Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7394

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Протоколы

 

исследований

 

лучше

 

вести

 

на

 

отдельных

 

листах

которые

 

затем

 

скрепляются

В

 

начале

 

протокола

 

идут

 

его

 

номер

 

по

 

регистрационному

 

журналу

дата

обозначается

 

отделение

 

и

 

указываются

 

фамилия

 

и

 

инициалы

 

больного

В

 

журнале

помимо

 

этих

 

сведений

отмечается

 

возраст

 

обследуемого

диагноз

а

 

также

 

указывается

первичное

 

это

 

исследование

 

или

 

повторное

Жела

-

тельно

 

также

 

вести

 

алфавитную

 

книгу

 

по

 

годам

которая

 

поможет

 

при

 

необходимости

 

найти

 

протокол

 

предыдущего

 

обследования

 

данного

 

больного

Протоколы

 

хранятся

 

в

 

хронологическом

 

по

-

рядке

.

 

Обычно

 

патопсихологические

 

исследования

 

психически

 

боль

-

ных

 

производятся

 

без

 

какой

-

либо

 

сложной

 

аппаратуры

и

 

это

 

суще

-

ственно

 

уменьшает

 

ту

 

искусственность

которая

 

возникает

 

при

 

применении

 

в

 

лаборатории

 

специального

 

оборудования

сложных

 

устройств

кабин

 

и

 

приближает

 

исследование

 

к

  «

естественному

 

эксперименту

». 

По

 

определению

 

А

Ф

Лазурского

 (1925), 

естест

-

венный

 

эксперимент

 — 

это

 

попытка

 

совместить

 

произвольное

 

вмешательство

являющееся

 

характерным

 

признаком

 

всякого

 

экс

-

перимента

в

 

психическую

 

жизнь

 

человека

 

со

 

сравнительной

 

про

-

стотой

 

и

 

естественной

 

обстановкой

 

опыта

.

 

Важным

 

и

 

нередко

 

очень

 

трудным

 

представляется

 

за

-

ключительный

 

этап

 

исследования

 — 

анализ

 

полученных

 

в

 

экспе

-

рименте

 

фактов

их

 

обобщение

 

и

 

подготовка

 

заключения

которое

 

должно

 

отражать

 

качественные

 

особенности

 

течения

 

психических

 

процессов

 

у

 

обследуемого

При

 

этом

 

важна

 

не

 

столько

 

характери

-

стика

 

данных

полученных

 

с

 

помощью

 

отдельных

 

методик

сколько

 

умение

 

обобщить

 

их

выделив

таким

 

образом

основные

 

нарушения

 

психической

 

деятельности

Заключение

 

всегда

 

должно

 

быть

 

ответом

 

на

 

вопрос

который

 

поставлен

 

клиницистом

 

перед

 

патопсихологом

.

 

М

С

Роговин

 (1969) 

пишет

 

о

 

том

что

 

результаты

 

па

-

топсихологического

 

эксперимента

 

имеют

 

самостоятельное

 

значе

-

ние

но

 

он

 

придает

 

особую

 

роль

 

их

 

клинической

 

квалификации

В

 

частности

автор

 

выделяет

 

в

 

проведении

 

патопсихологического

 

эксперимента

 

три

 

этапа

представляющие

 

последовательную

 

ин

-

теграцию

 

психологических

 

данных

 

в

 

клиническое

 

заключение

Первый

 

этап

 

заключается

 

в

 

предъявлении

 

любому

 

больному

 

лю

-

бой

 

психологической

 

пробы

чем

 

создается

 

собственно

 

экспери

-

ментальная

 

ситуация

Это

в

 

сущности

ориентировочный

 

этап

 

 

31

 


background image

исследования

Исследующий

 

получает

 

характеристику

 

ряда

 

об

-

щих

 

данных

 

относительно

 

темпа

объема

 

и

 

переключаемости

 

пси

-

хических

 

процессов

На

 

втором

 

этапе

 

исследования

 

патопсихолог

 

переходит

 

к

 

поиску

 

таких

 

психологических

 

проб

в

 

выполнении

 

которых

 

с

 

наибольшей

 

вероятностью

 

должна

 

проявиться

 

психо

-

логическая

 

структура

 

нарушения

Таким

 

образом

здесь

 

иссле

-

дующий

 

стремится

 

найти

 

наиболее

 

нозологически

 

специфические

 

(

в

 

зависимости

 

от

 

сформулированной

 

клинической

 

задачи

мето

-

дики

 

экспериментального

 

исследования

Поскольку

 

ни

 

одна

 

взя

-

тая

 

изолированно

 

патопсихологическая

 

методика

 

не

 

имеет

 

ре

-

шающего

 

диагностического

 

значения

наступает

 

третий

 

этап

 

ис

-

следования

заключающийся

по

 

М

С

Роговину

в

 

сопоставлении

 

результатов

 

использованных

 

при

 

исследовании

 

психологических

 

проб

По

 

мнению

 

автора

собственно

 

нозологическая

 

квалифика

-

ция

 

полученных

 

в

 

эксперименте

 

данных

 

уже

 

выходит

 

за

 

рамки

 

работы

 

патопсихолога

 

и

 

осуществляется

 

путем

 

сопоставления

 

об

-

наруженной

 

в

 

эксперименте

 

структуры

 

психического

 

дефекта

 

с

 

клинической

 

картиной

 

заболевания

.

 

Форма

 

заключения

 

не

 

может

 

быть

 

единой

С

Я

Рубинштейн

 

(1970) 

писала

что

 

так

 

же

как

 

само

 

исследование

 

не

 

может

 

быть

 

стандартным

не

 

может

 

быть

 

и

 

стандарта

 

в

 

составлении

 

заключе

-

ния

В

 

значительной

 

мере

 

характер

 

заключения

 

зависит

 

и

 

от

 

ин

-

дивидуальных

 

свойств

 

патопсихолога

и

 

от

 

рабочей

 

нагрузки

Этими

 

факторами

например

определяется

 

лаконичность

 

или

 

об

-

стоятельность

 

заключения

Заключение

 

не

 

должно

 

быть

 

повторе

-

нием

даже

 

сжатым

протокола

 

обследования

.

 

В

 

ряде

 

случаев

 

важно

 

коротко

 

охарактеризовать

 

психическое

 

состояние

 

обследуемого

предъявляемые

 

им

 

жалобы

Это

 

особен

-

но

 

важно

когда

 

психическое

 

состояние

 

больного

 

в

 

лаборатории

 

отличается

 

от

 

описываемого

 

лечащим

 

врачом

 

в

 

отделении

либо

 

при

 

обнаружении

 

известного

 

контраста

 

между

 

самочувствием

 

больного

 

и

 

результатами

 

исследования

Пример

 

последнего

об

-

следуемый

 

предъявляет

 

жалобы

 

астенического

 

характера

но

 

в

 

эксперименте

 

не

 

обнаруживается

 

соответствующих

 

им

 

проявле

-

ний

 

истощаемости

ослабления

 

памяти

активного

 

внимания

Ре

-

гистрация

 

психического

 

состояния

 

обследуемого

 

важна

 

и

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

этим

 

можно

 

объяснить

 

характер

 

полученных

 

ре

-

зультатов

.

 

32

 


background image

В

 

заключении

 

отмечаются

 

особенности

 

поведения

 

больного

обусловленные

 

ситуацией

 

исследования

его

 

отношение

 

к

 

самому

 

факт

>' 

исследования

Обязательно

 

регистрируется

 

наличие

 

компо

-

нентов

 

так

 

называемого

 

установочного

 

поведения

  (

оно

 

не

 

всегда

 

является

 

признаком

 

симуляции

 

или

 

аггравации

 

и

 

наблюдается

 

в

 

рамках

 

психогенных

 

состояний

особенно

 

при

 

наличии

 

истериче

-

ской

 

симптоматики

). 

Установочное

 

поведение

 

часто

 

ставит

 

под

 

сомнение

 

достоверность

 

некоторых

 

полученных

 

при

 

исследовании

 

результатов

например

впечатление

 

об

 

интеллектуальной

 

недо

-

статочности

 

в

 

этих

 

случаях

 

требует

 

серьезных

 

прямых

 

и

 

косвен

-

ных

 

доказательств

В

 

частности

нередко

 

при

 

установочном

 

поведе

-

нии

 

обследуемых

  (

особенно

 

когда

 

исследование

 

проводится

 

в

 

це

-

лях

 

судебно

-

психиатрической

 

экспертизы

мы

 

наряду

 

с

 

ответами

как

 

бы

 

свидетельствующими

 

о

 

снижении

 

уровня

 

обобщения

с

 

по

-

мощью

 

применения

 

параллельных

 

по

 

направленности

 

методик

 

получаем

 

достаточно

 

дифференцированные

 

решения

 

отдельных

 

заданий

Однако

 

для

 

обнаружения

 

в

 

эксперименте

 

такой

  «

нерав

-

номерности

 

уровня

 

достижений

» 

исследование

 

должно

 

про

-

водиться

 

с

 

помощью

 

большого

 

количества

 

методик

распо

-

лагаемых

в

 

отличие

 

от

 

обычного

 

проведения

 

исследования

не

 

по

 

степени

 

нарастания

 

трудности

 

содержащихся

 

в

 

них

 

эксперимен

-

тальных

 

заданий

Кроме

 

того

в

 

этих

 

случаях

 

необходимо

 

проводить

 

исследование

 

повторно

 

и

 

иногда

 

с

 

интервалами

 

в

 

несколько

 

дней

.

 

В

 

заключении

 

нельзя

 

ограничиваться

 

перечнем

 

приме

-

нявшихся

 

в

 

процессе

 

исследования

 

методик

 

и

 

регистрацией

 

факта

 

выполнения

 

или

 

невыполнения

 

обследуемым

 

предложенных

 

ему

 

заданий

На

 

основе

 

анализа

 

данных

 

эксперимента

 

необходимо

 

вы

-

делить

 

ведущие

 

патопсихологические

 

особенности

 

аналогично

 

тому

как

 

психиатр

 

на

 

одном

 

из

 

этапов

 

врачебного

 

мышления

 

вы

-

членяет

 

в

 

клинической

 

картине

 

заболевания

 

доминирующий

 

син

-

дром

И

 

патопсихолог

 

ищет

 

в

 

структуре

 

психического

 

дефекта

 

обследуемого

 

своего

 

рода

 

патопсихологический

 

синдром

.

 

В

 

заключении

 

указываются

 

обнаруженные

 

при

 

исследовании

 

особенности

 

памяти

внимания

 

обследуемого

темп

 

его

 

сенсомо

-

торных

 

реакций

отсутствие

 

или

 

наличие

 

признаков

 

повышенной

 

истощаемости

 

психических

 

процессов

характер

 

эмоционально

-

личностных

 

проявлений

Иногда

 

не

 

меньшую

 

роль

 

может

 

играть

 

констатация

 

патопсихологом

 

отсутствия

 

у

 

обследуемого

 

тех

 

или

 

иных

 

33

 


background image

психических

 

расстройств

Например

при

 

дифференциальной

 

ди

-

агностике

 

между

 

неврозом

 

и

 

неврозоподобным

 

течением

 

шизоф

-

рении

 

либо

 

между

 

психопатией

 

и

 

шизофренией

 

с

 

психопатопо

-

добными

 

проявлениями

 

представляется

 

важным

 

то

 

обстоятельст

-

во

что

 

в

 

эксперименте

 

не

 

обнаруживаются

 

характерные

 

для

 

ши

-

зофрении

 

нарушения

 

мышления

 

и

 

аффективно

-

личностные

 

изме

-

нения

.

 

Все

 

это

 

в

 

целом

 

создает

 

более

 

или

 

менее

 

полную

 

картину

 

структуры

 

особенностей

 

психической

 

деятельности

 

об

-

следуемого

правильная

 

квалификация

 

которой

 

облегчает

 

наметку

 

в

 

заключении

 

диагностических

 

предположений

Последние

 

не

 

должны

 

быть

 

категоричными

так

 

как

 

психологический

 

экспери

-

мент

 

является

 

вспомогательным

 

в

 

клиническом

 

обследовании

 

психически

 

больного

данные

 

патопсихологического

 

исследова

-

ния

 

существенно

 

дополняют

 

характеристику

 

психического

 

стату

-

са

 

больного

служат

 

основой

 

углубленного

 

клинического

 

анализа

.

 

Характер

 

заключения

 

зависит

 

и

 

от

 

поставленной

 

перед

 

иссле

-

дователем

 

задачи

Так

при

 

повторяемых

 

в

 

процессе

 

лечения

 

больного

 

исследованиях

 

основное

 

внимание

 

уделяется

 

сравнению

 

обнаруживаемых

 

результатов

Например

повторно

 

обследуя

 

боль

-

ного

 

с

 

соматогенной

 

астенией

мы

 

обращаем

 

особое

 

внимание

 

на

 

изменение

 

выраженности

 

у

 

него

 

по

 

мере

 

лечения

 

явлений

 

повы

-

шенной

 

истощаемости

Иную

 

задачу

 

ставит

 

перед

 

патопсихоло

-

гами

 

судебно

-

психиатрическая

 

экспертиза

Например

диагноз

 

олигофрении

 

у

 

испытуемого

 

клинически

 

несомненен

но

 

требует

-

ся

 

не

 

только

 

зафиксировать

 

у

 

него

 

в

 

эксперименте

 

недостаточ

-

ность

 

уровня

 

обобщения

но

 

и

 

определить

 

более

 

точно

 

степень

 

вы

-

раженности

 

интеллектуального

 

дефекта

Последнее

 

иногда

 

крайне

 

трудно

 

сделать

руководствуясь

 

лишь

 

клиническими

 

признаками

а

 

для

 

экспертного

 

решения

 

точное

 

установление

 

уровня

 

недоста

-

точности

 

процесса

 

обобщения

 

играет

 

очень

 

важную

 

роль

Ответы

 

на

 

эти

 

вопросы

 

и

 

должно

 

содержать

 

заключение

.

 

Патопсихологические

 

синдромы

 

Как

 

и

 

в

 

психиатрии

в

 

патопсихологии

 

под

 

синдромом

 

пони

-

мают

 

патогенетически

 

обусловленную

 

общность

 

симптомов

при

-

знаков

 

психических

 

расстройств

внутренне

 

взаимообусловлен

-

ных

взаимосвязанных

В

 

этом

 

заключается

 

34

 


background image

большая

 

диагностическая

 

значимость

 

синдромов

 

по

 

сравнению

 

с

 

симптомами

В

 

диагностическом

 

мышлении

 

врача

 

правильная

 

квалификация

 

синдрома

 

является

 

подступом

 

к

 

определению

 

но

-

зологической

 

принадлежности

 

заболевания

Известно

однако

что

 

выделяемые

 

психиатрами

 

клинические

 

синдромы

 

далеко

 

не

 

оди

-

наковы

 

по

 

своей

 

нозологической

 

специфичности

последняя

 

зави

-

сит

 

от

 

круга

 

болезней

при

 

которых

 

предпочтительно

 

на

-

блюдается

 

тот

 

или

 

иной

 

синдром

и

 

от

 

степени

 

сложности

 

син

-

дрома

отражающей

 

присущие

 

ему

 

патогенетические

 

и

 

патокине

-

тические

 

механизмы

.

 

Психопатологические

 (

клинические

синдромы

 

по

 

своим

 

Осо

-

бенностям

 

существенно

 

отличаются

 

от

 

патопсихологических

Можно

 

думать

что

 

различие

 

это

 

обусловлено

 

не

 

столько

 

формой

 

синдрома

его

 

составом

сколько

 

различными

 

уровнями

 

функцио

-

нирования

 

центральной

 

нервной

 

системы

на

 

которых

 

эти

 

син

-

дромы

 

выделяются

В

 

системе

 

иерархии

 

мозговых

 

процессов

 

раз

-

личают

 

такие

 

уровни

 

(

А

Р

Лурия

, 1962, 1964; 

Ю

Ф

Поляков

1971,1977): 

патобиологический

характеризующийся

 

нарушения

-

ми

 

морфологической

 

структуры

 

тканей

 

мозга

протекания

 

в

 

них

 

биохимических

 

процессов

 

и

 

т

п

.; 

физиологический

заключаю

-

щийся

 

в

 

изменении

 

течения

 

физиологических

 

процессов

пато

и

 

нейропсихологический

для

 

которых

 

характерно

 

нарушение

 

проте

-

кания

 

психических

 

процессов

 

и

 

связанных

 

с

 

ними

 

свойств

 

психи

-

ки

психопатологический

проявляющийся

 

клиническими

 

синдро

-

мами

 

и

 

симптомами

 

психической

 

патологии

Так

при

 

психиче

-

ских

 

заболеваниях

 

нарушения

 

морфологического

 

субстрата

 

го

-

ловного

 

мозга

 

и

 

присущие

 

им

 

изменения

 

протекания

 

биохимиче

-

ских

 

процессов

 

приводят

 

к

 

нарушению

 

физиологических

 

процес

-

сов

Выпадают

 

важные

 

звенья

 

функционирования

 

психики

опо

-

средованно

 

нарушается

 

течение

 

психических

 

процессов

прижиз

-

ненно

 

сформированных

 

на

 

основе

 

физиологических

А

 

это

в

 

свою

 

очередь

приводит

 

к

 

патологии

 

отражения

 

центральной

 

нервной

 

системой

 

больного

 

человека

 

сигналов

 

из

 

окружающей

 

среды

Психопатологический

 

симптом

таким

 

образом

является

 

завер

-

шающим

 

этапом

 

сложной

 

патогенетической

 

цепи

.

 

Такое

 

представление

 

об

 

иерархии

 

функционирования

 

психики

 

человека

 

объясняет

 

необходимость

 

мультидисциплинарного

 

под

-

хода

 

к

 

ее

 

изучению

При

 

этом

как

 

указывает

 

Ю

Ф

Поляков

 

(1971), 

если

 

клинические

 (

психопатологические

)

 

35