Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Европейский союз - метагосударство, еще не

государство, но уже и не региональная орга-

низация, у ЕС имеются атрибуты государст-

венности  -  своя  валюта,  таможенная

территория, органы управления, парламент,

центральный банк, но сохраняются и нацио-

нальные  государственные  структуры,  при

этом в сфере обороны и безопасности пол-

номочия  органов  ЕС  очень  ограничены.

Явный приоритет у национальных государст-

венных институтов, а с другой стороны, у тех

стран,  которые  одновременно  являются  и

членами ЕС, и членами НАТО, суверенитет

в области обороны и безопасности частично

делегирован структурам НАТО. В итоге раз-

деленность государственного суверенитета -

характернейшая черта стран Европы, входя-

щих в ЕС. Система управления в Евросоюзе

слишком  забюрократизирована,  слишком

ориентирована на достижение консенсуса, в

результате не обеспечивает достаточной кон-

центрации власти для принятия быстрых и

решительных  действий  в  кризисные  мо-

менты. 

ЕС, с одной стороны, используя методы «мяг-

кой силы», продвигает в соседних регионах,

в том числе в СНГ, прогрессивную модель го-

сударственного и экономического устройства,

с  другой  стороны,  пытается  обеспечить,

чтобы данные регионы являлись его ресурс-

ной  базой,  неспособной  к  конкуренции  в

перспективных областях науки и технологий. 

Европейский союз для России одновременно

конкурент и партнер. 

Задача данной статьи понять, в чем заключа-

ется смысл и перспектива борьбы ЕС за че-

ловеческие ресурсы, ставится также вопрос,

можно ли отношения на рынке труда между

Россией  и  Евросоюзом  сделать  не  только

конкурентными, но и партнерскими.

Население Европы стареет, при этом в неко-

торых странах оно к тому же сокращается,

иначе говоря, для Евросоюза характерен на

данный момент затухающий прирост населе-

ния.

На 1 января 2011 года население 27 стран -

членов Евросоюза составляло 502,5 млн. че-

ловек, на 1 января 2010 года - 501,1 миллиона,

на 1 января 2009 года - 499,7 миллиона. По

данным Евростата, прирост населения в 2010

году на 1 тыс. человек составил –2,7%, благо-

даря естественному приросту на 0,5 миллиона

(+1,0%), миграции на 0,9 миллиона (+1,7%). 

Восемь членов ЕС имеют отрицательные по-

казатели естественного прироста населения.

Эта тенденция особенно характерна для Лат-

вии (в 2010 г. - –4,8%, в 2009 г. - –3,6%), Бол-

гарии (в 2010 г. - –4,6%, в 2009 г. - –3,6%),

Венгрии (в 2010 г. - –4,0%, в 2009 г. - –3,4%),

Германии (в 2010 г. - –2,2%, в 2009 г. - –2,3%),

Румынии (в 2010 г. - –2,2%). Правда, причины

сокращения численности населения в Герма-

нии  и,  к  примеру,  в  Венгрии  различны.  В

Венгрии отрицательный прирост связан ис-

ключительно с высоким превышением смерт-

ности  над  рождаемостью,  миграционный

баланс Венгрии в отличие от Германии - по-

ложительный. В Румынии на низкий уровень

рождаемости продолжает влиять закон, раз-

решающий  аборты,  которые  при  режиме

Чаушеску были запрещены. 

В 27 государствах Евросоюза в 2009 году по

сравнению с 2008 годом немного уменьши-

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

66

Кожокин Евгений Ми-

хайлович

ректор  Академии  труда  и  соци-

альных отношений (Россия): 


background image

лась  рождаемость,  смертность  осталась  на

прежнем уровне. Если и есть рост населения

Европейского  cоюза,  то  он  очень  неболь-

шой. 

В России удельный вес населения в возрасте

60 лет и более составляет 17% от общей чис-

ленности населения страны, в Европе он пре-

вышает 20%: в Австрии, Испании, Франции

- 22%, в Швеции - 24%, в Германии - 25%. В

большинстве стран ЕС тенденции к увеличе-

нию процента пожилых людей в составе на-

селения. На конец 2008 года в России данный

показатель был равен 17%.

Продолжительность жизни в странах Евро-

пейского союза, и прежде всего в странах За-

падной  Европы,  увеличивается.  Лидирует

Германия, но тенденция идентична по всем

12 обследованным странам и по ЕС в целом.

Притом  если  брать  другие  источники,  то

прогнозы приблизительно такие же.

Получается такая ситуация: молодежи и, со-

ответственно, трудоспособных людей стано-

вится  все  меньше,  пожилых  людей

становится все больше, нагрузка на пенсион-

ную систему в перспективе все больше будет

увеличиваться, и это создаст серьезные фи-

нансовые проблемы.

На протяжении предшествующих десятиле-

тий число людей пожилого возраста в ЕС

росло, число работающих (в относительном

выражении) - снижалось. Пропорции тех и

других быстро менялись не в пользу эконо-

мически активного населения. В последую-

щие  годы  действие  этих  тенденций

сохранится. Доля престарелых в возрастной

структуре населения на фоне отрицательных

показателей  его  естественного  прироста

будет стремительно повышаться. 

Данные, приводимые в докладе ЕС о старе-

нии населения, свидетельствуют: сейчас на

каждого человека, перевалившего рубеж в 65

лет, приходятся четверо, находящихся в воз-

растной группе от 15 до 64. К 2060 году их

останется только двое. То есть если сейчас на

каждого пенсионера приходятся четверо ра-

ботающих, то через полвека их число сни-

зится до двух. Престарелым будет все меньше

и меньше на кого опереться. 

Доля людей в возрастной группе от 65 до 79

лет вырастет довольно значительно. Она уве-

личится наполовину. Но эта цифра меркнет

по сравнению с тем, что произойдет с воз-

растной группой тех, кому за 80. Ее доля под-

скочит  в  три  раза.  Соответственно,

пропорция людей, относимых по возрасту к

экономически  активной  части  населения,

снизится на 15%, если не больше. 

Хотя по достижении пенсионного возраста

все больше и больше людей будут оставаться

на рабочих местах и число женщин, присут-

ствующих  на  рынке  труда,  будет  увеличи-

ваться, общее число трудящихся за период с

2010 по 2060 год сократится в абсолютном

выражении на 19 млн. человек. 

Как следствие этого, на высокие темпы эко-

номического  роста  в  ЕС  рассчитывать  не

приходится, несмотря на то что производи-

тельность  труда  будет  расти.  Внедрение

новых технологий позволит наращивать про-

изводство и объем предоставляемых услуг.

Но снижение числа работающих будет под-

рывать сами основы экономического роста. 

Предполагается, что под влиянием груза де-

мографических проблем темпы экономиче-

ского  роста  начнут  снижаться  уже  через

десятилетие. Если до 2020 года они прогно-

зируются в среднем несколько выше 2%, то в

последующие десятилетия они, скорее всего,

не смогут подняться столь высоко. И шаг за

шагом  будут  падать  ниже  критической  от-

метки в 2% прироста ВВП в год. 

Как страны Европейского союза думают вы-

ходить из этой проблемной ситуации, при-

том что эта проблемная ситуация с годами

будет нарастать и нарастать? 

Рецепты борьбы с угрозой старения разрабо-

таны и большей частью уже предписаны. К

таким мерам относятся: продление, юридиче-

ское  и  профессиональное,  активной  фазы

жизни,  которое  включает  в  себя  реформу

пенсионного  обеспечения,  разные  формы

привлечения пожилых людей к обществен-

http://interaffairs.ru

67

 

    

 


background image

ному труду, их переобучение, вплоть до соз-

дания университетов третьего поколения.

Некоторые страны ЕС пенсионную реформу

уже  осуществили,  увеличив  отчисления  в

пенсионный фонд (сейчас пока эта проблема

еще не стала столь острой), некоторые под-

няли возраст выхода на пенсию. Во Франции

попытки правительства изменить возраст вы-

хода на пенсию с 60 лет на 62 года вызвали

массовые протесты, миллионные манифеста-

ции, забастовки. Но сопротивление трудя-

щихся  под  руководством  профсоюзов

правительством было преодолено.

Частичное решение проблемы старения на-

селения связано также с попытками вовлекать

в  трудовой  процесс  все  больше  и  больше

людей, уже вышедших на пенсию. В странах

ЕС открываются один за другим так называе-

мые университеты третьего поколения, где

люди пенсионного возраста получают новое

образование, чтобы они могли войти в эко-

номику, отчуждающую их не по физиологи-

ческим, а по квалификационным причинам.

Сейчас в эпоху информационной револю-

ции наблюдается небывалый в истории чело-

вечества разрыв между поколениями. Если

поколение  2000-х,  можно  сказать,  «рожда-

ется» в Интернете и вместе с соской получает

компьютер, то многие люди, кому за 60, про-

сто  не  могут  пользоваться  компьютером  -

Интернет для них что-то страшное и непо-

нятное.  Через  систему  университетов

третьего поколения пытаются людей, кому за

60,  включить  в  новую  информационную

среду, чтобы они могли работать в условиях

информационного общества. 

Это рациональный и необходимый паллиа-

тив. На Западе люди пенсионного возраста

выглядят  в  среднем  намного  лучше,  чем  в

России, и сохраняют возможность работать,

но  возраст  есть  возраст.  Помимо  физиче-

ского состояния, есть еще накапливающаяся

психологическая усталость, и очень многие

люди физически могут работать, а психоло-

гически уже не готовы к тому, чтобы посто-

янно заниматься трудовой деятельностью.

Иного  плана  ответ  на  демографический

вызов - это приезд мигрантов. С одной сто-

роны, приезд мигрантов - это решение про-

блем.  Притом  решение  традиционное  для

ряда стран Западной Европы. В XIX веке тру-

довыми мигрантами, к примеру во Франции,

были в основном немцы, затем мигрировали

из Польши, отчасти, кстати говоря, и из Рос-

сии в конце XIX - начале XX века, позднее

мигранты были в основном из Италии, Испа-

нии, Португалии - все волны этих мигрантов

вполне успешно интегрировались во фран-

цузское общество. Множество граждан Фран-

ции  имеют  итальянские,  португальские,

польские фамилии, при этом у них самосо-

знание французов, они абсолютно интегри-

рованы  во  французское  общество  и,

собственно, ничем не отличаются от фран-

цузов, разве что у них есть воспоминания, что

когда-то  их  бабушки  или  дедушки  жили  в

Польше, Италии или Португалии. Послед-

ние волны мигрантов - это люди в основном

из стран Ближнего Востока и Магриба. Ин-

теграция  этих  людей  в  западное  общество

происходит с огромным трудом, а значитель-

ная часть таких мигрантов вообще не интег-

рируется. Турки и арабы, даже родившиеся и

выросшие  в  Европе,  подчас  плохо  знают

язык страны пребывания. Арабы и турки в Ев-

ропе живут общинами, сохраняют свою ре-

лигию и нередко презирают граждан страны,

их принявшей.

Все  это  приводит  к  тому,  что  мигранты,  с

одной стороны, помогают решить проблему

дефицита рабочих рук, а с другой стороны,

создают напряженность в обществе, и иногда

эта  напряженность  выливается  в  массовые

беспорядки. Несколько лет назад волнения

прокатились практически по всей Франции,

затронули Бельгию и некоторые города Гер-

мании и Голландии. Помимо мигрантов-му-

сульман и их детей, в ряде стран Европы все

большую проблему создают цыганские об-

щины. Значительный процент населения цы-

гане  составляют  в  Болгарии,  Венгрии,

Румынии, Словакии. Их точная численность

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

68


background image

неизвестна,  так  как,  например,  в  Болгарии

при рождении ребенка цыгане часто записы-

вают его как болгарина или турка. При социа-

лизме с присущей этой системе жесткостью

цыган принуждали отдавать детей в школы и

получать  профессию.  Сейчас  при  гораздо

более либеральных режимах цыганские дети

часто остаются неграмотными и не получают

никакой профессии. Община все более ухо-

дит в теневую экономику и, по сути, десоциа-

лизируется. 

Значительная часть (если не сказать бóльшая)

мигрантов, приезжающих из стран Ближнего

Востока и Магриба, ни с гражданской, ни с

социо-культурной точек зрения, обитая в Ев-

ропе, не превращаются в европейцев. Евро-

пейский  союз  на  уровне  брюссельской

бюрократии ищет ответы на вызов неинтег-

рируемости мигрантов-мусульман. Готовятся

аналитические доклады, проводятся слуша-

ния в Европарламенте.

Политическое руководство отдельных стран

ЕС действует более решительно. Президент

Франции Н.Саркози мобилизует нацию, про-

буждая ее национальный дух путем высылки

балканских цыган, то есть мигрантов, кото-

рых можно во Франции относительно безбо-

лезненно  тронуть.  Но  высылка  цыган  не

столько действие, сколько пиаровский ход,

имевший краткосрочный эффект. 

Инициированная  в  значительной  степени

тем же Саркози военная акция в Ливии была

ориентирована  в  том  числе  на  то,  чтобы

путем демонстрации эффективной силы воз-

действовать на сознание живущих во Фран-

ции и других странах ЕС арабов-мусульман,

чтобы  показать  им,  что  евроатлантическая

цивилизация сохранила свою мощь и в нуж-

ный момент готова ее использовать со всей

решительностью. 

Но  помимо  мигрантов  из  стран  Ближнего

Востока и Магриба есть и другие миграцион-

ные волны в Европу, о которых мало что го-

ворится.

Согласно данным МВД, в 1987 году за гра-

ницу из СССР эмигрировали 39,1 тыс. чело-

век против 6,1 тысячи в 1985 году. В 1989 году

число эмигрантов увеличилось до 235 тысяч,

в том числе 47,5 тыс. человек (20,2%) выехали

из  России.  В  1990  году,  когда  этническая

эмиграция немцев, евреев и греков была раз-

решена официально, эмиграция из России

удвоилась. 

Введение в действие закона о свободе въезда

и выезда с 1 января 1993 года открыло двери

и для остальных россиян, на 1993 год при-

шелся максимум эмиграции - 113,9 тыс. чело-

век. После 1995 года эмиграция стала плавно

снижаться, но в 1999 году под воздействием

финансового кризиса произошел ее новый

всплеск. Затем нисходящий тренд восстано-

вился. В 2002 году эмиграция упала до 67 тыс.

человек. В 2003 и 2004 годах снижение эмиг-

рации за рубежи бывшего СССР продолжа-

лось. По данным Госкомстата, в 2004 году она

была на 20% меньше уровня 2002 года.

За 1989-2004 годы, по учетным данным, из

России за рубежи бывшего СССР выехало 1,3

млн. человек. Разумеется, де-факто эмиграция

была гораздо больше, возможно, даже в два

раза больше, считает известный российский

демограф Ж.Зайончковская.

Бóльшую часть эмигрантов из России при-

няла Германия - 760 тыс. человек (58%), чет-

верть  потока  -  324  тыс.  человек  -  принял

Израиль, 11%, или 145 тыс. человек, - США.

Во все другие страны выехало лишь 80 тыс.

человек (6%).

Эта официальная статистика германского Фе-

дерального ведомства по вопросам миграции

и  беженцев  далеко  не  полная,  потому  что

очень разный статус у мигрантов, приезжаю-

щих  из  России.  Особым  образом  фикси-

руются  репатрианты.  Речь  идет  о  немцах,

которые жили на территории бывшего СССР

и которые по факту своего этнического про-

исхождения для Германии являются репатри-

антами.  Другая  категория  -  это  люди,

которые,  приезжая,  сохраняют  российское

гражданство, живут в Европе, многие из них

не собираются возвращаться, но по тем или

иным причинам (иногда просто трудно полу-

http://interaffairs.ru

69

 

    

 


background image

чить гражданство стран ЕС) остаются там на

заработки.  Иногда,  если  возникают  про-

блемы с работой, они возвращаются в Рос-

сию или переезжают в США.

Есть третья категория тех, кто приезжает, ра-

ботает, получает гражданство. Трудовая миг-

рация  из  стран  СНГ  в  ЕС  имеет

существенные отличия. Из Украины, Мол-

довы в основном в Европу едут неквалифи-

цированные люди или люди, имевшие, но в

силу экономических обстоятельств потеряв-

шие квалификацию. Они едут работать на

стройках,  сельскохозяйственных  фермах.

Сейчас в Португалии, Италии уже имеются

значительные общины украинцев и молда-

ван.

Из России большей частью уезжала интелли-

генция. Уезжали ученые, инженеры, програм-

мисты,  врачи.  Уезжали  молодые  люди  на

учебу, но, отучившись, не возвращались. С

чем это связано? С отсутствием патриотизма?

Очень часто нет. Дело в том, что в отличие

от экономистов, социологов, лингвистов, для

которых не требуется лабораторий, для био-

логов,  химиков,  физиков  часто  возникает

жесткая дилемма: или ты работаешь в лабо-

ратории  с  современным  оборудованием,  и

тогда ты состоишься как ученый, или ты ра-

ботаешь в лаборатории с отсталым оборудо-

ванием,  и,  даже  если  ты  потенциально

гениальный химик или биолог, ты никогда не

состоишься как ученый мирового класса. И

эта дилемма, с которой, к сожалению, сталки-

ваются наши молодые химики, биологи, фи-

зики,  работает  на  руку  в  том  числе  и

Германии.

Отметим, что большая российская община,

живущая в Германии, не создает сколь-либо

существенных проблем для местной поли-

ции, это община вполне интегрированная.

Там есть проблемы не у берлинской поли-

ции, не у немцев, живущих вместе с русскими,

евреями, выехавшими из России, а у тех, кто

выехал: они сталкиваются с некоторым пси-

хологическим дискомфортом, подчас выход-

цам из России очень умело притормаживают

их карьерный рост. Притом иногда с этим

сталкиваются  даже  немцы,  выехавшие  из

стран СНГ.

В Таблице №5 приведены данные по странам

- членам ЕС, на территории которых прожи-

вают значимые группы иностранцев, уехав-

ших  из  России,  Белоруссии,  Грузии  и

Украины. Приведены данные только по ино-

странцам, то есть те люди, которые, допу-

стим, получили болгарское гражданство, но

являются выходцами из России или Украины,

не учитывались. В Болгарии россияне среди

иностранцев находятся на первом месте (на

втором месте Украина). В Чехии на первом

месте среди иностранцев - Украина. Латвия -

это особый случай, потому что категория лиц

без гражданства - это не мигранты, а люди,

которые просто жили в Латвии, не латыши,

они никуда не мигрировали, просто жили в

своих домах, работали, но, когда изменилось

законодательство о гражданстве, они не по-

лучили гражданство и оказались в категории

лиц без гражданства. Часть из них взяли рос-

сийское гражданство, поэтому в Латвии на

первом месте среди якобы иностранцев лица

без гражданства, а на втором месте - россияне

(и это не приехавшие в Латвию, а жившие в

Латвии, просто принявшие российское граж-

данство).  Даже  в  такой  специфической  с

точки зрения отношений с Россией стране,

как Польша, на втором месте после Германии

оказалась Украина, а на третьем - Россия. В

Португалии - значительное количество укра-

инцев.  Румыния  предпринимает  усилия  к

тому, чтобы в перспективе Молдову интегри-

ровать в том или ином виде, поэтому ведется

политика и по привлечению большого коли-

чества студентов из Молдовы, и облегчению

получения румынского гражданства для граж-

дан Молдовы. 

Выходцы из стран СНГ занимают все более

заметное  место  с  демографической  точки

зрения, но с точки зрения экономического,

профессионального присутствия в ЕС - это

еще более заметный фактор. 

Утечка мозгов осуществляется и через приезд

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

70