Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7524
Скачиваний: 69
Структура
цвета
определяется
якобы
объективным
знанием
цвета
,
его
психологического
содержания
.
В
соответствии
с
функцией
и
структурой
цвета
с
помощью
специальных
таблиц
получают
стандартные
характеристики
личностных
свойств
обследуемого
.
Приводим
в
качестве
примера
сокращенное
психологическое
опи
-
сание
структурного
значения
одного
из
основных
цветов
:
так
,
си
-
ний
цвет
символизирует
глубину
чувства
и
является
концентричным
(
то
есть
занятым
сферой
субъективного
),
пассивным
,
воссоединяю
-
щим
,
гетерономным
,
чувствительным
,
его
аффективные
компоненты
—
спокойствие
,
удовлетворенность
,
нежность
,
любовь
и
привязан
-
ность
.
Синий
с
функцией
«
+
»
в
1-
й
позиции
указывает
,
что
субъект
будет
действовать
путем
создания
вокруг
себя
обстановки
эмоцио
-
нального
покоя
,
благожелательности
со
стремлением
избежать
каких
-
либо
конфликтов
или
действий
,
требующих
энергии
и
мобилизации
сил
.
Синий
со
знаком
«
–
»
наоборот
,
указывает
на
неудовлетворен
-
ность
ситуацией
,
на
неспособность
самому
изменить
ее
(
эти
качест
-
ва
сочетаются
с
неуступчивостью
,
сопротивлением
воздействиям
со
стороны
),
на
раздражительность
,
беспокойство
,
склонность
скры
-
вать
свою
ранимость
.
В
норме
основные
цвета
обычно
располагаются
в
начале
и
се
-
редине
ряда
,
то
есть
занимают
первые
пять
позиций
,
в
то
время
как
дополнительные
цвета
,
как
правило
,
находятся
на
последних
трех
местах
.
Пытаясь
создать
психологическую
теорию
,
на
которой
бази
-
ровался
бы
разработанный
им
тест
,
М
. Luscher
дал
своеобразную
интерпретацию
цветов
,
связанную
,
по
его
мнению
,
с
жизнедея
-
тельностью
человека
.
Так
,
темно
-
синий
цвет
рассматривается
им
как
символ
ночи
,
цвет
покоя
и
пассивности
,
ярко
-
желтый
—
сим
-
вол
дня
,
это
цвет
надежды
и
активности
.
Таким
образом
,
автор
выделяет
факторы
,
управляющие
человеком
.
Ночью
(
темно
-
синий
цвет
)
прекращается
активность
человека
,
и
,
наоборот
,
днем
(
ярко
-
желтый
цвет
)
деятельность
человека
,
его
активность
стимулиру
-
ются
.
Эти
гетерономные
цвета
рассматриваются
М
. Luscher
как
неподконтрольные
человеку
.
Два
других
базисных
цвета
—
крас
-
ный
и
зеленый
—
рассматриваются
как
автономные
,
саморегули
-
рующие
.
При
этом
красный
цвет
символизирует
нападение
,
а
зе
-
леный
—
защиту
.
Помимо
критериев
гетеро
-
и
автономности
М
. Luscher
пользу
-
ется
еще
факторами
активности
и
пассивности
.
236
Синий
цвет
—
гетерономно
-
пассивный
,
желтый
—
гетерономно
-
активный
,
красный
—
автономно
-
активный
,
зеленый
—
авто
-
номно
-
пассивный
.
Таким
образом
,
цвета
связываются
с
жизнедея
-
тельностью
человека
и
функционированием
личности
.
Выбор
цвета
в
пределах
основных
цветов
относится
к
сознательной
сфе
-
ре
психики
,
в
пределах
дополнительных
цветов
и
оттенков
связы
-
вается
с
бессознательной
сферой
.
В
случае
,
если
потребность
,
вы
-
раженная
основным
цветом
,
является
очень
слабой
или
пол
-
ностью
удовлетворенной
,
то
цвет
,
который
ассоциируется
с
этой
потребностью
,
является
индифферентным
,
то
есть
находится
в
середине
ряда
.
Он
не
является
ни
приятным
,
ни
противным
.
Когда
соответствующая
потребность
усиливается
,
то
символизирующий
ее
цвет
становится
более
привлекательным
,
перемещаясь
в
начало
раскладки
.
Если
потребность
становится
настолько
сильной
,
что
удовлетворить
ее
в
полной
мере
не
представляется
возможным
,
то
цвет
,
который
характеризует
эту
потребность
,
становится
непри
-
ятным
и
занимает
одно
из
первых
мест
в
ряду
.
Вопрос
о
возможностях
применения
теста
Люшера
в
патопси
-
хологии
представляется
нам
спорным
,
и
решение
его
не
может
быть
однозначным
.
Тест
Люшера
выявляет
эмоциональное
со
-
стояние
человека
,
которое
может
существенно
меняться
в
зави
-
симости
от
ситуации
.
Создаваемая
в
процессе
исследования
ситуация
выбора
цвета
является
весьма
специфичной
и
не
может
отождествляться
с
пове
-
денческой
реакцией
обследуемого
в
любой
ситуации
вообще
.
Такая
расширительная
трактовка
совершенно
неправомерна
.
Более
того
,
известные
трудности
представляет
оценка
самого
акта
выбора
.
Вы
-
бор
цвета
—
сложная
форма
деятельности
,
зависящая
от
ряда
су
-
щественных
моментов
,
переменных
,
имеющих
важное
значение
бу
-
дучи
взятыми
по
отдельности
и
в
различных
сочетаниях
. R. Meili
(1961)
совершенно
справедливо
указывает
,
что
в
настоящее
время
мы
еще
не
можем
достаточно
полно
оценить
реакцию
выбора
.
Ссы
-
лаясь
на
исследования
самого
М
. Luscher
и
М
. Pfister, R. Meili
го
-
ворит
о
том
,
что
выбор
в
ситуациях
,
моделируемых
с
помощью
тес
-
тов
Люшера
и
Пфистера
(
тест
цветных
пирамид
),
зависит
не
толь
-
ко
от
реакции
на
цвет
.
На
него
оказывает
влияние
ситуация
,
в
кото
-
рой
он
происходит
.
Выбор
цвета
существенно
зависит
от
мотивов
деятельности
(
нужно
ли
что
-
то
сделать
с
цветной
карточкой
или
нет
),
от
того
,
из
какого
количества
цветных
карточек
обследуемый
237
производит
выбор
—
из
двух
или
из
большего
количества
.
Можно
лишь
утверждать
,
считает
R. Meili,
что
существует
зависимость
выбо
-
ра
цвета
от
настроения
.
В
.
П
.
Урванцев
(1981)
пишет
о
том
,
что
на
предпочтение
того
или
иного
цвета
влияют
слишком
многие
факто
-
ры
,
включающие
как
особенности
цветового
стимула
,
так
и
инди
-
видуально
-
типологические
особенности
человека
.
Так
,
к
особен
-
ностям
стимула
автор
относит
влияние
утомляемости
и
адаптации
на
эмоциональную
оценку
цвета
,
размеры
цветного
образца
,
аф
-
фективный
контраст
при
рассматривании
серии
хроматических
образцов
,
отличающихся
по
аффективному
значению
,
цвет
фона
,
насыщенность
и
яркость
цветного
образца
.
К
особенностям
вос
-
приятия
цвета
,
зависящим
от
обследуемого
,
по
Л
.
П
.
Урванцеву
,
относятся
индивидуальная
аффективная
чувствительность
к
цвету
,
возраст
,
социокультуральные
характеристики
,
пол
,
эмоциональное
состояние
в
момент
исследования
(
например
,
спокойное
состоя
-
ние
или
психическая
напряженность
).
Большинство
из
этих
факто
-
ров
в
тесте
Люшера
не
учитываются
,
что
ни
в
коем
случае
не
ком
-
пенсируется
его
строгой
стандартизацией
.
Еще
более
сомнительными
являются
теоретические
обо
-
снования
теста
Люшера
.
Как
и
все
другие
авторитетные
спе
-
циалисты
в
области
психодиагностики
, R. Meili
пишет
о
том
,
что
необходимое
условие
использования
теста
в
практике
—
это
тща
-
тельная
научная
разработка
его
основ
.
В
основе
теста
Люшера
не
лежит
какая
-
либо
серьезная
научная
теория
.
Тест
Люшера
основан
на
положении
о
том
,
что
субъективный
смысл
цветов
для
всех
людей
является
одинаковым
,
но
это
допущение
не
всегда
соответ
-
ствует
действительности
.
Приведенные
выше
рассуждения
М
. Luscher
относительно
структуры
основных
цветов
основаны
на
сугубо
мифотворческой
символике
и
могут
рассматриваться
как
спекулятивные
. J. De
Zeeuw (1957),
анализируя
тест
Люшера
,
пишет
о
том
,
что
некото
-
рые
эмпирические
данные
,
особенно
полученные
в
клинике
пси
-
хических
заболеваний
W. Furrer (1953),
представляются
ценными
,
интересными
,
но
теория
М
. Luscher
в
большей
своей
части
непри
-
емлема
;
и
тест
и
интерпретация
получаемых
с
его
помощью
дан
-
ных
нуждаются
в
объективизации
.
Приведенное
выше
не
является
поводом
для
полного
отказа
от
теста
Люшера
.
Отрицая
возможность
использования
его
для
по
-
лучения
сколько
-
нибудь
полной
,
развернутой
характеристики
личности
,
следует
подтвердить
воз
-
238
можность
его
применения
для
оценки
эмоциональной
сферы
лич
-
ности
.
В
связи
с
этим
определенный
интерес
представляют
пока
-
затели
функции
цвета
,
отражающие
субъективное
восприятие
цвета
обследуемым
.
Такой
подход
раскрывает
достаточно
инте
-
ресные
перспективы
использования
теста
Люшера
в
патопсихоло
-
гии
для
сравнения
различных
аффективных
состояний
в
индиви
-
дуальных
и
особенно
групповых
исследованиях
.
Здесь
тест
Лю
-
шера
может
объективно
показать
динамику
эмоционального
со
-
стояния
больного
и
,
возможно
,
его
глубину
.
Специальных
возрастных
ограничений
при
использовании
теста
Люшера
не
существует
,
однако
валидность
его
при
работе
с
дошкольниками
не
доказана
,
а
вероятность
ошибок
в
этом
возрас
-
те
достаточно
высока
.
В
последние
годы
появились
основанные
на
научном
клинико
-
психологическом
подходе
экспериментальные
работы
,
в
которых
использовался
тест
выбора
цвета
Люшера
.
Так
,
С
.
Н
.
Боков
(1988)
применил
методику
Люшера
для
изучения
аффективности
больных
параноидной
шизофренией
.
Им
была
показана
возможность
ис
-
пользования
этой
методики
для
диагностики
динамики
мотиваци
-
онных
нарушений
у
больных
и
установлено
нарастание
мотиваци
-
онной
дезорганизованности
(
амотивационности
)
по
мере
увеличе
-
ния
срока
давности
заболевания
.
Сходные
с
этими
результаты
были
получены
несколько
ранее
и
В
.
А
.
Москвиным
(1987),
применив
-
шим
тест
Люшера
у
больных
непрерывно
-
прогредиентной
шизоф
-
ренией
и
возбудимых
психопатических
личностей
и
показавшим
возможность
использования
методики
для
диагностики
нарушений
целеобразования
,
однако
в
его
работе
,
в
отличие
от
первой
,
не
при
-
менялся
динамический
подход
к
оценке
результатов
.
Н
.
В
.
Агазаде
(1988)
методика
Люшера
была
применена
с
це
-
лью
выявления
суицидальных
тенденций
.
Автор
указывает
на
то
,
что
у
здоровых
испытуемых
без
аутоагрессивных
переживаний
цветовая
пара
эталонов
№
3
и
4 (
красный
и
желтый
цвета
)
встре
-
чается
во
второй
половине
раскладки
довольно
редко
(4—10 %),
в
то
время
как
при
суицидальных
явлениях
—
более
чем
у
половины
испытуемых
.
Помимо
этого
,
нередко
наблюдалась
также
выражен
-
ная
негативная
эмоциональная
реакция
при
выборе
большей
час
-
ти
цветовых
эталонов
с
высказываниями
о
неприятности
всех
предлагаемых
цветов
.
239
Т
.
А
.
Айвазян
и
И
.
А
.
Таравкова
(1990),
использовав
цветовой
тест
Люшера
в
комплексном
психолого
-
диагностическом
обсле
-
довании
больных
гипертонической
болезнью
,
делают
вывод
о
возможности
его
применения
в
качестве
скрининг
-
теста
для
выяв
-
ления
группы
больных
с
более
высоким
уровнем
невротизации
,
тревоги
,
наиболее
нуждающихся
в
проведении
психотерапевтиче
-
ского
вмешательства
.
При
этом
авторы
указывают
на
необходи
-
мость
проведения
дальнейших
работ
по
валидизации
методики
.
Л
.
Н
.
Собчик
(1990)
на
основе
теста
Люшера
предложила
метод
цветовых
выборов
(
МЦВ
).
Обоснование
метода
подробно
изло
-
жено
во
втором
выпуске
серии
«
Методы
психологической
диаг
-
ностики
» (1990).
Осуществлена
попытка
выявлять
при
помощи
МЦВ
прежде
всего
гипер
-
или
гипостенический
тип
реагирова
-
ния
.
Представляют
практическую
ценность
рекомендации
по
оп
-
ределению
уровня
тревожности
при
помощи
МЦВ
.
Если
основ
-
ные
цвета
,
к
которым
относятся
первые
четыре
,
занимают
одну
из
трех
последних
позиций
ряда
,
это
свидетельствует
о
неу
-
довлетворенности
той
или
иной
потребности
,
которая
становится
источником
неудовлетворенности
.
По
тому
,
расположены
ли
ос
-
новные
цвета
на
последних
позициях
,
оценивается
тревога
.
На
показатель
тревоги
влияет
также
появление
дополнительных
цве
-
тов
(6, 7, 0)
на
одной
из
трех
первых
позиций
.
Тревога
вычисляется
в
баллах
по
специальной
схеме
,
ее
максимальный
показатель
— 12
баллов
.
Комбинация
из
2, 3
и
4
цветов
(
в
любой
последовательности
)
на
-
зывается
«
рабочей
группой
»,
расположение
ее
в
начале
ряда
выявляет
хорошую
работоспособность
. «
Разбитая
»
рабочая
группа
свидетель
-
ствует
о
снижении
работоспособности
.
Представляют
интерес
данные
,
полученные
при
помощи
МЦВ
Ю
.
А
.
Александровским
,
Л
.
Н
.
Собчик
(1993)
при
исследовании
здоровых
лиц
с
гармоничным
складом
личности
,
акцентуирован
-
ных
личностей
,
больных
неврозами
и
неврозоподобными
(
патоха
-
рактерологическими
)
развитиями
.
Для
здоровых
характерными
были
предпочтение
основных
цветов
,
отсутствие
показателей
тревоги
.
Для
акцентуированных
личностей
и
лиц
с
доболезнен
-
ным
эмоциональным
напряжением
характерны
расположение
цве
-
тов
6,0,5
или
7
на
первых
позициях
,
сдвиг
рабочей
группы
вправо
.
При
невротических
состояниях
цвета
6,0,7,6,0
или
6, 7 —
на
пер
-
вых
позициях
.
Рабочая
группа
разбита
,
основные
цвета
—
на
по
-
следних
позициях
.
При
патологических
развитиях
240