Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1179
Скачиваний: 2
действий Морской международной организа-
ции (ИМО) и адекватных мер, проводимых
морскими державами, аварии с разливами
нефти сократились в десятки раз, но все равно
их вероятность сохраняется. Причиной тому
являются: сложные гидрометеорологические
условия; старение танкерного флота; про-
счеты в действиях судовых экипажей; проявле-
ние «человеческого» фактора на всех уровнях
организации и выполнения работ по транс-
портировке нефти морем.
Ежегодно только Днепр выносит в море
около 15 тыс тонн нефтепродуктов. Основ-
ными источниками поступления нефтепро-
дуктов являются реки - 41,3% всех
нефтеуглеводородов, вынос с берега - 35% , из
атмосферы - 21%. Ежегодно с территории
Украины в акваторию моря поступает 38,3 тыс
тонн нефтепродуктов.
В Северо-Западном, Крымском и Кавказском
регионах (в пределах 100 м изобаты) только в
15% общего объема воды возможно реальное
окисление нефтепродуктов. В идеальном слу-
чае во всем объеме морской воды может окис-
литься около 2 000 т нефти в год.
Исследования Украинского научно-исследо-
вательского центра экологии моря г. Одесса,
проведенные на пяти полигонах – Мегаполис-
Одесса, Дунайский, Днестровский, Днепро-
Бугский и Фоновый – позволили получить
осредненные за пятилетний период концент-
рации нефтепродуктов в донных отложениях
этих районов. Установлено, что в большей
степени загрязнены нефтепродуктами донные
отложения в приустьевой зоне Дуная (Сср =
210 мг/кг). В других районах эти концентра-
ции были ниже и составили: Днестровский
полигон – 169 мг/кг, Днепро-Бугский – 133
мг/кг, Мегаполис-Одесса – 100 мг/кг и Фоно-
вый – 15 мг/кг.
В значительно большей степени загрязнены
донные отложения портов, особенно старых
и с плохим водообменом. Так, в Одесском и
Ильичевском портах максимум концентраций
составлял около 6000 мг/кг, в Усть-Дунайском
и Керченском портах – 4500-5000 мг/кг, за-
грязнение донных отложений порта Южный
не превышало 1900 мг/кг.
В некоторых бухтах Севастопольского порта
в донных отложениях зафиксированы макси-
мальные для всего Черного моря уровни кон-
центраций нефтепродуктов, доходящие до
24000 мг/кг. Донные осадки Севастопольской
бухты относятся к III – V уровню загрязнения.
В Севастопольской бухте в среднем бактери-
альное сообщество морской воды и донных
осадков трансформирует соответственно 4,4
и 0,02 т нефтяных углеводородов в год.
Нефть обладает сильным токсическим дей-
ствием. Рыбы, живущие в воде, которая содер-
жит более 0,6 мг/л нефтепродуктов,
приобретают запах нефти в течение 1 суток.
Особенностью морских организмов разных
уровней трофической цепи является их спо-
собность аккумулировать загрязнители раз-
личного происхождения, но легче всего они
аккумулируют нефтяные углеводороды. Осо-
бую опасность представляют ПАУ, накапли-
вающиеся в органах и тканях рыб даже при их
низких концентрациях в среде обитания –
воде и донных отложениях.
Канцерогенные ПАУ обнаружены в мерланге,
хамсе, шпроте, барабуле, бычке, окуне, став-
риде, доля которых от общей суммы иденти-
фицированных ПАУ варьирует от 0,5 до 36 %.
По данным проведенного Росгидрометом мо-
ниторинга состояния окружающей среды к
началу ХХI века, отмечается снижение кон-
центраций загрязняющих веществ в прибреж-
ных водах Черного моря.
Так, если в начале 90х гг. содержание нефтя-
ных углеводородов в районах Новороссийска
и Туапсе достигало 10-21 ПДК, то в середине
90х гг. эти показатели снизились до величин
2 ПДК, а в 2000 г. повсеместно не превышали
ПДК.
Академик НАН Украины В.Н. Еремеев сказал:
«Та экономика и те технологии, которые при-
сущи странам региона, однозначно способ-
ствуют серьезному загрязнению морской
среды. Пока на огромной территории
Украины, России, Болгарии и Турции это ни-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
46
кого не беспокоит. Новую экономику мы еще
не построили, новые технологии мы еще не
используем. Поэтому можно говорить о
какой-то стабилизации, но не о решении
каких-то фундаментальных проблем экологии
Черного моря».
Функционирование морских портов, а также
нахождение в этих бухтах предприятий судо-
ремонта и судоразделки, нефтяных термина-
лов определяет большое значение проблем
защиты данных акваторий от загрязнений. Ус-
пешное решение этих задач связано в первую
очередь с необходимостью осуществления
контроля акваторий портов.
Система экологического мониторинга, наряду
с контролем состояния окружающей среды,
должна предусматривать прогноз его дина-
мики и разработку управляющих воздействий,
для чего могут быть использованы накоплен-
ные данные многолетних наблюдений.
Важной задачей является профилактика и лик-
видация чрезвычайных ситуаций, связанных с
транспортировкой опасных грузов, в том
числе разработка и апробация оперативных
планов транспортных предприятий и ком-
плексов по чрезвычайным ситуациям с учетом
региональных особенностей и условий их
реализации; взаимодействие порта, города и
региона при угрозе террористических актов,
включая вопросы индикации химического и
биологического загрязнения.
По данным морских администраций портов
Новороссийск, Сочи, Туапсе в 2000-2002
годах загрязнений федерального и региональ-
ного значения в акватории указанных портов
не было, однако предотвратить разливы
нефти не удалось.
Огромные площади воды, загрязненные неф-
тяной плёнкой прибиваются к берегу, загряз-
няя его и ухудшая общую экологическую
обстановку региона. Больше всего от нефтя-
ных загрязнений страдают тихие пляжи, в ма-
леньких бухтах, со слабым прибоем. Нефть
скапливается в этих узких местах, образуя тол-
стую пленку.
В настоящее время полностью предотвратить
попадание нефтяных углеводородов в море не
представляется возможным. Одним из путей
борьбы с нефтяным загрязнением является
ликвидация нефти, попавшей в море. Если
оставить в стороне аварийные ситуации, то
бороться приходится с концентрациями
нефти в воде в пределах нескольких единиц
ПДК.
Для этого пригодны только биологические
методы. Один из путей улучшения экологиче-
ского состояния акваторий основан на созда-
нии искусственных гидробиологических
систем для очистки загрязненных морских вод
и оздоровления прибрежных акваторий.
Первым звеном систем гидробиологической
очистки являются мидии. Системы гидробио-
логической очистки на акватории нефтега-
вани Черноморского флота России,
профильтровывая большие объемы воды, они
удаляют из неё взвесь и различные загрязни-
тели, в том числе нефтепродукты.
Экспериментальный образец системы гидро-
биологической очистки через 11 месяцев
после монтажа - объем биофильтра составил
более 250 м3 на 1 м2 поверхности носителя.
Фильтрационная способность сообществ об-
растания на коллекторах гидробиологической
системы в несколько раз больше, чем есте-
ственных поселений на гидротехнических со-
оружениях (сваях причала) и в 100 раз больше,
чем естественных донных сообществ. В со-
ставе обрастаний отмечалась разнообразная
фауна моллюсков, ракообразных и полихет.
Естественные, а особенно антропогенные из-
менения морской экосистемы, требуют меж-
дународного решения экологических проблем
и переосмысления оценки ресурсов Черного
моря и их роли в экономике причерномор-
ских стран.
Осознание угрозы негативного воздействия
человека на экосистему моря, понимание роли
экологических параметров, признание не-
обходимости обеспечения условий сохране-
ния естественных процессов в море,
международное сотрудничество в осуществле-
нии экологических и экономических исследо-
http://interaffairs.ru
47
ваний в деле рациональной эксплуатации ре-
сурсов и охраны морской среды – только со-
блюдение этих условий может позволить нам
с оптимизмом смотреть в будущее уникаль-
ного Черноморского бассейна.
Кирюхин Д.И.:
Спасибо Вам за позитивную
концовку! А то вначале как-то грустно стало.
Те экологические проблемы, на которых ак-
центировал внимание наш докладчик, по
моему мнению, требуют скоординированных
международных усилий для их преодоления.
Поскольку экологическая проблема не может
быть проблемой одной страны, это проблема
всех. И как раз в Черноморском регионе в по-
следнее время наблюдается не столько коор-
динация международных усилий по целому
ряду проблем, сколько наоборот возрастание
межгосударственной конкуренции. В мае
этого года Asia Тimes опубликовала такую
статю: «США играет мускулами в Черном
море». Первое предложение этой статьи зву-
чит так: «Россия и Турция вот-вот утратят свое
историческое монопольное право на Черное
море». И действительно, последнее время в
Черноморском регионе, как мы сейчас услы-
шали, появилось много игроков со своими за-
явленными, очень мощными интересами. И
пользуясь правом модератора, у меня уточ-
няющий вопрос Алле Алексеевне о позиции
Румынии. Даже в этой статье Asia Тimes Румы-
ния воспринимается как проводник интересов
США. Между тем, она довольно сильный са-
мостоятельный игрок, чья политика такого
экспансионистского толка базируется на идео-
логии возрождения Великой Румынии, кото-
рая сейчас в регионе очень популярна. Это
является идеологической подоплекой для
мощной политической экономической экс-
пансии в регионе. Как вы оцениваете пози-
цию в отношении Румынии в этом
отношении и необходима ли координация
усилий Украины и России по возможной ней-
трализации румынского фактора.
Язькова А.А.:
Румыния с самого начала 1990-
х гг. была первая, по сути дела, страна, которая
подала заявление на вступлении в НАТО.
Причем 96%, согласно опросам обществен-
ного мнения, хотели тогда вступления в
НАТО. То есть такая общественная под-
держка у Румынии была, но первоначально,
когда был еще президент Илиеску, затем
Эмиль Констатинеску, все эти проблемы были
немножко приглушены. Но с приходом ны-
нешнего президента они абсолютно все
вышли на поверхность. Румыния делает по-
пытки и открытые предложения объединения
Молдавии с Румынией, выдачи молдавским
гражданам румынских паспортов. В то время
как в Молдавии все-таки есть какие-то запад-
ные европейские тенденции в обществе, но
только в отношении Евросоюза, но не в от-
ношении объединения с Румынией. В этом
смысле слишком жива память прошлого и
межвоенных лет. Ведь когда президент Бэ-
сэску говорит о необходимости присоедине-
ния не Молдавии, а именно Бессарабии, то
имеется в виду часть Одесской области и часть
Черновицкой области, то есть, по сути дела,
всей Черновицкой области. Таким образом,
такого рода претензии не находят, как мне
представляется, должного ответа. Но если сей-
час молдавский альянс за европейскую без-
опасность все-таки держит какую-то
проевропейскую линию (не пророссийскую!),
но ни в коем случае не прорумынскую, то в
Украине я этого не видела. В общем, конечно,
это проблема Румынии, особенно в том кон-
тексте, что Румыния (и Болгария тоже, они все
время идут в паре), активно придерживается
позиции применительно к Черному морю.
Европейский союз наметил программу модер-
низации черноморских портов, и речь идет
только о портах Румынии и Болгарии. В то
время как Украина имеет 19 портовых выхо-
дов, но нигде и никогда не говорится о том,
что Евросоюз готов каким-то образом пойти
навстречу Украине в этом смысле. И здесь не
дело в членстве Евросоюза, здесь речь идет о
портовых сооружениях на Черном море во-
обще. Все это может привести к смещению
товаропотоков через порты Черного моря. В
конце концов, это будет невыгодно не Евро-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
48
союзу, не странам Причерноморья.
Что касается Румынии, тут более общая про-
блема, это не черноморская проблема. Румы-
ния давно заявила о себе как о форпосте
евроатлантической цивилизации на Черном
море, обращенной на Ближний Восток. Это
подкрепление идеи Великой Румынии. Но к
чему приводят идеи «Великих Румыний», Ал-
баний и других, мы знаем.
Алёмов С.В.:
По поводу зоны экологического
бедствия. Как это часто бывает в биологии
любых процессов, сначала какая-то информа-
ция получается, потом она перерабатывается,
потом она передается СМИ и используется
дальше и дальше. В начале 1980-х гг. до сере-
дины разных участков побережья в зависимо-
сти от их местоположения были зоны близкие
или на грани экологического риска. В частно-
сти, в Севастопольской бухте было 10% во-
обще безжизненных зон. Сейчас в целом
ситуация стабилизировалась как по уровню в
основных точках загрязнения, так и в целом
по открытому побережью. Сейчас наблюда-
ется с 2000 года рост и количество рыб, видо-
вого разнообразия, растут уловы у рыбаков. В
принципе сейчас ситуация достаточно ста-
бильная и относительно того, что было не-
плохая. Причины этого, как я уже сказал
кратко, просто в недостатках нашей эконо-
мики. То есть эта стабилизация идет не за счет
специальных мер, а за счет снижения темпов
экономического роста и воздействия на окру-
жающую среду.
А насчет Фукусимы: по морю она к нам точно
не дойдет.
Гулевич В.А.:
Я бы хотел вернуться к румын-
ской тематике. Немного напомнить, что этот
вопрос является для безопасности Украины
вызовом номер один. Что интересно, ответ
Украины на этот вызов запоздалый и вялый.
Сравнительно недавно была усилена воинская
группировка украинских вооруженных сил в
Одесской области. И Румыния обыгрывает
Украину, прежде всего, в сфере гражданских
технологий и НПО (неправительственных ор-
ганизаций). Давно уже говорится о том, что
молдавская диаспора Украины постепенно пе-
реползает в зону влияния Румынии. Причем
делается это непосредственно Бухарестом
через Кишинев: украинские молдаване полу-
чают учебники истории, где прямым текстом
пишется - наша родина Молдова и далее идет
прорумынский дискурс.
Алёмов С.В.:
Буквально несколько слов по
выступлению Аллы Алексеевны. Мы нахо-
димся сейчас далеко не в конце развития ин-
тереса Америки и Европы к Черному морю, и
связано это, я думаю, с тем, что в 1989 году
были открыты сначала струйные газовыделе-
ния на шлейфе материкового склона Черного
моря, буквально через год-два - открытие га-
зогидратов. Сейчас, по разным оценкам, до и
свыше 40 триллионов кубометров содержа-
щих газогидратов оценивается, а один кубо-
метр газогидрата содержит до 200 кубометров
метана. Представляете, какой это объем газа,
только надо придумать технологии, как под-
нять. И, конечно, интересы к этому региону
будут только расти и расти.
Казарин В.П.:
Я хочу высказать ряд замеча-
ний немного критического характера. Кол-
леги, если мы экспертное сообщество, то не
надо обманывать себя и тех, которым мы даем
рекомендации и советы. Я считаю, что это
устаревшая точка зрения и выдуманная про-
блема - ограничивает или нет пребывание
американцев в Черном море доктрина
Монтрё. Не ограничивает, предположим, если
положено 36 дней, то один корабль вышел,
другой зашел и продолжает пребывание. А
тем более теперь, когда три страны Черномор-
ского бассейна являются странами НАТО, и
поэтому натовские корабли приходят не в
гости, а они приходят в тот регион, где порты
натовские, где страны натовские и т.д. Хочу
сказать, что на самом деле ситуация обстоит
острее и сложнее, чем мы иногда сами себе
это представляем.
Второе, очень важное упущение. Черномор-
ский бассейн имеет стратегическое значение
не только в силу того, что здесь открыты за-
пасы углеводорода. Сегодня Черноморский
http://interaffairs.ru
49
бассейн - это важнейший транспортный узел:
идет гигантская перестройка всей транспорт-
ной системы, условно говоря «запад-восток-
запад».
Обратите
внимание,
как
перенаправляются транспортные потоки из
того же Китая и других стран. Они идут сего-
дня южнее Каспия. Россия отсекается от этих
транспортных потоков. Раньше мы гордились
тем, что у нас Транссиб, и мы обеспечивали
это «плечо». Не обеспечим мы его сегодня.
Китай сегодня работает через Киргизию,
также через другие потоки и страны. Вокруг
Черного моря строят кольцевую дорогу.
Только две страны не построили свои участки
дороги – это Россия и Украина. Все остальные
построили. На этой трассе в Турции я стоял:
три ряда в одну сторону, три ряда в другую
сторону, мощная разделительная полоса, гру-
зовики идут бесконечным потоком. А дальше
она идет на Стамбул. Они перенаправляют
эти потоки, минуя нас, дальше на Дунай. И в
результате мы выпадаем из финансового, эко-
номического и любого другого оборота. В
этом смысле тезис о том, что это периферий-
ный регион – отражение каких-то устаревших
представлений, которые на севере до сих пор
живы, хотя на самом деле все обстоит совер-
шенно иным образом.
Последнее, что касается военной составляю-
щей, это тоже странный тезис, который часто
звучит: какое военное стратегическое значе-
ние имеет Черноморский флот в этом закры-
том море? Сергей Павлович Горбачев
совершенно правильно сказал: «Нет Черно-
морского флота – нет Средиземноморской эс-
кадры, нет Средиземноморской эскадры, нет
стратегического положения в Атлантическом
океане». Это совершенно непрофессиональ-
ный подход, который приводит к стратегиче-
ским просчетам и потерям.
Новикова И.В.:
Маленькая ремарка. Когда я
была в Южной Корее на конференции, ока-
залось, что там очень ждут трансконтинен-
тальную магистраль. Очень интересуются,
когда построят трансконтинентальную ма-
гистраль. Для них это крайне важно, эта ма-
гистраль должна соединить Токио, Лондон и
должна даже пройти по Белоруссии.
Оганесян А.Г.:
Я бы ужаснулся, увидев здесь
две по три полосы (то есть шесть полос), иду-
щие по Крыму. Это будет уже и не Крым, а
транспортная артерия. Тут надо подумать:
стоит ли овчинка выделки? Это все-таки среда
человеческого обитания. Хотя Владимир Пав-
лович в большей части все-таки прав, это под-
тверждается годами практики, поскольку он
работал в Севастополе. Относительно Черно-
морского флота наши позиции совпадают. Я
считаю, что Россия уделяет мало внимания
развитию Черноморского флота, недоста-
точно понимает его стратегическое значение.
Вернее понимает, но делается мало. Из каких
стратегических соображений и опасений это
происходит - можно только гадать. Конечно,
эта позиция, учитывая ситуацию сейчас на
Ближнем Востоке, является абсолютно не-
обоснованной. Флот надо укреплять, и дей-
ствовать в этом направлении. Здесь я согласен
совершенно.
Что касается транспортных путей, Россия до
сих пор сохраняет позицию, которая может
предложить альтернативные пути (для этого
возможности есть). Но вечно это не будет
продолжаться.
Я хотел бы еще особо коснуться темы эколо-
гии. Тема экологии – это та тема, которая
могла бы объединить Россию, Украину и Бе-
лоруссию. Потому что здесь много отдыхает
белорусов. Потому что Черное море было со-
ветским морем. Здесь и санатории, и большое
количество отдыхающих. Здесь у нас есть по-
литические и дипломатические рычаги воз-
действия. 20 стран Европы (значительная
часть из которых участники Европейского
союза) сбрасывают свои воды в Днестр,
Днепр и Черное море. Есть причины обра-
тить внимание на них, чтобы они несли ответ-
ственность за свои действия. Причем, это не
только тяжелые металлы - это и азот, и другие,
которые являются подкормкой для тех нехо-
роших животных, которые здесь водятся. Это
не только удобрения, это еще питание для
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
50