Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 11732
Скачиваний: 456
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Вооруженные Силы Российской Федерации
Основы военного законодательства
Ответственность за преступления против военной службы
Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ
2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
Последовательность работы командира отделения на местности
Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
Основные задачи инженерного обеспечения наступления
Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
Защитные и маскирующие свойства местности
Назначение и типы фортификационных сооружений
Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
Маскировочное окрашивание техники и объектов
Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
Основные элементы автомобильной дороги
Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
Оборудование и содержание десантных переправ ;
Оборудование и содержание паромных переправ
Задачи полевого водообеспечения
Средства полевого водообеспечения
Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Войсковые источники электроэнергии
Действия электротехнического подразделения
Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
Инженерная разведка противника, местности и объектов
Действия отделение в ИНП и ИПФ
Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
Организация занятий по вождению
Определение расстояний на местности
Правила ведения переговоров на средствах связи
Первая медицинская помощь на поле боя
Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
Места пальцевого прижатия крупных артерий
Оказание медицинской помощи при переломах костей
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отморожениях
Общие привила оказания первой помощи
Медицинские средства индивидуальной защиты
Пакет перевязочный индивидуальный
Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)
Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
Основы методики строевой подготовки
Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
Основы методики физической подготовки
Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
Гимнастика и атлетическая подготовка
Ускоренное передвижение и легкая атлетика
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА
3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое обслуживание инженерной техники
Основные положения по организации восстановления техники
3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ
3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ
3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ
3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ
При стрельбе в горах снизу вверх или сверху вниз из оружия под патрон обр. 1943 г. и 5,45-мм патрон на дальности свыше 400 м, а из оружия под винтовочный патрон свыше 700 м применять правило: при углах места цели менее 30° точку прицеливания следует выбирать на нижнем краю цели, а при углах места цели более 30° прицел, соответствующий дальности до цели, уменьшать на одно деление.
Стрельба ночью по освещенным целям производится так же, как и днем.
Если продолжительность освещения мала (например, местность освещается осветительными патронами), стрельба с использованием открытого прицела ведется из стрелкового оружия под патрон обр. 1943 г. на дальности до 300 м с прицелом 3(П), а из оружия под 5,45-мм и винтовочный патроны на дальности до 400 м с прицелом 4 (П), прицеливаясь под цель; если дальность до цели будет больше указанной выше, точку прицеливания следует выбирать в верхней части цели.
Стрельба ночью из автоматического оружия с использованием открытого прицела по цели, обнаруживающей себя вспышками выстрелов, ведется с указанными выше установками прицела длинными очередями.
Огонь открывается в тот момент, когда вспышки выстрелов видны, как показано на рис. 10а.. В тех случаях, когда предохранитель мушки и гривка прицела (целика) не видны, оружие направляется в цель по стволу.
Прицеливание при стрельбе по цели, обнаруживающей себя вспышками выстрелов:
а - с помощью предохранителя мушки и прицельной планки; б и в - с помощью приспособления для стрельбы ночью; 1 - светящиеся точки; 2 - вспышки выстрелов; 3 - мушка; 4 - целик; 5 - светящиеся полоски
При использовании приспособления для стрельбы ночью со светящимися полосками (приспособлениями) при прицеливании берется ровная мушка, которая совмещается со вспышками выстрелов.
Для стрельбы из оружия с оптическим прицелом необходимо включать освещение сетки прицела; прицеливание производится по блеску (вспышке) выстрела, а при стрельбе по танку, кроме того, по пламени, вырывающемуся из выпускной трубы, по шуму мотора.
Для стрельбы ночью из стрелкового оружия с использованием открытого прицела по силуэту цели, видимому на фоне неба, зарева пожара, снега, оружие следует направить на светлый фон рядом с целью и взять ровную мушку (рис. 11). Затем, перемещая оружие, совместить ровную мушку с центром цели и открыть огонь (из автоматического оружия длинными очередями).
При стрельбе в тумане, в дыму и по целям, видимым на темном фоне (лес, кустарник), а также по целям, находящимся в непосредственной близости от стреляющего и обнаруживающим себя звуком, наводка оружия производится по стволу.
Для лучшего корректирования стрельбы из стрелкового оружия ночью целесообразно применять патроны с трассирующими пулями.
Наводка на силуэт цели.
Наиболее высокие результаты достигаются при стрельбе с ночными прицелами. Они позволяют не только видеть цель, но и повышают точность прицеливания. При этом огонь ведется по тем же правилам, что и в обычных условиях.
Методика
обучения учету поправок на различные
условия
при подготовке исходных
данных для стрельбы
После объяснения правил назначения исходных установок - прицела, целика и выбора точки прицеливания для стрельбы по появляющимся целям в нормальных (табличных) условиях руководитель объясняет влияние на полет пули бокового ветра. Это один из решающих факторов, влияющих на результат стрельбы.
Показав на макете (или с помощью проекционного аппарата) сущность действия бокового ветра на пулю, руководитель приводит величины табличных поправок на ветер. В руководствах (наставлениях) по стрелковому делу даются значения поправок для средних условий стрельбы: умеренный ветер (4 - 6 м/с), дующий под углом 90° к плоскости стрельбы; скорость бегущей цели 3 м/с и мотоцели 12 - 20 км/ч. Поправки можно учитывать по мнемоническим правилам.
При боковом умеренном ветре (4 - 6 м/с), дующем под углом 90° к плоскости стрельбы, мнемонические правила следующие:
А) Для стрелкового оружия под патрон обр. 1943 г. - «Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить» или ППв=Пр-2, где ППв - поправка на ветер в фигурах человека; Пр - прицел, соответствующий дальности до цели.
Пример. Стрельба ведется из АКМ по грудной фигуре на дальности 400 м. Ветер умеренный боковой слева. Определить поправку на ветер. Решение. ЛПв=Пр - 2=4 -2=2 фигуры влево.
Б) Для стрелкового оружия под винтовочный патрон и патрон калибра 5,45 мм – «Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить и разделить на два» или
Пример. Стрельба ведется из АК-74 по грудной фигуре на дальность 400 м. Ветер умеренный боковой справа. Определить поправку. Решение.
фигура вправо
Для повышения вероятности поражения по вертолету ведется сосредоточенный огонь, очередями в 5 - 8 патронов, с расходом на автомат (ручной пулемет) до одного магазина и для пулемета до 50 выстрелов. Такая плотность сосредоточенного огня обеспечивает достаточную надежность стрельбы на дальностях до 500 м из автомата и ручных Пулеметов и на дальностях до 1000 м из пулеметов ПК (ПКГ). Методические рекомендации по обучению стрельбе
Командиры отделений обучают солдат приемам стрельбы из стрелкового оружия, и отрабатывают с ними подготовительные упражнения: по обучению разведке целей, определению исходных установок для их поражения и целеуказанию (в дальнейшем будем сокращенно называть «разведка целей»), по обучению стрельбе.
Перед выполнением подготовительного упражнения по обучению разведке целей командир отделения ставит обучаемым задачу. При этом он указывает ориентиры, положение и характер действий противника, место наблюдения и при необходимости порядок его оборудования (для отделения), на что обращать внимание, порядок доклада о результатах наблюдения. Если наблюдение ведется с ходу, то дополнительно указываются исходное положение, направление движения и наблюдения.
После постановки задачи командир отделения подает команду «По местам», а затем - «Приступить к наблюдению», по которой начинается показ целей. Результаты разведки целей обучаемые записывают или докладывают командиру отделения в форме целеуказания, например: «Ориентир первый, вправо 30, дальше 100, танк в окопе, 700».
После выполнения упражнения командир отделения собирает у обучаемых записи (если они велись) и производит разбор. При этом для оценки точности измерения дальности до цели следует руководствоваться следующими нормами допустимых ошибок:
при глазомерном способе определения дальности: на «отлично» - 10% (ночью 15%), на «хорошо» -15% (ночью 20%), на «удовлетворительно» - 20% (ночью 25%);
по шкалам прицела (прибора наблюдения): на «отлично» - 7%, на «хорошо» -10%, на «удовлетворительно» - 15%.
Допустимая ошибка определения скорости движения цели составляет: на «отлично» -15%, на «хорошо» - 20%, на «удовлетворительно» - 25% действительной скорости.
Подготовительные упражнения по обучению стрельбе включают решение одной или нескольких огневых задач. Под решением огневой задачей понимается поражение одиночной или групповой цели стрельбой боевыми патронами или условными выстрелами. В последнем случае поражение целей командир отделения определяет с помощью учебных стрелковых приборов.
Оценка за выполнение подготовительного упражнения выводится «отлично», если поражены (обнаружены) все цели, «хорошо», если поражено (обнаружено) не менее двух третьих целей, «удовлетворительно», если поражено (обнаружено) не менее половины целей, в том числе не менее половины целей, по которым велась стрельба боевыми патронами.
Выполнению подготовительных упражнений по обучению стрельбе должно предшествовать обучение приемам стрельбы (действиям при вооружении).
При изучении любого приема стрельбы {или его части) в пешем порядке командир отделения образцово показывает порядок выполнения приема стрельбы сначала в целом, далее по частям (по разделениям), попутно объясняя показываемые действия, а затем приступает к тренировке.
Подготовительные упражнения по обучению стрельбе в пешем порядке обычно отрабатываются следующим образом.
Командир отделения вводит обучаемых в тактическую обстановку и ставит им задачу. После этого, если предусматривается выполнение упражнения стрельбой, обучаемые получают положенное количество боеприпасов (боевых патронов). По команде командира отделения «К бою» солдаты занимают свои места на позиции, изготавливаются к стрельбе (не заряжая оружие боевыми патронами) и докладывают командиру отделения: «Такой-то к бою готов». Командиры отделений докладывают командиру взвода о готовности отделений к бою. После этого командир подает команду на применение боевых патронов одному из солдат первой смены и дает сигнал на показ первой цели. Остальные солдаты отделения производят по цели условные выстрелы, после чего записывают на бланке (табл. 5) наименование обнаруженной цели, дальность до нее и исходные установки.
Закончив обучение одного солдата, командир отделения приступает к обучению другого, а остальные солдаты отделения действуют, как при решении огневой задачи.
В таком же порядке решаются остальные огневые задачи.
Таблица 5
Бланк записи решения огневых
задач
(вариант записи для пулеметчика
ПК)
№ п/п |
Наименование цели (или номер мишени) |
Дальность до цели, м |
Исходные установки |
Результаты стрельбы |
||
|
|
|
Прицел |
Поправка направления |
Точка прицеливания (по высоте) |
|
1 |
Группа пехоты |
600 |
6 |
Целик 0 |
Центр цели |
+ |
2 |
Наступающая пехота |
500 |
5 |
Целик 0 |
Центр цели Под цель |
Цель |
После того как обучаемый первой смены закончит стрельбу, руководитель подает команду «Прекратить огонь, разряжай», осматривает оружие и возвращает отделение в исходное положение. Затем, пользуясь бланками записей, проверяет решение огневых задач каждым солдатом и производит разбор.
Методика проведения занятий командиром отделения в ходе огневой тренировки на учебном месте «Тренировка личного состава мотострелкового отделения в действиях на поле боя в составе боевых групп в различных условиях обстановки» требует сочетать навыки, приобретенные в ходе занятий по тактической подготовке, с навыками в стрельбе из стрелкового оружия для подготовки и выполнения упражнений боевых стрельб боевых групп, а также боевых стрельб отделений и взводов.
Исходя из штатной численности отделения, боевые группы («двойки», «тройки») могут быть в составе: гранатометчик, помощник гранатометчика и стрелок, пулеметчик, номер его расчета и стрелок, снайпер со старшим стрелком
Личный состав отделения выстраивается в составе указанных боевых групп, командир отделения вводит обучаемых в тактическую обстановку и ставит им задачу. Подготовительные упражнения по действиям боевых групп на поле боя составляются, исходя из условий упражнений боевых стрельб. В ходе тренировки командир отделения добивается выполнения обучаемыми следующих действий:
находясь в исходном положении для атаки, военнослужащие учатся самостоятельно определять естественные укрытия, которые можно использовать при перемещении на поле боя. Важно правильно осуществить выбор места огневой позиции, способа передвижения на поле боя (перебежки, переползания, перекаты) и положения для стрельбы; при перемещении военнослужащие поднимаются и перебегают зигзагом к укрытию на огневом рубеже, не добегая его, падают и перекатом укрываются за ним (перемещение боевых групп на поле боя осуществляется бессистемно).
При сближении с противником важное значение имеет выбор очередной огневой позиции, умение использовать складки местности и местные предметы для скрытного передвижения на поле боя.
Пример действий боевых групп: пулеметчик ведет огонь, а номер расчета, выскочив из окопа, совершает бросок на 10-20 метров к выбранному укрытию. Стрелок, выскочив из траншеи, бежит зигзагообразно и, не добегая укрытия, падает и быстро переползает за выбранное укрытие. Сразу же, поднявшись под прикрытием огня пулеметчика и номера расчета, перебегает еще на 10-15 метров вперед. После чего открывает огонь. Под его прикрытием перебежку осуществляет пулеметчик.
Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
Учебные стрелковые приборы позволяют командиру своевременно обнаруживать ошибки, допускаемые обучаемыми, легче показать эти ошибки и добиться их устранения. Они обычно включаются в комплект командирских ящиков (КЯ-56, КЯ-58, КЯ-73, КЯ-83).
В комплект командирского ящика КЯ-73 входят линейка стрелковая с мушкой и сетками оптических прицелов, линейка гранатометная с сетками оптических прицелов, указка магнитная с экраном, ортоскоп диоптрийный к открытым прицелам, ортоскоп к оптическим и ночным прицелам, боковое стекло на магнитном основании и фиксатор прицеливания.
Линейка стрелковая с мушкой и сетками оптических прицелов предназначена для изучения правил стрельбы и обучения прицеливанию из автоматов, пулеметов и снайперской винтовки.
На одной стороне линейки изложены некоторые правила стрельбы, а на другой нанесены контуры целей, видимых на дальностях от 100 до 600 м.
С помощью мушки можно показать правильное положение ее в прорези прицельной планки, объяснить порядок прицеливания, учета величины упреждения, корректирования стрельбы и т. д.
Сетки оптических прицелов для снайперской винтовки, пулеметов ПКТ, КПВТ и ночного прицела имеют то же назначение, что и мушка.
Линейка стрелковая с мушкой и сетками оптических прицелов стрелкового оружия. Контрольная линейка служит для определения правильности выноса точки прицеливания с учетом поправок на ветер и движение цели. Она имеет деления для отсчета и два зажима.
Чтобы подготовить прибор к работе днем, необходимо установить его на крышке командирского ящика и разместить в 10 м от прицельного станка с закрепленным п нем оружием. По команде командира отделения показчик прикладывает мишень указки к какой-либо части экрана, а командир наводит оружие в цель (в мишень на указке), закрепляет станок и подает команду «Отмечай». Показчик через отверстие в мишени отмечает карандашом точку па экране, которая принимается за контрольную и обозначается буквой К. Затем указка смещается, и обучаемый, не сбивая положения оружия, командует показчику, в какое положение поставить указку, чтобы она совпала с контрольной точкой. По его команде «Отмечай» показчик делает отметку. Наводка производится три раза. После этого командир оценивает однообразие (кучность) прицеливания: «отлично», если все три отметки вместились в круг диаметром 3 мм; «хорошо» - о5 мм; «удовлетворительно» - 10 мм. Указка магнитная и экран, подготовленные к работе ночью: 1 - командирский ящик; 2 - экран; 3-указка магнитная; 4 - имитатор стрельбы Для проверки правильности и однообразия прицеливания в ночных условиях используется съемный имитатор вспышек выстрелов, который состоит из лампочки, закрытой кожухом, батарейки от карманного фонаря, штепсельного разъема, вилки, выключателя и провода. Кожух имеет отверстие для прохода света и пластинку для крепления его на указке. Батарейка закрепляется на крышке командирского ящика, Применение указки ночью аналогично применению ее днем. При этом оценка за однообразие прицеливания выводится «отлично», если все три отметки вмещаются в круг диаметром