Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7521
Скачиваний: 69
можно
быстрее
,
без
обдумывания
,
не
пропуская
ни
одного
из
предъявленных
предложений
.
На
основании
анализа
и
интерпре
-
таций
полученных
данных
исследователь
делает
заключение
об
особенностях
отношения
обследуемого
к
окружающим
,
предста
-
вителям
того
же
или
противоположного
пола
,
друзьям
,
учителям
,
людям
вообще
,
каково
его
отношение
к
самому
себе
,
своему
бу
-
дущему
,
деньгам
,
законам
,
воспитанию
и
т
.
д
.
При
этом
могут
быть
выявлены
наличие
ипохондричности
,
мысли
о
самоубийстве
,
чрезмерная
мнительность
.
По
мнению
Т
. Bilikiewicz (1960),
этот
метод
применим
как
для
индивидуальных
,
так
и
для
групповых
исследований
и
помогает
выявить
скрываемые
больным
или
даже
не
осознаваемые
им
переживания
.
Поэтому
автор
пишет
о
важном
значении
метода
незаконченных
предложений
для
построения
психотерапевтической
и
психопрофилактической
работы
,
а
также
для
решения
ряда
социальных
вопросов
по
устройству
в
обществе
психически
больных
.
Приводим
примеры
неоконченных
предложений
в
варианте
A.
F. Payne
и
A. Rhode:
Моя
профессия
...
Будущее
...
Хотел
бы
знать
...
Наша
семья
...
Если
бы
...
Известен
также
вариант
метода
незаконченных
предложений
J.
M. Sacks
и
S. Levy.
Он
включает
60
незаконченных
предложений
,
дополнения
к
ним
несколько
больше
детерминированы
руслом
на
-
чала
фразы
,
чем
в
варианте
A. F. Payne
и
A Rhode.
Эти
предложения
могут
быть
разделены
на
15
групп
,
характеризующих
в
той
или
иной
мере
систему
отношений
обследуемого
к
семье
,
к
представи
-
телям
того
же
или
противоположного
пола
,
к
половой
жизни
,
к
вышестоящим
по
служебному
положению
и
подчиненным
.
Неко
-
торые
группы
предложений
имеют
отношение
к
испытываемым
больным
страхам
и
опасениям
,
к
имеющемуся
у
него
чувству
созна
-
ния
вины
,
свидетельствуют
об
его
отношении
к
прошлому
и
буду
-
щему
,
затрагивают
взаимоотношения
с
родителями
и
друзьями
,
жиз
-
ненные
цели
.
Следует
отметить
,
что
некоторые
вопросы
этого
варианта
ока
-
зываются
неприятными
для
обследуемых
,
так
как
касаются
ин
-
тимной
стороны
их
жизни
.
Поэтому
Г
.
Г
.
Румянцев
(1969)
231
рекомендует
в
инструкции
сообщать
испытуемому
,
что
исследо
-
вание
производится
с
целью
тренировки
памяти
или
внимания
.
Для
каждой
группы
предложений
выводится
характеристика
,
определяющая
данную
систему
отношений
как
положительную
,
отрицательную
или
безразличную
.
Приводим
примеры
предложе
-
ний
и
варианты
ответов
с
оценкой
:
Отношение
к
семье
По
сравнению
с
большинством
других
семей
моя
семья
:
1.
Плохая
,
недружная
,
распалась
,
несчастливая
,
мещанская
— 2.
2.
Не
очень
хорошая
,
нервная
,
менее
дружная
— 1.
3.
Не
хуже
и
не
лучше
других
— 0.
Отношение
будущему
Будущее
кажется
мне
:
1.
Очень
мрачным
,
печальным
,
страшным
,
плохим
— 2.
2.
Не
очень
светлым
,
туманным
,
неприглядным
— 1.
3.
Светлым
,
розовым
,
неясным
,
неизвестным
;
таким
же
,
как
на
-
стоящее
— 0.
Количественная
оценка
облегчает
выявление
у
обследуемого
дисгармоничной
системы
отношений
,
однако
более
перспективно
качественное
изучение
дополненных
предложений
,
проводимое
с
учетом
анамнестических
данных
.
Многие
больные
,
особенно
рассматривающие
исследование
как
нежелательную
для
них
процедуру
и
стремящиеся
скрыть
мир
своих
глубоких
переживаний
,
дают
формально
-
условные
ответы
,
не
отражающие
систему
их
личностных
отношений
.
Исследова
-
нию
методом
незаконченных
предложений
должно
предшество
-
вать
установление
контакта
между
исследующим
и
больным
,
ос
-
нованного
на
доверии
.
По
данным
Г
.
Г
.
Румянцева
(1969),
с
помощью
метода
неза
-
конченных
предложений
выявляются
характерные
для
больных
шизофренией
изменения
системы
личностных
отношений
.
Мы
применяли
этот
метод
для
обследования
больных
эпилепсией
(
И
.
В
.
Крук
, 1981)
и
при
неврозоподобных
состояниях
с
целью
фор
-
мирования
групп
для
коллективной
психотерапии
.
Б
.
Д
.
Карвасар
-
ский
(1982)
отмечает
,
что
метод
дает
положительные
результаты
в
экспресс
-
диагностике
системы
отношений
личности
,
что
232
представляет
интерес
для
практического
врача
в
его
повседневной
деятельности
,
позволяя
значительно
ярче
и
полнее
осветить
об
-
щую
картину
нарушения
отношений
личности
,
жизненных
уста
-
новок
больного
,
его
тенденций
(
осознанных
и
неосознанных
).
По
-
этому
метод
незаконченных
предложений
,
крайне
простой
и
не
-
сложный
в
интерпретации
,
может
оказаться
особенно
полезным
при
пограничных
нервно
-
психических
,
в
том
числе
и
психосо
-
матических
заболеваниях
.
Метод
Вартегга
Предложенный
знаковый
(
рефлексографический
)
тест
Е
.
Wartegg
(1963)
рассматривает
как
психодиагностический
,
заклю
-
чающийся
в
графическом
продолжении
планомерно
варьирован
-
ных
зрительных
графических
раздражителей
.
Обследуемому
предлагают
лист
бумаги
с
белыми
на
черном
фоне
плоскостями
для
рисунка
.
Всего
таких
квадратов
-
плоскостей
8.
Каждый
квадрат
содержит
знаки
-
раздражители
:
точку
,
волни
-
стую
линию
,
отрезки
прямых
в
разных
положениях
,
заштрихо
-
ванный
квадрат
,
полуокружность
,
пунктирную
полуокружность
.
Исследующий
предлагает
больному
продолжить
уже
внесен
-
ные
в
квадрат
знаки
,
рассматривая
их
как
начальные
линии
и
со
-
ставной
элемент
рисунка
.
Последовательность
заполнения
квад
-
ратов
и
необходимое
для
этого
время
не
регламентируются
.
Пе
-
ред
обследуемым
кладут
карандаши
—
простые
и
цветные
.
По
мнению
большинства
исследователей
,
тест
Вартегга
должен
быть
отнесен
к
проективным
методам
.
К
. Meili (1969)
проводит
парал
-
лель
между
методами
Вартегга
и
Роршаха
на
основе
того
,
что
оба
они
построены
на
переработке
и
интерпретации
заданных
стиму
-
лов
.
Теория
,
созданная
Е
.
Wartegg
для
объяснения
полученных
этим
методом
данных
,
представляется
нам
эклектической
и
спорной
.
Автор
пытался
сообразовать
результаты
своих
исследований
с
принципами
патофизиологии
высшей
нервной
деятельности
И
.
П
.
Павлова
.
Так
,
диффузная
чернота
рисунка
,
асимметричная
и
ску
-
ченная
персеверация
знака
,
каракули
рассматриваются
им
как
проявление
преобладания
в
коре
большого
мозга
процесса
воз
-
буждения
,
тогда
как
персеверативные
штрихи
на
краю
поля
ри
-
сунка
,
симметричное
повторение
знаков
или
штрихов
должны
свидетельствовать
о
доминировании
коркового
торможения
.
Дис
-
социация
между
содержанием
233
рисунка
и
его
интерпретацией
расценивается
как
проявление
на
-
рушений
взаимоотношений
между
сигнальными
системами
.
На
основе
такого
рода
анализа
Е
.
Wartegg
строит
якобы
присущий
ка
-
ждому
больному
«
рефлексографический
профиль
».
Еще
более
со
-
мнительно
построение
«
характерологического
профиля
»,
осно
-
ванного
на
достаточно
произвольной
оценке
участия
в
рисунке
тех
или
иных
знаков
.
Знакам
-
раздражителям
приписываются
из
-
вестные
характерологические
свойства
.
Так
,
рисунки
по
второму
знаку
(
волнистая
линия
)
анализируются
в
плане
характеристики
таких
свойств
обследуемого
,
как
аффективность
,
контактность
;
по
третьему
знаку
(
три
последовательно
увеличивающиеся
прямые
вертикальные
линии
) —
целеустремленность
.
Нам
представляет
-
ся
,
что
произвольность
этой
символики
в
известной
мере
напоми
-
нает
построения
психоаналитиков
.
Критически
относясь
к
теоретической
надстройке
,
мы
апроби
-
ровали
в
нашей
лаборатории
(
А
.
Г
.
Чередниченко
, 1985)
метод
Вартегга
при
обследовании
больных
эпилепсией
и
шизофренией
.
Обнаружено
убедительное
различие
данных
,
полученных
у
боль
-
ных
обеих
групп
.
При
оценке
результатов
обращали
внимание
на
такие
показатели
,
как
характер
рисунка
(
реалистичность
,
симво
-
личность
,
склонность
к
детализации
),
выбор
цвета
,
привнесение
в
рисунок
графически
-
вербальных
компонентов
, «
стандартность
»
рисунка
,
его
интерпретация
обследуемым
.
Тест
выбора
цвета
Люшера
Тест
выбора
цвета
Люшера
разработан
швейцарским
психоло
-
гом
М
. Luscher (1947)
и
рассматривается
как
проективный
метод
,
направленный
на
опосредованное
изучение
личности
.
В
полном
варианте
теста
используются
73
цветные
карточки
25
различных
цветов
и
оттенков
.
При
проведении
обследования
по
полному
тес
-
ту
Люшера
в
первой
части
исследования
испытуемый
располагает
в
порядке
привлекательности
черный
,
три
оттенка
серого
и
белый
цвет
.
Во
второй
части
испытуемый
упорядочивает
восемь
класси
-
ческих
цветов
(
составляющих
сокращенный
набор
).
В
третьей
,
заключительной
,
части
испытуемый
осуществляет
выборы
попар
-
но
сначала
между
основными
четырьмя
цветами
,
затем
между
че
-
тырьмя
оттенками
каждого
из
основных
четырех
цветов
.
Полный
тест
Люшера
основан
на
сложной
теоретической
модели
эмоцио
-
нального
состояния
—
так
называемом
«
эмоциональном
кубе
».
234
Чаще
используется
сокращенный
набор
,
состоящий
из
8
цвет
-
ных
карточек
.
Четыре
цвета
—
синий
(
темно
-
синий
),
желтый
,
красный
и
зеленый
считаются
основными
,
базисными
, «
психоло
-
гическими
первоэлементами
».
К
дополнительным
цветам
относят
-
ся
ахроматические
—
коричневый
(
смесь
желто
-
красного
и
черно
-
го
),
нейтральный
серый
,
не
содержащий
никакого
цвета
и
потому
якобы
не
оказывающий
какого
-
либо
существенного
воздействия
на
обследуемого
,
и
черный
,
который
рассматривается
как
«
отри
-
цание
цвета
».
Фиолетовый
цвет
не
является
ни
основным
,
ни
до
-
полнительным
.
Перед
обследуемым
на
белом
фоне
полукругом
раскладывают
карточки
и
просят
его
выбрать
из
них
одну
,
окрашенную
в
наибо
-
лее
приятный
ему
цвет
.
При
этом
обследуемого
предупреждают
,
что
на
выбор
не
должны
влиять
ни
его
вкус
,
ни
доминирующий
в
моде
цвет
,
ни
окраска
интерьера
.
Выбранную
обследуемым
кар
-
точку
переворачивают
и
откладывают
в
сторону
,
после
чего
его
просят
вновь
выбрать
из
оставшихся
наиболее
для
него
приятную
карточку
.
Таким
образом
исследование
проводится
до
конца
,
и
в
результате
исследующий
получает
возможность
зафиксировать
полученный
цветовой
ряд
.
Для
обозначения
оценки
цвета
обсле
-
дуемым
прибегают
к
символам
:
С
помощью
этого
цветового
ряда
устанавливается
ран
-
жирование
карточек
в
нисходящем
порядке
.
Интерпретация
результатов
производится
с
учетом
категорий
функции
и
структуры
цвета
.
Принципы
работы
теста
Люшера
ос
-
нованы
на
двух
положениях
.
Во
-
первых
,
каждый
цвет
характеризует
определенную
челове
-
ческую
потребность
,
ассоциируется
с
ней
,
является
символом
этой
потребности
.
Во
-
вторых
,
структура
цветовых
предпочтений
человека
позво
-
ляет
выявить
структуру
этой
потребности
.
Сила
потребности
определяется
степенью
привлекательности
того
цвета
,
который
ей
соответствует
.
Под
функцией
цвета
М
. Luscher
понимает
субъективное
от
-
ношение
обследуемого
к
цвету
,
обусловленное
его
эмоциональ
-
ным
состоянием
в
момент
исследования
.
235