ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.11.2020
Просмотров: 10989
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение
Предмет международного частного права
Метод международного частного права
Метод международного частного права
Коллизионный метод международного частного права
Недостатки коллизионного метода:
Материально-правовой метод международного частного права
3.Коллизия права и общий метод международного частного права.
Коллизия права и общий метод мчп
5. Нормативный состав международного частного права.
6. Место международного частного права в юридической системе. Термин «Международное частное право».
7. Международное частное право как комплексная отрасль правоведения.
8. Соотношение и взаимодействие международного права и международного частного права.
9. Международные организации по вопросам международного частного права.
11. Основные принципы международного частного права.
Основные виды источников в международном частном праве:
Понятие и специфика источников международного частного права
13. Российское законодательство по международному частному праву.
14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
Роль международных договоров в развитии мчп
16.Обычай как источник международного частного права.
Международное коммерческое право (lex mercatoria)
18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты.
Особенности правого механизма унификации права
Особенности правого механизма унификации права
Особенности применения унифицированных норм
19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
21. Понятие и строение коллизионной нормы.
Понятие и строение коллизионной нормы
Структура и содержание коллизионных норм
23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления.
Основные коллизионные принципы.
24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
«Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
25. Современные тенденции развития коллизионных норм.
Современные тенденции развития коллизионных норм.
26. Статут частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Множественность статутов.
27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения.
«Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
29. Основания и порядок применения иностранного права.
Основания и порядок применения иностранного права
30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
31. Оговорка о публичном порядке.
32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве.
Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
34. Взаимность и реторсии в международном частном праве.
Взаимность в коллизионном праве
35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве.
Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим.
Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
40. Основы правового положения иностранного юридического лица.
Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»
41. Личный статут и национальность юридического лица: понятие и их соотношение.
Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица
42. Сфера применения личного статута юридического лица.
Сфера применения личного статута юридического лица.
Национальность и личный статут юридического лица
43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
Правовое положение иностранных юридических лиц в России
45. Государство как субъект международного частного права.
46. Иммунитет государства: понятие, виды.
Виды иммунитета в теории и практике государств:
Концепции иммунитета государства
47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
49. Международные организации – субъекты международного частного права.
Международные организации как субъекты мчп
Международные организации как субъекты международного частного права
50. Вещный статут и сфера его применения.
Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)
51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности
56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности.
57. Обязательственный статут и сфера его применения.
Обязательственный статут и сфера его применения.
58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации
Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
61. Договор международной купли-продажи товара.
62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
63. Форма внешнеэкономического договора.
Форма внешнеэкономического договора (контракта)
64. Международный финансовый лизнг.
66. Обычаи международной торговли.
67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. ИНКОТЕРМС-2010
68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)
Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание.
Международные денежные обязательства: понятие, содержание
2 Основных подхода в расчетах:
70. Вексель и чек в международном частном праве.
Вексель и чек в международном частном праве
71. Валютные условия внешнеэкономической сделки.
Валютные условия внешнеэкономической сделки
72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
77. Современные тенденции развития международного деликтного права.
Современные тенденции развития международного деликтного права.
78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве.
Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
Понятие и особенности интеллектуальной собственности
82. Международно-правовая охрана авторских прав.
83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации.
Авторские права иностранцев в Российской Федерации
84. Международно-правовая охрана смежных прав.
Международно-правовая охрана смежных прав.
85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
86. Международно-правовая охрана товарных знаков.
Международно-правовая охрана товарных знаков
87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках СНГ.
Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание.
Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах.
Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации.
Международно-правовое регулирование наследственных отношений
92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи.
Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
94. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
Международно-правовое регулирование морской перевозки.
95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
Международные воздушные перевозки.
Международные воздушные перевозки
96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки.
Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с МЧП.
Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
Понятие международного гражданского процесса
98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
Исполнение решений иностранных судов
Признание решений иностранных судов
Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации.
Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
102. Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие и способы.
103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках СНГ.
Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
Виды МКА: институционный и изолированный
107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках СНГ.
Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
Разрешение «международных» инвестиционных споров (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)
Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при этом установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.
102. Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие, способы.
Документы, составленные и выданные на территории одного государства, принимаются к рассмотрению и признаются на территории другого государства при условии их легализации (определенная международными соглашениями процедура удостоверения документов), если иное не предусмотрено законодательством государств или положениями международных договоров, отменяющих процедуру легализации, участниками которых они являются.
В настоящее время широко известны два способа легализации (удостоверения) официальных документов – 1) консульская легализация и 2) проставление апостиля.
Консульская легализация - процедура подтверждения соответствия документов и актов законодательству государства их происхождения для целей их использования в другом государстве и представляет собой свидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа.
В свою очередь произвести консульскую легализацию документов возможно тремя способами. Первый - консульская легализация документов производится на территории государства, которое выдало этот документ. Второй – консульская легализация документов производится на территории государства, где этот документ необходимо предоставить (использовать). Третий - консульская легализация документов производится на территории третьего государства.
Все три способа консульской легализации документов состоят из очередности различных заверений.
В первом случае, сначала у нотариуса заверяется документ и правильность его перевода на язык государства, где будут использоваться эти документы, затем следует обращение в Министерство юстиции, где свидетельствуется подлинность подписи нотариуса. После этого в департаменте (другой компетентный орган, в зависимости от государства) консульской службы МИД подтверждается подлинность подписи должностного лица органа Минюста и, наконец, последний шаг - посещение консульства того государства, где будут использоваться документы. Там-то и происходит долгожданная легализация.
Во втором случае, иностранные документы сначала заверяются в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого они были выданы. Подпись и печать под подтверждением вправе ставить только посол, нач. консульского отдела (консул) его зам (вице-консул). Остальные лица консульства (посольства) подписывать документы такого рода не имеют права. Далее, заверенные таким образом документы, после проверки по каталогу подлинности подписи, оттиска печати и полномочий сотрудника консульского отдела, легализуются в уполномоченном органе консульской службы МИД того государства, где эти документы будут использованы. В этом случае также может быть потребован нотариальнозаверенный перевод документов на язык государства, где эти документы будут использованы.
Третий способ консульской легализации документов в виду его специфики не получил широкого применения, но возможность его использования при определенных сложившихся обстоятельствах не исключена. Например, гражданин(-ка) России, находящийся(-аяся) временно на территории Германии, захотел(а) вступить в брак с гражданкой(-ином) Германии в Дании. Для заключения брака в Дании датская сторона требует консульской легализации свидетельства о рождении жениха (невесты) из России.
В октябре 1961 г. в Гааге (Нидерланды) рядом стран была подписана Конвенция. Этой Конвенцией были отменены требования консульской легализации иностранных официальных документов и введена упрощенная процедура заверения подписи лица, подписавшего документ, статуса, в котором оно выступало, а также аутентичности оттиска печати или штампа. Такая форма легализации иностранных документов стала называться – Апостиль (APOSTILLE), а документы с одинаковым для всех этих стран штампом 'Аpostille', который проставлен уполномоченным на то органом, перестали требовать дальнейшего заверения (консульской легализации). При наличии такого штампа на официальных документах, составленных на территории одного из договорных государств последние безоговорочно признаются на всех государственных уровнях чиновниками любого ранга всех странах, подписавших Конвенцию.
В настоящее время к Конвенции присоединилось почти девяносто стран мира. В их числе большинство европейских и американских стран. Таким образом, проставление штампа 'Apostille' возможно на следующих территориях: Британские Виргинские острова, Гибралтар, Фолклендские острова.
Апостиль строго определен и стандартизирован. Это - штамп в форме квадрата, который сопровождается словами APOSTILLE (Convention de la Haye du 5 octobre 1961), со стороной не менее 9 см. и определенным количеством пунктов (строк) для заполнения.
Согласно ст. 5 Конвенции апостиль 'удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает должностное лицо, подписавшее документ и, в надлежащем случае, подлинность печати и штампа, которыми скреплен этот документ'. Апостиль может ставиться непосредственно на документ или может быть оформлен в виде приложения, подшитого, приклеенного или иначе прикрепленного к документу. Подпись, печать и штамп, проставленные компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации. Каждый апостиль уникален и имеет свой регистрационный номер. Он не является отдельным документом, а существует только вместе с удостоверяемым документом.
После его проставления документ считается легализованным и имеет право на законное использование на территории стран-участниц Гаагской конвенции, которые согласились с присоединением к ней определенного государства. Апостилируются документы об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, страховки, свидетельства о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения, а также материалы по гражданским, семейным и уголовным делам и др.
На заверенные надлежащим образом копии документов так же можно проставить штамп 'Apostille'. Заверяются они в таком же порядке и имеют такую же силу, как и оригинал.
В РФ срок проставления апостиля занимает, как правило, три-четыре рабочих дня. В РФ проставлять апостиль имеют право:
• органы юстиции администраций субъектов РФ. Они апостилируют документы, засвидетельствованные нотариусом в тех же субъектах федерации;
• органы ЗАГС администраций субъектов РФ - на свидетельства о регистрации актов гражданского состояния. Например, на документы об актах гражданского состояния, выданные в Москве, апостиль ставят в объединенном архиве ЗАГС;
• в Департаменте консульской службы МИД РФ штампом APOSTILLE могут быть заверены документы об образовании, предназначенные для использования в странах, подписавших Гаагскую конференцию. В Москве эти документы можно отдать на легализацию и в Министерство общего и профессионального образования РФ;
• отдел документально-справочной работы Комитета по делам архивов РФ - на документы, выданные центральными государственными архивами;
• архивные органы имеют право проставлять апостиль на документах, оформленных по линии адвокатуры.
В соответствии со ст. 1 Гаагской конвенции, некоторые документы,предназначенные для использования в странах-участниках, не нуждаются в проставлении апостиля. Так, ее действие не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, а также на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции (доверенности на совершение сделок, счета, документы на перемещение товаров через границу, договоры (контракты) о поставке товаров и предоставлении услуг, о выполнении работ и расчетов с ними, таможенные декларации и т.п.). Все эти документы нуждаются в легализации обычным консульским путем. Вместе с тем, апостиль не проставляется на оригиналах, копиях и фотокопиях паспортных документов, военных билетов, трудовых книжек, разрешений на ношение оружия, свидетельств о регистрации транспортных средств (технических паспортов), удостоверений личности, нормативно-правовых актов, разъяснений и правовых заключений относительно их применения, документов, имеющих характер переписки.
В проставлении апостиля так же отказывается, если 1) документ предназначен для использования в стране, которая не присоединилась к Конвенции или является ее участницей, но возражала против присоединения государства, которое выдало официальный документ, к Конвенции согласно статьи 12 Конвенции; 2) текст документа невозможно прочитать вследствие повреждения; 3) документ написан или подписан карандашом либо получен через средства факсимильной связи; 4) в документе есть неоговоренные исправления или дописки; к полномочиям компетентного органа не относится проставление апостиля на этом документе; 5) компетентному органу не удалось получить образцы подписей, оттисков печатей и/или штампов.
При проставлении апостиля, не проверяется содержание официального документа на его соответствие действующему законодательству и ее международным договорам, а только выясняется, подлежит ли данный документ проставлению на нем апостиля и заверяется подпись лица, подписавшего документ, статус, в котором оно выступало, а также аутентичность оттиска печати или штампа. Ответственность за содержание документа несет лицо, подписавшее конкретный официальный документ, или учреждение (государственный орган, организация и т.д.), выдавшее его.
Для проставления апостиля необходимо подать оригинал документа или его копию, заверенную в установленном порядке.
Легализация официальных документов: понятие и способы.
Вопрос по поводу легализации документов Документы выдаваемые на территории одного государства принимаются на территории другого государства при условии их официального подтверждения на территории другого государства. Легализация - процесс последовательного проставления обозначения на документе следующего за рубеж для подтверждении подлинности подписи долж лица на документе а также подлинности печат которой скреплен документ. Так доки из РФ должны пройти ряд этапов: 1) свидетельствовавшие копий документов нотариусом 2) удостоверение подлинности печат нотариуса должностным лицом федеральной регистрационной службы РФ 3) удостоверение подлинности подписи и печати долж лица ФРС РФ должностным лицом консульской службы МИД РФ 4) удостоверение подлинности МИД РФ в консульстве того государства куда документ следует Легализация доков исходящих из иностранного государства и направляемых в РФ осуществляется аналогично: сначала документ следует в МИД иностранного государства, а затем из МИДа передается в консульское учреждение РФ соответствующим иностранным государством. Для упрощения процедуры легализации государство заключает международный договор который упрощает данную процедуру, так в соответствии с договорами о правовой помощи документы, исходящие от властей судов ин государства скрепленные гербовой печатью принимаются без легализации (Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных доков по гражданским и торговым делам, РФ участвует). Требование легализации отменено ГААГской конвенцией 1961 на доках совершенных компетентными органами одного гос-ва предназначенных для др гос-ва ставится апостиль ( специальный штамп, квадрат 9см, который заменяет консульскую легализацию). В нем указывается название опостиль на РФ языке и 9 пунктов: название страны происхождения дока, ФИО лица выдавшего, назв учрежден я выдавшего, наименование удостоверяющего органа, дата, номер, печать и подпись долж лица, составившего опостиль. Проставляется в свободной от текста или на обратной стороне. В РФ к органам проставляющим опостиль относится ФРС, территор органы ФРС, органы ЗАГС, росархив архивные органы субъектов, управление делами органов прокуратуры и мин обр(доки об образовании). Т.о. Легализация двумя способами: опостиль и консульская легализация (работает в рамках тех гос-в которые не подписали Гаагскую конвенцию).
103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
Деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории, но часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом: свидетели по делу, вещественные доказательства, документы находятся за границей. Процессуальные действия могут быть совершены в порядке судебных поручений, однако необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий от имени другого государства. Судебное поручение в МГП - это обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.
Выполнение поручений основано на международных договорах и национальном законодательстве. В доктрине господствует мнение, что при отсутствии международного договора принятие одним государством судебного поручения от другого государства не является обязанностью. Однако необоснованный отказ в выполнении иностранного судебного поручения представляет собой нарушение принципа международной вежливости и может расцениваться как недружественный акт.
Наиболее часто встречающиеся случаи, когда судам одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства:
- при вручении документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей;
- при выполнении отдельных процессуальных действий - допрос свидетелей, экспертов, проживающих за границей.
Судебное поручение - вид правовой помощи. Правовая помощь - это совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства; содействие в получении информации о действующем праве: "Суды должны оказывать иностранным судам по их просьбе правовую помощь, поскольку особые относящиеся к этому постановления (межгосударственные договоры, постановления правительства, распоряжения министерств) не устанавливают иное" (ст. 38 Закона Австрии о юрисдикции (1895)).
Правовая помощь не оказывается, если: а) удовлетворение ходатайства противоречит основным правовым принципам Грузии;
б) предусмотренное ходатайством действие не относится к компетенции судов Грузии (ст. 64 Закона о МЧП). Отказ в исполнении иностранного судебного поручения, противоречащего основным правовым принципам государства места оказания правовой помощи, представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Отказ в оказании правовой помощи по причине некомпетентности судебного органа произволен от публично-правового характера процессуального права, пределы вторжения в которое ограничены во всех правовых системах.