Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7394
Скачиваний: 69
Протоколы
исследований
лучше
вести
на
отдельных
листах
,
которые
затем
скрепляются
.
В
начале
протокола
идут
его
номер
по
регистрационному
журналу
,
дата
,
обозначается
отделение
и
указываются
фамилия
и
инициалы
больного
.
В
журнале
,
помимо
этих
сведений
,
отмечается
возраст
обследуемого
,
диагноз
,
а
также
указывается
,
первичное
это
исследование
или
повторное
.
Жела
-
тельно
также
вести
алфавитную
книгу
по
годам
;
которая
поможет
при
необходимости
найти
протокол
предыдущего
обследования
данного
больного
.
Протоколы
хранятся
в
хронологическом
по
-
рядке
.
Обычно
патопсихологические
исследования
психически
боль
-
ных
производятся
без
какой
-
либо
сложной
аппаратуры
,
и
это
суще
-
ственно
уменьшает
ту
искусственность
,
которая
возникает
при
применении
в
лаборатории
специального
оборудования
,
сложных
устройств
,
кабин
и
приближает
исследование
к
«
естественному
эксперименту
».
По
определению
А
.
Ф
.
Лазурского
(1925),
естест
-
венный
эксперимент
—
это
попытка
совместить
произвольное
вмешательство
,
являющееся
характерным
признаком
всякого
экс
-
перимента
,
в
психическую
жизнь
человека
со
сравнительной
про
-
стотой
и
естественной
обстановкой
опыта
.
Важным
и
нередко
очень
трудным
представляется
за
-
ключительный
этап
исследования
—
анализ
полученных
в
экспе
-
рименте
фактов
,
их
обобщение
и
подготовка
заключения
,
которое
должно
отражать
качественные
особенности
течения
психических
процессов
у
обследуемого
.
При
этом
важна
не
столько
характери
-
стика
данных
,
полученных
с
помощью
отдельных
методик
,
сколько
умение
обобщить
их
,
выделив
,
таким
образом
,
основные
нарушения
психической
деятельности
.
Заключение
всегда
должно
быть
ответом
на
вопрос
,
который
поставлен
клиницистом
перед
патопсихологом
.
М
.
С
.
Роговин
(1969)
пишет
о
том
,
что
результаты
па
-
топсихологического
эксперимента
имеют
самостоятельное
значе
-
ние
,
но
он
придает
особую
роль
их
клинической
квалификации
.
В
частности
,
автор
выделяет
в
проведении
патопсихологического
эксперимента
три
этапа
,
представляющие
последовательную
ин
-
теграцию
психологических
данных
в
клиническое
заключение
.
Первый
этап
заключается
в
предъявлении
любому
больному
лю
-
бой
психологической
пробы
,
чем
создается
собственно
экспери
-
ментальная
ситуация
.
Это
,
в
сущности
,
ориентировочный
этап
31
исследования
.
Исследующий
получает
характеристику
ряда
об
-
щих
данных
относительно
темпа
,
объема
и
переключаемости
пси
-
хических
процессов
.
На
втором
этапе
исследования
патопсихолог
переходит
к
поиску
таких
психологических
проб
,
в
выполнении
которых
с
наибольшей
вероятностью
должна
проявиться
психо
-
логическая
структура
нарушения
.
Таким
образом
,
здесь
иссле
-
дующий
стремится
найти
наиболее
нозологически
специфические
(
в
зависимости
от
сформулированной
клинической
задачи
)
мето
-
дики
экспериментального
исследования
.
Поскольку
ни
одна
взя
-
тая
изолированно
патопсихологическая
методика
не
имеет
ре
-
шающего
диагностического
значения
,
наступает
третий
этап
ис
-
следования
,
заключающийся
,
по
М
.
С
.
Роговину
,
в
сопоставлении
результатов
использованных
при
исследовании
психологических
проб
.
По
мнению
автора
,
собственно
нозологическая
квалифика
-
ция
полученных
в
эксперименте
данных
уже
выходит
за
рамки
работы
патопсихолога
и
осуществляется
путем
сопоставления
об
-
наруженной
в
эксперименте
структуры
психического
дефекта
с
клинической
картиной
заболевания
.
Форма
заключения
не
может
быть
единой
.
С
.
Я
.
Рубинштейн
(1970)
писала
,
что
так
же
,
как
само
исследование
не
может
быть
стандартным
,
не
может
быть
и
стандарта
в
составлении
заключе
-
ния
.
В
значительной
мере
характер
заключения
зависит
и
от
ин
-
дивидуальных
свойств
патопсихолога
,
и
от
рабочей
нагрузки
.
Этими
факторами
,
например
,
определяется
лаконичность
или
об
-
стоятельность
заключения
.
Заключение
не
должно
быть
повторе
-
нием
,
даже
сжатым
,
протокола
обследования
.
В
ряде
случаев
важно
коротко
охарактеризовать
психическое
состояние
обследуемого
,
предъявляемые
им
жалобы
.
Это
особен
-
но
важно
,
когда
психическое
состояние
больного
в
лаборатории
отличается
от
описываемого
лечащим
врачом
в
отделении
,
либо
при
обнаружении
известного
контраста
между
самочувствием
больного
и
результатами
исследования
.
Пример
последнего
:
об
-
следуемый
предъявляет
жалобы
астенического
характера
,
но
в
эксперименте
не
обнаруживается
соответствующих
им
проявле
-
ний
истощаемости
,
ослабления
памяти
,
активного
внимания
.
Ре
-
гистрация
психического
состояния
обследуемого
важна
и
в
тех
случаях
,
когда
этим
можно
объяснить
характер
полученных
ре
-
зультатов
.
32
В
заключении
отмечаются
особенности
поведения
больного
,
обусловленные
ситуацией
исследования
,
его
отношение
к
самому
факт
>'
исследования
.
Обязательно
регистрируется
наличие
компо
-
нентов
так
называемого
установочного
поведения
(
оно
не
всегда
является
признаком
симуляции
или
аггравации
и
наблюдается
в
рамках
психогенных
состояний
,
особенно
при
наличии
истериче
-
ской
симптоматики
).
Установочное
поведение
часто
ставит
под
сомнение
достоверность
некоторых
полученных
при
исследовании
результатов
;
например
,
впечатление
об
интеллектуальной
недо
-
статочности
в
этих
случаях
требует
серьезных
прямых
и
косвен
-
ных
доказательств
.
В
частности
,
нередко
при
установочном
поведе
-
нии
обследуемых
(
особенно
когда
исследование
проводится
в
це
-
лях
судебно
-
психиатрической
экспертизы
)
мы
наряду
с
ответами
,
как
бы
свидетельствующими
о
снижении
уровня
обобщения
,
с
по
-
мощью
применения
параллельных
по
направленности
методик
получаем
достаточно
дифференцированные
решения
отдельных
заданий
.
Однако
для
обнаружения
в
эксперименте
такой
«
нерав
-
номерности
уровня
достижений
»
исследование
должно
про
-
водиться
с
помощью
большого
количества
методик
,
распо
-
лагаемых
,
в
отличие
от
обычного
проведения
исследования
,
не
по
степени
нарастания
трудности
содержащихся
в
них
эксперимен
-
тальных
заданий
.
Кроме
того
,
в
этих
случаях
необходимо
проводить
исследование
повторно
и
иногда
с
интервалами
в
несколько
дней
.
В
заключении
нельзя
ограничиваться
перечнем
приме
-
нявшихся
в
процессе
исследования
методик
и
регистрацией
факта
выполнения
или
невыполнения
обследуемым
предложенных
ему
заданий
.
На
основе
анализа
данных
эксперимента
необходимо
вы
-
делить
ведущие
патопсихологические
особенности
аналогично
тому
,
как
психиатр
на
одном
из
этапов
врачебного
мышления
вы
-
членяет
в
клинической
картине
заболевания
доминирующий
син
-
дром
.
И
патопсихолог
ищет
в
структуре
психического
дефекта
обследуемого
своего
рода
патопсихологический
синдром
.
В
заключении
указываются
обнаруженные
при
исследовании
особенности
памяти
,
внимания
обследуемого
,
темп
его
сенсомо
-
торных
реакций
,
отсутствие
или
наличие
признаков
повышенной
истощаемости
психических
процессов
,
характер
эмоционально
-
личностных
проявлений
.
Иногда
не
меньшую
роль
может
играть
констатация
патопсихологом
отсутствия
у
обследуемого
тех
или
иных
33
психических
расстройств
.
Например
,
при
дифференциальной
ди
-
агностике
между
неврозом
и
неврозоподобным
течением
шизоф
-
рении
либо
между
психопатией
и
шизофренией
с
психопатопо
-
добными
проявлениями
представляется
важным
то
обстоятельст
-
во
,
что
в
эксперименте
не
обнаруживаются
характерные
для
ши
-
зофрении
нарушения
мышления
и
аффективно
-
личностные
изме
-
нения
.
Все
это
в
целом
создает
более
или
менее
полную
картину
структуры
особенностей
психической
деятельности
об
-
следуемого
,
правильная
квалификация
которой
облегчает
наметку
в
заключении
диагностических
предположений
.
Последние
не
должны
быть
категоричными
,
так
как
психологический
экспери
-
мент
является
вспомогательным
в
клиническом
обследовании
психически
больного
:
данные
патопсихологического
исследова
-
ния
существенно
дополняют
характеристику
психического
стату
-
са
больного
,
служат
основой
углубленного
клинического
анализа
.
Характер
заключения
зависит
и
от
поставленной
перед
иссле
-
дователем
задачи
.
Так
,
при
повторяемых
в
процессе
лечения
больного
исследованиях
основное
внимание
уделяется
сравнению
обнаруживаемых
результатов
.
Например
,
повторно
обследуя
боль
-
ного
с
соматогенной
астенией
,
мы
обращаем
особое
внимание
на
изменение
выраженности
у
него
по
мере
лечения
явлений
повы
-
шенной
истощаемости
.
Иную
задачу
ставит
перед
патопсихоло
-
гами
судебно
-
психиатрическая
экспертиза
.
Например
,
диагноз
олигофрении
у
испытуемого
клинически
несомненен
,
но
требует
-
ся
не
только
зафиксировать
у
него
в
эксперименте
недостаточ
-
ность
уровня
обобщения
,
но
и
определить
более
точно
степень
вы
-
раженности
интеллектуального
дефекта
.
Последнее
иногда
крайне
трудно
сделать
,
руководствуясь
лишь
клиническими
признаками
,
а
для
экспертного
решения
точное
установление
уровня
недоста
-
точности
процесса
обобщения
играет
очень
важную
роль
.
Ответы
на
эти
вопросы
и
должно
содержать
заключение
.
Патопсихологические
синдромы
Как
и
в
психиатрии
,
в
патопсихологии
под
синдромом
пони
-
мают
патогенетически
обусловленную
общность
симптомов
,
при
-
знаков
психических
расстройств
,
внутренне
взаимообусловлен
-
ных
,
взаимосвязанных
.
В
этом
заключается
34
большая
диагностическая
значимость
синдромов
по
сравнению
с
симптомами
.
В
диагностическом
мышлении
врача
правильная
квалификация
синдрома
является
подступом
к
определению
но
-
зологической
принадлежности
заболевания
.
Известно
,
однако
,
что
выделяемые
психиатрами
клинические
синдромы
далеко
не
оди
-
наковы
по
своей
нозологической
специфичности
,
последняя
зави
-
сит
от
круга
болезней
,
при
которых
предпочтительно
на
-
блюдается
тот
или
иной
синдром
,
и
от
степени
сложности
син
-
дрома
,
отражающей
присущие
ему
патогенетические
и
патокине
-
тические
механизмы
.
Психопатологические
(
клинические
)
синдромы
по
своим
Осо
-
бенностям
существенно
отличаются
от
патопсихологических
.
Можно
думать
,
что
различие
это
обусловлено
не
столько
формой
синдрома
,
его
составом
,
сколько
различными
уровнями
функцио
-
нирования
центральной
нервной
системы
,
на
которых
эти
син
-
дромы
выделяются
.
В
системе
иерархии
мозговых
процессов
раз
-
личают
такие
уровни
(
А
.
Р
.
Лурия
, 1962, 1964;
Ю
.
Ф
.
Поляков
,
1971,1977):
патобиологический
,
характеризующийся
нарушения
-
ми
морфологической
структуры
тканей
мозга
,
протекания
в
них
биохимических
процессов
и
т
.
п
.;
физиологический
,
заключаю
-
щийся
в
изменении
течения
физиологических
процессов
;
пато
-
и
нейропсихологический
,
для
которых
характерно
нарушение
проте
-
кания
психических
процессов
и
связанных
с
ними
свойств
психи
-
ки
;
психопатологический
,
проявляющийся
клиническими
синдро
-
мами
и
симптомами
психической
патологии
.
Так
,
при
психиче
-
ских
заболеваниях
нарушения
морфологического
субстрата
го
-
ловного
мозга
и
присущие
им
изменения
протекания
биохимиче
-
ских
процессов
приводят
к
нарушению
физиологических
процес
-
сов
.
Выпадают
важные
звенья
функционирования
психики
,
опо
-
средованно
нарушается
течение
психических
процессов
,
прижиз
-
ненно
сформированных
на
основе
физиологических
.
А
это
,
в
свою
очередь
,
приводит
к
патологии
отражения
центральной
нервной
системой
больного
человека
сигналов
из
окружающей
среды
.
Психопатологический
симптом
,
таким
образом
,
является
завер
-
шающим
этапом
сложной
патогенетической
цепи
.
Такое
представление
об
иерархии
функционирования
психики
человека
объясняет
необходимость
мультидисциплинарного
под
-
хода
к
ее
изучению
.
При
этом
,
как
указывает
Ю
.
Ф
.
Поляков
(1971),
если
клинические
(
психопатологические
)
35