Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3430
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
Распределение часов по разделам
ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма
1.1. Понятие и истоки терроризма
1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
2.2. Терроризм в современной России
2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ
4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
4.4. Борьба с финансированием терроризма
4.5. Правовой режим контртеррористической операции
4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей
7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
8.3. Поступление угрозы в письменной форме
8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
9.1. Организация охраны объекта
9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
Наша страна имеет богатый опыт противодействия терроризму. До октября 1917 г. в охране государственного и общественного строя и борьбе с терроризмом принимала участие вся система государственных и негосударственных органов России.
К сожалению, в период становления российской государственности в 1991-1994 гг. высшее военно-политическое руководство России не только не использовало зарубежный и имеющийся отечественный опыт борьбы с терроризмом, но и допустило прямое попустительство образованию на территории Чеченской Республики террористического режима.
Цель терроризма - нарушить общественную безопасность и оказать влияние на принятие решения органом власти. Терроризм сопутствует совершению опасных, в том числе и государственных, преступлений, посягающих на суверенитет, территориальную неприкосновенность государственную безопасность и обороноспособность страны, политическую и экономическую систему; нередко под угрозу ставится мир и мирное сосуществование государства.
Для достижения поставленных целей терроризм может быть использован как отдельными людьми, так и группами. Он является средством профессионалов для придания их деятельности или их требованиям широкой огласки в обществе. В большинстве случаев к терроризму прибегают тогда, когда другие акции (политические переговоры, массовые демонстрации) результатов не дали. Стало очевидным, что для эффективной борьбы с ним требуются совместные усилия всего мирового сообщества, координация коллективных действий на глобальном, региональном и национальном уровне.
39-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1984г. приняла специальную резолюцию14. Таким образом, Российская Федерация предпринимает огромные усилия как на международной арене, так и внутри страны по борьбе с этим злом.
Президентом, Правительством, Советом безопасности принят ряд мер по активизации борьбы с терроризмом.
Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе. На основании данного закона 6 ноября 1998г. Правительством России было принято Постановление №1302 «О федеральной антитеррористической комиссии».
Согласно утвержденному положению федеральная антитеррористическая комиссия является координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Решения, принимаемые федеральной антитеррористической комиссией, обязательны для всех федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, региональных Антитеррористических комиссий, а также других организаций РФ.
Таким образом, была создана законодательная основа проведения единой государственной политики противодействия терроризму в России.
Изменение в социально-экономическом положении страны в лучшую сторону, реальные сдвиги в направлении социальной стабилизации могут способствовать снижению факторов благоприятствующих развитию терроризма.
Борьба с терроризмом, проявлением его в различных формах стала насущной задачей, проблемой для всех органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, населения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999г. № 1040 “О мерах по противодействию терроризму” [1.2.4.] в целях обеспечения экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной безопасности, обеспечения стабильности и правопорядка в субъектах РФ приняты постановления глав администраций области, в соответствии с которыми разработаны соответствующие нормативно-правовые базы, созданы антитеррористические комиссии, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму и экстремизму, временные оперативные штабы при муниципальных образованиях.
Главными задачами этих органов и формирований являются:
- разработка и осуществление мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному, религиозному экстремизму;
- внесение предложений по формированию системы мер по антитеррористической защите населения;
- осуществление контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления существующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом, политическим, национальным и религиозным экстремизмом;
- организация безопасности и бесперебойного функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнедеятельности;
- оказание помощи представителям органов местного самоуправления, органам внутренних дел, ФСБ, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении ЧС, обеспечение их взаимодействия при проведении эвакуационных мероприятий, ликвидации последствий терактов с минимальными потерями;
- организация жизнеобеспечения в районах временного отселения.
Указом Президента РФ от 13 сентября 2004 года № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» [1.2.2.] на Правительство РФ совместно с МЧС, ФСБ, МВД, МО возложена обязанность разработать эффективную систему государственного управления в кризисных ситуациях, предусмотреть выработку мер по предотвращению совершения террористических актов, в том числе с применением ядерных, радиоактивных, химических, бактериологических веществ.
В соответствии с ФЗ «О борьбе с терроризмом» основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство РФ.
Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:
-Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
-Министерство внутренних дел Российской Федерации;
-Служба внешней разведки Российской Федерации;
-Федеральная служба охраны Российской Федерации;
-Министерство обороны Российской Федерации.
Другие федеральные органы также участвуют в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции.
Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.
Пограничные органы и войска осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвуют в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.
Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.
Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.
Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.
Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.
5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
Выполнение мероприятий по предотвращению совершения террористических актов организовано и на территории Омской области. Указом Губернатора от 5 февраля 2003 г. № 27 утверждено Положение об областной антитеррористической комиссии и утвержден состав комиссии [1.5.4.]. Постановлением Мэра города Омска от 13 февраля 2003 года № 42-п утверждено Положение о городской антитеррористической комиссии и определен ее состав. Областная и городская антитеррористические комиссии являются координационными органами, осуществляющими проведение на территории Омской области и города Омска государственной политики в области борьбы с терроризмом, осуществление мероприятий по повышению эффективности работы антитеррористических органов, сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма, участие в разработке правовых, политических и организационных мер по обеспечению исполнения законодательства о борьбе с терроризмом.
Непосредственно деятельность по предотвращению, выявлению и пресечению террористической деятельности и ликвидацию последствий террористических актов осуществляют Управления ФСБ, МВД, МО, МЧС по Омской области, областные и городские исполнительные органы.
При получении информации об угрозе террористического или диверсионного акта, установлен следующий порядок действий должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.
О факте возникновения чрезвычайной ситуации на территории Омской области, связанной с обнаружением взрывоопасного предмета (ВОП), оповещаются оперативные дежурные территориальных управлений (отделов) ГОЧС, территориальные управления (отделы) ГУВД области, военные комиссариаты городов и районов области, отделы Управления ФСБ России по г.Омску и Омской области, соответствующих муниципальных образований Омской области, которые докладывают о возникновении ЧС в порядке, установленном нормативными актами.
Общее руководство организацией ликвидации ЧС, связанных с ВОП на территории муниципальных образований осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего муниципального образования, при которой создается штаб, включающий представителей группы разминирования, а также представителей сил и средств территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Непосредственное руководство ликвидации ЧС осуществляет председатель комиссии по ЧС. Руководителю ликвидации ЧС подчинены все территориальные силы и средства предупреждения ЧС. Руководитель в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Омской области.
Главное управление ГОЧС Омской области при получении информации об обнаружении ВОП:
-
оповещает Военный комиссариат Омской области, Управление ФСБ России по г. Омску и Омской области, начальника военного гарнизона, прокуратуру Омской области;
-
осуществляет координацию работ и контроль за действием групп разминирования и сил Омской областной ТП РСЧС;
-
организует взаимодействие с группами разминирования Омского военного гарнизона, Управлением ФСБ по г. Омску и Омской области и другими специализированными ведомственными организациями при наличии соответствующих договоров.
Управления (отделы) ГОЧС городов, районов:
-
под руководством КЧС организуют выполнение первоочередных мероприятий по предотвращения взрыва (возгорания) ВОП, эвакуации людей из опасной зоны;
-
принимают меры по обезвреживанию ВОП.
Территориальные органы УВД Омской области при получении информации об обнаружении ВОП, а также при угрозе взрыва:
-
оповещают территориальные управления (отделы) ГОЧС Омской области, территориальные органы Управления ФСБ России по г. Омску и Омской области, а также городского (районного) прокурора;
-
принимают меры к оцеплению места обнаружения ВОП и его охране, эвакуации граждан из зоны возможного поражения и охране общественного порядка в районе ЧС;
-
направляют к месту обнаружения ВОП дежурную следственную оперативную группу;
-
организуют оперативно-розыскные мероприятия, осуществляют регулировку движения в районе ЧС, оповещают население о действиях в условиях ЧС, сопровождают граждан за пределы зоны поражения, сопровождает силы и средства, участвующие в ликвидации ЧС, а также оказывают содействие группам разминирования для быстрейшего прибытия к месту ЧС;
-
вызывают к месту обнаружения ВОП соответствующие территориальные подразделения Управления государственной противопожарной службы МЧС области;
-
территориальные подразделения ППС МЧС Омской области организуют дежурство пожарного расчета в районе ликвидации ЧС, а также извлечение пострадавших и вывод населения из зоны пожара.