Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков

1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины

1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения

Выводы по Главе 1

2.2. Анализ результатов исследования

Выводы по Главе 2

ГЛАВА 3. Программа профилактики делинвкентного поведения подростков посредством трансформации склонности к риску

3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения

3.2. Обоснование программы

3.3. Содержание программы

Выводы по Главе 3

ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по Главе 4

ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности

и работа с ней через лидера группы

5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности

5.2. Лидер группы как ключевой элемент

в работе с антиобщественной группой

5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера

5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой

Выводы по Главе 5

Заключение

Список литературы

Список терминов



Представим результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению у подростков экспериментальной группы на контрольном этапе исследования в таблице (таблица 8).


Таблица 8 Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков экспериментальной группы на контрольном этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)



Полученные результаты отразим на диаграмме (рисунок 8).



Рисунок 8. Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков экспериментальной группы на контрольном этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П») (в %)
На контрольном этапе в экспериментальной группе по результатам опроса не выявлены подростки с высоким уровнем склонности к делинквентному поведению. Уровень выше среднего, характеризующийся значительной предрасположенностью к делинквентному поведению, выявлен у 10 % опрошенных (или 2-х подростков). Среди подростков экспериментальной группы 60 % (или 12 человек) имеют средний уровень склонности к делинквентному поведению, а 30 % (или 6 человек) - низкий. Обобщенные результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования представим в таблице (таблица 9).
Таблица 9 Обобщенные результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)


Представим обобщенные результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования на диаграмме (рисунок 9).

Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению у подростков контрольной группы показали, что уровень склонности к различным формам делинквентного поведения у подростков данной группы на контрольном этапе не изменился. По-прежнему высокий уровень склонности к делинквентному поведению не выявлен ни у одного подростка.




Рисунок 9. Обобщенные результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (модифицированный автором опросник «ДАП-П») (в %)
Также не выявлены подростки, характеризующиеся значительной предрасположенностью к делинквентному поведению. Число респондентов с низким уровнем и средним уровнем склонности к делинквентному поведению также осталось на прежнем уровне и составило 15 и 5 подростков соответственно (или 75 % и 25 %).

Полученные результаты свидетельствуют о значительном улучшении показателей уровня склонности к делинквентному поведению в экспериментальной группе после реализации комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения. Так, высокий уровень склонности к девиантному поведению на контрольном этапе не выявлен ни у одного подростка, при том, что на констатирующем этапе таких подростков было 10% (или 2 ученика). Доля подростков со значительной предрасположенностью к делинквентному поведению снизилась с 55 % (11 подростков) до 10 % (или 2 подростков). В то же время увеличилась доля учащихся с низким уровнем склонности к делинквентному поведению с 0% на констатирующем этапе до 30 % (или 6 респондентов) на контрольном этапе исследования. Доля подростков со средним уровнем склонности к делинквентному поведению составила на контрольном этапе 60 % (или 12 подростков) относительно 35 % (или 7 человек) на констатирующем этапе.

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что реализованный комплекс занятий по профилактике делинквентного поведения среди подростков является эффективным.



Выводы по Главе 4



Авторское прикладное исследование показало, что причинами совершения правонарушений несовершеннолетними являются проблемы воспитания, образовательном процессе и организации свободного времени.

Лидер девиантного поведения – это человек, который нарушает общественные нормы и правила поведения, выходя за рамки принятых социальных норм и создавая стихийные группы, которые подчиняются его авторитету. Данная личность имеет ряд характеристических особенностей на психологическом уровне:

1. Низкое чувство ответственности и эмпатии.

2. Нарушение общественных норм.

3. Высокая уверенность в себе и чувство власти.

4. Агрессивность и неуравновешенность.

5. Желание к риску.

Исходя из этих характеристик, личность девиантного лидера может представлять опасность для других и для себя. Он может стать объектом преступного поведения или привести к созданию стихийных групп, которые будут действовать вопреки общественной безопасности.

На основании результатов исследования автор разработал программу, которая включает организацию рабочего процесса воспитанников, поддержание общественного порядка, усиление межведомственного взаимодействия, создание единого информационного пространства и проведение профилактических мероприятий.

Итак, социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями – это комплексная работа, включающая профилактические мероприятия, досуговые формы работы, общественно-полезную деятельность и организационные моменты, которые могут быть реализованы только при межведомственном взаимодействии со специалистами.

ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности

и работа с ней через лидера группы



5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности


Группа антиобщественной направленности (АН) – это группа подростков, совершивших преступления и находящихся на учете в полиции [35]. Они представляют собой группу, которая проявляет отрицательное отношение к обществу, нарушает закон и морально-этические нормы. Члены группы АН обычно организованно совершают преступления и правонарушения, объединенные общими интересами и целями.


Характеристика членов группы АН может быть разной, в зависимости от многочисленных факторов, включая социальный статус семьи, образование, наличие друзей, наличие вредных привычек и т. д. Чаще всего члены группы АН имеют недостаточную социальную защищенность, низкий уровень образования и недостаточное количество и качество социальных связей, что делает их более уязвимыми и склонными к делинквентному поведению.

Группы АН могут быть различных типов, в зависимости от признаков, которые определяют их поведение, цели и действия. Например, среди групп АН можно выделить такие типы, как группы, совершающие преступления на улице, группы, занимающиеся наркотической деятельностью, группы, совершающие кражи в магазинах, и т. д. Каждый тип групп имеет свои особенности и специфические проблемы, которые нужно учитывать при проведении работы с ними [36].

Члены группы АН ощущают сильную потребность в состоянии тревоги и адреналиновом воздействии, которые могут быть вызваны их делинквентными действиями.

Кроме того, они имеют проблемы с самоидентификацией и восприятием своей роли в обществе. Нередко они считают себя «маргиналами» и часто пользуются ненормативными выражениями для обозначения своих соотечественников и властей.

Члены группы АН, как правило, имеют объективные проблемы в социализации и вхождении в общество, а также в получении достаточного образования и трудоустройстве в будущем. Сталкиваясь с отсутствием опоры и поддержки в обществе, они ищут выходы и направления для своей энергии и агрессивности в делинквентном поведении. Однако через правильно организованную работу и помощь специалистов, можно попытаться переориентировать этих подростков на более положительные формы деятельности [37].

Члены группы АН также имеют проблемы в организации социальных связей и друзей, что зачастую приводит к образованию изолированных от общества отдельных групп, которые не признают социальные нормы и стандарты. Они активно избегают общения и принятия норм общества и могут втягивать других подростков в свои преступные действия.

Важно отметить, что члены группы АН часто имеют проблемы в области эмоционального контроля и саморегуляции. Они могут проявлять агрессивное поведение и нарушать правила поведения, что делает их опасными и вызывает тревогу вокруг них.


Таким образом, группа АН представляет собой определенную социальную группу, которая отличается отрицательным отношением к обществу, нарушением закона и социальных норм. Ее члены имеют проблемы в социализации, образовании, трудоустройстве, социальных связях, а также в управлении своими эмоциями и поведением. Для организации работы с группой АН необходимо учитывать все эти факторы и разрабатывать индивидуальный подход к каждому члену группы, исходя из его потребностей и проблем.