Файл: UP_Kulturologia_Istoria_mirovoy_kultury_-_20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2020

Просмотров: 1140

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.

1.3. Составные части культуры

1.4. Типология культур

1.5. Функции культуры

1.6. Религия как область духовной культуры

1.7. Основное содержание искусства

1.8. Функции искусства

1.9. Виды искусства

1.10. Стили и направления европейского искусства

1.12. Роль природы в становлении культуры

1.13. Биологическое и социальное в человеке

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ценностно-ориентационная функция морали связана с регулятивной. В процессе социализации, основанием которой является усвоение со­циально-нравственного опыта предыдущих поколений, у человека форми­руются представления о нравственных ценностях. Эти ценности, запечатле­ваясь в сознании людей, ориентируют их на морально должное, нравственно совершенное, идеальное – эти понятия выступают в виде критерия оценки как повседневных поступков людей, так и всей линии поведения человека. Оценивая, человек, опираясь на знания о морально должном, сравнивает свои и чужие поступки с образцами поведения, выявляет соответствие им и либо осуждает, либо поощряет их.

В информационно-коммуникативной функции реализуется способность морали содержать в себе знания или информацию о должном и не должном в поведении и передавать эти знания людям.

Интегративная функция заключается в том, что мораль выступает как особая форма общения людей, нравственный контакт обогащает их опыт жизни за счет моральных исканий других людей. Благодаря сходству содер­жания нормативных образований морали становится возможным единообра­зие нравственных отношений, упорядоченность общественной жизни. Тем самым мораль является средством обеспечения социального единства обще­ства.

В воспитательной функции выражается способность морали быть средством хранения и передачи нравственного опыта. Усвоение моральных знаний осуществляется человеком на протяжение всей его жизни. Средства­ми нравственного воспитания являются общение между людьми, а также те­левидение, искусство, литература, кино и т.д. Нравственное воспитание опи­рается на определенные принципы, в числе которых – целенаправленность, выражающаяся в стремлении привить личности определенные нравственные представления и потребности, системность, научность, дифференцируемость, опирающаяся на учет специфики индивидуальных и типичных черт воспитуемых, связь с практикой, состоящая в формировании способностей и навыков поведения в реальных социальных условиях.

В качестве основных структурных элементов в морали выделяют моральные (нравственные) отношения и моральное сознание. Моральные отношения могут быть как идеальными, когда личность только оценивает явления с точки зрения нравственности, так и практическими – это всякая социально значимая и реализуемая в поступках моральная деятельность лю­дей. В основе нравственных отношений как системы связи человека и мира находится способность личности осуществить нравственную оценку и осу­ществить свободный выбор. Моральные отношения объективируют нравст­венные представления людей. В качестве объектов нравственных отношений могут быть люди, созданные ими ценности, природа; субъектами нравствен­ных отношений выступают люди.


Моральное сознание обеспечивает функционирование всей системы социальной регуляции. Хотя оно является массовым, всеобъемлющим, в то же время остается и глубоко личным, индивидуальным, в нем вопросы об­щественно-исторического масштаба преломляются людьми через призму обыденного, повседневного опыта.

В моральном сознании выделяют следующие компоненты: 1) основополагающие понятия нравственности (добро, зло, благо, долг, справедли­вость, совесть, честь, достоинство, смысл жизни); 2) нравственные требова­ния (нормы, принципы, идеалы); 3) сведения о моральных качествах – доб­родетелях и пороках; 4) моральные чувства; 5) ценностные ориентации (мо­тивы, побуждения). В структуре морального сознания объединены рациональный и эмоционально-чувственный уровни. Их единство – условие эф­фективного функционирования не только морального сознания, но и морали в целом.

Неотъемлемое свойство нравственных отношений – необходимость выбора. Выбор является стержнем человеческой активности. Хотя ситуации выбора и отличаются по масштабу и напряженности, характеру и значимо­сти, все они требуют от человека ответственного и самостоятельного реше­ния и действия, в которых реализуются его убеждения, его моральный долг, его представления о моральных ценностях. Моральный выбор предполага­ет наличие различных возможностей и вариантов достижения желаемого. Человек выбирает определенную возможность, совершает поступок в соот­ветствии с той иерархией ценностей, которая сложилась у него в процессе его социализации, морального воспитания. Однако даже когда открывается только одна возможность достижения цели, выбор остается – он сводится либо к принятию решения о ее достижении, либо к отказу от нее. Моральный выбор зависит от многих факторов – от условий и ситуации воплощения в жизнь моральных требований, от информированности личности, мораль­ной устойчивости, от взыскательности социального окружения.

Человек, попадая в ситуацию выбора, должен предпочесть в соответствии со своими моральными установками определенный путь достижения целей. Моральный выбор связан с реализацией личностью определенных целей и средств. По вопросу определения соотношений целей и средств издавна учеными велась полемика: оправдывает ли цель средства или, мо­жет быть, наоборот, высоконравственные средства делают моральной лю­бую цель? Известный мыслитель Н.Макиавелли утверждал, что для дости­жения благородной цели могут быть использованы любые средства. Доводя его взгляды до логического конца, идеологи иезуитов считали, что не может быть средств «подлых» и «святых», цель освящает любые средства, даже те, которые обычно считаются безнравственными. В свою очередь, привержен­цы «этики ненасилия», к которым принадлежали такие известные деятели, как Мартин Лютер Кинг и Махатма Ганди, основатель теории «непротивле­ния злу насилием» Лев Толстой, считали, что для достижения целей необхо­димо использовать лишь морально безупречные средства.


Оба эти подхода являются односторонними, не учитывают реальной диалектики целей и средств. Безусловно, ценность средства детерминирова­на нравственным характером цели, для достижения которой оно применяет­ся, но цель также определяет средства, хотя и не оправдывает их. Средства должны соответствовать цели, будучи безнравственными, они искажают ее характер. Кроме того они должны быть эффективными, вести к реальному достижению цели.

В реальной жизни многие цели своими последствиями могут иметь и добро, и зло, поэтому так важно в качестве ориентира в условиях выбора це­лей и средств руководствоваться принципом «наименьшего зла». Особое значение это приобретает в ситуации морального конфликта, когда осущест­вление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы ведет к нарушению другой нормы, также представ­ляющей для личности моральную ценность.

При рассмотрении морального поступка важную роль играют также его мотивы и последствия. Мотив – это осознанное личностью побуждение к совершению поступка, внутренняя заинтересованность в нем. Мотив мо­жет определять и постановку цели, и выбор соответствующих средств. При нравственной оценке поступка важно учитывать тот факт, что характер це­лей и мотивов может не только совпадать, но и различаться. Мотивы, побу­ждающие личность к объективно положительной цели, могут быть и отри­цательными. Так, меценатство может быть мотивировано не только искрен­ней заинтересованностью судьбами национального искусства, но и тщесла­вием эгоистичной личности.

Нравственный мотив – необходимое, но не достаточное условие нравственности поступка. Мотиву должен соответствовать морально положительный результат, ибо нравственностью регулируются все компоненты поступка, задаются не только ценностные ориентиры, но и его целесообраз­ность. Нравственная целостность поступка обеспечивается единством его мотива и последствий.

Профессиональная мораль. Специфика исторически сложившегося разделения труда обусловила появление особого рода моральных норм и правил. Люди, выполняющие в обществе особую деятельность, то, чего дру­гие делать не умеют, имеют определенные обязанности по отношению к тем, кто пользуется их услугами. Часто представителями профессий для поддержания ее морального престижа в обществе, а также для создания бла­гоприятных нравственных предпосылок для ее собственного развития выра­батываются особые моральные кодексы. В них формулируются принципы нравственных отношений между ее представителями и обществом, которые также регулируют поведение принадлежащих к ней людей. Одним из пер­вых образцов такого кодекса стала известная всем клятва Гиппократа. Глав­ная норма медицинской этики выражается в отрицательной форме – «не на­вреди». Высокие нравственные требования предъявляются к юристам. Спе­цифика этики ученого обусловлена назначением науки – поиском истины ради блага человечества.


Свои моральные нормы и требования существуют и в бизнесе, хотя долгое время утверждалось, что бизнес – это явление имморальное, где все подчинено только экономическим законам и получению прибыли, а мораль­ные требования не функционируют, либо исключительно аморальное, где в погоне за прибылью предприниматели готовы перешагнуть через хорошо известные им моральные нормы, сознательно их нарушить. Этика бизнеса как наука появляется в начале XX века в Соединенных Штатах Америки, где она возникает в рамках идеологии буржуазного либерализма, и утверждает, что, подобно тому, как индивид является свободным, автономным субъек­том, наделенным волей, также и компании должны быть автономными, сво­бодными в своей деятельности, которая не должна ограничиваться ни госу­дарством, ни законодательством, – в конечном счете объективная законо­мерность приводит к гармонии частных интересов предпринимателей и их «положительная равнодействующая» будет вести к прогрессивному развитию общества.

В 60-е годы нашего столетия окончательно сложилась экономическая структура современного бюрократизированного и деперсонализированного.

Общеизвестно, что отношения между корпорациями и потребителями определяются рынком, в конечном счете, хотя бизнес и волен желать макси­мально высокой прибыли, его деятельность будет успешной только в том случае, когда потребители получат то, что хотят. Система отношений между бизнесом и потребителями, однако, будет успешно работать при выполне­нии двух условий: если потребитель получает достаточно адекватную ин­формацию о продукции, с тем, чтобы он мог прийти к обоснованному реше­нию, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить. Одной из основных проблем в этой системе отношений становится безопас­ность продукции и соответствие ее характеристик и функций цели и назна­чению ее создания. В этом отношении требования утилитаристской и деон­тической этики совпадают: избегай вреда, оберегай жизнь и здоровье, благо­состояние потребителя.

Как показывает практика, в системе, когда в отношения вступают производитель, продавец (посредник) и потребитель, защита интересов последнего достаточно сложна, особенно в случаях, когда, производя качест­венную в целом продукцию, производитель предпочитает умолчать о потен­циальных опасностях ее конструкции, либо опасностях, которые могут поя­виться в процессе эксплуатации. В этих случаях велика роль государства, которое должно совершенствовать законодательство с целью защиты инте­ресов потребителей, осуществлять контроль за его выполнением, а также роль самих граждан, обществ потребителей, которые могут осуществлять проверку качества и безопасности продукции и доводить информацию до широких слоев общества. Так, например, компания «Хасбро» под нажимом общественности была вынуждена прекратить выпуск опасной для детей во­енной игрушки.


Эта проблема весьма насущна в условиях нашей страны, когда на ры­нок поступает достаточно много товаров из Юго-Восточной Азии по невы­сокой цене, но зачастую низкого качества, не выполняющих своего предна­значения, а то и просто опасных в эксплуатации.

Другая, не менее важная проблема – проблема моральных норм в рекламе. В философии рекламы человек рассматривается как единство конечного и бесконечного: он конечен как обладатель ограниченного набора потребностей в определенный момент времени, но бесконечен как потенци­альный потребитель, «человек желающий», податливый, легко подвигаемый на покупку того. что кажется ему средством, могущим помочь в его индиви­дуальной несостоятельности. Поэтому здесь встает проблема преувеличен­ной, «дутой» рекламы. Когда потребитель встречает слоган типа «Колгейт – зубная паста номер один в мире» или «Виски "Old charter" – последняя сту­пень к тому, чтобы стать сильной личностью», он не воспринимает его бук­вально. Это псевдоправда, утверждение, не имеющее своей целью абсолют­ного соответствия действительности, не требующее доказательств. Безвред­ное на первый взгляд преувеличение реальных свойств качественной про­дукции ведет тем не менее к возникновению моральной проблемы: потреби­тель так и не получает точной информации, а тем самым не имеет возмож­ности сделать свободный обоснованный выбор.

Деонтическая этика формулирует еще одно важное затруднение – проблему манипулирования потребителем при помощи рекламы, навязывания ему того, в чем он действительно не нуждается, создания у него жела­ний, которые не могут возникнуть в процессе его реальной жизни. Потреби­тель рассматривается как инструмент для получения выгоды, при этом не уважаются его интересы. Кроме того, в стороне остаются действительные общественные блага, которые не рекламируются.

Таким образом, профессиональная сфера деятельности вызывает определенную модификацию нравственной психологии индивидов и отноше­ний между ними, что наглядно проявляется в этике бизнеса.

Этика бизнеса в нашей стране является одной из самых молодых наук. Не секрет, что в начале экономических реформ многие ученые воспри­нимали нарождающиеся отношения бизнеса сквозь розовые очки, и практи­чески все работы, появившиеся в начале девяностых годов, страдают пре­краснодушием. Их авторы утверждают, что бизнес – это высокоморальная сфера общественной жизни, которая управляется ценностями добра, обще­ственного блага, честности и справедливости. Экономическая жизнь, одна­ко, гораздо сложнее, поэтому необходимо внимательно изучать реальные процессы бизнеса, выяснять, каким моральным нормам следуют их участни­ки, ибо в отношениях бизнеса, как и в других сферах общественной жизни, реализуются усвоенные индивидами принципы и ценности культуры, кото­рой они принадлежат, в том числе, и ее моральная система.