Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7521

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

можно

 

быстрее

без

 

обдумывания

не

 

пропуская

 

ни

 

одного

 

из

 

предъявленных

 

предложений

На

 

основании

 

анализа

 

и

 

интерпре

-

таций

 

полученных

 

данных

 

исследователь

 

делает

 

заключение

 

об

 

особенностях

 

отношения

 

обследуемого

 

к

 

окружающим

предста

-

вителям

 

того

 

же

 

или

 

противоположного

 

пола

друзьям

учителям

людям

 

вообще

каково

 

его

 

отношение

 

к

 

самому

 

себе

своему

 

бу

-

дущему

деньгам

законам

воспитанию

 

и

 

т

д

При

 

этом

 

могут

 

быть

 

выявлены

 

наличие

 

ипохондричности

мысли

 

о

 

самоубийстве

чрезмерная

 

мнительность

По

 

мнению

 

Т

. Bilikiewicz (1960), 

этот

 

метод

 

применим

 

как

 

для

 

индивидуальных

так

 

и

 

для

 

групповых

 

исследований

 

и

 

помогает

 

выявить

 

скрываемые

 

больным

 

или

 

даже

 

не

 

осознаваемые

 

им

 

переживания

Поэтому

 

автор

 

пишет

 

о

 

важном

 

значении

 

метода

 

незаконченных

 

предложений

 

для

 

построения

 

психотерапевтической

 

и

 

психопрофилактической

 

работы

а

 

также

 

для

 

решения

 

ряда

 

социальных

 

вопросов

 

по

 

устройству

 

в

 

обществе

 

психически

 

больных

.

 

Приводим

 

примеры

 

неоконченных

 

предложений

 

в

 

варианте

 A. 

F. Payne 

и

 A. Rhode:

 

Моя

 

профессия

...  

Будущее

...  

Хотел

 

бы

 

знать

...  

Наша

 

семья

...  

Если

 

бы

...

 

Известен

 

также

 

вариант

 

метода

 

незаконченных

 

предложений

 J. 

M. Sacks 

и

 S. Levy. 

Он

 

включает

 60 

незаконченных

 

предложений

дополнения

 

к

 

ним

 

несколько

 

больше

 

детерминированы

 

руслом

 

на

-

чала

 

фразы

чем

 

в

 

варианте

 A. F. Payne 

и

 A Rhode. 

Эти

 

предложения

 

могут

 

быть

 

разделены

 

на

 15 

групп

характеризующих

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

мере

 

систему

 

отношений

 

обследуемого

 

к

 

семье

к

 

представи

-

телям

 

того

 

же

 

или

 

противоположного

 

пола

к

 

половой

 

жизни

к

 

вышестоящим

 

по

 

служебному

 

положению

 

и

 

подчиненным

Неко

-

торые

 

группы

 

предложений

 

имеют

 

отношение

 

к

 

испытываемым

 

больным

 

страхам

 

и

 

опасениям

к

 

имеющемуся

 

у

 

него

 

чувству

 

созна

-

ния

 

вины

свидетельствуют

 

об

 

его

 

отношении

 

к

 

прошлому

 

и

 

буду

-

щему

затрагивают

 

взаимоотношения

 

с

 

родителями

 

и

 

друзьями

жиз

-

ненные

 

цели

.

 

Следует

 

отметить

что

 

некоторые

 

вопросы

 

этого

 

варианта

 

ока

-

зываются

 

неприятными

 

для

 

обследуемых

так

 

как

 

касаются

 

ин

-

тимной

 

стороны

 

их

 

жизни

Поэтому

 

Г

Г

Румянцев

 (1969)

 

231

 


background image

рекомендует

 

в

 

инструкции

 

сообщать

 

испытуемому

что

 

исследо

-

вание

 

производится

 

с

 

целью

 

тренировки

 

памяти

 

или

 

внимания

.

 

Для

 

каждой

 

группы

 

предложений

 

выводится

 

характеристика

определяющая

 

данную

 

систему

 

отношений

 

как

 

положительную

отрицательную

 

или

 

безразличную

Приводим

 

примеры

 

предложе

-

ний

 

и

 

варианты

 

ответов

 

с

 

оценкой

:

 

Отношение

 

к

 

семье

 

По

 

сравнению

 

с

 

большинством

 

других

 

семей

 

моя

 

семья

:

 

1.

 

Плохая

недружная

распалась

несчастливая

мещанская

 — 2. 

2.

 

Не

 

очень

 

хорошая

нервная

менее

 

дружная

 — 1. 

3.

 

Не

 

хуже

 

и

 

не

 

лучше

 

других

 — 0. 

Отношение

 

будущему

  

Будущее

 

кажется

 

мне

:

 

1.

 

Очень

 

мрачным

печальным

страшным

плохим

 — 2. 

2.

 

Не

 

очень

 

светлым

туманным

неприглядным

 — 1. 

3.

 

Светлым

розовым

неясным

неизвестным

таким

 

же

как

 

на

-

стоящее

 — 0. 

Количественная

 

оценка

 

облегчает

 

выявление

 

у

 

обследуемого

 

дисгармоничной

 

системы

 

отношений

однако

 

более

 

перспективно

 

качественное

 

изучение

 

дополненных

 

предложений

проводимое

 

с

 

учетом

 

анамнестических

 

данных

.

 

Многие

 

больные

особенно

 

рассматривающие

 

исследование

 

как

 

нежелательную

 

для

 

них

 

процедуру

 

и

 

стремящиеся

 

скрыть

 

мир

 

своих

 

глубоких

 

переживаний

дают

 

формально

-

условные

 

ответы

не

 

отражающие

 

систему

 

их

 

личностных

 

отношений

Исследова

-

нию

 

методом

 

незаконченных

 

предложений

 

должно

 

предшество

-

вать

 

установление

 

контакта

 

между

 

исследующим

 

и

 

больным

ос

-

нованного

 

на

 

доверии

.

 

По

 

данным

 

Г

Г

Румянцева

 (1969), 

с

 

помощью

 

метода

 

неза

-

конченных

 

предложений

 

выявляются

 

характерные

 

для

 

больных

 

шизофренией

 

изменения

 

системы

 

личностных

 

отношений

Мы

 

применяли

 

этот

 

метод

 

для

 

обследования

 

больных

 

эпилепсией

 (

И

В

Крук

, 1981) 

и

 

при

 

неврозоподобных

 

состояниях

 

с

 

целью

 

фор

-

мирования

 

групп

 

для

 

коллективной

 

психотерапии

Б

Д

Карвасар

-

ский

 (1982) 

отмечает

что

 

метод

 

дает

 

положительные

 

результаты

 

в

 

экспресс

-

диагностике

 

системы

 

отношений

 

личности

что

 

232

 


background image

представляет

 

интерес

 

для

 

практического

 

врача

 

в

 

его

 

повседневной

 

деятельности

позволяя

 

значительно

 

ярче

 

и

 

полнее

 

осветить

 

об

-

щую

 

картину

 

нарушения

 

отношений

 

личности

жизненных

 

уста

-

новок

 

больного

его

 

тенденций

 (

осознанных

 

и

 

неосознанных

). 

По

-

этому

 

метод

 

незаконченных

 

предложений

крайне

 

простой

 

и

 

не

-

сложный

 

в

 

интерпретации

может

 

оказаться

 

особенно

 

полезным

 

при

 

пограничных

 

нервно

-

психических

в

 

том

 

числе

 

и

 

психосо

-

матических

 

заболеваниях

.

 

Метод

 

Вартегга

 

Предложенный

 

знаковый

  (

рефлексографический

тест

 

Е

Wartegg

 (1963) 

рассматривает

 

как

 

психодиагностический

заклю

-

чающийся

 

в

 

графическом

 

продолжении

 

планомерно

 

варьирован

-

ных

 

зрительных

 

графических

 

раздражителей

.

 

Обследуемому

 

предлагают

 

лист

 

бумаги

 

с

 

белыми

 

на

 

черном

 

фоне

 

плоскостями

 

для

 

рисунка

Всего

 

таких

 

квадратов

-

плоскостей

 

8. 

Каждый

 

квадрат

 

содержит

 

знаки

-

раздражители

точку

волни

-

стую

 

линию

отрезки

 

прямых

 

в

 

разных

 

положениях

заштрихо

-

ванный

 

квадрат

полуокружность

пунктирную

 

полуокружность

.

 

Исследующий

 

предлагает

 

больному

 

продолжить

 

уже

 

внесен

-

ные

 

в

 

квадрат

 

знаки

рассматривая

 

их

 

как

 

начальные

 

линии

 

и

 

со

-

ставной

 

элемент

 

рисунка

Последовательность

 

заполнения

 

квад

-

ратов

 

и

 

необходимое

 

для

 

этого

 

время

 

не

 

регламентируются

Пе

-

ред

 

обследуемым

 

кладут

 

карандаши

 — 

простые

 

и

 

цветные

По

 

мнению

 

большинства

 

исследователей

тест

 

Вартегга

 

должен

 

быть

 

отнесен

 

к

 

проективным

 

методам

К

. Meili (1969) 

проводит

 

парал

-

лель

 

между

 

методами

 

Вартегга

 

и

 

Роршаха

 

на

 

основе

 

того

что

 

оба

 

они

 

построены

 

на

 

переработке

 

и

 

интерпретации

 

заданных

 

стиму

-

лов

.

 

Теория

созданная

 

Е

Wartegg  

для

 

объяснения

 

полученных

 

этим

 

методом

 

данных

представляется

 

нам

 

эклектической

 

и

 

спорной

Автор

 

пытался

 

сообразовать

 

результаты

 

своих

 

исследований

 

с

 

принципами

 

патофизиологии

 

высшей

 

нервной

 

деятельности

 

И

П

Павлова

Так

диффузная

 

чернота

 

рисунка

асимметричная

 

и

 

ску

-

ченная

 

персеверация

 

знака

каракули

 

рассматриваются

 

им

 

как

 

проявление

 

преобладания

 

в

 

коре

 

большого

 

мозга

 

процесса

 

воз

-

буждения

тогда

 

как

 

персеверативные

 

штрихи

 

на

 

краю

 

поля

 

ри

-

сунка

симметричное

 

повторение

 

знаков

 

или

 

штрихов

 

должны

 

свидетельствовать

 

о

 

доминировании

 

коркового

 

торможения

Дис

-

социация

 

между

 

содержанием

 

233

 


background image

рисунка

 

и

 

его

 

интерпретацией

 

расценивается

 

как

 

проявление

 

на

-

рушений

 

взаимоотношений

 

между

 

сигнальными

 

системами

На

 

основе

 

такого

 

рода

 

анализа

 

Е

Wartegg

 

строит

 

якобы

 

присущий

 

ка

-

ждому

 

больному

 «

рефлексографический

 

профиль

». 

Еще

 

более

 

со

-

мнительно

 

построение

  «

характерологического

 

профиля

», 

осно

-

ванного

 

на

 

достаточно

 

произвольной

 

оценке

 

участия

 

в

 

рисунке

 

тех

 

или

 

иных

 

знаков

Знакам

-

раздражителям

 

приписываются

 

из

-

вестные

 

характерологические

 

свойства

Так

рисунки

 

по

 

второму

 

знаку

  (

волнистая

 

линия

анализируются

 

в

 

плане

 

характеристики

 

таких

 

свойств

 

обследуемого

как

 

аффективность

контактность

по

 

третьему

 

знаку

  (

три

 

последовательно

 

увеличивающиеся

 

прямые

 

вертикальные

 

линии

) — 

целеустремленность

Нам

 

представляет

-

ся

что

 

произвольность

 

этой

 

символики

 

в

 

известной

 

мере

 

напоми

-

нает

 

построения

 

психоаналитиков

.

 

Критически

 

относясь

 

к

 

теоретической

 

надстройке

мы

 

апроби

-

ровали

 

в

 

нашей

 

лаборатории

  (

А

Г

Чередниченко

, 1985) 

метод

 

Вартегга

 

при

 

обследовании

 

больных

 

эпилепсией

 

и

 

шизофренией

Обнаружено

 

убедительное

 

различие

 

данных

полученных

 

у

 

боль

-

ных

 

обеих

 

групп

При

 

оценке

 

результатов

 

обращали

 

внимание

 

на

 

такие

 

показатели

как

 

характер

 

рисунка

  (

реалистичность

симво

-

личность

склонность

 

к

 

детализации

), 

выбор

 

цвета

привнесение

 

в

 

рисунок

 

графически

-

вербальных

 

компонентов

, «

стандартность

» 

рисунка

его

 

интерпретация

 

обследуемым

.

 

Тест

 

выбора

 

цвета

 

Люшера

 

Тест

 

выбора

 

цвета

 

Люшера

 

разработан

 

швейцарским

 

психоло

-

гом

 

М

. Luscher (1947) 

и

 

рассматривается

 

как

 

проективный

 

метод

направленный

 

на

 

опосредованное

 

изучение

 

личности

В

 

полном

 

варианте

 

теста

 

используются

 73 

цветные

 

карточки

 25 

различных

 

цветов

 

и

 

оттенков

При

 

проведении

 

обследования

 

по

 

полному

 

тес

-

ту

 

Люшера

 

в

 

первой

 

части

 

исследования

 

испытуемый

 

располагает

 

в

 

порядке

 

привлекательности

 

черный

три

 

оттенка

 

серого

 

и

 

белый

 

цвет

Во

 

второй

 

части

 

испытуемый

 

упорядочивает

 

восемь

 

класси

-

ческих

 

цветов

  (

составляющих

 

сокращенный

 

набор

). 

В

 

третьей

заключительной

части

 

испытуемый

 

осуществляет

 

выборы

 

попар

-

но

 

сначала

 

между

 

основными

 

четырьмя

 

цветами

затем

 

между

 

че

-

тырьмя

 

оттенками

 

каждого

 

из

 

основных

 

четырех

 

цветов

Полный

 

тест

 

Люшера

 

основан

 

на

 

сложной

 

теоретической

 

модели

 

эмоцио

-

нального

 

состояния

 — 

так

 

называемом

 «

эмоциональном

 

кубе

».

 

234

 


background image

Чаще

 

используется

 

сокращенный

 

набор

состоящий

 

из

 8 

цвет

-

ных

 

карточек

Четыре

 

цвета

 — 

синий

  (

темно

-

синий

), 

желтый

красный

 

и

 

зеленый

 

считаются

 

основными

базисными

, «

психоло

-

гическими

 

первоэлементами

». 

К

 

дополнительным

 

цветам

 

относят

-

ся

 

ахроматические

 — 

коричневый

 (

смесь

 

желто

-

красного

 

и

 

черно

-

го

), 

нейтральный

 

серый

не

 

содержащий

 

никакого

 

цвета

 

и

 

потому

 

якобы

 

не

 

оказывающий

 

какого

-

либо

 

существенного

 

воздействия

 

на

 

обследуемого

и

 

черный

который

 

рассматривается

 

как

  «

отри

-

цание

 

цвета

». 

Фиолетовый

 

цвет

 

не

 

является

 

ни

 

основным

ни

 

до

-

полнительным

.

 

Перед

 

обследуемым

 

на

 

белом

 

фоне

 

полукругом

 

раскладывают

 

карточки

 

и

 

просят

 

его

 

выбрать

 

из

 

них

 

одну

окрашенную

 

в

 

наибо

-

лее

 

приятный

 

ему

 

цвет

При

 

этом

 

обследуемого

 

предупреждают

что

 

на

 

выбор

 

не

 

должны

 

влиять

 

ни

 

его

 

вкус

ни

 

доминирующий

 

в

 

моде

 

цвет

ни

 

окраска

 

интерьера

Выбранную

 

обследуемым

 

кар

-

точку

 

переворачивают

 

и

 

откладывают

 

в

 

сторону

после

 

чего

 

его

 

просят

 

вновь

 

выбрать

 

из

 

оставшихся

 

наиболее

 

для

 

него

 

приятную

 

карточку

Таким

 

образом

 

исследование

 

проводится

 

до

 

конца

и

 

в

 

результате

 

исследующий

 

получает

 

возможность

 

зафиксировать

 

полученный

 

цветовой

 

ряд

Для

 

обозначения

 

оценки

 

цвета

 

обсле

-

дуемым

 

прибегают

 

к

 

символам

:

 

 

С

 

помощью

 

этого

 

цветового

 

ряда

 

устанавливается

 

ран

-

жирование

 

карточек

 

в

 

нисходящем

 

порядке

.

 

Интерпретация

 

результатов

 

производится

 

с

 

учетом

 

категорий

 

функции

 

и

 

структуры

 

цвета

Принципы

 

работы

 

теста

 

Люшера

 

ос

-

нованы

 

на

 

двух

 

положениях

.

 

Во

-

первых

каждый

 

цвет

 

характеризует

 

определенную

 

челове

-

ческую

 

потребность

ассоциируется

 

с

 

ней

является

 

символом

 

этой

 

потребности

.

 

Во

-

вторых

структура

 

цветовых

 

предпочтений

 

человека

 

позво

-

ляет

 

выявить

 

структуру

 

этой

 

потребности

.

 

Сила

 

потребности

 

определяется

 

степенью

 

привлекательности

 

того

 

цвета

который

 

ей

 

соответствует

.

 

Под

 

функцией

 

цвета

 

М

. Luscher 

понимает

 

субъективное

 

от

-

ношение

 

обследуемого

 

к

 

цвету

обусловленное

 

его

 

эмоциональ

-

ным

   

состоянием

   

в

   

момент

   

исследования

.

 

235