Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1182
Скачиваний: 2
В разработанных Евросоюзом документах и
программах не отводится должного внимания
существующей уже на протяжении двух деся-
тилетий Организации черноморского эконо-
мического
сотрудничества
(ОЧЭС),
неоднократно предлагавшей Евросоюзу со-
трудничество в рамках совместных проектов,
преимущественно в экономической сфере, в
том случае, если бы ОЧЭС была предложена
роль равноправного партнера, а не объекта
региональной политики ЕС. На этом направ-
лении в предшествующие годы был достигнут
компромисс: взаимное одобрение конкретных
проектов, преимущественно в экономической
сфере. Однако последующие шаги ЕС, в част-
ности, принятие программы Восточное парт-
нерство
притормозило
развитие
сотрудничества ЕС – ОЧЭС, исключив Рос-
сию из сферы регионального взаимодействия.
В рамках ОЧЭС Россия на протяжении по-
следних двух десятилетий сотрудничает с Тур-
цией, наиболее радикальные изменения в
политике которой после окончания холодной
войны коснулись именно бассейна Черного
моря. Президент Турции Тургут Озал в 1991
г. стал инициатором расширения рамок чер-
номорского экономического сотрудничества.
А в 1998 г. Турция предложила идею форми-
рования многонациональных военно-морских
сил с участием всех прибрежных государств.
В апреле 2001 г. было подписано соглашение
о создании Черноморской группы военно-
морского сотрудничества (BLACKSEAFOR),
для сего впервые в истории Черноморского
региона собрались вместе представители всех
черноморских государств. А в марте 2004 г.
Россия и Украина стали официальными
участниками предложенной Турцией опера-
ции «Черноморская гармония». Наконец, во
время августовской войны 2008 г. Турция не
пошла на нарушение Конвенции в Монтрё,
использовав свои права хранителя Конвенции
и не пропустив в акваторию Черного моря
крупнотоннажные американские крейсеры.
Несмотря на наличие ряда спорных проблем,
отношения Турции с Россией развиваются по
восходящей как в экономической, так и в по-
литической сферах. И, пожалуй, одним из
главных вопросов, по которым их позиции в
значительной степени сходятся, стало их не-
желание «превращать Черное море в новую
сферу борьбы крупных держав». На это, в
частности, указывал турецкий исследователь
Фатих Озбай.
Нельзя тем не менее недоучитывать и того,
что после распада СССР военно-морские
силы России сократились, в то время как Тур-
ция стала обладателем самого крупного на
Черном море военно-морского флота. По-
мимо сильной корабельной группировки,
Турция располагает 13-ю подводными лод-
ками германской постройки, в то время как
Россия имеет в составе ЧФ одну боеспособ-
ную подводную лодку.
В ближайшей и среднесрочной перспективе
важным геополитическим фактором в Черно-
морском регионе могла бы стать Украина.
После августа 2008 г. она сохранила позитив-
ные отношения с Грузией, отказавшись от
признания Абхазии и Южной Осетии, а в де-
кабре 2008 г. подписала наряду с Грузией Хар-
тию о стратегическом партнерстве с США. В
рамках ГУАМ Украина сотрудничает также с
Азербайджаном и Молдовой, что не мешает
ей поддерживать деловые и добрососедские
отношения с Россией.
В то же время наибольшие сложности возни-
кают в отношениях Украины с Румынией из-
за заявляемых румынским президентом
претензий на территории части Одесской и
Черновицкой областей и противоречащей
украинскому законодательству раздачи их
гражданам румынских паспортов. В пользу Ру-
мынии был также решен международный
спор по поводу острова Змеиный, на шельфе
которого обнаружены потенциальные источ-
ники разработки нефтегазовых месторожде-
ний.
Еще один источник потенциальной неста-
бильности – радикализация движений крым-
ских татар, находящих поддержку исламских
организаций Турции, а в последнее время и
http://interaffairs.ru
41
Северного Кавказа.
В системе безопасности Черноморского ре-
гиона Крымский полуостров занимает особое
место и по ряду других причин. Здесь скон-
центрировано русскоговорящее население, от
настроений которого в известной мере зави-
сят отношения с Россией. Наконец, в Севасто-
поле базируется российский Черноморский
флот, бывший до подписания в 2010 г. согла-
шения о его длительном базировании предме-
том постоянных споров между Россией и
Украиной.
И дело здесь не только в исторических тради-
циях, хотя и они постоянно находятся в поле
зрения российской общественности самых
различных политических ориентаций. Не-
смотря на его кризисное состояние, Черно-
морский флот способствует поддержанию
баланса военно-морских сил в регионе и за
его пределами, периодически участвуя в про-
граммах BLACKSEAFOR, Sea Breeze, а также
в антитеррористической операции «Активные
усилия» НАТО на Средиземном море и рос-
сийско-итальянских военно-морских учениях.
Возвращаясь к более общим проблемам со-
трудничества России и Украины в регионе
Черного моря, нельзя не напомнить, что при-
нятые в рамках «Стратегии ЕС в отношении
Черного моря» документы оставляют вне
рамок региональных инфраструктурных про-
ектов не только Россию, но и Украину, хотя
она имеет на Черном море самую протяжен-
ную прибрежную линию, на которой распо-
ложены 19 портов. Евросоюз заявил о своем
намерении развивать черноморские и дунай-
ские порты Румынии (Констанца, Тулча,
Галац и Брэила), а также болгарские (Варна и
Бургас), оставив Украину в стороне, что впо-
следствии может привести к переориентации
товаропотоков в пользу Румынии и Болгарии.
В то же время в сохранении и упрочении по-
тенциала украинских портов заинтересована
Россия, и российско-украинское сотрудниче-
ство в этом вопросе может принести диви-
денды обеим странам и упрочить их позиции
на пространстве Черного моря.
Нельзя не упомянуть и о том, что России и
Украине необходимо предпринять меры по
предотвращению дальнейшего загрязнения
акватории Черного моря. По данным Инсти-
тута океанологии РАН, с помощью методов
космического наблюдения на Черном море
были обнаружены масштабные разливы неф-
тепродуктов как следствие технических сбро-
сов танкеров. Эти и многие другие проблемы
экологии Черного моря необходимо решать в
сотрудничестве со всеми прибрежными стра-
нами.
Чем же, в конечном итоге, станет Большое
Причерноморье – сферой регионального со-
трудничества или ареной противоборства
внутренних и внешних сил? Чье присутствие
в регионе Черного моря станет в ближайшие
десятилетия доминирующим? О чем смогут
договориться Украина и Россия?
Ответы на эти вопросы пока не найдены, и си-
туацию трудно прогнозировать, если вспом-
нить стремительное развитие событий на
протяжении последних двух десятилетий.
Нельзя не заметить, что ключевым компонен-
том стратегии стабильности должно стать
встречное движение на всех упомянутых на-
правлениях, равно как и уважение законных
прав всех государств региона. С этим согласны
и участники созданной в 2009 г. международ-
ной Черноморской комиссии, указывающие
на то, что попытки односторонне привязать
регион к Западу могут спровоцировать неже-
лательную конфронтацию. В подготовлен-
ном Комиссией проекте содержатся
конкретные предложения по поводу повыше-
ния уровня черноморского регионального со-
трудничества и использовании для
подведения его итогов предстоящего в июне
2012 года саммита ОЧЭС, приуроченного к
двадцатилетию этой организации.
Кирюхин Д.И.:
Я благодарю Аллу Алексе-
евну за очень интересный доклад, где был из-
ложен целый комплекс политических,
политико-экономических и военно-стратеги-
ческих проблем, которые существуют сейчас
в этом важном Черноморском регионе. Но
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
42
есть еще очень важный аспект - это проблемы
экологические. Хочу предоставить слово Сер-
гею Викторовичу Алёмову.
Тема моего выступления: "Экологические
проблемы портовых акваторий и пути их со-
вместного решения”. Вода считается загряз-
ненной, если из-за своих недостаточно
высоких качеств она не может удовлетворять
самым высоким требованиям по её использо-
ванию в настоящем или будущем.
Черное море относится к одной из наиболее
эксплуатируемых экосистем Европы. Резкая
деградация экосистемы моря в результате уси-
ленного антропогенного воздействия второй
половины 20-го столетия, сопровождаемая
природной изменчивостью и изменениями
климата выразилась в значительных негатив-
ных изменениях его экосистем и ресурсов в
прибрежных, наиболее урбанизированных
зонах.
На протяжении веков эти зоны являются цент-
рами разнообразной человеческой деятельно-
сти, включая индустриализацию, строитель-
ство портов и гаваней, разработку природных
ресурсов, судоходство, рекреацию, туризм и
пр. Все эти виды деятельности воздействуют
на экологическое состояние шельфовых зон
и проявляются в снижении биологических ре-
сурсов, видового разнообразия, изменении
ландшафтов, а также в снижении эстетиче-
ской и рекреационной емкости.
Водосборный бассейн Черного моря - 2 000
000 км2 с населением около 160 млн. Общее
количество поллютантов, ежегодно посту-
пающих в Черное море: органические веще-
ства - 10 710 000 т, нитраты - 340 000 т,
фосфаты - 55 000 т, нефть - 193 000 т.
В современных условиях транспорт является
системообразующим элементом националь-
ной экономики многих стран, сочетая в себе
торгово-промышленные, коммуникативные,
рекреационные и другие функции, и оказы-
вает влияние на все сферы социально-эконо-
мической деятельности в государстве.
Морской транспорт вносит значительный
вклад в экономический рост наших госу-
дарств.
Зона сопряжения суши и моря играет ключе-
вую роль в загрязнении морских бассейнов.
Более 3/4 всех вырабатываемых на земле за-
грязнений поступает в моря и океаны. При
этом до 90% всей массы загрязнений от бере-
говых источников накапливается в узкой при-
брежной акватории, занимающей в целом по
мировому океану около 8% его поверхности
и всего только 0,5% объема.
Прибрежная зона моря, непосредственно со-
пряженная с сушей, принимает на себя основ-
ную массу токсических и потенциально
вредных веществ, что приводит в первую оче-
редь к угнетению и деградации прибрежных
экосистем, а во многих регионах побережья -
к кризисному экологическому и санитарно-
эпидемиологическому состоянию окружаю-
щей среды.
По данным океанологического центра НАН
Украины, все 9 кос (канализационно-очист-
ных сооружений) Севастополя находятся в
http://interaffairs.ru
43
Алёмов
Сергей Викторович
старший научный сотрудник от-
дела морской санитарной гидро-
биологии Института биологии
южных морей (ИнБЮМ), канди-
дат биологических наук (Севасто-
поль):
плачевном состоянии. Из общего объема (30
млн кубометров) сбрасываемых стоков 20 млн
кубометров – это неочищенные стоки. В Ба-
лаклавской бухте выпускаются неочищен-
ными 3 млн кубометров стоков.
Акватория цемесской бухты подвергается ре-
гулярной интоксикации: промышленные
предприятия ежегодно сбрасывают в море
около 87 000 м
3
сточных вод, из которых
очистку проходят всего 41%. Что же касается
сбросов мелких предприятий, прямых сбро-
сов канализационных стоков, ливневых сбро-
сов, а также ”залповых” загрязнений, то их
объемы наверняка очень велики, но никем не
подсчитываются и практически не контроли-
руются.
Пролития с судов. 02.02.2011 судно «Аegean
nobility», находившееся в одесском порту под
греческим флагом, оштрафовано за загрязне-
ние территориальных вод Украины. За загряз-
нение внутренних морских территориальных
вод Украины греческому судну пришлось за-
платить штраф на сумму 15 тыс 358 долларов
США. 19 мая 2011 владелец судна «Vegavoy-
ager» (под флагом Нассау) уплатил почти 14
тыс долларов за загрязнение акватории одес-
ского порта (в море попало 20 т кокосового
масла).
Балластные воды. В настоящее время Черное
море испытывает сильнейший антропоген-
ный пресс, особенно сильно проявляющийся
в его мелководной северо-западной части, где
расположены главные порты Украины –
Одесса, Ильичевск и Южный. Одним из ис-
точников загрязнения акваторий портов могут
быть балластные воды судов. Как показал
контроль госинспекции охраны вод Черного
моря, балластные воды зачастую содержат
значительные количества взвешенных ве-
ществ, соединений железа, нефтепродуктов.
Для порта Новороссийск, с его глобальными
судоходными связями и годовыми объемами
сброса балласта, превышающими 32 млн
тонн, эта проблема является особенно актуаль-
ной и потребовала разработки и реализации
целевой экологической программы по дан-
ному направлению деятельности. Приемные
сооружения для отходов с судов являются тех-
ническим инструментом в реализации поли-
тики ИМО по защите морской среды от
загрязнения с судов в порту Новороссийск.
Основная угроза водной среде при сбросе
балласта в акватории портов заключается в
возможном переносе чужеродных организ-
мов, акклиматизация которых может нанести
существенный вред уже сложившейся природ-
ной экосистеме.
По оценкам международной морской органи-
зации (IMO), в мире в течение года перемеща-
ется и сбрасывается более 11 млрд тонн
балластной воды и переносится до 3-х тысяч
видов животных и растений (в 10 портах
Украины в 2001 г. было сброшено более 11
млн тонн балластных вод, в одесском порту –
около 6 млн тонн). Хотя статистически только
около 3% переносимых видов выживает в
новых регионах, но и они могут приводить к
серьезным экологическим и экономическим
последствиям.
К концу 1980-х гг. общая биомасса мнемиоп-
сиса в Черном море, по оценкам академика М.
Е. Виноградова, приблизилась к одному мил-
лиарду тонн.
Приоритетным загрязнителем акватории Чер-
ного моря в целом и портовых акваторий в
частности являются нефтепродукты, причем
в ближайшем будущем указанное загрязнение
может существенно (в несколько раз) возрасти
в связи с увеличением масштабов перевозки
нефти танкерами и строительством новых
нефтетерминалов во всех шести причерно-
морских странах.
Основные пути поступления нефтяного за-
грязнения в морскую среду: речной сток; пря-
мые сбросы сточных вод от муниципальных
станций очистки и промышленных объектов;
диффузное поступление; атмосферные выпа-
дения; потери при транспортировке нефти и
нефтепродуктов и их перегрузке в портах
Черного моря (несанкционированные сбросы,
аварийные разливы).
Нефть и нефтепродукты, вылитые на поверх-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
44
ность, быстро распространяются на десятки и
сотни километров, образуя пятна загрязнения.
Скорость их распространения и толщина
пленки зависят от физическо-химических
свойств конкретного сорта нефти и от гидро-
метеологических условий в месте разлива.
Пленка нефтепродуктов на поверхности моря
активно поглощает растворенный в воде кис-
лород, препятствует процессам газообмена
между водной поверхностью и атмосферой.
Это снижает содержание кислорода в мелко-
водных участках морей и препятствует его по-
ступлению из глубоководных акваторий в
атмосферу.
В ряде районов с постоянным загрязнением
наблюдаются повышенные концентрации
нефтепродуктов в воде. Такими районами яв-
ляются: акватория моря вблизи Одессы (0,05–
0,15 мг/л), Ильичевска (0,05–0,20 мг/л),
Севастополя (0,10–0,20 мг/л) и другие районы
прибрежной части Черного моря. В районе
Керченского пролива концентрации нефте-
продуктов изменяются от 0,05 до 0,78 мг/л
В отличие от речного и берегового стока,
дающего регулярное (хроническое) загрязне-
ние, большую потенциальную угрозу нефтя-
ного
загрязнения
морской
среды
представляют транспортировка нефти и неф-
тепродуктов морем и деятельность нефтяных
терминалов.
Согласно мировой статистике, из каждого
миллиона тонн нефти, перевозимой танке-
рами, проливается 160 т. При этом 42 т при-
ходятся на принимающий порт, а остальные
на порт отправки и путь следования.
Постоянно растет объем морских перевозок
нефтепродуктов, составлявший в 1995 г.
около 45 млн т в год, а в 2003 г. возросший до
95 млн т. В ближайшие 5-10 лет ежегодный
объем нефтеперевозок может увеличиться до
220-250 млн т.
Без учета аварийных ситуаций только при тех-
нологических потерях в 0,01% от объема
транспортируемых нефтепродуктов в мор-
скую среду может поступать ежегодно до 20
тыс т нефтепродуктов. При авариях эти по-
тери могут возрастать в десятки раз.
В 1998 г. в Новороссийске произошла крупная
авария на нефтепроводе. По разным оценкам
от 50 до 400 тонн нефти вылилось в море. По-
скольку Цемесская бухта довольно замкнута,
пленка нефти быстро разошлась на большой
площади, загрязнив акваторию и прилегаю-
щие пляжи. На локализацию загрязнения и
очистку были направлены значительные ре-
сурсы.
Широко применялась и авиация — пара вер-
толетов несколько дней летали над бухтой,
разбрасывая по поверхности специальный по-
рошок, осаживающий нефтяную пленку.
После этих событий подводные охотники и
профессиональные водолазы отметили, что
дно Цемесской бухты умерло.
11 ноября 2007 г. жестокий шторм обрушился
на крымское побережье. В Керченском про-
ливе во время экстремального шторма потер-
пели аварию несколько судов, в том числе
танкер «Волгонефть – 139» с 5 тыс тонн ма-
зута. В результате раскола танкера в воды про-
лива вылилось около 1300 т мазута.
Разлив нефтепродуктов в Керченском про-
ливе по результатам наблюдений в декабре
2007 г. – марте 2008 г. не оказал видимого воз-
действия на донные сообщества на глубинах
5 – 20 м.
Учитывая резкое доминирование отдельных
видов, относительно низкое видовое разнооб-
разие и невысокие количественные показа-
тели сообществ макрозообентоса, загрязнение
донных осадков нефтепродуктами в дальней-
шем может негативно повлиять на состояние
донных сообществ и, соответственно, на са-
моочищающую способность среды в регионе.
Несмотря на то что аварийные потери нефти
танкерным флотом составляют до 10% неф-
тяных загрязнений, попадающих в мировой
океан, каждая авария со значительным разли-
вом является серьезным экологическим собы-
тием.
После 80-х годов прошлого столетия в резуль-
тате последовательных целенаправленных
http://interaffairs.ru
45