Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7437
Скачиваний: 69
менее
конкретный
,
и
лишь
при
безуспешности
ее
обследующий
спрашивает
больного
,
в
каких
магазинах
продаются
сравниваемые
предметы
.
Таким
образом
,
обследуемому
объясняется
принцип
нахождения
общего
между
парой
понятий
.
На
следующем
этапе
исследования
обследуемому
предлагают
для
сравнения
понятия
«
платье
»
и
«
пальто
».
Подсказка
при
этом
носит
такой
характер
:
«
Что
общего
между
ними
?
Это
тоже
предметы
мебели
?».
В
по
-
следующем
пары
понятий
объединяются
по
более
абстрактному
признаку
(
осадки
,
времена
года
,
части
суток
).
Таким
образом
,
оп
-
ределяется
,
насколько
обследуемый
обучаем
в
ситуации
исследо
-
вания
и
способен
к
абстрагированию
.
Для
патопсихологической
диагностики
дебильности
нельзя
ог
-
раничиваться
вербальными
методиками
,
особенно
связанными
с
уровнем
общеобразовательных
знаний
.
При
таком
проведении
исследования
за
дебильность
можно
принять
случаи
педагогиче
-
ской
запущенности
.
Исследование
обязательно
должно
включать
невербальные
методики
,
в
значительно
меньшей
мере
опираю
-
щиеся
на
общеобразовательную
подготовку
обследуемого
(
куби
-
ки
Кооса
,
субтесты
«
цифровые
символы
», «
недостающие
детали
»,
«
сложение
фигур
»
по
Векслеру
,
проба
на
комбинаторику
А
.
Н
.
Бернштейна
).
В
.
И
.
Лубовский
(1981),
подчеркивая
известную
неоп
-
ределенность
и
противоречивость
в
понимании
различными
ис
-
следователями
понятия
«
невербальные
методики
»,
склонен
отно
-
сить
к
ним
в
соответствии
с
точкой
зрения
A. Anastasi (1961)
тес
-
ты
деятельности
и
тесты
,
не
требующие
чтения
,
хотя
их
использо
-
вание
включает
общение
обследуемого
с
экспериментатором
и
словесную
инструкцию
.
Понимая
таким
образом
невербальные
методики
,
B.
И
.
Лубовский
анализирует
данные
эксперимен
-
тальных
исследований
,
проведенных
Г
.
Б
.
Шаумаровым
(1980).
С
помощью
детского
варианта
теста
Векслера
в
адаптации
А
.
Ю
.
Панасюка
(1977)
проведено
исследование
у
2
групп
детей
—
с
задержкой
психического
развития
и
умственно
отсталых
.
В
дифференциальной
диагностике
наиболее
значимыми
оказались
именно
невербальные
субтесты
шкалы
Векслера
.
Сопоставлению
результатов
по
вербальным
и
невербальным
субтестам
у
обследуе
-
мых
обеих
групп
автор
придает
не
только
диагностическое
,
но
и
прогностическое
значение
.
Дифференциально
-
диагностическое
и
371
прогностическое
значение
невербальных
заданий
,
по
В
.
И
.
Лубов
-
скому
,
можно
усилить
применением
однотипных
заданий
разной
сложности
,
что
позволило
бы
учитывать
помощь
исследующего
,
подсказку
.
Следовательно
,
речь
идет
о
введении
в
эти
невербаль
-
ные
задания
принципа
обучающего
эксперимента
.
Л
. 3.
Захарченко
(1987)
при
исследовании
с
помощью
методи
-
ки
WAIS 168
юношей
в
возрасте
старше
шестнадцати
лет
,
прохо
-
дивших
стационарную
экспертизу
на
предмет
определения
со
-
хранности
социально
-
трудовой
адаптации
,
установлено
,
что
для
разграничения
групп
здоровых
лиц
и
обследуемых
с
пограничной
умственной
отсталостью
,
а
также
лиц
с
пограничной
умственной
отсталостью
и
легкой
степенью
дебильности
наибольшее
диагно
-
стическое
значение
имеют
особенности
выполнения
ими
субтеста
«
Недостающие
детали
»,
предполагающего
понимание
и
выявле
-
ние
отсутствующей
детали
в
предлагаемой
картинке
.
В
основе
такого
умения
существенное
значение
имеет
собственный
жиз
-
ненный
опыт
испытуемого
,
его
знания
,
способность
к
аналитико
-
синтетической
деятельности
.
По
мере
нарастания
степени
умст
-
венного
недоразвития
увеличивается
общее
количество
непра
-
вильных
ответов
,
появляется
большое
количество
«
замещающих
»
(
дается
ошибочный
ответ
), «
отрицающих
» («
не
знаю
»), «
псевдо
-
утверждающих
» («
все
есть
»
недостающих
деталей
в
предлагаемом
изображении
обследуемый
«
не
видит
»)
ответов
и
ответов
умолча
-
нием
(«
немых
ответов
» —
словесная
реакция
отсутствует
).
Обнаружение
умственной
отсталости
может
играть
роль
не
только
в
экспертной
практике
,
но
и
при
решении
вопросов
психи
-
атрической
дифференциальной
диагностики
.
Больной
К
., 37
лет
,
поступил
в
психиатрический
стационар
в
связи
с
возникшим
у
него
вербальным
галлюцинозом
и
с
предположительным
диагнозом
шизофрении
.
Галлюцинации
прошли
уже
на
второй
день
,
однако
рассудительное
отношение
к
ним
отсутствовало
.
Больной
рассказывал
о
них
с
недоумением
и
отмечал
,
что
они
были
приятны
ему
—
успокаивали
,
утешали
.
При
расспросе
удалось
выяснить
,
что
появлению
обманов
слуха
предшествовала
психогения
,
больной
волно
-
вался
из
-
за
того
,
что
его
подросток
-
сын
не
пришел
ночевать
домой
.
При
патопсихологическом
исследовании
характерные
для
шизофрении
расстройства
мышления
и
аффективно
-
личностной
сферы
не
были
обнаружены
,
но
были
отмечены
легкая
недостаточность
памяти
,
не
-
устойчивость
активного
внимания
,
повышенная
внушаемость
,
явле
-
ния
умеренно
выраженной
недостаточности
уровня
обобщения
и
372
отвлечения
с
тенденцией
к
конкретности
суждений
,
излишней
об
-
стоятельности
.
При
сравнении
понятий
недостаточность
синтеза
превалировала
над
слабостью
анализа
,
до
известной
степени
обсле
-
дуемый
обнаруживал
способность
воспринимать
подсказку
,
был
обуча
-
ем
.
При
исследовании
с
помощью
кубиков
Кооса
выявлялась
недоста
-
точность
конструктивного
мышления
.
Полученные
при
патопсихологическом
исследовании
данные
объяснили
своеобразие
протекания
психогенной
реакции
,
почвой
для
которой
послужила
нерезко
выраженная
дебильность
.
Пограничные
нервно
-
психические
расстройства
К
этой
группе
заболеваний
относятся
неврозы
,
психопатии
и
психические
нарушения
при
соматической
патологии
.
Их
объеди
-
няет
промежуточное
положение
,
которое
они
занимают
,
с
одной
стороны
,
между
нормой
и
психической
патологией
или
,
с
другой
стороны
,
между
психической
и
соматической
патологией
,
грани
-
цы
между
которыми
часто
трудно
провести
.
Ю
.
А
.
Александров
-
ский
(1978)
считает
,
что
механизмы
,
определяющие
границы
нор
-
мального
и
патологического
в
психической
деятельности
,
имеют
большой
диапазон
функциональных
возможностей
.
Именно
эту
подвижность
границ
Н
.
И
.
Фелинская
(1971)
рассматривает
в
ка
-
честве
основного
критерия
выделения
пограничных
расстройств
.
В
частности
,
автор
говорит
о
подвижности
переходов
между
нор
-
мой
и
патологией
,
между
болезненными
состояниями
внутри
са
-
мих
форм
«
малой
психиатрии
»
и
о
подвижности
взаимоотноше
-
ний
между
личностью
и
психогенными
ситуационными
обстоя
-
тельствами
.
С
подвижностью
границ
связано
и
значительное
мно
-
гообразие
проявлений
нервно
-
психической
патологии
.
П
.
Б
.
Ган
-
нушкин
(1933)
не
только
показал
большую
динамичность
погра
-
ничных
расстройств
,
но
и
выявил
связь
между
значительностью
диапазона
психических
нарушений
,
относимых
к
«
малой
»
психи
-
атрии
,
и
индивидуальными
особенностями
лиц
,
у
которых
они
наблюдаются
;
он
также
установил
факт
уровневого
формирования
пограничной
психической
патологии
.
В
МКБ
-10
пограничные
нервно
-
психические
расстройства
включены
в
рубрики
F4 — «
Невротические
,
связанные
со
стрес
-
сом
и
соматоформные
расстройства
», F5 — «
Поведенческие
син
-
дромы
,
связанные
с
физиологическими
нарушениями
и
физиче
-
скими
факторами
», F6 — «
Расстройства
зрелой
личности
и
пове
-
дения
у
взрослых
».
373
Многообразие
форм
пограничной
психической
патологии
сви
-
детельствует
о
значении
патопсихологической
диагностики
для
«
малой
»
психиатрии
.
В
не
меньшей
мере
участие
психолога
тре
-
буется
и
при
нервно
-
психических
пограничных
нарушениях
.
Для
успешного
проведения
психотерапии
врач
должен
располагать
углубленной
индивидуально
-
личностной
характеристикой
боль
-
ного
,
знать
его
преморбидные
особенности
,
как
происходило
формирование
его
личности
,
каковы
его
взаимоотношения
со
сре
-
дой
,
каков
модус
реакции
больного
на
стрессовую
ситуацию
(
не
только
в
настоящее
время
,
но
и
в
прошлые
жизненные
периоды
).
В
связи
с
этим
С
.
С
.
Либих
(1974)
исключительно
высоко
оцени
-
вает
значение
для
психотерапии
медицинской
психологии
—
как
чисто
патопсихологических
исследований
,
так
и
с
использованием
методов
социальной
психологии
.
Последние
успешно
зарекомен
-
довали
себя
в
подборе
групп
больных
по
складывающимся
между
ними
отношениям
,
в
выборе
наиболее
подходящего
для
той
или
иной
группы
больных
психотерапевта
и
т
п
.
Патопсихологическая
диагностика
при
пограничных
расстрой
-
ствах
—
это
в
первую
очередь
диагностика
личности
.
Не
следует
,
однако
,
игнорировать
и
роль
исследования
особенностей
познава
-
тельной
деятельности
.
Диагностика
неврозов
и
психопатий
всегда
идет
путем
дифференцирования
с
неврозо
-
и
психопатоподобны
-
ми
состояниями
,
возникающими
в
связи
с
процессуальными
,
ор
-
ганическими
или
соматическими
заболеваниями
.
Так
,
астениче
-
ское
состояние
может
быть
обусловлено
психогенной
ситуацией
,
экзогенно
-
органическим
поражением
мозга
вследствие
черепно
-
мозговой
травмы
,
астенизирующим
соматическим
(
инфекцион
-
ным
)
заболеванием
.
Внешне
напоминающая
астеническую
сим
-
птоматика
может
быть
существенно
представлена
в
клинике
нев
-
розоподобной
шизофрении
.
Наконец
,
астения
является
ведущим
симптомом
церебрального
атеросклероза
,
и
в
его
начальных
ста
-
диях
совершенно
необходимо
провести
дифференциальную
диаг
-
ностику
между
невротической
астенией
у
пожилого
человека
и
атеросклеротической
церебрастенией
.
То
же
самое
относится
и
к
психопатическим
синдромам
—
они
могут
быть
следствием
врож
-
денных
аномально
-
личностных
особенностей
или
патологическо
-
го
развития
,
а
могут
быть
клиническим
проявлением
шизофрении
или
органического
процесса
.
Все
это
требует
на
первом
этапе
374
обследования
больного
решить
вопросы
нозологической
диагно
-
стики
.
Патопсихологическая
диагностика
здесь
носит
характер
«
негативной
»
или
«
позитивной
»,
то
есть
она
способствует
реше
-
нию
вопроса
об
отсутствии
или
наличии
нарушений
познаватель
-
ной
деятельности
и
личностных
особенностей
,
характерных
для
психического
заболевания
,
которое
может
протекать
с
неврозо
-
или
психопатоподобной
симптоматикой
.
Б
.
Д
.
Карвасарский
(1980)
указывает
на
то
,
что
,
хотя
клиниче
-
ский
метод
обследования
больных
неврозами
включает
то
,
что
в
своем
развитии
находит
более
полное
выражение
в
основных
су
-
ществующих
в
настоящее
время
методических
подходах
к
экспе
-
риментальному
изучению
личности
,
он
все
же
не
может
их
пол
-
ностью
заменить
.
При
этом
автор
подчеркивает
следующие
ос
-
новные
достоинства
экспериментально
-
психологических
методов
:
изучение
реакции
личности
проводится
в
контролируемых
иссле
-
дующим
условиях
,
что
позволяет
при
формальной
классификации
решений
выделять
воспроизводимые
факты
и
сопоставлять
дан
-
ные
,
полученные
в
разных
условиях
и
на
разных
обследуемых
(
принцип
измерения
);
заключение
о
личности
объективизируется
,
так
как
экспериментальная
методика
включает
не
только
правила
получения
данных
о
личности
,
но
и
правила
их
интерпретации
в
целях
надежной
воспроизводимости
;
получаемые
при
таком
ис
-
следовании
результаты
могут
мало
зависеть
от
опыта
,
ква
-
лификации
,
личностных
особенностей
исследующего
;
эк
-
сперимент
позволяет
наиболее
полно
,
разносторонне
характери
-
зовать
личность
обследуемого
.
Применения
какого
-
либо
одного
экспериментального
метода
оказывается
недостаточно
для
полного
исследования
личности
.
Искусство
патопсихолога
заключается
в
удачном
подборе
в
каж
-
дом
конкретном
случае
методов
исследования
и
постоянном
соот
-
несении
получаемых
данных
с
клиникой
.
Патопсихолог
должен
избегать
фетишизации
какого
бы
то
ни
было
метода
исследования
личности
.
В
настоящее
время
в
этой
об
-
ласти
мы
,
к
сожалению
,
не
располагаем
еще
совершенно
безупреч
-
ными
методами
.
Тем
не
менее
любой
метод
,
если
он
приемлем
по
этическим
соображениям
,
может
быть
использован
для
исследова
-
ния
личности
при
условии
методологически
верной
квалификации
получаемых
с
его
помощью
данных
.
В
связи
с
этим
для
исследова
-
ния
личности
в
пограничной
психиатрии
могут
быть
использованы
375