Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 12177
Скачиваний: 473
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Вооруженные Силы Российской Федерации
Основы военного законодательства
Ответственность за преступления против военной службы
Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ
2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
Последовательность работы командира отделения на местности
Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
Основные задачи инженерного обеспечения наступления
Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
Защитные и маскирующие свойства местности
Назначение и типы фортификационных сооружений
Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
Маскировочное окрашивание техники и объектов
Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
Основные элементы автомобильной дороги
Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
Оборудование и содержание десантных переправ ;
Оборудование и содержание паромных переправ
Задачи полевого водообеспечения
Средства полевого водообеспечения
Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Войсковые источники электроэнергии
Действия электротехнического подразделения
Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
Инженерная разведка противника, местности и объектов
Действия отделение в ИНП и ИПФ
Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
Организация занятий по вождению
Определение расстояний на местности
Правила ведения переговоров на средствах связи
Первая медицинская помощь на поле боя
Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
Места пальцевого прижатия крупных артерий
Оказание медицинской помощи при переломах костей
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отморожениях
Общие привила оказания первой помощи
Медицинские средства индивидуальной защиты
Пакет перевязочный индивидуальный
Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)
Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
Основы методики строевой подготовки
Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
Основы методики физической подготовки
Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
Гимнастика и атлетическая подготовка
Ускоренное передвижение и легкая атлетика
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА
3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое обслуживание инженерной техники
Основные положения по организации восстановления техники
3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ
3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ
3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ
3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ
- упражнения по вождению выполняются в такой последовательности, как они изложены в Курсе. Вождение плавающих машин (упражнение 3) выполняется после отработки упражнений 1 и 2. Если пропускная способность машинодрома или вододрома недостаточна, то одновременно можно отрабатывать упражнения 2 и 4 или 3 и 4;
- на каждом занятии отрабатываются нормативы технической подготовки. На занятиях по вождению тренировка проводится с учетом объема знаний устройства и эксплуатации машин и достигнутых практических навыков. Контрольный осмотр машины осуществляется на каждом занятии в начале выполнения любых упражнений и инженерных задач;
- инженерные задачи выполняются после отработки упражнения 1 по вождению. В дальнейшем упражнения и инженерные задачи выполняются параллельно. Для отработки инженерных задач формируются расчеты (экипажи) инженерных машин из числа обучаемых;
- занятия по вождению с курсантами учебных подразделений должны проводиться не реже одного раза в неделю, а с другими категориями обучаемых - равномерно в течение всего периода обучения;
- в войсковых частях:
- занятия планируются так, чтобы механики-водители (водители) и расчеты (экипажи) машин получали практику управления ими во все периоды года, днем и ночью;
- последовательность и сроки выполнения упражнений по вождению и инженерных задач Курса увязываются с отработкой программных тем по тактической, тактико-специальной и специальной подготовке, чтобы занятия по вождению способствовали наиболее качественной реализации подразделением учебных задач;
- на каждое занятие, проводимое на машинах, разрабатываются конкретные задания по вождению и выполнению инженерных задач. Каждому механику-водителю (водителю) и расчету (экипажу) ставятся задачи и дается оценка их действиям.
К вождению допускаются военнослужащие, знающие материальную часть и основы эксплуатации инженерных машин.
Курсанты учебных подразделений могут допускаться к выполнению упражнений Курса вождения после изучения основ устройства и эксплуатации и отработки упражнений на тренажерах.
С курсантами и слушателями военно-учебных заведений изучаются основы движения, отрабатываются нормативы вождения и выполнения инженерных задач в объеме учебных программ. Им прививаются навыки организации и методики проведения занятий по вождению. После сдачи испытаний, предусмотренных Курсом, слушателям и курсантам присваивается квалификация механика-водителя 3-го класса одной из инженерных машин. При выполнении инженерных задач расчеты (экипажи) формируются из обучаемых.
К подготовке водителей инженерных машин на колесной базе (ТММ, ПЗМ-2, ТМК-2 и др.) допускаются военнослужащие, имеющие удостоверение на право управления автомобилем.
Большое стимулирующее значение для повышения качества подготовки специалистов инженерных войск имеет установление классной квалификации. Она присваивается офицерам, прапорщикам, сверхсрочнослужащим, рядовому и сержантскому составу, курсантам военно-учебных заведений в соответствии с требованиями Положения о порядке присвоения классной квалификации военнослужащим.
Классная квалификация присваивается только последовательно.
Представление механиков-водителей и водителей машин к повышению классной квалификации имеет большое воспитательное значение и рассматривается как поощрение за безупречную службу и отличную профессиональную подготовку.
На повышение классной квалификации могут быть представлены только те военнослужащие, которые подают пример в соблюдении воинского долга и дисциплины, хорошо и отлично успевают по основным предметам боевой подготовки, образцово содержат и эксплуатируют вверенную им технику.
Повышение классной квалификации механиков-водителей (водителей) и подготовка классных специалистов из числа расчетов (экипажей) инженерных машин проводятся в ходе плановых занятий по вождению и тактико-специальной подготовки.
Механики-водители (водители) к концу первого года службы сдают испытания на 2-й класс, на втором году службы - на 1-й класс. Военнослужащие, входящие в состав расчетов (экипажей), к концу первого года службы сдают испытания на 3-й класс, на втором году службы - на 2-й класс.
Для руководства и обеспечения занятий по вождению приказом по части назначаются руководитель занятия, дежурный врач (фельдшер), дежурный по машинодрому (вододрому) и обслуживающий занятие личный состав, а также выделяются санитарная машина и тягач. В вузах может назначаться помощник руководителя занятия.
Занятия по вождению и выполнению инженерных задач проводятся: в учебных частях и подразделениях - в составе учебного взвода под руководством командира взвода или командира роты, в войсковых частях - в составе роты под руководством командира роты; в частях сокращенного состава занятия могут проводиться в масштабе батальона 1 под руководством командира батальона или его заместителя.
Обучение проводится на тех типах машин, на которые предназначены обучаемые. Количество машин на занятие определяется из расчета: вождение -1 машина на 2-3 обучаемых; выполнение задач - 1 машина на расчет (экипаж) или определяется исходя из требуемой наводки.
Непосредственно личный состав обучают:
в учебных частях и военно-учебных заведениях - инструкторы и командиры отделений;
в войсковых частях - командиры взводов, расчетов (экипажей) и наиболее подготовленные механики-водители (водители).
Обучение вождению проводится на специальных теоретических занятиях по изучению правил вождения, во время тренировок на тренажерах, на практических занятиях по вождению машин, других занятиях, связанных с выходом машин.
Организация занятий по вождению
Качество проведения занятий по вождению во многом зависит от организации, применяемой методики обучения, материально-технического обеспечения, а также от уровня подготовки к занятиям руководителей и обучаемых. Для улучшения подготовки механиков-водителей и водителей инженерных машин рекомендуется следующее:
1. На занятиях по вождению широко применять комплексный метод организации занятий, когда занятия по вождению проводятся совместно с отработкой практических вопросов по технической подготовке.
2. Основным методом обучения считать практическое вождение и практическую работу на материальной части инженерных машин.
3. Первоначальное обучение вождению проводить на тренажерах и периодически (1-2 раза в неделю) проводить тренировки на них механиков-водителей (водителей) инженерных машин.
4. Вождение ночью проводить с применением приборов ночного видения и ориентирования.
5. Широко применять на занятиях нормативы технической подготовки.
6. Практические занятия с механиками-водителями и водителями инженерных машин проводить либо методом сбора (для малочисленных специалистов и подразделений сокращенного состава), либо на плановых занятиях (для подготовленных механиков-водителей и водителей). Учебные группы комплектовать специалистами с учетом осваиваемых ими марок инженерных машин или в крайнем случае типа базовых шасси.
7. Перед отработкой каждого упражнения по вождению проводить контрольный осмотр машины в объеме, выполняемом во время работы.
8. В конце занятий по вождению привлекать обучаемых для проведения ЕГО.
Комплексный метод проведения занятия имеет ряд преимуществ: уменьшается количество техники, выделяемой на вождение, достигается загрузка всех обучаемых, обеспечивается возможность отработки нормативов технической подготовки, повышается персональная ответственность каждого обучаемого за качество отработки учебных вопросов,
С другой стороны, комплексное занятие требует более тщательной подготовки к нему руководителей и обучаемых, четкой организации его проведения на всех учебных местах. Комплексное занятие по вождению проводится после теоретического изучения материальной части, основ эксплуатации и правил вождения.
Учебные точки
четвертая |
|
третья |
|
вторая |
|
первая |
||
Регулировка, устранение неисправностей, обслуживание узлов, агрегатов и машин |
|
Изучение правил вождения и тренировка на тренажерах |
|
Отработка нормативов технической подготовки |
|
Вождение и выполнение инженерных задач |
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 61. Схема организации занятия по вождению
Занятие по вождению организуется и проводится в общем случае на четырех учебных точках (рис. 61). Каждая учебная точка включает в себя несколько учебных мест; общее количество мест определяется содержанием и методикой обучения.
Организация занятий по вождению включает:
подготовку руководителя занятий к вождению;
подготовку руководителей занятий на учебных местах;
подготовку трасс вождения, учебных площадок и учебных мест;
определение потребного количества машин, средств, личного состава для организации оцепления, регулирования движения, технического и медицинского обеспечения занятий, эвакоспасательной службы;
подготовку личного состава и техники к занятиям;
обслуживание техники после проведения занятия.
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ
Общие положения. Военная топография дает знания о местности, учит способам ориентирования на ней, возможности использования свойств местности для решения различных боевых задач, использованию топографических карт и аэрофотоснимков, приемам работы с топографическими картами на местности, составлению графических документов.
Изучение военной топографии способствует развитию наблюдательности, умению анализировать результаты наблюдения и делать выводы о влиянии местности на выполнение боевых задач. Главными вопросами в топографической подготовке сержантов инженерных войск являются: ориентирование на местности, определение расстояний и движение по азимутам.
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности - это определение своего местоположения и нужного направления движения относительно сторон горизонта, местных предметов и элементов рельефа, а также расположения своих войск и войск противника. Ориентирование на местности необходимо при постановке боевых задач, организации инженерной разведки противника и местности, выдерживании направления движения, определении в бою достигнутых рубежей и местонахождения целей, а также при целеуказании и управлении подразделением. Ошибки в ориентировании могут резко снизить эффективность применения оружия, боевой и инженерной техники.
Способы ориентирования
Ориентироваться на местности можно по топографической карте и без нее, по аэрофотоснимкам и показаниям навигационной аппаратуры.
В боевой обстановке широко используются простейшие способы ориентирования.
Ориентирование по топографической карте. Является основным способом ориентирования на местности.
С помощью карты можно:
точно определить свое местонахождение;
уверенно выдерживать маршрут движения;
быстро ориентировать подчиненных на местности.
Ориентирование на местности по топографической карте включает:
ориентированные карты;
опознавание ориентиров;
определение точки стояния;
сличение карты с местностью.
Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта по компасу выполняется в такой последовательности: освобождают от тормоза магнитную стрелку компаса; вращая крышку компаса, совмещают указатель отсчета при мушке визирного приспособления с нулевым делением лимба; располагают компас горизонтально и поворачивают его корпус так, чтобы нулевое деление лимба совместилось с северным концом магнитной стрелки; выбирают с помощью визирного приспособления местный предмет, который находится в направлении на север; другие стороны горизонта находят по соответствующим меткам на лимбе компаса.
Для более точного определения направления на север целесообразно устанавливать компас на неподвижное горизонтальное основание.
Наличие поблизости от компаса крупных металлических предметов, радиопередающих и радиоприемных устройств вносят в его показания большие ошибки. Поэтому при определении с помощью компаса направления движения во время совершения марша на бронированной и автомобильной технике необходимо отходить от машины на расстояние не менее 30м, при этом автомат необходимо держать в положении «за спину». При ориентировании по компасу непосредственно в кабине автомобиля необходимо заранее определить поправку к показаниям компаса.
По положению Солнца. Солнце движется по небосклону с востока на запад с угловой скоростью 15о в час и в полдень по местному времени оно находится на юге.
По Солнцу и часам стороны горизонта определяют в такой последовательности: часы держат горизонтально, так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце; угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру «1» в зимнее время и цифру «2» в летнее время делят пополам. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.
По Полярной звезде. В ночных условиях определение сторон горизонта проще всего вести по Полярной звезде. Для этого необходимо найти созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» созвездия мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз. Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.
По признакам местных предметов:
кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее)- на южной;
у сосны вторичная кора на северной стороне поднимается выше по стволу, а с южной стороны выделяется больше смолы;
с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, а северный крутой;
весной травяной покров развит на южных прогреваемых солнечными лучами склонах, а в жаркий период лета - на северных, более затемненных;
ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости с южной стороны.
Определение сторон горизонта по этим признакам можно произвести надежно только в тех случаях, когда оно подтверждается несколькими признаками.
Определение расстояний на местности
Приближенные расстояния до различных объектов на местности обычно определяют по линейному размеру и угловой величине предмета:
;
где: Д - расстояние до предмета, м;
В - линейный размер предмета, м;
У - угловая величина предмета, тысячные.