Файл: Учебное пособие для выс шего профессионального образования Е. Н. Артемова, Н. В. Мя сищева. Орел фгбоу впо Госуниверситет унпк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

146
ческих амфор. Все эти украшения смягчают строгость классического интерьера. Предельная функциональность сочетается с холодным ве- ликолепием убранства.
Рококо– стилевое направление, для которого характерны изы- сканность, театрализация, комфорт, уход в мир фантазии и мифиче- ских сюжетов. В зале, оформленном в классическом стиле с элемен- тами рококо, можно использовать столы причудливой формы, посу- ду, декорированную под старинный сервский фарфор, скатерти и салфетки с вышивкой ришелье. Столешница украшается изящными букетами.
Готический стиль – этот стиль применим для концептуальных ресторанов, стилизованных под готическое подземелье, средневеко- вый замок или собор. В таких ресторанах главный архитектурный элемент – гигантские каменные ребра, которые выступают из стен го- тического собора и тем создают противовес давящим на стены сво- дам. В ресторане предлагают блюда, приготовленные на открытом огне. Для готического интерьера характерны строгая цветовая гамма, лаконичные формы мебели: прямоугольные столы, стулья с высоки- ми спинками. Красоту убранства подчеркивают средневековые ками- ны, посуда и столовые приборы из металла. Поверхность стола может быть мраморной или из другого натурального камня, в этом случае скатерти не нужны.
Модерн – для него характерны новые технико-конструктивные решения: планировка, пастельные тона, сочетание зеленых и фиоле- товых оттенков, лаконизм, абстрактные линии, включение нетради- ционного материала. Плавные и мягкие линии декоративных элемен- тов имеют предпочтение перед конструктивными.
Стиль хай-тек (от англ, high technology – высокая технология).
Элегантность этому молодежному стилю оформления залов придает использование современных материалов: пластика и металла. Выпол- ненные из стеклопластика, меланина или ламинированные столешни- цы не требуют скатертей, поэтому этот стиль предполагает использо- вание тканевых или бумажных салфеток, которые подбирают по цве- товому решению интерьера. Завершает убранство стола посуда из высококачественного пластика, высокопрочного прозрачного или цветного стекла, сервировочные тарелки и столовые приборы из ме- талла. Стиль хай-тек требует правильного освещения. При использо- вании яркого освещения цветовое решение интерьера следует строить

147
на контрастах, например черное и белое. Стиль хай-тек хорошо ис- пользовать при проведении национального праздника, презентации национального блюда.
Восточный стиль характеризуется четкостью линий, простотой исполнения, высокой одухотворенностью, а также чувством изящно- го, склонностью наслаждаться красотой. Чтобы придать кафе или ресторану восточный колорит, столы сервируют медной или серебря- ной посудой, которую традиционно использовали восточные народы на, торжественных трапезах.
Кантри – современное направление, характеризующееся дере- венской стилизацией, простотой решения интерьера. Стиль кантри отличает грубоватая добротность натуральных материалов: глины, дерева, изделий из лозы. Внутренняя отделка стен твердыми порода- ми дерева (дубом, буком), деревянные столы, стулья, перегородки от- ражают идею создания предприятий общественного питания в народ- ных традициях. Стиль кантри используют для оформления пивных баров, клубов, кабачков и загородных ресторанов. Для сервировки стола применяют посуду из толстого цветного стекла, керамики или фаянса
Неорусский стиль винтерьере предусматривает воспроизведение русской старины.
Конструктивизм – стиль максимальной функциональности и минимального декора. Основа художественного образа – не компо- зиция, а конструкция.
Арт-декор – стиль, формирующий жизнеукрашающий образ. Он обладает качествами очень прямой выразительности.
Консерватизм – отражает спокойствие, стабильность и надеж- ность, соблюдение традиций. Интерьер в этом стиле солидный и рес- пектабельный.
Романтизм – стиль вне времени, для которого свойственны фольклорные формы декора, ностальгия, сдержанность, уют и спо- койствие.
Поп-арт – стиль для энергичных людей. Яркий, экспрессивный, контрастный стиль. В ранг произведения искусства возведены обыч- ные предметы и изображения из окружающего мира.
Минимализм – подходит для радикалов. Включает в себя только самое необходимое. Поиск идеальных пропорций, новых цветовых гамм.


148
Неоклассика (неоклассицизм) – минимализм плюс классика в тех пропорциях, которые Вы для себя выбираете. Современная классиче- ская форма упрощена и схематизирована, более рациональна.
Постмодернизм – стиль, претендующий на замену модернизма.
Брутализм – стиль нарочитой грубости и показного несовершен- ства, ему свойственны резкие формы, грубые фактуры.
Китч – стиль неординарных, опровергающих авторитеты лично- стей. Природа китча заключается в переосмыслении уже сложивших- ся классических образов.
Новая волна – более художественный и интеллектуальный стиль, часто национальный, менее коммерческий и принципиально отлич- ный от преобладавших ранее направлений.
Эклектика – стиль для уверенных в себе, смелых и неординар- ных личностей. Эклектика – это мирное сосуществование и взаимо- дополнение разнообразных стилей и направлений.
Этнический стиль – сочетание определенного декора, мебели, материалов, цветов, характерных для интерьера жилища той или иной страны или региона.
Японский стиль – сдержанный дизайн, строгие лаконичные формы, мебель невысокая и прямолинейная, цветовая гамма светлая, мебель из ценных пород древесины.
Африканский стиль – самый экзотический среди этностилей.
Обилие самобытных элементов искусства – скульптуры, масок, фона- риков. Мебель плетеная или с резьбой.
Средиземноморский стиль – поражает своей яркостью, обилием солнца, растительности и морской темы. Присутствует некоторая грубоватость, своеобразие ручной отделки.
Скандинавский стиль – очень прост и естественен. Для него ха- рактерна самобытность, использование натуральных тканей; декори- рования почти нет.
Французский стиль (или прованс) отличается своей изысканно- стью, сочетает в себе шарм и комфорт, нарядное, контрастное соче- тание цветов.
Немецкий стиль – для прагматичных людей. Все выглядит прак- тично и надежно, без декоративных особенностей.
Нью-йоркский стиль – это «верхние апартаменты» со стенами- окнами, через которые видна панорама города.

149
Манга – подойдет для кафе, ориентированных на подростка, осо- бенно, если он любитель аниме. Комбинирование анимационных элементов с чертами английского или скандинавского интерьеров.
Техно – стиль, сочетающий в себе все возможности современных технологий.
3.4. Необычные концептуальные рестораны мира
Концептуальным называется ресторан, в котором интерьер оформлен в национальном или экзотическом стиле, а в меню возмож- но смешение кухонь и стилей. Идея концептуального ресторана включает выбор предпринимателем определенной темы, в соответст- вии с которой разрабатывается меню, оформляется интерьер, выби- раются поставщики оборудования, посуды, приборов, продуктов, на- питков. В качестве темы может быть использован кинематографиче- ский, исторический, литературный или другой сюжет, легенда. Из- бранная тема предусматривает создание ресторана-кабаре, трактира или клуба.
В ресторан-кабаре гости приходят не только вкусно поесть, на- сладиться великолепным вином, но и получить удовольствие от пред- ложенной развлекательной программы. В таком ресторане гости вовлекаются в организацию театрализованного представления или карнавала и становятся не зрителями, а участниками определенной игры.
Например, прототипом проекта ресторана «Испанский уголок» в
Москве является средневековая испанская таверна, экзотическая об- становка которой последовательно отражена в декоре, одежде офици- антов и общей атмосфере предприятия. Кухня в основном ориентиро- вана на блюда из рыбы и морепродуктов. Весной, когда в Испании проводится фестиваль «Коста-Брава», в ресторане «Испанский уго- лок» гости сами выбирают понравившиеся морепродукты – от кара- катицы до красной королевской креветки, а затем шеф-повар готовит их на гриле.
Ресторан «Ле Шале» в Москве также ориентирован на экзотику.
Интерьер напоминает обстановку горной швейцарской хижины.
В отличие от ресторана «Испанский уголок», где атмосфера рассчи- тана на общение людей среднего класса, в элитном ресторане «Ле
Шале» господствуют французская и швейцарская кухни. Специально


150
обученные официанты готовят эксклюзивные блюда прямо у столов посетителей.
В ресторанах «Елки-палки» и трактире «Печки-лавочки» интерье- ры залов и униформа персонала выполнены в русском стиле. Меню включает блюда русской кухни. В залах имеются салат-бары, стои- мость которых заранее определена. Гость подходит к салат-бару один раз и берет любые понравившиеся ему закуски. В ресторане «Елки- палки» салат-бар выполнен в виде телеги.
В трактире «Печки-лавочки» салат-бар называется «Угощение
Бабы-Яги». Все работники трактира играют роли героев русских ска- зок. Например, кассир сидит в избушке на курьих ножках с надписью
«Казна». Зал на 62 места стилизован под крестьянский двор. По вы- ходным дням шведский стол накрывают специально для детей, чтобы они, играя, могли подбегать к столу и брать понравившиеся блюда.
В эти дни на улице гостей встречают скоморохи. В зале с детьми за- нимаются организаторы детских игр, чтобы взрослые могли спокойно провести время. В трактире выступают фольклорные ансамбли.
При создании в Москве ресторана «Тамерлан», названного в честь полководца Тамерлана, использована поэтическая легенда, которую легко найти в начале меню этого ресторана. Легенда гласит о том, что в давние времена Тимур и его воины, вернувшись с бранных полей, отдавали свои щиты женщинам, которые разжигали под ними огонь и прямо на «сверкающих, подобно солнцу», поверхностях готовили ужин победителям. Щит, таким образом, становился одновременно своеобразным грилем и пиршественным столом.
В ресторане «Тамерлан» гости подходят к прилавку, на котором разложены овощи, мясо, соусы, приправы, масло. Двигаясь вдоль прилавка, гость наполняет тарелку продуктами с учетом выбранной им рецептуры блюда или руководствуясь собственной фантазией. Как только гость посчитает, что набрал достаточно ингредиентов для удачного блюда, тарелка с набором продуктов поступает в руки пова- ра, который начинает готовить блюдо в зале на раскаленном щите- гриле с помощью двух деревянных палок. Гость увлеченно наблюда- ет за приготовлением рыбы Принцесса Джа-ратай, Шираканского гу- ся, баранины Шагайте или другого восточного блюда. В ресторане установлена определенная цена за неограниченное число подходов к столу (за исключением напитков). Кроме гриль-коктейлей, гости по- лучают право на фирменный салат из баклажанов, сладкого картофе- ля и печеного помидора, а также на фирменный хлеб и сыр чиз-чура.

151
Кинематографическая идея создания концептуального ресторана
«Белое солнце пустыни» повторяет сюжет одноименного фильма.
У входа в ресторан гостей приветливо встречает швейцар, одетый в униформу красноармейца времен Гражданской войны. В зале рес- торана гостям оказывают внимание «жены Абдулы» (гостеприимные официантки в восточных костюмах и тюбетейках). Стены бара укра- шены коврами ручной работы, старинными музыкальными инстру- ментами. Другие уголки зала оформлены в соответствии с фрагмен- тами кинофильма. Сидя у ситцевой занавески «в уголке Верещагина», гости могут любоваться декоративным морским пейзажем. В другом уголке зала ресторана под белым солнцем у черной цистерны резер- вуара гостей встречают красноармеец Федор Сухов и Абдула. Рядом старцы, безмолвно сидящие возле ящика с динамитом. Все персонажи фильма – великолепно выполненные манекены. Меню ресторана включает блюда узбекской кухни. Украшением зала является достар- хан (шведский стол с национальными холодными закусками, пло- вом). Отдельно гостям предлагают шведский стол с восточными сла- достями в сочетании с узбекской чайной церемонией. Дети в возрасте до 10 лет могут попробовать сладости в ресторане бесплатно. Меню предлагаемых гостям блюд отличается оригинальностью, например:
• узбекский лагман – дело тонкое, Петруха.
• шашлык из мяса молодого барашка, которого пригнал Саид с ручья.
• кайма-шашлык, он же люля-кебаб, он же любимое блюдо крас- ноармейца Сухова.
• сочный чебурек – подарок от разлюбезной Екатерины Матве- евны и др.
В ресторане-клубе гостей ожидают не только первоклассная кух- ня и вина, но и общение по интересам. Предусматривается система членских карточек определенного срока действия, которые дают пра- во бесплатного входа и приглашения одного гостя, а также преиму- щество в заказе стола.
В крупных городах концептуальный ресторан, сохранив свою те- матическую направленность, был преобразован в развлекательный
комплекс, объединяющий ресторан, бар, кафе, ночной клуб, казино, дискотеку. Средствами привлечения потребителей в развлекательный комплекс являются шоу-программы, клубные карты, зал VIP, при- глашение артистов эстрады, охраняемая автостоянка и др.


152
В мире насчитывается множество разнообразных ресторанов, ба- ров, кафе. С целью привлечения клиентов разрабатываются и вопло- щаются в жизнь оригинальные идеи обслуживания и организации процесса потребления пищи. Рестораторы всего мира, обращающие основное внимание на вкус блюд сегодня пытаются «пробудить» в потребителе весь арсенал данных ему природой чувств и эмоций: слух, зрение, осязание, а также страх, чувство юмора. Это создает не- мыслимые, фантастические концепции создания ресторанов.
Так в Южной Корее существует «кочующий» ресторан-театр.
Виртуозы циркового искусства, разъезжая по всему свету, устраива- ют шоу, жонглируют всевозможным поварским инвентарем и про- дуктами. Суть действа в том, что труппа готовит корейские блюда, угощая ими своих зрителей. То есть актеры данного театра являются мастерами в двух ипостасях: поварской и артистической.
Очередным ноу-хау в области обслуживания на предприятиях общественного питания является Нью-йоркский ресторан, где можно
«доспать» со своим любимым блюдом. В данном ресторане вместо столов и стульев предлагают своим посетителям «завтрак-обед- ужин» прямо в постели. Посетителям не нужно думать о том, кто уберет крошки и постирает простыни, на которые пролито кофе: за- ведение гарантирует стерильность каждому новому посетителю.
В столице Голландии Амстердаме, существует ресторан «Kinderkookkafe», где обслуживающим персоналом являются исключительно дети.
Причем они не только обслуживают столики, но и готовят пищу.
В некоторых заведениях работают карлики, глухонемые, «трудные» подростки, бездомные, люди с психическими расстройствами. Так на
Филиппинах создан Дом Хоббитов по трилогии Толкиена «Власте- лин колец». Весь обслуживающий персонал в этом баре – дружелюб- ные, милые карлики. В этом темном, задымленном табачным дымом местечке посетителям предоставляется возможность отведать 100 раз- личных сортов пива и насладиться великолепной живой музыкой. Это место появилось в городе Манила (столица Филиппин) 35 лет назад.
Его основателем стал бывший доброволец корпуса мира, который ро- дился карликом. Он спас многих таких же, как он, от нищеты и пре- следований и дал им возможность честно зарабатывать. Он опреде- лил для них новое место в обществе, где теперь им не приходилось скрываться. Здесь они стали достойными и уважаемыми бизнесмена- ми. Весь персонал в баре – добродушные весельчаки. Здесь можно

153
увидеть самого маленького в мире подражателя Элвису, хобби- тов-жонглеров, маленьких комиков, танцоров, «глотателей» огня и певцов.
Так же существуют рестораны, в которых можно отобедать в полной темноте. Ресторан под названием O‘Noir в Монреале пред- лагает всем и видящим, и лишенным зрения отобедать во тьме, поль- зуясь услугами незрячих официантов.
В Брюсселе существует ресторан «Dinner in the Sky» (обед в не- бе). Обед сопровождает живая музыка пианиста, который вместе с посетителями поднимается в небо на платформе при помощи подъемного крана.
В Южной Африке существует бар «Баобаб». В пустом 23 метро- вом дереве гостям можно скрыться не только от жары, но и посидеть в баре на деревянных скамейках и поиграть в дартс. В стволе, при- мерно 50 метров шириной, может поместиться более 40 человек.
К тому же здесь даже есть погреб с естественной вентиляцией, где можно хранить пиво охлажденным. В Токио (Япония) имеется ресто- ран с тюремным интерьером, где стулья привинчены к полу, а пища гостям подается в шленках. В Швейцарии в городе Грюйер сущест- вует музей-бар скелетов он был построен по проекту швейцарского дизайнера Ганса Руди Гигера, который создал образы монстров, «по- жирающих» людей, к оскороносному фильму «Чужие». Этот бар на- гнетает на посетителей ужас. Ведь там царит жуткая атмосфера, так как повсеместно присутствуют в декоре скелеты из костей, начиная от стен и стульев, заканчивая вазами для цветов.
Наступает время, когда ресторации станут не просто местом, где можно перекусить на скорую руку, не просто заведением, где может отдохнуть и провести деловые переговоры или просто пообщаться с друзьями в тихой мирной обстановке. Грядет период, когда человек сможет выбрать ресторан, который подходит ему по характеру и тем- пераменту, сообразуется с его жизненными воззрениями и позицио- нированием себя в жизни.
Ресторану-общепиту, приходит на смену ресторан-философия, ресторан-кредо, ресторан-искусство, ресторан-ужас.
Некоторые заведения проводят в своих стенах всевозможные со- ревнования, суть которых съесть или выпить как можно больше и бы- стрее. Так в США существует «Ресторан для рекордсменов». Идея этого ресторана в том, что человек, который съест за час 2 килограм- ма стэйка с гарниром, может не оплачивать счет.


154
Какие только трюки не придумывают рестораторы, чтобы выде- литься из огромной массы конкурентов и привлечь клиентов и прес- су. Посетители, в свою очередь, не прочь попробовать что-нибудь не- обычное, что нельзя купить в магазине или организовать дома. Даже месторасположение, меню, обслуживающий персонал ресторана мо- жет быть уникальным.
Уставший от повседневной обыденности человек с радостью со- глашается получить опыт, о возможности которого он раньше даже не задумывался. Правда, не всегда его ждут положительные эмоции, а вот хорошая встряска – гарантирована.
Так рестораны с больничной, постельной, тюремной, туалетной и другими тематиками пользуются популярностью во всем мире и привлекают туристов.
В Китае распространены рестораны в стиле туалетных комнат.
Клиенты сидят на стульях, имитирующих унитазы, а пища подается в мини-биде, унитазах и горшках. Вместо салфеток используется туа- летная бумага. Звуковое оформление соответствует теме.
В Сингапуре работает ресторан, изнутри напоминающий госпи- таль, помещения выполнены в форме таблеток. Гости ресторана си- дят в золотых инвалидных креслах, а пища подается на операцион- ных столах в этом ресторане можно отведать коктейли из пробирок и капельниц. Столовые приборы – хирургические инструменты, та- релки – в форме почек, а в меню есть медицинский спирт. Обслужи- вающий персонал одет в форму медсестер. Даже танцевальная пло- щадка ресторана выполнена в форме капсулы.
Похожую тематику имеет гриль-бар «Сердечный приступ» (Heart
Attack) в США. Все блюда в меню имеют названия соответствующие тематике «Двойной шунт».
В Нью-Йорке существует кафе, позволяющее посетителям вдо- воль наблюдать за другими гостями. В кафе установлены 60 видеока- мер, следящих за всем, что происходит в стенах заведения. На каж- дом столике установлен своеобразный пульт управления, позволяю- щий посетителям выбирать ракурс и управлять движением камер.
Основные принципы системы – обоюдность, двунаправленность, со- гласованность. Картинка с камер транслируется на многочисленные мониторы, телевизоры и проекторы.
Желающие почувствовать себя гостями дворца Снежной короле- вы посещают рестораны и кафе, сделанные изо льда и снега. Инте-

155
ресно, что они работают не только в северных странах – России,
Финляндии и Швеции, но и на Аравийском полуострове – в Дубае.
Посетители данных заведений надевают специальные накидки и куч- куются вместе, чтобы не замерзнуть в холодном помещении среди ледяных искусно вырезанных скульптур. Гостям подают коктейли из водки и тоже в бокалах изо льда.
Еще одна популярная тема – замки, дворцы, поместья. Так, в Мо- скве создан один из самых изысканных ресторанов в мире – «Туран- дот». Он оформлен в дворцовом стиле «шинуазри» – с использовани- ем китайских мотивов. Это место гораздо больше похоже на дворец, чем на ресторан, отделка выполнена вручную с особой тщательно- стью. Качество кухни также является высоким.
Существуют рестораны, переделанные из старых трамваев, поез- дов и даже самолетов. Например, трамвай-трактир «Аннушка» широ- ко известен в Москве. А в Финляндии находится самый маленький ресторан – один стол и пара стульев. Возможно, он покажется тесным и скучным, но для людей, не склонных к шумным компаниям, это идеальное место для уединения.
В Чикаго и Риме можно посетить рестораны, где грубое обслужи- вание считается нормой – официанты оскорбляют клиентов и слегка издеваются друг над другом.
В Наньцзине (Китай) есть ресторан для желающих снять стресс.
Клиенты здесь могут выпустить гнев, вызванный напряжением и проблемами повседневной жизни, бросая и разбивая посуду, стекла, столы. Даже можно бить официантов, которыми работают мускули- стые молодые люди.
Достаточно часто встречается услуга, когда клиенту предоставля- ется право самому выбрать животное или рыбу, из которых ему при- готовят блюдо. А в Японии и России есть рестораны, где рыбу можно поймать самому. Клиенту предоставляются снасти и наживка, а рыба ценных пород – осетр, форель или сом клюет в разводном пруду.
Такая услуга есть в Сочи в ресторанчике у подножия гор в окрестно- стях Красной Поляны.
Для того чтобы получить удовольствие от изысканного угощения, важен не только его вид и вкус, но и место трапезы, считают некото- рые рестораторы. Любителям урбанистической экзотики предостав- ляется возможность посетить вращающийся ресторан, расположен-