Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1172
Скачиваний: 2
СССР.
Что перед нами, как не Вооруженные силы
Западной Европы, под командованием
одной из ее стран – Германии.
В современной ситуации под определение
лимитрофов подпадает каждая из 14 бывших
союзных республик СССР (кроме России),
т.е. в сопоставлении с лимитрофами начала
XX века из этой категории выпадают лишь
Финляндия и Польша. Что объединяет эти
страны?
Геополитики полагают, что такими призна-
ками являются:
– принадлежность к единому геополитиче-
скому центру,
– принадлежность к единому экономиче-
скому комплексу в рамках системы междуна-
родного разделения труда,
– общность языка или широко распростра-
нённых познаний одного и того же (госу-
дарственного) языка.
Однако среди этих государств можно выде-
лить два, которые цивилизационно наиболее
близки к так называемому Острову России.
Условно по ряду критериев Великий лимит-
роф можно разбить на цивилизационные
фрагменты, отличающиеся своей специфи-
кой. Это регион Прибалтийских государств,
Закавказье и Средняя Азия, а также современ-
ные: Беларусь, Украина.
«Спасение России, – считал В.Цымбурский,
– уход от парадигмы модерной, городской,
европейничающей цивилизации… к ценно-
стям, традиционным для русской цивилиза-
ции. Не только традиционной, но и
позволяющей уйти в сторону от катастрофы,
в которую вползает Запад вместе с разруше-
нием модерна. У русских нет и быть не может
оснований участвовать в катастрофическом
конце западного демоночеловека - ни в каче-
стве его соратника, ни в качестве его против-
ника, ни даже в качестве его спасителя».
Подведем некоторые итоги этого блока до-
клада.
Современная ситуация в мире, события на
Балканах, в Восточной Европе, на Среднем
Востоке, Северной Африке дают основания
полагать:
– приближается большой милитаристский
всплеск, который выступает как средство, с
одной стороны, отвлечения внимания от ми-
рового финансового кризиса, с другой сто-
роны,
реализации
силами
Запада
значительных геополитических проектов, в
том числе и в отношении "советского на-
следства" на Великом лимитрофе;
– этот всплеск не будет ориентирован на пол-
номасштабные военные действия и военный
успех, скорее всего, это будут попытки шан-
тажа по получению территориальных и ре-
сурсных преимуществ;
– в ближайшее десятилетие Россия не будет
участвовать в «похищении Европы», а также
не будет претендовать территориально на
пространство Великого лимитрофа. Однако
будет активным противником любой чужой
гегемонии на его пространствах;
– отношения России с Беларусью и Украи-
ной будут более сложными, чем с другими
цивилизационными фрагментами Великого
лимитрофа, и причиной этому феномен раз-
деленного русского мира.
Данные выводы позволяют с некото-
рыми оговорками рассчитать направления
политики государств Восточной Европы по
отношению к соседям справа и слева, а также
определить факторы, способствующие и
препятствующие более тесному их взаимо-
действию.
Но самое главное - они проявляют основу бу-
дущей интеграции, коей являются отнюдь не
политические и экономические интересы, а
цивилизационные ценности, ориентиры, ко-
торые нам необходимо сохранить, ибо они
есть фактор нашего выживания в меняю-
щемся мире.
Любое эффективное управленческое воздей-
ствие на общественные отношения с целью
достижения желаемого результата возможно
только при адекватной оценке ситуации, по-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
56
скольку неправильная оценка ее приводит к
расходованию ресурса на негодный объект.
Плюс учета закономерностей правового ре-
гулирования, потому что без таковых мы
также рискуем не достичь поставленных
целей.
Постоянной методологической ошибкой на-
шего пространства является неадекватность
восприятия обстановки.
Традиционно и в рамках определений гео-
графов мы проживаем на территории мате-
рика Азия, в который входят несколько
субконтинентов со своей ландшафтно-кли-
матической и цивилизационной специфи-
кой. Это Европа, Скандинавия, Индостан и
Индо-Китай.
На картах (планах) дохристианского периода
раздел того, что называется сегодня Западной
Европой, проходил по линии, соединяющей
сегодняшние города Калининград и Одессу.
В свое время Петр Первый «продлил» Ев-
ропу до Урала. И с тех пор мы живем в си-
туации Европейского дома, фактически к
таковому не относясь. Но мало этого, время
от времени аппетиты нашего цивилизацион-
ного конкурента возрастают и появляются
идеи создания европейского или общеевро-
пейского дома от Атлантического океана до
Тихого.
Геополитики отмечают факт интеграции Ев-
ропы. Но при больших претензиях на на-
учный анализ этого процесса никто не
обращает внимания на основу этой интегра-
ции. А ведь она интегрируется в рамках од-
ного способа выживания или цивилизации.
Основными моментами здесь являются не
язык и даже не идеологические системы в
форме религий, а система глубинных ценно-
стей, которые Европа всегда весьма свое-
образно защищала.
По закономерностям выживания малого в
большой или малого рядом с большим ма-
ленькое этноцивилизационное образование
Европа сумела внедрить в головы элит этно-
цивилизационных конкурентов в период так
называемого Просвещения некую систему
знаний, в частности технических. Однако
вместе с ними она внедрила и свои ценности,
которые не были присущи системе выжива-
ния на данном пространстве. С тех пор и су-
ществует разруха в головах большинства
представителей наших элит. С тех пор и бы-
тует странная притча о том, что все блага есть
на данном пространстве, но нет умных пра-
вителей. Норманская теория - наукообразное
подтверждение тому.
Однако следует отметить, что в особо экстре-
мальных ситуациях элиты всегда возвраща-
лись к ценностным ориентирам, которые
помогали выжить на данном цивилизацион-
ном пространстве. Но стоило ресурсу и за-
пасу прочности вновь пополниться, они
опять возвращались к либеральным, а точнее
европейским ценностям.
В 1999 году был заключен договор между Бе-
ларусью и Россией о создании Союзного го-
сударства. Прошло двенадцать лет.
Почему же не работают нормативные акты
интеграционного характера? Почему не ре-
шаются задачи углубления интеграции в рам-
ках Союзного государства Беларусь-Россия,
а также возникают трения между участни-
ками Таможенного союза? Этому есть две
группы причин.
Европа, понимая значение объединения и
объединяясь сама, тормозит эти процессы у
своих цивилизационных конкурентов.
Таким образом, первый фактор, препят-
ствующий объединению – нежелание иметь
рядом с собой сильного цивилизационного
конкурента, который пробил бы брешь в
поясе безопасности между пространствами
двух цивилизаций.
Второй фактор, мешающий сближению:
после распада СССР к власти в постсоветских
республиках пришли элиты, определенная
часть которых после объединения может по-
терять те преимущества, которые они полу-
чили в результате раздела собственности
СССР.
http://interaffairs.ru
57
И первое, и второе относится к содержатель-
ной стороне правового регулирования.
Чтобы ответить на поставленный нами во-
прос с позиций формы, необходимо проана-
лизировать закономерности правового
регулирования создания и Союзного госу-
дарства, и Таможенного союза.
Теоретики права знают, что нормативные
тексты делятся на право и не право. То, что
не регулирует общественные отношения и
остается на бумаге, не является правом. Прин-
цип этот в романо-германской правовой
семье известен со времен Древнего Рима. По-
чему это происходит?
В рамках романо-германской правовой
семьи, где доминирует его Величество нор-
мативный правовой акт, выработаны опреде-
ленные принципы нормотворчества,
нарушение которых может привести к фено-
мену недействия права, то есть существова-
ния его только на бумаге.
Вот некоторые из них:
– право регулирует общественные отноше-
ния, а не создает их;
– правотворчество - следствие процесса фор-
мирования права, то есть объективного «вы-
зревания» отношений, не присущих
обществу ранее;
– нормативное решение, не совпадающее с
конфигурацией социальных потребностей,
обречено на «недействие;
– эффективность законодательства зависит
от соблюдения принципов иерархичности;
– общая направленность регулирования за-
висит от ресурса государства или уровня ста-
бильности.
Принципы тесно связаны между собой. Не-
соблюдение их приводит к эффекту «недей-
ствия» или частичного действия права, о
котором говорилось выше. Однако в практи-
ческом нормотворчестве на это мало кто об-
ращает внимание. Одной из причин этого
является то, что после социальных реформи-
рований (революций, перестроек, реформ) к
власти приходят новые элитные слои обще-
ства. Приходят, с одной стороны, на волне
новых социальных потребностей и ожида-
ний, но, с другой стороны, полагая, что их
выход на первые роли в государстве – след-
ствие субъективных причин.
Если мы совместим форму с содержанием, то
увидим еще более интересные вещи. Элиты,
опасаясь потерять то, что они получили, в
той или иной ее степени препятствуют ин-
теграции. Но социум стремиться к ней, по-
скольку он более защищен в крупном
цивилизационном образовании и интуи-
тивно чувствует это. Дабы успокоить его,
элиты начинают процедуру правового регу-
лирования интеграции, то есть принимают
ряд нормативных актов, но делают это в
такой форме, которая не позволит достиг-
нуть целей, прописанных в указанных актах.
Основная ущербность данной направленно-
сти нормативного регулирования: отсутствие
конкретности и выбора тех направлений ин-
теграции, в которых заинтересован социум.
Никакая принудительная сила государства не
сможет заставить выполнять принятые пра-
вовые предписания, если в них кровно не за-
интересованы те слои социума, которые
должны их выполнять.
Снять данное противоречие можно, связав
интересы законодателя с интересами испол-
нителей данных норм. Это с содержательной
стороны, а со стороны формальной: для вве-
дения каждого нормативного акта, в опреде-
ленной степени меняющего статус граждан,
необходима широкая идеологическая подго-
товка.
Мамонтов В.К.:
Спасибо, Сергей Алексан-
дрович! Я очень рад предоставить слово Вла-
димиру Павловичу Казарину, ученому,
общественному деятелю, профессор КЦГИ
города Симферополя. Он выступит с темой
«Почему мы не отмечаем 1150-летие славян-
ской письменности? (Проблемы интеграции
в сфере образования)»
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
58
В сентябрьские дни 2011 года православная
церковь начала широко отмечать 1150 лет об-
ретения мощей священномученика Климента,
четвертого Папы Римского, рукоположенного
самим святым апостолом Петром.
Сосланный в Херсонес римским императором
Траяном, он принял там мученическую смерть
за христианскую веру от рук язычников. Есте-
ственно, Севастополь стал центром юбилей-
ных мероприятий. 14 сентября в
Херсонесском заповеднике открылась Между-
народная церковно-научная конференция, по-
священная этой дате. 15 сентября верующие
во главе с митрополитом Лазарем прошли
Крестным ходом от Херсонеса до островка
святого Климента в Казачьей бухте.
Священномученика Климента одинаково по-
читают в Риме и в Москве (разделение церк-
вей, как известно, произошло только в 1054
году), поэтому в Крестном ходе приняли уча-
стие и православные, и католики.
Перед нами новый пример того, как право-
славная церковь чтит свою историю и скрупу-
лезно отмечает юбилеи памятных дат. Честь
ей и хвала за это!
Но сейчас речь не о ней. Речь о нас – светских
гуманитариях современной России, современ-
ной Украины и современной Белоруссии.
Речь о филологах и историках, философах и
писателях, архивистах, преподавателях школ
и вузов, библиотекарях… Словом, о всех хра-
нителях исторической памяти, о всех людях
письменной культуры.
Что с нами происходит? Почему мы со сто-
роны наблюдаем за юбилейными церков-
ными торжествами, не вспоминая о другой, не
менее значительной дате, заботу о которой
должны проявлять мы сами и никто другой?
Как известно, обретение мощей Климента
Римского имело место в 861 году. Произошло
это в окрестностях Херсонеса (конкретное
место – вопрос исторической полемики). Их
обрели первоучители славянские – святые рав-
ноапостольные Кирилл и Мефодий (в другом
варианте – только Кирилл, в миру Констан-
тин Философ), которые оказались в Херсо-
несе по пути в Хазарию, где они должны были
вести полемику с иудеями и мусульманами по
вопросам веры.
Может быть, мы захотим вспомнить, чем еще
было ознаменовано их достаточно долгое
пребывание в византийском Херсонесе (по-
мимо усмирения проповедью хазарского пол-
ководца, снявшего осаду без вреда для
жителей города; приведения молитвой к кро-
тости воинственных венгров, желавших
смерти Константина Философа и его спутни-
ков; крещения «народа фульского», который
был словом убежден отказаться от язычества)?
Мы должны это сделать, чтобы еще и еще раз
осознать, что главные подвиги были совер-
шены солунскими братьями на крымской
земле как раз на ниве слова и письма.
«Житие» повествует, что Константин, гото-
вясь к богословским диспутам в Хазарии, «на-
учился здесь (в Херсонесе) еврейской речи и
письму, переведя восемь частей грамматики, и
воспринял от этого еще большее знание».
http://interaffairs.ru
59
Казарин
Владимир Павлович
профессор, доктор филологиче-
ских наук, заведующий кафедрой
русской и зарубежной литера-
туры Таврического националь-
ного университета им. В.И.
Вернадского:
Позднее Кирилл будет успешно пользоваться
свободным владением еврейского языка во
время диспутов с иудеями при дворе кагана.
Мало того, получив от «некоего самаритя-
нина» Пятикнижие (Моисеев Закон), «Фило-
соф затворился в доме и отдался молитве, и,
восприняв знание от Бога, начал читать эти
книги без ошибок», вызвав изумление их вла-
дельца и побудив его и его сына к крещению.
Свободное владение Пятикнижием в ориги-
нале тоже поможет Философу в предстоящих
спорах одолеть его оппонентов.
И вот, наконец, самое главное свидетельство
«Жития Константина» для всех гуманитариев
славянского мира: «Нашел же здесь Евангелие
и Псалтирь, написанные русскими письме-
нами, и человека нашел, говорящего на том
языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой
речи, и, сравнив ее со своим языком, различил
буквы гласные и согласные, и, творя молитву
Богу, вскоре начал читать и излагать их, и
многие удивлялись ему, хваля Бога».
Вот она - самая большая радость, подаренная
нам 1150 лет назад: через Кирилла-Констан-
тина Философа состоялось сретение – встре-
тились письменность и книжная культура
Византии и Древней Руси: Рима Второго (на-
ходящегося на вершине своего величия и
славы) и Рима Третьего (пока еще только на-
бирающего силы)!
Одновременно, вот она - самая большая фи-
лологическая загадка последнего тысячелетия!
О каких книгах, «писанных русскими письме-
нами», говорит «Житие Константина», если
славянская азбука наставниками и первоучите-
лями славянского народа еще не создана?
Как известно, они совершат акт ее творения
после двукратного пребывания в Херсонесе
(по дороге в Хазарию и обратно) в 861 году.
В Моравию, куда их направят из Константи-
нополя через два года – в 863 году – в ответ на
просьбу великоморавского князя Ростислава
дать его «людям… такого учителя, чтобы нам
на языке нашем изложил правую христиан-
скую веру», братья прибывают уже с переве-
денным на славянский язык Евангелием.
Глубочайшего смысла исполнен тот факт, что
первыми словами, переведенными Кириллом
с греческого на славянский, были те, которые
открывают Евангелие от Иоанна: «В начале
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово
было Бог» (Ин 1,1).
Первоучители совершат свой подвиг создания
славянской азбуки, положив тем самым осно-
вание современной письменности всех славян
мира. Но очень важно осознать, что «Житие
Константина» свидетельствует об основании
новой письменности именно на прочных
фундаментах старой грамоты. Братья осуще-
ствили «привой» основанного на тысячелет-
ней культуре христианского знания к
крепкому стволу молодой и энергичной сла-
вянской культуры. Тем самым они не отсекли
новый период от старого. Они их органиче-
ски сплели.
Свидетельство «Жития Константина» под-
тверждает простой и совершенно очевидный
факт: древние славяне до IX века, несомненно,
имели какую-то свою систему письменности,
которая до нас не дошла.
Не могли не иметь!
Академик Б. А. Рыбаков справедливо обращал
внимание на то, что к IX веку славянские «пле-
мена», «земли», «княжения» занимали огром-
ные территории, превышавшие земли
большинства европейских королевств (!). Это
стало результатом, используя терминологию
Л. Н. Гумилева, пассионарного толчка, пере-
житого славянами в V-VI веках. Очень выра-
зительно об этом писал профессор А. Г.
Кузьмин: «Тем временем на огромных про-
странствах от Иллирии до Днепра приходят в
движение славянские племена, которые вскоре
окажутся у побережий Северного и Балтий-
ского морей, Адриатики, Эгейского моря, за-
селят Балканы, включая ряд островов
Средиземного моря, большими группами
проникнут в Малую Азию, ассимилируют
многие народы в одних случаях и ассимили-
руются сами в других». И далее: «Широкий
разлив славянской речи в VI веке свидетель-
ствует о многочисленности славянских пле-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
60