Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7134

Скачиваний: 68

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

начинают

 

действовать

 

наугад

Для

 

исследования

 

памяти

 

наиболее

 

часто

 

применяются

 

мето

-

дика

 

заучивания

 10 

слов

исследование

 

памяти

 

на

 

изображение

 

предметов

 

путем

 

узнавания

По

 

данным

 

литературы

здоровые

 

дети

 

при

 

первом

 

предъявлении

 

воспроизводят

 4—5 

слов

при

 

пя

-

том

 8—10 

слов

Стабильное

 

увеличение

 

количества

 

воспроизво

-

димых

 

слов

 

отмечается

 

примерно

 

у

 

половины

 

здоровых

 

детей

у

 

остальных

 

динамика

 

количества

 

воспроизводимых

 

слов

 

неравно

-

мерна

При

 

большой

 

истощаемости

 

дети

 

сначала

 

могут

 

удержать

 

в

 

памяти

 5—6 

слов

а

 

при

 

последующих

 

повторениях

 

вос

-

производят

 

все

 

меньше

 

слов

У

 

некоторых

 

детей

 

с

 

астеническими

 

состояниями

 

быстро

 

наступает

 

пресыщение

 

данным

 

видом

 

дея

-

тельности

что

 

выражается

 

в

 

нарастающем

 

безразличии

 

к

 

резуль

-

татам

 

исследования

При

 

исследовании

 

можно

 

применять

 

стиму

-

ляцию

 — 

если

 

ребенок

 

воспроизводит

 

слова

 

медленно

как

 

бы

 

неохотно

исследующий

 

говорит

: «

Еще

Постарайся

 

вспомнить

 

еще

!». 

У

 

детей

 

с

 

гиперкинетическим

 

синдромом

 

часто

 

отмечается

 

вплетение

 

лишних

 

слов

Для

 

исследования

 

памяти

 

на

 

изображение

 

предметов

 

исполь

-

зуется

 

набор

 

из

 36 

картинок

; 12 

из

 

них

 

пронумерованы

 

на

 

обрат

-

ной

 

стороне

они

 

представляют

 

собой

 

основной

 

набор

После

 

предъявления

 

их

 

смешивают

 

с

 

остальными

 24, 

раскладывают

 

по

 6 

в

 

ряд

 

и

 

просят

 

обследуемого

 

найти

 

те

 

картинки

которые

 

были

 

показаны

 

ему

 

раньше

Результаты

 

исследования

 

позволяют

 

судить

 

об

 

объеме

 

памяти

 — 

по

 

количеству

 

правильно

 

узнанных

 

картинок

 

и

 

точности

 

памяти

 — 

по

 

числу

 

карточек

которые

 

исследуемый

 

расположил

 

именно

 

в

 

той

 

последовательности

в

 

которой

 

он

 

их

 

видел

 

в

 

первый

 

раз

Данные

 

о

 

памяти

 

детей

полученные

 

при

 

ис

-

следовании

 

этим

 

методом

в

 

меньшей

 

степени

 

зависят

 

от

 

исто

-

щаемости

 

и

 

пресыщаемости

 

памяти

 

ребенка

Чем

 

меньше

 

ребе

-

нок

тем

 

больше

 

количество

 

ошибок

 

памяти

По

 

данным

 

М

П

Кононовой

 (1963), 

в

 

возрасте

 14—15 

лет

 

число

 

ошибок

 

мини

-

мально

Для

 

исследования

 

мышления

 

детей

 

наиболее

 

часто

 

ис

-

пользуются

 

методики

 

классификации

 

предметов

исключения

 

предметов

объяснение

 

сюжетных

 

картин

установление

 

последо

-

вательности

 

событий

обучающий

 

эксперимент

406

 


background image

Методика

 

классификации

 

применяется

 

для

 

исследования

 

про

-

цессов

 

обобщения

 

и

 

абстрагирования

Для

 

обследования

 

подрост

-

ков

 

применяется

 

стандартный

 

набор

 

из

 70 

карточек

для

 

обследо

-

вания

 

детей

 

дошкольного

 

и

 

младшего

 

школьного

 

возрастал

Н

Поперечной

И

А

Коробейниковым

С

Я

Рубинштейн

В

П

Зу

-

харем

 (1978) 

отобраны

 

из

 

стандартного

 

набора

 15 

карточек

мо

-

ряк

свинья

платье

ландыш

лиса

куртка

мак

уборщица

голубь

яблоко

книги

бабочка

ребенок

дерево

кастрюля

Суть

 

задания

 

заключается

 

в

 

том

чтобы

 

распределить

 

все

 

карточки

 

на

 

группы

 

и

 

каждой

 

группе

 

дать

 

обобщенные

 

названия

люди

животные

ве

-

щи

растения

.

 

На

 

результатах

полученных

 

при

 

исследовании

 

по

 

методике

 

классификации

сказывается

 

состояние

 

внимания

работоспособ

-

ности

Методика

 

классификации

 

позволяет

 

выявить

 

способность

 

к

 

обобщению

 

у

 

детей

 

с

 

недоразвитием

 

речи

такие

 

дети

даже

 

обра

-

зовывая

 

группы

 

правильно

испытывают

 

затруднения

 

при

 

их

 

на

-

зывании

Затруднения

 

при

 

назывании

 

групп

 

встречаются

 

и

 

у

 

здо

-

ровых

 

детей

Иногда

 

дети

 

отказываются

 

называть

 

группы

боясь

 

допустить

 

ошибку

что

 

свидетельствует

 

о

 

повышенной

 

тормози

-

мости

.

 

Методика

 

исключения

 

предметов

 

в

 

меньшей

 

мере

 

выявляет

 

работоспособность

 

и

 

устойчивость

 

внимания

в

 

большей

 

мере

 

предъявляет

 

требования

 

к

 

логической

 

обоснованности

четкости

 

формулировок

 (

С

Я

Рубинштейн

, 1970). 

Здоровые

 

дети

 

начиная

 

с

 6 

лет

 

понимают

 

смысл

 

инструкции

правильно

 

решают

 

первые

 3 

или

 4 

задачи

При

 

этом

 

у

 

некоторых

 

обнаруживается

 

бедность

 

ак

-

тивного

 

словарного

 

запаса

заключающаяся

 

в

 

недостаточном

 

ко

-

личестве

 

обобщающих

 

слов

.

 

Правильно

 

объединяя

 

посуду

 

и

 

исключая

 

часы

ребенок

 

объ

-

ясняет

 

свое

 «

решение

»:

 

«

Это

 

из

 

чего

 

пьют

едят

», 

объединив

 

головные

 

уборы

 

и

 

исклю

-

чив

 

сапоги

: «

Это

 

что

 

на

 

голову

 

одевают

а

 

это

 — 

на

 

ноги

».

 

В

 

приведенных

 

примерах

 

решения

 

мотивированы

 

правильно

но

 

не

 

сформулировано

 

общее

 

понятие

 

для

 

обозначения

 

объеди

-

няемых

 

предметов

.

 

Для

 

умственно

 

отсталых

 

детей

 

инструкция

 

часто

 

остается

 

не

-

понятной

они

 

исключают

 

предмет

 

наугад

вместо

 

мотивировки

 

решения

 

повторяют

 

инструкцию

:

 

407

 


background image

«

Потому

 

что

 

эти

 

предметы

 

похожи

 

между

 

собой

а

 

этот

 

не

 

подхо

-

дит

». 

Умственно

 

отсталые

 

дети

 8—9 

лет

 

иногда

 

могут

 

правильно

 

решить

 

задачи

 

средней

 

трудности

объясняя

 

свои

 

действия

они

 

исхо

-

дят

 

из

 

практического

 

использования

 

предметов

ситуационной

 

их

 

свя

-

зи

Например

объясняя

почему

 

исключены

 

часы

а

 

оставлены

 

чашка

кружка

 

и

 

тарелка

ребенок

 

говорит

: «

Здесь

 

завтрак

На

 

стол

 

ставят

 

тарелку

чашку

кружку

А

 

часы

 

зачем

Упадут

разобьются

их

 

надо

 

на

 

буфет

 

поставить

». 

О

 

группе

 

головных

 

уборов

: «

Это

 

все

 

продается

 

в

 

одном

 

магазине

Тут

 

примеряют

в

 

зеркало

 

смотрят

А

 

тут

 — 

сапоги

Здрасьте

Тетя

 

продавщица

 

ка

-

ак

 

закричит

!». 

Конкретность

 

мышле

-

ния

непонимание

 

абстракции

 

отражаются

 

в

 

попытках

 

объединить

 

не

 

3, 

а

 2 

предмета

исключив

 

также

 2, 

например

объединяется

 

чашка

 

и

 

кружка

исключается

 

тарелка

 

и

 

будильник

 

или

 

объединяются

 

чашка

 

и

 

тарелка

 («

Они

 

из

 

одного

 

набора

»), 

объединяются

 

сапоги

 

и

 

фуражка

 

Они

 

для

 

дяди

 

военного

»).

 

Для

 

некоторых

 

детей

 

и

 

подростков

больных

 

шизофренией

характерно

 

правильное

 

выполнение

 

инструкции

но

 

обобщение

 

они

 

производят

 

по

 

так

 

называемым

 

слабым

 

признакам

В

 

некото

-

рых

 

формулировках

 

проявляется

 

разноплановость

 

суждений

.

 

Исследование

 

мышления

 

в

 

детской

 

психиатрии

 

часто

 

приме

-

няется

 

для

 

дифференциальной

 

диагностики

 

умственной

 

отстало

-

сти

 

и

 

пограничных

 

форм

 

интеллектуальной

 

недостаточности

Важным

 

дифференциально

-

диагностическим

 

критерием

 

является

 

обучаемость

 

ребенка

Для

 

выявления

  «

зоны

 

ближайшего

 

разви

-

тия

» (

Л

С

Выготский

, 1934), 

по

 

которой

 

можно

 

судить

 

об

 

обу

-

чаемости

 

ребенка

патопсихологические

 

методики

 

строятся

 

по

 

принципу

  «

обучающего

 

эксперимента

». 

Избираются

 

заведомо

 

трудные

 

для

 

ребенка

 

задания

а

 

затем

 

исследующий

 

помогает

 

ре

-

шить

 

задачу

оказывая

 

ему

 

помощь

 

в

 

виде

 «

уроков

». 

Помощь

 

экс

-

периментатора

 

строго

 

регламентирована

, «

уроки

» 

фиксированы

 

инструкцией

.

 

В

 

последние

 

годы

 

широко

 

применяется

 

методика

 

обучающего

 

эксперимента

Материалом

 

для

 

методики

 

служат

 

два

 

набора

 

кар

-

точек

  (

по

 24 

в

 

каждом

с

 

изображением

 

геометрических

 

фигур

различающихся

 

цветом

формой

 

и

 

величиной

Один

 

набор

 

ис

-

пользуется

 

в

 

основном

 

задании

второй

 — 

в

 

контрольном

Карточ

-

ки

 

основного

 

набора

 

дублируются

 

на

 

отдельной

 

таблице

исполь

-

зуемой

 

для

 

изучения

 

ориентировочной

 

деятельности

Экспери

-

мент

 

делится

 

на

 3 

этапа

ориентировочный

основное

 

задание

 

и

 

аналогичное

 

задание

.

 

Ориентировочный

 

этап

 

заключается

 

в

 

том

что

 

ребенку

 

издали

 

показывают

 

карточки

 

основного

 

набора

 

со

 

словами

: «

Эти

 

карточ

-

ки

 

надо

 

разложить

 

на

 

группы

 — 

подходящие

 

с

 

подходящими

Но

 

сначала

 

посмотри

 

на

 

эту

 

доску

 — 

тут

 

они

 

все

 

нарисованы

 — 

по

-

думай

как

 

будешь

 

делать

». 

Предъявляется

 

таблица

 

в

 

течение

 30 

с


background image

фиксируются

 

слова

 

и

 

действия

 

испытуемого

Основное

 

задание

 

состоит

 

из

 3 

задач

Первая

 

задача

 

начинается

 

с

 

инструкции

: «

Раз

-

ложи

 

эти

 

карточки

подходящие

 

с

 

подходящими

можешь

 

сделать

 

или

 4 

группы

». 

После

 

инструкции

 

в

 

течение

 30 

с

 

фиксируются

 

действия

 

и

 

высказывания

 

ребенка

Ребенок

 

может

 

начать

 

пра

-

вильную

 

группировку

 

по

 

цвету

 

или

 

по

 

форме

если

 

же

 

он

 

не

 

смог

 

выделить

 

признак

исследующий

 

начинает

 

обучение

 

с

 

выделения

 

цвета

Первый

 

урок

выбираются

 2 

карточки

различающиеся

 

только

 

одним

 

признаком

например

большой

 

желтый

 

круг

 

и

 

большой

 

красный

 

круг

у

 

ребенка

 

спрашивают

: «

Чем

 

отличаются

 

эти

 

карточки

Они

 

отличаются

 

цветом

одна

 

жёлтая

другая

 

крас

-

ная

» (

если

 

ребенок

 

сам

 

не

 

называет

 

различие

). 

Затем

 

в

 

течение

 30 

с

 

фиксируются

 

действия

 

и

 

высказывания

 

испытуемого

Если

 

пра

-

вильное

 

раскладывание

 

не

 

начато

то

 

дается

 

второй

 

урок

Выбира

-

ется

 

карточка

сходная

 

с

 

одной

 

из

 

двух

лежащих

 

на

 

столе

по

 

цве

-

ту

например

 

большой

 

желтый

 

треугольник

и

 

задается

 

вопрос

«

Куда

 

мы

 

положим

 

эту

 

карточку

 — 

сюда

 

или

 

сюда

?». 

Если

 

ребенок

 

не

 

дает

 

верного

 

ответа

исследующий

 

продолжает

: «

Мы

 

положим

 

ее

 

сюда

потому

 

что

 

она

 

тоже

 

желтая

». 

Если

 

через

 30 

с

 

правильная

 

группировка

 

фигур

 

не

 

начата

дается

 

третий

 

урок

Рядом

 

с

 

преды

-

дущими

 

выкладывается

 

еще

 

одна

 

карточка

 — 

зелёного

 

цвета

 — 

со

 

словами

: «

Сюда

 

будем

 

класть

 

все

 

жёлтые

сюда

 — 

все

 

красные

сюда

 — 

все

 

зелёные

». 

Если

 

этой

 

помощи

 

недостаточно

иссле

-

дующий

 

продолжает

 

обучение

 

с

 

интервалами

 

в

 30 

с

Четвертым

пятым

 

и

 

последующими

 

уроками

 

обозначается

 

укладка

 

каждой

 

последующей

 

карточки

выполненная

 

с

 

соответствующими

 

сло

-

весными

 

пояснениями

 

самим

 

исследующим

В

 

протоколе

 

отмеча

-

ется

 

номер

 

урока

 

и

 

дальнейшие

 

действия

 

ребенка

По

 

окончании

 

раскладки

 

фиксируется

 

общее

 

время

затем

 

исследующий

 

говорит

«

Ты

 

разложил

 

карточки

 

на

 

группы

скажи

 

мне

как

 

ты

 

их

 

раскла

-

дывал

почему

 

ты

 

положил

 

вместе

 

именно

 

эти

 

карточки

а

 

не

 

дру

-

гие

?». 

Если

 

ребенок

 

не

 

может

 

ответить

 

на

 

этот

 

вопрос

исследую

-

щий

 

сам

 

формулирует

 

принцип

 

группировки

: «

Мы

 

разложили

 

карточки

 

по

 

цвету

зеленые

красные

 

и

 

желтые

». 

В

 

протокол

 

зано

-

сятся

 

слова

 

ребенка

.

 

409

 


background image

Вторая

 

задача

 

начинается

 

с

 

того

что

 

исследующий

 

пе

-

ремешивает

 

карточки

 

и

 

передает

 

их

 

ребенку

 

со

 

словами

: «

Теперь

 

разложи

 

их

 

по

-

другому

тоже

 

подходящие

 

с

 

подходящими

но

 

уже

 

иначе

 — 

на

 4 

группы

». 

Если

 

ребенок

 

начинает

 

группировать

 

кар

-

точки

 

по

 

признаку

использовавшемуся

 

в

 

первой

 

задаче

это

 

фик

-

сируется

 

в

 

протоколе

 

как

 

проявление

 

инертности

Если

 

правиль

-

ная

 

раскладка

 

не

 

начата

 

в

 

течение

 30 

с

исследующий

 

начинает

 

обучение

 

по

 

схеме

ориентируя

 

ребенка

 

на

 

признак

 

формы

.

 

Третья

 

задача

 

начинается

 

с

 

инструкции

предлагающей

 

ребенку

 

разложить

 

карточки

 

на

 

две

 

группы

Помощь

 

оказывается

 

по

 

той

 

же

 

схеме

но

 

с

 

ориентацией

 

на

 

величину

 

Фиксируется

 

время

 

выполнения

 

второй

 

и

 

третьей

 

задач

 

и

 

уточ

-

няется

 

принцип

 

раскладки

 

в

 

словесной

 

форме

 

так

 

же

как

 

и

 

в

 

пер

-

вой

 

задаче

.

 

Количество

 

карточек

 

контрольного

 

набора

применяемого

 

для

 

выполнения

 

аналогичного

 

задания

может

 

быть

 

сокращено

 

до

 12 

(2 

формы

, 2 

величины

, 3 

цвета

). 

Инструкция

 

к

 

заданию

 

дается

 

та

-

кая

: «

Ты

 

уже

 

научился

 

раскладывать

 

карточки

Это

 — 

другие

но

 

их

 

тоже

 

можно

 

разложить

 

на

 

группы

 

по

 

разным

 

признакам

Сде

-

лай

 

это

 

или

 

расскажи

как

 

будешь

 

делать

». 

Не

 

следует

 

называть

 

признаки

 

или

 

оговаривать

 

количество

 

групп

.

 

По

 

данным

 

Л

Н

Поперечной

И

А

Коробейникова

С

Я

Ру

-

бинштейн

В

П

Зухаря

 (1978), 

апробировавших

 

методику

 

обу

-

чающего

 

эксперимента

 

на

 

здоровых

 

детях

 

в

 

период

 

предшкольной

 

диспансеризации

основная

 

масса

 

обнаруживает

 

на

 

первом

 

этапе

 

достаточно

 

активную

 

ориентировку

В

 

большинстве

 

случаев

 

дети

 

серьезно

молчаливо

 

изучают

 

таблицу

часть

 

из

 

них

 

планирует

 

предстоящую

 

деятельность

 

в

 

активных

 

высказываниях

Общее

 

ко

-

личество

  «

обучающих

» 

уроков

необходимых

 

для

 

выполнения

 

всех

 

трех

 

задач

 

основного

 

задания

составило

 

в

 

среднем

 

от

 3 

до

 4. 

Способность

 

к

 

логическому

 

переносу

 

усвоенных

 

навыков

 

на

 

новое

 

задание

 

у

 

большинства

 

здоровых

 

детей

 

выражена

 

достаточно

 

чет

-

ко

 (

полный

 

или

 

частичный

 

перенос

 

осуществляется

 

в

 

вербальной

 

или

 

наглядно

-

действенной

 

форме

).

 

Дети

 6—7 

лет

 

с

 

церебрастеническими

 

состояниями

 

резидуаль

-

но

-

органического

 

генеза

испытывающие

 

затруднения

 

в

 

усвоении

 

программы

 

обучения

 

детского

 

сада

по

 

нашим

 

данным

нуждают

-

ся

 

в

 

среднем

 

в

 5—8 

обучающих

 

уроках

 

для

 

выполнения

 

трех

 

за

-

даний

При

 

переходе

 

к

 

новому

 

признаку

 

большинство

 

детей

 

410