Файл: Блейхер В.М., Крук И.В. - Клиническая патопсихология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 7425

Скачиваний: 69

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

определенных

 

престижных

 

в

 

глазах

 

подростка

 

профессий

  (

води

-

теля

летчика

). 

Переход

 

к

 

применению

 

личностных

 

опросников

 

целесообразен

 

после

 

установления

 

доброжелательных

 

отношений

 

между

 

подростком

 

и

 

исследующим

.

 

Наиболее

 

широко

 

в

 

детской

 

психиатрии

 

применяются

 

психо

-

логические

 

методики

 

для

 

диагностики

 

умственного

 

развития

.

 

В

И

Лубовский

 (1999) 

приводит

 

в

 

качестве

 

основных

 

методо

-

логических

 

принципов

 

диагностики

 

психического

 

развития

 

сле

-

дующие

:

 

1)

 

комплексный

 

подход

 

к

 

диагностике

  (

психологическое

 

обсле

-

дование

 

представляет

 

органическую

 

часть

 

данных

рассматри

-

ваемую

 

вместе

 

с

 

данными

 

других

 

специалистов

), 

2)

 

качественный

 

анализ

 

показателей

получаемых

 

при

 

примене

-

нии

 

диагностических

 

заданий

3)

 

системный

 

подход

 

к

 

построению

 

исследования

 

и

 

рас

-

смотрению

 

его

 

результатов

4)

 

динамический

 

подход

 — 

построение

 

диагностического

 

обсле

-

дования

 

с

 

учетом

 

возрастных

 

особенностей

 

ребенка

 

и

 

особен

-

ностей

 

его

 

текущего

 

состояния

5)

 

выявление

 

потенциальных

 

возможностей

 

ребенка

Диагностика

 

недостатков

 

развития

 

включает

 

в

 

себя

 

три

 

этапа

.

 

Первый

 

этап

 — 

скрининг

выявление

 

отклонений

 

в

 

развитии

 

без

 

точной

 

их

 

квалификации

.

 

Второй

 

этап

 — 

собственно

 

дифференциальная

 

диагностика

определение

 

типа

  (

вида

категории

нарушения

 

развития

 

и

как

 

следствие

 

этого

направленности

 

обучения

 

ребенка

  (

подростка

), 

вида

 

образовательного

 

учреждения

 

для

 

него

.

 

Третий

 

этап

 — 

раскрытие

 

индивидуальных

 

способностей

 

ре

-

бенка

 (

подростка

), 

характеристика

 

его

 

познавательной

 

деятельно

-

сти

эмоционально

-

волевой

 

сферы

работоспособности

которые

 

должны

 

приниматься

 

во

 

внимание

 

при

 

индивидуальной

 

коррек

-

ционно

-

развивающей

 

работе

.

 

Использование

 

психометрических

 

методик

 («

Станфордская

 

ревизия

 

шкалы

 

интеллекта

 

Бине

 — 

Симона

», 

шкала

 

развития

 

Ге

-

зелла

шкала

 

Векслера

 

для

 

детей

 

и

 

др

.) 

вызывает

 

у

 

ряда

 

исследо

-

вателей

 

возражения

. .

 

401

 


background image

В

 

первую

 

очередь

 

речь

 

идет

 

о

 

необходимости

 

критического

 

отношения

 

к

 

интеллектуальному

 

коэффициенту

получаемому

 

при

 

таких

 

исследованиях

Ставится

 

под

 

сомнение

 

возможность

 

прогностической

 

интерпретации

 

получаемых

 

данных

  (

Б

В

Зей

-

гарник

С

Я

Рубинштейн

, 1983).

 

Д

Н

Исаев

 (1982) 

подчеркивает

что

 

большая

 

часть

 

стандар

-

тизованных

 

психометрических

 

методик

 

показывает

 

не

 

столько

 

одаренность

 

детей

сколько

 

их

 

развитие

находящееся

 

под

 

влия

-

нием

 

условий

 

воспитания

 

и

в

 

широком

 

смысле

культуры

в

 

ко

-

торых

 

они

 

воспитываются

.

 

Многие

 

задания

 

психометрических

 

шкал

 

адресуются

 

к

 

школь

-

ным

 

знаниям

 

и

 

выявляют

 

их

а

 

не

 

природные

 

способности

.

 

В

И

Лубовский

 (1999) 

пишет

 

о

 

том

что

 

широко

 

известные

 

и

 

применяемые

 

психологами

 

нашей

 

страны

 

системы

 

тестов

соз

-

данных

 

за

 

рубежом

 (

детские

 

тесты

 

Векслера

Станфорд

 — 

Бине

 

и

 

др

.), 

переведенные

 

и

 

адаптированные

 

к

 

нашим

 

условиям

не

 

ре

-

шают

 

задачи

 

дифференциальной

 

психодиагностики

необходимо

 

определить

 

возможность

 

и

 

границы

 

применения

 

отдельных

 

мето

-

дик

.

 

Использование

 

психометрических

 

методик

 

обязательно

 

долж

-

но

 

дополняться

 

применением

 

методик

позволяющих

 

получить

 

качественные

 

характеристики

 

отдельных

 

психических

 

процессов

При

 

этом

 

необходимо

 

помнить

 

о

 

тесном

 

взаимодействии

 

всех

 

психических

 

процессов

 — 

восприятия

памяти

мышления

.

 

Для

 

исследования

 

зрительного

 

восприятия

 

применяются

 

кар

-

тинки

 

с

 

изображением

 

предметов

сюжетные

 

картинки

.

 

При

 

нарушениях

 

восприятия

умственной

 

отсталости

 

узнава

-

ние

 

силуэтных

контурных

незавершенных

перечеркнутых

 

или

 

наложенных

 

друг

 

на

 

друга

 

рисунков

 

затруднено

Рассказ

 

по

 

сю

-

жетной

 

картинке

после

 

того

 

как

 

картинка

 

убрана

позволяет

 

су

-

дить

 

о

 

наблюдательности

.

 

При

 

анализе

 

рассказов

 

следует

 

учитывать

 3 

стадии

 

восприятия

выделенные

 A. Binet 

и

 W. Stern (

цитируется

 

по

 

М

П

Кононовой

1963): 

предметную

 

стадию

на

 

которой

 

описание

 

ограничивается

 

перечислением

 

вещей

стадию

 

действия

на

 

которой

 

указываются

 

действия

 

изображенных

 

на

 

картинке

 

лиц

стадию

 

отношений

на

 

которой

 

отмечаются

 

отношения

 

между

 

предметами

 

и

 

лицами

 — 

пространственные

временные

причинные

. A. Binet 

и

 W. Stern 

считали

что

 

предметная

 

стадия

 

характерна

 

для

 

детей

 7 

лет

ста

-

дия

 

действия

 — 

для

 

детей

 7—10 

лет

стадия

 

отношений

 — 

для

 

 

402

 


background image

детей

 11—12 

лет

М

П

Кононова

 (1963) 

указывает

что

 

стадии

 

вос

-

приятия

 

могут

 

быть

 

пройдены

 

в

 

более

 

короткий

 

срок

Рассказы

составляемые

 

одним

 

ребенком

могут

 

в

 

самых

 

различных

 

пропор

-

циях

 

сочетать

 

черты

 

всех

 

стадий

 

восприятия

Характер

 

пересказа

 

во

 

многом

 

определяется

 

инструкцией

которая

 

дана

 

ребенку

.

 

Рассказ

 

по

 

сюжетной

 

картинке

 

дает

 

информацию

 

о

 

характере

 

восприятия

речевом

 

развитии

 

ребенка

его

 

словарном

 

запасе

на

-

личии

 

или

 

отсутствии

 

аграмматизмов

а

 

также

что

 

очень

 

важно

о

 

способности

 

к

 

осмысливанию

 

сюжета

об

 

умении

 

определить

 

ос

-

новное

 

содержание

 

картинки

.

 

Для

 

исследования

 

внимания

 

у

 

школьников

 

могут

 

быть

 

исполь

-

зованы

 

те

 

же

 

методики

что

 

и

 

у

 

взрослых

, — 

корректурная

 

проба

отыскивание

 

чисел

 

с

 

помощью

 

таблиц

 

Шульте

У

 

дошкольников

 

с

 

этой

 

целью

 

применяется

 

методика

 

Пьерона

 — 

Рузера

  (

М

П

Ко

-

нонова

, 1963), 

вариант

 

методики

 

В

М

Когана

 

в

 

модификации

 

Э

А

Коробковой

 (

Т

В

Терехова

, 1976).

 

Методика

 

Пьерона

 — 

Рузера

 

представляет

 

собой

 

вариант

 

за

-

дания

 

на

 

подстановку

 (

субституцию

знаков

Используется

 

бланк

 

с

 10 

строчками

 

разных

 

фигур

  (

по

 10 

в

 

строчке

), 

которые

 

нужно

 

заполнить

 

различными

 

значками

 

по

 

образцу

При

 

обработке

 

дан

-

ных

 

учитывается

 

то

как

 

ребенок

 

заполняет

 

фигуры

  (

старательно

 

или

 

небрежно

), 

с

 

какого

 

времени

 

он

 

начинает

 

работать

 

по

 

памяти

без

 

опоры

 

на

 

образец

отмечается

 

время

необходимое

 

для

 

запол

-

нения

 1 

строки

 (

или

 

количество

 

знаков

просмотренных

 

за

 1 

мин

), 

время

 

выполнения

 

всего

 

задания

количество

 

ошибок

.

 

По

 

данным

 

Л

Н

Поперечной

И

А

Коробейникова

С

Я

Ру

-

бинштейн

В

Н

Зухаря

 (1978), 

обследовавших

 

здоровых

 

детей

 

в

 

период

 

предшкольной

 

диспансеризации

за

 3 

мин

 

дети

 

успевают

 

заполнить

 

в

 

среднем

 

от

 50 

до

 80 

фигур

По

 

данным

 

Т

В

Тереховой

 

(1976), 

здоровые

 

дети

 

тратили

 

на

 

выполнение

 

задания

 

от

 5,52 

мин

до

 9,4 

мин

По

 

нашим

 

данным

здоровые

 

дети

 6—7 

лет

 

за

-

полняют

 100 

фигур

 

за

 (4,7±1,4)

мин

допуская

 

при

 

этом

 (0,30+0,04) 

ошибки

.

 

Об

 

устойчивости

 

внимания

 

судят

 

не

 

по

 

длительности

 

выпол

-

нения

 

задания

а

 

по

 

количеству

 

ошибок

наличию

 

или

 

отсутствию

 

ускорения

 

темпа

 

работы

 

к

 

концу

 

задания

,

 

403

 


background image

которое

 

свидетельствует

 

о

 

хорошей

 

упражняемости

по

 

наличию

 

замедления

 

темпа

 

работы

 

к

 

концу

 

задания

свидетельствующего

 

об

 

утомляемости

по

 

тенденции

 

к

 

разнообразию

 

деятельности

свидетельствующей

 

о

 

повышенной

 

пресыщаемости

.

 

Мы

 

применяли

 

методику

 

Пьерона

 — 

Рузера

 

для

 

обследования

 

детей

 

с

 

клинически

 

выраженными

 

неустойчивостью

 

внимания

истощаемостью

Однако

 

они

 

удовлетворительно

 

выполняли

 

зада

-

ния

что

 

объяснялось

по

-

видимому

положительным

 

эмоциональ

-

ным

 

отношением

 

к

 

ситуации

 

патопсихологического

 

исследова

-

ния

В

 

связи

 

с

 

этим

 

нами

 

предложена

 

модификация

 

методики

 

Пьерона

 — 

Рузера

заключающаяся

 

в

 

том

что

 

после

 

выполнения

 

одного

 

задания

 

ребенку

 

дают

 

второй

 

аналогичный

 

бланк

но

 

при

 

этом

 

предлагается

 

подставлять

 

те

 

же

 

значки

 

в

 

другие

 

фигуры

ес

-

ли

 

в

 1-

м

 

задании

 

в

 

квадраты

 

подставлялась

 

точка

то

 

во

 2-

м

 — 

в

 

квадрат

 

подставляется

 

вертикальная

 

черта

а

 

точка

 

подставляется

 

в

 

треугольник

Задание

 

оказалось

 

трудным

 

для

 

детей

 

с

 

инертными

 

психическими

 

процессами

замедлялся

 

процесс

  «

врабатывания

», 

что

 

свидетельствовало

 

о

 

трудностях

 

в

 

переключении

 

внимания

При

 

выполнении

 2-

го

 

задания

 

появлялись

 

глубокие

 

вздохи

зе

-

вота

дети

 

пытались

 

уклониться

 

от

 

продолжения

 

исследования

увеличивалось

 

количество

 

допускаемых

 

ошибок

.

 

Если

 

ребенок

 

доводил

 

выполнение

 

задания

 

до

 

конца

ему

 

предлагалось

 

заполнить

 3-

й

 

бланк

 

следующим

 

образом

все

 

не

-

четные

 

строчки

 — 

по

 

образцу

 1-

го

 

задания

все

 

четные

 — 

по

 

об

-

разцу

 2-

го

Для

 

умственно

 

отсталых

 

детей

 

и

 

детей

 

с

 

выраженной

 

церебрастенией

 

приходилось

 

несколько

 

раз

 

повторять

 

инструк

-

цию

Задание

 

оказалось

 

совершенно

 

невыполнимым

 

для

 

умствен

-

но

 

отсталых

 

детей

у

 

детей

 

с

 

церебрастенией

 

различного

 

проис

-

хождения

 

и

 

астеническими

 

состояниями

соматогенно

 

и

 

психо

-

генно

 

обусловленными

выявлялись

 

истощаемость

пресыщае

-

мость

количество

 

ошибок

 

резко

 

возрастало

ребенок

 

терял

 

инте

-

рес

 

к

 

тому

правильно

 

ли

 

он

 

выполняет

 

задание

заполняя

 

фигурки

 

наугад

Участи

 

обследуемых

 

отмечалось

 

включение

 

компенсатор

-

ных

 

механизмов

появлялась

 

внешняя

не

 

обращенная

 

к

 

собесед

-

нику

речь

некоторые

 

дети

 

находили

 

более

 

рациональные

 

спосо

-

бы

 

действия

переходя

 

от

 

строки

 

к

 

строке

убирали

 

из

 

поля

 

своего

 

зрения

 

ненужный

 

в

 

данный

 

момент

 

образец

.

 

404

 


background image

Для

 

исследования

 

работоспособности

 

у

 

дошкольников

 

приме

-

няется

 

вариант

 

методики

 

В

М

Когана

в

 

котором

 

используются

 

25 

карточек

 

с

 

различными

 

по

 

цвету

 

и

 

форме

 

фигурами

 

и

 

доска

 

с

 

25 

клетками

где

 

слева

 

по

 

вертикали

 

нанесены

 5 

цветных

 

пятен

 

и

 

сверху

 

по

 

горизонтали

 

нарисованы

 5 

форм

в

 

соответствии

 

с

 

имеющимися

 

на

 

карточках

.

 

Работа

 

включает

 4 

этапа

пересчитывание

 

карточек

 (

Т

1

); 

пере

-

счет

 

с

 

одновременной

 

сортировкой

 

по

 

цвету

 (

Т

2

); 

пересчет

 

с

 

сор

-

тировкой

 

по

 

форме

  (

Т

З

), 

раскладка

 

на

 

доске

 

с

 

одновременным

 

учетом

 

цвета

 

и

 

формы

 

карточек

 

и

 

пересчетом

  (

Т

4

). 

Фиксируется

 

время

 

пересчета

 

каждых

 5 

карточек

 

на

 

всех

 

этапах

 

работы

 

и

 

об

-

щее

 

время

 

выполнения

 

каждого

 

этапа

Вычисляется

 

так

 

называе

-

мый

 

дефицит

 

времени

:

 

Д

 = 

Т

- (

Т

2

 + 

Т

3

).

 

У

 

здоровых

 

детей

 

работа

 

сопровождается

 

интересом

ошибки

 

носят

 

эпизодический

 

характер

 

и

 

представляют

 

собой

 

временную

 

потерю

 

счета

раскладку

 

одноименных

 

групп

 

на

 2-

м

 

и

 3-

м

 

этапах

раскладывание

 

карточек

 

без

 

одновременного

 

совмещения

 

призна

-

ков

 

на

 4-

м

 

этапе

Здоровые

 

дети

 

на

 

всех

 

этапах

 

работы

 

исправля

-

ют

 

ошибки

 

самостоятельно

 

при

 

указании

 

на

 

них

Дети

 

с

 

церебра

-

стеническими

 

состояниями

начиная

 

со

 2-

го

 

этапа

сбиваются

 

со

 

счета

У

 

них

 

увеличивается

 

время

 

выполнения

 

задания

появляют

-

ся

 

одноименные

 

группы

на

 3-

м

 

этапе

 

часто

 

отмечается

 

переход

 

от

 

сортировки

 

по

 

форме

 

к

 

предыдущему

 

способу

На

 4-

м

 

этапе

 

дети

 

нуждаются

 

в

 

дополнительной

 

помощи

исследующий

 

рас

-

кладывает

 

карточки

 

вместе

 

с

 

ребенком

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

он

 

не

 

уложит

 

самостоятельно

 3 

карточки

 

правильно

После

 

этого

 

инст

-

рукцию

 

можно

 

считать

 

усвоенной

 

и

 

начинать

 

хронометрирова

-

ние

По

 

нашим

 

наблюдениям

, 4-

й

 

этап

 

у

 

здоровых

 

детей

 

и

 

детей

 

с

 

церебрастеническими

 

состояниями

 

проходит

 

с

 

постепенным

 

улучшением

 

качества

 

работы

так

 

как

 

заполнение

 

большого

 

числа

 

клеток

 

на

 

доске

 

создает

 

дополнительные

 

ориентиры

помогающие

 

быстрее

 

найти

 

место

 

для

 

каждой

 

карточки

Для

 

выполнения

 4-

го

 

этапа

 

умственно

 

отсталым

 

детям

 

необходима

 

значительно

 

боль

-

шая

 

помощь

 

для

 

усвоения

 

инструкции

Они

как

 

правило

неспо

-

собны

 

к

 

распределению

 

внимания

раскладывают

 

карточки

 

либо

 

по

 

форме

либо

 

по

 

цвету

Некоторые

 

из

 

них

 

после

 3—4 

правильно

 

разложенных

 

карточек

 

перестают

 

придерживаться

 

инструкции

,

 

405