Файл: Билеты Налоговое право (полный).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 1967

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Основные причины возникновения налогов и сборов.

Причины возникновения налогов и налогообложения

2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.

3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.

Предмет налогового права

4. Метод налогового права.

Метод налогового права

5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.

Признаки налоговых правоотношений

Структура налоговых правоотношений

6. Публично-правовая природа налогового права.

7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.

8. Общие принципы налогообложения.

Принципы налогообложения

9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.

Особенности норм налогового права

Особенности норм налогового права:

Виды норм налогового права

11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.

Законодательство о налогах и сборах

Система налогов и сборов, юридический состав налогов

12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

14. Императивно обязательный характер налогов.

15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.

16. Основные различия налогов и сборов.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве

17. Основания классификации налогов и сборов.

Виды налогов:

18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».

Понятие и классификация субъектов налогового права

19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.

Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.

Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус

20. Основные элементы налогообложения.

Обязательные (основные) элементы

Факультативные элементы

Вспомогательные элементы юридического состава налога

21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.

НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы

Объект налогообложения

22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.

23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.

Понятие налоговой обязанности и ее исполнения

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов

Основания возникновения налоговой обязанности

Основания для прекращения налоговой обязанности

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Требование об уплате налогов и сборов

Содержание требования об уплате налога:

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Залог имущества

Поручительство

Пеня

Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Арест имущества

26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.

Понятие и значение налогового контроля

Цель налогового контроля:

Объекты налогового контроля:

Предмет налогового контроля:

Субъекты налогового контроля:

Формы и виды налогового контроля

Основные формы налогового контроля:

Виды налогового контроля:

- соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

- направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

- представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

- осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

- по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные федеральными законами.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Должностные лица налоговых органов обязаны:

- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

Таможенные органы (Федеральная таможенная служба РФ) пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Свои действия они осуществляют в соответствии с таможенным и налоговым законодательством РФ, а также иными федеральными законами.

Должностные лица таможенных органов несут те же обязанности, что и должностные лица налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения (срок 2 месяца) налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Кроме того, Министерство финансов РФ утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.


Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники указанных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. № 22-О расходы на представительство в арбитражном суде и на оказание юридических услуг также должны включаться в состав убытков, подлежащих возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение

За неправомерные действия должностные лица и другие работники указанных органов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов государственных внебюджетных фондов

Согласно ст. 143 Бюджетного кодекса РФ государственными внебюджетными фондами являются фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан.

В Российской Федерации существует три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ (Федеральный и территориальные), а также Фонд социального страхования РФ. Их правовое положение устанавливается законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Они действуют согласно Бюджетному кодексу РФ (1998 г.), Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ); Положению о Фонде социального страхования РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г., Указу Президента РФ от 7 августа 1992 г. «О Фонде социального страхования Российской Федерации»; Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., Положению о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положению о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» от 24 февраля 1993 г., Уставу Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. и Указу Президента РФ от 29 июня 1998 г. «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и др.


В настоящее время Налоговый кодекс РФ не определяет полномочия государственных внебюджетных фондов в налоговых правоотношениях.

Однако, анализ нормативных правовых актов, определяющих их правовой статус, позволяет назвать ряд функций, напрямую связанных с налоговыми правоотношениями:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, входящих в состав единого социального налога;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- осуществление регистрации страхователей (налогоплательщиков) и выдача удостоверений о регистрации,

- организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

- обеспечение полноты и своевременности уплаты страхователями взносов.

Полномочия органов внутренних дел

Согласно Налоговому кодексу РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Органы внутренних дел и их должностные лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий. Эти убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Нельзя оставить без внимания еще одну категорию участников налоговых правоотношений. Это - органы, учреждения, организации и должностные лица, на которых возлагается обязанность сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. К ним относятся:

- органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями;

- Советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации, имеющие сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката;

- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц,

- органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

- органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств,

- органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного,

- органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику,

- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами,


- органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, обладающие сведениями: о фактах замены документа, об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе; о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ;

- банки. Они имеют следующие обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков:

- открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

- сообщают об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

- выдают налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

20. Основные элементы налогообложения.

Обязательные (основные) элементы

Обязательность фор­мализации всех элементов налога закреплена в Налоговом ко­дексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления налога;

  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов нало­гообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога мо­жет считаться установленной. В противном случае при неопределе­нии хотя бы одного обязательного элемента налог не может счи­таться установленным, следовательно, у налогоплательщика не воз­никает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно ус­тановленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность.

Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент на­логообложения, характеризующий организации и физические лица, на которые по закону воз­лагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собст­венных средств (точная трактовка в ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязан­ность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы).

Объект налогообложения — обязательный элемент, реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом объект следует отличать от предмета налогообложения (например, объект - право собственности на земельный участок, предмет - собственно земельный участок).


Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Налоговая база — обязательный элемент, характе­ризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку имен­но к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, напри­мер, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частно­сти, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложе­ния на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристи­ку объекта налогообложения».

Налоговая ставка — обязательный элемент, ха­рактеризующий размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждо­му налогу:

  • по федеральным — Налоговым кодексом РФ;

  • по региональным — законами субъектов РФ;

  • по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налого­вая база и определяется конечный размер налогового обязатель­ства. В ст. 55 НК дается трактовка это­го понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характери­зующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основ­ные методики исчисления, встречающиеся в российской практике:

  • некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);

  • кумулятивная (исчисление налога производится нарас­тающим итогом с начала налогового периода с определением ито­говой суммы по его окончанию).

В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Прием — это формализованное действие (формула), связываю­щее определенным законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приемы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декла­рации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространен способ самостоятельного исчисления налогового оклада — по дек­ларации. Его превалирование подтверждается ст. 52 НК, где дается законодательное определение порядка исчисления налога: «Налого­плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».