Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1158
Скачиваний: 2
вого века в страну въезжало около 600 тысяч
«искателей лучшей доли» в год. Например, в
2003-м в стране было уже 800 000 иммигран-
тов. И к 2008 году иберийское королевство
имело уже 10 процентов «пришлого» актив-
ного населения, которое нужно была интегри-
ровать в свою национальную культуру и
исторически сложившееся ментальное про-
странство. Это оказалось крайне тяжелым и за-
тратным делом. Многие иммигранты не
очень-то желают интегрироваться, а начи-
нают культивировать свои исторические обы-
чаи и привычки, а с ростом концентрации
прибывающих соплеменников и навязывать
коренным жителям свой прежний образ
жизни. Возникают конфликтные ситуации с
неизбежным ростом ксенофобских и протест-
ных настроений.
А в 2011 году армия иностранных переселен-
цев в стране составила более 6 000 000 чело-
век, что на 2 процента выше
рекомендованных специалистами 10-процент-
ного уровня.
По притоку иммигрантов Испания заняла
первое место в Европе и второе в мире после
США. А в настоящее время Испанию обошла
Россия, которая приняла столько же гастар-
байтеров, сколько жителей в Португалии. И
по некоторым данным, если либерализм и
бесконтрольность над миграционными про-
цессами продолжатся, она готова побить миг-
рационные рекорды и Соединенных Штатов.
Уже сегодня больше 60 процентов испанцев,
судя по последним опросам, выступают за
ограничение масштабов иммиграции и уже-
сточение их въезда в страну, особенно из му-
сульманских государств Северной Африки, в
первую очередь из Марокко. Гибралтарский
пролив, разделяющий Европу от Африки,
давно стал для испанцев и португальцев той
самой «стеной», преградой, которую многие
из них хотели бы укрепить и повысить. Пыта-
лись даже создать дорогостоящую систему
электронного контроля над всем движущимся
через пролив.
Однако в мусульманской Северной Африке
начались народные бунты и волнения, засви-
стели пули, и полилась кровь. Отчасти эти
драматические события стали результатом
возросших стандартов потребления и охва-
тившей массы «лихорадки мести» престаре-
лым и несменяемым правителям за свои
страдания и нереализованные возможности.
Многими мусульманскими «революционе-
рами» овладела страсть «свергнуть, отнять и
поделить». Десятки тысяч беженцев-сторон-
ников, «приговоренных к ликвидации режи-
мов», хлынули в более богатые, стабильные и
благополучные страны Западной Европы, на-
деясь на спасение и улучшение условий своего
существования. Первыми на их пути чаще
всего оказываются Испания и Португалия.
Разумеется, миграция имеет свои плюсы и ми-
нусы. И если плюсы приносят в основном
экономический эффект частному бизнесу и
определенным группам чиновников и право-
охранительных органов, а в теоретически-
арифметическом плане отчасти формально
решают демографическую проблему страны,
то ее минусы ощущают на себе миллионы ко-
ренных жителей Испании, далекие от псевдо-
научных рассуждений о глобализации и
мультикультурализме, вынужденные жить бок
о бок с возрастающей массой чужестранцев,
не желающих или не умеющих уважать «устав
чужого монастыря». И вот тогда начинается
конфликт цивилизаций. И выясняется, что
мультикультурализм, толерантность и полит-
корректность имеют свои границы.
По мнению известного российского испани-
ста Сергея Хенкина (МГИМО), испанский
опыт наглядно показывает, что политэтнич-
ность и мультикультурализм не одно и то же.
«Признание обществом политэтничности, -
отмечает он, - еще не свидетельствует об уко-
рененности в нем мультикультурализма, пред-
полагающего сохранение у переселенцев
собственных культурных ценностей и тради-
ций, меняющихся в новой среде и смешиваю-
щихся с культурой принимающей стороны».
Специалист в этом вопросе, кандидат эконо-
мических наук Ирина Синельщикова (ИЛА
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
76
РАН) в свою очередь, ссылаясь на испанских
исследователей, поясняет, что «Испания
больше тяготеет к «ассимиляционной мо-
дели», укоренившейся во Франции с ее при-
знанием политэтничности и отказом от
мультикультурализма. Однако в отличие от
Франции, в Испании «ассимиляционная мо-
дель» находится пока в стадии формирования.
А огромные масштабы иммиграции затруд-
няют интеграцию чужестранцев в испанское
общество, требуя при этом колоссальных за-
трат».
Из этого можно сделать вывод, что при усу-
гублении перечисленных проблем трудовая
миграция в Испанию, особенно радикально
настроенных арабов-мусульман, возникает ре-
альная угроза национальной безопасности. Не
случайно даже во властных структурах Мад-
рида порой раздаются голоса с обвинениями
пришельцев в том, что они, мол, «больше по-
лучают от Испании, чем отдают», да к тому же
сознательно не желают интегрироваться в ис-
панский социум, отказываются следовать
уставу «приютившего их монастыря».
Глобальный финансово-экономический кри-
зис и в Испании, и в Португалии создал
новую ситуацию. Коренные жители, ощутив
на себе спад производства и безработицу,
вновь потянулись в более благополучные
страны Еврозоны. А наводнившие Иберий-
ский полуостров иммигранты стали паковать
чемоданы и возвращаться на родину. Соци-
альная напряженность нарастает.
Безработица в Испании достигла 6 миллио-
нов человек или более 22% трудоспособного
населения (вместо теоретически допускаемых
Евросоюзом 10%).
Перебор с мигрантами – легальными и неле-
гальными чреват большими проблемами. Ко-
рысть здесь неуместна. Пострадать может
народ-хозяин, которому увлекшиеся «выгод-
ными» иммигрантами власти порой навязы-
вает чрезмерно много «гостей». В политике
«путей наименьшего сопротивления», одним
из которых является и безответственное, хао-
тичное, но прибыльное во всех отношениях
«гостеприимство», заложена бомба под нацио-
нальную безопасность, под будущее своих
граждан – детей и внуков. Власть каждой
страны, как известно, обязана защищать и
приумножать свое население. А если не учи-
тывать? Тогда следует вспомнить хотя бы при-
мер Косова, мирно захваченного албанскими
переселенцами. Или массовые выступления
(пока еще достаточно мирные) иммигрантов
во Франции, Италии, Великобритании. А в
маленькой Швейцарии разросшаяся мусуль-
манская община уже предложила изменить го-
сударственный флаг страны, которая их
приютила...
Любопытный и красноречивый факт: в бун-
дестаге Германии недавно было иницииро-
вано обсуждение предложения консерваторов,
представляющих партию ХДС, вместо при-
влечения трудовых мигрантов из стран
«третьего мира» молодых безработных из Ис-
пании и Португалии. В настоящее время, по
данным немецкой газеты «Ди Вельт», легально
работают всего 34 тысячи испанских граждан.
В середине 1960-х их было в Германии 165
тысяч. Такой подход к трудовой миграции, по
мнению авторов предложения, станет своего
рода проявлением европейской солидарно-
сти, а Германия сможет с помощью привлече-
ния культурно близких немцам мигрантов
решить проблему нехватки рабочих рук.
Кстати сказать, острые дискуссии в Европе по
поводу плохой интеграции мигрантов с Ближ-
него Востока в Германии, Франции, Велико-
британии, да и в Испании и Португалии, не
прекращаются. Но, несмотря на это, потоки
переселенцев из «другой культурной среды» с
более скромными запросами и низкой квали-
фикацией, хотя и не так лавинообразно, как
до кризиса, продолжают наводнять Европу,
включая Россию, Украину, Белоруссию, да и
те же Германию, Францию, Италию, Испа-
нию и Португалию. А Европейский союз до
сих пор так и не смог принять Единую мигра-
ционную политику, о которой в свое время
было громко заявлено. Эгоистические инте-
ресы каждой страны ЕС настолько сильны,
http://interaffairs.ru
77
что не позволяют принять компромиссные
решения. Пользуясь этим, международный
криминал, торгующий нелегальной рабочей
силой, продолжают получать многомилли-
ардные долларовые прибыли.
Алчность бизнеса, малодушие и недальновид-
ность властей в нашей современной жизни
становятся смертельно опасны для будущего
коренных народов. Никакие ссылки на ба-
нальную глобализацию либо на далекие, про-
шлые времена уже не годятся – мы живем в
совершенно новой ситуации, которая требует
не оглядываться на эпохи великого переселе-
ния народов или колонизации Америки, а из-
учать (не механически перенимать!) опыт
стран уже прошедших этапы преодоления по-
хожих миграционных тупиков. И, напрягая
творческие способности, находить собствен-
ные рецепты, прежде всего и больше всего,
думая не о глобализации вообще, а о своем бу-
дущем.
«¡Siempre piensa en las consecuencias!», «Pense
toujours aux conséquences!», « Always think of
consequences!»… Это испанское, французское
и английское выражения в конечном счете
сводятся к одному незатейливому, но мудрому
смыслу – «Всегда думай о последствиях!» Не
стоит полагаться лишь на советы арифмети-
чески мыслящих демографов или сиюминут-
ную выгоду политиков, бизнесменов и
чиновников.
Какие выводы напрашиваются из опыта Ис-
пании и Португалии для наших трех стран?
Очевидно, что в современном мире складыва-
ется ситуация, требующая смены цивилиза-
ционной парадигмы, изменения подходов к
миграционной проблематике. В связи с этим
следует подумать и о новых моделях поведе-
ния, адекватных рискам, угрозам и возможным
изменениям «демографической физиономии»
Испании и Португалии, а также и всей Ев-
ропы, включая Россию, Белоруссию и
Украину. Мы уже сегодня ощущаем эти вы-
зовы, которые несут с собой риски нацио-
нально-этнического изменения многих стран,
разрушения или размывания их коренных
культур и замены привычных устоев на при-
внесенные из другой цивилизации, более пас-
сионарных и радикальных. Тихая и мирная
«ререконкиста» пока не панически пугает
страны Ибериского полуострова только по-
тому, что они еще не осознали все риски, ко-
торые таят в себе чрезмерная, до абсурда
доведенная толерантность и безмерный муль-
тикультурализм. Хотя первые признаки осо-
знания опасности в бесконтрольной и плохо
управляемой миграции, в слепой надежде на
ее дружелюбное содержание проявились
после первых же бунтарских попыток иммиг-
рантов заявить о своих «правах» на часть при-
нявшей их территории. И это понимание
диктует ужесточение регулирования потоков
трудовых мигрантов. С более трезвым анали-
зом ситуации и с учетом всех возможных по-
следствий. В Испании и Португалии в
последнее время более всех других озаботи-
лись коррекцией миграционной политики в
сторону ее ужесточения.
Речь идет, прежде всего, о принятии таких
мер, которые отчасти уже приняты или при-
нимаются испанскими и португальскими вла-
стями, руководящими органами Европейского
союза. Среди этих мер:
- регулирование и управление миграцион-
ными потоками, оценка и глубокий анализ
глобальных последствий предпринимаемых
действий;
- изменение отношений к будущему и осозна-
ние угрозы саморазрушения общества при не-
правильном подходе к миграционной
политике;
- изменение стратегии и тактики в борьбе с не-
легальной иммиграцией, перенос центра тя-
жести этой борьбы в страны-доноры, в истоки
миграции;
- изменение основной модели образователь-
ного процесса, адаптация его к многонацио-
нальному социуму, но с преобладанием
коренного, национального как общегосу-
дарственного стержня;
- преобразование требований к квалификации
и образованию, необходимость непрерывного
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
78
обучения как для “своих”, так и для “при-
шлых”;
- появление новых сообществ, развитие про-
цесса электронного сетевого образования в
глобальных масштабах.
- строгое руководство железным принципом:
миграция хороша в малых дозах.
Что касается наших трех славянских респуб-
лик, сотни лет живших в одной большой им-
перии, то исходя из опыта Испании и
Португалии, следует сделать более конкрет-
ные выводы:
- планы реинтеграции наших стран требуют
разработки и принятия реальной программы
преференциальной миграционной политики,
общей для строгого исполнения на террито-
риях России, Украины и Белоруссии;
- главной целью приглашения трудовых миг-
рантов из славянских республик должны стать
не количественные показатели, а качествен-
ные. Принимать следует только профессио-
нально подготовленных специалистов;
- при приеме на работу предпочтение необхо-
димо отдавать национальным кадрам, а потом
уже прибывшим из братских славянских
стран;
- во всех трех странах целесообразно усилить
подготовку трудовых резервов по всем про-
фессиям, в которых испытывается дефицит,
организовав при этом обмен профессиональ-
ным опытом и высококвалифицированными
кадрами;
- обеспечить законодательную базу и финан-
сирование совместных проектов по регулиро-
ванию миграционных процессов между
Россией, Украиной, Белоруссией. Трудовая
интеграция должна стать эффективным про-
ектом нашего славянского содружества.
- усилить совместную юридическую и сило-
вую защиту мигрантов из России, Украины,
Белоруссии в «славянском трудовом пуле» во
взаимных интересах каждой из стран. Активи-
зировать борьбу с миграционными крими-
нальными группировками, торгующими
рабочей силой из стран Азии и Африки.
- принять комплекс мер по реанимации на-
циональных трудовых ресурсов в каждой из
наших трех стран и в «содружестве славянских
государств в целом».
Казарин Е.М.:
Комментарии, пожалуйста.
Гронский А.Д.:
Александр Николаевич, Вы
сказали, что в Белоруссии научно-техниче-
ский потенциал во многом сохранился. Два
года назад было совещание белорусских уче-
ных, там присутствовали президент, прави-
тельство, политическая элита, российские
ученые. Мой коллега, который там был, рас-
сказывал о докладе Председателя Академии
наук. Вот там как раз было сказано о научно-
техническом моменте: то, что ни одно бело-
русское открытие не соответствует мировым
стандартам, 80-90% - это советское наследие,
а не белорусские разработки, и то, что дела-
ется белорусами, не выдерживает конкурен-
ции даже с Советским Союзом.
Максименко В.И.:
Маленькая реплика на вы-
ступление С.А.Трахимёнка. Вы интересно и
обширно цитировали покойного В.Л.Цым-
бурского. Действительно очень яркая фигура,
будучи сотрудником отдела Древнего Востока
Института востоковедения, он выпустил
много ярких текстов публицистической на-
правленности и геополитических по содержа-
нию. Читаю и всегда полемическое чувство
возникает по отношению к его конструкциям.
Первое: Вы справедливо выделили у Цимбур-
ского две установки. Первое - не Европа осу-
ществляла гранд нахостен, а Россия лезла в
Европу и, грубо говоря, получала по зубам.
Тезис второй: 14 из 15 республик бывшего
СССР могут быть отнесены к тому, что Вадим
Цымбурский назвал великим лимитрофом.
Если чуть-чуть продолжить эту мысль, то по-
лучается, что те исторически невиданные гра-
ницы, в которых Россия оказалась 20 лет
назад, - это и есть собственно Россия, а всё
остальное пограничье. Думал, что же вызывает
во мне полемическое чувство по отношению
к его конструкциям. И понял: Вадим Цымбур-
ский – он же поляк, он представитель поль-
ской школы геополитики. Есть свои
особенности у британской, русской, немецкой
http://interaffairs.ru
79
школ, а на его конструкциях – влияние поль-
ской школы.
Трахимёнок С.А.:
Давайте представим, что
на одной площадке живёт медведь и еще не-
сколько маленьких комнатных собачек, кото-
рые между собой постоянно устраивают свару,
и они постоянно привлекают медведя для ре-
шения своих споров. Но потом приходят в
ужас и обвиняют медведя. Есть какое-то объ-
ективное состояние геополитической гар-
мошки. Я бы высказал такую крамольную
мысль: к 1989 году, к грани смены элит Совет-
ский Союз подошёл в разобранном состоя-
нии, был экономический кризис, были
последствия третьей технологической рево-
люции. Смена элит. Но СССР мог бы не рас-
пасться, если бы не один фактор: он
вплотную подошёл к проекту реализации
проекта поворота северных рек. И природа,
сопротивляясь такому вторжению, разрушила
механизм, который на это способен. Лет 8-9
назад в окружении Лужкова специалисты
сняли документальный фильм, предупреж-
дающий о том, что скоро закончится нефть,
торговать будет нечем, а давайте мы вернёмся
к частичному сбросу этих северных рек в
Среднюю Азию?! И «специалисты» уже даже
рассчитали, сколько кубометров воды будет
выиграно, сколько это будет стоить, и сколько
это принесёт прибыли. Слава Богу, «лужков-
ская» эпопея закончилась. Здесь очень много
факторов, и я бы этот аспект включал в си-
стему к этим геополитическим взглядам. А то,
что Россия в ближайшее время не способна к
похищению Европы, наверно, это благо для
неё.
Мамонтов В.К.:
Всякое сравнение хромает,
поэтому не могу представить ни Белоруссию,
ни Украину, ни Казахстан в образе маленьких
собачек.
Трахимёнок С.А.:
Я имел в виду Западную
Европу. И это поднимает наше национальное
самосознание.
Оганесян А.Г.:
Хочу раскрыть скобки толко-
вания Панарина, очень существенную по-
правку внёс С.А.Трахимёнок о дезертирстве
элит. Панарин имел в виду дезертирство от
решения проблем и вызовов, а вовсе не физи-
ческое. Дело в том, что, дезертируя от про-
блем, элиты остаются. Есть часть элиты,
которая сама себя разоружила перед острыми
проблемами, а другая часть разоружила себя
прежде интересами, чуждыми для России.
Беда в том, что «панаринская» элита дезерти-
ровала перед решением проблем, она никуда
не собирается уходить, она хочет продолжать
пребывать в привилегированном, ничего не
решающем положении.
Мне очень понравился доклад С.А.Трахи-
мёнка. Если говорить о фундаментальных во-
просах цивилизации, то мы подошли к
самому краю, и как будто с края его доклада
заглянули в бездну. Многое в теории Цымбур-
ского интересного и поучительного для нас,
много, с чем трудно согласиться. Но хотел бы
вернуться к нашему первоначальному докладу:
Владимир Григорьевич задал такую парадигму
– цивилизация наших трёх стран как вос-
точно-православная цивилизация, т.е. как на-
следница Византии, по сути дела. Давайте к
этому применим такую методологию: взгляд
не снизу вверх, а сверху вниз, вертикально. У
Соловьева есть гениальная фраза: Народ – это
не то, что он думает о себе в современности.
Это то, что думает о нём Бог в вечности. А
ещё есть высказывание священного Писания:
«Аще не Господь созиждит град всуе бде
стргий» – если не Господь стережёт град, то
стерегущий его будет безуспешен» - остров
это будет или материк, или что-либо другое.
В этом смысле можно согласиться с Цымбур-
ским, что Россия в определённом смысле и
Белоруссия, и Украина – это остров, по-
скольку представляя из себя основу православ-
ной цивилизации, он окружён определённым
шельфом, который взаимодействуя с этой ци-
вилизацией, а мы – с западной, всё-таки при-
надлежит к христианскому миру. Не будем это
забывать, хотя, прав Павел Александрович
Флоренский, который сказал: «Обратите вни-
мание, культ и культура. Культ - это коренное
слово по отношению к культуре, т.е. коренное
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
80