Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7156

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

психокоррекционные

 

занятия

проводимые

 

психологом

.

 

Для

 

получения

 

объективного

 

представления

 

о

 

больном

 

патоп

-

сихолог

 

сопоставляет

 

обнаруженные

 

у

 

него

 

личностные

 

измене

-

ния

 

с

 

данными

 

об

 

интеллектуально

-

мнестическом

 

уровне

Дина

-

мика

 

этого

 

уровня

 — 

от

 

незначительных

 

и

 

в

 

известной

 

мере

 

обрати

-

мых

 

нарушений

 

памяти

 

и

 

отдельных

 

корригируемых

 

в

 

процессе

 

ис

-

следования

 

ошибочных

 

суждений

 

по

 

типу

 

недостаточной

 

последо

-

вательности

 

до

 

грубых

 

проявлений

 

алкогольного

 

слабоумия

 

с

 

на

-

рушениями

 

критичности

 

в

 

мыслительной

 

деятельности

 — 

характе

-

ризует

 

степень

 

выраженности

 

органически

-

деструктивных

 

измене

-

ний

 

в

 

головном

 

мозге

.

 

Патопсихологических

 

исследований

 

при

 

алкогольных

 

психо

-

зах

 

проводится

 

мало

Такого

 

рода

 

исследование

 

было

 

предпринято

 

в

 

нашей

 

лаборатории

 

у

 

больных

 

с

 

алкогольным

 

делирием

  (

И

Б

Омелаенко

, 1983). 

Для

 

исследования

 

использован

 

как

 

наиболее

 

адекватный

 

поставленной

 

задаче

 

метод

 

Роршаха

Прослежена

 

четкая

 

динамика

 

перцепции

 

при

 

сравнении

 

показателей

получае

-

мых

 

с

 

помощью

 

метода

 

Роршаха

на

 

различных

 

стадиях

 

белой

 

го

-

рячки

В

 

частности

на

 

высоте

 

психоза

 

обнаруживались

 

грубые

 

расстройства

 

восприятия

 — 

оптико

-

гностические

цветоо

-

щущения

снижение

 

аналитико

-

синтетических

 

возможностей

хаотичность

 

восприятия

элементы

 

персеверации

 

и

 

конфабуляции

В

 

сфере

 

личностных

 

особенностей

 

отмечался

 

сдвиг

 

к

 

интровер

-

сии

импульсивная

неуправляемая

 

аффективность

Интерпрета

-

ция

 

изображений

 

сводилась

 

к

 

алкогольной

 

тематике

отмечался

 

угрожающий

 

характер

 

воспринимаемых

 

больным

 

образов

По

 

вы

-

ходе

 

из

 

белой

 

горячки

 

на

 

фоне

 

восстановления

 

перцептивной

 

дея

-

тельности

 

обнаруживались

 

остаточные

 

явления

 

психоза

  (

затруд

-

нения

 

цветоощущения

явления

 

неадекватного

 

аффективного

 

син

-

теза

), 

отмечался

 

сдвиг

 

в

 

сторону

 

экстратенсии

.

 

МКБ

-10 

относит

 

алкоголизм

 (

в

 

том

 

числе

 

и

 

алкогольные

 

пси

-

хозы

алкогольную

 

энцефалопатию

 

и

 

др

.), 

наркомании

 

и

 

токсико

-

мании

 

к

 

рубрике

 F1 — «

Психические

 

и

 

поведенческие

 

расстрой

-

ства

 

вследствие

 

употребления

 

психоактивных

 

веществ

». 

Диагно

-

стика

 

проводится

 

не

 

по

 

нозологическому

 

признаку

а

 

синдро

-

мально

выделяют

 

острую

 

интоксикацию

употребление

 

с

 

вред

-

ными

 

последствиями

синдром

 

зависимости

состояние

 

отмены

состояние

 

отмены

 

с

 

делирием

психотическое

 

расстройство

,

 

361

 


background image

амнестический

 

синдром

резидуальное

 

психотическое

 

рас

-

стройство

 

и

 

психотическое

 

расстройство

 

с

 

поздним

  (

отставлен

-

ным

 

дебютом

), 

другие

 

психические

 

и

 

поведенческие

 

расстрой

-

ства

неуточнённые

 

психические

 

и

 

поведенческие

 

расстройства

.

 

Умственная

 

отсталость

 (

олигофрении

)

 

Умственная

 

отсталость

 — 

это

 

состояние

 

задержанного

 

или

 

неполного

 

развития

 

психики

которое

 

в

 

первую

 

очередь

 

характе

-

ризуется

 

нарушением

 

способностей

проявляющихся

 

в

 

период

 

со

-

зревания

 

и

 

обеспечивающих

 

общий

 

уровень

 

интеллектуальности

то

 

есть

 

когнитивных

речевых

моторных

 

и

 

социальных

 

способно

-

стей

Умственная

 

отсталость

 

может

 

развиваться

 

с

 

любым

 

другим

 

психическим

 

или

 

соматическим

 

расстройством

 

или

 

возникать

 

без

 

него

.

 

Умственная

 

отсталость

 (

олигофрении

является

 

группой

 

забо

-

леваний

 

различной

 

этиологии

общим

 

и

 

типичным

 

для

 

которых

 

является

 

психическое

 

недоразвитие

В

 

первую

 

очередь

 

это

 

прояв

-

ляется

 

в

 

интеллектуальной

 

недостаточности

 

и

 

характеризуется

 

синдромом

 

относительно

 

стабильного

непрогрессирующего

 

сла

-

боумия

Однако

 

интеллектуальная

 

недостаточность

 

не

 

исчерпы

-

вает

 

всей

 

картины

 

олигофрении

У

 

олигофренов

 

отмечается

 

недо

-

развитие

 

и

 

других

 

свойств

 — 

эмоциональности

моторики

вос

-

приятия

внимания

.

 

Олигофреническое

 

слабоумие

 

отличается

 

от

 

слабоумия

 

вслед

-

ствие

 

приобретенных

 

в

 

зрелом

 

или

 

пожилом

 

возрасте

 

органиче

-

ских

 

заболеваний

 

головного

 

мозга

При

 

последних

 

происходит

 

распад

 

уже

 

имевшихся

 

психических

 

свойств

а

 

при

 

олигофрении

 

эти

 

свойства

 

не

 

развиваются

.

 

В

 

первую

 

очередь

 

это

 

относится

 

к

 

наиболее

 

поздним

 

в

 

фило

-

генетическом

 

отношении

 

проявлениям

 

психической

 

деятельно

-

сти

Так

для

 

олигофренов

 

характерно

 

недоразвитие

недостаточ

-

ность

 

понятийного

абстрактного

 

мышления

Мышление

 

олигоф

-

ренов

 

носит

 

преимущественно

 

конкретный

 

характер

Эта

 

особен

-

ность

 

олигофренического

 

мышления

 

различно

 

выражена

 

у

 

разных

 

больных

 

и

 

прямо

 

связана

 

с

 

глубиной

 

слабоумия

.

 

362

 


background image

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

МКБ

-10 

вместо

 

термина

 «

олигофрения

» 

употребляется

 

понятие

 «

умственной

 

отсталости

». 

По

 

степени

 

вы

-

раженности

 

выделяют

 

легкую

 

умственную

 

отсталость

умеренную

 

умственную

 

отсталость

тяжелую

 

умственную

 

отсталость

 

и

 

глу

-

бокую

 

умственную

 

отсталость

В

 

легкую

 

умственную

 

отсталость

 

включаются

 

дебильность

легкая

 

олигофрения

легкая

 

умственная

 

субнормальность

 

и

 

малоумие

Умеренная

 

умственная

 

отсталость

 

включает

 

имбецильность

умеренную

 

умственную

 

субнор

-

мальность

 

и

 

умеренную

 

олигофрению

тяжелая

 

умственная

 

отста

-

лость

 — 

тяжелую

 

умственную

 

субнормальность

 

и

 

тяжелую

 

оли

-

гофрению

глубокая

 

умственная

 

отсталость

 — 

идиотию

глубокую

 

умственную

 

субнормальность

 

и

 

глубокую

 

олигофрению

Для

 

ка

-

ждой

 

категории

 

умственной

 

отсталости

 

определены

 

достаточно

 

четкие

 

диагностические

 

критерии

включающие

 

в

 

себя

 

и

 

показа

-

тели

 

интеллектуального

 

коэффициента

для

 

легкой

 

умственной

 

отсталости

 

он

 

равен

 50—69, 

для

 

умеренной

 

умственной

 

отста

-

лости

 —35—49, 

для

 

тяжелой

 

умственной

 

отсталости

 — 20—

34 

и

 

для

 

глубокой

 

умственной

 

отсталости

 — 

ниже

 20. 

Для

 

достоверного

 

диагноза

 

должен

 

устанавливаться

 

по

-

ниженный

 

уровень

 

интеллектуального

 

функционирования

при

-

водящий

 

к

 

недостаточной

 

способности

 

адаптироваться

 

к

 

повсе

-

дневным

 

запросам

 

нормального

 

социального

 

окружения

Вы

-

бранная

 

диагностическая

 

категория

 

должна

 

основываться

 

на

 

об

-

щей

 

оценке

 

способностей

а

 

не

 

на

 

оценке

 

какой

-

либо

 

отдельной

 

области

 

или

 

одного

 

типа

 

навыков

Коэффициенты

 

умственного

 

развития

 

должны

 

использоваться

 

с

 

учетом

 

проблем

 

кросс

-

культуральной

 

адекватности

определяться

 

по

 

стандартизирован

-

ным

 

методикам

для

 

которых

 

установлены

 

местные

 

культураль

-

ные

 

нормы

Выбранные

 

методики

 

должны

 

быть

 

адекватными

 

уровню

 

функционирования

 

и

 

дополнительным

 

специфическим

 

неблагоприятным

 

для

 

функционирования

 

условиям

в

 

которых

 

находится

 

индивидуум

например

должны

 

учитываться

 

наруше

-

ния

 

экспрессивной

 

речи

нарушения

 

слуха

соматические

 

факто

-

ры

Обязательно

 

должны

 

использоваться

 

и

 

шкалы

 

социальной

 

зрелости

 

и

 

адаптации

для

 

этого

 

могут

 

быть

 

использованы

 

сведе

-

ния

полученные

 

при

 

расспросе

 

родителей

 

или

 

лиц

обеспечи

-

вающих

 

уход

 

за

 

больным

знающих

 

способности

 

индивидуума

 

в

 

повседневной

 

жизни

363

 


background image

При

 

невыполнении

 

стандартизированных

 

процедур

 

обследо

-

вания

 

диагноз

 

должен

 

устанавливаться

 

лишь

 

как

 

временный

.

 

Указано

что

 

определение

 

интеллектуального

 

уровня

 

должно

 

основываться

 

на

 

всей

 

доступной

 

информации

включая

 

клиниче

-

ские

 

данные

адаптивное

 

поведение

 (

с

 

учетом

 

культуральных

 

осо

-

бенностей

и

 

продуктивность

 

по

 

психометрическим

 

тестам

.

 

Обычно

 

объектом

 

патопсихологического

 

исследования

 

оказы

-

ваются

 

дебилы

Идиоты

 

специальным

 

патопсихологическим

 

ис

-

следованиям

как

 

правило

не

 

подвергаются

В

 

последние

 

годы

в

 

связи

 

с

 

созданием

 

классов

 

для

 

обучения

 

имбецилов

они

 

стали

 

подвергаться

 

активным

 

патопсихологическим

 

исследованиям

.

 

При

 

обследовании

 

дебилов

 

важно

 

не

 

только

 

установить

 

факт

 

интеллектуального

 

недоразвития

но

 

и

 

определить

 

глубину

 

его

Особенно

 

часто

 

этого

 

требуют

 

вопросы

 

судебно

-

психиатрической

 

и

 

военной

 

экспертизы

.

 

Мышление

 

олигофренов

 

характеризуется

 

недостаточностью

 

уровня

 

процессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

Суждения

 

больных

 

при

 

решении

 

экспериментальных

 

заданий

 

носят

 

конкретно

-

ситуационный

 

характер

Они

 

не

 

могут

 

отвлечься

 

от

 

конкретных

частных

 

признаков

 

и

 

выделить

 

существенные

 

признаки

то

 

есть

 

недостаточным

 

оказывается

 

абстрагирование

возможность

 

обра

-

зования

 

новых

 

понятий

.

 

Эти

 

особенности

 

олигофренического

 

мышления

 

явственно

 

выделяются

 

при

 

исследовании

 

рядом

 

методик

особенно

 — 

клас

-

сификации

В

 

одну

 

группу

 

объединяются

 

предметы

которые

 

в

 

представлении

 

больного

 

связаны

 

с

 

определенной

конкретной

 

си

-

туацией

Так

легко

 

объединяются

 

в

 

одну

 

группу

 

предметы

 

мебе

-

ли

но

 

нередко

 

к

 

ним

 

обследуемые

 

относят

 

и

 

чернильницу

 («

она

 

на

 

столе

 

стоит

»), 

книгу

 («

раз

 

этажерка

 

здесь

значит

и

 

книгу

 

сюда

 

надо

»). 

Крайне

 

трудно

 

для

 

дебилов

 

образование

 

групп

 

по

 

более

 

абстрактным

 

признакам

например

выделение

 

измерительных

 

приборов

Еще

 

более

 

трудным

 

представляется

 

следующий

 

этап

 

классификации

требующий

 

объединения

 

ряда

 

групп

 

в

 

более

 

крупные

собирательные

когда

 

приходится

 

объединить

 

отдельно

 

живые

 

существа

отдельно

 — 

растения

отдельно

 — 

неживые

 

предметы

Обследуемые

 

в

 

этих

 

случаях

 

считают

 

невозможным

 

объединение

 

в

 

одну

 

группу

 

мебели

транспорта

 

и

 

инструментов

,

 

364

 


background image

не

 

понимают

как

 

можно

 

объединить

 

вместе

 

животных

 

и

 

людей

Аналогичные

 

данные

 

получают

 

при

 

исследовании

 

методикой

 

исключения

Здесь

 

также

 

решения

 

заданий

 

носят

 

конкретный

 

ха

-

рактер

опираются

 

на

 

выделение

 

часто

 

второстепенных

ситуаци

-

онных

 

связей

Так

объединяются

 

в

 

одну

 

группу

 

портфель

чемо

-

дан

 

и

 

книга

 («

книгу

 

можно

 

носить

 

в

 

портфеле

 

и

 

чемодане

», 

«

школьники

 

пользуются

 

либо

 

портфелями

либо

 

чемоданами

 — 

носят

 

в

 

них

 

учебники

»). 

Некоторые

 

задания

 

вообще

 

представля

-

ются

 

обследуемым

 

невыполнимыми

Так

о

 

весах

очках

термо

-

метре

 

и

 

часах

 

испытуемые

 

говорят

что

 

они

 

все

 

разные

 

и

 

среди

 

них

 

нельзя

 

выделить

 

три

 

предмета

имеющие

 

что

-

то

 

общее

Недостаточность

 

уровня

 

процессов

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

 

у

 

дебилов

 

в

 

эксперименте

 

выявляется

 

при

 

исследовании

 

возможно

-

сти

 

определения

 

понятий

Как

 

правило

определение

 

понятий

 

проводится

 

многословно

на

 

основе

 

второстепенных

несущест

-

венных

 

признаков

Так

определяя

 

понятие

  «

стол

», 

больные

 

ха

-

рактеризуют

 

его

 

по

 

материалу

из

 

которого

 

он

 

сделан

по

 

наличию

 

четырех

 

ножек

в

 

лучшем

 

случае

 

по

 

предназначению

 («

чтоб

 

ку

-

шать

 

или

 

писать

»), 

но

 

никогда

 

не

 

указывают

 

его

 

родовых

 

призна

-

ков

Характерные

 

данные

 

получают

 

обычно

 

при

 

обследовании

 

де

-

билов

 

методикой

 

сравнения

 

понятий

Если

 

различие

 

между

 

поня

-

тиями

 

обследуемому

 

еще

 

удается

 

установить

 (

по

 

внешним

 

мало

-

существенным

 

признакам

), 

то

 

общее

 

между

 

ними

 

они

 

выделить

 

не

 

могут

 

Например

больной

 

Ш

., 

уравнивая

 

стол

 

и

 

стул

говорит

: «

Нет

 

ниче

-

го

 

между

 

ними

 

общего

это

 

разные

 

вещи

А

 

разница

 

в

 

том

что

 

стол

 

большой

а

 

стул

 

маленький

На

 

стуле

 

сидят

на

 

столе

 

пишут

». 

При

 

сравнении

 

лошади

 

и

 

собаки

: «

Не

 

знаю

что

 

между

 

ними

 

общего

Лошадь

 

кушает

 

сено

 

и

 

на

 

ней

 

ездят

а

 

собака

 

ест

 

мясо

 

и

 

на

 

ней

 

не

 

ездят

».

 

При

 

сравнении

 

дождя

 

и

 

снега

: «

Что

 

же

 

общего

Это

 

разные

 

вещи

Дождь

 

льет

 

как

 

из

 

ведра

а

 

снег

 

пухом

 

белым

 

летит

».

 

При

 

исследовании

 

методикой

 

исключения

 

дебилы

 

также

 

легко

 

выполняют

 

задания

если

 

инструкция

 

предусматривает

 

исключить

 

один

отличный

 

от

 

других

предмет

чем

 

при

 

необходимости

 

ука

-

зать

 

три

 

предмета

имеющих

 

между

 

собой

 

что

-

то

 

общее

С

И

Храмцова

 (1965), 

проводившая

 

исследования

 

методикой

 

сравнения

 

понятия

 

у

 

детей

-

олигофренов

обнаружила

 

у

 

них

по

-

мимо

 

неспособности

 

выделить

 

главные

 

черты

 

понятий

 

и

 

соотне

-

сти

 

их

 

с

 

обобщающим

 

понятием

следующее

сравнение

 

прово

-

дится

 

по

 

несоответствующим

 

признакам

лыжи

 — 

коньки

  

365