Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1181
Скачиваний: 2
как перестало существовать государство, исто-
рические освоившее это пространство и сво-
бодно вмещавшееся в его границы. Если
угодно, этот термин-суррогат, «постсоветское
пространство», - другое наименование того,
что Бжезинский предложил считать «геопо-
литическим вакуумом» или «чёрной дырой».
Если мы, граждане стран бывшего СССР, не
хотим числить себя обитателями «чёрной
дыры», то мы должны со всей определён-
ностью признать очевиднейшую вещь, и
именно: так называемое «постсоветское про-
странство» - это единое, внутренне связанное
культурно-историческое пространство взаи-
модействия народа, власти и территории, в ко-
тором возводилось и существовало
тысячелетнее здание российской государст-
венности. И строилось это здание не кем-то,
а людьми, с которыми мы, ныне живущие, свя-
заны бесчисленными нитями - родовой памя-
тью, преемственностью культуры, а кто-то
ещё и узами духовной верности. Это здание
ИСТОРИЧЕСКОЙ РОССИИ.
Сегодня понятие «историческая Россия» всё
больше входит в обиход. В середине октября
2011 года, в Москве прошла рабочая конфе-
ренция движения «Интернациональная Рос-
сия», где были приняты программные тезисы,
носящие многоговорящее название «Воссо-
единение разделённого народа исторической
России». Об исторической России говорит се-
годня Патриарх Кирилл, говорит и пишет На-
талья Нарочницкая и многие другие.
Что касается смысла, который несёт в себе по-
нятие исторической России, то он нуждается
в принципиально важном уточнении. «Исто-
рическая» - не в том вульгарном смысле, что
когда-то существовавшая, а потом исчезнув-
шая, канувшая в небытие. Историческая Рос-
сия – это Россия, набравшая мощную
инерцию движения во времени и простран-
стве благодаря созидательному труду, войнам,
духовному подвигу многих поколений народа.
Эта инерция движения сквозь века обладает
такой силой, что ни территориальные утраты,
ни смена политических режимов, ни разброд
«Смутного времени» и поныне не в состоянии
отменить факт существования феномена ис-
торической России. «Потеряться», стать про-
шлым, которого уже нет, историческая Россия
сможет только тогда, когда её образ будет вы-
теснен из сознания последнего русского.
Сегодня историческая Россия существует аб-
солютно реально и зримо, по крайней мере, в
трёх измерениях, трёх сферах жизни:
1)в культурной сфере доминирования рус-
ского языка как языка международного обще-
ния для десятков народов постсоветской
Евразии;
2)в материальной сфере железнодорожных,
трубопроводных, речных и иных коммуника-
ций, скрепляющих территорию одной ше-
стой части земной суши;
3)в духовной сфере единства канонической
территории Русской Православной Церкви.
Само собой разумеется, что, говоря об исто-
рической России, мы подразумеваем: главную
государствообразующую роль в её созидании
и развитии всегда играли русские. Говорить о
русских как о государствообразующем народе
надо прямо, открыто, без политкорректных
ужимок и ничего не объясняющих ссылок на
пресловутую «многонациональность». Да,
Россию населяют многие народы, на протя-
жении веков Российское государство обес-
печивало этим народам чувство безопасности
жизни, однако ткань Русской цивилизации и
костяк Российской государственности образо-
ваны русским народом. Настаивать на этом
очевидном факте приходится лишь потому,
что предпринимаются неимоверные усилия,
направленные на то, чтобы скрыть этот факт,
вытеснить его из сознания.
Здесь я хочу сделать одно немаловажное уточ-
нение.
Сто с лишним лет назад Пётр Аркадьевич
Столыпин говорил о том, что нашей стране
необходимо правительство «стойкое и чисто
русское», что любые, в том числе самые глу-
бокие преобразования в стране должны не-
уклонно проводиться на основе «русских
национальных начал». Однако надо заметить,
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
36
что само понятие «русскости» во времена Сто-
лыпина и в наши дни имеет существенно раз-
ный смысл. До того разный, что порой
приходится слышать: русские сегодня – это
уже «не тот» народ, уже «другой народ» по
сравнению с тем, какой жил 100 лет назад.
Я хочу согласиться и не согласиться с этим.
Русскость во времена Столыпина существо-
вала, прежде всего, на вероисповедной и вер-
ноподданнической основе, а также в какой-то,
наверное, мере на основе начал земского са-
моуправления. То есть, так или иначе рус-
скость имела сверх-этническую природу – и
этим была крепка. Русскость сегодня в усло-
виях сохранения и укрепления такого совет-
ского анахронизма, как наличие в
республиканском государстве «Российская Фе-
дерация», возглавляемом президентом, ещё
доброй дюжины республик со своими прези-
дентами, имеет преимущественно этническую
природу.
Тем не менее, мы не должны доводить тезис о
том, что, мол, «народ нынче не тот», до пол-
ного отрицания нашей преемственной связи
с Россией Столыпина и с Россией Сталина, с
Россией Сергия Радонежского и с Россией
Петра Великого.
Не будет ощущения прочности этой пре-
емственной связи – нечего будет и интегриро-
вать в Российском геополитическом
пространстве. И тогда это пространство дей-
ствительно примет очертания «чёрной дыры»
с хаотическими перемещениями потерявшей
ориентиры человеческой массы.
А правящие и господствующие группы в
новых независимых государствах постсовет-
ского мира, привычно именуемые «элитами»,
пойдут тогда в распыл, экспроприированные
по отдельности - в одном постсоветском госу-
дарстве за другим - «большими семьями» гло-
бальной финансовой олигархии.
Проект Евразийского союза – это и есть то,
что может позволить нам избежать подобной
участи.
http://interaffairs.ru
37
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
38
Тема моего доклада «Россия – Украина: пер-
спективы и проблемы сотрудничества в ре-
гионе Черного моря». Для определения
перспектив и проблем регионального сотруд-
ничества России и Украины, сохранивших
после распада СССР статус ведущих держав
Причерноморья, необходим реальный учет
сложившегося в этом регионе соотношения
внутренних и внешних сил. Когда-то относи-
тельно спокойный и в известной мере пери-
ферийный регион Черного моря за истекшие
два десятилетия стал перекрестком многосто-
ронних противоречий и геополитического
соперничества с участием не только причер-
номорских стран, но и ведущих европейских
и мировых держав. Особую роль в этом сыг-
рало открытие альтернативных Персидскому
заливу месторождений нефти и газа на
шельфе Каспия, что привело к вторжению в
каспийско-черноморское геополитическое
пространство крупных внешних игроков,
прежде всего Соединенных Штатов, НАТО и
Евросоюза. Они заинтересованы не только в
создании альтернативных путей транспорти-
ровки каспийских энергоресурсов, но и в
предотвращении того, чтобы Россия домини-
ровала на геополитическом пространстве Чер-
номорья, а в ее отношениях с Украиной не
складывался консенсус по представляющим
взаимный интерес вопросам.
Здесь важно указать на то, что Черное море яв-
ляется одним из немногих морей, куда прак-
тически закрыт доступ для ВМС Соединенных
Штатов. Согласно официальным заявлениям
американских политиков, стратегической
целью США стало «заполнение возникшего в
Причерноморье после окончания холодной
войны военно-политического вакуума евро-ат-
лантической составляющей». Практическим
шагом на этом направлении стало создание в
конце 1990-х годов в составе Совета нацио-
нальной безопасности при президенте США
должности специального советника по про-
блемам Черноморско-Каспийского региона, а
в составе ЦРУ – оперативного подразделения
по отслеживанию политических процессов в
причерноморских странах.
Геополитическая ситуация в Черноморском
регионе претерпела дальнейшие изменения
после российско-грузинского конфликта ав-
http://interaffairs.ru
39
Сессия 2.
Черноморский регион: составляющие
сотрудничества
Язькова
Алла Алексеевна
руководитель Центра по исследо-
ванию проблем Средиземно-
морья и Черноморья Института
Европы РАН, доктор историче-
ских наук, профессор, главный
научный сотрудник института
международных экономических
и политических исследований
РАН, политолог (Россия):
густа 2008 года, в ходе которого возросла на-
пряженность между США и Россией, военные
флотилии которых оказались в дни кон-
фликта на опасно близком расстоянии. При-
знание Россией независимости Абхазии и
Южной Осетии не только надолго заморо-
зило российско-грузинские контакты, но и
осложнило развитие отношений России с
рядом причерноморских государств. В част-
ности, в сентябре 2008 г. в Киеве было при-
нято политическое решение о возможности
вступления Украины в НАТО. В этих усло-
виях, несмотря на объявленную администра-
цией Барака Обамы «перезагрузку»
отношений с Россией, появились дополни-
тельные возможности для продвижения в ре-
гион США и Евросоюза.
Американские военные базы появились в Ру-
мынии и Болгарии еще в 2005 г., при этом
президент Румынии Траян Бэсэску прямо ар-
гументировал подписание соглашения о соз-
дании четырех американских военных баз в
Констанце необходимостью «стратегически
уравновесить позиции России на Черном
море». Тем самым был укреплен черномор-
ский фланг НАТО, членами которого к этому
времени, наряду с Турцией, уже были Румы-
ния и Болгария. Был также создан известный
противовес отношениям США с Турцией,
подчас проявлявшей известную самостоятель-
ность в вопросах внешней политики.
Дальнейшему укреплению позиций Соеди-
ненных Штатов способствовал согласован-
ный с Румынией проект размещения ПРО
США на ее территории, что не могло не вы-
звать обеспокоенности близлежащих госу-
дарств – не только России, но и Украины и
Молдовы, периодически подвергающихся по-
литическому прессингу со стороны Румынии.
В целом же стратегическая линия Соединен-
ных Штатов на Черном море на протяжении
ряда лет сохраняла рудименты холодной
войны, хотя нельзя не заметить, что админист-
рация Барака Обамы подходит к проблемам
Причерноморья с учетом более широкого по-
нимания американских внешнеполитических
задач на Ближнем и Среднем Востоке.
Что же касается Европейского союза, то он
достаточно долго не проявлял интереса к Чер-
номорскому региону, и только в ноябре 1997
г. появился первый документ – «Заявление Ев-
рокомиссии по региональному сотрудниче-
ству в районе Черного моря». После
вступления Румынии и Болгарии в ЕС (2007
г.) возможности политики Евросоюза в ре-
гионе существенно расширились и были вы-
двинуты специальные проекты регионального
сотрудничества – Черноморская Синергия и
Восточное партнерство.
Но наиболее существенным шагом стало при-
нятие Европарламентом Резолюции от 20 ян-
варя 2011 года, определившей основные
параметры стратегии ЕС на Черном море. В
тексте резолюции прямо указывалось, что
Черноморский регион имеет «стратегическое
значение для ЕС», а Черное море «частично
является внутренним морем Евросоюза, а гео-
графически, в основном, европейским морем,
в результате чего у ЕС и стран региона есть
общие сложные задачи и возможности». В ре-
золюции также было указано на необходи-
мость выработки Совместной операционной
программы для бассейна Черного моря, а
также выделить конкретную строку бюджета
для Черноморской стратегии.
Выдвинутые Европарламентом положения
были конкретизированы в представленном на
осеннюю сессию Европарламента 2011 г. до-
кладе депутата Илианы Иотовой (Болгария)
по развитию рыболовства в Черном море. В
документе представлен более широкий круг
проблем – загрязнение и оскудение морской
флоры и фауны, недостаточное внимание, а
порой и полное отсутствие взаимодействия в
решении экологических аспектов сотрудниче-
ства, что наносит непоправимый ущерб рыб-
ному хозяйству. Решение этих и других
проблем было предложено через адаптацию
законов стран Черного моря к нормам Евро-
союза, а координация действий на этом на-
правлении – возложена на Болгарию и
Румынию.
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
40