Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 11699
Скачиваний: 453
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Вооруженные Силы Российской Федерации
Основы военного законодательства
Ответственность за преступления против военной службы
Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ
2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
Последовательность работы командира отделения на местности
Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
Основные задачи инженерного обеспечения наступления
Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
Защитные и маскирующие свойства местности
Назначение и типы фортификационных сооружений
Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
Маскировочное окрашивание техники и объектов
Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
Основные элементы автомобильной дороги
Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
Оборудование и содержание десантных переправ ;
Оборудование и содержание паромных переправ
Задачи полевого водообеспечения
Средства полевого водообеспечения
Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Войсковые источники электроэнергии
Действия электротехнического подразделения
Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
Инженерная разведка противника, местности и объектов
Действия отделение в ИНП и ИПФ
Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
Организация занятий по вождению
Определение расстояний на местности
Правила ведения переговоров на средствах связи
Первая медицинская помощь на поле боя
Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
Места пальцевого прижатия крупных артерий
Оказание медицинской помощи при переломах костей
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отморожениях
Общие привила оказания первой помощи
Медицинские средства индивидуальной защиты
Пакет перевязочный индивидуальный
Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)
Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
Основы методики строевой подготовки
Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
Основы методики физической подготовки
Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
Гимнастика и атлетическая подготовка
Ускоренное передвижение и легкая атлетика
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА
3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое обслуживание инженерной техники
Основные положения по организации восстановления техники
3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ
3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ
3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ
3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ
Необходимо помнить, что время работы одной собаки должно быть не более 40 минут. После этого необходимо собаку заменить и дать ей возможность отдохнуть. Во время отдыха собаки должны находиться в безопасном месте на привязи и быть укрытыми от солнца. Не допускается оставлять собак МРС без присмотра. При наличии информации или при обнаружении мин, фугасов, установленных с разлитыми ГСМ, рассыпанным порошкообразным или кусковым тротилом, или при непонятном поведении двух собак во время обследования одного и того же участка дороги, использовать расчеты МРС на данном участке запрещается.
При обнаружении мины или фугаса саперами, оснащенными нелинейными локаторами или миноискателями, подается команда «Всем стой!». При этом саперы и подразделение прикрытия остаются на месте, где их застала команда и занимают оборону в готовности к ведению огневого боя. Командир группы принимает решение на способ уничтожения фугаса. По возможности фугасы необходимо уничтожать путем расстрела из пулеметов БТР (МТ-ЛБ).Если это невозможно, то при включении в состав группы разведки и разминирования ИМР установка заряда рядом с фугасом осуществляется при помощи манипулятора. Если такой возможности нет - сапер, обнаруживший фугас, устанавливает штатный заряд, воспламеняет ЗТП и отходит в указанное командиром место. Отходить от фугаса необходимо по тому же маршруту, по которому подходили к нему. Результаты подрыва фугаса осматривает один человек, назначенный командиром.
Управление подразделением осуществляется передачей команд голосом и сигналами Применение средств радиосвязи в условиях использования генераторов помех исключается.
Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград
Инженерно-саперное отделение при выполнении задач может действовать в составе таких подразделений, как отряд обеспечения движения (ООД), группа разграждения, и составлять основу инженерных разведывательных дозоров, выделенных от этих подразделений.
Инженерно-саперное отделение перемещается на БТР, разведывательных машинах, вертолетах или в пешем порядке и оснащается приборами наблюдения и определения расстояния (биноклями, перископами, дальномерами, рулетками), средствами разведки МВЗ (миноискателями, щупами, кошками и т. д.), средствами обозначения путей днем и ночью.
Отделение, действующее в составе ООД, оснащается приборами определения проходимости местности, фонарями МБФ, а для разведки водных преград, кроме того, гидровертушками, гидроспидометрами, спасательными жилетами, водолазным снаряжением.
Отделение передвигается от одного объекта к другому. По радио или подвижными средствами связи командир отделения представляет донесения о ходе выполнения задачи.
Действия отделения зависят от возлагаемых на него задач.
Инженерно-саперное отделение при подготовке и содержании путей выдвижения должно установить: состояние дорожного полотна и дорожных сооружений, наличие заграждений и разрушений, зараженные участки дороги, возможность их объезда, наличие строительных материалов. Командир отделения составляет схему разведки, организует Действия подчиненных; два номера расчета определяют места и характер разрушений (заграждений); два - разведывают дорогу и обозначают объезд (обход) препятствий, определяют проходимость местности; два - проверяют зараженность местности и наличие строительных материалов.
При устройстве переходов через препятствия инженерно-саперное отделение определяет их характер, протяженность, отыскивает объезды и обозначает их. При невозможности обхода (объезда) препятствий отделение устраивает переход взрывным способом с последующей дорасчисткой проезжей части вручную или с использованием путепрокладчиков.
При устройстве и содержании переправ командир отделения руководит действиями отделения; два номера расчета определяют пути выдвижения к переправам, обозначают их, разведывают съезды в воду и выезды из воды; два других номера определяют характеристики реки, берегов и дна; еще два - проверяют местность на радиоактивное заражение и на наличие строительных материалов.
Съезды (выезды) к водной преграде при отсутствии путепрокладчиков отделение устраивает взрывным способом.
Действия
отделения гусеничных плавающих
транспортеров
по оборудованию
десантных переправ
В зависимости от ширины водной преграды и условий обстановки отделение гусеничных плавающих транспортеров может оборудовать и содержать десантную переправу на одном или двух створах.
Для оборудования и содержания десантной переправы могут привлекаться инженерно-саперные и инженерно-дорожные подразделения. Задачами этих подразделений являются: подготовка путей к переправе; проверка берегов и водной преграды на минирование; устройство съездов и выездов; проделывание проходов в заграждениях на берегу и в воде.
Задачу на оборудование и содержание переправы командир отделения получает от командира взвода, который указывает предварительную задачу, район расположения обеспечиваемой части, время прибытия, маршрут движения, количество и места трасс для движения транспортеров через водную преграду.
В установленное время отделение гусеничных плавающих транспортеров выдвигается к месту погрузки первого рейсорасчета. В целях обеспечения маскировки, удобства подхода к транспортерам для погрузки (посадки) переправляющейся техники (личного состава) и быстрого выхода к переправе транспортеры отделения располагаются в местах погрузки рассредоточено. В этом районе командир отделения дает указание командирам транспортеров по подготовке машин к погрузке, проведению контрольного осмотра перед входом в воду. Погрузка (посадка) техники (личного состава) производиться по команде командира отделения, под руководством командиров транспортеров. Погрузка техники осуществляется по аппарелям и откидному борту своим ходом или лебедкой транспортера. После погрузки техники, расчеты плавающих транспортеров и водители тягача (автомобиля) осуществляют ее крепление на платформе транспортера. Командир отделения дает указания расчетам переправляемой техники находиться только на грузовой платформе транспортера.
С получением установленного сигнала отделение плавающих транспортеров выдвигается к водной преграде к заранее подготовленным и разведанным трассам, Дистанция между транспортерами в ходе выдвижения должна составлять не менее 40 метров. Командир отделения руководит входом плавающих транспортеров в воду и выходом их на свои створы.
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Порядок проведения занятия зависит от его масштаба, поставленных учебных целей учебных вопросов, материального обеспечения занятия и времени, отведенного на его проведение.
На тактико-строевое занятие подразделение выводится в полном составе со штатной техникой и другими средствами инженерного вооружения. В отдельных случаях такие занятия могут проводиться вначале методом «пеший по-машинному», а затем на штатной технике.
На занятиях без материальной части «пеший по-машинному» подразделения обеспечиваются средствами связи, мегафонами, флажками, а ночью - сигнальными фонарями и приборами ночного видения. При выдвижении в район проведения занятий и возвращении с занятий руководитель занятия посредством объявления обучаемым вводных, отрабатывает с подразделением отдельные вопросы по тактической подготовке (например, защита от налета авиации противника или отражение воздушного десанта противника), выполнение отдельных нормативов по радиационной, химической и биологической защите (далее будет именоваться РХБЗ), например, преодоление зон или участков заражения и т.п.
С прибытием подразделения в район проведения занятия руководитель объявляет тему, учебные цели занятия, вводит обучаемых в тактическую обстановку, доводит порядок проведения занятия и первый учебный вопрос.
Тактическая обстановка на тактико-строевых занятиях создается для отработки каждого учебного вопроса. Для обозначения противника могут использоваться мишени и (или) группа военнослужащих со средствами имитации. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на тактическом (учебном) поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями, разрушениями и средствами имитации применяются звуковые эффекты боя, записанные на магнитную пленку и транслируемые через громкоговорящие устройства, т. е. когда занятия проводятся в условиях, максимально приближенных к боевым.
Отработку учебного вопроса руководитель занятия начинает, как правило, с образцового показа выполнения приемов и действий специально подготовленным подразделением. При этом целесообразно изучаемое действие вначале показать в целом, затем по элементам, после чего показать выполнение действия в целом.
При показе (демонстрации), образцовых действий подчиненных, показ (демонстрацию) Целесообразно сопровождать краткими пояснениями руководителя занятия, после обучаемое подразделение приступает к отработке учебного вопроса методом тренировки.
В ходе проведения тактико-строевых занятий рядовой состав (специалисты) подразделений отрабатывают приемы и способы выполнения задач инженерного обеспечения в составе отделений (экипажей, расчетов), взводов и рот, а командиры, которые проводят занятие с подразделениями, получают практику в управлении подразделениями в ходе выполнения подразделениями задач инженерного обеспечения боевых действий войск.
При отработке обучаемыми приемов и способов действий, руководитель занятия добивается правильного их выполнения, слаженности и умелых действий обучаемых. Если элемент приема подразделением выполняется правильно, то руководитель занятия переходит к отработке следующего элемента приема. При наличии недостатков в действиях обучаемых - руководитель останавливает занятие, указывает на ошибки, разъясняет порядок их устранения и тренирует личный состав в выполнении слабо усвоенных приемов или способов действий. В целях экономии моторесурса техники, используемой на занятии, повторение действий при исправлении допущенных ошибок обучаемых рекомендуется осуществлять методом «пеший по-машинному».
Приемы и действия обучаемых повторяются до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, в нужном темпе и во времени, отведенном для выполнения данной задачи соответствующими нормативами, а подразделения не добьются согласованных действий. Следует руководствоваться правилом: не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос, не следует переходить к отработке следующего приема или учебного вопроса.
Начиная отработку каждого нового учебного вопроса, командир, проводящий занятие, если необходимо, ориентирует подчиненных командиров подразделений на местности, вводит их в обстановку и ставит новые задачи подразделениям. При этом на создание тактической обстановки и постановку задач он должен затрачивать минимальное время с тем, чтобы предоставить как можно больше времени подразделениям для отработки приемов и способов действий войск. С этой же целью не следует на занятиях допускать заслушивания докладов об обстановке, выводов из нее и решений подчиненных командиров.
Отработав учебный вопрос, руководитель занятия может провести частный разбор, в ходе которого указывает на степень отработки учебного вопроса занятия, оценивает действия обучаемых, указывает на недостатки и пути их устранения.
Для обучения личного состава действиям ночью, определяется порядок применения приборов ночного видения, уточняется порядок освещения местности, имитация действия противника по рубежам постановки световых ориентиров (створов). Занятия обеспечиваются осветительными средствами.
Для личного состава и техники готовятся опознавательные знаки и готовятся сигналы взаимного опознавания и взаимодействия, места и порядок обозначения проходов в минно-взрывных заграждениях.
При проведении занятия ночью руководитель занятия особое внимание должен обратить: на соблюдение личным составом свето- и звукомаскировки; умение личного состава ориентироваться на местности: на подготовку ночных прицелов и приборов ночного видения; на подготовку личного состава к выполнению задач инженерного обеспечения, водителей (механиков-водителей) к выполнению задач на технике с использованием светомаскировочных устройств (СМУ) и приборов ночного видения.
После отработки учебных вопросов занятия, руководитель занятия дает команду на проверку наличия и комплектности УМТБ занятия и экипировки личного состава подразделения. Командиры подразделений при этом организуют выполнение личным составов указаний руководителя занятия, после чего докладывают ему результаты проверки.
Занятие завершается разбором. В разборе руководитель занятия напоминает тему цели занятия, анализирует действия подразделений при отработке каждого учебного вопроса подкрепляя их требованиями уставов, наставлениями, опытом войн, вооруженных конфликтов и учений войск. Отмечает действия отличившихся военнослужащих, а также недостатки, имевшие место в ходе занятия. В заключение объявляется общая оценка подготовки каждого отделения (расчета, экипажа), взвода, роты. Указываются недостатки выявленные в ходе проведения занятия и пути их устранения.
Разбор проводится вначале со всеми военнослужащими, а затем раздельно с сержантским и офицерским составом.
Работа
командира отделения по организации
боевых действий
и повседневной
деятельности войск
Боевой опыт, практика подготовки и ведения боевых действий в современных условиях со всей убедительностью свидетельствуют о том, что успешное выполнение поставленных задач зависит от правильности и своевременности принятия обоснованного решения на бой, от глубины знаний, опыта и воли командира, наличия времени на подготовку боевых действий и других факторов.
Научный подход к организации боевых действий (мероприятий повседневной деятельности) должен сочетаться с умением командира принимать оптимальные решения в короткие сроки, ясно и четко ставить задачи подчиненным, настойчиво добиваться их выполнения и уверенно управлять войсками в ходе боя.
В настоящее время у командиров всех степеней значительно понизился уровень организаторского мастерства вследствие слабой методической подготовки и несоблюдения общепринятых принципов работы с получением задачи на бой (действия). Умение уяснить суть задачи, отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного должно являться характерной чертой каждого командира.
В рекомендациях рассмотрены основные направления методики работы командиров в выработке единых принципов всего комплекса организаторской деятельности. Применение рекомендаций предполагает творческий подход к решению поставленных задач, сообразуясь с конкретными условиями и особенностями обстановки.