Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7140

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

проблеме

приходит

 

к

 

заключению

что

 

есть

 

основания

 

считать

что

 

психосоциальные

 

факторы

включая

 

стресс

влияют

 

на

 

про

-

гноз

 

рака

однако

 

имеющихся

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

данных

 

недос

-

таточно

 

для

 

определенных

 

выводов

В

 

ряде

 

исследований

 

не

 

об

-

наружено

 

какого

-

либо

 

статистически

 

значимого

 

влияния

 

стресса

 

и

 

психосоциальных

 

факторов

 

вообще

 

на

 

течение

 

болезни

 

и

 

выжи

-

ваемость

 

опухолевых

 

больных

  (

В

. R. Cassileth, E. J. Lusk, D. S. 

Miller, L. L. Brown, 

С

. Miller, 1985; M. Joffres, D. M. Reed, A. M. J. 

Nomura, 1985; T. J. Priest-man, S. G. Priestman, 

С

 Bradshaw, 1985), 

причем

 

особого

 

внимания

 

заслуживает

 

второе

 

исследование

так

 

как

 

оно

 

выполнено

 

на

 

очень

 

большом

 

материале

 (4581 

испытуе

-

мый

и

 

включало

 

в

 

себя

 

анализ

 

значительного

 

количества

 

теоре

-

тически

 

могущих

 

быть

 

стрессовыми

 

факторов

.

 

Подобного

 

рода

 

неопределенность

 

и

 

расхождения

 

во

 

мнениях

на

 

наш

 

взгляд

могут

 

определяться

 

тем

что

 

во

 

всех

 

рассмотрен

-

ных

 

выше

 

исследованиях

 

в

 

качестве

 

стрессовых

 

выступали

 

имен

-

но

 

теоретически

 

возможные

 

факторы

а

 

не

 

проводился

 

анализ

 — 

сопоставление

 

стресса

 

и

 

выживаемости

 

с

 

учетом

 

индивидуальных

 

личностно

 

значимых

 

для

 

конкретного

 

больного

 

факторов

в

 

ре

-

зультате

 

чего

 

удалось

 

бы

 

избежать

  «

обезличивания

» 

протекания

 

эмоционального

 

стресса

 

у

 

конкретного

 

пациента

В

 

противном

 

же

 

случае

 

вполне

 

могло

 

происходить

 

уравнивание

 

и

 

взаи

-

мопоглощение

 

индивидуальной

 

значимости

 

стрессовых

 

факторов

 

при

 

их

 

статистическом

 

анализе

так

 

как

 

один

 

и

 

тот

 

же

 

фактор

 

мо

-

жет

 

быть

 

стрессовым

 

для

 

одного

 

больного

 

и

 

индифферентным

 

для

 

остальных

.

 

Резюмируя

 

все

 

написанное

 

выше

можно

 

прийти

 

к

 

за

-

ключению

что

 

имеющиеся

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

в

 

литературе

 

сведения

 

позволяют

 

лишь

 

говорить

 

о

 

том

что

 

с

 

большой

 

вероят

-

ностью

 

существуют

 

значимые

 

взаимосвязи

 

между

 

индивидуаль

-

ными

 

психическими

 

особенностями

 

больных

 

и

 

течением

 

опухо

-

левого

 

процесса

Эти

 

особенности

реализуясь

 

через

 

нейроэндок

-

ринную

 

систему

приводят

 

к

 

определенному

 

изменению

 

функ

-

ционирования

 

иммунной

 

системы

 

организма

 

и

 

тем

 

самым

 

к

 

той

 

или

 

иной

 

модификации

 

течения

 

опухолевого

 

процесса

что

 

необ

-

ходимо

 

учитывать

 

в

 

осуществлении

 

лечебно

-

реабилитационного

 

процесса

 

в

 

онкологии

.

 

396

 


background image

Патопсихологические

 

исследования

 

в

 

детской

 

и

 

подростковой

 

психиатрии

 

Патопсихологическое

 

исследование

 

детей

 

и

 

подростков

 

при

-

меняется

 

в

 

следующих

 

целях

.

 

1.

 

Психологические

 

показатели

полученные

 

экспериментально

выявляют

 

симптомы

слабо

 

выраженные

 

клинически

и

 

тем

 

самым

 

облегчают

 

дифференциальную

 

диагностику

2.

 

Патопсихологическое

 

исследование

 

помогает

 

уточнить

 

струк

-

туру

 

и

 

степень

 

интеллектуального

 

дефекта

имеющегося

 

у

 

ре

-

бенка

 

или

 

подростка

специфической

 

для

 

такого

 

исследования

 

является

 

задача

 

прогноза

 

обучаемости

 

ребенка

 

и

 

практических

 

выводов

 

из

 

такого

 

прогноза

 (

С

Я

Рубинштейн

, 1970). 

3.

 

Данные

полученные

 

в

 

начале

 

лечения

 

и

 

на

 

разных

 

его

 

этапах

помогают

 

судить

 

об

 

адекватности

 

и

 

эффективности

 

проводи

-

мой

 

терапии

4.

 

В

 

процессе

 

исследования

 

обогащаются

 

представления

 

о

 

значе

-

нии

 

отдельных

 

социальных

 

и

 

эмоциональных

 

моментов

 

в

 

раз

-

витии

 

заболевания

5.

 

Специфической

 

для

 

патопсихологического

 

исследования

 

в

 

подростковом

 

возрасте

 

является

 

диагностика

 

типов

 

психопа

-

тий

 

и

 

акцентуаций

 

характера

 

в

 

случаях

 

пограничных

 

форм

 

психической

 

патологии

 

или

 

при

 

психических

 

заболеваниях

существенно

 

не

 

исказивших

 

преморбидный

 

тип

 (

А

Е

Личко

1979). 

6.

 

Проведение

 

патопсихологического

 

исследования

 

способствует

 

установлению

 

лучшего

 

контакта

 

с

 

больным

 

ребенком

В

 

про

-

цессе

 

исследования

 

при

 

этом

 

могут

 

решаться

 

такие

 

задачи

как

 

преодоление

 

застенчивости

создание

 

уверенности

 

в

 

своих

 

си

-

лах

Таким

 

образом

психологическое

 

исследование

 

выполняет

 

психотерапевтическую

 

функцию

Проведение

 

патопсихологического

 

обследования

 

ребенка

 

от

-

личается

 

тем

что

 

позиция

 

экспериментатора

 

не

 

бывает

 

беспри

-

страстной

как

 

обычно

 

при

 

работе

 

со

 

взрослыми

При

 

исследова

-

нии

 

следует

 

стремиться

 

к

 

установлению

 

эмоционально

 

насыщен

-

ного

 

контакта

созданию

 

у

 

ребенка

 

заинтересованности

 

в

 

том

чтобы

 

исследование

 

продолжалось

 

дальше

повторялось

 

в

 

про

-

цессе

 

лечения

.

 

397

 


background image

Патопсихологическое

 

исследование

 

у

 

детей

 

младшего

 

дошко

-

льного

 

возраста

 

носит

 

чаще

 

всего

 

игровой

 

характер

Для

 

исследо

-

вания

 

ребенку

 

предоставляется

 

возможность

 

выбора

 

одного

 

из

 

нескольких

 

наборов

 

игрушек

предназначенных

 

для

 

тематической

 

игры

Протоколируется

 

выбор

 

игрушек

правильность

 

их

 

исполь

-

зования

организация

 

и

 

ход

 

игры

наличие

 

сюжета

вхождение

 

в

 

роль

фантазирование

речевое

 

сопровождение

длительность

 

иг

-

ры

причина

 

окончания

 (

Н

М

Уманская

, 1976). 

Выделяются

 

различные

 

по

 

сложности

 

виды

 

игровых

 

действий

адекватные

 

манипуляции

 — 

действия

 

с

 

полифункциональными

 

предметами

 

для

 

исследования

 

их

 

физических

 

свойств

неадекват

-

ные

 

манипуляции

 — 

действия

 

со

 

специализированными

 

игруш

-

ками

 

без

 

учета

 

их

 

функциональных

 

свойств

предметные

 

дейст

-

вия

учитывающие

 

функциональные

 

свойства

 

игрушек

заме

-

щающие

 

действия

содержащие

 

перенос

 

функциональных

 

свойств

 

одного

 

предмета

 

на

 

другой

отражение

 

действия

 

в

 

речи

 

без

 

дви

-

гательной

 

реализации

При

 

использовании

 

игрового

 

эксперимента

 

могут

 

быть

 

полу

-

чены

 

ценные

 

данные

А

С

Спиваковская

 (1972) 

отмечает

 

прису

-

щие

 

детям

 

с

 

органическим

 

поражением

 

головного

 

мозга

 

снижение

 

уровня

 

игр

неспособность

 

к

 

разыгрыванию

 

ролей

детальное

 

вос

-

произведение

 

отдельных

 

действий

 

с

 

тенденцией

 

к

 

застреванию

 

на

 

отдельных

 

действиях

малое

 

количество

 

замещающих

 

действий

носящих

 

предметный

 

характер

бедность

 

речевого

 

сопровожде

-

ния

В

А

Новодворская

 (1972), 

изучая

 

особенности

 

игры

 

умст

-

венно

 

отсталых

 

детей

отметила

 

свойственное

 

им

 

снижение

 

коли

-

чества

 

уровней

 

игровых

 

действий

Раскрывая

 

содержание

 

понятия

 

игрового

 

действия

автор

 

приводит

 

пример

 

усложнения

 

действия

 

«

укол

»: 

прикосновение

 

одним

 

предметом

 («

шприцем

») 

к

 

больно

-

му

 — 

линейно

 

построенное

 

действие

набирание

 

в

  «

шприц

» 

ле

-

карства

усаживание

 

больного

 

на

 

стул

 — 

двухуровневое

 

действие

приготовление

 

лекарства

набирание

 

его

 

в

 «

шприц

», 

произведение

 

«

укола

» — 

трехуровневое

 

действие

Параметр

 

уровневого

 

строе

-

ния

 

игровых

 

действий

 

может

 

быть

 

интерпретирован

 

как

 

показа

-

тель

 

возможности

 

планировать

 

свои

 

действия

В

 

норме

 

преобла

-

дают

 

трехуровневые

 

действия

Для

 

детей

больных

 

шизофренией

Л

С

Спиваковская

 

считает

 

характерными

 

такие

 

особенности

 

игры

как

 

сосуществование

 

398

 


background image

элементов

 

сюжетно

-

ролевой

 

игры

 

и

 

неадекватных

 

манипуляций

 

с

 

предметами

нестойкость

 

сюжетов

расхождение

 

между

 

речевым

 

сопровождением

 

с

 

действиями

 

ребенка

нестойкость

 

избранных

 

замещений

расширение

 

круга

 

возможных

 

заместителей

.

 

Необходимо

 

изучение

 

возможности

 

участия

 

ребенка

 

в

 

коллек

-

тивных

 

играх

Во

 

время

 

проведения

 

игр

 

отмечается

 

отношение

 

к

 

правилам

 

игры

активность

способность

 

выполнять

 

определен

-

ную

 

роль

целенаправленность

 

игры

ее

 

длительность

наличие

 

стремления

 

к

 

доминированию

 

или

 

подчиняемость

характер

 

эмо

-

циональных

 

реакций

.

 

Для

 

выявления

 

характера

 

эмоциональных

 

реакций

 

на

 

проиг

-

рыш

 

нами

 (

И

В

Крук

, 1983) 

была

 

предложена

 

настольная

 

игра

 

с

 

программируемым

 

выигрышем

Последовательность

 

проигрышей

 

и

 

выигрышей

 

ребенка

 

задается

 

до

 

начала

 

игры

 

порядком

 

склады

-

вания

 

карточек

 

в

 

двух

 

наборах

Применение

 

методики

 

позволяет

 

определить

 

толерантность

 

к

 

отрицательным

 

эмоциям

.

 

Инструкции

 

к

 

экспериментально

-

психологическим

 

методикам

предлагаемым

 

дошкольникам

 

для

 

исследования

 

внимания

сенсо

-

моторной

 

сферы

способности

 

к

 

осмысливанию

 

сюжета

даются

 

в

 

форме

 

приглашения

 

к

 

игре

 

в

 

кубики

 (

первые

 6 

заданий

 

методики

 

Кооса

), 

игре

 

фигурками

  (

доски

 

Сегена

), 

картинками

  (

метод

 

ком

-

бинирования

 

картин

 — 

складывание

 

картинки

разрезанной

 

на

 3 

части

установление

 

последовательности

 

событий

объяснение

 

сюжетных

 

картин

).

 

У

 

детей

 3—6 

лет

 

целесообразно

 

начинать

 

исследование

 

с

 

тех

 

методик

которые

 

не

 

требуют

 

словесных

 

ответов

 

на

 

вопросы

Складывание

 

досок

 

Сегена

 

дает

 

информацию

 

об

 

уровне

 

развития

 

наглядно

-

действенного

 

мышления

о

 

зрительно

-

пространственной

 

ориентировке

моторике

 

ребенка

При

 

исследовании

 

фиксируются

 

способ

 

выполнения

 

задания

 — 

зрительное

 

соотнесение

 

деталей

 

с

 

формой

 

паза

 

или

 

способ

 «

проб

 

и

 

ошибок

» (

рациональных

 

и

 

нера

-

циональных

).

 

Протоколируется

 

оказываемая

 

ребенку

 

дозированная

 

помощь

 

в

 

виде

 

вербальных

 

инструкций

 

и

 

демонстрации

 

частичного

 

или

 

полного

 

складывания

 

фигур

Независимо

 

от

 

объема

 

помощи

по

-

требовавшейся

 

для

 

успешного

 

выполнения

 

задания

ребенок

 

обычно

 

испытывает

 

удовольствие

 

от

 

того

что

 

справился

 

с

 

ним

иногда

 

он

 

по

 

собственной

 

инициативе

 

снова

 

вынимает

 

и

 

заново

 

399

 


background image

вставляет

 

вкладки

просит

 

дать

 

ему

 

такое

 

же

 

задание

.

 

Похвала

 

исследующего

 

способствует

 

преодолению

 

страха

 

пе

-

ред

 

неправильным

 

ответом

 

и

 

делает

 

более

 

информативными

 

при

-

меняемые

 

в

 

дальнейшем

 

вербальные

 

методики

Необходимость

 

игровой

 

ситуации

 

наиболее

 

выражена

 

при

 

обследовании

 

детей

 

младшего

 

дошкольного

 

возраста

а

 

также

 

в

 

начале

 

работы

 

с

 

деть

-

ми

 

старших

 

возрастных

 

групп

обнаруживающих

 

признаки

 

пси

-

хического

 

недоразвития

 

различного

 

генеза

.

 

Для

 

детей

 

старшего

 

дошкольного

 

и

 

младшего

 

школьного

 

воз

-

раста

 

ситуация

 

патопсихологического

 

исследования

 

является

 

ва

-

риантом

 

одной

 

из

 

наиболее

 

распространенных

 

моделей

 

взаимоот

-

ношений

 

ребенок

  —

посторонний

 

взрослый

так

 

как

 

в

 

ней

 

взрос

-

лый

 «

экзаменует

», 

а

 

ребенок

 

демонстрирует

 

свои

 

знания

умения

 

и

 

способности

.

 

Если

 

у

 

ребенка

 

в

 

анамнезе

 

имеются

 

указания

 

на

 

трудности

 

в

 

усвоении

 

программы

 

обучения

 

детского

 

сада

 

или

 

школы

иссле

-

дование

 

необходимо

 

начинать

 

с

 

доступных

 

для

 

него

 

заданий

так

 

как

 

первая

 

неудача

 

может

 

привести

 

к

 

возникновению

 

привычной

 

негативной

 

эмоциональной

 

реакции

 

на

 

свою

 

несостоятельность

 

и

 

к

 

снижению

 

уровня

 

деятельности

 

в

 

процессе

 

дальнейшего

 

иссле

-

дования

Напротив

легкость

с

 

которой

 

будут

 

выполнены

 

первые

 

задания

похвала

 

исследующего

 

помогут

 

преодолеть

 

сло

-

жившийся

 

в

 

предшествующей

 

учебной

 

деятельности

 

пато

-

логический

 

стереотип

.

 

Приступая

 

к

 

патопсихологическому

 

обследованию

 

подростка

необходимо

 

добиться

 

его

 

доверительного

 

отношения

Ситуация

 

исследования

 

не

 

должна

 

восприниматься

 

подростком

 

как

  «

про

-

верка

 

ума

», 

ситуация

 

экзамена

Подростки

страдающие

 

невроза

-

ми

могут

 

расценить

 

патопсихологическое

 

исследование

 

как

 

не

-

нужное

не

 

имеющее

 

отношения

 

к

 

лечению

Чрезмерная

 

легкость

 

заданий

 

позволит

 

подростку

 

заподозрить

 

исследующего

 

в

 

пре

-

небрежительном

 

отношении

 

к

 

его

 

способностям

Поэтому

 

иссле

-

дование

 

должно

 

начинаться

 

с

 

такого

 

объяснения

 

его

 

целей

кото

-

рое

 

подростка

 

удовлетворит

Например

можно

 

сказать

что

 

ис

-

следование

 

предназначено

 

для

 

выявления

 

переутомления

 

в

 

ре

-

зультате

 

напряженной

 

учебы

Если

 

у

 

обследуемого

 

имеется

 

стой

-

кое

 

негативное

 

отношение

 

к

 

учебе

исследующий

 

может

 

выдви

-

нуть

 

в

 

качестве

 

цели

 

исследования

 

определение

 

скорости

 

реакции

сославшись

 

на

 

применение

 

таких

 

же

 

методик

 

при

 

отборе

 

лиц

 

для

 

400