ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.11.2020

Просмотров: 10474

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Понятие международного частного права. Предмет, определение

Предмет международного частного права

Метод международного частного права

Метод международного частного права

Коллизионный метод международного частного права

Недостатки коллизионного метода:

Материально-правовой метод международного частного права

2.Сфера действия международного частного права. Проблема «иностранного элемента» в международном частном праве.

3.Коллизия права и общий метод международного частного права.

Коллизия права и общий метод мчп

5. Нормативный состав международного частного права.

6. Место международного частного права в юридической системе. Термин «Международное частное право».

7. Международное частное право как комплексная отрасль правоведения.

8. Соотношение и взаимодействие международного права и международного частного права.

9. Международные организации по вопросам международного частного права.

11. Основные принципы международного частного права.

12. Источники международного частного права, понятие, виды. Концепция двой-ственности источников, ее критика.

Основные виды источников в международном частном праве:

Понятие и специфика источников международного частного права

13. Российское законодательство по международному частному праву.

14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.

15.Роль международных договоров в развитии международного частного права. Участие РФ в договорах по международному частному праву.

Роль международных договоров в развитии мчп

16.Обычай как источник международного частного права.

Международное коммерческое право (lex mercatoria)

18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты.

Понятие унификации

Особенности правого механизма унификации права

Особенности правого механизма унификации права

Виды унификации

Особенности применения унифицированных норм

19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.

20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.

Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.

21. Понятие и строение коллизионной нормы.

Понятие и строение коллизионной нормы

Структура и содержание коллизионных норм

22. Виды коллизионных норм.

Виды коллизионных норм

23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления.

Основные коллизионные принципы.

24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.

«Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.

25. Современные тенденции развития коллизионных норм.

Современные тенденции развития коллизионных норм.

26. Статут частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Множественность статутов.

27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.

28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения.

«Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.

29. Основания и порядок применения иностранного права.

Основания и порядок применения иностранного права

30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.

31. Оговорка о публичном порядке.

32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве.

Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп

33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.

34. Взаимность и реторсии в международном частном праве.

Взаимность и реторсия

Реторсии

Взаимность в коллизионном праве

35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве.

Гражданская правоспособность физических лиц в мчп

36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.

37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.

38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим.

Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего

39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.

40. Основы правового положения иностранного юридического лица.

Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»

Теория инкорпорации

Теория оседлости

Теория центра эксплуатации

Теория контроля

«Офшорные» компании

41. Личный статут и национальность юридического лица: понятие и их соотношение.

Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица

42. Сфера применения личного статута юридического лица.

Сфера применения личного статута юридического лица.

Национальность и личный статут юридического лица

43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.

44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

Правовое положение иностранных юридических лиц в России

45. Государство как субъект международного частного права.

Государство как субъект мчп

46. Иммунитет государства: понятие, виды.

Виды иммунитета в теории и практике государств:

Концепции иммунитета государства

47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.

Международно-правовое регулирование иммунитета государства.

48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.

Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.

49. Международные организации – субъекты международного частного права.

Международные организации как субъекты мчп

Международные организации как субъекты международного частного права

50. Вещный статут и сфера его применения.

Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)

51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.

Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.

52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.

54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.

Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.

55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)

Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности

56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности.

Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.

57. Обязательственный статут и сфера его применения.

Обязательственный статут и сфера его применения.

58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.

59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации

Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)

60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

61. Договор международной купли-продажи товара.

62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г

63. Форма внешнеэкономического договора.

Форма внешнеэкономического договора (контракта)

64. Международный финансовый лизнг.

65. Международный факторинг

66. Обычаи международной торговли.

67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. ИНКОТЕРМС-2010

68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)

Принципы международных коммерческих договоров унидруа.

69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание.

Международные денежные обязательства: понятие, содержание

2 Основных подхода в расчетах:

70. Вексель и чек в международном частном праве.

Вексель и чек в международном частном праве

71. Валютные условия внешнеэкономической сделки.

Валютные условия внешнеэкономической сделки

72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.

Основные термины и понятия

73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.

74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.

75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.

76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.

77. Современные тенденции развития международного деликтного права.

Современные тенденции развития международного деликтного права.

78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.

Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.

79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.

80. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда, причиненного товарами, работами, услугами, недобросовестной конкуренцией, в Российской Федерации.

81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве.

Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве

Понятие и особенности интеллектуальной собственности

82. Международно-правовая охрана авторских прав.

83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации.

Авторские права иностранцев в Российской Федерации

84. Международно-правовая охрана смежных прав.

Международно-правовая охрана смежных прав.

85. Международно-правовая охрана промышленной собственности

86. Международно-правовая охрана товарных знаков.

Международно-правовая охрана товарных знаков

87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках СНГ.

88. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации. Права российских граждан за рубежом.

Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации

89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание.

Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание

1. Простая

90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах.

Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.

91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации.

Международно-правовое регулирование наследственных отношений

92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи.

Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи

93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.

94. Международно-правовое регулирование морской перевозки.

Международно-правовое регулирование морской перевозки.

95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.

Международные воздушные перевозки.

Международные воздушные перевозки

96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки.

Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.

97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с МЧП.

Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.

Понятие международного гражданского процесса

98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.

Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.

99. Международная юрисдикция по трансграничным гражданским делам: понятие, виды. Пророгационные соглашения.

Международная юрисдикция по трансграничным гражданским делам: понятие, виды. Пророгационные соглашения.

Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.

100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.

Исполнение решений иностранных судов

Признание решений иностранных судов

Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)

101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации.

Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.

102. Легализация официальных документов: понятие, способы.

Легализация официальных документов: понятие, способы.

Легализация официальных документов: понятие и способы.

103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.

Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.

104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках СНГ.

Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.

105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.

Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды

Виды МКА: институционный и изолированный

106. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.

107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках СНГ.

Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг

108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.

Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.

109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.

110. Специальный порядок разрешения инвестиционных споров между иностранным инвестором и государством (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)

Разрешение «международных» инвестиционных споров (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)

Упомянутое Руководство ОЭСР но многонациональным предприятиям подвергается изменениям по мере того, как меняются условия деятельности многонациональных предприятий. Так, Декларация ОЭСР об иностранных инвестициях и многонациональных предприятиях, принятая в 1976 г., подвергалась ревизии и уточнению в 1979, 1982 и в 1984 гг. В 2000 г. вышла новая редакция Руководства по многонациональным корпорациям, ориентировавшая государства – члены ОЭСР уже не на привлечение иностранных инвесторов, а главным образом на создание конкурентных условий для местных и зарубежных инвесторов. Об этом свидетельствует появление новой главы, посвященной конкуренции. Согласно положениям этой главы многонациональные предприятия обязаны действовать в рамках добросовестной конкуренции, как ее определяет национальное право страны, где осуществляется деятельность.

Таким образом, источники международного права рассматривают многонациональные (транснациональные) предприятия (корпорации) в качестве субъектов международного частного права. Такой же подход принят и в европейском праве.

В 2001 г. Совет ЕС принял Регламент о Статуте Европейской компании. В соответствии с этим Регламентом предусматривается введение новой организационно-правовой формы публичной акционерной Европейской компании с ограниченной ответственностью, или Societa Europea (SE). Принятие Регламента о Статуте Европейской компании является одним из этапов в работе в области унификации корпоративного права, которое в настоящее время представляет собой блок нормативных актов, принятых органами ЕС.

Создание общеевропейских организационно-правовых форм деятельности не ограничивается Европейской компанией. Регламент Совета ЕС от 25 июля 1985 г. № 2137 о Европейском объединении лиц с общей экономической целью (далее – Европейское объединение) предусматривает создание другой общеевропейской корпоративной формы – Европейского объединения. Порядок учреждения этой организации определяется положениями данного Регламента. Лица, желающие создать Европейское объединение, должны заключить договор и зарегистрировать организацию в порядке, предусмотренном ст. 6 указанного

Регламента. В соответствии со ст. 6 регистрация Европейского объединения осуществляется в государстве в соответствии с правилами и на основании документов, перечень которых определяет соответствующее государство.

Регламент о Европейской компании предусматривает порядок создания особой формы акционерной компании, именуемой Европейской акционерной компанией, и порядок управления ею. Указание на правовую форму данной организации должно содержаться в фирменном наименовании. В соответствии со ст. 2 данного Регламента учредителями ЕК могут быть акционерные компании, чей капитал формируется путем обращения к широкой публике с предложением о подписке на акции (публичные акционерные компании); имеющие зарегистрированные в государствах – членах ЕС структурные подразделения и головные организации, путем слияния по крайней мере двух из них, находящихся в юрисдикции различных государств – членов ЕС. Помимо приведенного способа создания Европейской компании в Регламенте предусмотрены и другие, в том числе создание холдинга компаниями, находящимися в разных странах – членах ЕС, путем подписки на акции дочерней компании, образованной компаниями из разных государств – членов ЕС. В последнем случае по крайней мере две из таких компаний должны подчиняться законам разных государств или не менее чем в течение двух лет иметь дочерние компании в других государствах.


Как следует из указанных регламентов, Европейское объединение и Европейская компания являются субъектами частного права, созданными в соответствии с национальным законом государства – члена ЕС[6]. Будучи субъектом гражданского права, Европейская компания обладает общей правоспособностью в отличие от Европейского объединения, правоспособность которого ограничена.

С оговорками следует применять категорию "иностранный инвестор" также и к международной организации, создаваемой в современных условиях предпринимательской деятельности, такой, например, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В этом случае регулирование деятельности "международной" организации будет аналогично тому, как если бы иностранным инвестором было иностранное юридическое лицо. Если международная организация не наделяется статусом юридического лица или если ее деятельность связана с исполнением публичноправовых функций, как это имеет место, например, в случае предоставления кредитов Международным банком реконструкции и развития (МБРР) государству – члену МБРР, международная организация рассматривается как субъект международного публичного права и отношения между ней и государством, принимающим инвестиции в форме кредитов, основываются на международном договоре.

По российскому праву в основе определения иностранного юридического лица, как уже отмечалось, лежит критерий места его учреждения (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). Согласно этому критерию к иностранным юридическим лицам следует относить компании, учрежденные по закону иностранного государства, а также филиалы указанных компаний, которые осуществляют деятельность на территории России и являются частью (структурным подразделением) головной организации – иностранного юридического лица.

Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в качестве иностранного инвестора рассматривает иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено. Действия иностранного инвестора по созданию юридического лица в России подчинены требованиям указанного Закона. К категории "иностранный инвестор" Закон относит также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена.

Как правило, организация, не являющаяся юридическим лицом, создается на основе гражданско-правового договора, например договора о совместной деятельности, и заключения такого договора достаточно для того, чтобы считать организацию созданной. Действующие на основе договора юридические и физические лица обычно реализуют свою правоспособность самостоятельно в соответствии с условиями и целями, предусмотренными договором. В этом случае иностранным инвестором следует считать иностранное юридическое или физическое лицо, участвующее в договоре.


Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, определен в ст. 1203 ГК РФ. Таковым является право страны, где эта организация учреждена. Определение личного статута такой организации связывается с фактом ее учреждения, который может быть подтвержден соответствующей записью в реестре. В то же время учреждение организации, не являющейся юридическим лицом, может и не быть связано с регистрацией такой организации. В соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" инвесторами являются, помимо юридических лиц, также "создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц". Указанные объединения юридических лиц не подлежат регистрации.

Пример организации, не являющейся юридическим лицом, – паевой инвестиционный фонд, цель которого – создание обособленного имущественного комплекса – фонда, формируемого за счет объединения имущественных взносов учредителей паевого инвестиционного фонда, передаваемых в доверительное управление управляющей компании. Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" специально подчеркивает, что паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом[7].

Условия признания инвестиционных фондов и определение применимого к ним права содержатся в Гаагской конвенции о праве, применимом к доверительной собственности (trust) и признании организаций, созданных на основе этого института, 1985 г., согласно которой под доверительной собственностью (trust) понимается не только институт права справедливости, существующий в английском праве, но также и "различные его модификации в праве других государств, относимые к своеобразным правовым институтам" (Конвенция вступила в силу 1 января 1992 г. Россия не является ее участницей).

Особое положение в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" занимают филиалы иностранных юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по обязательствам, принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ. В отношении филиалов иностранного юридического лица применяется требование о его аккредитации (ст. 21). Отказ в аккредитации может быть признан обоснованным только в случае необходимости защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Одним из способов решения сложной проблемы, обусловленной применением в праве разных государств различных критериев при определении национальности, государственной принадлежности юридических лиц, является унификация и гармонизация права отдельных государств.


В целях гармонизации права в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества (Римский договор 1957 г.) была сформулирована правовая норма-принцип, направленная на признание иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в странах Сообщества: "Компании или фирмы, которые учреждены в соответствии с законодательством какого-либо государства-члена, а также компании или фирмы, зарегистрированное местопребывание, центральное управление и основная предпринимательская деятельность которых находятся внутри Сообщества, приравниваются с точки зрения данной главы (Римского договора. – Н. Д.) к физическим лицам, являющимся гражданами государств- членов". При этом под компаниями или фирмами подразумеваются "компании или фирмы, учрежденные на основе гражданского или коммерческого права, в том числе кооперативные общества, а также другие юридические лица, регулируемые государственным или частным правом, за исключением обществ, не преследующих коммерческие цели" (ст. 58)[8].

Статья 58 Римского договора обеспечила унифицированное понимание термина "национальность юридического лица". Суд или административный орган на основе национального закона может определить, к какой иностранной правовой системе принадлежит данная организация. Соответственно, компания, учрежденная по национальным законам, даже если она контролируется иностранной материнской компанией или имеет стопроцентный иностранный капитал либо фактически выполняет функции филиала (представительства) зарубежной компании, будет подчинена режиму деятельности, предусмотренному для отечественных компаний, исходя из правила, по которому ее "национальность" определяется в соответствии с установленным в законе признаком (место инкорпорации или место нахождения органа управления, т.е. место "домицилия" компании).

Вместе с тем нужно иметь в виду, что согласно действующему национальному законодательству и доктрине "термин “национальность” в применении к юридическим лицам не имеет и не может иметь того значения, которое он имеет в применении к физическим лицам"[9]. Категория национальности применительно к юридическим лицам чаще используется для разграничения собственных (национальных) и чужих (иностранных) юридических лиц и в целях определения правового режима деятельности последних в границах национально-правовой системы. При этом к иностранным ("чужим" в данной правовой системе) могут относиться и часто относятся местные (собственные или национальные) юридические лица, контролируемые компаниями другого государства. Для решения вопроса, является данное юридическое лицо собственным (национальным) или иностранным (принадлежит иной правовой системе, чем правовая система регулирующего государства), следует обращаться к законодательству (например, к законам об иностранных инвестициях) соответственно того государства, где данное юридическое лицо осуществляет свою деятельность. Нормы этих законов являются обязательными для определения правового режима деятельности иностранных компаний. Такие нормы часто называются условиями допуска иностранных инвестиций.


Условия допуска иностранных инвестиций могут быть сформулированы и как требования к регистрации (аккредитации) филиалов иностранных юридических лиц или коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Например, согласно законодательству Дании иностранное юридическое лицо, которое не осуществляет хозяйственной деятельности в стране, где оно было учреждено, обязано обеспечить минимальный размер основного капитала в 200 тыс. крон, чтобы гарантировать права датских кредиторов, заключающих сделки с такой компанией. Именно это положение законодательства Дании стало предметом разбирательства в Европейском суде с точки зрения соответствия его нормам ст. 52 и 58 Римского договора, согласно которым, в частности, создание предприятий должно осуществляться "на условиях, установленных законодательством страны для собственных граждан и в соответствии с положениями главы, касающейся свободного движения капиталов" (Centros Limited v Erhvers: ECJ 9 Mar. 1999; Case C–21997). Согласно решению Европейского суда вопрос о соответствии Римскому договору норм датского законодательства об условиях регистрации филиала должен быть решен в зависимости от следующих обстоятельств: носит ли их применение характер дискриминации, обеспечивает ли достижение объективно необходимой цели, для которой было принято это законодательство. Указанные условия были сформулированы Европейским судом в деле Гебхарда (ECJ 30 Nov. 1995 Case С–55/94 Gebliard v. Consiglio del Ordine degli Avvocati e Procuratori di Milano).

Относительно допуска иностранных инвестиций Руководство по регулированию иностранных инвестиций, разработанное и принятое Мировым банком в 1992 г., предусматривает (ст. 2), что каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций. При этом наиболее эффективным решением проблемы правового регулирования иностранных инвестиций является открытый доступ, возможно, в рамках списка отраслей, открытых для иностранных частных инвестиций при существовании списка ограниченного числа отраслей, видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска.

На основе личного закона юридического лица определяется, является ли рассматриваемая организация юридическим лицом и к какому виду юридических лиц она относится.

В законодательстве отдельных государств вопросам личного статута (является ли организация юридическим лицом, каков объем правоспособности, в каком порядке оно возникает и прекращает свое существование) уделяется особое внимание. В российском законодательстве на основе личного закона определяются: правовой статус организации (является ли оно юридическим лицом); его организационно-правовая форма; требования к наименованию; вопросы создания, реорганизации и ликвидации, включая вопросы правопреемства; содержание правоспособности; порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и обязанностей; внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; способность юридического лица отвечать по своим обязательствам (п. 2 ст. 1202 ГК РФ). В английском праве согласно доктрине "внутренних отношений" личный статут применяется при регулировании так называемых внутрикорпоративных отношений, т.е. отношений между участниками юридического лица, а также отношений между самим юридическим лицом и его участниками. Личный статут в Великобритании определяет также порядок реорганизации и ликвидации юридического лица.