Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1162
Скачиваний: 2
Европейский союз - метагосударство, еще не
государство, но уже и не региональная орга-
низация, у ЕС имеются атрибуты государст-
венности - своя валюта, таможенная
территория, органы управления, парламент,
центральный банк, но сохраняются и нацио-
нальные государственные структуры, при
этом в сфере обороны и безопасности пол-
номочия органов ЕС очень ограничены.
Явный приоритет у национальных государст-
венных институтов, а с другой стороны, у тех
стран, которые одновременно являются и
членами ЕС, и членами НАТО, суверенитет
в области обороны и безопасности частично
делегирован структурам НАТО. В итоге раз-
деленность государственного суверенитета -
характернейшая черта стран Европы, входя-
щих в ЕС. Система управления в Евросоюзе
слишком забюрократизирована, слишком
ориентирована на достижение консенсуса, в
результате не обеспечивает достаточной кон-
центрации власти для принятия быстрых и
решительных действий в кризисные мо-
менты.
ЕС, с одной стороны, используя методы «мяг-
кой силы», продвигает в соседних регионах,
в том числе в СНГ, прогрессивную модель го-
сударственного и экономического устройства,
с другой стороны, пытается обеспечить,
чтобы данные регионы являлись его ресурс-
ной базой, неспособной к конкуренции в
перспективных областях науки и технологий.
Европейский союз для России одновременно
конкурент и партнер.
Задача данной статьи понять, в чем заключа-
ется смысл и перспектива борьбы ЕС за че-
ловеческие ресурсы, ставится также вопрос,
можно ли отношения на рынке труда между
Россией и Евросоюзом сделать не только
конкурентными, но и партнерскими.
Население Европы стареет, при этом в неко-
торых странах оно к тому же сокращается,
иначе говоря, для Евросоюза характерен на
данный момент затухающий прирост населе-
ния.
На 1 января 2011 года население 27 стран -
членов Евросоюза составляло 502,5 млн. че-
ловек, на 1 января 2010 года - 501,1 миллиона,
на 1 января 2009 года - 499,7 миллиона. По
данным Евростата, прирост населения в 2010
году на 1 тыс. человек составил –2,7%, благо-
даря естественному приросту на 0,5 миллиона
(+1,0%), миграции на 0,9 миллиона (+1,7%).
Восемь членов ЕС имеют отрицательные по-
казатели естественного прироста населения.
Эта тенденция особенно характерна для Лат-
вии (в 2010 г. - –4,8%, в 2009 г. - –3,6%), Бол-
гарии (в 2010 г. - –4,6%, в 2009 г. - –3,6%),
Венгрии (в 2010 г. - –4,0%, в 2009 г. - –3,4%),
Германии (в 2010 г. - –2,2%, в 2009 г. - –2,3%),
Румынии (в 2010 г. - –2,2%). Правда, причины
сокращения численности населения в Герма-
нии и, к примеру, в Венгрии различны. В
Венгрии отрицательный прирост связан ис-
ключительно с высоким превышением смерт-
ности над рождаемостью, миграционный
баланс Венгрии в отличие от Германии - по-
ложительный. В Румынии на низкий уровень
рождаемости продолжает влиять закон, раз-
решающий аборты, которые при режиме
Чаушеску были запрещены.
В 27 государствах Евросоюза в 2009 году по
сравнению с 2008 годом немного уменьши-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
66
Кожокин Евгений Ми-
хайлович
ректор Академии труда и соци-
альных отношений (Россия):
лась рождаемость, смертность осталась на
прежнем уровне. Если и есть рост населения
Европейского cоюза, то он очень неболь-
шой.
В России удельный вес населения в возрасте
60 лет и более составляет 17% от общей чис-
ленности населения страны, в Европе он пре-
вышает 20%: в Австрии, Испании, Франции
- 22%, в Швеции - 24%, в Германии - 25%. В
большинстве стран ЕС тенденции к увеличе-
нию процента пожилых людей в составе на-
селения. На конец 2008 года в России данный
показатель был равен 17%.
Продолжительность жизни в странах Евро-
пейского союза, и прежде всего в странах За-
падной Европы, увеличивается. Лидирует
Германия, но тенденция идентична по всем
12 обследованным странам и по ЕС в целом.
Притом если брать другие источники, то
прогнозы приблизительно такие же.
Получается такая ситуация: молодежи и, со-
ответственно, трудоспособных людей стано-
вится все меньше, пожилых людей
становится все больше, нагрузка на пенсион-
ную систему в перспективе все больше будет
увеличиваться, и это создаст серьезные фи-
нансовые проблемы.
На протяжении предшествующих десятиле-
тий число людей пожилого возраста в ЕС
росло, число работающих (в относительном
выражении) - снижалось. Пропорции тех и
других быстро менялись не в пользу эконо-
мически активного населения. В последую-
щие годы действие этих тенденций
сохранится. Доля престарелых в возрастной
структуре населения на фоне отрицательных
показателей его естественного прироста
будет стремительно повышаться.
Данные, приводимые в докладе ЕС о старе-
нии населения, свидетельствуют: сейчас на
каждого человека, перевалившего рубеж в 65
лет, приходятся четверо, находящихся в воз-
растной группе от 15 до 64. К 2060 году их
останется только двое. То есть если сейчас на
каждого пенсионера приходятся четверо ра-
ботающих, то через полвека их число сни-
зится до двух. Престарелым будет все меньше
и меньше на кого опереться.
Доля людей в возрастной группе от 65 до 79
лет вырастет довольно значительно. Она уве-
личится наполовину. Но эта цифра меркнет
по сравнению с тем, что произойдет с воз-
растной группой тех, кому за 80. Ее доля под-
скочит в три раза. Соответственно,
пропорция людей, относимых по возрасту к
экономически активной части населения,
снизится на 15%, если не больше.
Хотя по достижении пенсионного возраста
все больше и больше людей будут оставаться
на рабочих местах и число женщин, присут-
ствующих на рынке труда, будет увеличи-
ваться, общее число трудящихся за период с
2010 по 2060 год сократится в абсолютном
выражении на 19 млн. человек.
Как следствие этого, на высокие темпы эко-
номического роста в ЕС рассчитывать не
приходится, несмотря на то что производи-
тельность труда будет расти. Внедрение
новых технологий позволит наращивать про-
изводство и объем предоставляемых услуг.
Но снижение числа работающих будет под-
рывать сами основы экономического роста.
Предполагается, что под влиянием груза де-
мографических проблем темпы экономиче-
ского роста начнут снижаться уже через
десятилетие. Если до 2020 года они прогно-
зируются в среднем несколько выше 2%, то в
последующие десятилетия они, скорее всего,
не смогут подняться столь высоко. И шаг за
шагом будут падать ниже критической от-
метки в 2% прироста ВВП в год.
Как страны Европейского союза думают вы-
ходить из этой проблемной ситуации, при-
том что эта проблемная ситуация с годами
будет нарастать и нарастать?
Рецепты борьбы с угрозой старения разрабо-
таны и большей частью уже предписаны. К
таким мерам относятся: продление, юридиче-
ское и профессиональное, активной фазы
жизни, которое включает в себя реформу
пенсионного обеспечения, разные формы
привлечения пожилых людей к обществен-
http://interaffairs.ru
67
ному труду, их переобучение, вплоть до соз-
дания университетов третьего поколения.
Некоторые страны ЕС пенсионную реформу
уже осуществили, увеличив отчисления в
пенсионный фонд (сейчас пока эта проблема
еще не стала столь острой), некоторые под-
няли возраст выхода на пенсию. Во Франции
попытки правительства изменить возраст вы-
хода на пенсию с 60 лет на 62 года вызвали
массовые протесты, миллионные манифеста-
ции, забастовки. Но сопротивление трудя-
щихся под руководством профсоюзов
правительством было преодолено.
Частичное решение проблемы старения на-
селения связано также с попытками вовлекать
в трудовой процесс все больше и больше
людей, уже вышедших на пенсию. В странах
ЕС открываются один за другим так называе-
мые университеты третьего поколения, где
люди пенсионного возраста получают новое
образование, чтобы они могли войти в эко-
номику, отчуждающую их не по физиологи-
ческим, а по квалификационным причинам.
Сейчас в эпоху информационной револю-
ции наблюдается небывалый в истории чело-
вечества разрыв между поколениями. Если
поколение 2000-х, можно сказать, «рожда-
ется» в Интернете и вместе с соской получает
компьютер, то многие люди, кому за 60, про-
сто не могут пользоваться компьютером -
Интернет для них что-то страшное и непо-
нятное. Через систему университетов
третьего поколения пытаются людей, кому за
60, включить в новую информационную
среду, чтобы они могли работать в условиях
информационного общества.
Это рациональный и необходимый паллиа-
тив. На Западе люди пенсионного возраста
выглядят в среднем намного лучше, чем в
России, и сохраняют возможность работать,
но возраст есть возраст. Помимо физиче-
ского состояния, есть еще накапливающаяся
психологическая усталость, и очень многие
люди физически могут работать, а психоло-
гически уже не готовы к тому, чтобы посто-
янно заниматься трудовой деятельностью.
Иного плана ответ на демографический
вызов - это приезд мигрантов. С одной сто-
роны, приезд мигрантов - это решение про-
блем. Притом решение традиционное для
ряда стран Западной Европы. В XIX веке тру-
довыми мигрантами, к примеру во Франции,
были в основном немцы, затем мигрировали
из Польши, отчасти, кстати говоря, и из Рос-
сии в конце XIX - начале XX века, позднее
мигранты были в основном из Италии, Испа-
нии, Португалии - все волны этих мигрантов
вполне успешно интегрировались во фран-
цузское общество. Множество граждан Фран-
ции имеют итальянские, португальские,
польские фамилии, при этом у них самосо-
знание французов, они абсолютно интегри-
рованы во французское общество и,
собственно, ничем не отличаются от фран-
цузов, разве что у них есть воспоминания, что
когда-то их бабушки или дедушки жили в
Польше, Италии или Португалии. Послед-
ние волны мигрантов - это люди в основном
из стран Ближнего Востока и Магриба. Ин-
теграция этих людей в западное общество
происходит с огромным трудом, а значитель-
ная часть таких мигрантов вообще не интег-
рируется. Турки и арабы, даже родившиеся и
выросшие в Европе, подчас плохо знают
язык страны пребывания. Арабы и турки в Ев-
ропе живут общинами, сохраняют свою ре-
лигию и нередко презирают граждан страны,
их принявшей.
Все это приводит к тому, что мигранты, с
одной стороны, помогают решить проблему
дефицита рабочих рук, а с другой стороны,
создают напряженность в обществе, и иногда
эта напряженность выливается в массовые
беспорядки. Несколько лет назад волнения
прокатились практически по всей Франции,
затронули Бельгию и некоторые города Гер-
мании и Голландии. Помимо мигрантов-му-
сульман и их детей, в ряде стран Европы все
большую проблему создают цыганские об-
щины. Значительный процент населения цы-
гане составляют в Болгарии, Венгрии,
Румынии, Словакии. Их точная численность
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
68
неизвестна, так как, например, в Болгарии
при рождении ребенка цыгане часто записы-
вают его как болгарина или турка. При социа-
лизме с присущей этой системе жесткостью
цыган принуждали отдавать детей в школы и
получать профессию. Сейчас при гораздо
более либеральных режимах цыганские дети
часто остаются неграмотными и не получают
никакой профессии. Община все более ухо-
дит в теневую экономику и, по сути, десоциа-
лизируется.
Значительная часть (если не сказать бóльшая)
мигрантов, приезжающих из стран Ближнего
Востока и Магриба, ни с гражданской, ни с
социо-культурной точек зрения, обитая в Ев-
ропе, не превращаются в европейцев. Евро-
пейский союз на уровне брюссельской
бюрократии ищет ответы на вызов неинтег-
рируемости мигрантов-мусульман. Готовятся
аналитические доклады, проводятся слуша-
ния в Европарламенте.
Политическое руководство отдельных стран
ЕС действует более решительно. Президент
Франции Н.Саркози мобилизует нацию, про-
буждая ее национальный дух путем высылки
балканских цыган, то есть мигрантов, кото-
рых можно во Франции относительно безбо-
лезненно тронуть. Но высылка цыган не
столько действие, сколько пиаровский ход,
имевший краткосрочный эффект.
Инициированная в значительной степени
тем же Саркози военная акция в Ливии была
ориентирована в том числе на то, чтобы
путем демонстрации эффективной силы воз-
действовать на сознание живущих во Фран-
ции и других странах ЕС арабов-мусульман,
чтобы показать им, что евроатлантическая
цивилизация сохранила свою мощь и в нуж-
ный момент готова ее использовать со всей
решительностью.
Но помимо мигрантов из стран Ближнего
Востока и Магриба есть и другие миграцион-
ные волны в Европу, о которых мало что го-
ворится.
Согласно данным МВД, в 1987 году за гра-
ницу из СССР эмигрировали 39,1 тыс. чело-
век против 6,1 тысячи в 1985 году. В 1989 году
число эмигрантов увеличилось до 235 тысяч,
в том числе 47,5 тыс. человек (20,2%) выехали
из России. В 1990 году, когда этническая
эмиграция немцев, евреев и греков была раз-
решена официально, эмиграция из России
удвоилась.
Введение в действие закона о свободе въезда
и выезда с 1 января 1993 года открыло двери
и для остальных россиян, на 1993 год при-
шелся максимум эмиграции - 113,9 тыс. чело-
век. После 1995 года эмиграция стала плавно
снижаться, но в 1999 году под воздействием
финансового кризиса произошел ее новый
всплеск. Затем нисходящий тренд восстано-
вился. В 2002 году эмиграция упала до 67 тыс.
человек. В 2003 и 2004 годах снижение эмиг-
рации за рубежи бывшего СССР продолжа-
лось. По данным Госкомстата, в 2004 году она
была на 20% меньше уровня 2002 года.
За 1989-2004 годы, по учетным данным, из
России за рубежи бывшего СССР выехало 1,3
млн. человек. Разумеется, де-факто эмиграция
была гораздо больше, возможно, даже в два
раза больше, считает известный российский
демограф Ж.Зайончковская.
Бóльшую часть эмигрантов из России при-
няла Германия - 760 тыс. человек (58%), чет-
верть потока - 324 тыс. человек - принял
Израиль, 11%, или 145 тыс. человек, - США.
Во все другие страны выехало лишь 80 тыс.
человек (6%).
Эта официальная статистика германского Фе-
дерального ведомства по вопросам миграции
и беженцев далеко не полная, потому что
очень разный статус у мигрантов, приезжаю-
щих из России. Особым образом фикси-
руются репатрианты. Речь идет о немцах,
которые жили на территории бывшего СССР
и которые по факту своего этнического про-
исхождения для Германии являются репатри-
антами. Другая категория - это люди,
которые, приезжая, сохраняют российское
гражданство, живут в Европе, многие из них
не собираются возвращаться, но по тем или
иным причинам (иногда просто трудно полу-
http://interaffairs.ru
69
чить гражданство стран ЕС) остаются там на
заработки. Иногда, если возникают про-
блемы с работой, они возвращаются в Рос-
сию или переезжают в США.
Есть третья категория тех, кто приезжает, ра-
ботает, получает гражданство. Трудовая миг-
рация из стран СНГ в ЕС имеет
существенные отличия. Из Украины, Мол-
довы в основном в Европу едут неквалифи-
цированные люди или люди, имевшие, но в
силу экономических обстоятельств потеряв-
шие квалификацию. Они едут работать на
стройках, сельскохозяйственных фермах.
Сейчас в Португалии, Италии уже имеются
значительные общины украинцев и молда-
ван.
Из России большей частью уезжала интелли-
генция. Уезжали ученые, инженеры, програм-
мисты, врачи. Уезжали молодые люди на
учебу, но, отучившись, не возвращались. С
чем это связано? С отсутствием патриотизма?
Очень часто нет. Дело в том, что в отличие
от экономистов, социологов, лингвистов, для
которых не требуется лабораторий, для био-
логов, химиков, физиков часто возникает
жесткая дилемма: или ты работаешь в лабо-
ратории с современным оборудованием, и
тогда ты состоишься как ученый, или ты ра-
ботаешь в лаборатории с отсталым оборудо-
ванием, и, даже если ты потенциально
гениальный химик или биолог, ты никогда не
состоишься как ученый мирового класса. И
эта дилемма, с которой, к сожалению, сталки-
ваются наши молодые химики, биологи, фи-
зики, работает на руку в том числе и
Германии.
Отметим, что большая российская община,
живущая в Германии, не создает сколь-либо
существенных проблем для местной поли-
ции, это община вполне интегрированная.
Там есть проблемы не у берлинской поли-
ции, не у немцев, живущих вместе с русскими,
евреями, выехавшими из России, а у тех, кто
выехал: они сталкиваются с некоторым пси-
хологическим дискомфортом, подчас выход-
цам из России очень умело притормаживают
их карьерный рост. Притом иногда с этим
сталкиваются даже немцы, выехавшие из
стран СНГ.
В Таблице №5 приведены данные по странам
- членам ЕС, на территории которых прожи-
вают значимые группы иностранцев, уехав-
ших из России, Белоруссии, Грузии и
Украины. Приведены данные только по ино-
странцам, то есть те люди, которые, допу-
стим, получили болгарское гражданство, но
являются выходцами из России или Украины,
не учитывались. В Болгарии россияне среди
иностранцев находятся на первом месте (на
втором месте Украина). В Чехии на первом
месте среди иностранцев - Украина. Латвия -
это особый случай, потому что категория лиц
без гражданства - это не мигранты, а люди,
которые просто жили в Латвии, не латыши,
они никуда не мигрировали, просто жили в
своих домах, работали, но, когда изменилось
законодательство о гражданстве, они не по-
лучили гражданство и оказались в категории
лиц без гражданства. Часть из них взяли рос-
сийское гражданство, поэтому в Латвии на
первом месте среди якобы иностранцев лица
без гражданства, а на втором месте - россияне
(и это не приехавшие в Латвию, а жившие в
Латвии, просто принявшие российское граж-
данство). Даже в такой специфической с
точки зрения отношений с Россией стране,
как Польша, на втором месте после Германии
оказалась Украина, а на третьем - Россия. В
Португалии - значительное количество укра-
инцев. Румыния предпринимает усилия к
тому, чтобы в перспективе Молдову интегри-
ровать в том или ином виде, поэтому ведется
политика и по привлечению большого коли-
чества студентов из Молдовы, и облегчению
получения румынского гражданства для граж-
дан Молдовы.
Выходцы из стран СНГ занимают все более
заметное место с демографической точки
зрения, но с точки зрения экономического,
профессионального присутствия в ЕС - это
еще более заметный фактор.
Утечка мозгов осуществляется и через приезд
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
70