Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7441
Скачиваний: 69
психокоррекционные
занятия
,
проводимые
психологом
.
Для
получения
объективного
представления
о
больном
патоп
-
сихолог
сопоставляет
обнаруженные
у
него
личностные
измене
-
ния
с
данными
об
интеллектуально
-
мнестическом
уровне
.
Дина
-
мика
этого
уровня
—
от
незначительных
и
в
известной
мере
обрати
-
мых
нарушений
памяти
и
отдельных
корригируемых
в
процессе
ис
-
следования
ошибочных
суждений
по
типу
недостаточной
последо
-
вательности
до
грубых
проявлений
алкогольного
слабоумия
с
на
-
рушениями
критичности
в
мыслительной
деятельности
—
характе
-
ризует
степень
выраженности
органически
-
деструктивных
измене
-
ний
в
головном
мозге
.
Патопсихологических
исследований
при
алкогольных
психо
-
зах
проводится
мало
.
Такого
рода
исследование
было
предпринято
в
нашей
лаборатории
у
больных
с
алкогольным
делирием
(
И
.
Б
.
Омелаенко
, 1983).
Для
исследования
использован
как
наиболее
адекватный
поставленной
задаче
метод
Роршаха
.
Прослежена
четкая
динамика
перцепции
при
сравнении
показателей
,
получае
-
мых
с
помощью
метода
Роршаха
,
на
различных
стадиях
белой
го
-
рячки
.
В
частности
,
на
высоте
психоза
обнаруживались
грубые
расстройства
восприятия
—
оптико
-
гностические
,
цветоо
-
щущения
,
снижение
аналитико
-
синтетических
возможностей
,
хаотичность
восприятия
,
элементы
персеверации
и
конфабуляции
.
В
сфере
личностных
особенностей
отмечался
сдвиг
к
интровер
-
сии
,
импульсивная
,
неуправляемая
аффективность
.
Интерпрета
-
ция
изображений
сводилась
к
алкогольной
тематике
,
отмечался
угрожающий
характер
воспринимаемых
больным
образов
.
По
вы
-
ходе
из
белой
горячки
на
фоне
восстановления
перцептивной
дея
-
тельности
обнаруживались
остаточные
явления
психоза
(
затруд
-
нения
цветоощущения
,
явления
неадекватного
аффективного
син
-
теза
),
отмечался
сдвиг
в
сторону
экстратенсии
.
МКБ
-10
относит
алкоголизм
(
в
том
числе
и
алкогольные
пси
-
хозы
,
алкогольную
энцефалопатию
и
др
.),
наркомании
и
токсико
-
мании
к
рубрике
F1 — «
Психические
и
поведенческие
расстрой
-
ства
вследствие
употребления
психоактивных
веществ
».
Диагно
-
стика
проводится
не
по
нозологическому
признаку
,
а
синдро
-
мально
:
выделяют
острую
интоксикацию
,
употребление
с
вред
-
ными
последствиями
,
синдром
зависимости
,
состояние
отмены
,
состояние
отмены
с
делирием
,
психотическое
расстройство
,
361
амнестический
синдром
,
резидуальное
психотическое
рас
-
стройство
и
психотическое
расстройство
с
поздним
(
отставлен
-
ным
дебютом
),
другие
психические
и
поведенческие
расстрой
-
ства
,
неуточнённые
психические
и
поведенческие
расстройства
.
Умственная
отсталость
(
олигофрении
)
Умственная
отсталость
—
это
состояние
задержанного
или
неполного
развития
психики
,
которое
в
первую
очередь
характе
-
ризуется
нарушением
способностей
,
проявляющихся
в
период
со
-
зревания
и
обеспечивающих
общий
уровень
интеллектуальности
,
то
есть
когнитивных
,
речевых
,
моторных
и
социальных
способно
-
стей
.
Умственная
отсталость
может
развиваться
с
любым
другим
психическим
или
соматическим
расстройством
или
возникать
без
него
.
Умственная
отсталость
(
олигофрении
)
является
группой
забо
-
леваний
различной
этиологии
,
общим
и
типичным
для
которых
является
психическое
недоразвитие
.
В
первую
очередь
это
прояв
-
ляется
в
интеллектуальной
недостаточности
и
характеризуется
синдромом
относительно
стабильного
,
непрогрессирующего
сла
-
боумия
.
Однако
интеллектуальная
недостаточность
не
исчерпы
-
вает
всей
картины
олигофрении
.
У
олигофренов
отмечается
недо
-
развитие
и
других
свойств
—
эмоциональности
,
моторики
,
вос
-
приятия
,
внимания
.
Олигофреническое
слабоумие
отличается
от
слабоумия
вслед
-
ствие
приобретенных
в
зрелом
или
пожилом
возрасте
органиче
-
ских
заболеваний
головного
мозга
.
При
последних
происходит
распад
уже
имевшихся
психических
свойств
,
а
при
олигофрении
эти
свойства
не
развиваются
.
В
первую
очередь
это
относится
к
наиболее
поздним
в
фило
-
генетическом
отношении
проявлениям
психической
деятельно
-
сти
.
Так
,
для
олигофренов
характерно
недоразвитие
,
недостаточ
-
ность
понятийного
,
абстрактного
мышления
.
Мышление
олигоф
-
ренов
носит
преимущественно
конкретный
характер
.
Эта
особен
-
ность
олигофренического
мышления
различно
выражена
у
разных
больных
и
прямо
связана
с
глубиной
слабоумия
.
362
В
настоящее
время
в
МКБ
-10
вместо
термина
«
олигофрения
»
употребляется
понятие
«
умственной
отсталости
».
По
степени
вы
-
раженности
выделяют
легкую
умственную
отсталость
,
умеренную
умственную
отсталость
,
тяжелую
умственную
отсталость
и
глу
-
бокую
умственную
отсталость
.
В
легкую
умственную
отсталость
включаются
дебильность
,
легкая
олигофрения
,
легкая
умственная
субнормальность
и
малоумие
.
Умеренная
умственная
отсталость
включает
имбецильность
,
умеренную
умственную
субнор
-
мальность
и
умеренную
олигофрению
;
тяжелая
умственная
отста
-
лость
—
тяжелую
умственную
субнормальность
и
тяжелую
оли
-
гофрению
;
глубокая
умственная
отсталость
—
идиотию
,
глубокую
умственную
субнормальность
и
глубокую
олигофрению
.
Для
ка
-
ждой
категории
умственной
отсталости
определены
достаточно
четкие
диагностические
критерии
,
включающие
в
себя
и
показа
-
тели
интеллектуального
коэффициента
:
для
легкой
умственной
отсталости
он
равен
50—69,
для
умеренной
умственной
отста
-
лости
—35—49,
для
тяжелой
умственной
отсталости
— 20—
34
и
для
глубокой
умственной
отсталости
—
ниже
20.
Для
достоверного
диагноза
должен
устанавливаться
по
-
ниженный
уровень
интеллектуального
функционирования
,
при
-
водящий
к
недостаточной
способности
адаптироваться
к
повсе
-
дневным
запросам
нормального
социального
окружения
.
Вы
-
бранная
диагностическая
категория
должна
основываться
на
об
-
щей
оценке
способностей
,
а
не
на
оценке
какой
-
либо
отдельной
области
или
одного
типа
навыков
.
Коэффициенты
умственного
развития
должны
использоваться
с
учетом
проблем
кросс
-
культуральной
адекватности
,
определяться
по
стандартизирован
-
ным
методикам
,
для
которых
установлены
местные
культураль
-
ные
нормы
.
Выбранные
методики
должны
быть
адекватными
уровню
функционирования
и
дополнительным
специфическим
неблагоприятным
для
функционирования
условиям
,
в
которых
находится
индивидуум
,
например
,
должны
учитываться
наруше
-
ния
экспрессивной
речи
,
нарушения
слуха
,
соматические
факто
-
ры
.
Обязательно
должны
использоваться
и
шкалы
социальной
зрелости
и
адаптации
;
для
этого
могут
быть
использованы
сведе
-
ния
,
полученные
при
расспросе
родителей
или
лиц
,
обеспечи
-
вающих
уход
за
больным
,
знающих
способности
индивидуума
в
повседневной
жизни
.
363
При
невыполнении
стандартизированных
процедур
обследо
-
вания
диагноз
должен
устанавливаться
лишь
как
временный
.
Указано
,
что
определение
интеллектуального
уровня
должно
основываться
на
всей
доступной
информации
,
включая
клиниче
-
ские
данные
,
адаптивное
поведение
(
с
учетом
культуральных
осо
-
бенностей
)
и
продуктивность
по
психометрическим
тестам
.
Обычно
объектом
патопсихологического
исследования
оказы
-
ваются
дебилы
.
Идиоты
специальным
патопсихологическим
ис
-
следованиям
,
как
правило
,
не
подвергаются
.
В
последние
годы
,
в
связи
с
созданием
классов
для
обучения
имбецилов
,
они
стали
подвергаться
активным
патопсихологическим
исследованиям
.
При
обследовании
дебилов
важно
не
только
установить
факт
интеллектуального
недоразвития
,
но
и
определить
глубину
его
.
Особенно
часто
этого
требуют
вопросы
судебно
-
психиатрической
и
военной
экспертизы
.
Мышление
олигофренов
характеризуется
недостаточностью
уровня
процессов
обобщения
и
отвлечения
.
Суждения
больных
при
решении
экспериментальных
заданий
носят
конкретно
-
ситуационный
характер
.
Они
не
могут
отвлечься
от
конкретных
,
частных
признаков
и
выделить
существенные
признаки
,
то
есть
недостаточным
оказывается
абстрагирование
,
возможность
обра
-
зования
новых
понятий
.
Эти
особенности
олигофренического
мышления
явственно
выделяются
при
исследовании
рядом
методик
,
особенно
—
клас
-
сификации
.
В
одну
группу
объединяются
предметы
,
которые
в
представлении
больного
связаны
с
определенной
,
конкретной
си
-
туацией
.
Так
,
легко
объединяются
в
одну
группу
предметы
мебе
-
ли
,
но
нередко
к
ним
обследуемые
относят
и
чернильницу
(«
она
на
столе
стоит
»),
книгу
(«
раз
этажерка
здесь
,
значит
,
и
книгу
сюда
надо
»).
Крайне
трудно
для
дебилов
образование
групп
по
более
абстрактным
признакам
,
например
,
выделение
измерительных
приборов
.
Еще
более
трудным
представляется
следующий
этап
классификации
,
требующий
объединения
ряда
групп
в
более
крупные
,
собирательные
,
когда
приходится
объединить
отдельно
живые
существа
,
отдельно
—
растения
,
отдельно
—
неживые
предметы
.
Обследуемые
в
этих
случаях
считают
невозможным
объединение
в
одну
группу
мебели
,
транспорта
и
инструментов
,
364
не
понимают
,
как
можно
объединить
вместе
животных
и
людей
.
Аналогичные
данные
получают
при
исследовании
методикой
исключения
.
Здесь
также
решения
заданий
носят
конкретный
ха
-
рактер
,
опираются
на
выделение
часто
второстепенных
,
ситуаци
-
онных
связей
.
Так
,
объединяются
в
одну
группу
портфель
,
чемо
-
дан
и
книга
(«
книгу
можно
носить
в
портфеле
и
чемодане
»,
«
школьники
пользуются
либо
портфелями
,
либо
чемоданами
—
носят
в
них
учебники
»).
Некоторые
задания
вообще
представля
-
ются
обследуемым
невыполнимыми
.
Так
,
о
весах
,
очках
,
термо
-
метре
и
часах
испытуемые
говорят
,
что
они
все
разные
и
среди
них
нельзя
выделить
три
предмета
,
имеющие
что
-
то
общее
.
Недостаточность
уровня
процессов
обобщения
и
отвлечения
у
дебилов
в
эксперименте
выявляется
при
исследовании
возможно
-
сти
определения
понятий
.
Как
правило
,
определение
понятий
проводится
многословно
,
на
основе
второстепенных
,
несущест
-
венных
признаков
.
Так
,
определяя
понятие
«
стол
»,
больные
ха
-
рактеризуют
его
по
материалу
,
из
которого
он
сделан
,
по
наличию
четырех
ножек
,
в
лучшем
случае
по
предназначению
(«
чтоб
ку
-
шать
или
писать
»),
но
никогда
не
указывают
его
родовых
призна
-
ков
.
Характерные
данные
получают
обычно
при
обследовании
де
-
билов
методикой
сравнения
понятий
.
Если
различие
между
поня
-
тиями
обследуемому
еще
удается
установить
(
по
внешним
мало
-
существенным
признакам
),
то
общее
между
ними
они
выделить
не
могут
Например
,
больной
Ш
.,
уравнивая
стол
и
стул
,
говорит
: «
Нет
ниче
-
го
между
ними
общего
,
это
разные
вещи
.
А
разница
в
том
,
что
стол
большой
,
а
стул
маленький
.
На
стуле
сидят
,
на
столе
пишут
».
При
сравнении
лошади
и
собаки
: «
Не
знаю
,
что
между
ними
общего
.
Лошадь
кушает
сено
и
на
ней
ездят
,
а
собака
ест
мясо
и
на
ней
не
ездят
».
При
сравнении
дождя
и
снега
: «
Что
же
общего
?
Это
разные
вещи
.
Дождь
льет
как
из
ведра
,
а
снег
пухом
белым
летит
».
При
исследовании
методикой
исключения
дебилы
также
легко
выполняют
задания
,
если
инструкция
предусматривает
исключить
один
,
отличный
от
других
,
предмет
,
чем
при
необходимости
ука
-
зать
три
предмета
,
имеющих
между
собой
что
-
то
общее
.
С
.
И
.
Храмцова
(1965),
проводившая
исследования
методикой
сравнения
понятия
у
детей
-
олигофренов
,
обнаружила
у
них
,
по
-
мимо
неспособности
выделить
главные
черты
понятий
и
соотне
-
сти
их
с
обобщающим
понятием
,
следующее
:
сравнение
прово
-
дится
по
несоответствующим
признакам
:
лыжи
—
коньки
365