Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1163
Скачиваний: 2
ных ресурсов исламской направленности ста-
новится более агрессивным, предметом обсуж-
дений становятся фигуры северокавказского
бандподполья, а политический ислам при-
обретает все большее число приверженцев.
Одновременно с этим активизировались меж-
региональные связи между северокавказскими
субъектами РФ и АРК.
Из радикальных исламских движений, в раз-
ное время замеченных в Крыму, можно на-
звать три: «Хизб-ут-Тахрир», «Джаамат
Таблиг», «Ат-Такфир валь Хиджра». Последо-
ватели «Джамаат Таблиг» не были замечены в
откровенно террористических или экстре-
мистских действиях, хотя есть мнение, что эта
организация занимается пропагандой ради-
кального ислама, но делает это исключи-
тельно в проверенном информационном
поле, не переходя к акциям прямого действия.
Против членов «Ат-Такфир валь Хиджра» в
2009 г. возбуждалось уголовное дело по статье
255 Уголовного кодекса Украины (создание
преступной организации). Но наиболее мощ-
ным информационным потенциалом обла-
дает
на
сегодня
«Хизб-ут-Тахрир»,
конкурирующая с меджлисом за сердца крым-
ских татар. В ряде стран СНГ, в т.ч. в РФ, дея-
тельность «Хизб-ут-Тахрир» запрещена
законом. На Украине «Хизб-ут-Тахрир» дей-
ствует вполне легально, и это во много раз
увеличивает результативность её агитацион-
ной деятельности, к тому же эта организация
располагает собственными информацион-
ными ресурсами.
Есть тактические расхождения и внутри са-
мого меджлиса. Молодые лидеры, готовые
прийти на смену многолетнему председателю
М. Джемилёву, могут оказаться более ради-
кальными, учитывая широкие возможности
сообщения крымско-татарских активистов с
зарубежными исламскими центрами.
О том, что угроза экстремизма всё-таки не
столь туманна, свидетельствует намерение Ду-
ховного управления мусульман Крыма
(ДУМК) реализовать Программу противодей-
ствия влиянию религиозных сект на мусуль-
ман и жителей АРК. Как говорится в заявле-
нии ДУМК, программа создается с целью «эф-
фективного отпора наплыву религиозных
спекулянтов различных толков, а также систе-
матизации полученных сведений о деструк-
тивном влиянии и деятельности религиозных
сект в Крыму».
Представитель другой исламской структуры –
Духовного управления мусульман Украины
(ДУМУ) муфтий Шейх Ахмед Тамим ещё в
2007 г. призывал положить конец экстремист-
ским сектам, которые расширяют своё инфор-
мационное присутствие. Согласно заявлению
ДУМК, на полуострове учреждены десятки ре-
лигиозных общин, за которыми стоят экстре-
мистские
организации
«Ат-Такфир
валь-Хиджра» или «Хизб-ут-Тахрир» («Адет»,
«Давет», «Азамат», «Иман» в Симферополе,
«Минарет» в Евпатории, «Эски-Юрт» в Бахчи-
сарае, печатные издания «Возрождение», «Ми-
нарет», «Мирас», информационные порталы
«Вилаят Крым», «Возрождение»).
ДУМК пользуется авторитетом среди крым-
ских мусульман. В то же время ДУМУ пока
только пытается потеснить ДУМК в АРК. Ле-
гальное существование двух независимых ис-
ламских центров (ДУМК и ДУМУ) не
способствует нормализации внутриконфес-
сиональных отношений мусульманской уммы.
Крымские татары составляют 260-270 тысяч
жителей полуострова. Славянское население
(с учетом Севастополя) - около 2,2 млн. Гово-
рить о тревожной радикализации Крыма пока
не приходится. Радикальным настроениям
подвержены не более 10% крымско-татар-
ского населения. Но крымско-татарское обще-
ство – психологически интровертно и
достаточно закрыто, и контролировать эти
10% затруднительно. Инициатива ДУМК по
реализации Программы противодействия
влиянию религиозных сект на мусульман и
жителей полуострова кажется весьма своевре-
менной. Многое будет зависеть от украинских
властей, которые пока больше опасаются
роста пророссийских настроений, закрывая
глаза на активизацию радикального крыла
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
86
крымско-татарского движения, пока ещё не-
многочисленного.
Трахимёнок С.А.:
Слово следующему до-
кладчику – Гронскому Александру Дмитрие-
вичу, к.и.н., доценту кафедры гуманитарных
дисциплин Белорусского ГУ информатики и
радиоэлектроники. Доклад называется «На-
ционализация истории как препятствие интег-
рационным процессам».
После появления на осколках Советского
Союза ряда независимых государств началась
активная работа местных идеологов по созда-
нию исторического обоснования получен-
ного суверенитета. Однако первые
проявления использования исторических со-
бытий в качестве оправдания «национального
возрождения» началось ещё в позднем Совет-
ском Союзе. Не обошли эти процессы сторо-
ной и Белоруссию.
С середины 80-х гг. ХХ в. в белорусском об-
ществе начались социокультурные трансфор-
мации, связанные с изменением курса
советского правительства. В союзных респуб-
ликах, в том числе и БССР, усилилась критика
и отрицание старых догм, базировавшихся на
советской интернациональной идеологии. В
то же время на освободившееся место начали
претендовать новые догмы. Если в соседних
республиках новые лозунги оказались более-
менее востребованными, то в Белорусской
ССР руководство отнеслось к ним достаточно
настороженно. Наиболее сильной группиров-
кой, аккумулировавшей новые требования,
стал Белорусский народный фронт, являв-
шийся символом оппозиции советской си-
стеме. Его сторонники, борясь с советской
идеологией, предложили собственный набор
идей, которые, по их мнению, должны были
быть более органичными для белорусов. По-
скольку идеи нужно было создавать сразу, то
далеко не всегда из них оказались качествен-
ными.
Новые идеи не имели укорененности в обще-
ственном сознании, поэтому их адепты
должны были каким-то образом легитимиро-
вать и даже сакрализировать новый набор
ценностей в ментальности населения. Кри-
тика советских взглядов разрушила старое
идеологическое основание существования
нации, а новое так и не было разработано. По-
пытки быстрого решения этой проблемы при-
вели к появлению различных эрзацев, часть
из которых была сконструирована в постпере-
строечный период, а часть реанимирована из
белорусского прошлого, точнее – из начала
ХХ в.
Для легитимации новых условий, особенно
после получения независимости, встал вопрос
создания (или восстановления) «своего» исто-
рического прошлого. Простейшим способом
это сделать оказалось создать матрицу исто-
рического прошлого, которая могла бы накла-
дываться на любой период жизни нации,
этноса, государства и т.д. и тем самым подчер-
кивать «правильные» ситуации и затемнять си-
туации не очень удобные с точки зрения
создателей матрицы. В целом, создавался свое-
образный интеллектуальный протез, который
http://interaffairs.ru
87
Гронский Александр
Дмитриевич
кандидат исторических наук,
доцент кафедры гуманитар-
ных дисциплин Белорусского
государственного универси-
тета информатики и радио-
электроники (г. Минск):
поддерживает и цементирует общество в пе-
риоды кризисов.
Новая власть поддерживала новые условия.
Любой режим, приходя к власти, создает свою
«национальную историю», наиболее «точно»,
но вместе с тем и наиболее субъективно осве-
щающую период развития государства или
жизни народа. Естественно, что «своя» исто-
рия логически приводит к выводу, что именно
данный режим является «настоящим», леги-
тимным не только с точки зрения большин-
ства, т.е. современности, но и по логике всего
предыдущего развития. Таким образом, режим
освящается всем предыдущим существова-
нием государства или нации.
Однако в период общего структурного кри-
зиса новые элиты не могли справиться с си-
туацией общего ухудшения. Для оправдания
собственной значимости пришлось искать
объяснение ухудшающейся обстановки.
Самым простым способом сплотить нацию
оказался поиск внешнего врага, виновного во
всех бедах. На роль врага в конце ХХ в. не
могли подойти прежние потенциальные про-
тивники, т.к. они в тот момент являлись образ-
цами такого положения, к которому
необходимо было стремиться. Именно по-
этому на роль врага стал претендовать быв-
ший имперский центр – Москва, а точнее
Россия. Представление России в образе врага
дало возможность сплотить нацию элитам не-
которых бывших союзных республик. Однако
в мировоззрении белорусского населения
Россия до последнего времени не представля-
лась врагом, как бы эту точку зрения не навя-
зывали радикалы. Образ врага происходит от
комплекса неполноценности, носитель кото-
рого стремиться к самооправданию и ищет
раздражитель, т.е. виновника приобретения
комплекса неполноценности, на стороне.
Комплекс неполноценности, комплекс
жертвы и последующий поиск врага в близких
соседях – это удел проигравших. Например,
на Украине радикалы сумели подвести некую
логическую базу под представление России в
качестве образа врага. Украинские политики
вычленили несколько волн голода, прошед-
шего по югу довоенного СССР, и объявили
голод попыткой геноцида, инспирированного
из Кремля. Физические жертвы голода яви-
лись подтверждением геноцида. Армяне же
ненависти к России не питают, они оказались
победителями в Карабахском конфликте, и у
них не сформировался комплекс жертвы, по-
этому они не искали врага. Белорусы в СССР
не подвергались физическому уничтожению
по этническому признаку. Пропаганда утвер-
ждала, что репрессии проводились по отно-
шению к враждебным социальным слоям, а не
конкретно белорусам, «голодомор» прошел
мимо белорусского населения, поэтому для
сплочения нации нужно было или выискивать
мелкие факты, раздувая их до всебелорусских
масштабов, или по-другому интерпретировать
события, выставляя их в свете этноцида. Пер-
вая попытка увидеть русско-белорусский кон-
фликт в седой старине была изобретена в
начале ХХ в. В.Ю. Ластовским, который рас-
сматривал борьбу древнерусских князей как
национальный конфликт. В начале ХХI в. И.
Сурвилло также утверждала, что полочане уже
в Х в. боролись за свою независимость как
сформированный белорусский этнос.
Однако большинство населения не восприни-
мало ни Полоцкое княжество, ни Великое кня-
жество
Литовское
как
свою
непосредственную историю. Белорусские ин-
теллектуалы конца ХХ – начала XXI в., зазы-
вая население в «свою» историю в виде
Полоцка и ВКЛ, сначала не смогли вмонти-
ровать новую историческую память в созна-
ние
современников.
Неудача
с
конструированием прошлого показала бело-
русским интеллектуалам их неспособность
«говорить» с народом, вести пропаганду своих
идей на доступном каждому языке. Сначала
интеллектуалы не восприняли эту неудачу как
свою ошибку, они обвинили народ в том, что
у того отсутствует национальное самосозна-
ние. Таким образом, романтические представ-
ления белорусской интеллигенции об
идеальном белорусском народе, который она
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
88
поведет в светлое белорусское будущее, потер-
пела крах. Для налаживания диалога нужна
была кропотливая работа с населением и сни-
жение планки требований к обывателю. Обы-
ватель
попросту
отвернулся
от
интеллектуалов, которые после неудачной по-
пытки объявить себя лидерами нации, обви-
нили народ в отсутствии национального
самосознания. Белорусские лидеры не поста-
рались понять ментальную ситуацию боль-
шинства населения, а стали искать, т.е.
конструировать «идеальный» белорусский
народ, пытаясь найти его в компиляции из
«разнообразных остатков былого радужной
Белоруссии», как пишет белорусский фило-
соф В. Акудович. Т.е. возникла ситуация на-
чала ХХ в., когда белорусская интеллигенция,
выступая за светлое будущее белорусских
крестьян, осталась незамечена ими и оказалась
совершенно не конкурентноспособна по от-
ношению к своим оппонентам. В результате
часть интеллектуальной элиты закрылась в
собственном мифологическом мире, создан-
ном белорусским возрождением, и, по мет-
кому замечанию В. Акудовича, стала
«вечными детьми». Несмотря на то, что неко-
торые белорусские интеллектуалы считают,
что без них белорусский народ, «как бараны
рассеянные», но, тем не менее, никто из них
не смог стать вождем умов белорусского обы-
вателя.
Тем не менее, представления среднестатисти-
ческого белоруса о своём прошлом сегодня
уже не те, которые были еще десять лет назад
и уж совсем не те, которые бытовали двадцать
лет назад. Люди в массе стали воспринимать
как истину ту концепцию истории, которая
ранее воспринималась как нечто искусствен-
ное. По-моему, это произошло по причине
того, что постоянный информационный фон
о том, какая концепция истории верна,
сначала раздражал, а потом к нему все при-
выкли и стали воспринимать как должное.
Многократное повторение одного и того же в
конце концов приводит к укоренению этих
повторений в сознании как неких априорных
истин, которые не комментируются, по-
скольку воспринимаются чуть ли не сак-
рально. Кроме того, для придания значимости
укореняющимся догмам белорусские исто-
рики и публицисты, занимающиеся истори-
ческой эссеистикой, стали использовать ряд
методик, которые помогают закреплять в со-
знании большинства нужный ход мыслей и
нужные представления об историческом про-
цессе. В своем докладе я постараюсь дать им
названия и проанализировать эти способы.
Белорусоморфизм – наделение норматив-
ными белорусскими чертами лиц, не связан-
ных напрямую с участием в белорусском
национальном проекте. Вследствие чего дан-
ные лица воспринимаются как белорусы или
действующие с точки зрения пользы для бе-
лорусов.
Тот же белорусоморфизм характерен и для
определения государственных образований
(например, «Великое Княжество Литовское –
это средневековое Белорусское государство»),
и для определения политических событий
(например, «белорусы силой успокоили бунт
в Жмуди и Аукшайтии»). Таким образом, кон-
струируется некая белорусская реальность, ко-
торая со страниц учебников и научной
литературы попадает к конечному потреби-
телю внешне научного, но идеологического
по сути продукта, создавая представление о
белорусской субъектности в истории.
Можно сказать, что помимо белорусомор-
физма существует украиноморфизм и другие
попытки прочих молодых и не очень моло-
дых наций наделить прошлые эпохи норма-
тивными чертами своих современных
общностей.
Приведу несколько примеров белорусомор-
физма. Так, А. Котлярчук, пытаясь придать
Белоруссии статус субъекта политических от-
ношений уже в XVIII в., везде, где приводит
цитаты того времени, в которых упоминается
Русь – старинный регион Великого Княжества
Литовского, после слова «Русь» в скобках
пишет «Белоруссия». Профессор А.Ф. Смо-
ленчук при упоминании одного из регионов
http://interaffairs.ru
89
Российской империи – Северо-Западного
края, постоянно перед официальным назва-
нием ставит словосочетание «так называе-
мый»,
предпочитая
называть
его
Белорусско-Литовский край. Он соглашается,
что этот термин является модернизацией ис-
тории, но заявляет, что официальное назва-
ние несет в себе идеологическое наполнение,
а так же «отказывает Белоруссии в праве на са-
мостоятельный исторический путь и не при-
знает белорусов субъектом собственной
истории». Таким образом, создавать субъект-
ность можно просто переименовывая офици-
альные названия в такие, по которым эта
субъектность будет прослеживаться. По сути,
тут мы сталкиваемся не только с изобретением
субъектности, но и с её навязыванием. Россий-
ская имперская администрация меньше всего
хотела ущемить права белорусов на самостоя-
тельное существование, хотя бы только по
тому, что когда вводилось название Северо-
Западный край, общность под названием бе-
лорусский народ не была актуальна в
принципе. Нельзя было угнетать тех, кого не
считаешь реальностью, но белорусские исто-
рики любое действие российской админист-
рации пытаются расшифровать с точки
зрения борьбы «варварской империи» с «евро-
пейскоориентированными» белорусами.
Кроме того, в любом учебнике политологии,
выпущенном в Белоруссии, можно встретить
анализ текстов древнерусских религиозных
деятелей Кирилла Туровского и Ефросиньи
Полоцкой именно как белорусских политиче-
ских мыслителей. Ефросинья Полоцкая уже
успела быть назначенной первым белорус-
ским востоковедом, поскольку она в конце
своей жизни посетила Святую Землю. Если
именно по этому принципу определять людей
как востоковедов, тогда в них (в востоковеды)
нужно записать всех, кто путешествует в со-
временную Турцию или Израиль. Ведь люди
ходят там на экскурсии, фотографируют, а по
приезде домой, естественно рассказывают
своим знакомым и показывают фотографии
своих путешествий.
Интересен также факт того, что первыми бе-
лорусскими туристами были, оказывается, по-
лоцкие дружинники периода ранней
Киевской Руси. Они ходили в походы на Кон-
стантинополь, что дает право записывать их в
первые белорусские путешественники. Об
этом можно прочесть в параграфе «Возникно-
вение туристского движения в Беларуси» из
учебника по истории туризма. Там так и на-
писано: «отряды кривичей в составе дружин
киевских князей ходили на Царьград». Теперь
становится понятным, почему наши соотече-
ственники ведут себя на турецких курортах по-
добным образом, ведь туристические
маршруты в тот регион прокладывали дру-
жинники. А современные туристы, получа-
ется, на генном уровне чувствуют зов предков.
Также показателен пример выездной лекции
для молодёжи одного из белорусских учёных
по средневековой белорусской истории. В
частности, исследователь утверждал, что все
европейские средневековые монархи были бе-
лорусами. Логика объяснений была следую-
щей. Рогнеда, дочь полоцкого князя
Рогволода, была белорусской. Все подозрения
о том, что Рогволод был варягом, лектором
просто отметались по принципу того, что это
русификаторские выдумки тех, кто хочет ли-
шить гордых белорусов их подлинной исто-
рии. Так вот, Рогнеду (под именем Гориславы)
насильно взял в жены князь Владимир, кото-
рый позже стал великим князем киевским. По-
скольку, как утверждал лектор, у древних
белорусов родство велось по материнской
линии, то дети Владимира и Рогнеды были бе-
лорусами. В том числе и Ярослав Мудрый.
Итак, белорус Ярослав Мудрый стал великим
князем киевским. Он выдал своих дочерей
замуж за европейских монархов. Одну за вен-
герского короля, другую – за шведского, а тре-
тью – за французского. Таким образом,
женами европейских королей стали бело-
руски, а их дети – будущие монархи – тоже яв-
лялись белорусами, т.к. они были рождены от
белорусских матерей. Лектора даже не сму-
тило то, что Ярослав Мудрый был «белору-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
90