Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7527
Скачиваний: 69
наблюдается
соединение
ахроматических
и
основных
цветов
на
первых
позициях
,
не
полностью
собрана
рабочая
группа
,
основ
-
ные
цвета
могут
оказаться
в
индифферентной
зоне
(5-
я
—6-
я
по
-
зиции
).
Подводя
итоги
исследований
по
МЦВ
больных
шизофренией
и
пограничными
психическими
расстройствами
,
Л
.
Н
.
Собчик
дела
-
ет
вывод
о
том
,
что
методику
нельзя
считать
стандартизованной
.
В
.
М
.
Блейхер
,
С
.
Н
.
Боков
(1994)
применили
сокращенный
(
восьмицветный
)
вариант
теста
Люшера
для
изучения
связи
функционального
состояния
отделов
вегетативной
нервной
сис
-
темы
и
выбора
цвета
.
Результаты
проведенного
ими
исследования
позволяют
сделать
вывод
о
том
,
что
существует
определенная
связь
между
преобладающим
функциональным
состоянием
раз
-
личных
отделов
ВНС
и
выбором
цвета
:
при
преобладании
пара
-
симпатических
влияний
достоверно
чаще
предпочтение
отдается
зеленому
,
симпатических
—
желтому
цвету
Применение
теста
Люшера
как
самостоятельной
методики
в
практике
психологической
экспертизы
,
при
профессиональном
отборе
или
для
решения
задачи
оценки
персонала
совершенно
неприемлемо
.
Определение
степени
приятности
отдельных
хроматических
цветов
Методика
предложена
К
.
А
.
Рамулем
(1958, 1966)
и
относится
к
группе
«
методов
впечатления
».
Материалом
изучения
являются
переживания
обследуемого
,
вызванные
какими
-
либо
раздраже
-
ниями
или
впечатлениями
.
Методика
направлена
на
исследование
эмоциональной
сферы
личности
.
Она
основана
на
определении
обследуемым
степени
приятности
демонстрируемых
ему
цветных
карточек
,
окрашенных
в
основные
хроматические
цвета
.
Возможны
несколько
вариантов
методики
.
В
одном
из
вариантов
цветные
карточки
предъявляются
одно
-
временно
,
будучи
расположенными
на
одном
фоновом
листе
.
Об
-
следуемый
должен
выбрать
наиболее
приятный
ему
цвет
.
Иногда
задание
состоит
в
выборе
приятных
для
обследуемых
комбинаций
цветов
.
Этот
вариант
близко
подходит
к
тесту
Люшера
,
так
как
в
сущности
для
обследуемого
создается
ситуация
выбора
.
Во
втором
варианте
методика
не
включает
элементы
выбора
цве
-
та
,
хотя
сравнение
отдельных
цветов
,
не
предусмотренное
инструк
-
цией
исследующего
,
и
здесь
имеется
.
Обследуемому
демонстрируют
цветные
карточки
по
отдельности
и
предлагают
ка
-
ждый
хроматический
цвет
оценить
по
следующей
системе
:
очень
приятно
(+3),
приятно
(+2),
в
слабой
степени
приятно
(+1),
безраз
-
лично
(0),
в
слабой
степени
неприятно
(-1),
умеренно
неприятно
(-2),
очень
неприятно
(-3).
Исследование
проводится
с
помощью
специального
набора
карт
(
цветной
квадрат
на
белом
фоне
).
Оценка
количественная
.
Этой
методикой
мы
(
совместно
с
И
.
В
.
Борисовым
, 1969)
изуча
-
ли
субъективное
восприятие
цвета
в
патологии
,
при
эпилептиче
-
ских
дисфориях
.
С
этой
целью
по
каждому
цвету
были
разработаны
такие
показатели
,
как
средний
показатель
степени
приятности
цвета
у
здоровых
контрольной
группы
(
Сп
),
у
больных
эпилепсией
вне
дисфории
(
Со
)
и
при
дисфориях
отрицательного
(C-d)
и
положи
-
тельного
(C+d)
аффективного
тона
.
Кроме
того
,
по
формуле
определялся
показатель
АС
,
характеризующий
разницу
в
оценке
приятности
цвета
для
больного
при
аффективном
сдвиге
.
Методика
пригодна
для
исследований
как
отдельных
больных
,
так
и
групп
больных
.
Для
каждого
больного
может
быть
установлен
характерный
цветовой
ряд
.
Сравнение
этих
рядов
в
динамике
,
при
изменении
эмоционального
состояния
больного
,
представляет
значительный
интерес
.
Как
дополнительный
вариант
методики
мы
использовали
прием
соотнесения
цветов
и
оттенков
.
Для
этого
изготавливаются
эталоны
,
то
есть
карты
,
окрашенные
в
основные
цвета
спектра
и
имеющие
форму
круга
.
Соответственно
каждому
цвету
обследуемому
предъ
-
являют
еще
три
квадратные
карты
,
из
которых
одна
по
цвету
совер
-
шенно
идентична
эталону
,
вторая
окрашена
более
насыщенным
,
а
тре
-
тья
—
менее
насыщенным
цветом
.
Инструкция
предусматривает
не
-
обходимость
подобрать
к
каждой
карте
-
эталону
«
наиболее
к
ней
под
-
ходящую
квадратную
карту
»,
модус
деятельности
и
критерий
отбора
не
уточняются
.
Исследуются
особенности
мотивационной
на
-
правленности
поисковой
деятельности
и
точность
регистрации
идентичности
цветов
и
оттенков
при
их
сопоставлении
.
242
III.
Патопсихологическая
семиотика
Шизофрения
Согласно
МКБ
-10
для
шизофренических
расстройств
в
целом
свойственны
фундаментальные
и
характерные
расстройства
мышления
и
восприятия
,
а
также
неадекватный
или
сниженный
аффект
.
Как
правило
,
сохраняется
ясное
сознание
и
интеллекту
-
альные
способности
,
хотя
с
течением
времени
могут
появиться
некоторые
когнитивные
нарушения
.
Расстройства
,
свойственные
шизофрении
,
поражают
фундаментальные
функции
,
которые
придают
нормальному
человеку
чувство
своей
индивидуальности
,
неповторимости
и
целенаправленности
.
Четких
патогномоничных
клинических
симптомов
шизофре
-
нии
нет
,
для
практических
целей
в
МКБ
-10
предусматривается
соединение
отдельных
симптомов
в
группы
,
являющиеся
важны
-
ми
для
диагностики
и
часто
сочетающиеся
между
собой
;
для
ди
-
агностики
шизофрении
необходимо
наличие
,
как
минимум
,
одно
-
го
четкого
симптома
(
или
2
менее
отчетливых
симптомов
),
при
-
надлежащих
к
группе
а
—
г
,
или
2
симптомов
из
групп
д
—
и
,
при
этом
необходимо
,
чтобы
они
отмечались
на
протяжении
большей
части
эпизода
—
длительность
один
месяц
и
более
:
а
)
эхо
мыслей
,
вкладывание
или
отнятие
мыслей
,
их
радио
-
вещание
(
открытость
);
б
)
бред
воздействия
,
влияния
или
пассивности
,
отчетливо
относящийся
к
движениям
тела
или
конечностей
или
к
мыслям
,
действиям
или
ощущениям
;
бредовое
воспри
-
ятие
;
в
)
галлюцинаторные
голоса
,
представляющие
собой
теку
-
щий
комментарий
поведения
больного
или
обсуждения
его
между
собой
;
другие
типы
галлюцинаторных
голо
-
сов
,
исходящих
из
какой
-
либо
части
тела
;
г
)
стойкие
бредовые
идеи
другого
рода
,
которые
не
адек
-
ватны
для
данной
социальной
культуры
и
совершено
не
-
возможны
по
содержанию
,
такие
,
как
идентификация
се
-
бя
с
религиозными
или
политическими
фигурами
,
заяв
-
ления
о
сверхчеловеческих
способностях
(
например
,
о
возможности
243
управлять
погодой
или
об
общении
с
инопланетянами
);
д
)
постоянные
галлюцинации
любой
сферы
,
которые
сопро
-
вождаются
нестойкими
или
неполностью
сформирован
-
ными
бредовыми
идеями
без
четкого
эмоционального
содержания
,
или
постоянные
сверхценные
идеи
,
которые
могут
появляться
ежедневно
в
течение
недель
или
даже
месяцев
;
е
)
прерывание
мыслительных
процессов
или
вме
-
шивающиеся
мысли
,
которые
могут
привести
к
разо
-
рванности
или
несообразности
в
речи
;
или
неологизмы
;
ж
)
кататонические
расстройства
,
такие
,
как
возбуждение
,
застывания
или
восковая
гибкость
,
негативизм
,
мутизм
и
ступор
;
з
) «
негативные
»
симптомы
,
такие
,
как
выраженная
апатия
,
бедность
речи
,
сглаженность
или
неадекватность
эмо
-
циональных
реакций
,
что
обычно
приводит
к
социальной
отгороженности
и
снижению
социальной
продуктивно
-
сти
;
должно
быть
очевидным
,
что
эти
признаки
не
обу
-
словлены
депрессией
или
нейролептической
терапией
;
и
)
значительное
и
последовательное
качественное
измене
-
ние
поведения
,
что
проявляется
утратой
интересов
,
неце
-
ленаправленностью
,
бездеятельностью
,
самопоглощен
-
ностью
и
социальной
аутизацией
.
Диагноз
шизофрении
не
должен
ставиться
при
наличии
выра
-
женных
депрессивных
или
маниакальных
симптомов
,
если
только
шизофренические
симптомы
не
предшествовали
аффективным
расстройствам
.
То
же
касается
и
оценки
результатов
патопсихоло
-
гического
исследования
при
шизофрении
:
наличие
клинически
выраженного
депрессивного
или
маниакального
состояния
может
маскировать
свойственные
этому
заболеванию
расстройства
мыс
-
лительной
деятельности
,
поэтому
наиболее
целесообразно
прове
-
дение
исследования
вне
выраженных
эмоциональных
рас
-
стройств
.
При
патопсихологическом
исследовании
больных
ши
-
зофренией
обнаруживаются
своеобразные
диагностически
значи
-
мые
изменения
мышления
,
перцептивной
дея
тельности
244
и
аффективно
-
личностных
свойств
.
Проявления
психической
па
-
тологии
при
этом
носят
суммарный
характер
,
они
не
могут
быть
адресованы
к
одной
из
сфер
психической
деятельности
,
поэтому
в
их
описании
мы
будем
часто
прибегать
к
характеристике
резуль
-
татов
исследования
,
получаемых
с
помощью
той
или
иной
мето
-
дики
,
в
первую
очередь
максимально
валидных
,
в
диагностике
шизофренического
процесса
.
В
то
же
время
следует
отметить
,
что
практически
не
существует
методик
,
которые
являлись
бы
совер
-
шенно
диагностически
не
значимыми
при
исследовании
больных
шизофренией
.
Например
,
кривая
запоминания
10
слов
по
типу
«
плато
»
при
отсутствии
клинически
определяемого
снижения
па
-
мяти
является
косвенным
признаком
наличия
аффективно
-
личностных
изменений
по
шизофреническому
типу
.
Искажение
процессов
обобщения
и
отвлечения
у
больных
ши
-
зофренией
особенно
легко
выявляется
при
исследовании
методи
-
кой
классификации
.
Распределение
карточек
на
группы
произво
-
дится
больными
чрезмерно
обобщенно
,
без
связи
с
реальным
со
-
держанием
явлений
,
либо
же
по
несущественным
,
необычным
,
неадекватным
признакам
.
Приводим
примеры
выполнения
зада
-
ния
по
методике
классификации
больными
шизофренией
.
Больная
А
.
провела
классификацию
,
руководствуясь
окончаниями
написанных
на
карточках
слов
.
Так
,
в
одну
группу
она
объединила
мак
,
жук
,
в
другую
—
морковь
,
гусь
,
тетрадь
,
лошадь
.
Отдельные
группы
она
подобрала
по
количеству
букв
в
словах
:
пила
,
рыба
,
коза
,
слон
.
Больная
П
.
при
классификации
выделила
следующие
группы
:
живые
существа
женского
и
мужского
пола
;
грибы
,
неодушевленные
предме
-
ты
мужского
,
женского
и
среднего
рода
;
растения
мужского
,
женского
и
среднего
рода
;
предметы
,
имеющие
лишь
множественное
число
;
людей
мужского
и
женского
пола
.
Во
втором
случае
наглядно
видно
игнорирование
больной
су
-
щественных
связей
,
вся
классификация
проведена
ею
в
основном
по
грамматическому
принципу
.
Весы
и
часы
оказываются
случай
-
но
в
одной
группе
,
но
не
потому
,
что
они
являются
измеритель
-
ными
приборами
,
а
в
связи
с
грамматическими
особенностями
этих
слов
.
В
основе
классификации
,
проведенной
больной
П
.,
не
лежит
какая
-
то
единая
система
.
Больная
одновременно
применила
для
классификации
несопоставимые
критерии
.
Нередко
больные
шизофренией
при
классификации
минуют
первый
этап
выполнения
задания
и
сразу
же
делят
245