Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7524

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Структура

 

цвета

 

определяется

 

якобы

 

объективным

 

знанием

 

цвета

его

 

психологического

 

содержания

В

 

соответствии

 

с

 

функцией

 

и

 

структурой

 

цвета

 

с

 

помощью

 

специальных

 

таблиц

 

получают

 

стандартные

 

характеристики

 

личностных

 

свойств

 

обследуемого

.

 

Приводим

 

в

 

качестве

 

примера

 

сокращенное

 

психологическое

 

опи

-

сание

 

структурного

 

значения

 

одного

 

из

 

основных

 

цветов

так

си

-

ний

 

цвет

 

символизирует

 

глубину

 

чувства

 

и

 

является

 

концентричным

 

(

то

 

есть

 

занятым

 

сферой

 

субъективного

), 

пассивным

воссоединяю

-

щим

гетерономным

чувствительным

его

 

аффективные

 

компоненты

 

— 

спокойствие

удовлетворенность

нежность

любовь

 

и

 

привязан

-

ность

Синий

 

с

 

функцией

  «

+

» 

в

 1-

й

 

позиции

 

указывает

что

 

субъект

 

будет

 

действовать

 

путем

 

создания

 

вокруг

 

себя

 

обстановки

 

эмоцио

-

нального

 

покоя

благожелательности

 

со

 

стремлением

 

избежать

 

каких

-

либо

 

конфликтов

 

или

 

действий

требующих

 

энергии

 

и

 

мобилизации

 

сил

Синий

 

со

 

знаком

  «

» 

наоборот

указывает

 

на

 

неудовлетворен

-

ность

 

ситуацией

на

 

неспособность

 

самому

 

изменить

 

ее

 (

эти

 

качест

-

ва

 

сочетаются

 

с

 

неуступчивостью

сопротивлением

 

воздействиям

 

со

 

стороны

), 

на

 

раздражительность

беспокойство

склонность

 

скры

-

вать

 

свою

 

ранимость

.

 

В

 

норме

 

основные

 

цвета

 

обычно

 

располагаются

 

в

 

начале

 

и

 

се

-

редине

 

ряда

то

 

есть

 

занимают

 

первые

 

пять

 

позиций

в

 

то

 

время

 

как

 

дополнительные

 

цвета

как

 

правило

находятся

 

на

 

последних

 

трех

 

местах

.

 

Пытаясь

 

создать

 

психологическую

 

теорию

на

 

которой

 

бази

-

ровался

 

бы

 

разработанный

 

им

 

тест

М

. Luscher 

дал

 

своеобразную

 

интерпретацию

 

цветов

связанную

по

 

его

 

мнению

с

 

жизнедея

-

тельностью

 

человека

Так

темно

-

синий

 

цвет

 

рассматривается

 

им

 

как

 

символ

 

ночи

цвет

 

покоя

 

и

 

пассивности

ярко

-

желтый

 — 

сим

-

вол

 

дня

это

 

цвет

 

надежды

 

и

 

активности

Таким

 

образом

автор

 

выделяет

 

факторы

управляющие

 

человеком

Ночью

 (

темно

-

синий

 

цвет

прекращается

 

активность

 

человека

и

наоборот

днем

 (

ярко

-

желтый

 

цвет

деятельность

 

человека

его

 

активность

 

стимулиру

-

ются

Эти

 

гетерономные

 

цвета

 

рассматриваются

 

М

. Luscher 

как

 

неподконтрольные

 

человеку

Два

 

других

 

базисных

 

цвета

 — 

крас

-

ный

 

и

 

зеленый

 — 

рассматриваются

 

как

 

автономные

саморегули

-

рующие

При

 

этом

 

красный

 

цвет

 

символизирует

 

нападение

а

 

зе

-

леный

 — 

защиту

.

 

Помимо

 

критериев

 

гетеро

и

 

автономности

 

М

. Luscher 

пользу

-

ется

 

еще

 

факторами

 

активности

 

и

 

пассивности

.

 

236

 


background image

Синий

 

цвет

 — 

гетерономно

-

пассивный

желтый

 — 

гетерономно

-

активный

красный

 — 

автономно

-

активный

зеленый

 — 

авто

-

номно

-

пассивный

Таким

 

образом

цвета

 

связываются

 

с

 

жизнедея

-

тельностью

 

человека

 

и

 

функционированием

 

личности

Выбор

 

цвета

 

в

 

пределах

 

основных

 

цветов

 

относится

 

к

 

сознательной

 

сфе

-

ре

 

психики

в

 

пределах

 

дополнительных

 

цветов

 

и

 

оттенков

 

связы

-

вается

 

с

 

бессознательной

 

сферой

В

 

случае

если

 

потребность

вы

-

раженная

 

основным

 

цветом

является

 

очень

 

слабой

 

или

 

пол

-

ностью

 

удовлетворенной

то

 

цвет

который

 

ассоциируется

 

с

 

этой

 

потребностью

является

 

индифферентным

то

 

есть

 

находится

 

в

 

середине

 

ряда

Он

 

не

 

является

 

ни

 

приятным

ни

 

противным

Когда

 

соответствующая

 

потребность

 

усиливается

то

 

символизирующий

 

ее

 

цвет

 

становится

 

более

 

привлекательным

перемещаясь

 

в

 

начало

 

раскладки

Если

 

потребность

 

становится

 

настолько

 

сильной

что

 

удовлетворить

 

ее

 

в

 

полной

 

мере

 

не

 

представляется

 

возможным

то

 

цвет

который

 

характеризует

 

эту

 

потребность

становится

 

непри

-

ятным

 

и

 

занимает

 

одно

 

из

 

первых

 

мест

 

в

 

ряду

.

 

Вопрос

 

о

 

возможностях

 

применения

 

теста

 

Люшера

 

в

 

патопси

-

хологии

 

представляется

 

нам

 

спорным

и

 

решение

 

его

 

не

 

может

 

быть

 

однозначным

Тест

 

Люшера

 

выявляет

 

эмоциональное

 

со

-

стояние

 

человека

которое

 

может

 

существенно

 

меняться

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

ситуации

.

 

Создаваемая

 

в

 

процессе

 

исследования

 

ситуация

 

выбора

 

цвета

 

является

 

весьма

 

специфичной

 

и

 

не

 

может

 

отождествляться

 

с

 

пове

-

денческой

 

реакцией

 

обследуемого

 

в

 

любой

 

ситуации

 

вообще

Такая

 

расширительная

 

трактовка

 

совершенно

 

неправомерна

Более

 

того

известные

 

трудности

 

представляет

 

оценка

 

самого

 

акта

 

выбора

Вы

-

бор

 

цвета

 — 

сложная

 

форма

 

деятельности

зависящая

 

от

 

ряда

 

су

-

щественных

 

моментов

переменных

имеющих

 

важное

 

значение

 

бу

-

дучи

 

взятыми

 

по

 

отдельности

 

и

 

в

 

различных

 

сочетаниях

. R. Meili 

(1961) 

совершенно

 

справедливо

 

указывает

что

 

в

 

настоящее

 

время

 

мы

 

еще

 

не

 

можем

 

достаточно

 

полно

 

оценить

 

реакцию

 

выбора

Ссы

-

лаясь

 

на

 

исследования

 

самого

 

М

. Luscher 

и

 

М

. Pfister, R. Meili 

го

-

ворит

 

о

 

том

что

 

выбор

 

в

 

ситуациях

моделируемых

 

с

 

помощью

 

тес

-

тов

 

Люшера

 

и

 

Пфистера

 (

тест

 

цветных

 

пирамид

), 

зависит

 

не

 

толь

-

ко

 

от

 

реакции

 

на

 

цвет

На

 

него

 

оказывает

 

влияние

 

ситуация

в

 

кото

-

рой

 

он

 

происходит

Выбор

 

цвета

 

существенно

 

зависит

 

от

 

мотивов

 

деятельности

  (

нужно

 

ли

 

что

-

то

 

сделать

 

с

 

цветной

 

карточкой

 

или

 

нет

), 

от

 

того

из

 

какого

 

количества

 

цветных

 

карточек

 

обследуемый

 

237

 


background image

производит

 

выбор

 — 

из

 

двух

 

или

 

из

 

большего

 

количества

Можно

 

лишь

 

утверждать

считает

 R. Meili, 

что

 

существует

 

зависимость

 

выбо

-

ра

 

цвета

 

от

 

настроения

В

П

Урванцев

 (1981) 

пишет

 

о

 

том

что

 

на

 

предпочтение

 

того

 

или

 

иного

 

цвета

 

влияют

 

слишком

 

многие

 

факто

-

ры

включающие

 

как

 

особенности

 

цветового

 

стимула

так

 

и

 

инди

-

видуально

-

типологические

 

особенности

 

человека

Так

к

 

особен

-

ностям

 

стимула

 

автор

 

относит

 

влияние

 

утомляемости

 

и

 

адаптации

 

на

 

эмоциональную

 

оценку

 

цвета

размеры

 

цветного

 

образца

аф

-

фективный

 

контраст

 

при

 

рассматривании

 

серии

 

хроматических

 

образцов

отличающихся

 

по

 

аффективному

 

значению

цвет

 

фона

насыщенность

 

и

 

яркость

 

цветного

 

образца

К

 

особенностям

 

вос

-

приятия

 

цвета

зависящим

 

от

 

обследуемого

по

 

Л

П

Урванцеву

относятся

 

индивидуальная

 

аффективная

 

чувствительность

 

к

 

цвету

возраст

социокультуральные

 

характеристики

пол

эмоциональное

 

состояние

 

в

 

момент

 

исследования

  (

например

спокойное

 

состоя

-

ние

 

или

 

психическая

 

напряженность

). 

Большинство

 

из

 

этих

 

факто

-

ров

 

в

 

тесте

 

Люшера

 

не

 

учитываются

что

 

ни

 

в

 

коем

 

случае

 

не

 

ком

-

пенсируется

 

его

 

строгой

 

стандартизацией

.

 

Еще

 

более

 

сомнительными

 

являются

 

теоретические

 

обо

-

снования

 

теста

 

Люшера

Как

 

и

 

все

 

другие

 

авторитетные

 

спе

-

циалисты

 

в

 

области

 

психодиагностики

, R. Meili 

пишет

 

о

 

том

что

 

необходимое

 

условие

 

использования

 

теста

 

в

 

практике

 — 

это

 

тща

-

тельная

 

научная

 

разработка

 

его

 

основ

В

 

основе

 

теста

 

Люшера

 

не

 

лежит

 

какая

-

либо

 

серьезная

 

научная

 

теория

Тест

 

Люшера

 

основан

 

на

 

положении

 

о

 

том

что

 

субъективный

 

смысл

 

цветов

 

для

 

всех

 

людей

 

является

 

одинаковым

но

 

это

 

допущение

 

не

 

всегда

 

соответ

-

ствует

 

действительности

.

 

Приведенные

 

выше

 

рассуждения

 

М

. Luscher 

относительно

 

структуры

 

основных

 

цветов

 

основаны

 

на

 

сугубо

 

мифотворческой

 

символике

 

и

 

могут

 

рассматриваться

 

как

 

спекулятивные

. J. De 

Zeeuw (1957), 

анализируя

 

тест

 

Люшера

пишет

 

о

 

том

что

 

некото

-

рые

 

эмпирические

 

данные

особенно

 

полученные

 

в

 

клинике

 

пси

-

хических

 

заболеваний

 W. Furrer (1953), 

представляются

 

ценными

интересными

но

 

теория

 

М

. Luscher 

в

 

большей

 

своей

 

части

 

непри

-

емлема

и

 

тест

 

и

 

интерпретация

 

получаемых

 

с

 

его

 

помощью

 

дан

-

ных

 

нуждаются

 

в

 

объективизации

.

 

Приведенное

 

выше

 

не

 

является

 

поводом

 

для

 

полного

 

отказа

 

от

 

теста

 

Люшера

Отрицая

 

возможность

 

использования

 

его

 

для

 

по

-

лучения

 

сколько

-

нибудь

 

полной

развернутой

 

характеристики

 

личности

следует

 

подтвердить

 

воз

-

 

238

 


background image

можность

 

его

 

применения

 

для

 

оценки

 

эмоциональной

 

сферы

 

лич

-

ности

В

 

связи

 

с

 

этим

 

определенный

 

интерес

 

представляют

 

пока

-

затели

 

функции

 

цвета

отражающие

 

субъективное

 

восприятие

 

цвета

 

обследуемым

Такой

 

подход

 

раскрывает

 

достаточно

 

инте

-

ресные

 

перспективы

 

использования

 

теста

 

Люшера

 

в

 

патопсихоло

-

гии

 

для

 

сравнения

 

различных

 

аффективных

 

состояний

 

в

 

индиви

-

дуальных

 

и

 

особенно

 

групповых

 

исследованиях

Здесь

 

тест

 

Лю

-

шера

 

может

 

объективно

 

показать

 

динамику

 

эмоционального

 

со

-

стояния

 

больного

 

и

возможно

его

 

глубину

.

 

Специальных

 

возрастных

 

ограничений

 

при

 

использовании

 

теста

 

Люшера

 

не

 

существует

однако

 

валидность

 

его

 

при

 

работе

 

с

 

дошкольниками

 

не

 

доказана

а

 

вероятность

 

ошибок

 

в

 

этом

 

возрас

-

те

 

достаточно

 

высока

.

 

В

 

последние

 

годы

 

появились

 

основанные

 

на

 

научном

 

клинико

-

психологическом

 

подходе

 

экспериментальные

 

работы

в

 

которых

 

использовался

 

тест

 

выбора

 

цвета

 

Люшера

Так

С

Н

Боков

 (1988) 

применил

 

методику

 

Люшера

 

для

 

изучения

 

аффективности

 

больных

 

параноидной

 

шизофренией

Им

 

была

 

показана

 

возможность

 

ис

-

пользования

 

этой

 

методики

 

для

 

диагностики

 

динамики

 

мотиваци

-

онных

 

нарушений

 

у

 

больных

 

и

 

установлено

 

нарастание

 

мотиваци

-

онной

 

дезорганизованности

  (

амотивационности

по

 

мере

 

увеличе

-

ния

 

срока

 

давности

 

заболевания

Сходные

 

с

 

этими

 

результаты

 

были

 

получены

 

несколько

 

ранее

 

и

 

В

А

Москвиным

 (1987), 

применив

-

шим

 

тест

 

Люшера

 

у

 

больных

 

непрерывно

-

прогредиентной

 

шизоф

-

ренией

 

и

 

возбудимых

 

психопатических

 

личностей

 

и

 

показавшим

 

возможность

 

использования

 

методики

 

для

 

диагностики

 

нарушений

 

целеобразования

однако

 

в

 

его

 

работе

в

 

отличие

 

от

 

первой

не

 

при

-

менялся

 

динамический

 

подход

 

к

 

оценке

 

результатов

.

 

Н

В

Агазаде

 (1988) 

методика

 

Люшера

 

была

 

применена

 

с

 

це

-

лью

 

выявления

 

суицидальных

 

тенденций

Автор

 

указывает

 

на

 

то

что

 

у

 

здоровых

 

испытуемых

 

без

 

аутоагрессивных

 

переживаний

 

цветовая

 

пара

 

эталонов

 

 3 

и

 4 (

красный

 

и

 

желтый

 

цвета

встре

-

чается

 

во

 

второй

 

половине

 

раскладки

 

довольно

 

редко

 (4—10 %), 

в

 

то

 

время

 

как

 

при

 

суицидальных

 

явлениях

 — 

более

 

чем

 

у

 

половины

 

испытуемых

Помимо

 

этого

нередко

 

наблюдалась

 

также

 

выражен

-

ная

 

негативная

 

эмоциональная

 

реакция

 

при

 

выборе

 

большей

 

час

-

ти

 

цветовых

 

эталонов

 

с

 

высказываниями

 

о

 

неприятности

 

всех

 

предлагаемых

 

цветов

.

 

239

 


background image

Т

А

Айвазян

 

и

 

И

А

Таравкова

 (1990), 

использовав

 

цветовой

 

тест

 

Люшера

 

в

 

комплексном

 

психолого

-

диагностическом

 

обсле

-

довании

 

больных

 

гипертонической

 

болезнью

делают

 

вывод

 

о

 

возможности

 

его

 

применения

 

в

 

качестве

 

скрининг

-

теста

 

для

 

выяв

-

ления

 

группы

 

больных

 

с

 

более

 

высоким

 

уровнем

 

невротизации

тревоги

наиболее

 

нуждающихся

 

в

 

проведении

 

психотерапевтиче

-

ского

 

вмешательства

При

 

этом

 

авторы

 

указывают

 

на

 

необходи

-

мость

 

проведения

 

дальнейших

 

работ

 

по

 

валидизации

 

методики

.

 

Л

Н

Собчик

(1990) 

на

 

основе

 

теста

 

Люшера

 

предложила

 

метод

 

цветовых

 

выборов

  (

МЦВ

). 

Обоснование

 

метода

 

подробно

 

изло

-

жено

 

во

 

втором

 

выпуске

 

серии

  «

Методы

 

психологической

 

диаг

-

ностики

» (1990). 

Осуществлена

 

попытка

 

выявлять

 

при

 

помощи

 

МЦВ

 

прежде

 

всего

 

гипер

или

 

гипостенический

 

тип

 

реагирова

-

ния

Представляют

 

практическую

 

ценность

 

рекомендации

 

по

 

оп

-

ределению

 

уровня

 

тревожности

 

при

 

помощи

 

МЦВ

Если

 

основ

-

ные

 

цвета

к

 

которым

 

относятся

 

первые

 

четыре

занимают

 

одну

 

из

 

трех

 

последних

 

позиций

 

ряда

это

 

свидетельствует

 

о

 

неу

-

довлетворенности

 

той

 

или

 

иной

 

потребности

которая

 

становится

 

источником

 

неудовлетворенности

По

 

тому

расположены

 

ли

 

ос

-

новные

 

цвета

 

на

 

последних

 

позициях

оценивается

 

тревога

На

 

показатель

 

тревоги

 

влияет

 

также

 

появление

 

дополнительных

 

цве

-

тов

 (6, 7, 0) 

на

 

одной

 

из

 

трех

 

первых

 

позиций

Тревога

 

вычисляется

 

в

 

баллах

 

по

 

специальной

 

схеме

ее

 

максимальный

 

показатель

 — 12 

баллов

.

 

Комбинация

 

из

 2, 3 

и

 4 

цветов

 (

в

 

любой

 

последовательности

на

-

зывается

 «

рабочей

 

группой

», 

расположение

 

ее

 

в

 

начале

 

ряда

 

выявляет

 

хорошую

 

работоспособность

. «

Разбитая

» 

рабочая

 

группа

 

свидетель

-

ствует

 

о

 

снижении

 

работоспособности

.

 

Представляют

 

интерес

 

данные

полученные

 

при

 

помощи

 

МЦВ

 

Ю

А

Александровским

Л

Н

Собчик

 (1993) 

при

 

исследовании

 

здоровых

 

лиц

 

с

 

гармоничным

 

складом

 

личности

акцентуирован

-

ных

 

личностей

больных

 

неврозами

 

и

 

неврозоподобными

 (

патоха

-

рактерологическими

развитиями

Для

 

здоровых

 

характерными

 

были

 

предпочтение

 

основных

 

цветов

отсутствие

 

показателей

 

тревоги

Для

 

акцентуированных

 

личностей

 

и

 

лиц

 

с

 

доболезнен

-

ным

 

эмоциональным

 

напряжением

 

характерны

 

расположение

 

цве

-

тов

 6,0,5 

или

 7 

на

 

первых

 

позициях

сдвиг

 

рабочей

 

группы

 

вправо

При

 

невротических

 

состояниях

 

цвета

 6,0,7,6,0 

или

 6, 7 — 

на

 

пер

-

вых

 

позициях

Рабочая

 

группа

 

разбита

основные

 

цвета

 — 

на

 

по

-

следних

 

позициях

При

 

патологических

 

развитиях

 

240