Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1157
Скачиваний: 2
по отношению к цивилизации. И латинство,
и протестантизм наложили на западно-евро-
пейский менталитет такой отпечаток, который
нас очень во многом отдалил от православ-
ного мироощущения и мировоззрения. И эта
пропасть существует.
Но интересно, что формируя Лиссабонский
договор, конституцию европейцы отказались
вписать туда, что Европа является наследни-
цей христианских ценностей. И призыв ана-
логичный последовал от Алексия II из
православного мира: Сделайте это! Обращён-
ный к миру христианскому и западно-евро-
пейскому христианству. Но ни советы Папы
Римского, ни патриарха Алексия II приняты
не были.
Интересно, что в книге Сергея Лаврова про-
скальзывает мысль, правильная с историче-
ской точки зрения, что западно-европейские
революции разрушили основы европейских
ценностей. Понадобились потом абстракт-
ные, вырванные из контекста традиционных,
ценности сами по себе (ересь, значит выби-
раю) хорошие – демократия, свобода, равен-
ство, но вырванные из контекста, они стали
еретическими по отношению к богатству цен-
ностей, которые были у России, когда Россия
во времена классического периода своего раз-
вития забыла о названии до периода класси-
ческой Европы начала 17 века - она называла
себя христианским миром. Потом только она
стала называть себя Европой. Так что, если и
можно было похитить Европу, то только
после 18 века. А потом получилось, к сожале-
нию, удаление от традиций. И у Лаврова про-
водится интересная мысль, что не найдёте вы
языка общего с цивилизациями, дорогие за-
падные христиане, пока не вернётесь к своим
корням и не научитесь эти ценности уважать.
Потому что не уважающий свои коренные
ценности, никогда не будет уважать коренные
ценности других цивилизаций, согласен он с
ними или нет. Это не вопрос толерантности
и нетерпимости. У нас словосочетание терпи-
мость только одно есть, существительное,
принятое давно. А терпение – это другое, это
разные вещи. Это не значит, что если мы не-
терпеливы, мы должны быть терпеливы к
тому, что мир многокрасочен, разнообразен.
И навязывать ему своё понимание истины, мы
не можем. По одной простой фундаменталь-
ной причине – православная цивилизация
всегда уважала то, что Бог дал всем людям –
свободу выбора. И если это уважает в каждой
личности Бог, верует он или не верует, то тем
более это надо уважать по отношению к дру-
гим народам. Такого понимания у западного
менталитета нет.
Теперь вернёмся к идее острова. По сути дела,
предлагается почти китайская схема – опора
на собственные силы. И я должен согласиться,
что российская элита, начиная с Петра I, была
ориентирована на Запад. Это была, по сути, та
элита, которая видела развитие России, её бу-
дущее в сближении с Западом.
Разные предлагались схемы: «возьмём техни-
ческое – отвергнем духовное», «возьмём внеш-
ние признаки цивилизации, отвергнем то, что
может подорвать нашу цивилизацию в плане
духовном» - это была иллюзорная надежда, ко-
нечно. И она привела ко многим ошибкам. И
действительно мы часто попадали в ловушки,
когда нас провоцировали на поход на Запад,
в этом Цымбурский совершенно прав. Могу
привести пример из недавней современной
истории: Столыпин Извольского, извините, за
фалды держал, когда тот рвался в 1905 году в
Сербию. Совершенно самоубийственно. Из-
вольский в тайне от царя и от Столыпина
начал предпринимать свои шаги и в качестве
разменной карты предлагал проливы Босфор
и Дарданеллы. И Столыпин возмутился, по-
тому что и то, и другое подталкивало к боль-
шой войне.
Вот другой случай – Александр Горчаков, и
это уже противоречит Цымбурскому. Дело всё
в том, что Россия по определению не может
быть островом, потому что это противоречит
сути цивилизации. Тогда она просто входит
во внутреннее столкновение с духом своей ци-
вилизации. Это самая идеологичная цивили-
зация. Мы не говорим сейчас о панславизме,
http://interaffairs.ru
81
но Европа часто посягала, если говорить о по-
хищении Европы, то похищение славянства,
православного мира со стороны западного
мира тоже происходило, начиная с похода на
Константинополь, варварского, бессмыслен-
ного, жестокого, убийственного и для Запада,
и для Востока.
Вы делали ссылку на статью Владимира Каза-
рина «Россия сосредотачивается». Столыпин
воспринимал именно такую же позицию –
никакой внешней аффектации на внешнем
поле, не подтвержденной силой внутренней
политики и внутренних ресурсов. Не вмеши-
ваемся никуда. Это была совершенно правиль-
ная позиция: не провоцируем Запад. Так вот,
Горчаков тоже был против балканских войн.
Наш канцлер был категорически против осво-
бодительного похода на Балканы и даже уго-
ворил большую часть российской элиты. Но
тут всколыхнулся народ, т.е. православная
масса с сознанием того, что можно всё отда-
вать, но нельзя отдавать православную циви-
лизацию балканских народов и братьев
славян-православных. Россия восстала, вышла
из границ острова. Правильно, мы не говорим
о чистой геополитике, предавать свою циви-
лизацию нельзя, иначе это уже будет не ост-
ров цивилизации, а бункер какой-то.
Есть нотки у Цымбурского о том, что опора
на свои силы означает: превращаемся в ост-
ров. Особо не коммуникатируем с миром,
главное не провоцировать, чтобы не заподо-
зрили, что мы хотим похитить Европу или от-
рубить у неё часть, чтобы «скушать», но на
самом деле всё значительно важнее. Потому
что если мы говорим, что это делается для
того, чтобы цивилизация расцвела и жила, то
нельзя же её лишать основных признаков: от-
крытости миру, диалогичности, вселенскости,
если хотите, потому что православие – это не
вера каких-то отдельных народов, это вселен-
ское православие. И русская цивилизация
приняла это как наследие Византии, как заботу
об этой цивилизации. Да, может быть, её
смысл существования в мире именно в этом?
О чём и говорил Соловьёв. Всё не так просто.
Но ещё раз хочу сказать, что Цымбурский со-
вершенно прав в том, что одним из методов
Запада было спровоцировать, кстати, не
поход России против всей Европы. Посмот-
рите, как быстро мобилизуются собачки. Анг-
лия, Франция что-то быстро вступают в союз,
у них общие романо-германские корни и они
быстро начинают кластироваться, и этот кла-
стер разрастается до таких чудовищных раз-
меров, что оказываются под Бородино.
Собачки обычно тявкают друг на друга и бо-
рются за кость, и это было, Но с другой сто-
роны, правда и то, что мы часто вступали в
союзы неоправданные. Ещё у Ивана Грозного
была дилемма: идти на Восток или на Запад.
Кружок Адашева-то пострадал из-за того, что
он говорил о восточной политике, о движе-
нии на Восток. А победила та партия, которая
была за ливонские войны и прочая. И полу-
чилась коллизия, которая привела к первой
«чистки» Грозного. Поэтому был прав кружок
Адашева, я в этом убеждён. Это была прово-
кация, которая стоила России очень дорого,
никакого «окна не прорубили».
По поводу «окна»: окно прорубается для света.
В данном случае, если мы говорим об острове,
то весь свет из «окна» должен литься на нас.
Но ведь так не бывает в жизни. Окно не одно-
стороннее. Я считаю, что очень много Россия
пролила света для мира. Не только для право-
славного. Это опять же её миссия, она у Рос-
сии была, есть и, надеюсь, сохранится. Мы
переживаем депассионаризм. Если перево-
дить этот термин: «если б ты был холоден или
горяч, но поскольку ты теплохладен, то из-
блюю тебя из уст моих». И вот теплохладное
состояние нашей цивилизации мы пережи-
ваем как катастрофу и личную, и геополити-
ческую.
Очень много ценных мыслей есть и у Цым-
бурского, надо прислушаться, но не со всем
можно согласиться. Сербский философ Иу-
стин Попович, канонизированный сербской
Православной Церковью, написал замеча-
тельные книги, в частности, «Достоевский и
Европа». По отношению к Западу мы прихо-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
82
дим к одной дилемме. Он говорил, я цитирую,
что «мир христианского православия всегда
считал, что истина Бога откровенна. А Запад
всегда считал, что истина постигается исклю-
чительно усилием собственного ума. Но за эту
способность получать истину как откровение
надо побороться».
Трахимёнок С.А.:
Перед тем как передать
слово докладчику... Хотел определиться с тер-
минами. Тамара Семёновна и Александр
Дмитриевич, выступавшие вчера, правы,
чтобы точно понимать, о чём мы говорим,
нужно всё переводить на русский язык. В
одном из вузов Москвы появился центр толе-
рантности, если мы переведём центр как дом,
а толерантность как терпимость, то у нас ис-
чезнут все попытки как-то двойственно смот-
реть на сие сочетание.
Предоставляю слово Владиславу Гулевичу,
политическому аналитику, эксперту украин-
ского отделения ИА Регнум (Кировоград), а
тема доклада звучит так «Ментальная геогра-
фия российско-украинской интеграции».
Мой доклад будет носить несколько эклектич-
ный характер: сначала немного о ментальной
географии, потом о Крыме. Некоторые мои
тезисы пересекаются уже с тем, что было озву-
чено, поэтому - строго по делу. Что касается
интеграции, то бросается в глаза отсутствие
единого философского дискурса, в рамках ко-
торого бы осмысливалась насущность такой
интеграции. Очень жаль, что здесь нет фило-
софов, потому что все начинания нанизы-
ваются всегда на какую-то идею – нам нужна
единая философия этой интеграции.
Несмотря на многократные заявления руко-
водства обеих стран, интеграционные про-
цессы идут не так быстро, как хотелось бы, что
сказывается на системе евразийской безопас-
ности в целом, с учётом того, что Украина –
её ключевое звено. Отсутствуют не только ме-
ханизмы глубокой интеграции, но и единый
философский дискурс, в рамках которого
осмыслялась бы насущность такой интегра-
ции.
Часто упускается из виду, что интеграционная
идея вынужденно оппонирует идеологически
мощной концепции глобализации, которая в
современном мире по умолчанию принима-
ется за моральный императив. Официальный
Киев декларирует стремление интегриро-
ваться в ЕС, т.е. играет по правилам западно-
центричной модели мироустройства.
Влияния западноцентричного мировоззрения
на верхи украинской власти во много раз пре-
вышает интеллектуальное воздействие со сто-
роны России. Поскольку украинская элита
ретранслирует прозападный смысловой дис-
курс, моделирование географических образов
в масштабах всего населения происходит в
рамках западной топики, которая служит под-
сознательной системой политических коор-
динат,
подспудным
политико-пространственным ориентиром.
Преобладание глобалистского дискурса в экс-
пертной среде есть знак-выражение осмыслен-
ного отсутствия России в регионе. Понятие
глобализации семантически нагружено про-
тивоположным, не российским, смыслом.
Емкой альтернативы евроинтеграционным
устремлениям Киева Москва долгое время
http://interaffairs.ru
83
Гулевич Владислав
Александрович
политический аналитик, экс-
перт украинского отделения
ИА РЕГНУМ (г. Кировоград,
Украина):
предложить не могла. Теперь может: практи-
ческое измерение интеграционной идеи пост-
советского пространства проявилось в
недавних высказываниях Владимира Путина о
Евразийском союзе. Дело теперь за полно-
кровной и философски осмысленной циви-
лизационной
концепцией
единения
постсоветских республик в геополитический
механизм с согласованными функциями. Этот
вопрос ещё требует концептуальной огранки
с опорой на ряд критических позиций.
Концепция государства-нации незаслуженно
воспринимается как общепризнанная цен-
ность.
В интеллектуальный дискурс на постсовет-
ском пространстве необходимо ввести крити-
ческие замечания в адрес концепции
национальных государств, сосредоточившись
на их главнейших недостатках:
- этнической политике «плавильного котла»,
разрушающей этнокультурное многообразие
населения;
- мифе о гарантированном суверенитете госу-
дарства-нации в эпоху существования совре-
менных империй (ЕС и США);
Все соседи России, в т.ч. Украина – нацио-
нальные государства. Русское культурное про-
странство не совпадает с границами России
как национального государства. Россия окру-
жена государствами-нациями, но сама таковой
не является. Элиты государств-наций, стремясь
сохранить личный суверенитет, подвергают
интеграционные моменты резкой обструкции,
противопоставляя идее интеграции идею на-
циональных государств. Стремления Киева
сконструировать в географических рамках
Украины украинскую нацию как политиче-
ский концепт соответствует динамике разви-
тия государства-нации.
Государства-нации – «горючее» для глобали-
зационных процессов, в т.ч. регионального
масштаба. Глобализация продвигается за счёт
поглощения национальных государств, как
политико-административных единиц, делая
понятие национального суверенитета оксю-
мороном. Глобализация – благо не для всех.
На академическом уровне это осознают и в
странах Запада. К сожалению, труды критиков
глобализационных процессов из числа запад-
ных интеллектуалов у нас крайне мало-
известны. Они попросту отсутствуют на
интеллектуальном горизонте (Дани Родрик,
Пол Херст, Грэхэм Томпсон, Херман Дэлай,
Аллен де Бенуа и др.). Глобализация имеет
географическое измерение, наполненное за-
падным политическим смыслом. Необходимо
выдвигать эластичные контр-смыслы и контр-
идеи.
На Украине практически отсутствует пропа-
ганда идеи здоровой интеграции. Работы, ко-
торая ведётся в этом направлении
пророссийскими организациями, недоста-
точно, пророссийские сетевые и печатные из-
дания борются с финансовыми проблемами.
Ментальный ландшафт формируют другие
смыслы, идеи российско-украинского едине-
ния среди которых нет. Когнитивное полити-
ческое поле Украины условно можно
разделить на несколько частей, соответствую-
щих географическим регионам республики:
юго-восток (где эта идея пользуется макси-
мальной поддержкой населения); центр (где
присутствует идеологическая чересполосица);
запад (где эта идея встречает агрессивный
отпор);
Нет прочного ассоциативного «якоря», соот-
носящегося с идеологией тесного, а не по-
верхностного
украино-российского
сотрудничества, отсутствует цельное, «сши-
вающее» видение населением Украины пер-
спектив российско-украинской интеграции. В
рамках Украины эти перспективы трактуются
разными культурными парадигмами совер-
шенно по-разному.
Выполнять роль «сшивающего» политико-
географическое пространство Украины фак-
тора
может
введение
в
историко-политический дискурс элементов
интеллектуального наследия карпато-русского
движения, пользовавшегося значительной по-
пулярность на Западной Украине в 18-19 вв.
Этот существенный идеологический ресурс
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
84
остаётся незамеченным, хотя его актуальность
не вызывает сомнений, а наиболее яркие пред-
ставители этого течения трудились вплоть до
середины 20-го в.
В современной Украине на историко-духов-
ное наследие галицких русофилов наложен
негласный запрет.
Карпато-русское движение представляет
собой локальное ответвление славянофиль-
ского течения с охватом всей Западной
Украины (Галиции, Буковины, Закарпатья), а
число его выдающихся последователей со-
ставляет несколько десятков. Почти каждый из
них оставил труды по языкознанию, истории,
фольклористике, богословию, национальной
философии. Программа школьного и вузов-
ского гуманитарного образования построена
на концепции украинства, которая имеет ре-
гиональную специфику и не способствует за-
рождению
ярких
ментальных
интеграционных символов. Прямая темпо-
ральности украинского конструкта уходит в
бесконечность (т.к. теоретически может про-
должаться бесконечно долго), в то время как
прямая темпоральности сохранения русского
самосознания населения Украины имеет чет-
кие пределы и, несмотря на «островки сопро-
тивления», с годами все меньшее число
граждан Украины будет помнить о своих ис-
торических корнях.
Созрела необходимость в обеспечении укра-
инскому студенчеству доступа к историческим
фактам о деятельности карпато-русских буди-
телей, в создании научно-просветительских
проектов, популяризирующих интеллектуаль-
ное наследие галицко-русского движения,
проведении симпозиумов, «круглых столов» и
ознакомительных конференций, рассчитан-
ных на самый широкий круг лиц. Не будет
лишним запуск информационных порталов,
посвящённых истории карпато-русского тече-
ния и его отдельных, наиболее ярких предста-
вителей. Некоторые информресурсы должны
быть украиноязычными, рассчитанными на за-
падно-украинскую аудиторию. К тому же про-
цент русского населения в регионе не так уж
мал, как принято думать (только в одной
Львовской обл. проживает 92 000 русских). За-
карпатские русины – наиболее выпуклый при-
мер
современной
пульсирующей
карпато-русской жизни.
Отдельной строкой хотелось бы коснуться
Крыма, где происходят два разнонаправлен-
ных процесса – радение за Россию и обособ-
ленность крымско-татарского этнического
элемента, а также наблюдается повышение
градуса межэтнической конфликтности. К
тому же Крым – ментально-стратегический
контрбаланс, уравновешивающий украинское
политическое поле, на противоположном
конце которого находится Западная Украина
с ее национал-партикуляристской идеологией.
Ось Львов – Севастополь представляет внут-
риукраинский механизм балансирования
между двумя разнонаправленными векторами
внешнеполитических предпочтений офици-
ального Киева.
Крымско-татарский меджлис оперирует как
параллельный региональный орган власти,
дублируя функции центральных властей и
имея собственные внешнеполитические ка-
налы связи со своими зарубежными партнё-
рами, могущими непосредственно влиять на
позицию Киева. Силовыми центрами полити-
ческого притяжения традиционно считается
Анкара, Вашингтон и, с некоторых пор,
Брюссель. Однако в последнее время эта трех-
членная конструкция претерпела изменения.
Турция не рассматривает сегодня Крым как
поле приложения антироссийского вектора
турецкой политики. Анкара предпочитает
укреплять свои позиции на полуострове взве-
шенными культурно-дипломатическими мето-
дами, без политизации и радикализма.
Между тем ряд экспертов утверждают, что
меджлис контролирует не более 40% татар-
ского населения. Остальные находятся в
«идеологическом поиске», что создаёт угрозу
экстремистского «брожения» в крымско-татар-
ской среде. Уже отмечен рост заинтересован-
ности крымско-татарской молодёжи в
исламистской риторике: тон информацион-
http://interaffairs.ru
85