Файл: Билеты Налоговое право (полный).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 1972

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Основные причины возникновения налогов и сборов.

Причины возникновения налогов и налогообложения

2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.

3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.

Предмет налогового права

4. Метод налогового права.

Метод налогового права

5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.

Признаки налоговых правоотношений

Структура налоговых правоотношений

6. Публично-правовая природа налогового права.

7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.

8. Общие принципы налогообложения.

Принципы налогообложения

9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.

Особенности норм налогового права

Особенности норм налогового права:

Виды норм налогового права

11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.

Законодательство о налогах и сборах

Система налогов и сборов, юридический состав налогов

12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

14. Императивно обязательный характер налогов.

15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.

16. Основные различия налогов и сборов.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве

17. Основания классификации налогов и сборов.

Виды налогов:

18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».

Понятие и классификация субъектов налогового права

19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.

Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.

Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус

20. Основные элементы налогообложения.

Обязательные (основные) элементы

Факультативные элементы

Вспомогательные элементы юридического состава налога

21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.

НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы

Объект налогообложения

22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.

23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.

Понятие налоговой обязанности и ее исполнения

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов

Основания возникновения налоговой обязанности

Основания для прекращения налоговой обязанности

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Требование об уплате налогов и сборов

Содержание требования об уплате налога:

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Залог имущества

Поручительство

Пеня

Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Арест имущества

26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.

Понятие и значение налогового контроля

Цель налогового контроля:

Объекты налогового контроля:

Предмет налогового контроля:

Субъекты налогового контроля:

Формы и виды налогового контроля

Основные формы налогового контроля:

Виды налогового контроля:

Права неимущественные (права на неимущественные объекты) делятся на право пользования (местной символикой) и право заниматься определенными видами деятельности (лицензионные сборы).

Действиями, которые становятся объектом налогообложения, могут быть:

  • вывоз или ввоз на территорию страны (пошлина);

  • реализация товаров (акциз);

  • операции с ценными бумагами.

Деятельностью субъекта, которая может стать объектом налогообложения, является, например, добыча полезных ископаемых (платежи за право пользования недрами).

Результатами деятельности субъекта налогообложения, которые становятся объектом налогообложения, может быть получение:

  • прибыли;

  • добавленной стоимости;

  • дохода.

Одним из основных принципов при определении объекта налогообложения является однократность его возникновения. Эту норму необходимо понимать буквально: одним и тем же налогом дважды облагать один и тот же объект нельзя. Данный принцип не применяется относительно различных налогов, т.е. такой же объект налогообложения применяется более, чем для одного налога. Например, выручка от реализации продукции является объектом налогообложения и для НДС, и для акцизного сбора.

Методы формирования и определение размера базы налогообложения. Размер базы налогообложения может измеряться или стоимостными, или натуральными показателями.

Стоимостными показателями могут быть: объемы (масштабы) выполненного хозяйственного соглашения (например, продажа товаров, работ, услуг); стоимость имущества во владении; стоимость ввезенной (вывезенной) продукции на (из) территории страны.

Натуральными показателями могут быть:

  • вес товара (при ввозе подакцизного товара на территорию страны);

  • количество единиц товара (например, количество штук сигарет - при установлении суммы акцизного сбора);

  • содержание алкоголя в объеме алкогольной продукции или раствора спирта этилового (под алкоголем понимается 100% спирта этилового).

В законодательстве отдельных стран (в том числе и Украины) расхождение между объектом и базой налогообложения выражено нечетко и противоречиво. Это чаще всего приводит к отождествлению этих понятий.

Базу налогообложения можно определять количественно только в том случае, если наступил момент возникновения налогового обязательства. Существует два основных метода фиксации момента возникновения налогового обязательства.

Первый - налоговое обязательство возникает в момент получения средств в виде денег или в натуральном выражении. Этот метод получил название «кассовый» (или метод присвоения). Получение денег может происходить и в безналичной форме (на расчетный счет), и в наличной (в кассу предприятия).

Второй - исходной посылкой является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходом являются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Этот метод называется накопительным, или методом начислений.


В зависимости от точности и безусловности определения величины базы налогообложения, она может быть рассчитана разными способами: либо прямым, либо косвенным.

Прямой способ является основным и применяется по большинству налоговых платежей. Размер базы определяется на основе реальных и документально подтвержденных показателей.

Косвенный способ (или расчет по аналогии) применяется, когда невозможно точно определить базу налогообложения (например, плательщик оказывает противодействие должностным лицам налоговой инспекции при проверке его деятельности). Налогооблагаемый доход определяется на основании документов, которые подтверждают получение доходов налогоплательщиком, либо на основании документов об уплате налогов лицами, которые занимаются аналогичной деятельностью. Применяется также и условный (презумпционный) способ определения налога с доходов физического лица. Он очень похож на предыдущий, косвенный способ. В основу определения размера дохода гражданина закладываются вторичные признаки: сумма арендной платы, средняя сумма расходов на жизнь. Таким образом, можно получить приблизительную сумму дохода, из которого в дальнейшем налог начисляется в общем порядке.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет, безусловно, не является атрибутом (элементом) налога. Скорее, это такая функция на предприятии, без которой невозможно получить информацию обо всех операциях, которые могут (или влияют) на изменение налоговых отношений. Процедура накопления информации может осуществляться на основе или бухгалтерского, или налогового учета. Бухгалтерский учет обеспечивает, как известно, учет всех хозяйственных операций. И поскольку каждая из них может содержать об объекте и базе налогообложения, бухгалтерский учет может быть использован для целей начисления налога.

Но, с другой стороны, основным назначением бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, о его финансовом состоянии. Необходимость этой информации - в предоставлении ее другим предприятиям, банкам, финансовым органам, владельцу, а также инвесторам (реальным или потенциальным). Бухгалтерский учет не в состоянии учесть хозяйственные операции, выполненные с целью получения скрытой базы налогообложения (в частности, занижение суммы выручки путем продажи товара по цене не выше себестоимости). Исходя из этого, в зарубежных странах сформировались две модели сосуществования бухгалтерского и налогового учета.

Континентальная модель – бухгалтерский и налоговый учет совпадают, и первый выполняет фискальные функции. Применяется, в частности, в Германии, Швеции, Бельгии, Испании, Италии. При этой модели бухгалтерский учет является чрезвычайно сложным. Англосаксонская модель - параллельно ведется и бухгалтерский, и налоговый учет. Применяется, в основном, в США, Великобритании, Франции, Австралии, Канаде. Осуществление двойного учета допускает упрощение бухгалтерского учета. Ограничением использования этой модели является возрастание трудоемкости выполнения всех учетных операций (и бухгалтерских, и налоговых).


Применение налоговых ставок

В зависимости от диапазона ставок, которые применяются к определенному объекту налогообложения, они делятся на такие, которые устанавливаются:

  • или в единственном числе (например, НДС, налог на прибыль);

  • или во множественном, по методу налоговых тарифов (составляемых в виде систематизированного перечня ставок). Типичный пример - таможенные тарифы.

В зависимости от базы налогообложения применяются ставки тождественные (твердые) и процентные (частичные).

Твердая ставка означает сумму налога на единицу: товара (например, акцизный сбор на 1 тыс. сигарет), количественного показателя товара (акциз на 1 литр спирта 100%).

Процентная - устанавливается в доле от базы налогообложения. Такими являются НДС, налог на прибыль, много видов государственной и таможенной пошлины.

В зависимости от измерения базы налогообложения ставки могут оставаться или неизменными, или изменяться.

По принципу изменения ставок они бывают:

  • пропорциональные - не изменяются по мере изменения базы налогообложения;

  • прогрессивные - увеличиваются по мере роста базы налогообложения.

Прогрессивные ставки налогообложения могут основываться на простой или сложной шкале. Простая прогрессия действует для всей базы налогообложения. Сложная прогрессия предполагает низменность базы налогообложения на отдельные доли, каждая из которых облагается по более высокой ставке. Примером такой прогрессии является шкала ставок подоходного налога, который действовал на Украине в 1992-2003 гг.

Регрессивные (дегрессивные) ставки снижаются по мере роста базы налогообложения. Такой, например, является ставка государственной пошлины за обращение к суд. По мере роста суммы иска ставка снижается.

Применение нескольких видов ставок при обложении определенных объектов налогообложения называется смешанным методом обложения.

22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.

Факультативные элементы налогообложения

Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор .либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

а) изъятия — налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

б) скидки — льготы, сокращающие налоговую базу;

в) налоговые кредиты — льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:


снижение ставки налога;

вычет из налогового оклада (валового налога);

отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

зачет ранее уплаченного налога;

целевой (инвестиционный) налоговый кредит;

г) инвестиционный налоговый кредит — такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК.

К факультативным элементам налогообложения относятся налоговые льготы Налоговаялъгота — это предоставленнаяналоговым законодательствомисключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивиду альногохарактера

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один налоговый период или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы ( объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться

как на постоянной основе, так и на ограниченный срок;

как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории

Скидки— это льготы, сокращающие налоговую базу.

Они подразделяются на:

лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика);

общие скидки ( ими пользуются все плательщики ) и специальные скидки ( действующие для отдельных категорий субъектов).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Большинство видов этого кредита являются безвозвратными и бесплатными. Существуют следующие формы представления налоговых кредитов:


снижение ставки налога;

вычет из налогового оклада (валового налога);

отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

зачет ранее уплаченного налога;

целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада ( валового налога) может

быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами

Отсрочка уплаты налога — это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога— распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование — налоговая амнистия

Другие виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах— это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.

НК РФ Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

 1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;