ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 863
Скачиваний: 2
Другое дело - заготовка древесины, осуществляемая в процессе предпринимательской деятельности на определенном лесном участке. С заготовителем заключается договор аренды лесного участка с выполнением арендатором всего комплекса работ: рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз древесины из леса. Заготовка древесины - достаточно технологически сложный процесс. Для его успешной реализации арендатору лесного участка разрешено строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, обеспечивающих работу по заготовке древесины. Здесь имеются в виду, например, временные жилища для лесорубов, ремонтные мастерские для техники и т.п. Как указано в ч. 9 ст. 29, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает правила заготовки древесины, к которым, по-видимому, относится определение возраста рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки, о чем говорится в ч. 5 ст. 29 Кодекса.
Близки к заготовке древесины заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 Кодекса). В упомянутой статье дается примерный перечень таких ресурсов: пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Довольно трудно назвать недревесными пни, бересту, которую сдирают с деревьев, кору других деревьев, лапник деревьев хвойных пород, ели "для новогодних праздников". Очевидна условность использованного термина. Заготовка и сбор обозначенных ресурсов производятся на основании договоров аренды лесных участков. В связи с осуществлением заготовки и сбора недревесных ресурсов арендаторы вправе возводить временные постройки на предоставленных им лесных участках. Правила заготовки и сбора недревесных ресурсов устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Согласно ст. 20 Кодекса граждане и юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Особо отмечено основание приобретения права собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 - 46 Кодекса. Пункт 2 ст. 214 ГК РФ указывает: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От недревесных лесных ресурсов необходимо отличать пищевые лесные ресурсы и приравненные к ним по регулированию лекарственные растения. Предпринимательская деятельность по заготовке пищевых ресурсов и сбору лекарственных растений заключается в изъятии, хранении и вывозе из леса таких лесных ресурсов. Часть 2 ст. 34 Кодекса относит к пищевым лесным ресурсам плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и др. Для заготовки и сбора пищевых лесных ресурсов "граждане и юридические лица" заключают договор аренды лесного участка.
Отметим, что не вполне ясно использование в данном контексте (как, впрочем, и в других статьях главы 2 Кодекса) термина "граждане", коль скоро речь идет о предпринимательской деятельности: предпринимательской деятельностью вправе заниматься граждане, приобретшие статус индивидуального предпринимателя, т.е. прошедшие государственную регистрацию в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Для заготовки пищевых лесных ресурсов заготовители вправе размещать на арендованном лесном участке такие производственные объекты, как сушилки, грибоварни, склады и другие временные объекты, которые должны быть убраны по окончании срока аренды, а лесной участок приведен в состояние, предшествовавшее заключению договора аренды. Это требование следует из правила ст. 622 ГК РФ о возврате арендованного имущества. Детальное регулирование порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства предусмотрено ст. 36 Кодекса и представляет собой предпринимательскую деятельность. Лесные участки для организации охотничьего хозяйства предоставляются в аренду с правом возведения временных строений и сооружений, предназначенных обслуживать это хозяйство. Кодекс указывает, что правила использования леса для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Однако в настоящее время действует Приказ МПР РФ от 27.07.2005 N 211 <*>, которым утвержден Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Общие правила, определяющие взаимоотношения человека с животным миром на территории России, содержатся в ФЗ от 24.04.1995 "О животном мире".
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 36.
Лесные территории представляют собой земли, которые граждане и юридические лица вправе использовать для ведения сельского хозяйства, но без нарушения экологической безопасности для самого леса. Статья 38 Кодекса разрешает на лесных участках такие виды сельскохозяйственной деятельности, как сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и др. Для ведения сельского хозяйства участки предоставляются в соответствии со ст. 9 Кодекса.
Предусмотренная ст. 39 Кодекса возможность выращивания на лесных участках плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений по существу детализирует право на ведение сельского хозяйства на лесных территориях. Однако если сельским хозяйством могут заниматься и граждане, не являющиеся предпринимателями, то правила ст. 39 имеют в виду предпринимательскую деятельность, осуществляемую на лесном участке, предоставленном в аренду.
Леса могут быть использованы для осуществления научной и образовательной деятельности (ст. 40 Кодекса). По своему характеру такого рода деятельность чрезвычайно разнообразна. На территории лесного участка, предоставленного государственному научному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, может быть сооружен и атомный исследовательский реактор, и мощный синхрофазотрон, а могут быть расположены вполне мирные делянки с лабораториями по исследованию свойств лекарственных растений. Муниципальным научно-исследовательским и образовательным организациям лесной участок предоставляется также в постоянное (бессрочное) пользование. Негосударственным и немуниципальным научно-исследовательским и образовательным организациям лесные участки для указанных целей передаются по договору аренды. Арендаторами в таких случаях могут быть как сами научно-исследовательские организации, пользующиеся правами юридического лица, так и коммерческие структуры, при которых они состоят (например, исследовательский центр при металлургическом комбинате). Большое разнообразие рассматриваемых отношений делает особо актуальным детальное регулирование использования лесов для ведения научно-исследовательской или образовательной деятельности на лесных участках при помощи правил, издаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По своим природным свойствам леса оказывают благотворное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Поэтому уже с давних времен пребывание в лесу использовалось как средство отдыха и восстановления сил человека. Использованный в ст. 41 Кодекса термин "рекреация" буквально означает восстановление. Рекреационная деятельность в лесах осуществляется в формах организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Для организации рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, а другим пользователям - в аренду. Достаточно детальные указания в этой области содержит Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, который утвержден Приказом МПР РФ от 31.08.2005 N 240 <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38.
При решении вопросов, связанных с организацией рекреационной деятельности в лесах, необходимо руководствоваться и соответствующими специальными законами. Так, ФЗ от 29.04.1999 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <*> называет субъектов физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в России:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2206; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5271.
спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;
образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;
общероссийские физкультурно-спортивные объединения - физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации.
Перечисленные организации для осуществления своей деятельности могут использовать лесные участки. В названном Федеральном законе установлено, что органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации независимо от форм собственности рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях, военнослужащих, граждан допризывного и призывного возрастов, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление социальной политики государства.
Применительно к организации рекреационной деятельности в лесах следует отметить, что согласно ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, физкультурно-спортивным организациям, иным организациям, а также физическим лицам.
В ФЗ от 24.11.1996 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <*> на туриста возложена обязанность сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания. Это требование относится к туристам также во время их пребывания в лесах. Правила Кодекса о рекреационной деятельности в лесах следует применять в соотношении с правовым регулированием туристической деятельности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.
Кроме того, необходимо учитывать нормы законов и иных правовых актов, регулирующие использование особо охраняемых территорий. Например, ФЗ от 01.05.1999 "Об охране озера Байкал" <*> определяет особенности лесопользования в центральной экологической зоне Байкала. В этой зоне запрещаются: рубки главного пользования; рубки в кедровых лесах, за исключением рубок ухода за лесом и выборочных санитарных рубок. Запрещается изъятие земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, для их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкала осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую природную среду в этой зоне. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.
Разновидностью предпринимательской деятельности в лесных массивах является создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42 Кодекса). На лесных плантациях выращиваются деревья определенных пород с заданными характеристиками (целевых пород) для получения древесины с соответствующими свойствами. Лесные участки под такие плантации предоставляются в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Предоставление лесных участков для создания лесных плантаций государственным и муниципальным организациям Кодекс не предусматривает. Такого рода плантации могут создаваться как на лесных участках, так и на других земельных участках. Характерной особенностью эксплуатации таких плантаций следует считать отсутствие каких бы то ни было ограничений рубки выращенных деревьев.
Некоторые направления деятельности на лесных территориях не имеют отношения к использованию лесов как особого природного объекта. Однако соответствующие правила включены в главу 2 Кодекса "Использование лесов". Такое "непрофильное" использование предусмотрено ст. 43 - 47, а общая возможность сформулирована в ст. 21 Кодекса, содержащей перечень видов деятельности, не связанной с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 21 допускается: осуществление работ по геологическому изучению недр; разработка месторождений полезных ископаемых; использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление рекреационной деятельности; осуществление религиозной деятельности.
Согласно ст. 43 Кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду для проведения геологических работ по изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых. Понятно, что такие работы по большей части связаны с нарушением экологического равновесия в лесу. Только в тех случаях, когда выполнение таких работ не влечет вырубок леса на основании разрешений, выданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, допускается проведение работ без определения конкретного лесного участка (ст. 83, 84 Кодекса).
Статья 44 Кодекса дозволяет использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для этого индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в объеме, предусмотренном ст. 9 Кодекса, в которой содержится перечень возможных прав лесопользователя: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не установлено Кодексом.