Файл: Экономическая теория.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 2231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ

3. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ДВИЖЕНИЕ

4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

7. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЗАКОНЫ. МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ

9. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ

10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ

11. ДЕНЬГИ КАК КАТЕГОРИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ТЕОРИИ ДЕНЕГ

12.ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

13.ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕГ

14. РЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ

15. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

П 17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

19. МИКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЗАКОН СПРОСА, КРИВАЯ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ

22. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

23. ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК

24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ

27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

28. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

29. КАПИТАЛ: РАЗЛИЧИЕ ТРАКТОВОК И ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА

35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)

36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

38. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

39. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ

40. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО: БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД, МЕТОД СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

41. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

43. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ГО ГРАФИК. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

44. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ И СБЕРЕЖЕНИЮ

45. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ИНВЕСТИЦИЙ

46. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

48. ТРУД КАК РЕСУРС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРИИ ТРУДА

49. РЫНОК ТРУДА: ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА

РЫНОК ТРУДА - ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, НОРМ И ИНСТИТУТОВ, ОБЕСПЕ­ЧИВАЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА.

50. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

51. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В МОНЕТАРИСТСКОМ И КЕЙНСИАНСКОМ ПОДХОДАХ

52. КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ

53. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга, которая предполагает их отбор и допущение к торгам. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на «уличном» рынке. 55. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

59. МЕГАЭКОНОМИКА: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

60. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ

Обычно в литературе отмечают четыре способа их воздействия на заработную плату.

  1. Ограничение предложения труда, которое достигается: ограничением рабочего времени с помощью законодательства, запрещением принимать на работу не членов профсоюза, лими­тированием нагрузки и интенсивности труда.

  2. Давление на предпринимателей при заключении коллектив­ных договоров в сторону повышения ставки заработной платы.

  3. Содействие росту тех видов производства, которые вызы­вают спрос на труд и тем самым рост заработной платы.

  4. Борьба с монополизацией производства. Известно, что монополия добивается повышения цен за счет сокращения про­изводства, что отрицательно сказывается на уровне заработной платы. Выступления против монополии сдерживают тенденцию к падению заработной платы.

35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)

В любой стране имеются такие подсистемы хозяйства, которые занимают обособленное положение и имеют самостоятельное зна­чение в национальной экономике. Им отводится промежуточное место между микро- и макроэкономикой. Раздел экономической теории, в котором они исследуются, называется МЕЗОЭКОНО-МИКОЙ (греч. mesos — промежуточный).

Структура мезоэкономики включает в себя аграрно-промышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, систему высшего и среднего образо­вания и др.

Особое место в мезоэкономике отводится изучению проблем региона (см. вопрос 36).

Остановимся вкратце на характеристике первых двух входящих в мезоэкономику подсистем.

АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК).

АПК - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОТРАСЛЕЙ НАЦИОНАЛЬ­НОЙ ЭКОНОМИКИ, ЗАНЯТЫХ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРО­ДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ЕЕ ХРАНЕНИЕМ, ПЕРЕРАБОТКОЙ И ДОВЕДЕНИЕМ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ. АПК включает в себя четыре сферы.

I сфера — отрасли промышленности, поставляющие сельскому
хозяйству средства производства и осуществляющие техническое
обслуживание сельского хозяйства.

II сфера — собственно сельское хозяйство.

  1. сфера — отрасли, обеспечивающие доведение сельхозпро­дукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транс­портировка, реализация).

  2. сфера — инфраструктура: дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хране­ния и др. Следует отметить, что звенья инфраструктуры имеются в каждой из первых трех сфер. Это дает повод некоторым эконо­мистам не выделять инфраструктуру в самостоятельную сферу.

Основой формирования АПК является аграрно-промышленная интеграция, т. е. процесс соединения сельского хозяйства со смежны­ми отраслями, занимающимися обслуживанием сельского хозяйства и доведением его продукции до потребителя.

Аграрно-промышленная интеграция — результат развития НТП, углубления общественного разделения труда и специали­зации производства.


В условиях рыночной экономики агропромышленная интег­рация является основой для формирования агробизнеса.

Простейшей первичной формой агробизнеса является ферма. Процесс концентрации и централизации производства приводит к созданию крупных ферм и агропромышленных объединений, т. е. к постепенной монополизации.

Монополизация может вызвать рост цен и, как следствие этого, сокращение спроса. Сокращение спроса снизит доход земледельцев и объем производимой продукции, что ударит по потребителю.

С целью восстановить экономические условия, приемлемые для потребителя и производителя, государство в рыночной эко­номике должно через систему дотаций осуществлять политику регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ВПК).

ВПК - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВОЕННЫХ И ГРАЖДАН­СКИХ ОТРАСЛЕЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ВОЕННУЮ ПРО­ДУКЦИЮ И ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТ­НИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ЭТОМ КОМПЛЕКСЕ.

П роблемами взаимосвязи войны и экономики экономисты интересовались еще со времен меркантилистов, занимались ими и классики.

В 20-е гг. XIX в. в экономической литературе появилось по­нятие военной экономики, которое оформилось в самостоятель­ную теорию в период Первой мировой войны, а во время Второй мировой войны получило дальнейшее развитие на основе теории государственного регулирования Дж.М. Кейнса.

В послевоенный период, когда в национальных экономиках ВПК занял твердые позиции, интерес к его исследованию из чисто теоретического перерос в сугубо практический.

Современная наука в истории развития ВПК выделяет не­сколько этапов.

Первый этап относится ко времени Первой и Второй мировых войн, когда накопленных для ведения войны средств оказалось недостаточно, в связи с чем начался бурный процесс мобилиза­ции военного производства. Некоторые экономисты этот период называют мобилизуемым.

Второй этап начался в послевоенный период, когда продолжа­лось наращивание выпуска военной продукции, а ВПК превратился в один из основных секторов экономики. Этот этап называют перманентной военной экономикой.

Третий, современный, этап, называемый ограничиваемым, на­правлен на свертывание военной продукции. Для него характерна конверсия.

КОНВЕРСИЯ - ЭТО ПЕРЕВОД ВОЕННОГО ПРОИЗ­ВОДСТВА НА ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Различают три формы конверсии: «физическую», «экономи­ческую» и «рыночную».

Физическая конверсия означает перепрофилирование оборон­ных заводов на выпуск изделий гражданского назначения. Этот путь создает много проблем и связан с крупными затратами, направленными на физическое уничтожение военных предпри­ятий.

Экономическая конверсия делает упор на сбыт военной про­дукции, т. е. на экспорт. Этот тип конверсии предпочтительнее, так как военные предприятия сохраняют свои кадры и передовые технологии, а полученные от реализации средства направляют на постепенное перепрофилирование производства.


Российский опыт конверсии является преимущественно «фи­зическим», поэтому не может считаться удачным.

Некоторые исследователи этой проблемы считают, что сле­дует использовать «эффективную рыночную конверсию», которая предусматривает перепрофилирование предприятий оборонной про­мышленности на выпуск изделий, не имеющих на мировых рынках аналогов.

Россия имеет для такого рода производства базу в виде фунда­ментальных разработок, передовых технологий, кадров высокой квалификации, которые не должны уничтожаться или распылять­ся. Напротив, они призваны работать и способствовать созданию новой структуры национальной экономики.

36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

Региональная экономика структурно относится к мезоэкономике. Понимание ее сущности следует искать в значении слова «регион» (лат. regioстрана, область), которое трактуется как крупная инди­видуальная территориальная единица (природная, экономическая, политическая и т. д.).

Территориальное развитие для России всегда имело большое значение. Недаром М.В. Ломоносов пророчески заметил: «Рос­сийское могущество прирастать будет Сибирью и Северным оке­аном».

Исследования по экономике отдельных районов пелись в России уже в XIX в. В СССР они начались в 20-е гг., наибольшее развитие получили в начале 60-х в связи с появлением территори­ального планирования. В это же время академиком И.И. Некрасо­вым было введено в научный оборот понятие науки о регионе.

Однако к середине 70-х гг. общепринятого понимания ее пред­мета еще не сложилось.

Одни исследователи (например, И.И. Некрасов) считали, что региональная экономика изучает экономические и социальные факторы, влияющие па рациональное размещение и развитие про­изводительных сил. Другие (например, А.Е. Пробе) полагали, что региональная экономика представляет собой часть экономической географии.

Третьи (например, В.Ф. Павленко) в предмет региональной экономики не включали проблемы размещения производительных сил, а рассматривали ее как аналог отраслевых экономик (сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи и т. д.).

В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКО­НОМИКА - ЭТО ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА. ОНА ИССЛЕДУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЫНОЧНЫМ РАЗВИТИЕМ ХОЗЯЙСТВА ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ И ИХ ВКЛЮЧЕНИЕМ В ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

В разные периоды российской истории по отношению к ре­гионам доминировал какой-либо из двух подходов.

Один призывал к концентрации производства, монополиза­ции экономики, к росту значения городов, к усилению центральной власти.

Второй — к усилению самостоятельности регионов, повыше­нию роли и престижа сельской жизни, к ослаблению центральной власти.


Исторически в России превалировала тенденция к центра­лизации. Сейчас в территориальном развитии растет значение децентрализованной группы приоритетов, а регион становится главным субъектом экономических и политических отношений.

Это обстоятельство обязывает исследователей, с одной сто­роны, определить общие черты, присущие всем регионам страны, с другой — выявить специфику каждого из них и на базе полученных результатов выработать конкретную программу по их дальнейшему комплексному развитию.

К началу реформирования российские регионы имели общие черты, которые явились следствием региональной политики, прово­димой в советское время.

К ним относятся: • узкая специализация регионов с доминированием какого-ли­бо одного комплекса: рыбопромышленного, мясо-молочного,

военно-промышленного и т. д.; дальние экономические связи между поставщиками и потре­бителями;

  • существование «закрытых» городов и критическое состояние малых городов;

хронически низкая продуктивность сельского хозяйства.
Нынешнее состояние регионов тоже отмечено общими признаками. Но на этот раз они вызваны иными причинами, рожденными
переходом к рынку. Важнейшими из них являются:

  • разрыв сложившихся экономических связей между бывшими республиками;

  • появление на внутреннем рынке внешнего конкурента;

  • слабость позиций внутреннего производителя в конкурентной борьбе с иностранными;

  • инфляция и расстройство прежней денежно-кредитной сис­темы;

кризис неплатежей (в том числе заработной платы) и др.
Вместе с тем кризисные явления имеют значительные регио­нальные особенности. Так, основным центром деловой активности
является Москва. С отрывом от нее идут Санкт-Петербург, Урал
и Западная Сибирь. Еле заметно значение Центра и Поволжья,
и уже почти неразличимы все остальные районы.

Пребывание российских областей в 1990-е гг. в кризисном состоянии способствовало появлению в научном обороте нового термина «проблемные регионы».

Основными типами проблемных регионов являются: слабораз­витые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

К СЛАБОРАЗВИТЫМ относятся регионы, которые хрони­чески отстают от среднероссийского уровня экономического и социального развития. В эту группу входит большинство регио­нов Северного Кавказа, Марий Эл, Алтай, Тува, ряд областей Европейской части России.

Причина их слабости кроется в недостаточном производствен­ном и финансовом потенциале.

ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ — это территории, облада­ющие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением произ­водства, реальных доходов населения и ростом безработицы.

Чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК, по­терявшие государственный заказ. В эту группу входят наиболее индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского экономических регионов.


ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ считаются регионы, за­грязненные радиоактивными и другими техногенными отходами. К ним относятся Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье Каспийского моря и др.

В ОДНУ ГРУППУ С ПРИГРАНИЧНЫМИ РЕГИОНАМИ входят зоны межэтнических конфликтов (Северный Кавказ) и повышенного политического риска (Калининградская обл., Приморский край).

Огромные различия российских регионов предопределили необхо­димость принятия Правительственной программы по их реформи­рованию. В ней сделана попытка объединить интересы федерализма и регионализма.

ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ объединены в че­тыре группы.

Социальные задачи:

  • обеспечение минимально достаточных условий жизни насе­ления всех регионов;

  • возрождение деревни и малых городов;

  • удержание безработицы в приемлемых рамках;

  • упорядочение миграции населения, включение беженцев и бывших военнослужащих в хозяйственную жизнь. Экономические задачи:

  • содействие эффективной специализации регионов;

  • участие в хозяйственном освоении новых регионов;

  • преодоление распада межрегиональных хозяйственных свя­зей;

  • поддержка структурных прогрессивных преобразований в ста­ропромышленных районах;

  • преодоление кризиса в депрессивных регионах. Экологические задачи:

  • устранение кризисных ситуаций в районах с чрезмерными нагрузками на природную среду;

  • ликвидация последствий экологических катастроф. Задачи в области национальных и межэтнических отношений:

  • содействие решению проблем русскоязычного населения в странах зарубежья;

  • содействие традиционным формам хозяйствования малочис­ленных народов;

  • обеспечение условий для урегулирования разного рода кон­фликтов.

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗ­МА принимаются меры по обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств и свободы экономической деятельности. Все они направлены на формирование и укрепление единого экономического пространства на территории Российской Федерации.


37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

МАКРОЭКОНОМИКА (ОТ ГРЕЧ. MAKROS- БОЛЬШОЙ) -ЭТО ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ИЗУ­ЧАЮЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕ­НИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ.

Микро- и макроэкономика тесно связаны, так как имеют еди­ный предмет анализа — экономику. Но уровни изучения у них различны.

Микроэкономика анализирует закономерности развития и по­ведение отдельных структур: домашних хозяйств, фирм, банков и т. п.

Макроэкономика рассматривает экономику как единое целое, субъектами которого являются государство в лице правительстпа, профсоюзы, центральные банки, производители и потребители в целом.

Если микроэкономика имеет дело с объемами и ценами от­дельных товаров (зерно, ткани и др.), то макроэкономика опери рует агрегированными, суммированными величинами.