Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1085
Скачиваний: 1
Кирюхин Денис Игоревич
политолог Аналитического центра политических исследований и конфликтологии (Украина):
Уважаемые участники конференции! Дамы и господа!
Возможно, название моего доклада покажется кому-то несколько провокативным. Тем не менее, по моему мнению, оно достаточно точно определяет ту ситуацию, в которой находится сегодня Украина. Ведь интеграционные проекты на постсоветском пространстве, разработка и реализация которых активизировалась в последние годы, что, судя по всему, связано с общим пересмотром системы межгосударственных отношений на пространстве СНГ, действительно являются проблемой, с которой столкнулась сегодня украинская власть. Почему сложившуюся ситуацию я оцениваю прежде всего как проблему, вызов? Во-первых, следует принять во внимание, что Украина не является инициатором этих проектов и связанных с их реализацией процессов.
Украина традиционно достаточно осторожно относится к новым объединительным процессам на постсоветском пространстве. В качестве наиболее яркого примера можно вспомнить, что будучи одним из государствучредителей СНГ Украина, тем не менее, так и не стала его полноценным членом, поскольку протокол Соглашения о создании СНГ Киевом так и не был ратифицирован. При этом нельзя не признать, что Киев неоднократно выступал инициатором локальных интеграционных проектов, таких как ГУАМ, Балто-Черноморско-Каспийский союз или Содружество демократического выбора. Впрочем, все эти проекты в полной мере не были реализованы, а фактически — увенчались неудачей, по моему мнению, во многом потому, что были направлены против такого влиятельного игрока в регионе как Россия.
Во-вторых, необходимо признать, что для Украины усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве далеко не во всем выгодно.
Как показали годы украинской независимости, Киев, как правило, поддерживал такую модель взаимоотношений на постсоветском пространстве, в рамках которой бы не создавались барьеры на пути украинских товаров на внешние рынки, но без какого-либо ограничения независимости страны (отступила от своей стратегии Украина только при президенте В.Ющенко, при котором внешняя политика страны определялась идеологическими, а не экономическими соображениями, чем, к примеру, не преминула воспользоваться Россия, которая фактически «выдавила» Украину из Центральной Азии). Отсюда и сегодняшняя заинтересованность Киева в подписании договора о создании Зоны свободной торговли в рамках СНГ. Ведь в рамках именно такой модели межгосударственных отношений украинские правящие круги чувствовали и чувствуют себя наиболее комфортно. (Модель взаимоотношений между Белоруссией и Россией не рассматривается как приемлемая для Украины, элиты которой заинтересованы в сохранении своей экономической самостоятельности). Проблема поиска оптимальных путей интеграции на постсоветском пространстве не стоит сегодня перед Украиной. В условиях не
изменности закрепленного на законодательном уровне курса Украины на вступление в Европейский союз, активизация с российской стороны интеграционных процессов ставит украинское руководство перед необходимостью поиска ответа на этот вызов. Показательна в этом отношении предложенная В.Януковичем формула отношений Украины с Таможенным союзом — «3+1», предусматривающая сохранение существующего уровня торгово-экономического сотрудничества между Украиной и странами, вошедшими в Таможенный союз, без полноценного присоединения Украины к этому объединению. Данная формула как раз и есть один из предложенных вариантов решения задачи.
Украинская сторона демонстрирует неготовность к такой тесной экономической интеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном, которая предполагается в рамках Таможенного союза. Причем в данном случае мы наблюдаем не только и не столько демонстрацию позиции нынешнего руководства страны, сколько последовательность во внешнеполитической стратегии. Ведь Украина еще на момент создания Единого экономического пространства (т.е. еще во времена президентства Л.Кучмы) хоть и поддержала идею ЕЭП, но с самого начала обставила различными условиями свое участие в этом проекте. Так, соглашение о формировании ЕЭП Верховная Рада ратифицировала с оговоркой: «Украина будет принимать участие в формировании и функционировании Единого экономического пространства в пределах, которые отвечают Конституции Украины». Очевидно, что подобная формулировка предоставляет правительству страны широкие возможности для ограничения степени своего участия в этом экономическом объединении.
Официальный Киев, насколько можно судить по публичной позиции, занимаемой руководством страны, сегодня исходит из того, что Украине следует продвигаться на рынок ЕС и, вместе с тем, сохранить уже завоеванные позиции на рынках СНГ. Именно поэтому Украина продолжает, похоже, не безуспешно, переговоры с Европейским союзом о подписании соглашения о Зоне свободной торговли и, одновременно, ищет формулу взаимоотношений с Таможенным союзом (в частности, для Киева важно, чтобы ограничительные меры в отношении украинских товаров, которые имеет каждая из стран-членов Таможенного союза по отдельности, не распространились на всех участников этого объединения).
Украина сегодня сталкивается с достаточно жесткой позицией Российской Федерации, руководство которой неоднократно давало понять, что ставит Киев перед выбором: либо полноценное участие в экономическом союзе, либо введение ограничительных мер против украинских товаров. Однако такая жесткая альтернатива в отношении Украины вряд ли способствует продуктивному развитию двухсторонних торгово-экономических связей. Следует принимать во внимание два обстоятельства.
Во-первых, Украина, в отличие от России, является членом ВТО, что налагает на нее определенные ограничения.
В частности, у нас в среднем уровень таможенных пошлин составляет 4,5%, в то время как в Таможенном союзе — 10%. Соответственно, полноценное членство в Таможенном союзе потребовало бы от Украины пересмотра условий своего членства в ВТО (это займет достаточно много времени и еще не известно, насколько выгодно для себя сможет Киев эти условия пересмотреть), либо выхода из этой организации, что, конечно же, немыслимо. Во-вторых, закрытие «экономических границ» невыгодно не только Украине, но и самим странам-членам Таможенного союза. Не стоит забывать, что не только Украина заинтересована продавать, но и, в частности, Россия заинтересована в ряде украинских товаров. В качестве примера можно вспомнить о продукции двух крупнейших предприятий
украинского энергомаша — Сумского НПО им. Фрунзе и «Запорожтрансформатора», которая уникальна и сегодня крайне востребована в России.
Так
что для обеих стран был бы выгоден
отказ
от
политики, требующей однозначного
вы-
бора
«или—или», в пользу поиска
взаимопри-
емлемой («гибкой»)
модели
торгово-экономических
взаимоотношений,
по
примеру того, как Европейский союз
умеет
выстраивать
различной степени интенсивно-
сти
и глубины экономические отношения
с
разными
странами.
Говоря об отношениях с Таможенным союзом, нельзя не упомянуть о представленном в недавней статье В.Путина в газете «Известия» новом интегративном проекте на постсоветском пространстве — Евразийском союзе. Мне кажется, что Украина сегодня не готова дать однозначный ответ относительно возможности своего в нем участия. Многие украинские эксперты, чье мнение поддерживаю и я, сходятся во мнении, что на данном этапе данный проект остается слишком неопределенным — и по процедурам вхождения в него, и по правилам экономического взаимодействия (насколько они будут или не будут соответствовать нормам ВТО, членом которой стремится сегодня стать и Россия), и, наконец, по тем политическим требованиям, которые выдвигаются в государствам, которые будут намерены к нему присоединиться. И пока вопрос о Евразийском союзе не стоит на повестке дня, представляется необходимым строить взаимоотношения между Украиной и Россией исходя из понимания того, какой мы хотим видеть украинскую (и российскую) экономику, хотим ли мы сохранять и развивать свой экономический потенциал? Готовы ли мы продолжать делать ставку на сырьевую экономику и производство продукции низкого уровня переработки?
Наиболее перспективным в рамках украино-российского торгово-экономического сотрудничества является отраслевая интеграция, в особенности в сфере наукоемкого производства. В частности, речь может идти об углублении и развитии сотрудничества в сфере военно-технического сотрудничества. Причем пересмотреть свои подходы в данном вопросе следует не только Украине, но и России. Страны Запада не стремятся видеть Украину и Россию в будущем высокоразвитыми в технологическом отношении государствами. Показателен пример, который приводит президент ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев: «Мотор Сич» уже несколько лет не может приобрести в Германии высококлассное оборудование, поскольку в Европейском союзе созданы списки нежелательных предприятий и «не рекомендовано продавать самое современное технологическое оборудование на те предприятия России и Украины, которые работают на оборонный комплекс» [См.: Вш-ськово-техшчне сшвробгтництво в умовах глобал1зацп: украГнський вим1р. — К., 2011. — с.18]. Так что если Украина и Россия не начнут совместно развивать сотрудничество в сфере наукоемкого производства, они поодиночке проиграют конкуренцию в этой отрасли.
Перспективным представляется развитие сотрудничества и в сфере транзита. Строительство Россией обходных газопроводов, так называемого Северного и Южного потоков, крайне негативно сказывается на процессе развития украинского транзитного потенциала. Между тем в этой отрасли наши страны, как представляется, могли бы от модели конкуренции перейти к модели сотрудничества. Последняя, кроме прочего, предполагает предоставление Украине гарантий на транзит российских энергоносителей (возможно, путем создания международного консорциума по управлению украинской ГТС) и развитие транзитных возможностей в рамках международного транспортного коридора ЕврАзЭС и ШОС (особенно если ШОС будет эволюционировать не в сторону превращения в военно-политический альянс, а, например, в подобие Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Наконец, объективно интерес Украины состоит и в развитии сотрудничества с ОДКБ, причем не только военного. Киев заинтересован в расширении тематики такого сотрудничества. Потенциал ОДКБ, как представляется, Киевом в недостаточной мере используется, поскольку упор делается на сотрудничество с
НАТО.
По поводу развития сотрудничества Украины с НАТО на современном этапе — тема, которая необычайно болезненно воспринимается Россией — хочется остановиться отдельно. Ни по существу, ни по форме взаимоотношения Украины и НАТО не изменились за последние три года, когда на юбилейном Бухарестском саммите Североатлантического Альянса в 2008 году Украине было отказано в немедленном подписании Плана достижения членства. Бухарестское решение отнюдь не означало, что тем самым Альянс отказался от своей политики «открытых дверей» по отношению к Украине. Ведь тогда фактически было принято решение о том, что интеграция Украины в Альянс будет проходить не через получение ПДЧ, а через реализацию Годовой национальной программы, аналогичной по своему содержанию ПДЧ.
Неизменность курса на вступление Украины в НАТО подтверждена и Хартией о стратегическом партнерстве между США и Украиной, подписанной госсекретарем США К.Райс и главой украинского МИДа В.Огрызко в декабре 2008 года.
Как известно, после победы В.Януковича на президентских выборах был законодательно закреплен внеблоковый статус Украины, который, тем не менее, не закрывает возможности для сотрудничества с НАТО (равно как и, например, с ОДКБ), в том числе и в рамках реализации Годовой национальной программы. Иными словами, та логика сотрудничества Альянса и Украины, которая была определена на Бухарестском саммите, не была подвергнута пересмотру.
Сегодня Украина, впрочем, как и Россия, активно сотрудничает с Североатлантическим
Альянсом. Вопрос же о присоединении к Альянсу на повестке дня не стоит и вряд ли в ближайшие годы он будет актуален. Тем не менее, успешная реализация Годовой национальной программы, как представляется, способна создать условия, при которых будут устранены существующие сегодня военно-технические препятствия для присоединения Украины к Альянсу.
На этом фоне нельзя не отметить снижения объемов военно-технического сотрудничества Украины с Россией. Хотя Россия и остается главным партнером Украины в этой сфере, тем не менее за последнее десятилетие объем торговли оружием Украины с Россией снизился с 30-32% (2000-2002 гг.) до 20-24%; (2007-2008 гг.), а в дальнейшем ожидается сокращение до 12%-15% от общих объемов. [Данные приведены по: Вшськово-техшчне сшвробгтництво в умовах глобаМзацц. — с. 15]. Причем, как отмечают эксперты, происходит это сокращение во многом вследствие российской военно-стратегической политики. В завершении своего выступления не могу чрезвычайно кратко не коснуться сферы гуманитарного сотрудничества. Сохранение единого информационного пространства России, Украины и Белоруссии представляется чрезвычайно важным для культурного и научного развития наших стран. И именно на это, как мне представляется, должны быть направлены основные усилия наших государств в этой сфере.
Таким образом, говорить о полноценном участии Украины в интеграционных проектах на постсоветском пространстве сегодня не приходится. Но задача состоит в выработке гибкой позиции, позволяющей Украине развивать и расширять сотрудничество на постсоветском пространстве без политической интеграции. И задача эта стоит не только перед Украиной, но и перед Россией и Белоруссией.
Оганесян А.Г.: Очень интересный доклад. Спасибо большое. Следующая тема «Трансформация парадигмы экономического взаи-
модействия
между Россией, Белорусью и Украиной
как императив вхождения в геоэко-
И
рина
Васильевна
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь:
Глобализация мировой экономики, став объективной реальностью в XXI веке, определяет не только все мировые экономические процессы, но и все трансформации в национальных экономиках. Меняется роль государства, государственного регулирования и государственного взаимодействия между странами. Глобализация обусловливает необходимость трансформации сложившегося понимания не только роли государства и государственного регулирования, но самой парадигмы экономического взаимодействия между странами, складывающейся на протяжении нескольких столетий со времен заключения Вестфальского мира (1648 г.)
Как в XIX веке были страны позднего становления капитализма или формирования рыночных государственно оформленных систем (в частности, Германия), так в XXI веке существует огромная группа стран, пассивно принимающих участие в процессах глобализации. Иначе говоря, эта группа — есть объект глобализации, но - не реальный субъект её. Сюда относится и Россия, и её ближайшие соседи — Беларусь и Украина. Глобализация втягивает мировое хозяйство, совсем недавно понимаемое как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок, в рыночную экономику. На этой основе происходит трансформация части национальных экономик во внешние экономики (через ТНК, региональные группировки, особые экономические и приграничные зоны, двухсторонние соглашения о свободной торговле, кластерно-сетевую регионализацию и др.). Далее, происходит отделение последних от национальных экономик и тесное переплетение этих секторов между собой как компонентов геоэкономики.
Результатом этих процессов будет являться создание единой мировой сетевой рыночной экономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. А уже на этой основе будет происходить формирование геоэкономики — системы единого мирового сетевого хозяйства и его новой структуры. Элементами ее будут не национальные государства, а все те субъекты, которые, оторвавшись от национальных экономик, сформируют мировую сетевую экономику — ТНК, транснациональные банки, транснациональные страховые компании и те элементы, которые будут обслуживать мировой воспроизводственный процесс, безотносительно к стране происхождения — мировая информационная система, финансовая система. Сегодня направления глобализации -это транснационализация и регионализация. В этих условиях формируется т.н. внешняя экономика.
В этой ситуации вхождение в геоэкономику