ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3306
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение диссертации (часть автореферата)
На тему "Политический терроризм :Регион. аспект"
Заключение диссертации по теме "Философия политики и права", Манацков, Игорь Валентинович
Оглавление научной работыавтор диссертации — кандидат политических наук Политов, Сергей Иванович
Введение диссертации2007 год, автореферат по политологии, Политов, Сергей Иванович
по праву и юриспруденции, автор работы: Ивлиев, Сергей Михайлович, кандидат юридических наук
по теме "Уголовно-правовые средства противодействия терроризму"
Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления
Автореферат докторской диссертации по философии
Современный терроризм: специфика, причины, основные направления противодействия
Специфика, структура и проявления современного терроризма
Причины современного терроризма
Идеологические основания терроризма
Список публикаций автора по теме диссертационной работы
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
2.1 Юридический анализ и особенности квалификации преступлений террористической направленности
Как отмечают российские ученые В.В.Лунеев, В.Н.Кудрявцев, В.Е.Петрищев, главные факторы, порождающие терроризм и религиозный экстремизм в условиях глобализации, – это глубокие и затянувшиеся конфликты между богатыми и бедными странами. К этому надо добавить и такие факторы как национализм, сепаратизм, религиозные и политические убеждения. Достаточно сказать, что в чеченских событиях действовали все эти факторы, включая и религиозный, в его искаженном виде, поскольку ислам не поддерживает убийства мирных жителей и вообще войну против лиц, придерживающихся других религиозных взглядов.60
Российский исследователь В.В.Устинов отмечает, что одним из негативных последствий глобализации стала интернационализация террористической деятельности. Современные средства глобальных коммуникаций значительно облегчили связь между террористами, дали им возможность координировать действия для достижения большего эффекта.61
Наряду с этим, в 50–80 гг. ХХ века возникли новые обстоятельства, факторы, содействующие активизации терроризма, среди которых наиболее существенными являются:
- растущие экономические трудности в странах мусульманского мира, а также в ряде стран СНГ, в сочетании с проблемой безработицы;
- чрезмерная милитаризация регионов исламского мира;
- исламская революция в Иране (февраль 1979 г.) и провозглашение Исламской республики;
- война в Афганистане и пребывание там советского воинского контингента (27 декабря 1979 г. – 15 февраля 1989 г.);
- особо значимым фактором, расширившим сферы влияния исламистского экстремизма, безусловно, является распад социалистической системы и развал Советского Союза, образование на его территории независимых государств.
В постсоветский период росту экстремистских настроений и террористических проявлений способствуют следующие факторы:
- подъем исламского радикализма фундаменталистской направленности;
- резкое усиление экспансии США в регионе;
- специфическая причина локального характера экстремизма, – это попытка монополизировать Иерусалим, –третий из священных городов после Мекки и Медины, захваченный израильтянами и объявленный столицей Израиля;
- проведение американцами и их союзниками после событий 11 сентября 2001 г. антитеррористической операции в Афганистане, размещение их гарнизонов и баз в этой стране;
- вторжение и оккупация Соединенными Штатами, их союзниками Ирака (2003 г.);
- процесс «глобализации по-американски»62.
Мы согласны с российским исследователем С.У.Дикаевым в том, что если не устранить причины, факторы, порождающие терроризм, не ликвидировать его социальную базу, то любая, даже самая совершенная защита будет рано или поздно преодолена, поскольку нелегальная система, которой она противостоит, постоянно совершенствуется.63
Второй параграф – «Исламский фундаментализм как источник порождения терроризма и экстремизма» –посвящен анализу наиболее актуальной проблемы современности – исламскому фундаментализму.
Как культурный феномен современный фундаментализм является реакцией на модернизацию и глобализм.
Призыв вернуться к истокам веры или к «очищению» вероучительной доктрины от «искажений» подрывает позиции «официальной» религии, освящающей существующий порядок вещей.64
Фундаментализм (исламиский), или возрожденчество, определяется тем, что его приверженцы выступают за восстановление принципов «чистого» ислама, освобождение его от позднейших наслоений (которые защищают традиционалисты), призывают к полному (интегральному) претворению в жизнь норм ислама. Он провозглашает в качестве своей цели восстановление в современной жизни мусульман конкретных институтов и норм раннего ислама.65
В связи с этим, навязанный учеными запада термин «исламский фундаментализм» является совершенно необоснованным и не соответствует его содержанию, целесообразно использовать термин «салафизм», который означает возврат к первоисточнику мусульманского права – Корану.
Фундаменталисты придерживаются основополагающего догмата о единобожии (таухид), связанного с ним представления о суверенитете Аллаха, что, безусловно, принижает роль и место человека в обусловленном им мироздании, исключает саму возможность любого его правотворчества. Они решительно выступают против всех нововведений, философского и рационального рассмотрения источников ислама, свободного толкования священного мусульманского наследия.66
Американский ученый Ю.Хувейри считает, что «идеологическая основа фундаментализма обнаруживает неприязненное отношение как к традиционализму, так и к официальным религиозным институтам.67
Важно отметить, что фундаментализм в исламе регулярно, циклически повторяется. Жизнь мусульманской общины – уммы – на протяжении истории подчинена цикличности: следование «истинной» вере, постепенный отход от нее, кризис общины, появление восстановителя «истинной» веры68, возрождение общины. Затем цикл повторяется.
Касаясь исламского фундаментализма, А.Зубов отмечает, что в своем послании 12 февраля 1980 года Аятолла Р.Хомейни говорил: «Мы будем экспортировать нашу революцию во все точки земного шара и не сложим оружия до тех пор, пока во всем мире не будут раздаваться возгласы «Аллах велик, Мухаммад – посланник Аллаха»69.
Российский ученый Г.И.Мирский считает, что путь к исламистскому (не исламскому, а именно исламистскому) терроризму, как правило, начинается с фундаментализма – разумеется, в головах организаторов, а не исполнителей террористических актов. Это звенья одной цепи: фундаментализм – политический радикализм – экстремизм – терроризм. Данная цепочка может прерваться после первого же звена, но может и продолжиться вплоть до «Аль-Кайды» Усамы бен Ладена.70
Известный российский исламовед А.В.Коровников справедливо считает, что среди характерных черт фундаментализма необходимо выделить перенос акцентов с религиозной этики на политическую идеологию. Здесь любопытно провести параллели с аналогичным процессом, протекавшим в иудаизме, результатом которого стало возникновение сионизма. Этот перенос акцентов сопровождается усилением интереса к исламу как общественно-политической теории, а не просто религиозно-мировоззренческой системе. Он связан также и с подчеркиванием тотального характера ислама как идеологии – декларируется, что эта религия решает все без исключения проблемы человека, общества и вселенной.71
Российский ученый Ю.И.Авдеев считает, что в определенных условиях фундаменталистские течения приобретают экстремистскую направленность, порождают религиозный экстремизм как деструктивное социально-политическое явление.72
Таким образом, современный исламский фундаментализм, на наш взгляд, является источником порождения радикализма, экстремизма и терроризма, и их цели вовсе не религиозные, а политические, то есть борьба за власть, насильственное изменение существующего государственного, конституционного строя и создание исламских государств, порядков в их собственной интерпретации.
В третьем параграфе третьей главы – «Неоваххабизм - идеология религиозно-политического экстремизма, терроризма» – автором раскрываются идеологические и концептуальные основы экстремистского течения ваххабизма.
Об истории возникновения ваххабизма, содержании этого учения написано довольно много. Сегодня, как правило, слово «ваххабизм» в широком смысле употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, который совершается под прикрытием ислама, в действительности призывающего к добру, справедливости и миру.
Основным догматом ваххабитов было строгое единобожие.73
По мнению некоторых авторов, ваххабиты отрицали и отрицают все классические суннитские мазхабы.74 Другими словами, ваххабизм трансмазхабен, то есть жестко не привязан к какому-либо одному суннитскому мазхабу. Хотя принято считать, что салафиты-ваххабиты по своей мазхабной принадлежности являются ханбалитами, это верно лишь в том смысле, как подчеркивает А.А.Игнатенко, что они обращаются к наследию Ахмада ибн Ханбала как салафита и пользуются разработанной им методикой понимания богоданных текстов. Салафиты обращаются к исламу времен Пророка как бы через голову основателей-эпонимов мазхабов. В этом один из секретов достаточно успешного распространения салафизма в мусульманском мире, в том числе и на Северном Кавказе Российской Федерации, в республиках Центральной Азии: Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, где распространен в основном суфийский суннитский ислам, в форме шафиитского (Северный Кавказ), ханафитского (республики Центральной Азии) мазхабов мусульманского права – фикха.75
Основное содержание проповеди Абдель Ваххаба и его последователей заключается в призыве к возврату к первоначальному исламу периода пророка Мухаммада, строгому следованию Корану, а что касается Сунны – к утверждению правомочности лишь тех хадисов, которые сложились в период правления первых четырех халифов.76
С начала 70-х гг. XX в. ваххабизм стал целенаправленно и весьма активно распространяться за пределами Саудовской Аравии. В 80–90-е гг. активно использован в Афганистане при организации «джихада» против кабульского режима «неверных» и советского присутствия в этой стране. С 90-х годов по настоящее время экспансия ваххабизма наблюдается в отношении республик бывшего Советского Союза, в том числе и России, а также Юго-Восточной и Западной Европы, Америки, Австралии, Африки. В результате этого процесса создана сложная сеть ваххабитских (салафитских) группировок, плацдармов, тренировочных лагерей во многих странах мира.77
Ваххабизм представляет собой минориторное направление в исламе (т.е. ему следует меньшинство), при этом ваххабизм претендует на то, чтобы выступать в качестве голоса большинства глобальной исламской общности, а не какой-то его одной формы.78
Ныне ваххабиты, с одной стороны, обращаются к наследию Ибн Абдаль-Ваххаба, с другой стороны, добавляют новые адаптирующие интерпретации ваххабизма. В этом отношении на ваххабизм повлияли сочинения палестинца Абдаллы Аззама, саудовца Усамы бен Ладена, египтянина Омара Абд-ар-Рахмана и других79, поэтому ряд авторов стали их называть неоваххабитами.
Неоваххабизм после событий в Дагестане (август 1999 г.) приобрел преимущественно ультрарадикальный (экстремистский) характер, активно используя для достижения политических целей террористическую практику.80Главным элементом их идеологии является разработанный еще С.Кутбом постулат, что современный мир представляет собой аналог доисламской «джахилии» (мир греха).81 Конечная цель неоваххабитов – это создание исламского государства.
Определяющее место в планах и действиях «ваххабитов» стала занимать идея распространения конфликта на другие территории с целью насаждения исламизма.82
Российский ученый А.А.Игнатенко пишет, что, провозглашая строгое единобожие, ваххабиты и их последователи квалифицируют «неверными» и «многобожниками» всех тех, кто, по их мнению, не является «единобожниками». В категорию «врагов ислама», по их мнению, входят:83
- иудеи и христиане (люди Писания, ахлъаль-китаб);84
- последователи всех без исключения идеологических течений (кроме ваххабизма). Так, «принадлежность к атеистическим направлениям наподобие коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им направлений неверных является вероотступничеством от религии Ислама»;85
- отвергающие шариат в качестве единственно возможного источника права. «Неверие, – утверждает аль-Фаузан, – правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом»86. «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность: предоставление права законотворчества кому-либо, кроме Аллаха, по мнению радикалов, противоречит исламу.
Исходя из вышеуказанных мировоззренческих посылок, идеологами радикального ваххабизма (шире – радикального салафизма) основательно разработана человеконенавистническая, лженаучная концепция «симпатии и антипатии» (Аль-валайа ва-ль-бараа)87. Ее суть излагается, в частности, в книге салафитского автора Салеха бин Фаузана аль-Фаузана «Дружба и непричастность в исламе». В ней все человечество разделено на три группы:
1) те, кого следует только любить, не испытывая к ним никакой враждебности (сами ваххабиты); 2) те, кого следует только ненавидеть и только враждовать с ними, не испытывая к ним ни любви, ни дружеских чувств (все немусульмане); 3) те, кто с одной стороны заслуживает любви, а с другой стороны – ненависти88 (все мусульмане, не разделяющие салафитский призыв).
Суть этой концепции проста, представляет собой воспроизведение постулатов, выдвинутых салафитскими классиками: обязанность каждого мусульманина (фард айн) – вести джихад за освобождение исламских земель. Она также оправдывает вторжения в другие страны с целью распространения ваххабизма.89
Таким образом, если идеологической доктриной радикальных ваххабитов являются теоретические разработки аль-Ваххаба и его последователей, вершиной чего стала концепция «симпатии и антипатии», то основой практической деятельности исламистов, бесспорно, выступает джихад в его узком понимании – как войны со всеми ради достижения победы своих идеалов.90
Параграф четвертый третьей главы – «Практические меры по предупреждению, нейтрализации и пресечению терроризма и религиозного экстремизма».
Предупреждение и нейтрализация. В криминологии термины «профилактика», «превенция», «предупреждение» традиционно употребляются как синонимы и обозначают систему мер, направленных на предотвращение преступлений и устранение причин преступности.91
Наиболее важными и ответственными компонентами предупреждения терроризма и религиозного экстремизма являются вскрытие причин и условий, порождающих эти феномены, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых специальных и идеологических мероприятий. Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму, и оно должно инициировать необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам явления правовые действия по защите общества. Необходимы взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении проблемы, которая в последнее время стала весьма актуальной.