ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.11.2020
Просмотров: 11017
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение
Предмет международного частного права
Метод международного частного права
Метод международного частного права
Коллизионный метод международного частного права
Недостатки коллизионного метода:
Материально-правовой метод международного частного права
3.Коллизия права и общий метод международного частного права.
Коллизия права и общий метод мчп
5. Нормативный состав международного частного права.
6. Место международного частного права в юридической системе. Термин «Международное частное право».
7. Международное частное право как комплексная отрасль правоведения.
8. Соотношение и взаимодействие международного права и международного частного права.
9. Международные организации по вопросам международного частного права.
11. Основные принципы международного частного права.
Основные виды источников в международном частном праве:
Понятие и специфика источников международного частного права
13. Российское законодательство по международному частному праву.
14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
Роль международных договоров в развитии мчп
16.Обычай как источник международного частного права.
Международное коммерческое право (lex mercatoria)
18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты.
Особенности правого механизма унификации права
Особенности правого механизма унификации права
Особенности применения унифицированных норм
19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
21. Понятие и строение коллизионной нормы.
Понятие и строение коллизионной нормы
Структура и содержание коллизионных норм
23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления.
Основные коллизионные принципы.
24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
«Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
25. Современные тенденции развития коллизионных норм.
Современные тенденции развития коллизионных норм.
26. Статут частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Множественность статутов.
27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения.
«Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
29. Основания и порядок применения иностранного права.
Основания и порядок применения иностранного права
30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
31. Оговорка о публичном порядке.
32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве.
Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
34. Взаимность и реторсии в международном частном праве.
Взаимность в коллизионном праве
35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве.
Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим.
Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
40. Основы правового положения иностранного юридического лица.
Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»
41. Личный статут и национальность юридического лица: понятие и их соотношение.
Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица
42. Сфера применения личного статута юридического лица.
Сфера применения личного статута юридического лица.
Национальность и личный статут юридического лица
43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
Правовое положение иностранных юридических лиц в России
45. Государство как субъект международного частного права.
46. Иммунитет государства: понятие, виды.
Виды иммунитета в теории и практике государств:
Концепции иммунитета государства
47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
49. Международные организации – субъекты международного частного права.
Международные организации как субъекты мчп
Международные организации как субъекты международного частного права
50. Вещный статут и сфера его применения.
Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)
51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности
56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности.
57. Обязательственный статут и сфера его применения.
Обязательственный статут и сфера его применения.
58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации
Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
61. Договор международной купли-продажи товара.
62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
63. Форма внешнеэкономического договора.
Форма внешнеэкономического договора (контракта)
64. Международный финансовый лизнг.
66. Обычаи международной торговли.
67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. ИНКОТЕРМС-2010
68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)
Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание.
Международные денежные обязательства: понятие, содержание
2 Основных подхода в расчетах:
70. Вексель и чек в международном частном праве.
Вексель и чек в международном частном праве
71. Валютные условия внешнеэкономической сделки.
Валютные условия внешнеэкономической сделки
72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
77. Современные тенденции развития международного деликтного права.
Современные тенденции развития международного деликтного права.
78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве.
Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
Понятие и особенности интеллектуальной собственности
82. Международно-правовая охрана авторских прав.
83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации.
Авторские права иностранцев в Российской Федерации
84. Международно-правовая охрана смежных прав.
Международно-правовая охрана смежных прав.
85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
86. Международно-правовая охрана товарных знаков.
Международно-правовая охрана товарных знаков
87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках СНГ.
Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание.
Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах.
Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации.
Международно-правовое регулирование наследственных отношений
92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи.
Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
94. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
Международно-правовое регулирование морской перевозки.
95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
Международные воздушные перевозки.
Международные воздушные перевозки
96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки.
Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с МЧП.
Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
Понятие международного гражданского процесса
98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
Исполнение решений иностранных судов
Признание решений иностранных судов
Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации.
Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
102. Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие и способы.
103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках СНГ.
Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
Виды МКА: институционный и изолированный
107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках СНГ.
Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
Разрешение «международных» инвестиционных споров (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)
Любой спор по выбору инвесторов рассматривается:
1) Арбитражным институтом Стокгольмской торговой палаты;
2) третейским судом ad hoc, созданным в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
При рассмотрении споров третейский суд принимает решения на основе:
1) положений Соглашения;
2) национального законодательства Стороны, на территории которой размещены капиталовложения, включая коллизионные нормы права этой Стороны;
3) норм и общепризнанных принципов международного права.
Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США).
В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях - к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.
Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию - в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).
Инвестиционное законодательство Новой Зеландии - Закон об иностранных инвестициях (1973), Правила регулирования иностранных капиталовложений (1985), Закон о торговле (1986). Компании - филиалы иностранных фирм, находящиеся на территории Новой Зеландии, по Закону о компаниях (1955) не рассматриваются как национальные предприятия. Порядок их учреждения на территории Новой Зеландии требует согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Иностранное лицо должно получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно намерено:
1) создать новый бизнес, превышающий 10 млн новозеландских долл.;
2) приобрести новозеландскую компанию стоимостью свыше 10 млн новозеландских долл.
Принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Он предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.
В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы. Во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство. Иностранные инвестиции - это вложение принадлежащего иностранному инвестору капитала в промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, облигации, акции, торговлю, образование и другие отрасли на территории РФ в целях получения выгоды. Иностранные инвестиции могут быть в виде денег (в иностранной и российской валюте), ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), услуг и информации. Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их правосубъектности и не запрещенные законодательством, в том числе приобретать имущественные права.
Правовой режим иностранных инвестиций и деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России (национальный режим). Изъятия и ограничения деятельности иностранных инвесторов могут быть установлены только федеральными законами и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности России. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.
Организации с иностранными инвестициями - это коммерческие организации, в которых иностранное юридическое или физическое лицо обладает более 10% доли в уставном капитале.
Установлен перечень "неблагоприятных изменений законодательства":
- изменение размеров ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды;
- увеличение совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;
- установление режима запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций.
54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
С позиции международного инвестиционного права первостепенное значение в правовом регулировании зарубежных капиталовложений имеет процедура допуска иностранных инвестиций и обеспечение соответствующих правовых гарантий. К сожалению, отсутствие необходимых правовых норм, специально регулирующих условия допуска иностранного инвестора, процедуру оформления начала инвестиционной деятельности, права и обязанности вкладчика, его ответственность при нарушении действующего инвестиционного законодательства, и, наконец, недостаточная разработанность механизма правовой защиты являются наиболее уязвимым местом Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <*> (далее - Закон об иностранных инвестициях). Такое положение вещей создает дополнительные трудности, неувязки, двусмысленности в законодательном обеспечении режима иностранных инвестиций, что в конечном итоге не способствует улучшению инвестиционного климата в стране. От ученых и специалистов требуется повышенное внимание к ключевой проблеме доступа зарубежного бизнесмена к инвестиционной деятельности на территории России в соответствии с нормами международного права, закрепленными в договорном порядке и имеющими в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритетное значение перед нормами отечественного инвестиционного законодательства.
Следует особо отметить, что с вопросом доступа тесно и неразрывно связана проблема защиты иностранных инвестиций. Ведь именно в ходе процедуры допуска закладываются правовые основы успешной (или не очень успешной) деятельности по осуществлению иностранного инвестиционного проекта в условиях иностранного государства. И от этого непосредственно зависит вопрос о том, как будут обеспечиваться все те одиннадцать гарантий, которые Закон об иностранных инвестициях предоставляет инвесторам.
Как известно, сущность правоотношений в сфере иностранных инвестиций состоит в создании условий и гарантий инвесторам-собственникам путем определения соответствующих организационно-правовых форм инвестирования. Принципиальной особенностью является то, что правовое регулирование иностранных инвестиций основано на разноуровневом характере, поскольку охватывает отношения между государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами. Следовательно, иностранные инвестиции регулируются не только национальными, но и международно-правовыми нормами. В связи с этим появляется вопрос о соотношении международного и национально-правового регулирования иностранных инвестиций
В тех странах, где нет специального Закона об иностранных инвестициях, общее законодательство своими нормами регулирует их допуск, поощряет приток капитала извне особыми стимулами и льготами. Характерной особенностью этого законодательства выступает то, что оно практически не содержит прямых ограничений и одновременно осуществляет действенный контроль за иностранными инвестициями. Базовыми законами, регулирующими иностранную инвестиционную деятельность в общем порядке, являются законы об акционерных обществах, законы, действующие на рынке ценных бумаг, а также антимонопольное законодательство.
Принципиально важным положением с точки зрения международного инвестиционного права является то, что допуск иностранных инвестиций - это прерогатива самого государства. Как показывает зарубежный опыт правового регулирования, в некоторых случаях чрезмерная регламентация условий допуска иностранных инвестиций снижает общий инвестиционный фон и, соответственно, тормозит развитие национальной экономики. Поэтому наиболее эффективным решением проблемы правового регулирования иностранных инвестиций является открытый доступ, который не исключает изъятия из национального режима на основе специальной оценки условий допуска и лицензирования <*>. Безусловно, условия в форме предварительного разрешения (performance reguirements) не поощряют иностранных инвесторов, приводят к утечке капиталов, а также способствуют коррупции.
Международные соглашения о защите инвестиций могут предусматривать возможность изъятий из национального режима в отношениях между инвесторами договаривающихся государств и договаривающимся государством, принимающим инвестиции. Так, например, в Соглашении России с Кореей (п. 3 ст. 3) предусмотрено, что "каждая из Договаривающихся Сторон оставляет за собой право устанавливать или сохранять, в соответствии со своим действующим законодательством, ограниченные изъятия из национального режима, предоставляемые в соответствии с п. 1 и 2 настоящей статьи".
Статья 4 Закона об иностранных инвестициях содержит особое положение об изъятиях: "Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
С
позиции международного инвестиционного
права первостепенное значение в правовом
регулировании зарубежных капиталовложений
имеет процедура допуска иностранных
инвестиций и обеспечение соответствующих
правовых гарантий. К сожалению, отсутствие
необходимых правовых норм, специально
регулирующих условия допуска иностранного
инвестора, процедуру оформления начала
инвестиционной деятельности, права и
обязанности вкладчика, его ответственность
при нарушении действующего инвестиционного
законодательства, и, наконец, недостаточная
разработанность механизма правовой
защиты являются наиболее уязвимым
местом Федерального закона от 9 июля
1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях
в Российской Федерации" <*> (далее
- Закон об иностранных инвестициях).
Такое положение вещей создает
дополнительные трудности, неувязки,
двусмысленности в законодательном
обеспечении режима иностранных
инвестиций, что в конечном итоге не
способствует улучшению инвестиционного
климата в стране. От ученых и специалистов
требуется повышенное внимание к ключевой
проблеме доступа зарубежного бизнесмена
к инвестиционной деятельности на
территории России в соответствии с
нормами международного права, закрепленными
в договорном порядке и имеющими в
соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ
приоритетное значение перед нормами
отечественного инвестиционного
законодательства.
Следует
особо отметить, что с вопросом доступа
тесно и неразрывно связана проблема
защиты иностранных инвестиций. Ведь
именно в ходе процедуры допуска
закладываются правовые основы успешной
(или не очень успешной) деятельности по
осуществлению иностранного инвестиционного
проекта в условиях иностранного
государства. И от этого непосредственно
зависит вопрос о том, как будут
обеспечиваться все те одиннадцать
гарантий, которые Закон об иностранных
инвестициях предоставляет инвесторам.
Как
известно, сущность правоотношений в
сфере иностранных инвестиций состоит
в создании условий и гарантий
инвесторам-собственникам путем
определения соответствующих
организационно-правовых форм
инвестирования. Принципиальной
особенностью является то, что правовое
регулирование иностранных инвестиций
основано на разноуровневом характере,
поскольку охватывает отношения между
государствами, международными
организациями, юридическими и физическими
лицами. Следовательно, иностранные
инвестиции регулируются не только
национальными, но и международно-правовыми
нормами. В связи с этим появляется вопрос
о соотношении международного и
национально-правового регулирования
иностранных инвестиций
В
тех странах, где нет специального Закона
об иностранных инвестициях, общее
законодательство своими нормами
регулирует их допуск, поощряет приток
капитала извне особыми стимулами и
льготами. Характерной особенностью
этого законодательства выступает то,
что оно практически не содержит прямых
ограничений и одновременно осуществляет
действенный контроль за иностранными
инвестициями. Базовыми законами,
регулирующими иностранную инвестиционную
деятельность в общем порядке, являются
законы об акционерных обществах, законы,
действующие на рынке ценных бумаг, а
также антимонопольное
законодательство.
Принципиально
важным положением с точки зрения
международного инвестиционного права
является то, что допуск иностранных
инвестиций - это прерогатива самого
государства. Как показывает зарубежный
опыт правового регулирования, в некоторых
случаях чрезмерная регламентация
условий допуска иностранных инвестиций
снижает общий инвестиционный фон и,
соответственно, тормозит развитие
национальной экономики. Поэтому наиболее
эффективным решением проблемы правового
регулирования иностранных инвестиций
является открытый доступ, который не
исключает изъятия из национального
режима на основе специальной оценки
условий допуска и лицензирования <*>.
Безусловно, условия в форме предварительного
разрешения (performance reguirements) не поощряют
иностранных инвесторов, приводят к
утечке капиталов, а также способствуют
коррупции.
Международные
соглашения о защите инвестиций могут
предусматривать возможность изъятий
из национального режима в отношениях
между инвесторами договаривающихся
государств и договаривающимся
государством, принимающим инвестиции.
Так, например, в Соглашении России с
Кореей (п. 3 ст. 3) предусмотрено, что
"каждая из Договаривающихся Сторон
оставляет за собой право устанавливать
или сохранять, в соответствии со своим
действующим законодательством,
ограниченные изъятия из национального
режима, предоставляемые в соответствии
с п. 1 и 2 настоящей статьи".
Статья
4 Закона об иностранных инвестициях
содержит особое положение об изъятиях:
"Изъятия ограничительного характера
для иностранных инвесторов могут быть
установлены федеральными
законами только в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства".
55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
Первый уровень – уровень МПП – отношения между государствами и иными субъектами МПП универсального, регионального, локального хар-ра. Физ.и юр.лица данных гос-в опосредованно являются субъектами МПП при осуществлении ВЭД.
Второй уровень – отношения между физ.и юр.лицами. при регулировании ВЭД важно отметить взаимодействие норм различной отраслевой принадлежности.
Принципиальные основы гос.деят-ти во внешнеэк.сфере закреплены в конституции и конкретизированы в ряде фз. Конституционное право: внешнеэк.отн.в ведении РФ, в совместном ведении – координация внешнеэк.связей субъектов.
ФЗ о госуд.регулировании внешнеторговой деятельности – принципы осущ.гос.внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществл.росс.и иностр.лицами, права, обязанности и ответственность орг.гос.власти.
ФЗ о мерах по защите экономич.интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами
Важную роль играют административное право (прежде всего таможенное), финансовое (особ.налоговое, валютное право) - публичное право.
Главные регулятор – гражданское право. В силу своей природы ВЭ сделка связана с гражд.правом разных гос-в, отсюда особая роль МЧП.
Формы негосударственного регулирования:
-
контрактные условия, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке, но ограничены нормами публичного права и императивными нормами гражд.права.
-
Обычаи международной торговли
-
судебная и арбитражная практика
Итого: правовое регулирование вэд представляет сложную систему, состояющую из разных по своей природе, но тесно взаимосвязанных элементов: норм межд.публичного права, норм национального права (прежде всего МЧП) и норм негосударственного регулирования.
Понятие "внешнеэкономическая деятельность" содержится в Федеральном законе от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Там сказано, что к ВЭД относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Из всего перечисленного на практике большая часть ВЭД приходится на сферу внешней торговли.
Более позднее определение внешнеторговой деятельности было дано в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно данному закону внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
При этом под внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью понимается коммерческая (предпринимательская) деятельность. Как отмечает А. А. Володин, хотя в упоминаемых законах прямые формулировки отсутствуют, такой вывод, тем не менее, обоснованно следует из анализа российского законодательства и международных договоров, участницей которых Россия (как преемница СССР) является1. К ним относятся: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (1988) и др.