Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 7427
Скачиваний: 69
проблеме
,
приходит
к
заключению
,
что
есть
основания
считать
,
что
психосоциальные
факторы
,
включая
стресс
,
влияют
на
про
-
гноз
рака
,
однако
имеющихся
на
сегодняшний
день
данных
недос
-
таточно
для
определенных
выводов
.
В
ряде
исследований
не
об
-
наружено
какого
-
либо
статистически
значимого
влияния
стресса
и
психосоциальных
факторов
вообще
на
течение
болезни
и
выжи
-
ваемость
опухолевых
больных
(
В
. R. Cassileth, E. J. Lusk, D. S.
Miller, L. L. Brown,
С
. Miller, 1985; M. Joffres, D. M. Reed, A. M. J.
Nomura, 1985; T. J. Priest-man, S. G. Priestman,
С
Bradshaw, 1985),
причем
особого
внимания
заслуживает
второе
исследование
,
так
как
оно
выполнено
на
очень
большом
материале
(4581
испытуе
-
мый
)
и
включало
в
себя
анализ
значительного
количества
теоре
-
тически
могущих
быть
стрессовыми
факторов
.
Подобного
рода
неопределенность
и
расхождения
во
мнениях
,
на
наш
взгляд
,
могут
определяться
тем
,
что
во
всех
рассмотрен
-
ных
выше
исследованиях
в
качестве
стрессовых
выступали
имен
-
но
теоретически
возможные
факторы
,
а
не
проводился
анализ
—
сопоставление
стресса
и
выживаемости
с
учетом
индивидуальных
личностно
значимых
для
конкретного
больного
факторов
,
в
ре
-
зультате
чего
удалось
бы
избежать
«
обезличивания
»
протекания
эмоционального
стресса
у
конкретного
пациента
.
В
противном
же
случае
вполне
могло
происходить
уравнивание
и
взаи
-
мопоглощение
индивидуальной
значимости
стрессовых
факторов
при
их
статистическом
анализе
,
так
как
один
и
тот
же
фактор
мо
-
жет
быть
стрессовым
для
одного
больного
и
индифферентным
для
остальных
.
Резюмируя
все
написанное
выше
,
можно
прийти
к
за
-
ключению
,
что
имеющиеся
на
сегодняшний
день
в
литературе
сведения
позволяют
лишь
говорить
о
том
,
что
с
большой
вероят
-
ностью
существуют
значимые
взаимосвязи
между
индивидуаль
-
ными
психическими
особенностями
больных
и
течением
опухо
-
левого
процесса
.
Эти
особенности
,
реализуясь
через
нейроэндок
-
ринную
систему
,
приводят
к
определенному
изменению
функ
-
ционирования
иммунной
системы
организма
и
тем
самым
к
той
или
иной
модификации
течения
опухолевого
процесса
,
что
необ
-
ходимо
учитывать
в
осуществлении
лечебно
-
реабилитационного
процесса
в
онкологии
.
396
Патопсихологические
исследования
в
детской
и
подростковой
психиатрии
Патопсихологическое
исследование
детей
и
подростков
при
-
меняется
в
следующих
целях
.
1.
Психологические
показатели
,
полученные
экспериментально
,
выявляют
симптомы
,
слабо
выраженные
клинически
,
и
тем
самым
облегчают
дифференциальную
диагностику
.
2.
Патопсихологическое
исследование
помогает
уточнить
струк
-
туру
и
степень
интеллектуального
дефекта
,
имеющегося
у
ре
-
бенка
или
подростка
;
специфической
для
такого
исследования
является
задача
прогноза
обучаемости
ребенка
и
практических
выводов
из
такого
прогноза
(
С
.
Я
.
Рубинштейн
, 1970).
3.
Данные
,
полученные
в
начале
лечения
и
на
разных
его
этапах
,
помогают
судить
об
адекватности
и
эффективности
проводи
-
мой
терапии
.
4.
В
процессе
исследования
обогащаются
представления
о
значе
-
нии
отдельных
социальных
и
эмоциональных
моментов
в
раз
-
витии
заболевания
.
5.
Специфической
для
патопсихологического
исследования
в
подростковом
возрасте
является
диагностика
типов
психопа
-
тий
и
акцентуаций
характера
в
случаях
пограничных
форм
психической
патологии
или
при
психических
заболеваниях
,
существенно
не
исказивших
преморбидный
тип
(
А
.
Е
.
Личко
,
1979).
6.
Проведение
патопсихологического
исследования
способствует
установлению
лучшего
контакта
с
больным
ребенком
.
В
про
-
цессе
исследования
при
этом
могут
решаться
такие
задачи
,
как
преодоление
застенчивости
,
создание
уверенности
в
своих
си
-
лах
.
Таким
образом
,
психологическое
исследование
выполняет
психотерапевтическую
функцию
.
Проведение
патопсихологического
обследования
ребенка
от
-
личается
тем
,
что
позиция
экспериментатора
не
бывает
беспри
-
страстной
,
как
обычно
при
работе
со
взрослыми
.
При
исследова
-
нии
следует
стремиться
к
установлению
эмоционально
насыщен
-
ного
контакта
,
созданию
у
ребенка
заинтересованности
в
том
,
чтобы
исследование
продолжалось
дальше
,
повторялось
в
про
-
цессе
лечения
.
397
Патопсихологическое
исследование
у
детей
младшего
дошко
-
льного
возраста
носит
чаще
всего
игровой
характер
.
Для
исследо
-
вания
ребенку
предоставляется
возможность
выбора
одного
из
нескольких
наборов
игрушек
,
предназначенных
для
тематической
игры
.
Протоколируется
выбор
игрушек
,
правильность
их
исполь
-
зования
,
организация
и
ход
игры
,
наличие
сюжета
,
вхождение
в
роль
,
фантазирование
,
речевое
сопровождение
,
длительность
иг
-
ры
,
причина
окончания
(
Н
.
М
.
Уманская
, 1976).
Выделяются
различные
по
сложности
виды
игровых
действий
:
адекватные
манипуляции
—
действия
с
полифункциональными
предметами
для
исследования
их
физических
свойств
;
неадекват
-
ные
манипуляции
—
действия
со
специализированными
игруш
-
ками
без
учета
их
функциональных
свойств
;
предметные
дейст
-
вия
,
учитывающие
функциональные
свойства
игрушек
;
заме
-
щающие
действия
,
содержащие
перенос
функциональных
свойств
одного
предмета
на
другой
;
отражение
действия
в
речи
без
дви
-
гательной
реализации
.
При
использовании
игрового
эксперимента
могут
быть
полу
-
чены
ценные
данные
.
А
.
С
.
Спиваковская
(1972)
отмечает
прису
-
щие
детям
с
органическим
поражением
головного
мозга
снижение
уровня
игр
,
неспособность
к
разыгрыванию
ролей
,
детальное
вос
-
произведение
отдельных
действий
с
тенденцией
к
застреванию
на
отдельных
действиях
,
малое
количество
замещающих
действий
,
носящих
предметный
характер
,
бедность
речевого
сопровожде
-
ния
.
В
.
А
.
Новодворская
(1972),
изучая
особенности
игры
умст
-
венно
отсталых
детей
,
отметила
свойственное
им
снижение
коли
-
чества
уровней
игровых
действий
.
Раскрывая
содержание
понятия
игрового
действия
,
автор
приводит
пример
усложнения
действия
«
укол
»:
прикосновение
одним
предметом
(«
шприцем
»)
к
больно
-
му
—
линейно
построенное
действие
;
набирание
в
«
шприц
»
ле
-
карства
,
усаживание
больного
на
стул
—
двухуровневое
действие
;
приготовление
лекарства
,
набирание
его
в
«
шприц
»,
произведение
«
укола
» —
трехуровневое
действие
.
Параметр
уровневого
строе
-
ния
игровых
действий
может
быть
интерпретирован
как
показа
-
тель
возможности
планировать
свои
действия
.
В
норме
преобла
-
дают
трехуровневые
действия
.
Для
детей
,
больных
шизофренией
,
Л
.
С
.
Спиваковская
считает
характерными
такие
особенности
игры
,
как
сосуществование
398
элементов
сюжетно
-
ролевой
игры
и
неадекватных
манипуляций
с
предметами
,
нестойкость
сюжетов
,
расхождение
между
речевым
сопровождением
с
действиями
ребенка
,
нестойкость
избранных
замещений
,
расширение
круга
возможных
заместителей
.
Необходимо
изучение
возможности
участия
ребенка
в
коллек
-
тивных
играх
.
Во
время
проведения
игр
отмечается
отношение
к
правилам
игры
,
активность
,
способность
выполнять
определен
-
ную
роль
,
целенаправленность
игры
,
ее
длительность
,
наличие
стремления
к
доминированию
или
подчиняемость
,
характер
эмо
-
циональных
реакций
.
Для
выявления
характера
эмоциональных
реакций
на
проиг
-
рыш
нами
(
И
.
В
.
Крук
, 1983)
была
предложена
настольная
игра
с
программируемым
выигрышем
.
Последовательность
проигрышей
и
выигрышей
ребенка
задается
до
начала
игры
порядком
склады
-
вания
карточек
в
двух
наборах
.
Применение
методики
позволяет
определить
толерантность
к
отрицательным
эмоциям
.
Инструкции
к
экспериментально
-
психологическим
методикам
,
предлагаемым
дошкольникам
для
исследования
внимания
,
сенсо
-
моторной
сферы
,
способности
к
осмысливанию
сюжета
,
даются
в
форме
приглашения
к
игре
в
кубики
(
первые
6
заданий
методики
Кооса
),
игре
фигурками
(
доски
Сегена
),
картинками
(
метод
ком
-
бинирования
картин
—
складывание
картинки
,
разрезанной
на
3
части
,
установление
последовательности
событий
,
объяснение
сюжетных
картин
).
У
детей
3—6
лет
целесообразно
начинать
исследование
с
тех
методик
,
которые
не
требуют
словесных
ответов
на
вопросы
.
Складывание
досок
Сегена
дает
информацию
об
уровне
развития
наглядно
-
действенного
мышления
,
о
зрительно
-
пространственной
ориентировке
,
моторике
ребенка
.
При
исследовании
фиксируются
способ
выполнения
задания
—
зрительное
соотнесение
деталей
с
формой
паза
или
способ
«
проб
и
ошибок
» (
рациональных
и
нера
-
циональных
).
Протоколируется
оказываемая
ребенку
дозированная
помощь
в
виде
вербальных
инструкций
и
демонстрации
частичного
или
полного
складывания
фигур
.
Независимо
от
объема
помощи
,
по
-
требовавшейся
для
успешного
выполнения
задания
,
ребенок
обычно
испытывает
удовольствие
от
того
,
что
справился
с
ним
,
иногда
он
по
собственной
инициативе
снова
вынимает
и
заново
399
вставляет
вкладки
,
просит
дать
ему
такое
же
задание
.
Похвала
исследующего
способствует
преодолению
страха
пе
-
ред
неправильным
ответом
и
делает
более
информативными
при
-
меняемые
в
дальнейшем
вербальные
методики
.
Необходимость
игровой
ситуации
наиболее
выражена
при
обследовании
детей
младшего
дошкольного
возраста
,
а
также
в
начале
работы
с
деть
-
ми
старших
возрастных
групп
,
обнаруживающих
признаки
пси
-
хического
недоразвития
различного
генеза
.
Для
детей
старшего
дошкольного
и
младшего
школьного
воз
-
раста
ситуация
патопсихологического
исследования
является
ва
-
риантом
одной
из
наиболее
распространенных
моделей
взаимоот
-
ношений
ребенок
—
посторонний
взрослый
,
так
как
в
ней
взрос
-
лый
«
экзаменует
»,
а
ребенок
демонстрирует
свои
знания
,
умения
и
способности
.
Если
у
ребенка
в
анамнезе
имеются
указания
на
трудности
в
усвоении
программы
обучения
детского
сада
или
школы
,
иссле
-
дование
необходимо
начинать
с
доступных
для
него
заданий
,
так
как
первая
неудача
может
привести
к
возникновению
привычной
негативной
эмоциональной
реакции
на
свою
несостоятельность
и
к
снижению
уровня
деятельности
в
процессе
дальнейшего
иссле
-
дования
.
Напротив
,
легкость
,
с
которой
будут
выполнены
первые
задания
,
похвала
исследующего
помогут
преодолеть
сло
-
жившийся
в
предшествующей
учебной
деятельности
пато
-
логический
стереотип
.
Приступая
к
патопсихологическому
обследованию
подростка
,
необходимо
добиться
его
доверительного
отношения
.
Ситуация
исследования
не
должна
восприниматься
подростком
как
«
про
-
верка
ума
»,
ситуация
экзамена
.
Подростки
,
страдающие
невроза
-
ми
,
могут
расценить
патопсихологическое
исследование
как
не
-
нужное
,
не
имеющее
отношения
к
лечению
.
Чрезмерная
легкость
заданий
позволит
подростку
заподозрить
исследующего
в
пре
-
небрежительном
отношении
к
его
способностям
.
Поэтому
иссле
-
дование
должно
начинаться
с
такого
объяснения
его
целей
,
кото
-
рое
подростка
удовлетворит
.
Например
,
можно
сказать
,
что
ис
-
следование
предназначено
для
выявления
переутомления
в
ре
-
зультате
напряженной
учебы
.
Если
у
обследуемого
имеется
стой
-
кое
негативное
отношение
к
учебе
,
исследующий
может
выдви
-
нуть
в
качестве
цели
исследования
определение
скорости
реакции
,
сославшись
на
применение
таких
же
методик
при
отборе
лиц
для
400