Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7505

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

других

 

методиках

  (

теста

 

рисуночной

 

фрустрации

 

С

Розенцвейга

методик

направленных

 

на

 

изучение

 

эмпатии

и

 

т

д

.).

 

В

 

связи

 

с

 

отсутствием

 

в

 

настоящее

 

время

 

каких

-

либо

 

норма

-

тивных

 

оценок

 

для

 

различных

 

этносоциальных

 

общностей

 

в

 

раз

-

личных

 

регионах

 

нашей

 

страны

 

более

 

адекватно

 

рассматривать

 

не

 

абсолютные

 

количественные

 

оценки

 

и

 

параметры

 

выполнения

 

теста

а

 

различные

 

относительные

 

характеристики

 — 

коэффици

-

енты

.

 

Методика

 

находит

 

применение

 

в

 

прогнозировании

 

правона

-

рушающего

 

поведения

рецидивизма

 

среди

 

правонарушителей

 (

Т

Н

Курбатова

О

И

Муляр

, 1995), 

для

 

уточнения

 

клинической

 

картины

 

различных

 

форм

 

психопатологии

.

 

В

 

нашей

 

стране

 

методика

 

адаптирована

 

Т

Н

Курбатовой

 

для

 

взрослых

 

испытуемых

 (

старше

 16 

лет

и

 

Н

.

Я

Семаго

 

для

 

детей

 

от

 

4,5 

до

 11 

лет

.

 

Методика

 

диагностики

 

межличностных

  

(

интерперсональных

взаимоотношений

 

Т

Лири

 

Усиление

 

внимания

 

к

 

методикам

 

исследования

 

меж

-

личностных

 

отношений

 

в

 

психодиагностике

 

в

 

первую

 

очередь

 

связано

 

с

 

утверждением

 

в

 

науке

 

таких

 

теорий

 

личности

в

 

кото

-

рых

 

межличностным

 

отношениям

 

приписывается

 

значение

 

ее

 

главных

 

составляющих

Прежде

 

всего

 

это

 

теории

 

личности

соз

-

данные

 

Н

. S. Sullivan (1953) 

и

 

В

Н

Мясищевым

 (1960).

 

Н

. S. Sullivan 

указывает

 

на

 

то

что

 

для

 

индивида

 

чрезвычайно

 

важную

 

роль

 

играют

 

оценки

 

и

 

мнения

 

значимых

 

для

 

него

 

окру

-

жающих

именно

 

под

 

влиянием

 

этих

 

оценок

 

и

 

мнений

 

происходит

 

персонификация

 

индивида

формируется

 

его

 

личность

В

 

процессе

 

взаимодействия

 

с

 

окружением

 

личность

 

проявляет

 

себя

 

в

 

стиле

 

межличностных

 

отношений

стремясь

 

постоянно

 

сообразовывать

 

свое

 

поведение

 

с

 

оценками

 

значимых

 

для

 

нее

 

других

.

 

Эти

 

положения

 

явились

 

основой

 

для

 

разработки

 

Т

Лири

  (

Т

Leary, 1956) 

методики

 

диагностики

 

межличностных

 

отношений

Она

 

представляет

 

собой

 

список

 

из

 128 

относительно

 

простых

 

по

 

формулировке

 

характеристик

на

 

которые

 

испытуемый

 

должен

 

ответить

подходит

 

ли

 

к

 

нему

 

данная

 

характеристика

 («

да

», «

вер

-

но

») 

или

 

не

 

подходит

 («

нет

», «

неверно

»). 

В

 

классическом

 

варианте

 

методики

 

исследуемому

 

предлагают

 

самооценить

 

свое

 

актуальное

 

«

Я

» (

свое

 

реальное

 «

Я

», 

то

 

есть

 

представление

 

о

 

себе

 

на

 

момент

 

226

 


background image

проведения

 

исследования

); 

методика

 

позволяет

 

также

 

изучить

 

идеальное

  «

Я

» 

испытуемого

  (

то

каким

 

он

 

себя

 

хочет

 

видеть

), 

а

 

также

 

самый

 

широкий

 

спектр

 

актуальных

 (

реальных

и

 

идеальных

 

представлений

 

испытуемого

 

об

 

окружающих

 

его

 

людях

  (

родст

-

венниках

сослуживцах

знакомых

 

и

 

т

д

.).

 

Примеры

 

характеристик

-

эпитетов

 

опросника

:

 

1. 

Умеет

 

нравиться

6. 

Независимый

16. 

Часто

 

разочаровывается

24. 

Ищущий

 

одобрения

70. 

Надменный

 

и

 

самодовольный

100. 

Деспотичный

111. 

Упрямый

 

и

 

т

.

д

.

 

В

 

ходе

 

выполнения

 

методики

 

испытуемый

 

в

 

специально

 

пред

-

ложенном

 

бланке

 

для

 

ответов

 

зачеркивает

при

 

согласии

 

с

 

ним

порядковый

 

номер

 

соответствующего

 

утверждения

незачеркну

-

тыми

 

остаются

 

номера

 

тех

 

характеристик

которые

 

отражают

 

от

-

сутствующие

 

у

 

испытуемого

 

свойства

По

 

специальному

 

ключу

 

подсчитываются

 

баллы

 

по

 8 

выделенным

 

Т

Лири

 

вариантам

 (

ок

-

тантам

межличностного

 

взаимодействия

Возможно

 

также

 

на

 

ос

-

новании

 

полученных

 

по

 8 

октантам

 

цифровых

 

значений

 

подсчи

-

тать

 

векторы

 

доминирования

 (V) 

и

 

доброжелательности

 (G), 

но

 

эти

 

недостаточно

 

информативны

.

 

Для

 

проведения

 

обследования

 

обычно

 

требуется

 

не

 

более

 20 

минут

.

 

Оценка

 

результатов

 

исследования

 

базируется

 

на

 

пред

-

ставлениях

 

Т

Лири

 

о

 

том

что

 

в

 

межличностных

 

отношениях

 

име

-

ются

 

две

 

главные

 

оси

доминирование

 — 

подчинение

 

и

 

дружелю

-

бие

 — 

агрессивность

Соответственно

 

этим

 

осям

 

группируются

 

восемь

 

психологических

 

тенденций

  (

октантов

), 

степень

 

выра

-

женности

 

которых

 

отражает

 

определенные

 

личностные

 

модально

-

сти

 — 

от

 

положительных

 

до

 

отрицательных

.

 

 

Октанты

 

эти

 

следующие

:

 

I

.   

Лидерство

 — 

властность

 — 

деспотичность

.

 

При

 

умеренно

 

выраженных

 

баллах

 

выявляет

 

уверенность

 

в

 

се

-

бе

умение

 

быть

 

хорошим

 

советчиком

наставником

организато

-

ром

руководителем

При

 

высоких

 

показателях

 — 

нетерпимость

 

к

 

критике

переоценка

 

собственных

 

возможностей

вплоть

 

до

 

черт


background image

деспотизма

императивной

 

потребности

 

командовать

 

другими

дидактического

 

стиля

 

высказываний

.

 

II

Уверенность

 

в

 

себе

 — 

самоуверенность

 — 

самовлюбленность

.

 

При

 

умеренных

 

показателях

 — 

уверенность

независимость

стремление

 

к

 

соперничеству

далее

 — 

самодовольство

самовлюб

-

ленность

выраженное

 

чувство

 

собственного

 

превосходства

 

над

 

окружающими

тенденция

 

иметь

 

особое

 

мнение

отличное

 

от

 

мнения

 

большинства

занимать

 

обособленную

 

позицию

 

в

 

группе

.

 

III

Требовательность

 — 

непримиримость

 — 

жестокость

.

 

В

 

зависимости

 

от

 

степени

 

выраженности

 

выявляет

 

иск

-

ренность

непосредственность

прямолинейность

настойчивость

 

в

 

достижении

 

цели

чрезмерное

 

упорство

недружелюбие

несдер

-

жанность

вспыльчивость

.

 

IV

Скептицизм

 — 

упрямство

 — 

негативизм

Умеренные

 

показатели

 — 

реалистичность

 

суждений

 

и

 

по

-

ступков

скептицизм

неконформность

далее

 — 

крайняя

 

обидчи

-

вость

недоверие

 

к

 

окружающим

выраженная

 

склонность

 

к

 

кри

-

тицизму

недовольству

 

окружающими

 

и

 

подозрительности

.

 

V.

 

Уступчивость

 — 

кротость

 — 

пассивная

 

подчиняемость

 

Отражает

  

такие

   

межличностные

   

особенности

,   

как

 

скромность

застенчивость

склонность

 

брать

 

на

 

себя

 

чужие

 

обя

-

занности

далее

 — 

полную

 

покорность

повышенное

 

чувство

 

ви

-

ны

самоуничижение

.

 

VI

.  

Доверчивость

 — 

послушность

 — 

зависимость

 

Умеренные

 

показатели

 — 

потребность

 

в

 

помощи

 

и

 

доверии

 

со

 

стороны

 

окружающих

в

 

их

 

признании

При

 

высоких

 

показателях

 

— 

сверхконформность

полная

 

зависимость

 

от

 

мнения

 

окружаю

-

щих

.

 

VII

Добросердечие

 — 

несамостоятельность

 — 

чрезмерный

 

конформизм

.

 

Диагностирует

 

стиль

 

межличностных

 

взаимоотношений

свойст

-

венный

 

лицам

стремящимся

 

к

 

тесному

 

сотрудничеству

 

с

 

референт

-

ной

 

группой

к

 

дружелюбным

 

отношениям

 

с

 

окружающими

При

 

высоких

 

баллах

 — 

компромиссное

 

поведение

несдержанность

 

в

 

излияниях

 

своего

 

дружелюбия

 

по

 

отношению

 

228

 


background image

к

 

окружающим

стремление

 

подчеркнуть

 

свою

 

причастность

 

к

 

ин

-

тересам

 

большинства

.

 

VIII

Отзывчивость

 — 

бескорыстие

 — 

жертвенность

.

 

При

 

умеренных

 

баллах

 — 

выраженная

 

готовность

 

помогать

 

окружающим

развитое

 

чувство

 

ответственности

Высокие

 

баллы

 

выявляют

 

мягкосердечность

сверхобязательность

гиперсоциаль

-

ные

 

установки

подчеркнутый

 

альтруизм

.

 

Характеристики

не

 

выходящие

 

за

 

пределы

 8 

баллов

свойст

-

венны

 

гармоническим

 

личностям

Показатели

превышающие

 8 

баллов

и

 

до

 14 

баллов

 — 

указание

 

на

 

заострение

акцентуацию

 

свойств

выявляемых

 

данным

 

октантом

Показатели

 

от

 14 

до

 16 

баллов

 — 

свидетельство

 

выраженных

 

затруднений

 

социальной

 

адаптации

Низкие

 

показатели

 (

от

 0 

до

 4 

баллов

по

 

всем

 

октантам

 

могут

 

быть

 

свидетельством

 

скрытности

 

и

 

неоткровенности

 

испы

-

туемых

.

 

Ретестовая

 

надежность

 

методики

 

достаточно

 

высокая

 

и

 

колеб

-

лется

 

по

 

отдельным

 

показателям

 

от

 0,63 

до

 0,81.

 

Адаптация

 

методики

 

Т

Лири

 

в

 

СССР

 

была

 

проведена

 

Л

Н

Собчик

 (1972, 1974, 1982, 1990), 

которой

 

фактически

 

создан

 

но

-

вый

 

вариант

 

методики

названный

 

автором

 

методикой

  «

Диагно

-

стики

 

межличностных

 

отношений

» (

ДМО

). 

Методика

 

ДМО

 

ис

-

пользовалась

 

для

 

изучения

 

стиля

 

межличностных

 

взаимодействий

 

в

 

спортивных

 

командах

психотерапевтических

 

группах

с

 

целью

 

диагностики

 

динамики

 

состояния

 

у

 

больных

 

с

 

пограничными

 

рас

-

стройствами

для

 

изучения

 

взаимоотношений

 

между

 

пациентом

 

и

 

врачом

нарушенной

 

системы

 

отношений

 

больных

 

неврозами

 

и

 

неврозоподобными

 

расстройствами

 

и

 

т

п

Показана

 

высокая

 

зна

-

чимость

 

методики

 

в

 

разработке

 

индивидуализированного

 

психо

-

терапевтического

 

подхода

 

к

 

пациенту

уточнении

 

и

 

выявлении

 

причин

 

конфликтов

лежащих

 

в

 

основе

 

нарушений

 

межличност

-

ных

 

взаимодействий

 

пациентов

нарушений

 

адаптивности

 

их

 

по

-

ведения

Г

С

Васильченко

 

и

 

Ю

А

Решетняк

 (1972) 

с

 

помощью

 

методики

 

ДМО

 

исследовали

 

особенности

 

взаимных

 

оценок

 

суп

-

ружеских

 

пар

 

при

 

обращении

 

их

 

за

 

сексологической

 

помощью

установлена

 

ценность

 

методики

 

при

 

диагностике

 

и

 

для

 

построе

-

ния

 

процесса

 

терапии

 

у

 

пациентов

 

с

 

сексуально

-

партнерскими

 

проблемами

Л

И

Вассерман

 

с

 

соавторами

 (1985) 

использовали

 

методику

 

ДМО

 

для

 

оценки

 

особенностей

 

и

 

уровня

 

самооценки

 

в

 

системе

 

интерперсональных

 

отношений

 

у

 

больных

 

с

 

невротиче

-

скими

 

и

 

неврозоподобными

 

расстройствами

 

различного

 

генеза

.

 

229

 


background image

Методика

 

изучения

 

межличностных

 

взаимоотношений

 

может

 

быть

 

использована

 

для

 

решения

 

самого

 

широкого

 

круга

 

диагно

-

стических

 

и

 

лечебно

-

реабилитационных

 

задач

 

как

 

у

 

здоровых

так

 

и

 

у

 

больных

 

с

 

различными

 

соматическими

 

заболеваниями

 

и

 

раз

-

личными

 

формами

 

психических

 

расстройств

.

 

С

Н

Боковым

 (1999) 

методика

 

ДМО

 

предложена

 

в

 

качестве

 

одной

 

из

 

методик

 

при

 

создании

 

психологических

 

портретов

 

раз

-

личных

 

контингентов

 

испытуемых

 (

школьников

 

старших

 

классов

преступников

 

и

 

т

 

д

.).

 

Имеются

 

многочисленные

 

компьютерные

 

версии

 

данной

    

ме

-

тодики

    (

Психоневрологический

    

институт

   

им

.

 

B. 

М

Бехтере

-

ва

Санкт

-

Петербург

ВНИИМТ

Москва

 

и

 

др

.).

 

Метод

 

незаконченных

 

предложений

 

Метод

 

незаконченных

 

предложений

 

применяется

 

в

 

экспери

-

ментально

-

психологической

 

практике

 

давно

.

 

C. 

Д

Владычко

 (1931) 

указывает

 

на

 

то

что

 

он

 

был

 

разработан

 

и

 

применялся

 

Н

. Ebbinghaus 

и

 Th. Ziehen. 

В

 

экспериментально

-

психологической

 

лаборатории

 

клиники

 

В

М

Бехтерева

 

метод

 

незаконченных

 

предложений

 

применялся

 

для

 

исследования

 

вооб

-

ражения

 (

В

В

Абрамов

, 1911, 

С

Д

Владычко

, 1931). 

Существует

 

множество

 

его

 

вариантов

.

 

В

 

педагогической

 

психологии

 

для

 

определения

 

типа

 

личност

-

ной

 

направленности

 

использовался

 

вариант

 

метода

 

незакончен

-

ных

 

предложений

 A. Myersson (1919). 

Он

 

отличался

 

относительно

 

высокой

 

регламентированностью

 — 

окончание

 

предложения

 

об

-

следуемый

 

должен

 

был

 

выдать

 

из

 

нескольких

предложенных

 

ему

По

 

мнению

 

Н

Д

Левитова

 (1969), 

этот

 

вариант

 

был

 

близок

 

к

 

тес

-

там

 

коллизии

Регламентированность

 

деятельности

 

обследуемого

 

в

 

значительной

 

мере

 

снижает

 

значение

 

методики

 

Мейерсона

 

как

 

проективной

Пример

 

из

 

методики

 

Мейерсона

:

 

 

В

 

варианте

 A. F. Payne 

и

 A. Rhode 

обследуемому

 

предлагается

 

66 

незаконченных

 

предложений

которые

 

он

 

должен

 

дополнить

Инструкция

 

содержит

 

указание

 

о

 

необходимости

 

делать

 

это

 

как

 

 

230