Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7149

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Коньки

 

острые

а

 

лыжи

 

деревянные

»), 

недостаточно

 

полное

 

представление

 

о

 

вещах

измышления

свидетельствующие

 

о

 

ску

-

дости

 

сведений

лошадь

 — 

корова

 («

Лошадь

 

бегает

а

 

корова

 

мы

-

чит

Корова

 

дает

 

молоко

а

 

лошадь

 

сено

Корова

 

пасется

а

 

лошадь

 

нет

»). 

У

 

дебилов

 

значительно

 

затруднено

 

формирование

 

ис

-

кусственных

 

понятий

Так

при

 

исследовании

 

по

 

методике

 

А

Ф

Говорковой

 (1962) 

они

 

могут

 

отдельно

 

выделить

 

признаки

на

 

ос

-

нове

 

которых

 

формируется

 

искусственное

 

понятие

, — 

форму

цвет

Но

 

объединить

 

оба

 

эти

 

признака

 

и

 

на

 

этой

 

основе

 

выделить

 

искусственное

 

понятие

 

они

 

не

 

могут

Такие

 

же

 

затруднения

 

испытывают

 

обследуемые

 

олигофрены

 

при

 

классификации

 

цветных

 

фигур

Они

 

проводят

 

классификацию

 

по

 

отдельным

 

признакам

 — 

форме

цвету

 

и

  (

с

 

несколько

 

большими

 

затруднениями

величине

но

 

провести

 

классификацию

 

по

 

двум

 

признакам

 (

например

по

 

форме

 

и

 

цвету

они

 

не

 

могут

так

 

как

 

для

 

этого

 

надо

 

объединить

 

два

 

признака

 

и

 

игнорировать

 

третий

При

 

необходимости

 

выделения

 

существенных

 

признаков

 

де

-

билы

 

нередко

 

в

 

качестве

 

их

 

выделяют

 

второстепенные

необяза

-

тельные

В

 

ряде

 

заданий

 

решение

 

обусловлено

 

привычными

 

ас

-

социациями

деление

 — 

класс

игра

 — 

карты

Ошибки

 

при

 

образовании

 

аналогий

 

у

 

дебилов

 

обусловлены

 

не

 

только

 

трудностью

 

установления

 

логических

 

отношений

но

 

и

 

известной

 

инертностью

 

психических

 

процессов

последующее

 

задание

 

больной

 

пытается

 

решить

 

по

 

принципу

 

предыдущей

 

ана

-

логии

Образование

 

пиктограмм

 

оказывается

 

возможным

 

лишь

 

при

 

конкретном

 

характере

 

называемого

 

для

 

запоминания

 

слова

 

вкусный

 

ужин

», «

тяжелая

 

работа

»). 

Крайне

 

трудными

 

для

 

опо

-

средования

 

являются

 

абстрактные

 

понятия

 («

печаль

», «

развитие

», 

«

сомнение

»). 

У

 

дебилов

 

отмечается

 

нарушение

 

понимания

 

переносного

 

смысла

 

пословиц

 

и

 

метафор

Иногда

наряду

 

с

 

пословицами

 

и

 

ме

-

тафорами

переносного

 

смысла

 

которых

 

больной

 

обследуемый

 

не

 

понимает

могут

 

быть

 

отдельные

доступные

 

ему

пословицы

Это

 

определяется

 

в

 

значительной

 

мере

 

меньшей

 

степенью

 

их

 

абст

-

рактности

 

и

 

прежним

 

опытом

 

больного

Иногда

 

дебил

даже

 

понимая

 

переносный

 

смысл

 

пословицы

не

 

соглашается

 

с

 

ней

так

 

как

 

возможны

 

отдельные

 

ситуации

как

  

366

 


background image

бы

 

опровергающие

 

пословицу

Отвлечение

 

от

 

этих

 

конкретных

 

ситуаций

 

для

 

олигофренов

 

крайне

 

затруднительно

.

 

Споря

 

со

 

смыслом

 

пословицы

обследуемые

 

дебилы

 

в

 

ряде

 

случаев

 

обнаруживают

 

проявления

 

своеобразного

 «

пустого

» 

резо

-

нерства

Его

 

характеризует

 

выраженная

 

претенциозно

-

оценочная

 

позиция

 

обследуемого

стремление

 

поучать

 

при

 

крайне

 

скудном

 

запасе

 

знаний

ригидная

 

личностная

 

установка

Такое

 

резонерство

 

является

 

компенсаторным

цель

 

его

 — 

утверждение

 

своего

 

пре

-

стижа

 

в

 

глазах

 

окружающих

.

 

При

 

предъявлении

 

обследуемому

 

пословицы

 

недостаточно

 

фиксировать

 

в

 

протоколе

 

непонимание

 

им

 

ее

 

переносного

 

смысла

Следует

 

обязательно

 

убедиться

что

 

это

 

не

 

обусловлено

 

затрудне

-

ниями

 

в

 

формулировании

 

дебилом

 

своей

 

мысли

С

 

этой

 

целью

 

проверяется

насколько

 

смысл

 

пословицы

 

оказывается

 

доступным

 

обследуемому

 

при

 

воссоздании

 

определенного

 

контекста

кон

-

кретной

 

ситуации

Этот

 

прием

 

полезен

 

при

 

установлении

 

степени

 

дебильности

.

 

Иногда

 

дебилы

 

не

 

могут

 

объяснить

 

переносный

 

смысл

 

посло

-

виц

но

 

правильно

 

подбирают

 

к

 

ним

 

фразы

 

из

 

числа

 

предъявлен

-

ных

 

исследующим

В

 

этом

 

варианте

 

исследования

 

фразы

которые

 

больной

 

должен

 

отнести

 

к

 

соответствующим

 

пословицам

служат

 

как

 

бы

 

подсказкой

облегчают

 

его

 

задачу

Обнаружение

 

этого

 

яв

-

ления

 

свидетельствует

 

о

 

том

что

 

перед

 

нами

 

больной

 

с

 

умерен

-

ной

чаще

 

легкой

 

степенью

 

дебильности

поскольку

 

при

 

выра

-

женной

 

дебильности

 

этот

 

вариант

 

методики

 

оказывается

 

для

 

больных

 

более

 

трудным

чем

 

просто

 

объяснение

 

значения

 

посло

-

вицы

.

 

Для

 

дебилов

 

затруднено

 

понимание

 

смысла

 

рассказов

 

сюжет

-

ных

 

рисунков

При

 

глубокой

 

дебильности

 

больные

 

вовсе

 

не

 

по

-

нимают

 

их

 

смысла

при

 

легкой

 

степени

 — 

поверхностно

 

переска

-

зывают

 

рассказ

 

или

 

описываемый

 

рисунок

не

 

проникая

 

в

 

заклю

-

ченный

 

в

 

нем

 

смысл

.

 

Так

больной

 

В

после

 

подробного

близкого

 

к

 

тексту

пересказа

 

«

Колумбова

 

яйца

» 

заявляет

: «

Ничего

 

особенного

 

здесь

 

нет

Он

 

хотел

 

доказать

что

 

яйцо

 

может

 

стоять

 

на

 

столе

на

 

плоской

 

поверхности

».

 

Еще

 

более

 

трудным

 

для

 

дебилов

 

оказывается

 

установление

 

последовательности

 

событий

 

по

 

серии

 

рисунков

При

 

глубокой

 

дебильности

 

обследуемые

 

не

 

в

 

состоянии

 

установить

 

развитие

 

сюжета

 

даже

 

по

 

весьма

 

несложной

 

серии

 

рисунков

 

367

 


background image

Они

 

раскладывают

 

рисунки

 

в

 

случайном

 

порядке

 

и

 

описывают

 

каждый

 

отдельно

Причем

 

описание

 

нередко

 

сводится

 

к

 

простому

 

перечислению

 

деталей

Иногда

 

обследуемые

 

в

 

общих

 

чертах

 

улавливают

 

сюжет

но

 

отдельные

 

рисунки

 

они

 

помещают

 

непра

-

вильно

Так

поняв

что

 

на

 

рисунках

 

изображено

 

бегство

 

мальчика

 

от

 

волков

обследуемый

 

первый

 

рисунок

 

помещает

 

в

 

конце

 

серии

«

Мальчика

 

сняли

 

с

 

дерева

волков

 

прогнали

 

и

 

он

 

опять

 

пошел

 

в

 

школу

». 

Разумеется

при

 

легкой

 

степени

 

дебильности

 

такие

 

зада

-

ния

 

испытуемым

 

выполняются

 

без

 

особого

 

труда

но

 

уже

 

некото

-

рое

 

усложнение

 

выявляет

 

их

 

несостоятельность

Явственно

 

обна

-

руживается

 

несостоятельность

 

таких

 

больных

 

при

 

предъявлении

 

серий

 

рисунков

 

Бидструпа

особенно

 

когда

 

последний

 

рисунок

 

серии

 

объясняет

 

смысл

 

предыдущих

Дебилам

 

не

 

удается

 

такого

 

рода

 

ретроспективный

 

перенос

Вот

 

как

 

описывается

 

дебилом

 

од

-

на

 

из

 

серий

 

рисунков

«

Идет

 

мужчина

Там

 

коровы

 

пасутся

Дерево

 

стоит

Солнышко

 

яр

-

ко

 

светит

Вдалеке

 

дома

 

виднеются

Ему

 

жарко

 

стало

Повесил

 

он

 

на

 

дерево

 

пиджак

 

и

 

шляпу

Разул

 

ботинки

 

и

 

лег

 

спать

Что

-

то

 

хорошее

 

ему

 

снилось

Он

 

спит

 

и

 

смеется

-

смеется

А

 

потом

 

проснулся

А

 

потом

 

к

 

нему

 

корова

 

подошла

 

и

 

стала

 

лизать

 

ему

 

ноги

 — 

он

 

ведь

 

был

 

боси

-

ком

».

 

Этот

 

же

 

больной

 

следующим

 

образом

 

передает

 

содержание

 

серии

 

рисунков

 

Бидструпа

 «

Индивидуальность

»: 

«

Идет

 

мужчина

Как

 

будто

 

на

 

работу

Навстречу

 

ему

 

идут

 

трое

 

мужчин

А

 

вот

 

он

 

уже

 

пришел

 

с

 

работы

 

домой

заросший

Стоит

 

около

 

умывальника

 

и

 

смотрит

 

в

 

зеркало

Через

 

некоторое

 

время

 

у

 

него

 

вы

-

росла

 

борода

и

когда

 

он

 

с

 

ней

 

пришел

 

на

 

работу

все

 

сотрудники

 

удивлялись

 

и

 

смеялись

А

 

потом

 

они

 

все

 

начали

 

отращивать

 

бороды

 

и

 

усы

Он

наверно

сказал

что

 

такая

 

мода

 

пошла

Потом

 

он

 

побрился

постригся

Захотелось

 

ему

 

так

А

 

все

 

смотрят

 

на

 

него

удивляются

«

Чего

 

он

 

сбрил

 

бороду

?» 

И

 

тогда

 

удивлялись

когда

 

он

 

отпустил

 

боро

-

ду

и

 

сейчас

 

удивляются

».

 

Крайне

 

обстоятельно

 

пересказывая

 

отдельные

 

рисунки

об

-

следуемый

 

все

 

же

 

не

 

уловил

 

основного

 — 

желание

 

изображаемо

-

го

 

на

 

них

 

человека

 

быть

 

оригинальным

Чем

 

глубже

 

выражена

 

дебильность

тем

 

беднее

 

оказывается

 

лексикон

 

больного

Однако

 

имеются

 

описания

 

дебилов

опери

-

рующих

 

при

 

довольно

 

быстром

 

темпе

 

речи

 

кажущимся

 

относи

-

тельно

 

большим

 

словарным

 

запасом

 (

О

Е

Фрейеров

, 1964; 

Г

Е

Сухарева

, 1965). 

Анализ

 

речевой

 

продукции

 

показывает

что

 

за

 

многословием

 

этих

 

больных

 

скрывается

 

в

 

самом

 

деле

 

довольно

 

бедный

 

словарный

 

запас

 — 

речь

 

их

 

изобилует

 

штампами

часто

 

неверно

 

употребляются

 

слова

 («

пустая

 

словесная

 

абстракция

», 

по

 

368

 


background image

Г

Я

Трошину

). 

Это

 

легко

 

установить

 

исследованием

 

по

 

методике

 

подбора

 

антонимов

когда

 

проверяется

 

не

 

только

 

словарный

 

за

-

пас

но

 

и

 

соответствие

 

слов

 

определенному

 

содержанию

О

 

некоторых

 

особенностях

 

личности

 

олигофренов

 

позволяют

 

судить

 

исследования

 

уровня

 

притязаний

Обычно

 

у

 

здоровых

 

об

-

следуемых

 

на

 

выбор

 

последующего

 

задания

 

влияет

 

успех

 

или

 

не

-

удача

 

в

 

решении

 

выполняемого

 

в

 

настоящее

 

время

У

 

олигофре

-

нов

 

такая

 

самооценка

 

в

 

процессе

 

исследования

 

не

 

вырабатывается

 

(

Л

В

Викулова

, 1965). 

Они

 

совершенно

 

бездумно

 

берут

 

попав

-

шуюся

 

под

 

руку

 

карточку

 

и

 

не

 

проявляют

 

какой

-

либо

 

эмоцио

-

нальной

 

реакции

 

на

 

неудачу

 

в

 

выполнении

 

задания

У

 

олигофре

-

нов

 

с

 

менее

 

глубокой

 

степенью

 

дебильности

 

уровень

 

притязаний

 

вырабатывается

 

к

 

концу

 

исследования

вначале

 

они

 

совершенно

 

не

 

соотносят

 

выбор

 

сложности

 

последующего

 

задания

 

с

 

успехом

 

или

 

неудачей

 

в

 

решении

 

настоящего

 

задания

 

и

 

лишь

 

в

 

конце

 

опы

-

та

 

начинают

 

при

 

успехе

 

брать

 

более

 

трудные

а

 

при

 

неудаче

 — 

более

 

легкие

 

задания

Нередко

 

у

 

олигофренов

 

оказываются

 

нарушенными

 

внимание

восприятие

память

Внимание

особенно

 

произвольное

отличает

-

ся

 

узким

 

объемом

В

 

пробе

 

на

 

запоминание

 

такой

 

больной

 

назы

-

вает

например

, 4 

слова

Ему

 

повторно

 

зачитывают

 

все

 

подлежа

-

щие

 

запоминанию

 

слова

После

 

этого

 

больной

 

называет

 

уже

 

дру

-

гие

 4 

слова

но

 

не

 

может

 

вспомнить

 

называвшиеся

 

им

 

прежде

 

сло

-

ва

Внимание

 

с

 

трудом

 

переключается

 

с

 

одного

 

вида

 

деятельности

 

на

 

другой

неустойчиво

При

 

выраженной

 

дебильности

 

восприятие

 

недоразвитое

не

-

достаточно

 

четкое

Это

 

относится

 

к

 

восприятию

 

зрительных

 

обра

-

зов

когда

 

обследуемые

 

путают

 

изображения

 

похожих

 

предметов

плохо

 

различают

 

цвета

При

 

показе

 

картинок

 

дебилам

 

трудно

 

уловить

 

целостное

 

содержание

и

 

поэтому

 

они

 

перечисляют

 

от

-

дельные

 

детали

 

рисунка

Выраженность

 

ослабления

 

памяти

 

часто

 

соответствует

 

степе

-

ни

 

слабоумия

Чем

 

глубже

 

дебильность

тем

 

более

 

заметна

 

недос

-

таточность

 

памяти

Подтверждением

 

этого

 

служат

 

данные

полу

-

чаемые

 

при

 

исследовании

 

дебилов

 

методикой

 

заучивания

 10 

слов

Представляет

 

интерес

 

соотношение

 

между

 

механической

 

и

 

логи

-

ческой

 

памятью

При

 

легкой

 

дебильности

 

нет

 

существенной

 

раз

-

ницы

 

между

 

показателями

характеризующими

 

оба

 

вида

 

памяти

.

 

369

 


background image

Зато

 

при

 

выраженной

 

дебильности

 

механическая

 

память

 

стра

-

дает

 

меньше

Глубоким

 

дебилам

 

опосредованное

 

заучивание

 

представляется

 

очень

 

трудным

а

 

пробы

 

на

 

ассоциативную

 

память

 

даются

 

труднее

чем

 

заучивание

 10 

слов

ассоциации

 

в

 

парах

 

слов

 

этими

 

больными

 

не

 

улавливаются

и

 

поэтому

 

задание

 

оказывается

 

для

 

них

 

большим

 

по

 

объему

  (

содержит

 20 

слов

). 

Эта

 

методика

 

может

 

быть

 

использована

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

надо

 

решить

 

во

-

прос

 

о

 

глубине

 

интеллектуально

-

мнестической

 

недостаточности

что

 

имеет

 

большое

 

практическое

 

значение

в

 

первую

 

очередь

 

для

 

экспертизы

Решается

 

этот

 

вопрос

 

лишь

 

при

 

всестороннем

 

иссле

-

довании

 

с

 

привлечением

 

как

 

можно

 

большего

 

числа

 

методик

Кроме

 

того

различные

 

методики

 

с

 

этой

 

целью

 

должны

 

использо

-

ваться

 

в

 

нескольких

 

вариантах

 — 

от

 

более

 

легких

 

к

 

более

 

труд

-

ным

.

 

Существенное

 

значение

 

приобретает

 

попытка

 

исследующего

 

корригировать

 

суждения

 

обследуемого

Возможность

 

коррекции

 

свидетельствует

 

о

 

более

 

легкой

 

степени

 

дебильности

.

 

В

 

этом

 

плане

 

может

 

оказаться

 

полезным

 

исследование

 

по

 

ме

-

тодике

 

обучающего

 

эксперимента

 (

А

Я

Иванова

, 1965,1971), 

при

 

котором

 

внимание

 

патопсихолога

 

направлено

 

в

 

основном

 

на

 

опре

-

деление

 

эффективности

 

подсказки

 

в

 

процессе

 

исследования

В

 

ос

-

нове

 

исследования

 

лежит

 

положение

 

Л

С

Выготского

 (1934) 

о

 

зо

-

не

 

ближайшего

 

развития

характеризующей

 

возможности

 

умст

-

венного

 

развития

 

ребенка

 

и

 

определяющейся

 

переходом

 

от

 

того

что

 

он

 

умеет

 

делать

 

самостоятельно

к

 

тому

что

 

он

 

в

 

состоянии

 

выполнить

 

с

 

помощью

 

обследующего

В

 

сущности

исследование

 

уровня

 

обобщения

 

и

 

отвлечения

 

с

 

помощью

 

большинства

 

патоп

-

сихологических

 

методик

 

содержит

 

элементы

 

обучающего

 

экспе

-

римента

.

 

Возможность

 

перенесения

 

обследуемым

 

уже

 

усвоенного

 

опыта

 

на

 

выполнение

 

аналогичных

 

заданий

 

приобретает

 

особое

 

значе

-

ние

 

в

 

установлении

 

степени

 

выраженности

 

дебильности

Возмож

-

ность

 

перенесения

 

усвоенного

 

опыта

 

определяется

 

с

 

помощью

 

самых

 

различных

 

методик

.

 

Например

обследуемому

 

предлагается

 

сравнить

 

понятие

 

«

стул

» 

и

  «

стол

». 

При

 

этом

 

обнаруживается

что

 

он

 

не

 

может

 

сам

 

определить

 

их

 

сходство

Исследующий

 

подсказывает

 

ему

что

 

сравниваемые

 

понятия

 

являются

 

предметами

 

мебели

Сама

 

под

-

сказка

 

здесь

 

может

 

носить

 

многоступенчатый

 

характер

вначале

 

 

370