовывать
свое
поведение
с
оценками
значимых
для
нее
других
.
Эти
положения
явились
основой
для
разработки
Т
.
Лири
(
Т
.
Leary, 1956)
методики
диагностики
межличностных
отношений
.
Она
представляет
собой
список
из
128
относительно
простых
по
формулировке
характеристик
,
на
которые
испытуемый
должен
ответить
,
подходит
ли
к
нему
данная
характеристика
(«
да
», «
вер
-
но
»)
или
не
подходит
(«
нет
», «
неверно
»).
В
классическом
варианте
методики
исследуемому
предлагают
самооценить
свое
актуальное
«
Я
» (
свое
реальное
«
Я
»,
то
есть
представление
о
себе
на
момент
226
проведения
исследования
);
методика
позволяет
также
изучить
идеальное
«
Я
»
испытуемого
(
то
,
каким
он
себя
хочет
видеть
),
а
также
самый
широкий
спектр
актуальных
(
реальных
)
и
идеальных
представлений
испытуемого
об
окружающих
его
людях
(
родст
-
венниках
,
сослуживцах
,
знакомых
и
т
.
д
.).
Примеры
характеристик
-
эпитетов
опросника
:
1.
Умеет
нравиться
.
6.
Независимый
.
16.
Часто
разочаровывается
.
24.
Ищущий
одобрения
.
70.
Надменный
и
самодовольный
.
100.
Деспотичный
.
111.
Упрямый
и
т
.
д
.
В
ходе
выполнения
методики
испытуемый
в
специально
пред
-
ложенном
бланке
для
ответов
зачеркивает
,
при
согласии
с
ним
,
порядковый
номер
соответствующего
утверждения
;
незачеркну
-
тыми
остаются
номера
тех
характеристик
,
которые
отражают
от
-
сутствующие
у
испытуемого
свойства
.
По
специальному
ключу
подсчитываются
баллы
по
8
выделенным
Т
.
Лири
вариантам
(
ок
-
тантам
)
межличностного
взаимодействия
.
Возможно
также
на
ос
-
новании
полученных
по
8
октантам
цифровых
значений
подсчи
-
тать
векторы
доминирования
(V)
и
доброжелательности
(G),
но
эти
недостаточно
информативны
.
Для
проведения
обследования
обычно
требуется
не
более
20
минут
.
Оценка
результатов
исследования
базируется
на
пред
-
ставлениях
Т
.
Лири
о
том
,
что
в
межличностных
отношениях
име
-
ются
две
главные
оси
:
доминирование
—
подчинение
и
дружелю
-
бие
—
агрессивность
.
Соответственно
этим
осям
группируются
восемь
психологических
тенденций
(
октантов
),
степень
выра
-
женности
которых
отражает
определенные
личностные
модально
-
сти
—
от
положительных
до
отрицательных
.
Октанты
эти
следующие
:
I
.
Лидерство
—
властность
—
деспотичность
.
При
умеренно
выраженных
баллах
выявляет
уверенность
в
се
-
бе
,
умение
быть
хорошим
советчиком
,
наставником
,
организато
-
ром
,
руководителем
.
При
высоких
показателях
—
нетерпимость
к
критике
,
переоценка
собственных
возможностей
,
вплоть
до
черт
деспотизма
,
императивной
потребности
командовать
другими
,
дидактического
стиля
высказываний
.
II
.
Уверенность
в
себе
—
самоуверенность
—
самовлюбленность
.
При
умеренных
показателях
—
уверенность
,
независимость
,
стремление
к
соперничеству
,
далее
—
самодовольство
,
самовлюб
-
ленность
,
выраженное
чувство
собственного
превосходства
над
окружающими
,
тенденция
иметь
особое
мнение
,
отличное
от
мнения
большинства
,
занимать
обособленную
позицию
в
группе
.
III
.
Требовательность
—
непримиримость
—
жестокость
.
В
зависимости
от
степени
выраженности
выявляет
иск
-
ренность
,
непосредственность
,
прямолинейность
,
настойчивость
в
достижении
цели
,
чрезмерное
упорство
,
недружелюбие
,
несдер
-
жанность
,
вспыльчивость
.
IV
.
Скептицизм
—
упрямство
—
негативизм
.
Умеренные
показатели
—
реалистичность
суждений
и
по
-
ступков
,
скептицизм
,
неконформность
,
далее
—
крайняя
обидчи
-
вость
,
недоверие
к
окружающим
,
выраженная
склонность
к
кри
-
тицизму
,
недовольству
окружающими
и
подозрительности
.
V.
Уступчивость
—
кротость
—
пассивная
подчиняемость
.
Отражает
такие
межличностные
особенности
,
как
скромность
;
застенчивость
,
склонность
брать
на
себя
чужие
обя
-
занности
,
далее
—
полную
покорность
,
повышенное
чувство
ви
-
ны
,
самоуничижение
.
VI
.
Доверчивость
—
послушность
—
зависимость
.
Умеренные
показатели
—
потребность
в
помощи
и
доверии
со
стороны
окружающих
,
в
их
признании
.
При
высоких
показателях
—
сверхконформность
,
полная
зависимость
от
мнения
окружаю
-
щих
.
VII
.
Добросердечие
—
несамостоятельность
—
чрезмерный
конформизм
.
Диагностирует
стиль
межличностных
взаимоотношений
,
свойст
-
венный
лицам
,
стремящимся
к
тесному
сотрудничеству
с
референт
-
ной
группой
,
к
дружелюбным
отношениям
с
окружающими
.
При
высоких
баллах
—
компромиссное
поведение
,
несдержанность
в
излияниях
своего
дружелюбия
по
отношению
228
к
окружающим
,
стремление
подчеркнуть
свою
причастность
к
ин
-
тересам
большинства
.
VIII
.
Отзывчивость
—
бескорыстие
—
жертвенность
.
При
умеренных
баллах
—
выраженная
готовность
помогать
окружающим
,
развитое
чувство
ответственности
.
Высокие
баллы
выявляют
мягкосердечность
,
сверхобязательность
,
гиперсоциаль
-
ные
установки
,
подчеркнутый
альтруизм
.
Характеристики
,
не
выходящие
за
пределы
8
баллов
,
свойст
-
венны
гармоническим
личностям
.
Показатели
,
превышающие
8
баллов
,
и
до
14
баллов
—
указание
на
заострение
,
акцентуацию
свойств
,
выявляемых
данным
октантом
.
Показатели
от
14
до
16
баллов
—
свидетельство
выраженных
затруднений
социальной
адаптации
.
Низкие
показатели
(
от
0
до
4
баллов
)
по
всем
октантам
могут
быть
свидетельством
скрытности
и
неоткровенности
испы
-
туемых
.
Ретестовая
надежность
методики
достаточно
высокая
и
колеб
-
лется
по
отдельным
показателям
от
0,63
до
0,81.
Адаптация
методики
Т
.
Лири
в
СССР
была
проведена
Л
.
Н
.
Собчик
(1972, 1974, 1982, 1990),
которой
фактически
создан
но
-
вый
вариант
методики
,
названный
автором
методикой
«
Диагно
-
стики
межличностных
отношений
» (
ДМО
).
Методика
ДМО
ис
-
пользовалась
для
изучения
стиля
межличностных
взаимодействий
в
спортивных
командах
,
психотерапевтических
группах
,
с
целью
диагностики
динамики
состояния
у
больных
с
пограничными
рас
-
стройствами
,
для
изучения
взаимоотношений
между
пациентом
и
врачом
,
нарушенной
системы
отношений
больных
неврозами
и
неврозоподобными
расстройствами
и
т
.
п
.
Показана
высокая
зна
-
чимость
методики
в
разработке
индивидуализированного
психо
-
терапевтического
подхода
к
пациенту
,
уточнении
и
выявлении
причин
конфликтов
,
лежащих
в
основе
нарушений
межличност
-
ных
взаимодействий
пациентов
,
нарушений
адаптивности
их
по
-
ведения
.
Г
.
С
.
Васильченко
и
Ю
.
А
.
Решетняк
(1972)
с
помощью
методики
ДМО
исследовали
особенности
взаимных
оценок
суп
-
ружеских
пар
при
обращении
их
за
сексологической
помощью
;
установлена
ценность
методики
при
диагностике
и
для
построе
-
ния
процесса
терапии
у
пациентов
с
сексуально
-
партнерскими
проблемами
.
Л
.
И
.
Вассерман
с
соавторами
(1985)
использовали
методику
ДМО
для
оценки
особенностей
и
уровня
самооценки
в
системе
интерперсональных
отношений
у
больных
с
невротиче
-
скими
и
неврозоподобными
расстройствами
различного
генеза
.
229
Методика
изучения
межличностных
взаимоотношений
может
быть
использована
для
решения
самого
широкого
круга
диагно
-
стических
и
лечебно
-
реабилитационных
задач
как
у
здоровых
,
так
и
у
больных
с
различными
соматическими
заболеваниями
и
раз
-
личными
формами
психических
расстройств
.
С
.
Н
.
Боковым
(1999)
методика
ДМО
предложена
в
качестве
одной
из
методик
при
создании
психологических
портретов
раз
-
личных
контингентов
испытуемых
(
школьников
старших
классов
,
преступников
и
т
д
.).
Имеются
многочисленные
компьютерные
версии
данной
ме
-
тодики
(
Психоневрологический
институт
им
.
B.
М
.
Бехтере
-
ва
,
Санкт
-
Петербург
;
ВНИИМТ
,
Москва
и
др
.).
Метод
незаконченных
предложений
Метод
незаконченных
предложений
применяется
в
экспери
-
ментально
-
психологической
практике
давно
.
C.
Д
.
Владычко
(1931)
указывает
на
то
,
что
он
был
разработан
и
применялся
Н
. Ebbinghaus
и
Th. Ziehen.
В
экспериментально
-
психологической
лаборатории
клиники
В
.
М
.
Бехтерева
метод
незаконченных
предложений
применялся
для
исследования
вооб
-
ражения
(
В
.
В
.
Абрамов
, 1911,
С
.
Д
.
Владычко
, 1931).
Существует
множество
его
вариантов
.
В
педагогической
психологии
для
определения
типа
личност
-
ной
направленности
использовался
вариант
метода
незакончен
-
ных
предложений
A. Myersson (1919).
Он
отличался
относительно
высокой
регламентированностью
—
окончание
предложения
об
-
следуемый
должен
был
выдать
из
нескольких
,
предложенных
ему
.
По
мнению
Н
.
Д
.
Левитова
(1969),
этот
вариант
был
близок
к
тес
-
там
коллизии
.
Регламентированность
деятельности
обследуемого
в
значительной
мере
снижает
значение
методики
Мейерсона
как
проективной
.
Пример
из
методики
Мейерсона
:
В
варианте
A. F. Payne
и
A. Rhode
обследуемому
предлагается
66
незаконченных
предложений
,
которые
он
должен
дополнить
.
Инструкция
содержит
указание
о
необходимости
делать
это
как
230