Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7437

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

менее

 

конкретный

и

 

лишь

 

при

 

безуспешности

 

ее

 

обследующий

 

спрашивает

 

больного

в

 

каких

 

магазинах

 

продаются

 

сравниваемые

 

предметы

Таким

 

образом

обследуемому

 

объясняется

 

принцип

 

нахождения

 

общего

 

между

 

парой

 

понятий

На

 

следующем

 

этапе

 

исследования

 

обследуемому

 

предлагают

 

для

 

сравнения

 

понятия

 

«

платье

» 

и

  «

пальто

». 

Подсказка

 

при

 

этом

 

носит

 

такой

 

характер

«

Что

 

общего

 

между

 

ними

Это

 

тоже

 

предметы

 

мебели

?». 

В

 

по

-

следующем

 

пары

 

понятий

 

объединяются

 

по

 

более

 

абстрактному

 

признаку

 (

осадки

времена

 

года

части

 

суток

). 

Таким

 

образом

оп

-

ределяется

насколько

 

обследуемый

 

обучаем

 

в

 

ситуации

 

исследо

-

вания

 

и

 

способен

 

к

 

абстрагированию

.

 

Для

 

патопсихологической

 

диагностики

 

дебильности

 

нельзя

 

ог

-

раничиваться

 

вербальными

 

методиками

особенно

 

связанными

 

с

 

уровнем

 

общеобразовательных

 

знаний

При

 

таком

 

проведении

 

исследования

 

за

 

дебильность

 

можно

 

принять

 

случаи

 

педагогиче

-

ской

 

запущенности

Исследование

 

обязательно

 

должно

 

включать

 

невербальные

 

методики

в

 

значительно

 

меньшей

 

мере

 

опираю

-

щиеся

 

на

 

общеобразовательную

 

подготовку

 

обследуемого

  (

куби

-

ки

 

Кооса

субтесты

 «

цифровые

 

символы

», «

недостающие

 

детали

», 

«

сложение

 

фигур

» 

по

 

Векслеру

проба

 

на

 

комбинаторику

 

А

Н

Бернштейна

).

 

В

И

Лубовский

 (1981), 

подчеркивая

 

известную

 

неоп

-

ределенность

 

и

 

противоречивость

 

в

 

понимании

 

различными

 

ис

-

следователями

 

понятия

 «

невербальные

 

методики

», 

склонен

 

отно

-

сить

 

к

 

ним

 

в

 

соответствии

 

с

 

точкой

 

зрения

 

A. Anastasi  (1961) 

тес

-

ты

 

деятельности

 

и

 

тесты

не

 

требующие

 

чтения

хотя

 

их

 

использо

-

вание

 

включает

 

общение

 

обследуемого

 

с

 

экспериментатором

 

и

 

словесную

 

инструкцию

Понимая

 

таким

 

образом

 

невербальные

 

методики

,

 

B. 

И

Лубовский

 

анализирует

 

данные

 

эксперимен

-

тальных

 

исследований

проведенных

 

Г

Б

Шаумаровым

 (1980). 

С

 

помощью

 

детского

 

варианта

 

теста

 

Векслера

 

в

 

адаптации

 

А

Ю

Панасюка

 (1977) 

проведено

 

исследование

 

у

 2 

групп

 

детей

 — 

с

 

задержкой

 

психического

 

развития

 

и

 

умственно

 

отсталых

В

 

дифференциальной

 

диагностике

 

наиболее

 

значимыми

 

оказались

 

именно

 

невербальные

 

субтесты

 

шкалы

 

Векслера

Сопоставлению

 

результатов

 

по

 

вербальным

 

и

 

невербальным

 

субтестам

 

у

 

обследуе

-

мых

 

обеих

 

групп

 

автор

 

придает

 

не

 

только

 

диагностическое

но

 

и

 

прогностическое

 

значение

Дифференциально

-

диагностическое

 

и

 

371

 


background image

прогностическое

 

значение

 

невербальных

 

заданий

по

 

В

И

Лубов

-

скому

можно

 

усилить

 

применением

 

однотипных

 

заданий

 

разной

 

сложности

что

 

позволило

 

бы

 

учитывать

 

помощь

 

исследующего

подсказку

Следовательно

речь

 

идет

 

о

 

введении

 

в

 

эти

 

невербаль

-

ные

 

задания

 

принципа

 

обучающего

 

эксперимента

.

 

Л

. 3. 

Захарченко

 (1987) 

при

 

исследовании

 

с

 

помощью

 

методи

-

ки

 WAIS 168 

юношей

 

в

 

возрасте

 

старше

 

шестнадцати

 

лет

прохо

-

дивших

 

стационарную

 

экспертизу

 

на

 

предмет

 

определения

 

со

-

хранности

 

социально

-

трудовой

 

адаптации

установлено

что

 

для

 

разграничения

 

групп

 

здоровых

 

лиц

 

и

 

обследуемых

 

с

 

пограничной

 

умственной

 

отсталостью

а

 

также

 

лиц

 

с

 

пограничной

 

умственной

 

отсталостью

 

и

 

легкой

 

степенью

 

дебильности

 

наибольшее

 

диагно

-

стическое

 

значение

 

имеют

 

особенности

 

выполнения

 

ими

 

субтеста

 

«

Недостающие

 

детали

», 

предполагающего

 

понимание

 

и

 

выявле

-

ние

 

отсутствующей

 

детали

 

в

 

предлагаемой

 

картинке

В

 

основе

 

такого

 

умения

 

существенное

 

значение

 

имеет

 

собственный

 

жиз

-

ненный

 

опыт

 

испытуемого

его

 

знания

способность

 

к

 

аналитико

-

синтетической

 

деятельности

По

 

мере

 

нарастания

 

степени

 

умст

-

венного

 

недоразвития

 

увеличивается

 

общее

 

количество

 

непра

-

вильных

 

ответов

появляется

 

большое

 

количество

 «

замещающих

» 

(

дается

 

ошибочный

 

ответ

), «

отрицающих

» («

не

 

знаю

»), «

псевдо

-

утверждающих

» («

все

 

есть

» 

недостающих

 

деталей

 

в

 

предлагаемом

 

изображении

 

обследуемый

 «

не

 

видит

») 

ответов

 

и

 

ответов

 

умолча

-

нием

 («

немых

 

ответов

» — 

словесная

 

реакция

 

отсутствует

).

 

Обнаружение

 

умственной

 

отсталости

 

может

 

играть

 

роль

 

не

 

только

 

в

 

экспертной

 

практике

но

 

и

 

при

 

решении

 

вопросов

 

психи

-

атрической

 

дифференциальной

 

диагностики

.

 

Больной

 

К

., 37

лет

поступил

 

в

 

психиатрический

 

стационар

 

в

 

связи

 

с

 

возникшим

 

у

 

него

 

вербальным

 

галлюцинозом

 

и

 

с

 

предположительным

 

диагнозом

 

шизофрении

Галлюцинации

 

прошли

 

уже

 

на

 

второй

 

день

однако

 

рассудительное

 

отношение

 

к

 

ним

 

отсутствовало

Больной

 

рассказывал

 

о

 

них

 

с

 

недоумением

 

и

 

отмечал

что

 

они

 

были

 

приятны

 

ему

 

— 

успокаивали

утешали

При

 

расспросе

 

удалось

 

выяснить

что

 

появлению

 

обманов

 

слуха

 

предшествовала

 

психогения

больной

 

волно

-

вался

 

из

-

за

 

того

что

 

его

 

подросток

-

сын

 

не

 

пришел

 

ночевать

 

домой

При

 

патопсихологическом

 

исследовании

 

характерные

 

для

 

шизофрении

 

расстройства

 

мышления

 

и

 

аффективно

-

личностной

 

сферы

 

не

 

были

 

обнаружены

но

 

были

 

отмечены

 

легкая

 

недостаточность

 

памяти

не

-

устойчивость

 

активного

 

внимания

повышенная

 

внушаемость

явле

-

ния

 

умеренно

 

выраженной

 

недостаточности

 

уровня

 

обобщения

 

и

 

 

372

 


background image

отвлечения

 

с

 

тенденцией

 

к

 

конкретности

 

суждений

излишней

 

об

-

стоятельности

При

 

сравнении

 

понятий

 

недостаточность

 

синтеза

 

превалировала

 

над

 

слабостью

 

анализа

до

 

известной

 

степени

 

обсле

-

дуемый

 

обнаруживал

 

способность

 

воспринимать

 

подсказку

был

 

обуча

-

ем

При

 

исследовании

 

с

 

помощью

 

кубиков

 

Кооса

 

выявлялась

 

недоста

-

точность

 

конструктивного

 

мышления

.

 

Полученные

 

при

 

патопсихологическом

 

исследовании

 

данные

 

объяснили

 

своеобразие

 

протекания

 

психогенной

 

реакции

почвой

 

для

 

которой

 

послужила

 

нерезко

 

выраженная

 

дебильность

Пограничные

 

нервно

-

психические

 

расстройства

 

К

 

этой

 

группе

 

заболеваний

 

относятся

 

неврозы

психопатии

 

и

 

психические

 

нарушения

 

при

 

соматической

 

патологии

Их

 

объеди

-

няет

 

промежуточное

 

положение

которое

 

они

 

занимают

с

 

одной

 

стороны

между

 

нормой

 

и

 

психической

 

патологией

 

или

с

 

другой

 

стороны

между

 

психической

 

и

 

соматической

 

патологией

грани

-

цы

 

между

 

которыми

 

часто

 

трудно

 

провести

Ю

А

Александров

-

ский

 (1978) 

считает

что

 

механизмы

определяющие

 

границы

 

нор

-

мального

 

и

 

патологического

 

в

 

психической

 

деятельности

имеют

 

большой

 

диапазон

 

функциональных

 

возможностей

Именно

 

эту

 

подвижность

 

границ

 

Н

И

Фелинская

 (1971) 

рассматривает

 

в

 

ка

-

честве

 

основного

 

критерия

 

выделения

 

пограничных

 

расстройств

В

 

частности

автор

 

говорит

 

о

 

подвижности

 

переходов

 

между

 

нор

-

мой

 

и

 

патологией

между

 

болезненными

 

состояниями

 

внутри

 

са

-

мих

 

форм

  «

малой

 

психиатрии

» 

и

 

о

 

подвижности

 

взаимоотноше

-

ний

 

между

 

личностью

 

и

 

психогенными

 

ситуационными

 

обстоя

-

тельствами

С

 

подвижностью

 

границ

 

связано

 

и

 

значительное

 

мно

-

гообразие

 

проявлений

 

нервно

-

психической

 

патологии

П

Б

Ган

-

нушкин

 (1933) 

не

 

только

 

показал

 

большую

 

динамичность

 

погра

-

ничных

 

расстройств

но

 

и

 

выявил

 

связь

 

между

 

значительностью

 

диапазона

 

психических

 

нарушений

относимых

 

к

 «

малой

» 

психи

-

атрии

и

 

индивидуальными

 

особенностями

 

лиц

у

 

которых

 

они

 

наблюдаются

он

 

также

 

установил

 

факт

 

уровневого

 

формирования

 

пограничной

 

психической

 

патологии

В

 

МКБ

-10 

пограничные

 

нервно

-

психические

 

расстройства

 

включены

 

в

 

рубрики

 F4 — «

Невротические

связанные

 

со

 

стрес

-

сом

 

и

 

соматоформные

 

расстройства

», F5 — «

Поведенческие

 

син

-

дромы

связанные

 

с

 

физиологическими

 

нарушениями

 

и

 

физиче

-

скими

 

факторами

», F6 — «

Расстройства

 

зрелой

 

личности

 

и

 

пове

-

дения

 

у

 

взрослых

». 

373

 


background image

Многообразие

 

форм

 

пограничной

 

психической

 

патологии

 

сви

-

детельствует

 

о

 

значении

 

патопсихологической

 

диагностики

 

для

 

«

малой

» 

психиатрии

В

 

не

 

меньшей

 

мере

 

участие

 

психолога

 

тре

-

буется

 

и

 

при

 

нервно

-

психических

 

пограничных

 

нарушениях

Для

 

успешного

 

проведения

 

психотерапии

 

врач

 

должен

 

располагать

 

углубленной

 

индивидуально

-

личностной

 

характеристикой

 

боль

-

ного

знать

 

его

 

преморбидные

 

особенности

как

 

происходило

 

формирование

 

его

 

личности

каковы

 

его

 

взаимоотношения

 

со

 

сре

-

дой

каков

 

модус

 

реакции

 

больного

 

на

 

стрессовую

 

ситуацию

  (

не

 

только

 

в

 

настоящее

 

время

но

 

и

 

в

 

прошлые

 

жизненные

 

периоды

). 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

С

С

Либих

 (1974) 

исключительно

 

высоко

 

оцени

-

вает

 

значение

 

для

 

психотерапии

 

медицинской

 

психологии

 — 

как

 

чисто

 

патопсихологических

 

исследований

так

 

и

 

с

 

использованием

 

методов

 

социальной

 

психологии

Последние

 

успешно

 

зарекомен

-

довали

 

себя

 

в

 

подборе

 

групп

 

больных

 

по

 

складывающимся

 

между

 

ними

 

отношениям

в

 

выборе

 

наиболее

 

подходящего

 

для

 

той

 

или

 

иной

 

группы

 

больных

 

психотерапевта

 

и

 

т

 

п

.

 

Патопсихологическая

 

диагностика

 

при

 

пограничных

 

расстрой

-

ствах

 — 

это

 

в

 

первую

 

очередь

 

диагностика

 

личности

Не

 

следует

однако

игнорировать

 

и

 

роль

 

исследования

 

особенностей

 

познава

-

тельной

 

деятельности

Диагностика

 

неврозов

 

и

 

психопатий

 

всегда

 

идет

 

путем

 

дифференцирования

 

с

 

неврозо

и

 

психопатоподобны

-

ми

 

состояниями

возникающими

 

в

 

связи

 

с

 

процессуальными

ор

-

ганическими

 

или

 

соматическими

 

заболеваниями

Так

астениче

-

ское

 

состояние

 

может

 

быть

 

обусловлено

 

психогенной

 

ситуацией

экзогенно

-

органическим

 

поражением

 

мозга

 

вследствие

 

черепно

-

мозговой

 

травмы

астенизирующим

 

соматическим

  (

инфекцион

-

ным

заболеванием

Внешне

 

напоминающая

 

астеническую

 

сим

-

птоматика

 

может

 

быть

 

существенно

 

представлена

 

в

 

клинике

 

нев

-

розоподобной

 

шизофрении

Наконец

астения

 

является

 

ведущим

 

симптомом

 

церебрального

 

атеросклероза

и

 

в

 

его

 

начальных

 

ста

-

диях

 

совершенно

 

необходимо

 

провести

 

дифференциальную

 

диаг

-

ностику

 

между

 

невротической

 

астенией

 

у

 

пожилого

 

человека

 

и

 

атеросклеротической

 

церебрастенией

То

 

же

 

самое

 

относится

 

и

 

к

 

психопатическим

 

синдромам

 — 

они

 

могут

 

быть

 

следствием

 

врож

-

денных

 

аномально

-

личностных

 

особенностей

 

или

 

патологическо

-

го

 

развития

а

 

могут

 

быть

 

клиническим

 

проявлением

 

шизофрении

 

или

 

органического

 

процесса

Все

 

это

 

требует

 

на

 

первом

 

этапе

 

374

 


background image

обследования

 

больного

 

решить

 

вопросы

 

нозологической

 

диагно

-

стики

Патопсихологическая

 

диагностика

 

здесь

 

носит

 

характер

 

«

негативной

» 

или

  «

позитивной

», 

то

 

есть

 

она

 

способствует

 

реше

-

нию

 

вопроса

 

об

 

отсутствии

 

или

 

наличии

 

нарушений

 

познаватель

-

ной

 

деятельности

 

и

 

личностных

 

особенностей

характерных

 

для

 

психического

 

заболевания

которое

 

может

 

протекать

 

с

 

неврозо

или

 

психопатоподобной

 

симптоматикой

.

 

Б

Д

Карвасарский

 (1980) 

указывает

 

на

 

то

что

хотя

 

клиниче

-

ский

 

метод

 

обследования

 

больных

 

неврозами

 

включает

 

то

что

 

в

 

своем

 

развитии

 

находит

 

более

 

полное

 

выражение

 

в

 

основных

 

су

-

ществующих

 

в

 

настоящее

 

время

 

методических

 

подходах

 

к

 

экспе

-

риментальному

 

изучению

 

личности

он

 

все

 

же

 

не

 

может

 

их

 

пол

-

ностью

 

заменить

При

 

этом

 

автор

 

подчеркивает

 

следующие

 

ос

-

новные

 

достоинства

 

экспериментально

-

психологических

 

методов

изучение

 

реакции

 

личности

 

проводится

 

в

 

контролируемых

 

иссле

-

дующим

 

условиях

что

 

позволяет

 

при

 

формальной

 

классификации

 

решений

 

выделять

 

воспроизводимые

 

факты

 

и

 

сопоставлять

 

дан

-

ные

полученные

 

в

 

разных

 

условиях

 

и

 

на

 

разных

 

обследуемых

 

(

принцип

 

измерения

); 

заключение

 

о

 

личности

 

объективизируется

так

 

как

 

экспериментальная

 

методика

 

включает

 

не

 

только

 

правила

 

получения

 

данных

 

о

 

личности

но

 

и

 

правила

 

их

 

интерпретации

 

в

 

целях

 

надежной

 

воспроизводимости

получаемые

 

при

 

таком

 

ис

-

следовании

 

результаты

 

могут

 

мало

 

зависеть

 

от

 

опыта

ква

-

лификации

личностных

 

особенностей

 

исследующего

эк

-

сперимент

 

позволяет

 

наиболее

 

полно

разносторонне

 

характери

-

зовать

 

личность

 

обследуемого

.

 

Применения

 

какого

-

либо

 

одного

 

экспериментального

 

метода

 

оказывается

 

недостаточно

 

для

 

полного

 

исследования

 

личности

Искусство

 

патопсихолога

 

заключается

 

в

 

удачном

 

подборе

 

в

 

каж

-

дом

 

конкретном

 

случае

 

методов

 

исследования

 

и

 

постоянном

 

соот

-

несении

 

получаемых

 

данных

 

с

 

клиникой

.

 

Патопсихолог

 

должен

 

избегать

 

фетишизации

 

какого

 

бы

 

то

 

ни

 

было

 

метода

 

исследования

 

личности

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

этой

 

об

-

ласти

 

мы

к

 

сожалению

не

 

располагаем

 

еще

 

совершенно

 

безупреч

-

ными

 

методами

Тем

 

не

 

менее

 

любой

 

метод

если

 

он

 

приемлем

 

по

 

этическим

 

соображениям

может

 

быть

 

использован

 

для

 

исследова

-

ния

 

личности

 

при

 

условии

 

методологически

 

верной

 

квалификации

 

получаемых

 

с

 

его

 

помощью

 

данных

В

 

связи

 

с

 

этим

 

для

 

исследова

-

ния

 

личности

 

в

 

пограничной

 

психиатрии

 

могут

 

быть

 

использованы

 

 

375