Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

действий Морской международной организа-

ции (ИМО) и адекватных мер, проводимых

морскими  державами,  аварии  с  разливами

нефти сократились в десятки раз, но все равно

их вероятность сохраняется. Причиной тому

являются: сложные гидрометеорологические

условия;  старение  танкерного  флота;  про-

счеты в действиях судовых экипажей; проявле-

ние «человеческого» фактора на всех уровнях

организации и выполнения работ по транс-

портировке нефти морем.

Ежегодно  только  Днепр  выносит  в  море

около 15 тыс тонн нефтепродуктов. Основ-

ными источниками поступления нефтепро-

дуктов  являются  реки  -  41,3%  всех

нефтеуглеводородов, вынос с берега - 35% , из

атмосферы  -  21%.  Ежегодно  с  территории

Украины в акваторию моря поступает 38,3 тыс

тонн нефтепродуктов.

В Северо-Западном, Крымском и Кавказском

регионах (в пределах 100 м изобаты) только в

15% общего объема воды возможно реальное

окисление нефтепродуктов.  В идеальном слу-

чае во всем объеме морской воды может окис-

литься около 2 000 т нефти в год.

Исследования Украинского научно-исследо-

вательского центра экологии моря г. Одесса,

проведенные на пяти полигонах – Мегаполис-

Одесса, Дунайский, Днестровский, Днепро-

Бугский и Фоновый – позволили получить

осредненные за пятилетний период концент-

рации нефтепродуктов в донных отложениях

этих районов. Установлено, что в большей

степени загрязнены нефтепродуктами донные

отложения в приустьевой зоне Дуная (Сср =

210 мг/кг). В других районах эти концентра-

ции были ниже и составили: Днестровский

полигон – 169 мг/кг, Днепро-Бугский – 133

мг/кг, Мегаполис-Одесса – 100 мг/кг и Фоно-

вый – 15 мг/кг.

В значительно большей степени загрязнены

донные отложения портов, особенно старых

и с плохим водообменом. Так, в Одесском и

Ильичевском портах максимум концентраций

составлял около 6000 мг/кг, в Усть-Дунайском

и Керченском портах – 4500-5000 мг/кг, за-

грязнение донных отложений порта Южный

не превышало 1900 мг/кг.

В некоторых бухтах Севастопольского порта

в донных отложениях зафиксированы макси-

мальные для всего Черного моря уровни кон-

центраций  нефтепродуктов,  доходящие  до

24000 мг/кг. Донные осадки Севастопольской

бухты относятся к III – V уровню загрязнения.

В Севастопольской бухте в среднем бактери-

альное сообщество морской воды и донных

осадков трансформирует соответственно 4,4

и 0,02 т нефтяных углеводородов в год.

Нефть обладает сильным токсическим дей-

ствием. Рыбы, живущие в воде, которая содер-

жит  более  0,6  мг/л  нефтепродуктов,

приобретают запах нефти в течение 1 суток.

Особенностью морских организмов разных

уровней трофической цепи является их спо-

собность  аккумулировать  загрязнители  раз-

личного происхождения, но легче всего они

аккумулируют нефтяные углеводороды. Осо-

бую опасность представляют ПАУ, накапли-

вающиеся в органах и тканях рыб даже при их

низких  концентрациях  в  среде  обитания  –

воде и донных отложениях.

Канцерогенные ПАУ обнаружены в мерланге,

хамсе, шпроте, барабуле, бычке, окуне, став-

риде, доля которых от общей суммы иденти-

фицированных ПАУ варьирует от 0,5 до 36 %.

По данным проведенного Росгидрометом мо-

ниторинга  состояния  окружающей  среды  к

началу ХХI века, отмечается снижение кон-

центраций загрязняющих веществ в прибреж-

ных водах Черного моря.

Так, если в начале 90х гг. содержание нефтя-

ных углеводородов в районах Новороссийска

и Туапсе достигало 10-21 ПДК, то в середине

90х гг. эти показатели снизились до величин

2 ПДК, а в 2000 г. повсеместно не превышали

ПДК.

Академик НАН Украины В.Н. Еремеев сказал:

«Та экономика и те технологии, которые при-

сущи странам региона, однозначно способ-

ствуют  серьезному  загрязнению  морской

среды.  Пока  на  огромной  территории

Украины, России, Болгарии и Турции это ни-

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

46


background image

кого не беспокоит. Новую экономику мы еще

не построили, новые технологии мы еще не

используем.  Поэтому  можно  говорить  о

какой-то  стабилизации,  но  не  о  решении

каких-то фундаментальных проблем экологии

Черного моря».

Функционирование морских портов, а также

нахождение в этих бухтах предприятий судо-

ремонта и судоразделки, нефтяных термина-

лов определяет большое значение проблем

защиты данных акваторий от загрязнений. Ус-

пешное решение этих задач связано в первую

очередь  с  необходимостью  осуществления

контроля акваторий портов.

Система экологического мониторинга, наряду

с контролем состояния окружающей среды,

должна предусматривать прогноз его дина-

мики и разработку управляющих воздействий,

для чего могут быть использованы накоплен-

ные данные многолетних наблюдений.

Важной задачей является профилактика и лик-

видация чрезвычайных ситуаций, связанных с

транспортировкой  опасных  грузов,  в  том

числе разработка и апробация оперативных

планов  транспортных  предприятий  и  ком-

плексов по чрезвычайным ситуациям с учетом

региональных  особенностей  и  условий  их

реализации; взаимодействие порта, города и

региона при угрозе террористических актов,

включая вопросы индикации химического и

биологического загрязнения.

По данным морских администраций портов

Новороссийск,  Сочи,  Туапсе  в  2000-2002

годах загрязнений федерального и региональ-

ного значения в акватории указанных портов

не  было,  однако  предотвратить  разливы

нефти не удалось.

Огромные площади воды, загрязненные неф-

тяной плёнкой прибиваются к берегу, загряз-

няя  его  и  ухудшая  общую  экологическую

обстановку региона. Больше всего от нефтя-

ных загрязнений страдают тихие пляжи, в ма-

леньких бухтах, со слабым прибоем. Нефть

скапливается в этих узких местах, образуя тол-

стую пленку.

В настоящее время полностью предотвратить

попадание нефтяных углеводородов в море не

представляется возможным. Одним из путей

борьбы  с  нефтяным  загрязнением  является

ликвидация нефти, попавшей в море. Если

оставить в стороне аварийные ситуации, то

бороться  приходится  с  концентрациями

нефти в воде в пределах нескольких единиц

ПДК.

Для  этого  пригодны  только  биологические

методы. Один из путей улучшения экологиче-

ского состояния акваторий основан на созда-

нии  искусственных  гидробиологических

систем для очистки загрязненных морских вод

и оздоровления прибрежных акваторий.

Первым звеном систем гидробиологической

очистки являются мидии. Системы гидробио-

логической  очистки  на  акватории  нефтега-

вани  Черноморского  флота  России,

профильтровывая большие объемы воды, они

удаляют из неё взвесь и различные загрязни-

тели, в том числе нефтепродукты.

Экспериментальный образец системы гидро-

биологической  очистки  через  11  месяцев

после монтажа - объем биофильтра составил

более 250 м3 на 1 м2 поверхности носителя.

Фильтрационная способность сообществ об-

растания на коллекторах гидробиологической

системы в несколько раз больше, чем есте-

ственных поселений на гидротехнических со-

оружениях (сваях причала) и в 100 раз больше,

чем естественных донных сообществ. В со-

ставе обрастаний отмечалась разнообразная

фауна моллюсков, ракообразных и полихет.

Естественные, а особенно антропогенные из-

менения морской экосистемы, требуют меж-

дународного решения экологических проблем

и переосмысления оценки ресурсов Черного

моря и их роли в экономике причерномор-

ских стран.

Осознание угрозы негативного воздействия

человека на экосистему моря, понимание роли

экологических  параметров,  признание  не-

обходимости обеспечения условий сохране-

ния  естественных  процессов  в  море,

международное сотрудничество в осуществле-

нии экологических и экономических исследо-

http://interaffairs.ru

47

 

    

 


background image

ваний в деле рациональной эксплуатации ре-

сурсов и охраны морской среды – только со-

блюдение этих условий может позволить нам

с оптимизмом смотреть в будущее уникаль-

ного Черноморского бассейна.

Кирюхин Д.И.: 

Спасибо Вам за позитивную

концовку! А то вначале как-то грустно стало.

Те экологические проблемы, на которых ак-

центировал  внимание  наш  докладчик,  по

моему мнению, требуют скоординированных

международных усилий для их преодоления.

Поскольку экологическая проблема не может

быть проблемой одной страны, это проблема

всех. И как раз в Черноморском регионе в по-

следнее время наблюдается не столько коор-

динация международных усилий по целому

ряду проблем, сколько наоборот возрастание

межгосударственной  конкуренции.  В  мае

этого  года  Asia  Тimes  опубликовала  такую

статю:  «США  играет  мускулами  в  Черном

море». Первое предложение этой статьи зву-

чит так: «Россия и Турция вот-вот утратят свое

историческое монопольное право на Черное

море». И действительно, последнее время в

Черноморском регионе, как мы сейчас услы-

шали, появилось много игроков со своими за-

явленными, очень мощными интересами. И

пользуясь правом модератора, у меня уточ-

няющий вопрос Алле Алексеевне о позиции

Румынии. Даже в этой статье Asia Тimes Румы-

ния воспринимается как проводник интересов

США. Между тем, она довольно сильный са-

мостоятельный  игрок,  чья  политика  такого

экспансионистского толка базируется на идео-

логии возрождения Великой Румынии, кото-

рая сейчас в регионе очень популярна. Это

является  идеологической  подоплекой  для

мощной политической экономической экс-

пансии в регионе. Как вы оцениваете пози-

цию  в  отношении  Румынии  в  этом

отношении  и  необходима  ли  координация

усилий Украины и России по возможной ней-

трализации румынского фактора.

Язькова А.А.: 

Румыния с самого начала 1990-

х гг. была первая, по сути дела, страна, которая

подала  заявление  на  вступлении  в  НАТО.

Причем 96%, согласно опросам обществен-

ного  мнения,  хотели  тогда  вступления  в

НАТО.  То  есть  такая  общественная  под-

держка у Румынии была, но первоначально,

когда  был  еще  президент  Илиеску,  затем

Эмиль Констатинеску, все эти проблемы были

немножко приглушены. Но с приходом ны-

нешнего  президента  они  абсолютно  все

вышли на поверхность. Румыния делает по-

пытки и открытые предложения объединения

Молдавии с Румынией, выдачи молдавским

гражданам румынских паспортов. В то время

как в Молдавии все-таки есть какие-то запад-

ные европейские тенденции в обществе, но

только в отношении Евросоюза, но не в от-

ношении объединения с Румынией. В этом

смысле  слишком  жива  память  прошлого  и

межвоенных  лет.  Ведь  когда  президент  Бэ-

сэску говорит о необходимости присоедине-

ния не Молдавии, а именно Бессарабии, то

имеется в виду часть Одесской области и часть

Черновицкой области, то есть, по сути дела,

всей Черновицкой области. Таким образом,

такого  рода  претензии  не  находят,  как  мне

представляется, должного ответа. Но если сей-

час молдавский альянс за европейскую без-

опасность  все-таки  держит  какую-то

проевропейскую линию (не пророссийскую!),

но ни в коем случае не прорумынскую, то в

Украине я этого не видела. В общем, конечно,

это проблема Румынии, особенно в том кон-

тексте, что Румыния (и Болгария тоже, они все

время идут в паре), активно придерживается

позиции  применительно  к  Черному  морю.

Европейский союз наметил программу модер-

низации черноморских портов, и речь идет

только о портах Румынии и Болгарии. В то

время как Украина имеет 19 портовых выхо-

дов, но нигде и никогда не говорится о том,

что Евросоюз готов каким-то образом пойти

навстречу Украине в этом смысле. И здесь не

дело в членстве Евросоюза, здесь речь идет о

портовых сооружениях на Черном море во-

обще. Все это может привести к смещению

товаропотоков через порты Черного моря. В

конце концов, это будет невыгодно не Евро-

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

48


background image

союзу, не странам Причерноморья.

Что касается Румынии, тут более общая про-

блема, это не черноморская проблема. Румы-

ния  давно  заявила  о  себе  как  о  форпосте

евроатлантической цивилизации на Черном

море, обращенной на Ближний Восток. Это

подкрепление идеи Великой Румынии. Но к

чему приводят идеи «Великих Румыний», Ал-

баний и других, мы знаем.

Алёмов С.В.:

По поводу зоны экологического

бедствия. Как это часто бывает в биологии

любых процессов, сначала какая-то информа-

ция получается, потом она перерабатывается,

потом она передается СМИ и используется

дальше и дальше. В начале 1980-х гг. до сере-

дины разных участков побережья в зависимо-

сти от их местоположения были зоны близкие

или на грани экологического риска. В частно-

сти, в Севастопольской бухте было 10% во-

обще  безжизненных  зон.  Сейчас  в  целом

ситуация стабилизировалась как по уровню в

основных точках загрязнения, так и в целом

по открытому побережью. Сейчас наблюда-

ется с 2000 года рост и количество рыб, видо-

вого разнообразия, растут уловы у рыбаков. В

принципе  сейчас  ситуация  достаточно  ста-

бильная и относительно того, что было не-

плохая.  Причины  этого,  как  я  уже  сказал

кратко, просто в недостатках нашей эконо-

мики. То есть эта стабилизация идет не за счет

специальных мер, а за счет снижения темпов

экономического роста и воздействия на окру-

жающую среду.

А насчет Фукусимы: по морю она к нам точно

не дойдет.

Гулевич В.А.: 

Я бы хотел вернуться к румын-

ской тематике. Немного напомнить, что этот

вопрос является для безопасности Украины

вызовом номер один. Что интересно, ответ

Украины на этот вызов запоздалый и вялый.

Сравнительно недавно была усилена воинская

группировка украинских вооруженных сил в

Одесской  области.  И  Румыния  обыгрывает

Украину, прежде всего, в сфере гражданских

технологий и НПО (неправительственных ор-

ганизаций). Давно уже говорится о том, что

молдавская диаспора Украины постепенно пе-

реползает в зону влияния Румынии. Причем

делается  это  непосредственно  Бухарестом

через Кишинев: украинские молдаване полу-

чают учебники истории, где прямым текстом

пишется - наша родина Молдова и далее идет

прорумынский дискурс.

Алёмов С.В.: 

Буквально несколько слов по

выступлению  Аллы  Алексеевны.  Мы  нахо-

димся сейчас далеко не в конце развития ин-

тереса Америки и Европы к Черному морю, и

связано это, я думаю, с тем, что в 1989 году

были открыты сначала струйные газовыделе-

ния на шлейфе материкового склона Черного

моря, буквально через год-два - открытие га-

зогидратов. Сейчас, по разным оценкам, до и

свыше 40 триллионов кубометров содержа-

щих газогидратов оценивается, а один кубо-

метр газогидрата содержит до 200 кубометров

метана. Представляете, какой это объем газа,

только надо придумать технологии, как под-

нять. И, конечно, интересы к этому региону

будут только расти и расти.

Казарин В.П.:

Я хочу высказать ряд замеча-

ний  немного  критического  характера.  Кол-

леги, если мы экспертное сообщество, то не

надо обманывать себя и тех, которым мы даем

рекомендации и советы. Я считаю, что это

устаревшая точка зрения и выдуманная про-

блема  -  ограничивает  или  нет  пребывание

американцев  в  Черном  море  доктрина

Монтрё. Не ограничивает, предположим, если

положено 36 дней, то один корабль вышел,

другой зашел и продолжает пребывание. А

тем более теперь, когда три страны Черномор-

ского бассейна являются странами НАТО, и

поэтому  натовские  корабли  приходят  не  в

гости, а они приходят в тот регион, где порты

натовские, где страны натовские и т.д. Хочу

сказать, что на самом деле ситуация обстоит

острее и сложнее, чем мы иногда сами себе

это представляем.

Второе, очень важное упущение. Черномор-

ский бассейн имеет стратегическое значение

не только в силу того, что здесь открыты за-

пасы  углеводорода.  Сегодня  Черноморский

http://interaffairs.ru

49

 

    

 


background image

бассейн - это важнейший транспортный узел:

идет гигантская перестройка всей транспорт-

ной системы, условно говоря «запад-восток-

запад». 

Обратите 

внимание, 

как

перенаправляются транспортные потоки из

того же Китая и других стран. Они идут сего-

дня южнее Каспия. Россия отсекается от этих

транспортных потоков. Раньше мы гордились

тем, что у нас Транссиб, и мы обеспечивали

это «плечо». Не обеспечим мы его сегодня.

Китай  сегодня  работает  через  Киргизию,

также через другие потоки и страны. Вокруг

Черного  моря  строят  кольцевую  дорогу.

Только две страны не построили свои участки

дороги – это Россия и Украина. Все остальные

построили. На этой трассе в Турции я стоял:

три ряда в одну сторону, три ряда в другую

сторону, мощная разделительная полоса, гру-

зовики идут бесконечным потоком. А дальше

она идет на Стамбул. Они перенаправляют

эти потоки, минуя нас, дальше на Дунай. И в

результате мы выпадаем из финансового, эко-

номического  и  любого  другого  оборота.  В

этом смысле тезис о том, что это периферий-

ный регион – отражение каких-то устаревших

представлений, которые на севере до сих пор

живы, хотя на самом деле все обстоит совер-

шенно иным образом.

Последнее, что касается военной составляю-

щей, это тоже странный тезис, который часто

звучит: какое военное стратегическое значе-

ние имеет Черноморский флот в этом закры-

том  море?  Сергей  Павлович  Горбачев

совершенно правильно сказал: «Нет Черно-

морского флота – нет Средиземноморской эс-

кадры, нет Средиземноморской эскадры, нет

стратегического положения в Атлантическом

океане». Это совершенно непрофессиональ-

ный подход, который приводит к стратегиче-

ским просчетам и потерям. 

Новикова И.В.:

Маленькая ремарка. Когда я

была в Южной Корее на конференции, ока-

залось, что там очень ждут трансконтинен-

тальную  магистраль.  Очень  интересуются,

когда  построят  трансконтинентальную  ма-

гистраль. Для них это крайне важно, эта ма-

гистраль должна соединить Токио, Лондон и

должна даже пройти по Белоруссии.

Оганесян А.Г.:

Я бы ужаснулся, увидев здесь

две по три полосы (то есть шесть полос), иду-

щие по Крыму. Это будет уже и не Крым, а

транспортная  артерия.  Тут  надо  подумать:

стоит ли овчинка выделки? Это все-таки среда

человеческого обитания. Хотя Владимир Пав-

лович в большей части все-таки прав, это под-

тверждается годами практики, поскольку он

работал в Севастополе. Относительно Черно-

морского флота наши позиции совпадают. Я

считаю, что Россия уделяет мало внимания

развитию  Черноморского  флота,  недоста-

точно понимает его стратегическое значение.

Вернее понимает, но делается мало. Из каких

стратегических соображений и опасений это

происходит  - можно только гадать. Конечно,

эта  позиция,  учитывая  ситуацию  сейчас  на

Ближнем  Востоке,  является  абсолютно  не-

обоснованной. Флот надо укреплять, и дей-

ствовать в этом направлении. Здесь я согласен

совершенно.

Что касается транспортных путей, Россия до

сих пор сохраняет позицию, которая может

предложить альтернативные пути (для этого

возможности  есть).  Но  вечно  это  не  будет

продолжаться.

Я хотел бы еще особо коснуться темы эколо-

гии.  Тема  экологии  –  это  та  тема,  которая

могла бы объединить Россию, Украину и Бе-

лоруссию. Потому что здесь много отдыхает

белорусов. Потому что Черное море было со-

ветским морем. Здесь и санатории, и большое

количество отдыхающих. Здесь у нас есть по-

литические и дипломатические рычаги воз-

действия.  20  стран  Европы  (значительная

часть  из  которых  участники  Европейского

союза)  сбрасывают  свои  воды  в  Днестр,

Днепр и Черное море. Есть причины обра-

тить внимание на них, чтобы они несли ответ-

ственность за свои действия. Причем, это не

только тяжелые металлы - это и азот, и другие,

которые являются подкормкой для тех нехо-

роших животных, которые здесь водятся. Это

не  только  удобрения,  это  еще  питание  для

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

50