ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2020
Просмотров: 1140
Скачиваний: 6
Ценностно-ориентационная функция морали связана с регулятивной. В процессе социализации, основанием которой является усвоение социально-нравственного опыта предыдущих поколений, у человека формируются представления о нравственных ценностях. Эти ценности, запечатлеваясь в сознании людей, ориентируют их на морально должное, нравственно совершенное, идеальное – эти понятия выступают в виде критерия оценки как повседневных поступков людей, так и всей линии поведения человека. Оценивая, человек, опираясь на знания о морально должном, сравнивает свои и чужие поступки с образцами поведения, выявляет соответствие им и либо осуждает, либо поощряет их.
В информационно-коммуникативной функции реализуется способность морали содержать в себе знания или информацию о должном и не должном в поведении и передавать эти знания людям.
Интегративная функция заключается в том, что мораль выступает как особая форма общения людей, нравственный контакт обогащает их опыт жизни за счет моральных исканий других людей. Благодаря сходству содержания нормативных образований морали становится возможным единообразие нравственных отношений, упорядоченность общественной жизни. Тем самым мораль является средством обеспечения социального единства общества.
В воспитательной функции выражается способность морали быть средством хранения и передачи нравственного опыта. Усвоение моральных знаний осуществляется человеком на протяжение всей его жизни. Средствами нравственного воспитания являются общение между людьми, а также телевидение, искусство, литература, кино и т.д. Нравственное воспитание опирается на определенные принципы, в числе которых – целенаправленность, выражающаяся в стремлении привить личности определенные нравственные представления и потребности, системность, научность, дифференцируемость, опирающаяся на учет специфики индивидуальных и типичных черт воспитуемых, связь с практикой, состоящая в формировании способностей и навыков поведения в реальных социальных условиях.
В качестве основных структурных элементов в морали выделяют моральные (нравственные) отношения и моральное сознание. Моральные отношения могут быть как идеальными, когда личность только оценивает явления с точки зрения нравственности, так и практическими – это всякая социально значимая и реализуемая в поступках моральная деятельность людей. В основе нравственных отношений как системы связи человека и мира находится способность личности осуществить нравственную оценку и осуществить свободный выбор. Моральные отношения объективируют нравственные представления людей. В качестве объектов нравственных отношений могут быть люди, созданные ими ценности, природа; субъектами нравственных отношений выступают люди.
Моральное сознание обеспечивает функционирование всей системы социальной регуляции. Хотя оно является массовым, всеобъемлющим, в то же время остается и глубоко личным, индивидуальным, в нем вопросы общественно-исторического масштаба преломляются людьми через призму обыденного, повседневного опыта.
В моральном сознании выделяют следующие компоненты: 1) основополагающие понятия нравственности (добро, зло, благо, долг, справедливость, совесть, честь, достоинство, смысл жизни); 2) нравственные требования (нормы, принципы, идеалы); 3) сведения о моральных качествах – добродетелях и пороках; 4) моральные чувства; 5) ценностные ориентации (мотивы, побуждения). В структуре морального сознания объединены рациональный и эмоционально-чувственный уровни. Их единство – условие эффективного функционирования не только морального сознания, но и морали в целом.
Неотъемлемое свойство нравственных отношений – необходимость выбора. Выбор является стержнем человеческой активности. Хотя ситуации выбора и отличаются по масштабу и напряженности, характеру и значимости, все они требуют от человека ответственного и самостоятельного решения и действия, в которых реализуются его убеждения, его моральный долг, его представления о моральных ценностях. Моральный выбор предполагает наличие различных возможностей и вариантов достижения желаемого. Человек выбирает определенную возможность, совершает поступок в соответствии с той иерархией ценностей, которая сложилась у него в процессе его социализации, морального воспитания. Однако даже когда открывается только одна возможность достижения цели, выбор остается – он сводится либо к принятию решения о ее достижении, либо к отказу от нее. Моральный выбор зависит от многих факторов – от условий и ситуации воплощения в жизнь моральных требований, от информированности личности, моральной устойчивости, от взыскательности социального окружения.
Человек, попадая в ситуацию выбора, должен предпочесть в соответствии со своими моральными установками определенный путь достижения целей. Моральный выбор связан с реализацией личностью определенных целей и средств. По вопросу определения соотношений целей и средств издавна учеными велась полемика: оправдывает ли цель средства или, может быть, наоборот, высоконравственные средства делают моральной любую цель? Известный мыслитель Н.Макиавелли утверждал, что для достижения благородной цели могут быть использованы любые средства. Доводя его взгляды до логического конца, идеологи иезуитов считали, что не может быть средств «подлых» и «святых», цель освящает любые средства, даже те, которые обычно считаются безнравственными. В свою очередь, приверженцы «этики ненасилия», к которым принадлежали такие известные деятели, как Мартин Лютер Кинг и Махатма Ганди, основатель теории «непротивления злу насилием» Лев Толстой, считали, что для достижения целей необходимо использовать лишь морально безупречные средства.
Оба эти подхода являются односторонними, не учитывают реальной диалектики целей и средств. Безусловно, ценность средства детерминирована нравственным характером цели, для достижения которой оно применяется, но цель также определяет средства, хотя и не оправдывает их. Средства должны соответствовать цели, будучи безнравственными, они искажают ее характер. Кроме того они должны быть эффективными, вести к реальному достижению цели.
В реальной жизни многие цели своими последствиями могут иметь и добро, и зло, поэтому так важно в качестве ориентира в условиях выбора целей и средств руководствоваться принципом «наименьшего зла». Особое значение это приобретает в ситуации морального конфликта, когда осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы ведет к нарушению другой нормы, также представляющей для личности моральную ценность.
При рассмотрении морального поступка важную роль играют также его мотивы и последствия. Мотив – это осознанное личностью побуждение к совершению поступка, внутренняя заинтересованность в нем. Мотив может определять и постановку цели, и выбор соответствующих средств. При нравственной оценке поступка важно учитывать тот факт, что характер целей и мотивов может не только совпадать, но и различаться. Мотивы, побуждающие личность к объективно положительной цели, могут быть и отрицательными. Так, меценатство может быть мотивировано не только искренней заинтересованностью судьбами национального искусства, но и тщеславием эгоистичной личности.
Нравственный мотив – необходимое, но не достаточное условие нравственности поступка. Мотиву должен соответствовать морально положительный результат, ибо нравственностью регулируются все компоненты поступка, задаются не только ценностные ориентиры, но и его целесообразность. Нравственная целостность поступка обеспечивается единством его мотива и последствий.
Профессиональная мораль. Специфика исторически сложившегося разделения труда обусловила появление особого рода моральных норм и правил. Люди, выполняющие в обществе особую деятельность, то, чего другие делать не умеют, имеют определенные обязанности по отношению к тем, кто пользуется их услугами. Часто представителями профессий для поддержания ее морального престижа в обществе, а также для создания благоприятных нравственных предпосылок для ее собственного развития вырабатываются особые моральные кодексы. В них формулируются принципы нравственных отношений между ее представителями и обществом, которые также регулируют поведение принадлежащих к ней людей. Одним из первых образцов такого кодекса стала известная всем клятва Гиппократа. Главная норма медицинской этики выражается в отрицательной форме – «не навреди». Высокие нравственные требования предъявляются к юристам. Специфика этики ученого обусловлена назначением науки – поиском истины ради блага человечества.
Свои моральные нормы и требования существуют и в бизнесе, хотя долгое время утверждалось, что бизнес – это явление имморальное, где все подчинено только экономическим законам и получению прибыли, а моральные требования не функционируют, либо исключительно аморальное, где в погоне за прибылью предприниматели готовы перешагнуть через хорошо известные им моральные нормы, сознательно их нарушить. Этика бизнеса как наука появляется в начале XX века в Соединенных Штатах Америки, где она возникает в рамках идеологии буржуазного либерализма, и утверждает, что, подобно тому, как индивид является свободным, автономным субъектом, наделенным волей, также и компании должны быть автономными, свободными в своей деятельности, которая не должна ограничиваться ни государством, ни законодательством, – в конечном счете объективная закономерность приводит к гармонии частных интересов предпринимателей и их «положительная равнодействующая» будет вести к прогрессивному развитию общества.
В 60-е годы нашего столетия окончательно сложилась экономическая структура современного бюрократизированного и деперсонализированного.
Общеизвестно, что отношения между корпорациями и потребителями определяются рынком, в конечном счете, хотя бизнес и волен желать максимально высокой прибыли, его деятельность будет успешной только в том случае, когда потребители получат то, что хотят. Система отношений между бизнесом и потребителями, однако, будет успешно работать при выполнении двух условий: если потребитель получает достаточно адекватную информацию о продукции, с тем, чтобы он мог прийти к обоснованному решению, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить. Одной из основных проблем в этой системе отношений становится безопасность продукции и соответствие ее характеристик и функций цели и назначению ее создания. В этом отношении требования утилитаристской и деонтической этики совпадают: избегай вреда, оберегай жизнь и здоровье, благосостояние потребителя.
Как показывает практика, в системе, когда в отношения вступают производитель, продавец (посредник) и потребитель, защита интересов последнего достаточно сложна, особенно в случаях, когда, производя качественную в целом продукцию, производитель предпочитает умолчать о потенциальных опасностях ее конструкции, либо опасностях, которые могут появиться в процессе эксплуатации. В этих случаях велика роль государства, которое должно совершенствовать законодательство с целью защиты интересов потребителей, осуществлять контроль за его выполнением, а также роль самих граждан, обществ потребителей, которые могут осуществлять проверку качества и безопасности продукции и доводить информацию до широких слоев общества. Так, например, компания «Хасбро» под нажимом общественности была вынуждена прекратить выпуск опасной для детей военной игрушки.
Эта проблема весьма насущна в условиях нашей страны, когда на рынок поступает достаточно много товаров из Юго-Восточной Азии по невысокой цене, но зачастую низкого качества, не выполняющих своего предназначения, а то и просто опасных в эксплуатации.
Другая, не менее важная проблема – проблема моральных норм в рекламе. В философии рекламы человек рассматривается как единство конечного и бесконечного: он конечен как обладатель ограниченного набора потребностей в определенный момент времени, но бесконечен как потенциальный потребитель, «человек желающий», податливый, легко подвигаемый на покупку того. что кажется ему средством, могущим помочь в его индивидуальной несостоятельности. Поэтому здесь встает проблема преувеличенной, «дутой» рекламы. Когда потребитель встречает слоган типа «Колгейт – зубная паста номер один в мире» или «Виски "Old charter" – последняя ступень к тому, чтобы стать сильной личностью», он не воспринимает его буквально. Это псевдоправда, утверждение, не имеющее своей целью абсолютного соответствия действительности, не требующее доказательств. Безвредное на первый взгляд преувеличение реальных свойств качественной продукции ведет тем не менее к возникновению моральной проблемы: потребитель так и не получает точной информации, а тем самым не имеет возможности сделать свободный обоснованный выбор.
Деонтическая этика формулирует еще одно важное затруднение – проблему манипулирования потребителем при помощи рекламы, навязывания ему того, в чем он действительно не нуждается, создания у него желаний, которые не могут возникнуть в процессе его реальной жизни. Потребитель рассматривается как инструмент для получения выгоды, при этом не уважаются его интересы. Кроме того, в стороне остаются действительные общественные блага, которые не рекламируются.
Таким образом, профессиональная сфера деятельности вызывает определенную модификацию нравственной психологии индивидов и отношений между ними, что наглядно проявляется в этике бизнеса.
Этика бизнеса в нашей стране является одной из самых молодых наук. Не секрет, что в начале экономических реформ многие ученые воспринимали нарождающиеся отношения бизнеса сквозь розовые очки, и практически все работы, появившиеся в начале девяностых годов, страдают прекраснодушием. Их авторы утверждают, что бизнес – это высокоморальная сфера общественной жизни, которая управляется ценностями добра, общественного блага, честности и справедливости. Экономическая жизнь, однако, гораздо сложнее, поэтому необходимо внимательно изучать реальные процессы бизнеса, выяснять, каким моральным нормам следуют их участники, ибо в отношениях бизнеса, как и в других сферах общественной жизни, реализуются усвоенные индивидами принципы и ценности культуры, которой они принадлежат, в том числе, и ее моральная система.